Как найти проверочные слова в тексте

Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

8 594

Что такое проверочное слово

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Обратите внимание

Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Для каких гласных не существует проверочных слов

В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:

  1. Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
  2. Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
  3. Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.

Давайте еще раз эти три типа проанализируем.

С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.

Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.

Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.

Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.

Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.

Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.

Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Пример

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Пример проверки

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов

Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.

Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.

К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».

И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.

С какими проблемами вы можете столкнуться в школе

Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?

А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.

Почему?

Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.

Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.

Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.

Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.

А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.

Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.

Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Дерзайте.

Заключение

Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?

Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Содержание

  1. Проверочное слово: что это и как правильно подобрать?
  2. Всегда ли можно подобрать проверочное слово?
  3. Как правильно подобрать проверочное слово?
  4. Безударные гласные в корне слова
  5. Понятие безударных гласных
  6. Проверяемые безударные гласные
  7. Как найти проверочное слово
  8. Способ 1. Проверка гласных при помощи однокоренных слов
  9. Способ 2. Правила чередования гласных
  10. Способ 3. Фонетические и лексические подсказки
  11. Поиск ответа
  12. Особенности проверочного слова. 2-й класс

Проверочное слово: что это и как правильно подобрать?

Проверочное слово — это однокоренное слово к проверяемому (слово, которое мы проверяем), но которое не вызывает сложности в определении проблемной буквы и однозначно указывает на правильный вариант написания. Попробуем разобраться с данным определением на примере проверяемых слов:

Для данных слов, несмотря на то, что это разные части речи, возникает одинаковый вопрос: «Нужна ли буква «т» в корне при письме?». Ищем слова, которые помогут нам проверить наличие буквы «т» в корне (это и есть наши проверочные слова):

честный — честь, значит пишем с буквой «т»;
опасный — опасность, хоть в проверочном слове и появляется буква «т», но она относится к суффиксу «ость», а в корне буква «т» отсутствует, поэтому «опасный» пишем без «т»;
агентство — агент, при проверке четко видна буква «т», поэтому она будет и в проверяемом слове;
взгрустнуть — грусть, проверочное слово к проверяемому слову указывает на наличие «т» в корне слова;
прояснить — ясно, корень проверочного слова не содержит букву «т», соответственно, и проверяемое слово тоже.

На самом деле, проверочные слова могут помочь не только с корневыми согласными, с их помощью можно определить правильную гласную в безударном слоге (цвЕто’к — цвЕ’т, дОли’на — дО’л). В некоторых случаях нужно подбирать разные проверочные слова, чтобы определить правильность написания разных букв слова, например: «зОлОтой» первые две буквы «о» не под ударением и вызывают сложность, поэтому мы подбираем слова, где эти буквы будут слышаться и писаться однозначно: зО’лото (проверочное слово для первой буквы «о»), позолО’та (проверочное слово для второй буквы «о»).

Всегда ли можно подобрать проверочное слово?

В русском языке многие слова не имеют проверочных слов. Тому существует несколько причин:
— заимствованные слова, которые происходят от слов из других языков (бестселлер, фантазия);
— слово изменило первичное написание (устаревшее слово «робота» заменило современное — «работа»);
— все словоформы вызывают сложности в определении проблемного места, такие слова обычно называют словарными (лестница, праздник, чувство и т.д.), их написание необходимо запомнить.

Как правильно подобрать проверочное слово?

Источник

Безударные гласные в корне слова

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Источник

Как найти проверочное слово

При написании сочинения или диктанта, а может и научной работы, иногда необходимо найти то или иное проверочное слово, чтобы определить, правильно ли написана буква в слове, употреблённом вами. Чтобы это сделать, существует определённый алгоритм.

Способ 1. Проверка гласных при помощи однокоренных слов

Первое и самое элементарное, о чём вы должны вспомнить, это основное правило для проверки гласных, находящихся без ударения. Чтобы их проверить, необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором безударный гласный обретёт голос (ударение).

Пример подбора однокоренных слов:

Способ 2. Правила чередования гласных

Помимо этого существуют и другие способы, позволяющие проверить правильность написания нужного слова. Можно, например, определить, по какому правилу изменяется та или иная гласная и, исходя из этого, поставить необходимую букву. Конечно, в данном случае вы должны знать подобные правила на зубок, либо прибегнуть к помощи всевозможных справочников. Также для вас не должно составлять труда объяснение лексического значения слова.

Способ 3. Фонетические и лексические подсказки

Находить проверочное слово надо, опираясь на фонетические признаки проверяемой лексической единицы, приводя к сравнению омофоны. Учитывать лексическое значение слова в данном случае крайне важно. Примерами в этом случае могут стать слова «примирять» и «примерять», «луг» и «лук» и т.п.

Источник

Поиск ответа

Почему лисица-словарное слово, если проверочное слово лис?

Ответ справочной службы русского языка

Мы бы не стали включать это слово в список словарных слов.

Здравствуйте! Есть ли проверочное слово у слова «разОбрать»?

Ответ справочной службы русского языка

Последнюю гласную приставки разо— можно проверить словом разо́бранный. Но гласные в приставках обычно не проверяют. Так как приставок немного (по сравнению с корнями, например), то их запоминают и воспроизводят по памяти.

Ответ справочной службы русского языка

Вентиль, вентилировать, вентилятор – родственные слова, они восходят к лат. ventilo «развеиваю, проветриваю», в них выделяется корень вентил(ь)-. Родство слов ощущается носителями русского языка. Это дает орфографистам основание считать слово вентиль проверочным для вентилировать и вентилятор. См. здесь.

Однако найти у слов вентиль, вентилировать, вентилятор общий смысловой компонент, который однозначно бы показывал, что они однокоренные, затруднительно. Вентилятор – устройство для проветривания помещений или охлаждения воздуха, двигателей и т.п.; вентилировать – производить вентиляцию. Вентиль – клапан для регулирования расхода жидкости, пара, газа и т.п.

Поэтому в современном русском языке эти слова все же однокоренными признать нельзя, а значит, и проверять слова вентилировать, вентилятор словом вентиль неправильно. Но опереться на слово вентиль, чтобы запомнить, как пишутся родственные слова вполне можно. Эту проверку условно можно назвать этимологической.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый вечер! Проверочное слово к слову мур. вьи?

Ответ справочной службы русского языка

Можно проверить уменьшительно-ласкательным мураш.

Здравствуйте. Как правильно: перескОчил или перескАчил? Знаю, что первый вариант, но почему? Ведь проверочное слово «перескАкивать». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Какое проверочное слово у НАЦИОНАЛЬНЫЙ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ БУКВУ И

Ответ справочной службы русского языка

Написание проверяется в словарном порядке.

Школьная программа за 3-й класс. Найдите проверочное слово к «молчать». И правильный ответ вроде как «молча». Вопрос в том, а как быть со словами «умалчивать», «замалчивать» и проч.? Они, насколько я понимаю, тоже однокоренные и если проверять ими, то написать я должен «мАлчать».. Получается, проверить это слово нельзя?

Ответ справочной службы русского языка

В справочниках по русскому языку (в том числе у Д. Э. Розенталя) есть правило, которое дает прямой ответ на Ваш вопрос.

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (по ́ здний, хотя опа ́ здывать), раскроить (кро ́ йка, хотя раскра ́ ивать).

Таких примеров десятки. К сожалению, в школе об этом правиле часто не говорят, поэтому и возникает недопонимание.

Ответ справочной службы русского языка

проверочное слово к слову праздник

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как в слове «одинокий» проверить первую букву «о»? Или это словарное слово и именно эта буква не проверяется? Спасибо большое и извините, если повторюсь с вопросом. По поиску проверяла, ответ не смогла найти. С уважением, Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

Подобрать проверочное слово для безударной о в слове одинокий нельзя.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Морфемно-орфографическому словарю русского языка» А. Н. Тихонова, в слове пропускной про- – приставка. Но безударные гласные можно проверять ударением в любой морфеме, не только в корне. Проверочное слово – пропуск (где та же приставка про- под ударением).

Как правильно писать извазюкаться или извозюкаться (в грязи), и какие проверочные слова? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правила правописания согласных говорят, что для проверки «. нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня. ».
Возможно ли проверить согласную подобрав однокоренное слово с чередующейся согласной?

Например:
Снег — Снежок
Творог — Творожок

Или проверочное слово обязательно должно использовать ту же букву?

Ответ справочной службы русского языка

Это правило не очень удобно для применения, но в целом оно действует.

есть ли проверочное слово у слова праздник?

Ответ справочной службы русского языка

Проверочное слово подобрать затруднительно. Следует запомнить написание непроизносимой согласной.

Источник

Особенности проверочного слова. 2-й класс

Класс: 2

Оборудование: учебник «Русский язык», индивидуальные дощечки (для каждого ребёнка), мел (для каждого ребёнка), карточки, ребусы, прожектор, экран.

I. Организация начала урока

II. Гимнастика для глаз по тренажёру

III. Повторение изученного материала

1) Работа по карточкам (3-4 человека)

На небе зажглась зв…зда. Мы пошли в лес за гр…бами. Идут д…жди.

Солнце село за сило. На саснегниздо. В гнизде птичьи яйца.

Придумай 3 слова с проверяемой гласной в корне и запиши вместе
с проверочным словом.

2) Групповая работа (4-5 человек).

– Составить текст из пяти предложений. В каждом предложении должно быть одно или два слова с проверяемой безударной гласной. (Каждый читает по предложению, находит слова на данное правило и подбирает к нему проверочное слово.)

3) Устный опрос (для оставшихся ребят)

– Сколько основных гласных звуков в русском языке?
– Сколько букв их обозначают?
– Какие гласные звуки называются ударными?
– Какие гласные в словах нужно проверять? Почему?
– Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов?

IV. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, сегодня мы будем продолжать работать с безударными проверяемыми гласными. На уроке вы узнаете об особенностях проверочных слов.

V. Чистописание

– Перед вами, ребята, буквы а, о, е, и, я. Запишите их в соединении с любыми согласными буквами так, чтобы прослеживалось нижнее соединение, среднее и верхнее.

VI. Словарная работа

VII. Работа над темой урока

Объяснение нового материала. Работа в тетради.

– Какое слово может быть проверочным?
– Что для этого нужно сделать?
– Поработаем над словами. (Вывожу на экран через проектор слова в 2 столбика).

– В каком столбике слова, которые надо проверять? В каком числе они стоят? Как их надо проверить? В каком числе стоят проверочные слова?

Вывод: Как подобрать проверочное слово?

Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем проверяемое, поставьте ударение (3 человека у доски).

– Прочитайте следующие слова в двух столбиках. (Вывожу через проектор на экран слова в 2 столбика).

– В каком столбике слова, которые надо проверять? В каком числе они стоят? Как их надо проверить? В каком числе стоят проверочные слова?

Вывод: Как подобрать проверочное слово?

– Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем проверяемое, поставьте ударение (3 человека у доски).

3) Самостоятельная работа. Упражнение 186. Выборочная работа.

– В тексте есть слова с пропущенными буквами. Ваша задача: выписать эти слова, подобрать к ним проверочные, записать, поставить над словами знак ударения. (Индивидуальный подход.)

VIII. Закрепление изученного материала

Разгадайте ребусы. Подберите к ним проверочные слова.

2) Игра «Проверь себя!»

– Ребята, я прочитаю вам слова с безударной гласной в слоге. Вы подумайте, какая должна писаться в слове буква и запишите её на дощечке.

IX. Домашнее задание

– Придумать 5-7 слов с проверяемыми безударными гласными и записать. Повторить правила на с.с.104,105.

X. Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке?
– Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
– Что вызывало затруднение? Почему?
– С какими словами работали на уроке?
– Как их надо проверить?

XI. Организация на перемену

Источник

Что делать, когда ребенок не видит безударные гласные в словах, пишет диктанты, как придётся, проверочные слова не подбирает, делает много ошибок на это правило? Расскажу в этой статье по возможности понятным языком, объясню в сказке, дам лёгкую методику подбора проверочных слов.

Обычно такие проблемы бывают у детей в начальной школе. Это связано с тем, что ещё нет грамотности, присущей взрослым, нет орфографической зоркости, низкое внимание, маленький словарный запас, нет начитанности.

Я буду говорить о безударных гласных в корне слова. В других частях слова буду рассматривать в следующих статьях.

Что такое безударная гласная и почему ее надо проверять

Иллюстрации автора
Иллюстрации автора

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подбирая родственные слова или изменяя форму слова. Проверяют их, потому что это опасные места в слове, в них можно сделать ошибку.

Например, на картинке девочка написала “сасна”. Это неправильно. Есть проверочные слово “сосны”, где буква “о” будет под ударением. Значит, пишется “сосна”.

Сказка про волшебный молоточек

Проблемы с безударными гласными: не вижу, не проверяю. Мама-учитель поможет, расскажет понятно, наглядно, со сказками

Жили-были в королевстве Русского языка гласные звуки: а, о, у, э, и, ы. И был у них царь, у которого был волшебный молоток. У молотка этого было имя – Ударение. Какой гласный звук царь молотком ударит, тот запоёт громко, чётко, звонко и сильно. Их назвали ударными звуками.

Только звуки, которых не били молотком, очень загрустили. Они были безударными. От обиды, что царь их не замечает и не стучит по ним волшебным молотком, стали они специально путаться и делать ошибки в словах. Были “коты”, а стали “каты”, была “лиса”, а стала “леса”. Не понравились царю такие ошибки. Решил он безударных пожалеть. Подарил он им волшебные молоточки с условием, что они будут ударять ими звуки в однокоренных словах. Эти слова стали называть проверочными.

Только некоторые гласные звуки сказали, что им и так хорошо, и не приняли царский подарок. С тех пор слова, в которых стоят эти гордые гласные звуки, называют словарными. К ним нельзя подобрать проверочные слова. Их просто надо запомнить.

А все остальные безударные гласные искали по королевству себе такое родственное слово, которое можно ударить молоточком Ударением. И никаких ошибок в словах они уже не делали.

Как проверять безударные гласные в корне слова. Лёгкие способы

1. Перечитайте сказку, представьте себе волшебный молоток. Пусть ребенок возьмёт воображаемый молоток в руки и начнёт бить им по корню слова, а именно в то место, где гласный в опасной позиции. Например, проверяем слово “…кно”

  • сначала ищем корень. Это “…кн”.
  • Бьём молоточком по корню “Акн” – не подходит. “Окн”, сразу просится с языка слово “окна”. “Окна” будет проверочным словом.
  • Значит, окно пишется через “о”.

Молоточек помог. Таким способом тренируемся находить проверочные к другим словам с безударными гласными. Выполняем упражнения, пишем диктанты, списывания.

2. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная была под ударением:

  • Существительные заменяем формой слова другого числа или уменьшительно-ласкательной.

Например, единственное число проверяем множественным:

Нога – ноги

Гора – горы

Село – сёла

Множественное число проверяем единственным:

След – следы

Леса – лес

Дома – дом

Называем ласково:

Скворец – скворушка

Ковёр – коврик

Подавляющее большинство слов проверяется изменением формы числа. Научите этому приёму ребенка, и тогда у него не будет проблем с подбором проверочных слов. Есть, конечно, слова, которые нельзя проверить по этому способу. В этом случаем подбираем однокоренные слова до тех пор, пока гласный в слабой позиции будет слышаться чётко.

  • Прилагательные проверяем краткой формой или однокоренным существительным:

Большой – больше

Тяжелый – тяжесть

Так проверяются подавляющее большинство прилагательных.

  • Глаголы проверяем глаголами настоящего времени или существительным/прилагательным

Бороться – борется

Темнеет – тёмный

Осветил – свет

Чтобы ребенок видел во время диктанта, что в конкретном слове есть безударная гласная, которую нужно проверять, нужно много тренироваться. Он должен чувствовать безударные гласные, а это нарабатывается упражнениями. Нет другого способа и нет волшебной палочки, с помощью которой все слова ребенок начнет писать сразу правильно. Это регулярные, длительные тренировки. Помимо тренажёров, где надо вставлять пропущенные буквы, важно давать диктанты с большим количеством безударных гласных. Но в самом начале пусть учится подбирать однокоренные слова и изменять форму слов. Именно это и является самой большой трудностью для ребенка в данной теме.

Ставьте “лайк”, если было полезно. Подписывайтесь.

Как найти проверочное слово?

К любому слову можно найти проверочное?

Правила русского языка.

И да, и нет. Мы хотим проверить безударные гласные и глухие согласные. Это делается поиском такого варианта корня слова – а эта проверка возможна только в корне, где гласный оказался бы под ударением – в сильной позиции – для отличения от других ударных гласных. А шумные согласные будут в сильной позиции перед гласным: город можно написать как гОрат я но проверочные формы для д будут гОрода и городА (большими буквами обозначил место ударения). Но в некоторых русских по происхождению корнях возможны чередования гласных как под ударением, так и без ударения, а также согласных. Ударные проверять не требуется: огорОд, но огорАживать. Но некоторые русские корни пишутся с чередованием по отдельным правилам: гар-гор, зар-зор, бер-бир, раст-рос. А слова с точно иностранными корнями или некоторые другие не имеют в разных формах или однокоренных сдвига ударения: корова, коровий, собака, собачий. Или количество л и р в словах заимствованиях металл, кристалл, коридор, коррида. Их написание надо запоминать. Приставки, суффиксы, окончания обычно тоже не имеют проверочных слов, хотя есть исключения: безударные падежные окончания некоторых прилагательных и притяжательных местоимений можно проверить по ударным окончаниям вопросительных слов: какОго? И написание тся или ться проверить по по форме глагола или по вопросу к нему без ся.

система выбрала этот ответ лучшим

Артур­83838
[66]

4 года назад 

Определенных правил нет, но есть некоторые закономерности, которые нужно запомнить. При подборе проверочных слов нужно, чтобы ударение падало на тот слог, который, собственно, и проверит ваше слово. Но также есть слова омофоны, например: примиритять друзей и примерять одежду, в первом случае проверочное слово будет мир, а во втором мерить, здесь всё зависит от ликсическго значения слова.

владс­андро­вич
[766K]

8 месяцев назад 

В слове “побледнел” у нас имеются две орфограммы, первая из которых связана с приставкой «по» данного слова. Ее мы можем проверить зная что приставка «па» может писаться только с существительными со значением «сходства», но не в глаголах.  Ну а корневую гласную «е» в этом слове, мы можем проверить за счет слова — “блЕдный”.  

EkkkG­oal
[296]

4 года назад 

В принципе никаких правил,просто подбираете слова,которые будут проверять ваше слово,то есть,на нужный слог будет падать ударение.

Знаете ответ?

Важной задачей при обучении русскому языку является формирование у ребенка навыков грамотного и правильного письма. Для этого школьникам предлагается заучивать правила, выполнять определенные упражнения. В некоторых случаях, чтобы написать верно, достаточно просто подобрать проверочное слово. А вот алгоритм данной операции ребенок должен запомнить, а также случаи, когда его можно применить.

Так, в орфографии имеется правило относительно безударной гласной в корне. Чтобы определить, какая именно буква должна писаться, школьник должен подобрать такое однокоренное слово, чтобы на проверяемый звук падало ударение. Примером могут служить такие простые случаи, как “коты – кот”. Здесь нужно отметить, что проверочное слово должно быть не только однокоренным, но и близким по лексическому значению.

В русском языке существуют омофоны. Эти слова имеют одинаковое произношение, но различные лексические значения. К примеру, омофонами будут “примирять” и “примерять”. В первом случае, глагол произошел от существительного “мир” (примирять товарищей), а во втором – от “мерить” (примерять одежду). Поэтому, подбирая проверочное слово, нужно учитывать и его значение.

проверочное слово

В программу школы включены не только простые случаи, но и более сложные, когда имеется чередование в корне. Примером может служить слово “поглощать”. Проверяется оно существительным “глотка”. Детям необходимо объяснить суть процесса чередования, и каким образом он происходит. Также примером может служить “укрощать”. Проверочное слово в данном случае будет “кроткий” или “кротость”. Здесь ребенка важно познакомить с лексическим значением, а также показать подобные случаи (упрощать и т. д.).

укрощать проверочное слово

Проверочное слово к безударному звуку не всегда можно подобрать. Существуют исключения, на написание которых влияют исторические закономерности развития языка. Школьникам их предлагается просто запомнить. Обычно они включаются в словари, которые имеются в учебниках.

Есть ситуации, когда правило применить не так просто, как кажется. Например, часто вызывает затруднения у детей написать слово “седой”. Проверочное слово в данном случае можно взять “сед”, однако, оно практически вышло из обихода, и его можно встретить лишь в некоторых литературных произведениях. Помимо этого можно взять уменьшительно-ласкательное “седенький”, которое также встречается в речи достаточно редко.

седой проверочное слово

Для того чтобы научить школьников подбирать проверочное слово по данному правилу, рекомендуется использовать определенный алгоритм. Можно взять те, которые предлагают авторы программ учебного предмета, или составить с учениками самостоятельно (в последнем случае отмечается лучший эффект запоминания).

Примером может служить следующий алгоритм. Во-первых, выделяется орфограмма. Далее подбираются однокоренные слова (в начале той же части речи, если не получается, то другой). Делается вывод, можно ли проверить безударный звук таким способом. Если да – пишем правильно, в противном случае – обращаемся к словарю.

Постоянное закрепление правила и упражнения, направленные на это, являются основой успеха и еще одним шагом к освоению грамоты.

Добавить комментарий