Есть слова, которые мы не знаем, как написать. Уравнение или уровнение, поглощать или поглащать? В русском языке можно часто встретить слова с орфограммами в корне.
Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания.
Написание гласных букв в корне — одна из трудных тем русского языка. Чтобы грамотно их писать, достаточно знать несколько правил. О них и пойдет речь в статье.
Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова
Сложные орфограммы в корне слова обычно безударные. Приведем алгоритм правописания безударных корневых гласных.
Безударные гласные в корне слова – это неударяемые гласные, написание которых нужно проверить подбором родственных слов или изменением грамматической формы.
Чтобы правильно написать такие орфограммы, нужно подобрать проверочные слова. Причем сомнительный гласный звук в этом слове должен стоять под ударением. Например, закрепить – кре́пкий, река – ре́ки.
Как найти проверочное слово
Чтобы найти проверочное слово, нужно:
- Вспомнить все однокоренные слова (лесник – ле́с, проле́сок; зеленый – зе́лень, подарить – да́р.).
- Попробовать изменить грамматическую форму слова: поменять падеж и число, если это существительное. Или изменить время, если это глагол (зима – зи́му, письмо – пи́шет, большой – бо́льше).
Получается, что в безударном положении в корне слова пишется та гласная, которая стоит в проверочном слове под ударением:
- лесной – ле́с;
- дождливый – до́ждь;
- смешной – сме́х;
- весна – ве́сны;
- письмо – пи́шет;
- ковер – ко́врик.
- шаги – ша́г;
- зима – зи́му;
- гора – го́ры.
Чтобы найти проверочное слово, нужно смотреть, где это слово находится. Например, развивать тему — проверочное слово разви́тие, но развевается на ветру — проверочное слово ве́ять.
Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова
Если проверочные слова подобрать не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Правописание таких слов нужно запомнить и при необходимости сверять их с орфографическим словарем. Например, абориген, инициатива, коварный, наваждение.
Орфографические словари — словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова
В русском языке есть такие слова, в которых гласные в корне чередуются. К ним нельзя подобрать однокоренные слова и их написание зависит от определенных условий.
Чередование гласных Е-И
Чтобы запомнить правописание корней с чередующимися гласными, нужно запомнить эти корни: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.
Написание в корнях слов букв Е или И подчиняется правилу:
букву И нужно писать тогда, когда за корнем сразу следует суффикс А: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные слова сочетание, сочетаться), побирушка.
Чередование гласных О-А
Корни с чередованием букв О-А можно разделить на несколько групп:
Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения:
- в безударном положении О нужно писать в корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-. Под ударением в этих корнях нужна буква А. Например, пригореть, наклониться, творение, загар. Исключение: пригарать, утварь;
- в безударном положении А нужно писать в корнях -зар-/-зор-. Например, заря, зарница.
Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы:
- в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- нужно писать букву А, если за этими корнями стоит суффикс А. Например, касаться-коснуться, полагать-положить;
- в корнях -раст-(ращ)/-рос- перед буквами -СТ-/Щ- нужно писать букву А, перед -СТ- нужно писать О. Например, растение, выросли.
Корни, правописание гласных в которых зависит от значения:
- В корнях -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- буквы А и О нужно писать в зависимости от лексического значения.
- Корень -мак- нужно писать в значении «погружать в жидкость», т.е. макать. Например, обмакнуть.
- Корень -мок- нужно писать в значении «пропускать жидкость», т.е. мокнуть. Например, промокашка, непромокаемый.
- Корень -равн- нужно писать в значении «равный, одинаковый». Например, уравнение, подравнять состав команды.
- Корень -ровн- нужно писать в значении «ровный, гладкий, прямой». Например, подровнять челку, заровнять канаву.
Очень важно правильно писать слова с безударными гласными в корне. Ведь при неверном написании может измениться смысл высказывания.
Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор разговор шел о безударных гласных. Но трудности могут возникнуть и с написанием гласных под ударением. Например, с буквами О-Ё после шипящих в корне слова.
Сложность в том, что в устной речи мы всегда произносим О. К примеру, слово жёлудь. Мы пишем букву ё, но произносим о.
Чтобы понять, какую букву написать, нужно подобрать однокоренные слова или попробовать изменить форму слова. Например, жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если при подборе однокоренного слова или изменении его формы мы не слышим букву Е, то в таких словах пишем О. Например, шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка
Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
Гар-/гор- | Под ударением пишем А, без ударения О | Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь. |
Клан-/клон- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Кланяться, склонение, уклон. |
Твар-/твор- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь. |
Зар-/зор- | Без ударения пишем А, с ударением, что слышим | Зарница, зарево, зори. |
Плав-/плов- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха. |
Кас-/кос- | Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях | Касание, касательная, коснись. |
Мак-/мок- | Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость | Макать, намокнуть. |
Равн-/ровн- | Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой | Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну. |
Раст- Ращ-/рос- |
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами | Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. |
Скак-/скоч- | Букву А пишут перед к, о — перед ж | Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу. |
Бир-/бер- Жиг-/жег- Стил-/стел- Блист-/блест- Мир-/мер- Тир-/тер- Дир-/дер- Пир-/пер- |
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях | Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты. |
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете все о правописании гласных в корне и не будете ошибаться. Но если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете обратиться в студенческий сервис.
Что делать, когда ребенок не видит безударные гласные в словах, пишет диктанты, как придётся, проверочные слова не подбирает, делает много ошибок на это правило? Расскажу в этой статье по возможности понятным языком, объясню в сказке, дам лёгкую методику подбора проверочных слов.
Обычно такие проблемы бывают у детей в начальной школе. Это связано с тем, что ещё нет грамотности, присущей взрослым, нет орфографической зоркости, низкое внимание, маленький словарный запас, нет начитанности.
Я буду говорить о безударных гласных в корне слова. В других частях слова буду рассматривать в следующих статьях.
Что такое безударная гласная и почему ее надо проверять
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением, подбирая родственные слова или изменяя форму слова. Проверяют их, потому что это опасные места в слове, в них можно сделать ошибку.
Например, на картинке девочка написала “сасна”. Это неправильно. Есть проверочные слово “сосны”, где буква “о” будет под ударением. Значит, пишется “сосна”.
Сказка про волшебный молоточек
Жили-были в королевстве Русского языка гласные звуки: а, о, у, э, и, ы. И был у них царь, у которого был волшебный молоток. У молотка этого было имя – Ударение. Какой гласный звук царь молотком ударит, тот запоёт громко, чётко, звонко и сильно. Их назвали ударными звуками.
Только звуки, которых не били молотком, очень загрустили. Они были безударными. От обиды, что царь их не замечает и не стучит по ним волшебным молотком, стали они специально путаться и делать ошибки в словах. Были “коты”, а стали “каты”, была “лиса”, а стала “леса”. Не понравились царю такие ошибки. Решил он безударных пожалеть. Подарил он им волшебные молоточки с условием, что они будут ударять ими звуки в однокоренных словах. Эти слова стали называть проверочными.
Только некоторые гласные звуки сказали, что им и так хорошо, и не приняли царский подарок. С тех пор слова, в которых стоят эти гордые гласные звуки, называют словарными. К ним нельзя подобрать проверочные слова. Их просто надо запомнить.
А все остальные безударные гласные искали по королевству себе такое родственное слово, которое можно ударить молоточком Ударением. И никаких ошибок в словах они уже не делали.
Как проверять безударные гласные в корне слова. Лёгкие способы
1. Перечитайте сказку, представьте себе волшебный молоток. Пусть ребенок возьмёт воображаемый молоток в руки и начнёт бить им по корню слова, а именно в то место, где гласный в опасной позиции. Например, проверяем слово “…кно”
- сначала ищем корень. Это “…кн”.
- Бьём молоточком по корню “Акн” – не подходит. “Окн”, сразу просится с языка слово “окна”. “Окна” будет проверочным словом.
- Значит, окно пишется через “о”.
Молоточек помог. Таким способом тренируемся находить проверочные к другим словам с безударными гласными. Выполняем упражнения, пишем диктанты, списывания.
2. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная была под ударением:
- Существительные заменяем формой слова другого числа или уменьшительно-ласкательной.
Например, единственное число проверяем множественным:
Нога – ноги
Гора – горы
Село – сёла
Множественное число проверяем единственным:
След – следы
Леса – лес
Дома – дом
Называем ласково:
Скворец – скворушка
Ковёр – коврик
Подавляющее большинство слов проверяется изменением формы числа. Научите этому приёму ребенка, и тогда у него не будет проблем с подбором проверочных слов. Есть, конечно, слова, которые нельзя проверить по этому способу. В этом случаем подбираем однокоренные слова до тех пор, пока гласный в слабой позиции будет слышаться чётко.
- Прилагательные проверяем краткой формой или однокоренным существительным:
Большой – больше
Тяжелый – тяжесть
Так проверяются подавляющее большинство прилагательных.
- Глаголы проверяем глаголами настоящего времени или существительным/прилагательным
Бороться – борется
Темнеет – тёмный
Осветил – свет
Чтобы ребенок видел во время диктанта, что в конкретном слове есть безударная гласная, которую нужно проверять, нужно много тренироваться. Он должен чувствовать безударные гласные, а это нарабатывается упражнениями. Нет другого способа и нет волшебной палочки, с помощью которой все слова ребенок начнет писать сразу правильно. Это регулярные, длительные тренировки. Помимо тренажёров, где надо вставлять пропущенные буквы, важно давать диктанты с большим количеством безударных гласных. Но в самом начале пусть учится подбирать однокоренные слова и изменять форму слов. Именно это и является самой большой трудностью для ребенка в данной теме.
Ставьте “лайк”, если было полезно. Подписывайтесь.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- коло́дец
- украша́ть
- листва́
- пятёрка
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́дпись
- о́тсвет
- вы́линять
2. суффикса
- укрепи́ть
- свежо́
- посвяще́ние
3. окончания
- больно́й
- роса́
- молодо́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» , «и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один – много река – ре́ки |
1. Большой – маленький тропа – тро́пка |
2. Много – один колосья – ко́лос |
2. Маленький – большой площадка – пло́щадь |
3. По вопросу: О чём? в лесу – о ле́се Что делал? Что делает? катил – ка́тит |
3. Назови ласково звезда – звёздочка |
4. Какой? – Что? зелёный – зе́лень |
|
5. Что делал? – Что? платил – пла́та |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.
- входи́ть — вход;
- укоря́ть — укор;
- раздели́ть — разде́л;
- указа́ть — ука́зка;
- загада́ть — зага́дка;
- лепи́ть — ле́пка.
К существительному подберем однокоренное прилагательное:
- хитре́ц — хи́трый;
- бели́зна- бе́лый;
- краснота — кра́сный;
- ого́нь — о́гненный;
- хо́лод — холо́дный;
- со́боль — собо́лий.
От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:
- трава́ — тра́вушка;
- строка́ — стро́чка;
- зерно́ — зёрнышко;
- река́ — ре́ченька.
А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.
1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.
- глава́ — гла́вы;
- сосна́ — со́сны;
- плита́ — пли́ты;
- де́рево — дере́вья;
- десна́ — дёсны.
И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.
- грачи́ — грач;
- дожди́ — дождь;
- поля́ — по́ле;
- шкафы́ — шкаф.
Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:
- без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
- мимо двора́ — двор;
- с мечо́м — меч.
У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать к ним два проверочных слова:
- голова́ — го́ловы, голо́вушка;
- борода́ — бо́роды, боро́дка;
- борозда́ — бо́розды, боро́здка;
- золото́й — зо́лото, зо́лотце.
2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.
- молодо́й — он мо́лод, моло́же;
- дорого́й — он до́рог, доро́же;
- просто́й — прост, про́ще;
- коро́ткий — день ко́роток.
3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.
- тащи́ть — муравей та́щит;
- коло́ть — он ко́лет;
- бросаться — она бро́сится;
- свари́ть — повар сва́рит;
- похвали́ть — она похва́лит;
- накорми́ть — он накормит.
У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:
- взяла́ — взял;
- привела́ — привёл;
- отнесла́ — отнёс;
- прибрала́ — прибра́л.
При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:
- выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
- прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
- посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
- уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
- вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- глаза́ — глаз, гла́зик;
- частота́ — ча́стый;
- накали́ть — накал;
- испаре́ние — пар;
- сократи́ть — кра́ткий;
- плати́ть — опла́та, пла́тный;
- окати́лась водой из ведра — ка́тит;
- шаловли́вый — ша́лость;
- начала́ — на́чал.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- наколи́ бабочку — ко́лет;
- поглоща́ть — гло́тка;
- угрожа́ть — угро́за;
- умолять — мо́лит;
- вышколи́ть — шко́ла;
- топта́ть — то́пчет;
- опоздать — по́здно;
- угостить — гость;
- угомони́ть — го́мон.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- навева́ть раздумья — ве́ять;
- обежа́ть дом — бег;
- вперёд — спе́реди;
- прореди́ть посевы — ре́дкий;
- потеря́ть — поте́ря;
- серьга́ — се́рьги;
- освеще́ние — свет.
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
- пестрота́ — пёстрый;
- весна́ — вёсны;
- ведро́ — вёдра;
- о́зеро — озёра;
- по́черк — зачёркнутый;
- подвести́ — подвёл.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- обижа́ть малыша — оби́да;
- примири́ть недругов — мир, переми́рие;
- прожива́ть в доме — жить;
- чистота́ в кухне — чи́стый;
- списа́ть слова — пи́шет;
- едине́ние — еди́нство.
5. Проверим букву «я»:
- разряди́ть ружьё — разря́д;
- пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
- иссяка́ть — исся́кнуть;
- посвятить поэму — свя́тость;
- мячи́ — мяч;
- увяда́ть от жары — вя́лый.
Дополнительный материал
Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».
Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»
Тест
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 193
Проверочные слова для неясно слышимых гласных звуков корня слов можно поискать среди родственных слов или, второй вариант, изменяя само слово, чтобы безударный звук стал ударным, то есть в формах слова.
Начнем с форм слов. В слове “гора” безударным является корневой гласный звук. Подберем форму множественного числа этого слова гОры. И ясно услышим звук “о”. Аналогично
грозА – грОзы;
окнО – Окна;
лесА – лЕс.
Займемся подбором родственных слов для проверки безударных гласных в корне слова.
СолИть – соль, закрепИть – крЕпкий, воздУшный – вОздух.
Иногда в корне слова может быть непроизносимый согласный звук, который все же надо написать. Для того чтобы убедиться, что этот звук присутствует в слове, подберем родственные слова, в которых после проблемного звука находится гласный, который “высветит”, как лучом солнца, нужный нам звук.
известный – извесТие;
грустный – грусТить;
ненастный – ненастие;
окрестный – перекрёсТок.
Как искать проверочные слова для корня
Грамотная письменная речь – одна из обязательных составляющих портрета образованного человека. Однако многие из нас хоть однажды усомнились в том, какую именно гласную следует писать в конкретном слове. Как проверить правописание в этом случае?
Одной из наиболее распространенных проблем при написании писем, статей, обращений и других текстов является постановка гласных в безударном положении в корне слова. Основная сложность в этой ситуации заключается в том, что когда гласная находится не под ударением, она произносится нечетко, поэтому сложно сделать однозначный вывод о том, какая именно буква должна быть в этом месте.
В случае, если речь идет о проверке гласной, которая находится в безударном положении в корне слова, существуют специальные методы, которые способны помочь проверить, правильно ли выбрана гласная. Одним из них является подбор проверочного слова, в котором сомнительная гласная буква будет находиться под ударением. В таком положении она будет звучать достаточно ясно, и станет понятно, что именно эту букву следует писать и во всех однокоренных словах.
Например, в именительном падеже единственного числа слово «вода» может вызвать сомнения в написании первой гласной, однако после подбора проверочного слова «воды» становится ясно, что на этом месте должна стоять буква «о». В некоторых случаях проверка может потребоваться в отношении сразу нескольких гласных. Например, для слова «молодой» инструментами такой проверки могут послужить два однокоренных слова: «молодость», которое демонстрирует, что на первом месте в проверяемом слове должна стоять буква «о», и «молоденький», которое показывает, что и во втором случае следует остановиться на этой же букве.
Тем не менее из этого правила, как и из значительного количества других грамматических правил русского языка, существуют исключения. Одно из них связано с таким феноменом как чередование гласных. Например, в словах с корнем «ращ-» на месте гласной в большинстве случаев будет ставиться буква «а», а в словах с корнем «рос-» – буква «о», хотя эти слова считаются однокоренными.
Кроме того, следует иметь в виду, что в русском языке существуют так называемые омонимы – слова с одинаковым звучанием, но разным написанием и значением. Примером таких слов может служить пара «примерять», например, одежду, и «примирять», например, друзей. В этой ситуации важно не ошибиться, используя омоним в качестве проверочного слова. Поэтому в случае, если в отношении правописания какой-либо безударной гласной в корне слова возникают сомнения, лучше обратиться к орфографическому словарю.
Видео по теме