Безударные гласные в корне слова
О чем эта статья:
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Правила написания безударных гласных в корне слова
Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.
Проверяемые безударные гласные — это гласные, которые проверяются ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения. Разберемся, что такое проверяемые безударные гласные.
Что такое безударные гласные
Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:
При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.
Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.
Способы проверки безударных гласных в корне
Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.
Методов проверки таких гласных несколько:
Главных способа проверки безударных гласных два:
- Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
- Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.
Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.
Проверяемые безударные гласные
Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.
Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:
“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.
Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.
В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.
Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.
Непроверяемые безударные гласные
В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.
Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.
Примеры словарных слов по данной теме:
- фонтан;
- матрос;
- ладонь;
- ватрушка;
- горизонт;
- багровый;
- коварный;
- стакан;
- обаяние:
- палисадник:
- инициалы;
- поликлиника:
- диапазон.
Чередующиеся гласные
Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.
Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.
Чередование “а” и “о”
Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.
Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:
Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.
Корни “зор” и “зар”.
Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.
Корни “клон” и “клан”.
Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.
Корни “кас” и кос”.
Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.
Корни “скоч” и “скак”.
Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.
Корни “лож” и “лаг”.
Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.
Корни “ровн” и “равн”.
Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.
Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.
Корни “твор” и “твар”.
Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.
Корни “мок” и “мак”.
Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.
Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.
Корни “плов”, “плав”, “плыв”.
Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.
Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.
Чередование “е” и “и”
Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:
Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.
Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”
Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.
Гласные после шипящих
После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.
Выделяется несколько исключений:
- Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
- Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.
Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.
Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.
Гласные после “ц”
Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:
“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.
“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.
Буквы “э”, “е”
Правила русского языка здесь следующие:
- С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
- Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
- С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
- Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).
После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).
Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.
Буква “й”
Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.
В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.
Правописание безударных гласных
Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:
- Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
- Является ли оно словарным?
- Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
- После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
- Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
- Не является ли слово заимствованным?
Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.
Примеры
В заключение несколько примеров на пройденные правила:
Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.
Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание безударных гласных в корне слова основывается на том, что в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает в том же слоге под ударением.
В русском языке ударение разноместное. Оно может падать на приставку ( ро́з ыгрыш, на́д пись, на́ бело), корень слова ( ве́рн ый, бы́стр ый), суффикс (дерев я́нн ый, солом е́нн ый, пауч о́к ), на окончание (больш о́й , взял а́ , шест и́ ).
Имеем в виду, что гласные звуки отчетливо звучат и совпадают с обозначающими их буквами только под ударением. В случаях, когда ударение находится на других морфемах, в корне слова неясно слышится гласный звук, который оказался в слабой фонетической позиции — без ударения.
В написании слов с безударными гласными в корне будем учитывать, что в русском языке основным является не фонетический принцип написания слов (как слышу, так и пишу), а морфологический. Суть этого принципа правописания состоит в том, что в слове сохраняется единое написание морфем независимо от их звучания, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Чтобы правильно написать слово с безударными гласными в корне, необходимо подыскать проверочное слово, в котором ударение прояснит звучание сомнительного гласного.
Два способа проверки безударных гласных
Безударные гласные можно проверить ударением двумя способами:
1. подобрать однокоренное слово (слова)
- о́с е нь — осе́нний;
- з о л о то́й — зо́лото, позоло́та;
- к о не́ц — ко́нчик, зако́нчить;
2. изменить грамматическую форму исходного слова
Правило написания безударных гласных в корне слова
- изв и ня́ться — пови́нный;
- вы́п о лоть — по́лют;
- зак а ли́ть — зака́лка;
- скр е пя́ сердце — кре́пкий.
Иногда в корне слова имеются два безударных гласных, тогда применяют одновременно оба способа проверки безударного гласного.
Понаблюдаем:
- г о л о ва́ — го́ловы, голо́вка;
- п о л о са́ — по́лосы, поло́ска;
- б о р о зда́ — бо́розды, боро́здка.
Словарные слова
Правописание многих слов с безударными гласными в корне нельзя проверить ударением, поэтому их следует запомнить:
Такие лексемы с непроверяемыми безударными гласными в корне называются словарными словами. При затруднении в их написании обращаемся к помощи орфографического словаря.
Примеры проверки безударных гласных
Рассмотрим, как проверить безударный гласный в корне слова «домашний».
В этом слове ударение падает на гласный звук в суффиксе:
Неясно слышится гласный в корне:
Чтобы не ошибиться в написании этого прилагательного, подберем родственные слова, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением:
В словах «окно», «вода», «роса» безударный гласный в корне проверим, изменив форму существительного единственного числа на форму множественного числа:
Написание безударной гласной в корне слова «нога» можно проверить с помощью однокоренного слова «но́жка», а также изменив грамматическую форму существительного:
Видеоурок «Правописание слов с безударным звуком в корне»
источники:
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/265843-pravila-napisaniya-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova.html
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proverka-bezudarnyh-glasnyh.html
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- коло́дец
- украша́ть
- листва́
- пятёрка
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́дпись
- о́тсвет
- вы́линять
2. суффикса
- укрепи́ть
- свежо́
- посвяще́ние
3. окончания
- больно́й
- роса́
- молодо́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» , «и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один – много река – ре́ки |
1. Большой – маленький тропа – тро́пка |
2. Много – один колосья – ко́лос |
2. Маленький – большой площадка – пло́щадь |
3. По вопросу: О чём? в лесу – о ле́се Что делал? Что делает? катил – ка́тит |
3. Назови ласково звезда – звёздочка |
4. Какой? – Что? зелёный – зе́лень |
|
5. Что делал? – Что? платил – пла́та |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.
- входи́ть — вход;
- укоря́ть — укор;
- раздели́ть — разде́л;
- указа́ть — ука́зка;
- загада́ть — зага́дка;
- лепи́ть — ле́пка.
К существительному подберем однокоренное прилагательное:
- хитре́ц — хи́трый;
- бели́зна- бе́лый;
- краснота — кра́сный;
- ого́нь — о́гненный;
- хо́лод — холо́дный;
- со́боль — собо́лий.
От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:
- трава́ — тра́вушка;
- строка́ — стро́чка;
- зерно́ — зёрнышко;
- река́ — ре́ченька.
А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.
1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.
- глава́ — гла́вы;
- сосна́ — со́сны;
- плита́ — пли́ты;
- де́рево — дере́вья;
- десна́ — дёсны.
И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.
- грачи́ — грач;
- дожди́ — дождь;
- поля́ — по́ле;
- шкафы́ — шкаф.
Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:
- без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
- мимо двора́ — двор;
- с мечо́м — меч.
У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать к ним два проверочных слова:
- голова́ — го́ловы, голо́вушка;
- борода́ — бо́роды, боро́дка;
- борозда́ — бо́розды, боро́здка;
- золото́й — зо́лото, зо́лотце.
2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.
- молодо́й — он мо́лод, моло́же;
- дорого́й — он до́рог, доро́же;
- просто́й — прост, про́ще;
- коро́ткий — день ко́роток.
3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.
- тащи́ть — муравей та́щит;
- коло́ть — он ко́лет;
- бросаться — она бро́сится;
- свари́ть — повар сва́рит;
- похвали́ть — она похва́лит;
- накорми́ть — он накормит.
У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:
- взяла́ — взял;
- привела́ — привёл;
- отнесла́ — отнёс;
- прибрала́ — прибра́л.
При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:
- выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
- прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
- посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
- уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
- вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- глаза́ — глаз, гла́зик;
- частота́ — ча́стый;
- накали́ть — накал;
- испаре́ние — пар;
- сократи́ть — кра́ткий;
- плати́ть — опла́та, пла́тный;
- окати́лась водой из ведра — ка́тит;
- шаловли́вый — ша́лость;
- начала́ — на́чал.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- наколи́ бабочку — ко́лет;
- поглоща́ть — гло́тка;
- угрожа́ть — угро́за;
- умолять — мо́лит;
- вышколи́ть — шко́ла;
- топта́ть — то́пчет;
- опоздать — по́здно;
- угостить — гость;
- угомони́ть — го́мон.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- навева́ть раздумья — ве́ять;
- обежа́ть дом — бег;
- вперёд — спе́реди;
- прореди́ть посевы — ре́дкий;
- потеря́ть — поте́ря;
- серьга́ — се́рьги;
- освеще́ние — свет.
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
- пестрота́ — пёстрый;
- весна́ — вёсны;
- ведро́ — вёдра;
- о́зеро — озёра;
- по́черк — зачёркнутый;
- подвести́ — подвёл.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- обижа́ть малыша — оби́да;
- примири́ть недругов — мир, переми́рие;
- прожива́ть в доме — жить;
- чистота́ в кухне — чи́стый;
- списа́ть слова — пи́шет;
- едине́ние — еди́нство.
5. Проверим букву «я»:
- разряди́ть ружьё — разря́д;
- пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
- иссяка́ть — исся́кнуть;
- посвятить поэму — свя́тость;
- мячи́ — мяч;
- увяда́ть от жары — вя́лый.
Дополнительный материал
Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».
Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»
Тест
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 193
Как найти проверочное слово? К любому слову можно найти проверочное? Правила русского языка. И да, и нет. Мы хотим проверить безударные гласные и глухие согласные. Это делается поиском такого варианта корня слова – а эта проверка возможна только в корне, где гласный оказался бы под ударением – в сильной позиции – для отличения от других ударных гласных. А шумные согласные будут в сильной позиции перед гласным: город можно написать как гОрат я но проверочные формы для д будут гОрода и городА (большими буквами обозначил место ударения). Но в некоторых русских по происхождению корнях возможны чередования гласных как под ударением, так и без ударения, а также согласных. Ударные проверять не требуется: огорОд, но огорАживать. Но некоторые русские корни пишутся с чередованием по отдельным правилам: гар-гор, зар-зор, бер-бир, раст-рос. А слова с точно иностранными корнями или некоторые другие не имеют в разных формах или однокоренных сдвига ударения: корова, коровий, собака, собачий. Или количество л и р в словах заимствованиях металл, кристалл, коридор, коррида. Их написание надо запоминать. Приставки, суффиксы, окончания обычно тоже не имеют проверочных слов, хотя есть исключения: безударные падежные окончания некоторых прилагательных и притяжательных местоимений можно проверить по ударным окончаниям вопросительных слов: какОго? И написание тся или ться проверить по по форме глагола или по вопросу к нему без ся. система выбрала этот ответ лучшим Артур83838 4 года назад Определенных правил нет, но есть некоторые закономерности, которые нужно запомнить. При подборе проверочных слов нужно, чтобы ударение падало на тот слог, который, собственно, и проверит ваше слово. Но также есть слова омофоны, например: примиритять друзей и примерять одежду, в первом случае проверочное слово будет мир, а во втором мерить, здесь всё зависит от ликсическго значения слова. владсандрович 8 месяцев назад В слове “побледнел” у нас имеются две орфограммы, первая из которых связана с приставкой «по» данного слова. Ее мы можем проверить зная что приставка «па» может писаться только с существительными со значением «сходства», но не в глаголах. Ну а корневую гласную «е» в этом слове, мы можем проверить за счет слова — “блЕдный”. EkkkGoal 4 года назад В принципе никаких правил,просто подбираете слова,которые будут проверять ваше слово,то есть,на нужный слог будет падать ударение. Знаете ответ? |
Есть слова, которые мы не знаем, как написать. Уравнение или уровнение, поглощать или поглащать? В русском языке можно часто встретить слова с орфограммами в корне.
Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания.
Написание гласных букв в корне — одна из трудных тем русского языка. Чтобы грамотно их писать, достаточно знать несколько правил. О них и пойдет речь в статье.
Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова
Сложные орфограммы в корне слова обычно безударные. Приведем алгоритм правописания безударных корневых гласных.
Безударные гласные в корне слова – это неударяемые гласные, написание которых нужно проверить подбором родственных слов или изменением грамматической формы.
Чтобы правильно написать такие орфограммы, нужно подобрать проверочные слова. Причем сомнительный гласный звук в этом слове должен стоять под ударением. Например, закрепить – кре́пкий, река – ре́ки.
Как найти проверочное слово
Чтобы найти проверочное слово, нужно:
- Вспомнить все однокоренные слова (лесник – ле́с, проле́сок; зеленый – зе́лень, подарить – да́р.).
- Попробовать изменить грамматическую форму слова: поменять падеж и число, если это существительное. Или изменить время, если это глагол (зима – зи́му, письмо – пи́шет, большой – бо́льше).
Получается, что в безударном положении в корне слова пишется та гласная, которая стоит в проверочном слове под ударением:
- лесной – ле́с;
- дождливый – до́ждь;
- смешной – сме́х;
- весна – ве́сны;
- письмо – пи́шет;
- ковер – ко́врик.
- шаги – ша́г;
- зима – зи́му;
- гора – го́ры.
Чтобы найти проверочное слово, нужно смотреть, где это слово находится. Например, развивать тему — проверочное слово разви́тие, но развевается на ветру — проверочное слово ве́ять.
Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова
Если проверочные слова подобрать не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Правописание таких слов нужно запомнить и при необходимости сверять их с орфографическим словарем. Например, абориген, инициатива, коварный, наваждение.
Орфографические словари — словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова
В русском языке есть такие слова, в которых гласные в корне чередуются. К ним нельзя подобрать однокоренные слова и их написание зависит от определенных условий.
Чередование гласных Е-И
Чтобы запомнить правописание корней с чередующимися гласными, нужно запомнить эти корни: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.
Написание в корнях слов букв Е или И подчиняется правилу:
букву И нужно писать тогда, когда за корнем сразу следует суффикс А: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные слова сочетание, сочетаться), побирушка.
Чередование гласных О-А
Корни с чередованием букв О-А можно разделить на несколько групп:
Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения:
- в безударном положении О нужно писать в корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-. Под ударением в этих корнях нужна буква А. Например, пригореть, наклониться, творение, загар. Исключение: пригарать, утварь;
- в безударном положении А нужно писать в корнях -зар-/-зор-. Например, заря, зарница.
Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы:
- в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- нужно писать букву А, если за этими корнями стоит суффикс А. Например, касаться-коснуться, полагать-положить;
- в корнях -раст-(ращ)/-рос- перед буквами -СТ-/Щ- нужно писать букву А, перед -СТ- нужно писать О. Например, растение, выросли.
Корни, правописание гласных в которых зависит от значения:
- В корнях -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- буквы А и О нужно писать в зависимости от лексического значения.
- Корень -мак- нужно писать в значении «погружать в жидкость», т.е. макать. Например, обмакнуть.
- Корень -мок- нужно писать в значении «пропускать жидкость», т.е. мокнуть. Например, промокашка, непромокаемый.
- Корень -равн- нужно писать в значении «равный, одинаковый». Например, уравнение, подравнять состав команды.
- Корень -ровн- нужно писать в значении «ровный, гладкий, прямой». Например, подровнять челку, заровнять канаву.
Очень важно правильно писать слова с безударными гласными в корне. Ведь при неверном написании может измениться смысл высказывания.
Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор разговор шел о безударных гласных. Но трудности могут возникнуть и с написанием гласных под ударением. Например, с буквами О-Ё после шипящих в корне слова.
Сложность в том, что в устной речи мы всегда произносим О. К примеру, слово жёлудь. Мы пишем букву ё, но произносим о.
Чтобы понять, какую букву написать, нужно подобрать однокоренные слова или попробовать изменить форму слова. Например, жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если при подборе однокоренного слова или изменении его формы мы не слышим букву Е, то в таких словах пишем О. Например, шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка
Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
Гар-/гор- | Под ударением пишем А, без ударения О | Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь. |
Клан-/клон- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Кланяться, склонение, уклон. |
Твар-/твор- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь. |
Зар-/зор- | Без ударения пишем А, с ударением, что слышим | Зарница, зарево, зори. |
Плав-/плов- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха. |
Кас-/кос- | Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях | Касание, касательная, коснись. |
Мак-/мок- | Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость | Макать, намокнуть. |
Равн-/ровн- | Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой | Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну. |
Раст- Ращ-/рос- |
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами | Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. |
Скак-/скоч- | Букву А пишут перед к, о — перед ж | Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу. |
Бир-/бер- Жиг-/жег- Стил-/стел- Блист-/блест- Мир-/мер- Тир-/тер- Дир-/дер- Пир-/пер- |
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях | Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты. |
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете все о правописании гласных в корне и не будете ошибаться. Но если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете обратиться в студенческий сервис.
Содержание
- Как найти проверочное слово
- Способ 1. Проверка гласных при помощи однокоренных слов
- Способ 2. Правила чередования гласных
- Способ 3. Фонетические и лексические подсказки
- Безударные гласные в корне слова
- Понятие безударных гласных
- Проверяемые безударные гласные
- Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя
- Как подбирать проверочное слово
- Для гласных
- Для согласных
- Для каких гласных не существует проверочных слов
- Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова
- Как графически оформлять проверочное слово
- Как научиться быстро находить проверочные слова
- Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов
- С какими проблемами вы можете столкнуться в школе
- Что еще читать
- Заключение
- Поиск ответа
- Узнаем как найти проверочное слово: полезные советы школьникам и их родителям
Как найти проверочное слово
При написании сочинения или диктанта, а может и научной работы, иногда необходимо найти то или иное проверочное слово, чтобы определить, правильно ли написана буква в слове, употреблённом вами. Чтобы это сделать, существует определённый алгоритм.
Способ 1. Проверка гласных при помощи однокоренных слов
Первое и самое элементарное, о чём вы должны вспомнить, это основное правило для проверки гласных, находящихся без ударения. Чтобы их проверить, необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором безударный гласный обретёт голос (ударение).
Пример подбора однокоренных слов:
Способ 2. Правила чередования гласных
Помимо этого существуют и другие способы, позволяющие проверить правильность написания нужного слова. Можно, например, определить, по какому правилу изменяется та или иная гласная и, исходя из этого, поставить необходимую букву. Конечно, в данном случае вы должны знать подобные правила на зубок, либо прибегнуть к помощи всевозможных справочников. Также для вас не должно составлять труда объяснение лексического значения слова.
Способ 3. Фонетические и лексические подсказки
Находить проверочное слово надо, опираясь на фонетические признаки проверяемой лексической единицы, приводя к сравнению омофоны. Учитывать лексическое значение слова в данном случае крайне важно. Примерами в этом случае могут стать слова «примирять» и «примерять», «луг» и «лук» и т.п.
Источник
Безударные гласные в корне слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Источник
Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя
Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.
Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.
Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.
Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.
Как подбирать проверочное слово
Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.
Для гласных
Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».
В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».
Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.
Для согласных
Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:
Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».
То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].
Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.
Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].
А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».
Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?
Для каких гласных не существует проверочных слов
В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:
Давайте еще раз эти три типа проанализируем.
С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.
Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.
Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.
Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.
Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.
Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.
Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.
Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова
Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.
Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».
Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».
Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.
Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».
Как графически оформлять проверочное слово
Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?
Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.
«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.
«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.
В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:
Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.
Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:
Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.
Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.
Как научиться быстро находить проверочные слова
Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.
Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:
Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов
Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.
Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.
К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».
И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.
С какими проблемами вы можете столкнуться в школе
Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?
А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.
Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.
Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.
Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.
Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.
А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.
Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.
Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.
Что еще читать
Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.
Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:
Заключение
Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?
Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.
Источник
Поиск ответа
Почему лисица-словарное слово, если проверочное слово лис?
Ответ справочной службы русского языка
Мы бы не стали включать это слово в список словарных слов.
Здравствуйте! Есть ли проверочное слово у слова «разОбрать»?
Ответ справочной службы русского языка
Последнюю гласную приставки разо— можно проверить словом разо́бранный. Но гласные в приставках обычно не проверяют. Так как приставок немного (по сравнению с корнями, например), то их запоминают и воспроизводят по памяти.
Ответ справочной службы русского языка
Вентиль, вентилировать, вентилятор – родственные слова, они восходят к лат. ventilo «развеиваю, проветриваю», в них выделяется корень вентил(ь)-. Родство слов ощущается носителями русского языка. Это дает орфографистам основание считать слово вентиль проверочным для вентилировать и вентилятор. См. здесь.
Однако найти у слов вентиль, вентилировать, вентилятор общий смысловой компонент, который однозначно бы показывал, что они однокоренные, затруднительно. Вентилятор – устройство для проветривания помещений или охлаждения воздуха, двигателей и т.п.; вентилировать – производить вентиляцию. Вентиль – клапан для регулирования расхода жидкости, пара, газа и т.п.
Поэтому в современном русском языке эти слова все же однокоренными признать нельзя, а значит, и проверять слова вентилировать, вентилятор словом вентиль неправильно. Но опереться на слово вентиль, чтобы запомнить, как пишутся родственные слова вполне можно. Эту проверку условно можно назвать этимологической.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый вечер! Проверочное слово к слову мур. вьи?
Ответ справочной службы русского языка
Можно проверить уменьшительно-ласкательным мураш.
Здравствуйте. Как правильно: перескОчил или перескАчил? Знаю, что первый вариант, но почему? Ведь проверочное слово «перескАкивать». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Какое проверочное слово у НАЦИОНАЛЬНЫЙ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ БУКВУ И
Ответ справочной службы русского языка
Написание проверяется в словарном порядке.
Школьная программа за 3-й класс. Найдите проверочное слово к «молчать». И правильный ответ вроде как «молча». Вопрос в том, а как быть со словами «умалчивать», «замалчивать» и проч.? Они, насколько я понимаю, тоже однокоренные и если проверять ими, то написать я должен «мАлчать».. Получается, проверить это слово нельзя?
Ответ справочной службы русского языка
В справочниках по русскому языку (в том числе у Д. Э. Розенталя) есть правило, которое дает прямой ответ на Ваш вопрос.
Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (по ́ здний, хотя опа ́ здывать), раскроить (кро ́ йка, хотя раскра ́ ивать).
Таких примеров десятки. К сожалению, в школе об этом правиле часто не говорят, поэтому и возникает недопонимание.
Ответ справочной службы русского языка
проверочное слово к слову праздник
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как в слове «одинокий» проверить первую букву «о»? Или это словарное слово и именно эта буква не проверяется? Спасибо большое и извините, если повторюсь с вопросом. По поиску проверяла, ответ не смогла найти. С уважением, Ольга.
Ответ справочной службы русского языка
Подобрать проверочное слово для безударной о в слове одинокий нельзя.
Ответ справочной службы русского языка
Согласно «Морфемно-орфографическому словарю русского языка» А. Н. Тихонова, в слове пропускной про- – приставка. Но безударные гласные можно проверять ударением в любой морфеме, не только в корне. Проверочное слово – пропуск (где та же приставка про- под ударением).
Как правильно писать извазюкаться или извозюкаться (в грязи), и какие проверочные слова? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Правила правописания согласных говорят, что для проверки «. нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня. ».
Возможно ли проверить согласную подобрав однокоренное слово с чередующейся согласной?
Например:
Снег — Снежок
Творог — Творожок
Или проверочное слово обязательно должно использовать ту же букву?
Ответ справочной службы русского языка
Это правило не очень удобно для применения, но в целом оно действует.
есть ли проверочное слово у слова праздник?
Ответ справочной службы русского языка
Проверочное слово подобрать затруднительно. Следует запомнить написание непроизносимой согласной.
Источник
Узнаем как найти проверочное слово: полезные советы школьникам и их родителям
Важной задачей при обучении русскому языку является формирование у ребенка навыков грамотного и правильного письма. Для этого школьникам предлагается заучивать правила, выполнять определенные упражнения. В некоторых случаях, чтобы написать верно, достаточно просто подобрать проверочное слово. А вот алгоритм данной операции ребенок должен запомнить, а также случаи, когда его можно применить.
В программу школы включены не только простые случаи, но и более сложные, когда имеется чередование в корне. Примером может служить слово «поглощать». Проверяется оно существительным «глотка». Детям необходимо объяснить суть процесса чередования, и каким образом он происходит. Также примером может служить «укрощать». Проверочное слово в данном случае будет «кроткий» или «кротость». Здесь ребенка важно познакомить с лексическим значением, а также показать подобные случаи (упрощать и т. д.).
Проверочное слово к безударному звуку не всегда можно подобрать. Существуют исключения, на написание которых влияют исторические закономерности развития языка. Школьникам их предлагается просто запомнить. Обычно они включаются в словари, которые имеются в учебниках.
Есть ситуации, когда правило применить не так просто, как кажется. Например, часто вызывает затруднения у детей написать слово «седой». Проверочное слово в данном случае можно взять «сед», однако, оно практически вышло из обихода, и его можно встретить лишь в некоторых литературных произведениях. Помимо этого можно взять уменьшительно-ласкательное «седенький», которое также встречается в речи достаточно редко.
Для того чтобы научить школьников подбирать проверочное слово по данному правилу, рекомендуется использовать определенный алгоритм. Можно взять те, которые предлагают авторы программ учебного предмета, или составить с учениками самостоятельно (в последнем случае отмечается лучший эффект запоминания).
Постоянное закрепление правила и упражнения, направленные на это, являются основой успеха и еще одним шагом к освоению грамоты.
Источник