Как найти проверочные однокоренные слова

Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

8 406

Что такое проверочное слово

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Обратите внимание

Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Для каких гласных не существует проверочных слов

В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:

  1. Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
  2. Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
  3. Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.

Давайте еще раз эти три типа проанализируем.

С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.

Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.

Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.

Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.

Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.

Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.

Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Пример

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Пример проверки

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов

Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.

Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.

К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».

И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.

С какими проблемами вы можете столкнуться в школе

Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?

А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.

Почему?

Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.

Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.

Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.

Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.

А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.

Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.

Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Дерзайте.

Заключение

Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?

Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

План урока:

Однокоренные слова

Корень слова

Окончание

Правописание слов

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

1 odnokorennye slova

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

2 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

  • гриб;
  • чудо;
  • лес.

Ответ:

  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

3 odnokorennye slova

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

4 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик– – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.

Проверь себя:

  • гора́, го́рный;
  • коси́ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

Ответ:

  1. Лес-ник (сущ.), леса (сущ.), лесопилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает грибы (сущ.) и не вредит гриб-ниц (сущ.).
  3. Снеж-н-ые(прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

5 odnokorennye slova
Источник

Прочитайте и выделите корень в слове.Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: река (ре́к), моря (мо́ре), сады (са́д), деревья (дере́в), уходить (хо́д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.

Проверь себя:

  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

6 odnokorennye slova

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

7 odnokorennye slova

Проверь себя:

Берлог-а, колибри, аромат, багр-ов-ый, бордюр, вестибюль, торшер, дизентери-я, каламбур, кенгуру, натюрморт, стипенди-я, бегемот, ювелир, инцидент, пластилин, иней.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

8 odnokorennye slova
 

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • луклучник-;
  • коткошк-а;
  • орехорешк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

9 odnokorennye slova

Обозначьте окончания в словах.

10 odnokorennye slova
Источник

Проверь себя:

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, вознаградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов.

13 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный – во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

14 odnokorennye slova

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Заросли ( о перед с), растить (а перед ст), приращивать (а перед щ).

Например, р(а)стение, ск(а)кать, прил(о)жить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» – «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

15 odnokorennye slova

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса –а– пишется –и-, без него – –е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

16 odnokorennye slova

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

17 odnokorennye slova

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

18 odnokorennye slova

Выполним задание.

19 odnokorennye slova

Проверь себя: добир(а)ться, собир(аю)т, замереть, зажиг(а)ть, натир(а)ть, постелить, протереть, прибир(а)ть, выжиг(а)ть, запер, заблестело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, кот-кошка, подруга-подружка, рука-ручка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, друг – дружба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

Если с подбором однокоренных слов м словоформ дети, как правило, справляются более-менее легко, то подбор проверочных слов – чтобы безударная стала ударной – может оказаться затруднительным.

Предложу способ упростить эту задачу.

Иногда всё очень просто

Итак, имеем любое слово, в котором нужно проверить безударную гласную.

Пусть в нашем случае будет слово “мостЫ”.

Действовать будем так:

1. Поставим ударение (в нашем случае ударение на Ы).

2. Подчеркнем или другим способом выделим ту букву, которую хотим проверить (в нашем случае О)

Подчеркнули безударную гласную, поставили ударение

Подчеркнули безударную гласную, поставили ударение

Не ленитесь Обязательно ставить ударение и подчеркивать безударную гласную: именно на них вы будете ориентироваться, подбирая проверочное слово.

Когда слово короткое, вроде нашего примера, кажется какой в этом смысл – единственная безударная гласная.

Но нам важно выработать у ребенка привычку не забывать находить безударную гласную на тот случай, когда ему потребуется проверить слово вроде “парапсихология”.

3. Ударение поставлено, безударная гласная подчеркнута.

Теперь закроем пальцем конец слова до ударной гласной включительно.

Закрыли конец слова, включая гласную под ударением

Закрыли конец слова, включая гласную под ударением

4. И теперь нужно произнести оставшуюся часть слова так, как будто безударная гласная стала под ударением.

Если ребенку сложно сориентироваться, можно карандашом другого цвета поставить ударение на безударной гласной и попросить прочитать так, как теперь написано.

В нашем случае получится “мОст”.

Проверим, получилось ли у нас слово, которое по смыслу похоже на то, которое мы проверяли.

В нашем случае – получилось.

Всё, проверочное слово найдено. Дольше описать алгоритм в этой статье, чем в реальности выполнить его.

Вариант посложнее

Так просто будет не всегда.

Будут попадаться длинные сложные слова, к которым так легко не подступишься.

Напр., слово “Накормили”.

Разметим его по тому же алгоритму:

  • Указали ударение,
  • Подчеркнули безударную гласную:

Указали ударение, подчеркнули безударную гласную

Указали ударение, подчеркнули безударную гласную

Действуем так же: закроем пальцем конец слова до ударной гласной включительно.

Простой способ подбирать проверочные слова 1

Закрыли конец слова до ударной гласной включительно

Произнесем оставшуюся часть слова с ударением на бывшей безударной гласной.

В нашем случае получится “накОрм”.

Такого слова, понятное дело, нет. Но уже всё проще – ребенку только останется “додумать”, чем закончить это недо-слово, чтобы получить полноценное слово, похожее по смыслу на то, которое проверяем.

В нашем случае у ребенка легко получится слово “накОрмит“, а может даже “накОрмлен”.

Главное – не забывайте всегда просить ребенка проверить, что слово, которое он придумал, по смыслу похоже на то, которое он проверял.

Однокоренные всё же нужны

Надо оговориться, что, несмотря на универсальность способа, ребёнку всё равно потребуется разобраться, что такое однокоренные слова – иначе ничего не получится.

Напр., возьмем слово “голОдный”.

По тому же алгоритму поставим ударение и подчеркнем проверяемую букву:

Поставили ударение, подчеркнули безударную гласную

Поставили ударение, подчеркнули безударную гласную

Снова закроем всё, вплоть до ударной буквы

Закрыли конец слова до ударной гласной включительно

Закрыли конец слова до ударной гласной включительно

Произнесем оставшуюся часть слова, “ударяя” букву, которую хотим проверить.

Получается “гОл…”

Ребенок, не знакомый с понятием однокоренных слов, будет подбирать и слово “гол” и слово “гОлый” – ударение-то в порядке 🙂

Если такое происходит, нужно еще раз объяснить, что проверочное слово обязательно должно быть похоже по смыслу на то, которое мы проверяем.

В нашем примере “голодный” – это когда человек хочет есть, и все слова, которые мы придумываем для проверки, должны быть как-то связаны с этим определением.

Слово “гол” – это про футбол, слово “голый” – тоже никак не обозначает желание покушать.

Проговаривайте с ребенком каждый подходящий и неподходящий вариант: просите, чтобы объяснил смысл слова и проверил, получается ли похожий смысл с тем словом, которое он проверяет: даже если всё кажется очевидным.

Ежедневно отрабатывайте эту технику минут по 15 – и через неделю получите чемпиона по поиску однокоренных 🙂

А у меня на сегодня всё. Отличных оценок вашим детям!

Проверочные слова для неясно слышимых гласных звуков корня слов можно поискать среди родственных слов или, второй вариант, изменяя само слово, чтобы безударный звук стал ударным, то есть в формах слова.

Начнем с форм слов. В слове “гора” безударным является корневой гласный звук. Подберем форму множественного числа этого слова гОры. И ясно услышим звук “о”. Аналогично

грозА – грОзы;

окнО – Окна;

лесА – лЕс.

Займемся подбором родственных слов для проверки безударных гласных в корне слова.

СолИть – соль, закрепИть – крЕпкий, воздУшный – вОздух.

Иногда в корне слова может быть непроизносимый согласный звук, который все же надо написать. Для того чтобы убедиться, что этот звук присутствует в слове, подберем родственные слова, в которых после проблемного звука находится гласный, который “высветит”, как лучом солнца, нужный нам звук.

известный – извесТие;

грустный – грусТить;

ненастный – ненастие;

окрестный – перекрёсТок.

Содержание

  1. Однокоренные слова: примеры
  2. Содержание:
  3. В чем отличие однокоренных слов от родственных?
  4. Как отличить однокоренные слова от форм слов?
  5. Для чего нужно подбирать однокоренные слова?
  6. Однокоренные слова
  7. Корни и смыслы
  8. Да нет наверное
  9. Особенности корней в русском языке
  10. Словообразование
  11. Однокоренные и свободные
  12. Однокоренные и связанные
  13. Слияния
  14. Омонимичные корни
  15. Утрата или искажение изначального смысла
  16. Трансформация. «Я им говорю, не ложте. »
  17. Интересные корни
  18. Однокоренные слова
  19. Однокоренные слова и формы слова
  20. Использование однокоренных слов
  21. Слова с омонимичными корнями.
  22. Словарь однокоренных слов
  23. Однокоренные слова – что это?
  24. Слова с омонимичными корнями
  25. Использование однокоренных слов.Проверочные слова
  26. Словарь однокоренных слов онлайн
  27. Однокоренные слова
  28. Что такое однокоренные слова в русском языке
  29. Как образуются однокоренные слова
  30. Какие слова не являются однокоренными
  31. Зачем подбирать однокоренные слова

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся:

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

«Проверяемая гласная в корне»

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Источник

Однокоренные слова

Odnokorennye.ru — большой бесплатный словарь однокоренных слов русского языка.

Узнать однокоренные слова к слову на букву:

Корни и смыслы

Уникальность русского языка заключена в его парадоксальности. Это касается и расположения слов в предложениях, от перемены мест которых часто меняется смысл изречений, и обилие схожих корней, не отражающих значений самих слов.
Между тем, на территории Европы, по численности носителей, наш язык превосходит все другие, а в мире он занимает шестое место по распространенности.

Грамматика – наука, занимающаяся изучением осмысленных структур языка и закономерности их построения.
С научной точки зрения, корень слова – это морфема (некая абстрактная языковая единица), а раздел грамматики, «отвечающий» за рассмотрение морфем – морфология.

Да нет наверное

Не существует ни одного слова без корня. Многие русскоязычные люди считают, что в слове «вынуть» нет самой важной морфемы.
И, как ни странно, те, кто настаивает на отсутствии корня, также правы.

В этом следует разобраться. Для начала хорошо бы определить, откуда взялось слово «вынуть».
А его происхождение связано со словообразованием при слиянии приставки «вы-» и старинного глагола «яти», который означал «брать», это зафиксировано и в словаре Даля: «имать-взять-яти» и встречается эта форма в некоторых древнерусских источниках.
Через некоторое время произошли изменения: в слова «выяти» и «выимати» добавилась «н», таким образом, они приобрели форму «вы-нять» и «вы-нимати».

Причиной тому могло послужить улучшение благозвучия, ведь на языках общаются живые люди, поэтому они вместе с народами рождаются, живут и умирают, совершенствуясь или деградируя, как и носители языков.
В конечном итоге, глагол «вынять» трансформировался в уже привычную для нас форму, «вынуть», придя к общему стандарту таких слов, как «кин-уть» и ему подобных.

Особенности корней в русском языке

Классификация по семантике (смысловому значению)

Словообразование

Поскольку корень – главная часть слова, то и образование новых лексических единиц происходит при его слиянии с другими морфемами.

Однокоренные и свободные

Однокоренные и связанные

Слияния

Омонимичные корни

Утрата или искажение изначального смысла

Корень слова – лексической единицы – может быть осмысленным сочетанием букв, то есть морфема что-то означает и ясно что именно, или значение остается туманным, например, это часто случается с заимствованными словами из тюркских и некоторых других языков.

Трансформация. «Я им говорю, не ложте. »

Интересные корни

Часто бывает, что устаревшие морфемы приобрели новые смыслы, причем сама история их весьма любопытна.
Слово «врач», которое филологи относят к старым славянским, имеет корень, образованный от древнего глагола «врати», то есть «заговаривать», «говорить». От этого же корня произошло современное «врать».

А происхождение существительного «хулиган», вероятно, произошло от старинной английской фамилии.

Слово «башка», еще один тюркизм, который, как ни странно, обозначает как раз то, что и должен, ибо его корень происходит от слова «баш», то есть – голова.

Это увлекательно. По исследованиям английских филологов, человек спокойно воспринимает текст, если первая и последняя буквы в словах его составляющих располагаются на своих местах, а остальные – хаотично перемешаны. Однако если с английскими короткими словами это правило действует, с русским языком дело обстоит сложнее: при использовании длинных частей речи, тексты становится трудно читаемыми.

А если это так, то корень слова – основа любого языка, и без нее сложная система знаков превращается в груду беспорядочных символов.

Источник

Однокоренные слова

Однокоренные (родственные) слова — это слова с одним корнем. Корень — основная часть слова, в которой заключается главный смысл всех родственных слов. Как и человек, слова образуют целые семьи. Такие слова называются однокоренными (родственными).

Например: берёз-а — берёз-овый — под-берёз-овик. Здесь корень означает всё, связанное с этим деревом.

Берёзовый. Относящийся к берёзе (например сок, ствол).

Подберёзовик. Гриб, который растёт в соседстве с этим деревом.

Однокоренные слова и формы слова

Однокоренные слова нужно отличать от форм одного и того же слова. Как это сделать?

Во-первых, по лексическому значению, т. е. по смыслу слова. У форм слова одинаковое лексическое значение, то есть смысл, а у однокоренных слов значения отличаются.

Падеж Вопрос Форма слова
именительный падеж кто? что? вертолёт
родительный падеж кого? чего? вертолёт-а
дательный падеж кому? чему? вертолёт-у
винительный падеж кого? что? вертолёт
творительный падеж кем? чем? вертолёт-ом
предложный падеж о ком? о чем? о вертолёт-е

Перед нами в воображении предстаёт одна и та же картинка летающего аппарата с пропеллером. Это формы одного и того же слова, так как лексическое значение одно и то же, разные только грамматические значения (у существительных — падежа и числа), выражающиеся окончаниями.

А теперь сравним: вертолёт и вертолёт-чик. Перед нами в воображении предстают две абсолютно разные картинки. Это однокоренные слова, так как лексическое значение у слов разное. Слово вертолётчик обозначает уже человека, управляющего этим летающим аппаратом с пропеллером.

Можно продолжить группу однокоренных слов для каждого из этих корней:

-верт- — верт-олёт, верт-олётчик, верт-ушка, раз-верт-еться, по-верт-еть;

-лёт- — верто-лёт, верто-лёт-чик, само-лёт, лет-еть, лет-ать, по-лет-еть, по-лёт, вы-лет, от-лёт, лет-ун, лет-яга.

Во-вторых, отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова можно по структуре. Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. В формах слова изменяются только окончания.

дом, дома, дому, домом, доме формы слова, меняются только окончания
дом, домишко, домище, надомный, домовой, домоводство однокоренные слова с разными приставками и суффиксами

Использование однокоренных слов

Грамотность человека зависит от того, насколько хорошо он умеет определять корень слова, понимать его лексическое значение, подбирать однокоренные слова. Зная правописание слова, легко ориентироваться в написании всех его однокоренных (родственных) слов.

Когда гласные или согласные буквы оказываются в слабой позиции, появляются сомнения в выборе этих букв.

Слова с омонимичными корнями.

Следует отличать однокоренные слова от слов с омонимичнымые корнями. Омонимичные корни одинаково пишутся, но имеют разные лексические значения. А у однокоренных слов корни имеют одинаковые лексические значения.

Для чего это нужно знать? Вслушиваясь в слова, всматриваясь в их структуру, можно догадаться о смысле незнакомых слов. Догадайтесь, что означает слово бор-овик? Догадались?

Источник

Словарь однокоренных слов

Однокоренные слова – что это?

Задумывались ли Вы о том, сколько слов в русском языке? А сколько слов знаете и используете Вы? Сколько всего слов в русском языке Вам не подскажет даже специалист. При образовании слова используют старые корни, складываются, добавляются суффиксы и приставки, и вот уже новое слово готово!

Для того, чтобы нам знать корни слова, мы ищем его происхождение и однокоренные слова. А как найти все однокоренные слова, спросите Вы? Да, этот вопрос любого поставит в тупик. В нашем словаре мы постарались собрать все однокоренные слова, формы слова, родственные и даже проверочные слова.

Так что же такое однокоренные слова (они же родственные слова)?

Однокоренные слова – это слова которые разняться по значению (и даже могут быть образованы совершенно от разных слов), но при этом будут иметь общий корень. Например: стол, столяр, столярный имеют общий корень – стол, но при этом все эти слова обозначают совершенно разные вещи.

Слова с омонимичными корнями

Вода, надводный, подводник, водяной – однокоренные слова с корнем ВОД.Проводка, проводник – это тоже слова с корнем ВОД. Но эти слова имеют другое лексическое значение.Поэтому слова проводка и вода не будут однокоренными ( родственными), это слова с омонимичными корнями, т.к. они имеют разные лексические значения.

Использование однокоренных слов.Проверочные слова

Насколько вы грамотный человек можно судить по тому, как хорошо вы можете определять корни слова. Насколько верно понимаете его лексическое значение и как быстро вы можете подобрать однокоренные слова. Ведь зная как правильно написать слово Вы никогда не ошибетесь в правописании его однокоренных (родственных) слов.

Если гласная (или согласная) буква стоит в слабой позиции, то вполне естественно появляются и сомнения в правописании.
Например:

Окрес..ность – писать или не писать букву Т? Сомнительная согласная у нас тут в слабой позиции, подберем однокоренное проверочное слово. Окрест – Крест – Крестом. Буква Т явно слышится и пишется. Значит слово окресТность пишем с буквой т.

Л..сник — в этом слове сомнительная гласная, стоящая в слабой позиции. Е или И? Ищем однокоренные проверочные слова, где эта буква окажется по ударением: лес. Значитслово лЕсник пишем через Е.

Зная однокоренные слова, у Вас никогда не возникнет проблем с правописанием. При подборе родственного слова вы узнаете, как правильно писать. Достаточно посмотреть список однокоренных родственных слов, чтобы найти проверочное и твердо знать, что не ошибетесь в написании.

Словарь однокоренных слов онлайн

Онлайн словарь будет интересен людям всех возрастов. Школьник сможет закрепить знания и поможет выполнить домашнее задание. Родители с легкостью проверят домашнюю работу за их чадами. И все вместе пополнят свой словарный запас на пять с плюсом.

Если Вы сомневаетесь в подборе однокоренных слов или вовсе не знаете их, то наш онлайн словарь Вам поможет в этом вопросе. Более не будет сложностей составлять однокоренные слова и тратить время на их поиск в бумажном словаре. Достаточно вписать интересующее Вас слово в поисковую строку, выбрать переключатель “ к слову” и нажать кнопку поиск. За доли секунды Вы получите внушительный список однокоренных слов.

Если вас интересуют слова с определенным корнем, то их тоже легко найти. Достаточно написать в поисковой строке искомый корень, нажать переключатель “с корнем”, нажать на иконку поиска и Вы увидите список всех слова с таким корнем.

Наш словарь однокоренных слов онлайн поможет Вам быстро и легко подобрать родственные слова к слову и однокоренные слова с корнем.

Источник

Однокоренные слова

2 класс, 3 класс, 5 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое однокоренные слова в русском языке

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Как образуются однокоренные слова

Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Зачем подбирать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

Проверяемая гласная в корне:

обижа́ть — оби́да;

чистота́ — чи́сто;

хо́лодхоло́дный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне:

книжка — книжечка;

дубдубовый;

гибкость — гибок.

Правописание непроизносимых согласных в корне:

солнце — солнечный;

грустный — грусть;

сердце — сердечный.

Источник

Добавить комментарий