План урока:
Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника
Квадрат
Построение прямого угла, прямоугольника, квадрата на бумаге в клетку
Здравствуйте, дорогие ребята!
Приглашаем вас в сказочную страну Геометрию.
Жил-был король Луч. Была у короля маленькая, смешная и забавная дочка Точка. Отец очень любил и баловал принцессу и никогда не наказывал: не ставил в угол за ее шалости.
Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый
Ребята, а вы знаете, что такое угол? Какие бывают углы?
Давайте вместе начертим угол. Сначала поставим точку. Затем проведем из этой точки 2 луча. Например, так:
Лучи – это стороны угла. А точка, из которой мы проводили лучи – вершина угла.
Углы бывают прямые, острые и тупые. Острым углом назовем тот, который меньше прямого, а тупым углом – тот, который больше прямого угла.
Изготовим модель прямого угла из кусочка бумаги.
Можно в качестве модели прямого угла использовать угольник. У него обязательно есть один прямой угол.
Ребята, помогите принцессе Точке определить, какие углы являются прямыми, а какие тупыми и острыми! Сосчитайте, сколько на этом чертеже прямых, острых, тупых углов.
Проверь себя!
Прямых – 6 углов, острых – 4 угла, тупых – 2 угла.
Король Луч решил построить для принцессы Точки игровую площадку. Он долго размышлял, чертил на песке разные фигуры. Посмотрите, после дождя остались лишь очертания. Назовите одним словом, что это?
Верно, это углы. Запишите номера углов в 3 столбика: острые, тупые, прямые.
Проверь себя.
Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника
Ребята, посмотрите на дворец короля и принцессы. Из каких геометрических фигур он состоит?
Давайте сосчитаем все прямоугольники, квадраты, треугольники и круги.
Прямоугольники – 3.
Квадраты – 5.
Треугольники – 3.
Круги – 5.
Найдите среди этих фигур четырехугольники, у которых все углы прямые. Воспользуйтесь моделью прямого угла, которую мы с вами изготовили.
Проверь себя.
Прямоугольники: 1, 3, 5.
Ребята, у принцессы Точки есть для вас вопросы о прямоугольнике. Попробуйте на них ответить.
Вопрос 1. Равны ли у прямоугольника противоположные стороны (они лежат напротив друг друга)?
На чертеже противоположные стороны обозначены одинаковым цветом.
Вопрос 2. Все ли углы прямые у прямоугольника?
Вопрос 3. Могут ли все стороны прямоугольника, а не только противоположные, быть одинаковыми? Например, так:
Подумайте! Возьмите любой прямоугольник, измерьте линейкой стороны фигуры, с помощью модели прямого угла или угольника проверьте углы.
Сравните свои выводы с правильными ответами.
Ответ 1. Противоположные стороны равны.
Ответ 2. Все углы прямые.
Ответ 3.Все стороны прямоугольника могут быть одинаковыми.
Молодцы! Не огорчайтесь, если не все выводы совпали с правильными ответами. Давайте еще раз повторим о прямоугольнике все, что узнали.
Квадрат
Ребята, отвечая на вопрос принцессы Точки, мы сделали вывод о том, что у прямоугольника все стороны могут быть одинаковой длины. Такой прямоугольник будет называться квадратом.
Задача на смекалку от короля. Помогите принцессе Точке ее решить.
Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см. Сделай из него квадрат! Подсказка: «Можно сделать двумя способами: добавить, убрать».
Проверь себя.
Принцесса отлично справилась с задачей. А теперь попробуйте вы самостоятельно выполнить следующее задание.
Найдите среди этих прямоугольников квадраты. Запишите их номера.
Проверь себя.
Квадраты: 1,3.
Поиграем вместе с принцессой Точкой. Она выложила из счетных палочек такую фигуру:
Сколько квадратов вы видите? Уберите одну палочку так, чтобы осталось два квадрата. Сделать это можно разными способами. Какие еще фигуры, кроме двух квадратов, у вас получились?
Проверь себя.
Кроме двух квадратов, на каждом рисунке есть прямоугольник.
Построение прямого угла, прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге
Как вы заметили, король Луч и принцесса Точка любят чертить. Они приглашают нас, ребята, поучаствовать в этом увлекательном занятии. Вооружитесь тетрадью в клеточку, простым карандашом, угольником.
Задание: построить на бумаге в клеточку прямой угол, прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см, квадрат со стороной 7 см.
Посмотрите, как получилось у принцессы. Сравните со своими чертежами.
Ставим точку. Откладываем два луча при помощи угольника или линейки.
Ставим точку. Вверх – 3 см, вправо – 6 см. Помним, что противоположные прямоугольника стороны равны. Чертим их – 6 см и 3 см.
Квадрат
А это тетрадь короля. Он чертил квадрат. Сравните со своим чертежом.
Ставим точку. Помним, что у квадрата все стороны равны. Откладываем вверх 7 см, вправо – 7 см. Чертим противоположные стороны по 7 см.
Молодцы, здорово получилось! Если такое занятие было для вас интересным и увлекательным, попробуйте начертить прямой угол, прямоугольник и квадрат на нелинованной бумаге. Сделать это будет гораздо сложнее. Здесь на помощь придет угольник: проверять прямой угол. Можно воспользоваться моделью прямого угла, которую мы изготовили.
Посмотрите, как это получилось у короля и Точки.
После нелегкого занятия король Луч и его дочка присели отдохнуть. Принцесса попросила рассказать интересную сказку. Давайте и мы послушаем!
Сказка
Жил-был на свете Прямоугольник. Фигура важная, спору нет! Люди ценили и уважали Прямоугольника, потому что при изготовлении многих вещей использовали эту фигуру. Всё хорошо у Прямоугольника, но одиноко как-то. Решил он найти своих родственников. Думает: «Если встречу родственников, сразу узнаю, потому что на меня должны быть похожи!».
Однажды встретил Прямоугольник Квадрата и говорит: «Как тебя зовут? Очень ты, брат, на меня похож!». Отвечает Квадрат: «Если найдем не меньше четырех общих признака, значит, родственники». Стали они друг друга рассматривать и обнаружили четыре сходства:
У каждого было по 4 угла, да все прямые, по 4 стороны, да стороны, которые одна напротив другой – одинаковой длины.
Обрадовались родственники, что нашли друг друга. Поспешили вместе отправиться дальше. Встретили однажды Четырехугольника и спрашивают: «Похож ты на нас. Уж не родня ли?».
Говорит им Четырехугольник: «Я был бы очень рад! Если найдем хотя бы два сходства, значит, родственники». Стали опять внимательно друг к другу приглядываться и увидели два общих признака:
- 4 угла.
- 4 стороны.
Обрадовались фигуры и решили не терять друг друга, держаться всегда рядом.
Понравилась вам сказка? Давайте повторим о фигурах все, что узнали.
В сказочное королевство Геометрия мы вернемся еще не раз. А этот урок подошел к концу. Выберите смайлик вашего настроения.
До скорой встречи в королевстве Геометрия! А сейчас проверьте свои знания. Принцесса Точка справилась с заданиями хорошо, допустила одну небольшую ошибку. Будьте внимательны, не спешите!
В данной публикации мы рассмотрим, что такое прямой угол, перечислим основные геометрические фигуры, в которых он встречается, а также разберем пример задачи по этой теме.
- Определение прямого угла
- Фигуры с прямыми углами
- Пример задачи
Определение прямого угла
Угол является прямым, если его градусная мера равняется 90 градусам.
На чертежах для обозначения такого угла используется не круглая дуга, а квадратная.
Прямой угол составляет половину развернутого угла (180°) и в радианах равняется π/2.
Фигуры с прямыми углами
1. Квадрат – ромб, все углы которого равны 90°.
2. Прямоугольник – параллелограмм, все углы которого, также, являются прямыми.
3. Прямоугольный треугольник – один из его углов прямой.
4. Прямоугольная трапеция – хотя бы один из углов равняется 90°.
Пример задачи
Известно, что в треугольнике один из углов является прямым, а два остальных равны между собой. Найдем неизвестные значения.
Решение
Как мы знаем из теоремы о сумме углов треугольника, она равняется 180°.
Следовательно, на два неизвестных угла приходится 90° (180° – 90°). Значит каждый из них равняется 45° (90° : 2).
В этом случае для построения прямого угла применяется всем известная формула Пифагора – в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Еще такое построение называют “египетским треугольником”, так как по такому же принципу строились углы пирамид. Натяните строительный шнур по главному фасаду одной из сторон будущего строения. Эта линия свое положение НЕ меняет. На шнуре, в точке где будет угол постройки привяжите еще один шнур и отойдите с ним в сторону, образуя другую, перпендикулярную сторону строения.На первом шнуре от точки, образующей угол отмерьте 4 метра. От этой же точки, но по другому шнуру отмерьте 3 метра. На совершенно отдельном шнуре зафиксируйте длину (расстояние) 5 метров (можно привязать яркие тесемки). Далее работают 2 человека. Один человек крайнюю точку пятиметрового шнура держит на шнуре главного фасада в точке 4 метра. Другой человекпостарается 5-и метровый шнур дотянуть до точки 3 м на другом шнуре.Вторая сторона на момент построения будет подвижной.Подтяните или отодвиньте боковую сторону так, чтобы крайние точки 5-иметрового и 3-х метрового шнура соединились. А угол между шнуром/линией главного фасада и линией бокового фасада у вас будет прямым, то есть 90 градусов. А по теореме это выглядит так – 4² (16) + 3² (9) = 5² (25) 25 = 25 автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Rafail 8 лет назад Возьмите три брусочка (рейки, линейки, металлические полоски, какие-нибудь жесткие дюралевые элементы для строительства). Сделайте в них по два отверстия диаметром 4-6 мм. Расстояния между центрами отверстий должны относиться друг к другу как 3:4:5, (например 60 см, 80 см и 100 см, или 15 см, 20 см, 25 см). Скрепите брусочки винтами (болтами) в треугольник. Получится прямоугольный треугольник с прямым углом между короткими сторонами (катетами). Чем длиннее стороны треугольников тем точнее будет прямой угол. Но, слишком длинные брусочки могут оказаться кривыми, или прогнуться в процессе изготовления или эксплуатации. Другой вариант: берете три кусочка мягкой проволоки, с тем же соотношением длин, например 3 4 и 5 м, реально где-то на 10-20 см длиннее. На концах проволоки делаете кольца. Вбиваете в землю два колышка (кусочки труб), допустим, сначала на расстоянии ровно 3 м, накидываете кольца на колышки и сделав петлю где-нибудь в средней части проволоки “скруткой” выбираете излишек длины, чтобы проволока натянулась как можно прямее между колышками. Точно так же натягиваете другую проволоку на колышки с расстоянием между ними 4 м, и третью – с расстоянием 5 м. Теперь, в вершине требующегося прямого угла вбиваете один колышек. На него накидываете концы 3-х и 4-ж метровых проволок. Другие концы этих проволок продеваете в другие колышки, которые держат в руках Ваши помощники. кольца третьей проволоки (5 м) тоже продеваете в эти колышки. Затем помощники расходятся по требуемым направлениям и подбирают положения колышков, которые у них в руках (удерживая их строго вертикально) так, чтобы все три проволоки были натянуты. Когда такое положение достигнуто, угол будет близок к прямому. Можно и другие соотношения, лишь бы между ними соблюдалась теорема Пифагора, например 5, 12 и 13, или 7,24 и 25. 88SkyWalker88 5 лет назад Прямой угол можно построить, применяя теорему Пифагора. Кроме того, существует такое понятие как египетский треугольник. Еще древние египтяне, строя великие пирамиды, пользовались этим методом. Метод такой: натягиваем шнур, от точки, откуда будет начинаться угол, натягиваем другой шнур перпендикулярный этому. Далее на одной стороне нужно отсчитать три метра, а на другой – четыре метра. Затем берем еще один шнур (красного цвета) длиной ровно пять метров. Теперь пытаемся соединить крайние точки с помощью шнура красного цвета. При этом одна сторона нашего угла будет подвижной. Получаем прямой угол. Ксарфакс 5 лет назад Для того, чтобы построить прямой угол на местности, можно воспользоваться Египетским треугольником, имеющим соотношение длин сторон как 3:4:5. В этом случае потребуется 3 колышка, а также 3 куска веревки – по 3, 4 и 5 метров. Алгоритм такой: 1) Сначала “натягиваем гипотенузу”. Для этого вбиваем в землю 2 колышка так, чтобы расстояние между ними было 5 метров (можно мерить либо по рулетке, либо по имеющейся верёвке). Закрепляем верёвку. 2) Теперь нужно разместить катеты (куски веревки по 3 и 4 метра) – так, чтобы они совпали вершинами между собой и с гипотенузой (понятно, нужна помощь нескольких человек). В этом случае получится искомый прямой угол. После этого вбиваем 3 колышек в то место, где катеты совпали и закрепляем верёвки. Кроме этого, иногда помогает примитивный вариант – обвести по какому-нибудь прямоугольному предмету. Или если есть доски, то нетрудно соотнести их между собой так, чтобы получился угол 90 градусов – если доски образуют прямой угол, то короткая часть первой доски (ширина) будет как бы продолжением длины другой доски. Galina7v7 7 лет назад Кроме египетского треугольника,размеров которого немало,можно построить неполную окружность (примерно-полукруг),и провести прямую через центр окружности,это и будет диаметр,а 2 точки диаметра-концами лучей прямого угла.Вершина прямого угла может быть в любой удобной точке полуокружности.Доказательства того,что угол будет прямой,думаю,не требуются.А методика,как провести окружность на местности ,описана в литературе:вбивается колышек в землю,натягивается веревка удобного размера,и пошёл двигаться какой-то объект (человек,лошадь) по свободному концу верёвки,прочерчивая эту полуокружность (можно вбивать колышки через 10-15-25 см,как бы очкрчивая эту полуокружность(методов много).А потом на ней,где нужно отметить вершину прямого угла(можно в любом колышке),а лучи,на прямой -диаметре.То есть соединяя вершину с концами диаметр ,получим прямой угол.Если есть сомнения по поводу полуокружности,можно проводить целую окружность,но это затратно по времени.Достаточно немного больше полуокружности. Владмир8 4 года назад Только что родил способ построения прямого угла к условному забору или к прямой линии с помощью длинной неразмеченной (нерастяжимой) веревки.
Или можно растянуть веревку целиком от основания треугольника у забора до вершины и дальше – половина ляжет на сторону треугольника-далее узелок и колышек в земле- далее вторая половина веревки, как продолжение стороны. (Веревка в итоге получится прямой линией)
Основание- либо теорема об угле, вписанном в окружность (а вытянутая веревка- это и есть диаметр ее, а полверевки- радиус окружности- и точка пересечения-на заборе) Либо свойства прямоугольника- его диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам. Чтобы разметить прямой угол на местности не обязательно иметь транспортир или другие приспособления. Достаточно иметь три шнура и помнить теорему Пифагора. Есть очень удобные соседние числа – 3 и 4, квадраты которых в сумме дадут 25, то есть квадрат 5. А это значит, что есть прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 метров. При этом сторона в 5 метров окажется гипотенузой. Как же построить такой треугольник на местности? Вбиваем колышек в основание прямого угла. Привязываем к нему шнуры длиной 3 и 4 метра. Проводим сторону длиной например 4 метра и вбиваем второй колышек, закрепляем шнур. Привязываем к этому колышку шнур длиной 5 метров и острым колышком чертим небольшую дугу окружности на расстоянии 5 метров от вбитого колышка. Точно также проводим небольшую дугу радиусом 3 метра от первого колышка. Точка пересечения дуг и будет последней вершиной нашего прямоугольного треугольника. fatalex 8 лет назад Ну, если говоря “на местности”, Вы предполагаете начертить прямой угол прямо на земле, к примеру размечая границы какого-то участка или фундамента будущего дома, то можно воспользоваться тремя колышками и шпагатом или верёвкой, длинна которой кратна 12 метрам. Говорят, этот метод был известен ещё в древнем Египте, а в его основе так называемое правило “золотого сечения”. “Золотое сечение” – это треугольник со сторонами, длинны которых соотносятся, как 3:4:5 Вот так, более подробно, использование этого метода на практике описывается в интернете: Отсутствие транспортира вполне компенсирует теодолит. Ну и не забываем что диагонали прямоугольника равны между собой. Проще простого. Сначала строим квадрат, натянув веревки по периметру. Чем больше будет квадрат, тем точнее будет построен прямой угол. Теперь промеряем диагонали нашего, пока еще якобы квадрата. Скорее всего у нас с первого раза получится ромб. Раздвигаем соответствующие углы квадрата, диагональ между которыми меньше. Делаем это пока обе диагонали не выровняться по длине. Как только это произойдет, мы получим правильный квадрат, а значит и четыре прямых угла. Как правило строили когда делают прямые углы меряют диагонали полученного прямоугольника. Если нужно сделать что-то маленькое, то можно этот прямой угол обвести по прямоугольному предмету. Самый простой способ это произвести замер диагоналей. Можно и с помощью веревки, смотрите какой вариант вам больше подходит. moreljuba 5 лет назад Для этой цели я вам советую воспользоваться Египетским треугольником, а вернее соотношением его сторон, которое выглядит следующим образом 3 к 4 к 5. Берём колышки и натягиваем верёвкой сначала гипотенузу 5, а затем от неё натягиваем катеты. Так и получим прямой угол на местности. Знаете ответ? |
Чему равен прямой угол? Как изобразить прямой угол? Как найти прямые углы на рисунке?
Прямой угол — это угол, градусная мера которого равна 90º.
I. Проще всего изобразить прямой угол по клеточкам.
1) Точку — вершину прямого угла — ставим на пересечении клеточек.
2) Из вершины проводим лучи — стороны угла: один — горизонтально, другой — вертикально.
3) Ставим знак прямого угла — маленький квадрат при вершине: □
∠ABC=90º,
то есть угол ABC — прямой.
II. Другой способ построения прямого угла — при помощи транспортира:
1) Отмечаем точку — вершину угла.
2) От вершины проводим луч — сторону угла.
3) Совмещаем вершину угла с отметкой в центре транспортира (у разных моделей положение отметки может быть различным) так, чтобы отметка 0º располагалась на стороне угла.
4) На отметке 90 градусов ставим точку.
5) От вершины через эту точку проводим второй луч — другую сторону угла:
III. Ещё один способ построения прямого угла — с помощью угольника.
1) Отмечаем точку — вершину угла.
1) От вершины угла проводим луч — первую сторону угла.
2) Прикладываем угольник прямым углом к вершине угла так, чтобы одна сторона угольника проходила через первую сторону угла.
3) Вдоль другой стороны угольника проводим другой луч — вторую сторону угла.
Чтобы по рисунку найти прямой угол, также можно использовать угольник.
Если приложить угольник к вершине угла вдоль одной из сторон, то в остром угле вторую сторону угольник частично закроет (так как градусная мера острого угла меньше 90º), в тупом — вторая сторона окажется за угольником (поскольку тупой угол больше 90º), и только в прямом угле другая сторона угольника пройдёт ровно вдоль второй стороны:
Треугольник, один из углов которого — прямой, называется прямоугольным.
Как найти прямой угол
Существует несколько геометрических определений прямого угла:
– прямой угол – это смежный угол или угол, который равен смежному углу;
– прямым углом является угол, который равен 90 градусов;
– для вычисления прямого угла необходимы измерения углов- a и b;
– угол равный 90 градусов, составляющий четверть целого угла и половину развернутого называется прямым углом.
Инструкция
Данные понятия и определения указывают на то, что все без исключения прямые углы равны и любые два угла могут быть сравнимы. А само сравнение двух углов с прямым углом вводит понятие – острого и тупого угла.
Для того, чтобы найти прямой угол, необходимо вводить измерение градуса угла с помощью транспортира, если он равен 90 градусов, то, следовательно, этот угол является прямым.
Ряд геометрических фигур имеет один или несколько прямых углов. К таким фигурам относятся прямоугольный треугольник (имеет одни прямой угол), параллелограмм (все углы его прямые), квадрат является ромбом, у которого все углы прямые, а также прямоугольная трапеция с одним прямым углом.
Построить прямой угол самостоятельно без геометрических инструментов можно с использованием отвеса (любая нитка с грузом), уровень для горизонтальной и стеклянная деталь для вертикальной поверхности.
Видео по теме
Источники:
- как вычислить прямой угол
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.