главная / аттестация / поиск данных об аттестации
Поиск данных об аттестации педагогических работников
Фамилия или ФИО полностью
Учреждение-работодатель
Приказы об установлении квалификационной категории в формате pdf
.
Документ был изменён 08.11.2019 в 10:07.
общая информация
вопросы и ответы
поиск данных об аттестации
приказы
Издания Центра
Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий
Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления
Экологический мониторинг окраинных морей России
Организация мониторинга финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Минобрнауки России
Направления совершенствования развития наукоемких предприятий ракетно-космической отрасли России
все издания Центра
Соглашение об использовании портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан
Редакция от 25 декабря 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Оператор Портала направляет Пользователю оферту на заключение настоящего соглашения об использовании портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (далее по тексту – «Соглашение») на условиях, содержащихся в Соглашении.
Оператор Портала и Пользователь далее могут именоваться по отдельности «Сторона», а вместе – «Стороны».
1.2. Термины и определения, использующиеся в Соглашении
1.2.1. Оператор Портала (далее – «Оператор») – Государственное казенное учреждение «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан»; адрес: 420074, Республика Татарстан, город Казань, улица Петербургская, дом 52, офис 410; ОГРН: 1191690093649; ИНН: 1655427395.
1.2.2. Пользователь – физическое лицо, осуществившее регистрацию на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в соответствии с п. 3.2 Соглашения.
1.2.3. Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (далее – «Портал») – информационная система, входящая в инфраструктуру Государственного информационного Центра Республики Татарстан в соответствии с положением о Государственном информационном центре Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2010 г. N 864, выраженная в виде программ для ЭВМ, базы (баз) данных и иных результатов интеллектуальной деятельности. Доступ к функциям Портала для Пользователей осуществляется через сайт в сети «Интернет»: https://uslugi.tatarstan.ru/ и (или) Мобильное приложение «Услуги РТ». Исключительное право на Портал принадлежит Республике Татарстан, от имени которой выступает Оператор.
Исключительное право на Портал принадлежит Республики Татарстан, от имени которой выступает Оператор.
1.2.4. Личный кабинет – функциональный раздел Портала, позволяющий Пользователю, прошедшему процедуру регистрации на Портале, сохранять и редактировать свои персональные данные, отслеживать историю операций, совершенных с использованием Портала, а также пользоваться функциональными возможностями Портала.
1.2.5. Авторизация – процедура подтверждения правомочности обращения Пользователя к функциям Портала на основании аутентификации Пользователя.
1.2.6. Аутентификация – процедура проверки соответствия введённого Пользователем пароля к учётной записи Пользователя на Портале. В случае аутентификации через ЕСИА осуществляется получение информации Порталом из ЕСИА о корректности введенных Пользователем логина и пароля от учетной записи в ЕСИА.
1.2.7. ЕСИА – федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Условия использования ЕСИА определены ее оператором и размещены в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://esia.gosuslugi.ru/.
1.2.8. Мобильное приложение «Услуги РТ» – информационно-технологический элемент Государственного информационного Центра Республики Татарстан в соответствии с положением о Государственном информационном центре Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2010 г. N 864, выраженный в виде программ для ЭВМ для операционных систем «iOS» и «Android», размещенных соответственно в магазинах приложений «AppStore» (https://apps.apple.com), «Google Play» (https://play.google.com/store) и «HUAWEI AppGallery» (https://appgallery.huawei.com/) (далее – «Магазины приложений») под наименованием «Услуги РТ».
1.2.9. Устройство – техническое устройство, функционирующее на операционной системе «iOS» или «Android», в том числе мобильный телефон, имеющее доступ к сети «Интернет» и соответствующее техническим требованиям, приведенным на странице Мобильного приложения «Услуги РТ» в Магазине приложений.
1.3. Порядок заключения Соглашения
1.3.1. Оферта на заключение настоящего Соглашения направляется Пользователю путем ее размещения в сети «Интернет» на Портале по адресу: https://uslugi.tatarstan.ru/.
1.3.2. Регистрация и (или) авторизация Пользователя на Портале и (или) любое использование Портала означает принятие Пользователем условий Соглашения (акцепт). С момента акцепта Соглашение считается заключенным между Пользователем и Оператором.
1.3.3. Пользователь использует Портал в случае согласия с условиями настоящего Соглашения.
1.3.4. В случае внесения изменений в настоящее Соглашение, Оператор уведомляет Пользователя о внесении изменений путем размещения изменений на Портале. Актуальная редакция Соглашения вступает в силу с момента ее публикации в соответствии с п. 1.3.1 Соглашения и всегда доступна в месте ее размещения.
1.3.5. Продолжение использования Портала после вступления в силу новой редакции Соглашения означает согласие Пользователя с ее условиями.
1.3.6. Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, прекращает использование Портала.
2. Предмет Соглашения
2.1. Оператор предоставляет Пользователю право использования Портала и предоставляет доступ к его функциям:
безвозмездно;
на территории Российской Федерации;
на правах простой (неисключительной) лицензии;
на срок действия настоящего Соглашения.
2.2. Пользователь вправе использовать Портал следующими способами:
2.2.1. Сайт в сети «Интернет» (https://uslugi.tatarstan.ru/): использовать явно доступные функции.
2.2.2. Мобильное приложение «Услуги РТ»: с целью осуществления доступа к Порталу через Мобильное приложение «Услуги РТ» скачать и установить Мобильное приложение «Услуги РТ» из Магазина приложений на Устройство Пользователя (осуществить запись, хранение Мобильного приложения «Услуги РТ» в памяти Устройства Пользователя, а также осуществить его воспроизведение).
2.3. Оператор не оказывает Пользователю услуг и не взимает плату.
3. Функции Портала
3.1. Функциональные возможности Портала доступны Пользователю при условии его регистрации и дальнейшей авторизации на Портале.
3.2. Регистрация Пользователя на Портале осуществляется следующими способами:
1) Путем указания Пользователем своего номера телефона, на который Оператор с использованием средств автоматического дозванивания осуществляет телефонный вызов или с использованием средств автоматической рассылки направляет СМС-сообщение. Несколько последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, и цифровой код, содержащийся в СМС-сообщении являются кодами подтверждения регистрации. Необходимое для подтверждения регистрации количество последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, указывается при регистрации на Портале. После регистрации Пользователь самостоятельно устанавливает пароль к своей учетной записи на Портале.
2) Путем авторизации через ЕСИА.
3.4. Авторизация Пользователя на Портале осуществляется при помощи указанного им при регистрации номера телефона и пароля, или через ЕСИА.
3.5. Портал обеспечивает доступ к следующим функциям:
а) ознакомление в электронной форме со сведениями о государственных и муниципальных услугах;
б) обращение в электронной форме за предоставлением государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами;
в) функции Личного кабинета;
г) осуществление оплаты коммунальных и иных услуг;
е) иные функции, явно доступные Пользователю.
3.6. Полная функциональность Портала доступна Пользователю в случае его авторизации через учетную запись Пользователя в ЕСИА, при этом при регистрации Пользователя в ЕСИА личность Пользователя должна быть удостоверена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
3.7. При авторизации Пользователя при помощи номера телефона и пароля или через учетную запись Пользователя в ЕСИА, не содержащей информацию об удостоверении личности Пользователя, Пользователю предоставляется ограниченная функциональность Портала, отображающаяся Пользователю.
3.8. В случае если для использования функции Портала необходима авторизация Пользователя через учетную запись ЕСИА, содержащую информацию о том, что личность Пользователя удостоверена, на Портале отображается соответствующее уведомление.
3.9. При осуществлении доступа к Порталу через Мобильное приложение «Услуги РТ» перечень функций может быть ограничен.
3.10. Использование функциональности Портала возможно только при наличии доступа к сети «Интернет». Пользователь самостоятельно получает и оплачивает такой доступ на условиях и по тарифам своего оператора связи или провайдера доступа к сети «Интернет».
3.11. После авторизации на Портале все действия, совершенные на Портале под учетной записью Пользователя, считаются совершенными Пользователем. Пользователь обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении данных для входа в учетные записи ЕСИА и Портала.
3.12. Оператор вправе размещать в Личном кабинете отображения фотоматериалов административных правонарушений в области дорожного движения, совершенных с использованием транспортного средства, данные которого введены на Портале, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото -, киносъемки, видеозаписи.
3.13. Оператор вправе направлять на номер телефона, указанный Пользователем при регистрации (рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи), уведомления, связанные с работой Портала и его функций, при условии, если Пользователь предварительно согласился с такой рассылкой посредством настройки уведомлений в Личном кабинете.
3.14. В целях улучшения качества Портала Оператор вправе вносить изменения в Портал (модифицировать), проводить технические работы без уведомления Пользователя, в связи с этим в функционировании Портала возможны технические сбои.
При проведении тестирования и (или) технических работ функциональность Портала может быть ограничена или не доступна.
3.15. Пользователь вправе удалить свою учетную запись на Портале с использованием соответствующих настроек в Личном кабинете. После нажатия кнопки удаления учетной записи на номер телефона Пользователя поступает телефонный вызов. Несколько последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, являются кодом подтверждения удаления учетной записи. Необходимое для подтверждения удаления учетной записи количество последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, будет указано на Портале.
В случае если Пользователь утратил доступ к своему номеру телефона, указанный в Личном кабинете, и авторизация через ЕСИА не осуществлена, удаление учетной записи на Портале осуществляется в следующем порядке:
– При успешной авторизации на Портале Пользователю в целях удаления своей учетной записи необходимо актуализировать номер телефона в настройках Личного кабинета. В целях подтверждения нового номера телефона на указанный Пользователем номер телефона поступает телефонный вызов. Несколько последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, являются кодом подтверждения. Необходимое для подтверждения количество последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, будет указано на Портале. При подтверждении нового номера телефона удаление учетной записи осуществляется в соответствии с абз. 1 настоящего пункта Соглашения.
– При отсутствии возможности авторизации на Портале ввиду утраты пароля к учетной записи, удаление учетной записи на Портале осуществляется в соответствии с приложением №1 к настоящему Соглашению.
Пользователь, осуществляя действия по удалению учетной записи на Портале, выражает согласие на удаление его персональных и иных данных, содержащихся в учетной записи. Учетная запись и данные, содержащиеся в ней, после удаления восстановлению не подлежат. Пользователь вправе зарегистрировать новую учетную запись в соответствии с п. 3.2 Соглашения.
3.16. Настоящее Соглашение действует в течение предоставления доступа к функциям Портала и Мобильного приложения «Услуги РТ». С момента прекращения доступа к функциям Портала и (или) Мобильного приложения «Услуги РТ» настоящее Соглашение считается прекращенным.
3.17. Пользователь не вправе публиковать на Портале информацию, нарушающую законодательство Российской Федерации, включая сообщения оскорбительного характера, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию третьих лиц.
4. Условия использования простой электронной подписи
4.1. При обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг через Портал и (или) подписании на Портале электронных документов Пользователь использует простую электронную подпись (далее – «ПЭП»).
4.2. При обращении в электронной форме через Портал за предоставлением государственных и муниципальных услуг ПЭП применяется в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33.
Применение ПЭП в иных случаях осуществляется в соответствии с порядком, установленным п. 4.3 настоящего Соглашения.
4.3. Правила применения ПЭП в иных случаях:
4.3.1. Стороны пришли к соглашению об использовании ПЭП для подписания Пользователем электронных документов, формируемых на Портале. В случае, если стороной подписываемого документа является не Оператор и подписываемый документ направляется иным лицам, помимо Оператора, ПЭП применяется на основании отдельных соглашений между Пользователем и такими лицами.
4.3.2. Ключом ПЭП является сочетание двух элементов – идентификатора и пароля ключа. Идентификатором является логин от учетной записи Пользователя в ЕСИА, а паролем ключа – пароль от учетной записи Пользователя в ЕСИА.
4.3.3. Факт формирования ПЭП Пользователем подтверждается при соблюдении следующих условий в совокупности:
– осуществление входа в учетную запись Пользователя в ЕСИА путем введения корректного логина и пароля от учетной записи ЕСИА (ключа ПЭП) в интерактивной форме Портала;
– регистрация Пользователя в ЕСИА осуществлена в соответствии с нормативными правовыми актами;
– личность Пользователя удостоверена при регистрации в ЕСИА в соответствии с нормативными правовыми актами;
– Порталом в порядке информационного обмена получена из ЕСИА информация о корректности введенных Пользователем логина и пароля от учетной записи в ЕСИА и в случае их корректности, осуществлена регистрация (авторизация) Пользователя на Портале;
– Порталом в порядке информационного обмена получена из ЕСИА информация о владельце учетной записи ЕСИА.
4.3.4. Проверка ПЭП Пользователя осуществляется путем получения Порталом в порядке информационного обмена из ЕСИА информации о корректности введенных Пользователем логина и пароля от учетной записи в ЕСИА. В случае их корректности ПЭП Пользователя является подтвержденной.
4.3.5. Документ, подписанный ПЭП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью Пользователя, при соблюдении условий п. 4.3.3 Соглашения и нажатия соответствующей кнопки в интерфейсе Портала об отправке электронного документа.
4.3.6. Документ является подписанным ПЭП Пользователя при соблюдении п. 4.3.3 Соглашения и нажатия соответствующей кнопки в интерфейсе Портала об отправке электронного документа.
4.3.7. Документ считается подписанным ПЭП Пользователя в случае применения ключа ПЭП в соответствии с правилами, установленными Оператором в настоящем Соглашении, и в созданном и (или) отправленном документе содержится информация, указывающая на Пользователя, от имени которого был создана и (или) отправлен Документ.
4.3.8. Пользователь обязуется соблюдать конфиденциальность ключа ПЭП.
5. Обработка персональных данных
5.1. Порядок обработки персональных данных на Портале регулируется Политикой конфиденциальности в отношении персональных данных, обрабатываемых на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, текст которой размещен в сети «Интернет»: https://uslugi.tatarstan.ru/.
5.2. Принимая условия настоящего Соглашения, Пользователь выражает свое согласие с условиями Политики конфиденциальности в отношении персональных данных, обрабатываемых на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан и дает согласие на их обработку.
6. Заключительные положения
6.1. Пользователь вправе направлять претензии, связанные с функционированием и (или) использованием Портала и иные письма, и требования по адресу Оператора, указанному в п. 1.2.1 Соглашения.
Ответ на претензию направляется Оператором в течение 30 дней со дня получения претензии.
6.2. Все споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Версия Соглашения от 09.09.2021 опубликована в сети «Интернет» по следующему адресу: https://uslugi.tatarstan.ru/terms-of-service/user-agreement/old
Приложение №1
Порядок удаления учетной записи на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в случае утраты доступа к номеру телефона и пароля
1. Термины, приведенные в настоящем Порядке, применяются в значении, предусмотренными Соглашением об использовании портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (далее – Соглашение).
2. При отсутствии возможности удаления учетной записи на Портале с использованием соответствующих настроек в Личном кабинете по причине утраты доступа к номеру телефона, указанному в Личном кабинете Пользователя, и пароля к учетной записи на Портале Пользователь вправе обратиться к Оператору с заявлением об удалении учетной записи на Портале в соответствии с настоящим Порядком (далее – Заявление).
3. Заявление предоставляется по форме, установленной приложением №1 к настоящему Порядку, на бумажном носителе и собственноручно подписывается Пользователем.
4. Заявление подлежит направлению Оператору по Почте России или курьером по адресу: 420074, г. Казань, ул. Петербургская, д. 52, оф. 410 (адресат: ГКУ «ЦЦТ РТ»). Личный прием Пользователей Оператором не осуществляется.
5. В целях удаления учетной записи на Портале Пользователю необходимо приложить к Заявлению документ, подтверждающий владение номером мобильного телефона, указанный в Личном кабинете. Таким документом является копия договора, содержащего информацию о номере телефона и заключенного с оператором связи, или иной документ, предоставленный оператором связи, подтверждающий владение номером мобильного телефона, указанный в Личном кабинете.
Копия договора, заключенного с оператором связи, должна быть заверена уполномоченным лицом оператором связи с проставлением печати такого оператора.
Иной документ, предоставленный оператором связи, подтверждающий владение номером мобильного телефона, должен содержать подпись уполномоченного лица и печать оператора связи. Такой документ должен быть представлен Пользователем в оригинальном экземпляре.
6. В случае если Пользователь утратил свой экземпляр договора с оператором связи и оператор связи в письменной форме с указанием мотивированных причин отказал Пользователю в предоставлении заверенной оператором связи копии такого договора или иного документа, подтверждающего владение номером мобильного телефона, Пользователю необходимо приложить к Заявлению вместо документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенной нотариусом, а также письменный отказ оператора связи в предоставлении указанных выше документов.
Порядок, предусмотренный абз. 1 настоящего пункта, применяется в случае, если Пользователь авторизовался в Личном кабинете через ЕСИА и учетная запись Пользователя в ЕСИА содержит информацию об удостоверении личности Пользователя в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (тип учетной записи в ЕСИА – «подтвержденная учетная запись»), а также если информация о Пользователе, содержащаяся в такой учетной записи ЕСИА идентична информации, указанной в Заявлении.
7. В случае если Пользователь утратил свой экземпляр договора с оператором связи, и оператор связи в письменной форме с указанием мотивированных причин отказал Пользователю в предоставлении заверенной оператором связи копии такого договора или иного документа, подтверждающего владение номером мобильного телефона, и если в Личном кабинете отсутствует информация об авторизации через ЕСИА в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 6 настоящего Порядка, Пользователю необходимо предоставить иные документы, достоверно подтверждающие владение номером мобильного телефона, указанного в Личном кабинете, а также письменный отказ оператора связи в предоставлении указанных выше документов.
8. Рассмотрение Заявления и приложенных к нему документов осуществляется Оператором в течение 30 дней со дня их поступления.
9. В случае несоответствия Заявления установленной форме и (или) непредоставления документов, предусмотренных настоящим Порядком, Оператор вправе отказать в удалении учетной записи на Портале.
10. При соответствии Заявления установленной форме и предоставления документов, предусмотренных настоящим Порядком, Оператор осуществляет удаление учетной записи на Портале в течение 30 дней со дня поступления Заявления и приложенных документов.
Приложение №1 к Порядку удаления учетной записи на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в случае утраты доступа к номеру телефона и пароля
Начало формы
Оператору портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан – в государственное казенное учреждение «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан»
Адрес: 420074, г. Казань, ул. Петербургская, д. 52, оф. 410 (адресат: ГКУ «ЦЦТ РТ»)
Заявление на удаление учетной записи на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан
Фамилия, имя, отчество (если имеется): |
|
Дата рождения (число, месяц, год): |
|
Адрес места жительства (регистрации): |
|
Адрес фактического пребывания: |
|
Паспорт гражданина РФ: |
серия ____ номер ________________ выдан __________________________ |
Контактный телефон: |
|
Номер телефона, указанный в личном кабинете: |
Я прошу оператора портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (далее – Портал) удалить мою учетную запись на Портале, зарегистрированную по номеру мобильного телефона, указанному выше.
Настоящим подтверждаю, что утратил доступ к номеру мобильного телефона, указанному в личном кабинете Портала, и утратил пароль к учетной записи Портала.
Выражаю согласие на удаление (уничтожение) моих персональных и иных данных, содержащихся в учетной записи Портала. Согласен с тем, что учетная запись и данные, содержащиеся в ней, после удаления восстановлению не подлежат.
Дата: ______________
_______________ /________________
подпись Ф.И.О.
КОНЕЦ ФОРМЫ
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. Сейчас апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время
Глобальная цель — мотивировать преподавателей к профессиональному росту и отсеять сотрудников, не соответствующих профессиональным стандартам. Также Минпросвещение выделяет такие задачи:
- Стимулировать непрерывный рост квалификации педагогов, создать условия для их личностного роста. Для этого требования приведены к единому стандарту, создана национальная система учительского роста — НСУР.
- Сделать преподавание более эффективным за счет усиления кадрового состава.
- Создать единую систему оценки учителей.
- Развить систему наставничества, чтобы распространять лучшие практики среди образовательных учреждений.
- Урегулировать систему мотивации в зависимости от квалификации учителя.
Что такое аттестация педагогических работников
Российская система образования заинтересована, чтобы ее представляли профессиональные и мотивированные кадры. Поэтому педагоги каждые пять лет проходят аттестацию. Она должна подтвердить, что человек соответствует стандартам Министерства просвещения.
До 2021 года содержание аттестации формировали региональные департаменты и министерства. Например, в одной области педагоги заполняли портфолио, а в соседней — проводили открытые уроки. Теперь предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам. В соцсетях стандарты успели назвать «ЕГЭ для педагогов».
При этом ЕФОМ выступает надстройкой над Приказом Министерства образования и науки России от 07.04.2014 № 276.
Каким педагогам надо проходить аттестацию
С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.
Обновленные категории учителей:
- Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
- Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
- Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах. Требования:
- стаж преподавания более пяти лет;
- первая или высшая квалификационная категория;
- есть диплом о дополнительном образовании по направлению «Методист», полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-методиста.
- Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы. Требования:
- стаж преподавания более семи лет;
- высшая квалификационная категория;
- есть диплом о соответствующем дополнительном образовании, полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-наставника.
Какие есть виды аттестации педагога
Аттестация педагогических кадров может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения.
Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после
3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Каковы этапы аттестации педагогических работников
Алгоритм аттестации закреплен в Приказе № 276. Условно можно выделить три этапа: формирование комиссии, проведение аттестации и объявление результатов.
Подготовка к аттестации — формирование комиссии. Для начала школа должна создать аттестационную комиссию. Если есть профсоюз, его представитель обязательно должен в нее войти.
Чтобы начать аттестацию, учреждение издает документы:
- Распорядительный акт, где указаны сотрудники, которые обязаны пройти аттестацию, и ее график. Документ включает список работников для обязательной проверки, а также ее график. Педагоги должны ознакомиться с актом не позднее чем за 30 дней до проведения их аттестации.
- Представление на каждого педагога. Это основной документ комиссии, в нем должна быть полная информация: Ф.И.О., должность, основное и дополнительное образование, итоги предыдущих аттестаций и пр.
Сотрудник должен ознакомиться с этими документами не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. После учитель может внести в представление дополнительную информацию, которой не было, например информацию о сертификатах об обучении.
Аттестация — заседание комиссии. В заседании должен участвовать и сам учитель. Если он не придет без уважительной причины, комиссия разбирается без него. При таком сценарии ситуация вряд ли сложится в пользу аттестующегося. Если же уважительная причина есть, заседание перенесут.
Объявление результатов. Члены комиссии с помощью голосования решают, соответствует ли педагог занимаемой должности. Результаты заносят в протокол, знакомят со своим вердиктом педагога.
Как подать заявление на аттестацию
Для обязательной аттестации заявление со стороны работника не нужно. Оно актуально только для определения квалификационной категории по желанию самого педагога.
В законах не прописаны жесткие требования к заявлению. Главное — указать квалификационную категорию и должность, по которым учитель желает пройти аттестацию.
Заявление можно лично отнести в комиссию, воспользоваться любой почтовой компанией или отправить по электронной почте. Еще один вариант — использовать информационную систему «Аттестация», которая включает специальный модуль для работы с заявлениями.
По правилам у комиссии есть 30 дней, чтобы рассмотреть заявление и определить срок проведения аттестации.
Как проходит аттестационное испытание
Материалы ЕФОМ едины для всех образовательных учреждений России и включают три блока:
- письменная работа по дисциплине учителя;
- видеоурок;
- разбор кейса.
Письменная работа по дисциплине учителя
Включает в себя задачи по предмету, вопросы по планированию и построению учебного процесса. Блок должен проверить методические и предметные компетенции педагога. Например, учителя математики могут попросить решить уравнение, а по истории спросить ключевые даты Отечественной войны 1812 года.
В 2020 году ЕФОМ тестировался в 45 регионах. Учителя, участвовавшие в эксперименте, писали, что на выполнение письменной работы давали два часа.
Видеоурок
Согласно требованию ЕФОМ комиссия должна оценить работу учителя «в поле». Для этого педагог представляет запись реального урока и несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Это нужно для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций.
Качество самой съемки не оценивается. Достаточно снять урок на телефон. Продолжительность видео — 15–30 минут.
Разбор кейса
Задания выполняются на компьютере, каждый педагог получает индивидуальный кейс. Это сделано, чтобы поддержать единство стандарта по всей стране. В пробных заданиях на официальном сайте ЕФОМ педагогам было предложено порассуждать, как работать с классом, в котором происходит травля ученика. Естественно, задания будут отличаться, но пока неизвестно, какие темы они затронут.
Каковы критерии аттестации учителей в 2022 году
Новая система пока проходит апробацию, узнать о ней можно на специальном сайте. Если итоги будут оценены как успешные, ждать изменений можно в 2022/2023 учебном году. Что включает обновленная система?
Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100. Для разных уровней проходные баллы отличаются. Выпускникам педагогического вуза достаточно набрать 60 баллов, а обязательная аттестация потребует не менее 70.
Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ — до 60 баллов и представление работодателя — до 40 баллов.
ЕФОМ разобрали в предыдущем разделе, теперь детализируем правила внутри представления.
- До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет. Здесь важнее динамика, даже незначительная.
- До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов проходит с помощью опросных листов на сайте школы.
- До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, например, технического оснащения класса. Работу учителей проверяют эксперты — самые опытные педагоги, прошедшую специальную подготовку Рособрнадзора.
Каковы сроки проведения аттестации педагогов
Как правило, аттестация проходит в период с 15 августа по 15 мая. Для каждого учителя устанавливаются индивидуальные сроки.
Педагога уведомят о конкретном времени и месте проведения аттестации по электронной почте или в личном кабинете информационной системы «Аттестация». Также образовательные учреждения часто публикуют графики на официальных сайтах. В любом случае учитель не останется в неведении.
Что делать, если педагог отказывается проходить обязательную аттестацию
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Прохождение обязательной аттестации входит в перечень обязанностей, значит, отказ влечет за собой санкции: работника могут перевести на другую должность или уволить.
Также порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме заявления. Главное — соблюдение сроков и условий для сдачи.
- 27 января заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк и Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова подписали совместные разъяснения Минпросвещения России и Профсоюза об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020-2021 годах и о продлении сроков действия квалификационных категорий в соответствии с приказами Минпросвещения России от 28 апреля 2020 года № 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году” и от 11 декабря 2020 года № 713 “Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
С указанными разъяснениями можно ознакомиться здесь. - В связи с продолжающейся угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, по согласованию с министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и министерством просвещения Российской Федерации принят приказ № 713 от 11 декабря 2020 года, которым предусмотрено продление действия квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года, до 31 декабря 2021 года.
- Рекомендации по заполнению заявления о проведении аттестации с целью получения квалификационной категории в электронном формате через сайт ЦПО Самарской области
- Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подготовленные департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования
Вопрос:
Проходила аттестацию дистанционно. Результат проверки электронного портфолио – «экспертиза отрицательная». Хочу через год пройти аттестацию еще раз. Как мне узнать о результатах проведенной экспертизы моего портфолио?
Ответ:
Вы вправе обратиться с заявлением о предоставлении выписки из протокола заседания экспертной группы, но не ранее, чем состоится заседание аттестационной комиссии, где будут утверждаться результаты проведенного экспертами анализа Вашей профессиональной деятельности (график на сайте ЦПО Самарской области, баннер «Подать заявление на аттестацию»).
Начальнику отдела аттестации Семёновой С. С. |
заявление. |
Прошу предоставить выписку из протокола заседания экспертной группы. Экспертиза проводилась … (указать месяц и год). Число Подпись (ФИО) |
Заявление пишется собственноручно, сканируется и направляется по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. В течение десяти рабочих дней выписка будет подготовлена и направлена на Ваш электронный адрес.
Вопрос:
В бланке заявления на аттестацию есть строка: «Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии /без моего присутствия (нужное подчеркнуть)». Может ли моё присутствие на заседании аттестационной комиссии как-то повлиять на мою аттестацию (в экспертном заключении вывод: «не соответствует требованиям, предъявляемым к заявленной первой/высшей квалификационной категории»)?
Ответ:
Напоминаем: основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Процедура заканчивается принятием решения о соответствии/ несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к заявленной категории, путем голосования членов аттестационной комиссии. Педагог может воспользоваться своим правом присутствовать при его аттестации (рассмотрении результатов экспертизы) на заседании аттестационной комиссии и лично убедиться в соблюдении принципов коллегиальности, гласности, открытости процедуры. Результаты аттестации будут сообщены педагогическому работнику после подведения итогов открытого голосования. Выбор за Вами!
Вопрос:
Во время отпуска по уходу за ребёнком у меня закончился срок действия первой квалификационной категории. Можно ли продлить на год первую категорию, чтобы сохранить заработанную плату? Какие документы нужно для этого предоставить?
Ответ:
Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает продление сроков действия квалификационных категорий.
Педагогический работник, претендующий на первую/высшую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в т.ч. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком либо непосредственно после выхода из него.
Для педагогических работников, у которых в период отпуска по уходу за ребенком истек срок действия квалификационной категории, образовательное учреждение может предусмотреть дополнительную гарантию путем сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться более благоприятные по сравнению с установленными законами и иными нормативными правовыми актами условия труда.
Вопрос:
В Межотраслевом соглашении предусматриваются особые формы аттестации (без проведения экспертной оценки уровня квалификации) педагогических работников. Не могли бы перечислить, какие награды относятся к государственным, а какие к отраслевым?
Ответ:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РФ
Указом Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» учреждены государственные награды Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, государственные премии Российской Федерации, а также премии Президента РФ и премии Правительства РФ.
В настоящее время в Российской Федерации учреждено девять орденов – из них три для гражданских лиц: «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени; орден Почета; орден Дружбы.
Среди других государственных наград – около 70 почетных званий заслуженных работников в различных сферах деятельности – в системе науки и профессионального образования:
- «Заслуженный учитель Российской Федерации»;
- «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»;
- «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»;
- «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»;
- «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».
ОТРАСЛЕВЫЕ НАГРАДЫ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отраслевыми наградами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (далее именуемые – отраслевые награды) являются:
- медаль К.Д.Ушинского;
- нагрудный знак “Почетный работник общего образования Российской Федерации”;
- нагрудный знак “Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации”;
- нагрудный знак “Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации”;
- нагрудный знак “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации”;
- Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
- благодарность Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
Вопрос:
Какую дату считать датой установления квалификационной категории?
Ответ:
Датой установления квалификационной категории считать день вынесения решения аттестационной комиссией (см. преамбулу приказа: « …на основании решения аттестационной комиссии министерства образования и науки Самарской области от ________(протокол №__)
Вопрос:
Как найти приказ об установлении педагогическому работнику квалификационной категории?
Ответ:
Приказы об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории размещаются на сайте министерства образования и науки Самарской области во вкладке «Деятельность» / «Кадры системы образования» / «Аттестация педагогических работников»:
https://educat.samregion.ru/activity/kadry-sistemy-obrazovaniya/attestacziya-pedagogicheskih-rabotnikov/
Все педагоги системы среднего образования в России должны периодически повышать уровень своей квалификации, а также подтверждать соответствие занимаемой должности. Для этого они проходят специальную процедуру проверки знаний и навыков. Мы расскажем, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2023 году, будет ли вводиться новая система оценки квалификации и чего ждать учителям.
Содержание статьи
- 1 Что такое аттестация педагогических работников
- 2 Зачем нужна аттестация педагогических работников
- 3 Виды аттестаций учителей
- 3.1 Первичная
- 3.2 Обязательная
- 3.3 Добровольная
- 4 Кому нужно проходить аттестацию педагогических работников в 2023 году
- 5 Этапы аттестации педагогических работников в 2023 году
- 5.1 Формирование аттестационной комиссии
- 5.2 Подача заявления на аттестацию
- 5.3 Прохождение аттестационного испытания
- 5.4 Система оценки испытания
- 5.5 Объявление результатов
- 5.6 Где посмотреть результаты аттестации педагогов
- 6 Когда будет проводиться аттестация учителей в 2023 году
- 7 Последние изменения в аттестации педработников с 2023 года
- 8 Часто задаваемые вопросы
Что такое аттестация педагогических работников
Аттестация педагогов – это процедура проверки учителя на соответствие занимаемой должности или для отнесения к более высокой квалификационной категории. Так государство обеспечивает достаточный уровень образования в школах – ведь учителя должны постоянно совершенствовать свои компетенции и изучать современные технологии и методики обучения.
Читайте также нашу статью о повышении зарплаты учителям в 2023 году.
В последние несколько лет система аттестации претерпевает серьезные изменения – на смену прежним правилам приходят новые, которые обещают сделать едиными для учителей по всей стране.
Поэтому стоит учитывать, что нормативная база по вопросу аттестации педагогов может несколько запутанной, ведь в ней есть старые и новые правила:
- Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 – базовый документ, который определяет основы системы образования и педагогической работы.
- Приказ Минобрнауки РФ № 276 от 07 апреля 2014 года – устанавливает текущий порядок прохождения аттестации педагогов.
- Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р – с его помощью планируется внедрение новой системы аттестации педагогов с учетом Единых федеральных оценочных материалов.
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 – описывает, какой именно будет новая система.
В этой статье основной акцент будет сделан именно на новой системе аттестации, которая уже тестируется в нескольких регионах с 2022 года. Судя по всему, ее полноценный запуск – лишь вопрос времени.
Пока единственный официально утвержденный документ по новой процедуре аттестации – Ведомственная целевая программа Минпросвещения
Зачем нужна аттестация педагогических работников
В общих чертах, аттестация – это проверка знаний и навыков учителя, а нужна она, чтобы убедиться в его соответствии высоким стандартам российской педагогики.
Поэтому к числу задач аттестации в соответствии с российским законодательством относятся:
- повышение качества и эффективности преподавания;
- оценка потенциала учителей и их потребностей в повышениях квалификации;
- дифференциация размеров оплаты труда для разных категорий педагогов;
- оценка соответствия кадров в школе требованиям образовательных стандартов для учителей.
Таким образом, аттестация учителей в 2023 году будет ставить целью подтверждение соответствия педагогического работника квалификационным требованиям образовательного и профессионального стандарта.
Виды аттестаций учителей
По пока еще действующим правилам, аттестация бывает двух видов – обязательная на соответствие занимаемой должности, а также добровольная, если учитель хочет повысить свою квалификационную категорию. А новая система запустит еще один уровень – это первичная аттестация, которой пока еще нет. Разберем все эти виды более подробно.
Первичная
Согласно действующему порядку аттестации, такого ее вида не предусмотрено. Так, согласно пункту 22 Приказа №276, педагог, работающий в должности менее 2-х лет в учебном заведении, производящем аттестацию на занимаемую должность, вправе ее не проходить. То есть, считается, что молодой специалист в первые 2 года своей работы еще сохраняет полученные в учебном заведении навыки.
А вот в тестируемом новом порядке аттестации, согласно Приказу Министерства Просвещения РФ № Р-8 от 15.02.2019 года, уже предусмотрены первичные аттестационные мероприятия для педагогических сотрудников при поступлении на должность. В этом случае педагог должен подтвердить свою квалификацию, чтобы просто получить право работать в школе.
Обязательная
Это основной вид аттестации, ее обязаны проходить все учителя каждые 5 лет. Считается, что это проверка на соответствие занимаемой должности – то есть, учитель должен подтвердить, что его знаний, умений и навыков достаточно, чтобы и дальше работать с детьми.
Есть и список тех, кто обязательную аттестацию может не проходить:
- преподавательницы, которые находятся в отпуске по беременности и родам, а также с беременностью;
- преподаватели в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет;
- педагогические работники, которые не работали более 4-х месяцев по причине заболевания;
- педработники, которые работают в аттестуемой должности меньше 2-х лет в данном учебном заведении;
- педагоги, у которых есть квалификационная категория, полученная в рамках добровольной аттестации.
То есть, не проходят обязательную аттестацию те, кто пришел в профессию недавно, кто в ближайшее время не будет работать, а также те, кто получил категорию (она продлевается тоже в добровольном порядке).
В новом порядке аттестации эти условия не меняются – проходить ее нужно будет также раз в 5 лет.
Добровольная
Это аттестация, по итогу которой педагог может повысить свою категорию – то есть, перейти на более высокий уровень. В существующей системе уровней всего три – это молодой специалист (без категории), учитель первой категории и учитель высшей категории.
В новой системе этот порядок тоже сохранится, но категории будут иными – их будет вдвое больше.
Кому нужно проходить аттестацию педагогических работников в 2023 году
Аттестация в целом обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений. Конкретный перечень должностей можно найти в Постановлении Правительства РФ № 225 от 21.02.2022 года, где перечислены все педагогические должности.
То есть, аттестация педработников в 2023 году осуществляется для всех педагогов, у которых истекает срок прошлой аттестации и которые относятся к одной из должностей:
- учитель, преподаватель;
- педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог;
- преподаватель-организатор ОБЖ;
- инструктор-методист, инструктор по физкультуре;
- мастер производственного обучения;
- музыкальный руководитель;
- педагог дополнительного образования;
- тренер-преподаватель и т. д.
Добровольная аттестация педагогов в 2023 году на квалификационные категории предполагает, что учителю может быть присвоена первая или высшая категория. Если у него истекает срок категории, то он может подать заново на аттестацию по данной категории (обязательную) или на более высокую (в добровольном порядке). Если аттестацию на категорию не подтверждать, то она снимается.
Согласно действующему действующему приказу Минобрнауки, категории присваиваются по следующим критериям:
- Первая категория – если педагог докажет, что у его учеников есть высокие достижения, которые были определены школой при проверках знаний и иных испытаниях. Также у учеников должны быть способности к научной, спортивной или творческой деятельности, а учитель должен внести личный вклад в улучшение качества образования.
- Высшая категория – если учащиеся не просто показывают высокий уровень знаний и подготовки, но он еще и растет. То есть, к требованиям для первой категории добавляется участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, а также участие самого педагога в методической работе и профессиональных конкурсах.
То есть, главное отличие – если для первой категории достаточно просто показать высокую успеваемость у своих учеников, то для получения высшей категории важно продемонстрировать что-то большее. А от категории, в конечном счете, зависит разница в оплате труда.
В новой системе аттестации категорий больше:
- молодой специалист – это учитель, который только пришел работать после вуза, прошел первичную аттестацию и работает менее 3-х лет;
- учитель с соответствием должности – это начальное звание, которое учитель получит, пройдя первую аттестацию;
- учитель-методист – это звание будут выдавать педагогам со стажем минимум 8 лет, которые также пройдут соответствующую аттестацию на категорию;
- учитель-наставник – наивысшая должность, для которой нужна не одна аттестация.
Соответственно, и привилегии у учителей разных категорий будут разными – например, учитель-методист может участвовать в разработке учебных планов, а учитель-наставник – передавать свой опыт новичкам.
Первая и высшая категории сохраняются, а новых категорий учитель сможет получить сразу две – тогда и доплаты он будет получать за обе.
Этапы аттестации педагогических работников в 2023 году
Главное новшество в новой системе аттестации (помимо новых категорий учителей) – это единые стандарты ее прохождения по всей стране. Сейчас правила и порядок аттестации отличаются в каждом регионе и даже городе. Где-то от учителя требуется собирать массу документов и сдавать это лично, а где-то – все его достижения проверяются автоматически по электронной базе (так реализовано в Москве).
Новые правила аттестации пока не вступили в силу, но это вопрос времени. Поэтому рассмотрим, как именно учителя смогут проходить аттестацию уже в ближайшее время.
Формирование аттестационной комиссии
Перед проведением процедуры собирается комиссия, состав которой зависит от типа аттестации (обязательной или добровольной):
- Комиссия по аттестации на соответствие занимаемой должности создается распорядительным документом учебного заведения – приказом об аттестации педагогических работников. В нее входят члены комиссии, секретарь, зампредседателя и сам председатель. Если в учебном заведении имеется орган профсоюза, то в состав комиссии на обязательных началах входит и его представитель.
- Комиссия по аттестации на повышение категории формируется не работодателем, а или региональным министерством образования или отделом образования городской администрации (в зависимости от уровня образовательного учреждения). При создании таких структур определяется их состав, условия привлечения специалистов, а также регламенты работ. В число участников комиссии входит представитель от профсоюза.
То есть, на уровне школы периодически собирается своя комиссия по аттестации на соответствие занимаемой должности, и вся процедура проходит именно в школе. А чтобы получить более высокую категорию, нужно обращаться в вышестоящее ведомство и ждать, когда там созовут комиссию.
Подача заявления на аттестацию
Чтобы пройти аттестацию, сначала нужно подать соответствующее заявление. И порядок его подачи различается для аттестации на категорию и на соответствие для занимаемой должности.
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности производится на основе распорядительного документа самого работодателя. На каждого педагогического работника работодателем в аттестационную комиссию школы вносится представление, в котором указывается:
- ФИО (отчество – если таковое имеется);
- должность на дату аттестации;
- информация о трудовом договоре при принятии на должность;
- квалификационные данные и уровень образования;
- данные о дополнительном профобразовании по направлению деятельности преподавателя;
- результаты предшествующих аттестаций, если таковые имели место;
- оценка деловых и профессиональных параметров, результатов и итогов деятельности педработника, согласно содержанию его трудового договора (должна носить всесторонний и мотивированный характер).
Работодатель знакомит учителя с представлением не менее чем за 30 дней до даты аттестации под подпись. Педагог затем может передать в комиссию дополнительные документы по его профессиональной деятельности за период с даты приема на работу или даты последней аттестации, а также информацию о получении им независимой оценки.
То есть, чтобы пройти аттестацию, помимо основных данных о себе и своем образовании, нужно предоставить определенные документы о результатах деятельности за прошедшие 5 лет. Какие именно это документы – утверждается на уровне школы.
Если же речь идет об аттестации на повышение квалификационной категории, то заявление подавать нужно уже в вышестоящую комиссию. Как это делать – стоит уточнить на месте, обычно документы принимают лично, через интернет или по обычной почте (например, если школа находится в отдаленном населенном пункте).
Форма заявления зависит от региона, поэтому уточнять это также нужно на месте. Например, в инструкции Министерства образования Республики Мордовия №3271 от 20.08.2019 года утверждена такая форма заявления на аттестацию педагогических работников:
«Образец заявления на прохождение аттестации педагогов на категорию» На примере одного из регионов |
А требования к портфолио такие:
«Требования к портфолио для аттестации педработников на категорию» На примере одного из регионов |
То есть, в документе должны быть данные о заявителе, его месте работы, а также о категории, на которую он претендует. Для других регионов согласование портфолио с аттестующими органами выполняется учителем в индивидуальном порядке.
Отдельно стоит сказать о документах, которые прикладываются к заявлению. Сейчас, чтобы пройти аттестацию на категорию, учителю нужно собирать обширное портфолио своих достижений. Например, в него могут входить:
- результаты освоения предмета учениками, причем в динамике – потому что для получения категории динамика должна быть положительной за несколько лет;
- результаты учеников на Всероссийской предметной олимпиаде – если по профилю учителя вообще есть олимпиады;
- информация о работе по направлению наставником;
- данные о том, какие экспериментальные методики применял учитель;
- прочие документы, подтверждающие достижения педагога за последние годы.
Иногда от учителя требуется сделать что-то еще – например, в той же Мордовии нужно написать сочинение на тему личных достижений педагога, которые бы подтверждались в портфолио документами.
По новым правилам аттестации различий по оформлению дополнительных материалов к аттестации (портфолио) для разных регионов РФ не будет. То есть, состав портфолио и правила его оформления будут едиными для всей страны. Правда, какие это будут правила, пока неизвестно.
Прохождение аттестационного испытания
В процессе внедрения находятся методики, предполагающие, что учителей будут экзаменовать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), с предложением выполнить 4 вида задания, включая предметное, методическое, а также психолого-педагогическое и коммуникативное. При этом стаж будет иметь меньшее влияние, появится единый рейтинг преподавателей, возможность у педагогов формировать подготовку школьников по требованиям ФГОС и т. д. Разберемся с этим подробнее.
Письменная работа
Первая часть испытания педработника – это письменная работа по предмету, который он преподает. То есть, это проверка знаний педагога по его дисциплине – ведь нельзя научить детей тому, чего не знаешь сам. К предметным компетенциям, например, по истории, может быть отнесено:
- восстановление хронологической последовательности событий,
- указание имен современников исторического события,
- задание сопоставить исторические сооружения стране их нахождения и другие.
Методические навыки проверяются путем формулировки тем учебного проекта, составлением перечня ресурсов для выполнения проекта, определением возможных результатов проекта, которые получат ученики после выполнения. Также учитель должен проверить контрольное задание ученика по прилагаемой методике и предложить дальнейшие методы для развития обучающегося по предмету «история».
Посмотреть тестовый вариант заданий по истории можно здесь.
Запись видеоурока с классом
Самая спорная часть – это анализ образца профессиональной деятельности учителя. Изначально в проекте приказа говорилось, что учитель должен записать на видео урок, который потом будут разбирать и оценивать независимые эксперты. Причем урок будет сверяться с учебными планами и проверочными работами учеников.
Но потом возникло слишком много вопросов – неясно, как именно учителя должны снимать урок, как долго (5 минут или все 45), на какое оборудование и какие именно уроки нужно снимать. Еще большая проблема – разрешения родителей на съемку их детей.
Поэтому, по неофициальной информации, видео урока было решено исключить из ЕФОМ. Скорее всего, его заменят на какой-то другой вариант оценки работы учителя.
Индивидуальный кейс
В рамках решения кейса педагог должен представить решение сложной гипотетической ситуации, к примеру:
- объяснить, как правильно работать с детьми из неблагополучной семьи;
- предложить вариант постановки учебного задания для детей со специальными потребностями (например, инвалиды по органам движения).
Тестовый кейс для учителей истории можно найти в этом же файле.
На решение кейса, как и на другие блоки, учителям будет отводиться ограниченное время.
Система оценки испытания
Будущая система оценки испытаний предполагает начисление баллов за каждый этап. По планируемым к введению методикам максимальный балл для прохождения аттестации – 100, из которых для получения категории нужно набрать не менее 70. Из них по ЕФОМ можно максимально набрать 60 баллов.
То есть, в письменном задании, за оценку урока и решение кейса можно получить до 60 баллов (например, за каждый правильный ответ письменного задания будет даваться 1 балл). Пример оценки знаний учителя можно найти в конце файла с заданиями по истории, выложенного выше.
Остальные баллы будут собираться по рекомендации работодателя:
- личные успехи преподавателя – до 15 баллов;
- достижения учеников и выпускников за последние 5 лет – до 20 баллов;
- мнение эксперта – до 5 баллов.
Таким образом, успеваемость обучающихся все так же будет влиять на аттестацию педагога, как и сейчас (в рамках портфолио).
Объявление результатов
По действующему приказу результаты аттестации на соответствие занимаемой должности или на категорию сообщаются педагогу по результатам голосования членов комиссии, оформляемого протоколом. На это у комиссии есть до 10 дней, но по факту оценку чаще всего сообщают сразу.
По новому тестируемому порядку предполагается доведение результатов аттестации до аттестуемого учителя и руководства школы в автоматическом режиме информационной системой. Как все это будет работать на практике, пока понять сложно.
Где посмотреть результаты аттестации педагогов
Результаты аттестации педагогических работников на категорию, согласно существующим правилам, выкладываются в интернете в виде распорядительных актов государственных органов. Аттестация на соответствие преподавателя должности отражается в личном деле преподавателя в учебном заведении и может быть указана на сайте школы.
Когда будет проводиться аттестация учителей в 2023 году
Как и каждый год, в 2023 году обязательной аттестации подлежат учителя, у которых с прошлой аттестации прошло уже 5 лет или которые утратили основания, освобождающие от обязательной аттестации. То есть, у каждого педагога есть свой срок истечения соответствия занимаемой должности, и в этот год они должны пройти аттестацию снова.
Когда именно она проводится – нужно уточнять в своей школе. Как правило, на аттестацию отводится период между 15 августа и 15 мая, то есть, в течение учебного года и пока нет экзаменов. На практике комиссия соберется, если нужно аттестовать нескольких учителей и они согласуют удобную дату (чтобы, к примеру, в эти дни у них не было учебной нагрузки).
Что же касается аттестации на категорию, то здесь даты нужно уточнять в вышестоящем ведомстве – ведь комиссия собирается там, и ее члены тоже должны согласовать между собой удобный график.
Действующий порядок аттестации предусматривает, что срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, после чего назначается дата аттестации. Сама процедура не может занимать больше 60 дней, а дата ее начала должна назначаться с учетом срока истечения категории у учителя.
Последние изменения в аттестации педработников с 2023 года
Новая система аттестации учителей должна была заработать еще с 2021 года, но потом ее перенесли на 2022-й. Однако по факту новый порядок до сих пор не начал действовать, и учителя должны учитывать нормы приказа от 2014 года.
Тестирование новой модели аттестации продолжается – ЕФОМ дорабатываются, а срок реализации мероприятия на данный момент рассчитан до 2025 года. Новая, только тестируемая, модель аттестации, ограниченно применялась в 19 регионах РФ. Как мы сказали выше, она предполагает:
- не только обязательную и добровольную аттестацию, но и первичную при зачислении в штат;
- предполагается ввести категории «педагог-методист», «педагог-наставник»;
- материалы для проверок учителей, включая Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), будут иметь унифицированный характер по всей России;
- портфолио тоже будет собираться по единым для всей страны правилам;
- оценка учителей будет производиться в баллах;
- успеваемость учеников будет влиять на результаты аттестации в несколько меньшей степени: основной акцент сместится на уровень профессиональной подготовки педагогов.
Часто задаваемые вопросы
Может ли педагог отказаться от прохождения обязательной аттестации?
У педагогического работника нет возможности отказаться от аттестации, для которой предусмотрена обязательная форма прохождения. Это влечет предложение перейти на другую должность или увольнение.
Что делать, если не получилось пройти аттестацию?
Аттестацию на категорию можно пройти повторно, но не ранее, чем через год. При наличии первой категории и неприсвоении высшей у педагога остается 1-я категория. Если установлено, что результаты аттестации педагогических работников на соответствие должности отрицательные, то учебное учреждение должно их уволить по ст. 81 п. 3 ч. 1 ТК РФ, предварительно предложив им работу с более низкой оплатой или квалификацией и подходящую по состоянию здоровья. Результаты аттестации можно обжаловать в соответствии с законами РФ.
Нужно ли что-то оплачивать педагогу при прохождении аттестации?
Сведений о необходимости оплаты каких-либо процедур со стороны преподавателя при прохождении того или иного вида аттестации в нормативной базе РФ не содержится.