Как найти прямые дополнения в тексте

В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Узнаем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.

Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.

Прямое дополнение

Определение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.

Например:

Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыбку.

«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.

Прямое дополнение

Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):

Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое дополнение обычно выражается:

1. существительным в форме винительного падежа без предлога:

  • помою (что?) миску;
  • накормила (кого?) котёнка;
  • напишем (что?) сообщение;

2. существительным в форме родительного падежа без предлога:

а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:

  • выпью чего? воды;
  • поем чего? блинов;
  • отрежу чего? колбасы;
  • насобирал (чего?) грибов;

б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:

  • не видел фильма;
  • не услышал ответа;

3. несвободным словосочетанием:

  • купила (что?) пару перчаток;
  • приобрел (что?) музыкальный центр.

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).

В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.

Косвенное дополнение

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:

  • увлекаемся (чем?) спортом;
  • веришь (во что?) в победу;
  • ходите (на чём?) на лыжах;
  • сочувствовали (кому?) приятелю;
  • жать (чем?) серпом;
  • зайду (к кому?) к нему.

2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:

  • количественным или собирательным числительным в падежной форме;
  • неопределенной формой глагола (инфинитивом);
  • нечленимым словосочетанием;
  • фразеологизмом.

Это число делится (на сколько?) на четыре.

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам.

Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).

Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре.

Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).

Науки юношей питают (М. Ломоносов).

Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая стояла неоконченная (Н. Григорович).

Видеоурок «Дополнение прямое и косвенное»

Тест

Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.

Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).

Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).

Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.

Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.

Тебе налить ещё кваса?

Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.

Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.

Шила в мешке не утаишь (пословица).

Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.

Что с тобой случилось сегодня?

Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.

Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 56

Прямое и косвенное дополнение


Прямое и косвенное дополнение

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 220.

Обновлено 14 Января, 2022

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 220.

Обновлено 14 Января, 2022

Дополнение — второстепенный член предложения. Дополнение указывает на лица, предметы, объекты, явления и многое другое, что связано с происходящим. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Средством грамматической связи является изменение формы слова в соответствии с падежом (если дополнение — изменяемое слово) и часто предлог. В 8 классе ученики знакомятся с разновидностями этого второстепенного члена предложения.

Прямое и косвенное дополнение

Существует два вида дополнения: прямое и косвенное.

Прямым называется дополнение, которое:

  • связано с переходным глаголом;
  • стоит в форме винительного падежа;
  • не соединено с главным словом предлогом.

Прямое дополнение обозначает объект, на который напрямую переходит действие, выраженное переходным глаголом. Рисовать (что?) пейзаж, строить (что?) дом, сломать (что?) шалаш, переоборудовать (что?) помещение.

Словом, от которого зависит дополнение может быть не только глагол, но и категория состояния (жалко (что?) ушедшую юность.), деепричастием (зашивая (что?) рукав), причастием в полной форме (сочинивший (что?) стихи).

Все остальные дополнения называются косвенными, поскольку они выражаются формами косвенных падежей.

Родительный падеж для прямого дополнения

Прямое дополнение может стоять и в родительном падеже, когда:

  • оно относится к глаголу с отрицанием (не знал (чего?) горя, не любил (чего?) музыки; не видел (чего?) моря);
  • дополнение выражается существительным со значением сыпучего или льющегося вещества (добавить (чего?) раствора; налить (чего?) сока, положить (чего?) варенья.

Русский язык допускает в этих случаях использования форм и винительного, и родительного падежа в одинаковой степени: добавить раствор (В. п.), добавить раствора (Р. п.), не видел море (В. п.), не видел моря (Р. п.), выпить воду (В. п.), выпить воды (Р. п.).

Ни одна из этих форм не является ошибкой.

Как определить, косвенное или прямое дополнение

Отличить их друг от друга помогут несколько признаков:

  • прямое дополнение не может быть связано с возвратным глаголом (который оканчивается на -ся);
  • прямое стоит в форме винительного или, при определённых условиях, родительного падежа, косвенное — в любом другом косвенном падеже;
  • при прямом дополнении нет предлога.

Способы выражения прямого и косвенного дополнения

Примеры

Прямое дополнение

Косвенное дополнение

Существительное

Я услышал шорох.

Это дождь шуршал по крыше.

Местоимение

Ничего в прошедшем мне не жаль.

Меня заметили.

Чего жалеть? Вспоминайте о нём.

Словосочетание

Знаю три способа. Люблю Уральские горы.

Вещи упаковали в два сундука. Он жил у Чёрного моря.

Числительное

Узнал только двоих.

Лодка вернулась к трём.

Прилагательное

Не жаль мне прошлого ничуть.

Не печалься о былом.

Причастие

Я рассматривал вошедших.

Он расспрашивал о собравшихся.

Инфинитив

Все просили её спеть.

Заключение

Что мы узнали?

Прямое дополнение обозначает объект, на который переходит действие. Оно сочетается с переходным глаголом в винительном или родительном падеже без предлога и может быть выражено разными частями речи. Косвенные дополнения могут соединяться с глаголом (в том числе возвратным) с помощью предлога, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 220.


А какая ваша оценка?

  • Определение дополнения

  • Прямое дополнение

  • Способы выражения прямого дополнения

  • Косвенное дополнение

  • Способы выражения косвенного дополнения

 Определение дополнения 

Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении.

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:

  •  кого? чего? 
  •  кому? чему? 
  •  кого? что? 
  •  кем? чем? 
  •  о ком? о чём? 

Например:

  • Осеннее солнце оттеняло темный загар красных листьев.

Солнце оттеняло (что?) загар — дополнение, которое поясняет сказуемое «оттеняло».

  • Александр что-то пробормотал, взглянул вокруг и закрылся ладонью. 

Закрылся (чем?) ладонью — это дополнение.

 Прямое дополнение 

Прямое дополнение — это дополнение, которое обозначает предмет, на которое направлено действие. Прямое дополнение выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Например:

  • Я устроилась в постели и закрыла глаза.

«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.

 Способы выражения прямого дополнения 

Прямое дополнение может быть выражено:

Существительным в форме винительного падежа без предлога, например:

  • Папа купил большой букет алых роз (папа купил что? — букет).

Местоимением в форме винительного падежа, например:

  • Я обидел его и мне не терпелось попросить прощения (я обидела кого? — его). 

Существительным в форме родительного падежа, обозначая часть от целого, например:

  • купила (чего?) груш
  • принес (чего?) молока

Существительным в форме родительного падежа, которое управляется глаголом с отрицанием, например:

  • не любила сока
  • не ожидала реакции

Примеры предложений с прямым дополнением:

  • Белоснежный снег покрыл всю землю (снег покрыл что? — землю).
  • Я снял очки и увидел яркое солнце (я снял что? — очки, я увидел что? — солнце).
  • Я в детстве ловил голубей и держал их в сарае (я ловил кого? — голубей, я держал кого? — их).

 Косвенное дополнение 

Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено словами разных частей речи (словосочетаниями) в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.

Например:

  • Я увлекаюсь (чем?) рисованием.

«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.

  • Дедушка ценит в людях душевную мудрость (ценит в ком? — в людях, ценит что? — мудрость).
  • Мой любимый сквер весь был усыпан листьями (сквер был усыпан чем? — листьями).

 Способы выражения косвенного дополнения 

Косвенное дополнение может быть выражено:

Существительным и местоимением с предлогами и без в форме косвенных падежей, например:

  • Я отправил отца за врачом (я отправила за кем? — за врачом).
  • Я думал об этом в самые тяжелые минуты своей жизни (я думал о чем? — об этом).

Прилагательным или причастием в роли существительного, например:

  • Александр спросил прохожего, как доехать до ближайшего магазина (спросил кого? — прохожего).
  • Сегодня на речке было много загорающих (было много кого? — загорающих).

Инфинитивом, например:

  • Мы попросили её сыграть что-нибудь (попросили о чем? — сыграть).
  • Мама заставила брата читать Толстого (заставила что? — читать).

Наречием в роли существительного, например:

  • Мы нервничаем от вашего бесконечного «быстрей» (нервничаем от чего? — от «быстрей»).

Междометием, например:

  • Мы услышали «мяу» из соседнего двора (услышали что? — «мяу»).

Неделимыми словосочетаниями, например:

  • Кошка возилась в углу (с кем?) с пятью котятами (возилась с кем? — с пятью котятами).

Чтобы найти дополнение в предложении, да и любой другой второстепенный член предложения, лучше всего начать с грамматической основы предложения: вычленить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. А что такое дополнение? Дополнение, как и обстоятельство, являются в предложении группой сказуемого, то есть от найденного сказуемого мы можем к слову, выраженному в основном существительным или местоимением, задать вопросы косвенных падежей. Это и будет дополнение– второстепенный член предложения,который обозначает предмет или объект, на который направлено действие.

(У кого?) У матросов кипит работа. Солнце залило (чем?) светом и блеском (что?) остров.

Мальчик взялся (за что?) за ложку.

Я прошу (кого? ) вас (о чем?) говорить по делу.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Laliq­ue
[53.5K]

6 лет назад 

Найти дополнение в предложении не составит труда, если запомнить на какие вопросы оно должно отвечать.

Вот перечень этих вопросов:

-“Кого?”, “Чего?”

Неизменное правило любой экскурсии. Экскурсии – дополнение.

-“Кому?”, “Чему?”

Продавец сдал сдачу покупателю. Покупателю – дополнение.

-“Кем?”, “Чем?”

Мария любовалась закатом. Закатом – дополнение.

-“Кого?”, “Что?”

Турист увидел неизвестный гриб. Гриб – дополнение.

-“О ком?”, “О чем?”

Каждое лето Михаил мечтает о походе в горы. О походе – дополнение.

З В Ё Н К А
[823K]

6 лет назад 

Дополнение – это один из видов второстепенных членов предложения, который охвачен либо затронут действием, выраженным сказуемым. Допустим, у нас в предложении “Вася вчера купил красивую книгу” есть сказуемое “купил”. Книга, купленная Васей, закронута действием покупки. Это объект, который он приобрёл. Это и есть дополнение – “книгу“.

Как правило, дополнение называет предмет, обозначает или указывает на него. Но не всегда.

Для того, чтобы найти в предложении все дополнения, нужно:

  1. Найти основу (это и подлежащее, и сказуемое). Основу можно сразу же вычеркнуть. В ней нет и не может быть дополнений. Вычёркиваем “Вася” и “купил”. Остаётся “вчера”, “красивую” и “книгу”. Что это? Три дополнения? Нет.
  2. Все оставшиеся члены предложения называются второстепенными. Но не все из них дополнения. Нам нужно исключить из числа “подозреваемых” все обстоятельства и определения. Почти любое дополнение отвечает на вопросы какого-то падежа, кроме именительного. “Купил когда?” – “Вчера”. Нет, “вчера” – это не дополнение. “Книгу какую? – Красивую”. Тоже не дополнение. Вопросы не падежные получаются. Нам нужно задать вопрос от сказуемого, ведь дополнение связано именно с ним. “Купил что (кого)?” – “Книгу”. Это и есть дополнение. Вместо книги Вася мог купить и другие дополнения – попугая, авторучку, десять карандашей, ящик яблок и так далее.
  3. Кстати, вот перед нами сочетание “двенадцать карандашей”. “Карандашей” – это дополнение. Нужно ли отделять числительное и задавать к нему отдельный вопрос? Нет, не нужно, не рекомендуют этого делать. “Двенадцать (или двадцать шесть, например) карандашей” – это одно дополнение. Числительное (число) вместе с существительным составляют так называемое “фразеологически свободное сочетание”. Но хоть оно и свободное (двенадцать карандашей можно заменить на тридцать, двадцать четыре или на сколь угодно), Вася не покупал отдельно двенадцать и отдельно карандаши. Это одно, единое дополнение. Подчёркиваем его как одно. Если бы он купил коробку карандашей, то как Вы думаете, отдельно ли он покупал коробку? Нет. Он не говорил продавцу: “Дайте мне коробку и дайте карандаши”.

_

Мы выяснили следующее:

  1. Очень характерный признак дополнения, это его непрямая зависимость от сказуемого. Именно от него нужно задавать к дополнениям вопросы. А дополнений в предложении может быть много: “Миша купил шарик, карандаш, пластилин и конфеты”.
  2. Далеко не все дополнения выражены существительным. Например: “Мы попросили Наташу станцевать”. Как Вы считаете, что такое “станцевать”? Это же не сказуемое, хотя и глагол. “Попросили о чём?” – “Станцевать”. Получается, что станцевать – это тоже дополнение. Оно особое. Выражено неопределённой формой глагола. А “Наташу” что такое? “Попросили кого?” – “Наташу”. Тоже дополнение.
  3. Вместо существительного в предложении может находиться местоимение-дополнение. Это бывает часто. Например: “Люди потребовали от неё”, “Студенты получили её”.

Aleks­andra­57rus
[1.6K]

4 года назад 

Дополнение представляет собой второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на такие косвенные вопросы падежей как “что?”, “кто?”, “кого?”, “чего?”, “кому?”, “чему?”, “о ком?”, “о чем?”.

Дополнения разделяются на два вида по морфологическому признаку:

  • прямое дополнение, имеющее форму винительного падежа. Например, вижу (кого?) маму; посмотрела (что?) фильм.
  • косвенное дополнение, имеющее форму остальных падежей, включая образованную с помощью предлогов. Например, говорить (о ком?) о животных; позвонить (кому?) дедушке.

Существует несколько способов выражения дополнения различными частями речи. Например, при помощи имени существительного в косвенном падеже, числительного, местоимения, наречия в значении существительного, а так же неопределенной формой глагола и прилагательным в роли существительного.

Дополнение может быть прямым, то есть обозначающим предмет, на который направлено действие, и выраженное переходным глаголом или предикативным наречием, а также косвенным, к которому относятся все остальные дополнения, обозначенные словами разных частей речи.

eduar­d-ko4ur­ov
[288]

9 лет назад 

Дополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).

Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей):

Тренер вручил юному футболисту его первую медаль.

или

“Адресат получил письмо от своего друга.”

В данном предложении слово футболист является косвенным дополнением, а слово медаль — прямым.

Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия[какие?]. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько.

При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховым пунктиром.

ktota­ma
[11.5K]

6 лет назад 

В русском языке предложения делятся на подлежащее, сказуемое, обстоятельства и дополнения. Подлежащее и сказуемое – это главные члены в предложение. А что же такое “дополнение”?

Первое. Дополнение – это второстепенный член предложения.

Второе. Дополнение отвечает на вопросы падежей. Например, кого/чего, кому/чему и так далее.

Третье. Дополнение обозначает предмет.

Это три признака дополнения.

Для примера попробуем разобрать одно предложение. На спортплощадке дети играли в футбол. Дополнением тут будет – “в футбол”. От дети играли во что?

Дополнение обозначается пунктиром.

Знаете ответ?

Что такое дополнение – как его быстро найти в предложении и в чем разница между прямыми и косвенными дополнениями

Существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.

3 750

Что такое дополнение простыми словами

Сегодня мы поговорим о том, что такое дополнение. Во-первых, это второстепенный член предложения. Поэтому бывают предложения, в которых дополнений вообще нет: «Я читаю». Дополнения нужны для того, чтобы дополнить предложение, упомянуть какой-то предмет, с которым связано наше действие: «Я читаю книгу».

Как легко найти дополнение? Это всегда имя существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей. То есть всех кроме именительного.

Что обозначают дополнения

Чаще всего они обозначают предмет, на который нацелено действие. Примеры: косить траву, рвать цветы, убирать комнату.

Еще два распространенных значения:

  1. Предмет или человек, для которых выполняется действие: помогать маме, поддерживать друга, заботиться о собаке.
  2. Предмет, с помощью которого совершается определенное действие: ударить камнем, пилить пилой, точить ножовкой.

Как не путать дополнение с подлежащим

Подлежащее всегда отвечает на вопросы «Кто» или «Что», то есть стоит в именительном падеже. Дополнение никогда в именительном падеже не стоит, поэтому вопросы «Кто» или «Что» вы к нему никогда не зададите.

Но.

Вот у вас предложение: «Я строю дом» – (кто?) Я (что делаю?) строю (что?) дом.

«Дом» здесь отвечает на вопрос «что», но это дополнение, потому что падеж у него – винительный.

Чтобы это проверить, надо подставить КОРОВУ.

Я строю (что?) коровУ – у существительного «корова» окончание -у, значит, падеж винительный. А если бы было -а, тогда был бы именительный.

Если у вас вообще туговато с падежами – смотрите вот это мое видео, я там учу их легко запоминать. И про корову рассказываю тоже:

Как не путать дополнение с определением

Определение отвечает на вопрос «какой». Дополнение на такой вопрос никогда не отвечает. Если можно задать вопрос «какой» – значит перед вами определение.

«Девушка (какая) со светлыми волосами». «Со светлыми волосами» – это несогласованное определение, оно обозначает признак.

Про Филиппа Киркорова

Когда папа Филиппа Киркорова привел своего сына к Ванге, Ванга сказала: «Я вижу человека с палкой в руке».

Человек (какой?) с палкой – это несогласованное определение.

А в примерах «читаю книгу», «пишу карандашом», «гуляю с собакой» вы вопрос «какой» никак не зададите, поэтому тут однозначно дополнения.

Прямые и косвенные дополнения

Существительное является прямым дополнением, если оно стоит в винительном падеже без предлога. Пример: «Зову (кого?) подругу», «Пишу (что?) рассказ».

Все остальные дополнения косвенные. Например: «Стучу (чем?) молотком» – косвенное дополнение, потому что оно выражено существительным в творительном падеже. «Читаю (про кого?) про Родину» – косвенное, потому что есть предлог.

В вузе прямыми считаются еще два типа дополнений:

  1. Если существительное в родительном падеже и обозначается часть от целого: «принеси воды» – понятно, что какую-то часть, а не всю воду, которая есть на земле. «Налей молока» – то же самое.
  2. Если существительное в родительном падеже, а значение предложения – отрицание чего-либо: «Я не люблю (чего?) осени», «Я не читаю (чего?) стихов».

Как подчеркивать дополнения

Прерывистой линией. Обратите внимание, если у существительного есть предлог, то он тоже подчеркивается. А вот союзы обычно не подчеркиваются.

Как правильно подчеркивать дополнения

«С» здесь – предлог, я его подчеркнул. «И» – союз, он не подчеркнут.

Полезные материалы по теме

Если вам надо быстро подтянуть русский, посмотрите вот эти подборки с курсами. Там есть бесплатные материалы, книги для скачивания.

  1. Подготовка к ВПР по русскому языку.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ОГЭ.
  4. Общая подборка курсов по русскому для детей и взрослых.

Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропускать новые статьи по русскому. Пишите вопросы, если есть, я обязательно отвечу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Добавить комментарий