Пунктуационный разбор простого предложения? Пунктуационный разбор сложного предложения? Пунктуационный разбор, это значит необходимо объяснить пунктограмму: сделать графически и анализ. Разбор простого предложения состоит из следующих действий:
Пуктационный разбор сложно предложения отличается тем, что нужно объяснить связь и подчинение двух и более предложений и определить их тип, остальные пунктуации объясняются по правилам простого предложения. система выбрала этот ответ лучшим Точно в цель 3 года назад Пунктуационный разбор – это значит, что нам нужно объяснить все знаки препинания. То есть почему и зачем мы расставили их именно в таком порядке. Сначала мы должны выделить основу предложения – то есть основную мысль. Основы может быть одна или их может быть две – от этого зависит, простое это предложение или сложное. Далее мы должны объяснить, почему были поставлены запятые – например, мы знаем, что слово “будто”, “вряд ли”, “небось” и так далее обособляются запятыми с двух сторон. Затем мы должны объяснить, почему точка стоит именно в этом месте. Далее, вы должны объяснить, почему стоит точка, а например, не восклицательный или вопросительный знак. Rogneda 7 лет назад Чтобы выполнить пунктуационный разбор предложения, вначале определим, простое оно или сложное. Если предложение простое (одна грамматическая основа), выясним, какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Если предложение повествовательное, невосклицательное, в конце его ставится завершающий пунктуационный знак – точка, например: Солнце село за море. Это пунктограмма номер 1. Далее определяем, осложнено ли предложение однородным членами, обособленными членами, междометиями или вводными словами. По порядку, с начала предложения, пронумеруем все знаки препинания или отсутствие знаков между однородными членами предложения, соединенных одиночным сочинительным или разделительным союзом, например: Вечернее багровое солнце скатилось за гору,(2) поросшую сосняком, (3) и (4) на прощанье озарило огнем стекла домов.(1) Объясняем все знаки препинания. В сложном предложении выделяем грамматические основы и определяем тип предложения: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное. Объясняем постановку знаков препинания, например: Вскоре местность изменилась:(2) показались холмы,(3) сплошь поросшие лесом.(1) Это бессоюзное предложение, вторая часть поясняет содержание первой, поэтому ставится двоеточие. Схема предложения: [ ]: [ ]. Объясняем знаки препинания в каждом простом предложении, составляющем сложное. СнежнаяЗима 3 года назад Пунктуационный разбор предложения подразумевает анализ предложения с целью объяснить расстановку знаков препинания. Ученик должен не только верно расставить знаки препинания в предложении, но и объяснить, почему они расставлены, какова их роль и значение. Он должен суметь объяснить все пунктограммы, обосновать расстановку знаков препинания или их отсутствие. Для начала нужно понять, является ли предложение простым или сложным. Выделить грамматическую основу, определить, сколько их в данном предложении. Простое оно, сложноподчиненное или сложносочиненное. Это будет влиять на расстановку знаков препинания. Также анализируем знак препинания в конце предложения. Является ли оно повествовательным, вопросительным или восклицательным? Определяем, осложнено ли предложение вводными оборотами, требующими обособления. Ксарфакс 6 лет назад Сначала нужно определить, какой знак препинания будет в конце предложения – то есть нужно понять, какое оно будет по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Дальше нужно определить расстановку знаков препинания на уровне осложнённого предложения – то есть выявить признак, по которому это предложение осложнено. Например, осложнено обращением, осложнено причастным/деепричастным оборотом, также предложение может быть сложным и др. Для каждого типа осложнённого предложения будут особые правила пунктуации. Наконец, нужно определить расстановку знаков на уровне простого предложения – то есть определить, присутствуют в нём оба главных члена или есть только один член. Татьяна Нег 8 лет назад Порядок пунктуационного разбора простого предложения. Найти грамматическую основу предложения. Посмотреть, не осложнено ли чем-нибудь предложение. Предложение может быть осложнено: однородными членами, обращением, прямой речью, деепричастным, причастным, сравнительным оборотами, уточнением, определением или приложением, обособленным дополнением или обстоятельством. Нужно еще посмотреть, не ставится ли между подлежащим и сказуемым тире. Если нашли что-то из этого, то надо объяснить, ставятся ли какие-нибудь знаки препинания при этом. Порядок пунктуационного разбора сложного предложения. Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания между частями. Затем выполнить пунктуационный разбор каждой из частей сложного предложения (см. порядок пунктуационного разбора простого предложения). КорнетОболенский 3 года назад Пунктуационный разбор предложения надо начинать с конца:
Сначала подумайте, что стоит в конце предложения точка или вопрос. Будет ли это предложение повествовательным, а может оно вопросительное или восклицательное. Далее выделите знаки между частями сложного предложения. Объясните все запятые. Приведу несколько примеров для наглядности. moreljuba 6 лет назад Пунктуационный разбор напрямую связан с расстановкой пунктуации и с определением типа конкретного предложения. Сначала определиться простое или сложное перед вами предложение. Если от вас требуется провести пунктуационный разбор предложения, то я советую вам придерживаться вот этой схемы при таком разборе: Хеленочка 8 лет назад Пунктуационный разбор – это объяснение всех знаков препинания. Начинать его следует с выявления основы предложения. Если основа одна, значит, это простое предложение. Смотрим, есть ли в этом предложении члены, которые требуют обособления. Если предложение сложное, разбираем каждую часть отдельно. Лукерья Железная 8 лет назад Пунктуационный разбор – это анализ расстановки всех знаков препинания в предложении. Следует не только грамотно записать предложение, но и определить, где и почему должен стоять тот или иной знак. А для того сначала нужно определить, сколько грамматических основ в предложении (Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. Иногда бывает, что в основе только подлежащее или только сказуемое. Поэтому следует знать, чем, какой частью речи может быть выражен главный член предложения).Еще нужно видеть, какая связь в данном предложении(союзная, бессоюзная).Каким образом подчиняются придаточные предложения к главному, при помощи союзов, союзных слов или при помощи бессоюзной связи. При пунктуационном разборе определяется тип предложения( простое или сложное, если сложное, то какое- сложносочиненное или сложноподчиненное, или бессоюзное сложное), какое предложение по цели высказывания( повествовательное, вопросительное, восклицательное)- т.е объясняется, почему в конце предложения стоит тот или иной знак. Указывается количество простых предложений в составе сложного (ставятся цифры), выполняется графическая схема данного предложения. Знаете ответ? |
Пунктуационный разбор
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 709.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 709.
В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора. Материал может помочь при подготовке к уроку русского языка в средних классах.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Значение
Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.
Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.
Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибочно поставить их.
Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.
Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
Структура
Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:
- Пронумеровать все знаки препинания.
- Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
- Указать функцию, которую выполняет знак препинания.
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.
Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Примеры
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение и главное.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо (1) кажется (2) фиолетовым. (3)
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел,(1) как девушка кормила голубей,(2) слетевшихся к ней,(3) как беззаботно было на улице.(4)
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Что мы узнали?
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен тот или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Саша Михайленко
4/5
-
Дарья Кочеткова
5/5
-
Анастасия Бронивец
5/5
-
Ольга Репина
5/5
-
Наташа Матросова
4/5
-
Стас Кот
4/5
-
Егор Мурзин
5/5
-
Вадим Егоров
3/5
-
Мария Кузьмина
4/5
-
Аманкул Ахметова
4/5
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 709.
А какая ваша оценка?
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
- пунктуационного,
- синтаксического,
- графического.
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
- Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
- Объяснение их постановки.
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
- Пронумеровать каждый символ пунктуации.
- Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
- Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
- Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
- повествование,
- вопрос,
- восклицание,
- недосказанность.
В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
- ? !,
- ? …,
- ! …
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
- Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
- Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения неопределенная форма глагола, а другой существительное (в Им.пад.).
- Перед указательными местоимениями: это, вот.
- Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
Запятые обязательны:
- между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
- перед союзами противительного вида,
- при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
- парное соединение (между парами).
- перед второй частью двойных союзов.
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
- [Ο да (= «и») Ο].
- [Ο да и Ο].
Точка с запятой , необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
- [Θ: Ο, Ο, Ο].
- [Ο, Ο, Ο — Θ].
- [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
- [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
- В начале: А: «П!», А: «П?», А: «П».
- В конце: «П», – а., «П!» – а., «П?» – а.
- В центре: «П, – а, – п».
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
- обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств,
- уточняющие члены,
- выделение сравнений и оборотов,
- конструкции с союзом «как»,
- обращения, вводные слова, междометные выражения.
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
- сочинительная связь частей,
- подчинительная,
- без помощи союзов.
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
3.Продолжение придаточного.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало придаточного.
Начало и конец придаточного.
Уточнение.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
Объяснение:
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
- Выписать предложение.
- Объяснить завершающий знак.
- Найти и выделить грамматическую основу.
- Объяснить причины постановки символов.
- Составить схему.
Как разбирать сложную конструкцию:
- Выписать предложение.
- Объяснить конечный знак.
- Выделить грамматические основы.
- Объяснить причины необходимости знаков между частями.
- Объяснить каждый знак в ПП.
- Составить графическую схему.
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
Анализ:
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:
1. Интонационный. Знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи, отражают интонацию речи.
2. Синтаксический. Знаки препинания выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений;
3. Логический. Пунктуация обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.
В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
- Знаки препинания в конце предложения;
- Знаки препинания внутри простого предложения;
- Знаки препинания между частями сложного предложения;
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Определение
Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:
- выделение имеющихся знаков препинания;
- объяснение необходимости их постановки согласно правилам русского языка;
- определение роли данных знаков в предложении.
Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.
Знаки препинания внутри и в конце предложения
В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.
Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).
При объяснении знаков внутри предложения помним про следующие правила:
- знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
- тире между подлежащим и сказуемым;
- знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
- знаки препинания при обособленных членах предложения;
- знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
- знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
- знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.
Пунктуационный анализ предложения
Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.
Пример со вставленными знаками
Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).
В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)
1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.
2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.
Самостоятельная расстановка знаков препинанияСделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).
1 и 2 – ставим запятые, выделяя причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
3 и 4 – ставим запятые, выделяя вводную конструкцию.
5 – ничего не ставим, союз и связывает однородные сказуемые.
6 и 7 – ставим запятые, выделяя деепричастный оборот.
8 – ничего не ставим, причастный оборот находится перед определяемым словом.
9 – ставим тире (или запятую), выделяя приложение.
10 – в конце повествовательного невосклицательного предложения ставим точку.
Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложносочиненное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложносочиненного;
Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения
Все вокруг наполнилось весенним ароматом,(2) и вся природа пробудилась ото сна.(1)
Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).
Между первым простым предложением «Все вокруг наполнилось весенним ароматом» и вторым «вся природа пробудилась ото сна» перед союзом «и» ставится знак разделения – запятая (2).
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложноподчиненное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложноподчиненного;
Образец пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения
Анна знала,(2) что больше никогда не вернется в это шумное,(3) беспокойное место.(1)
Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).
Между первым простым предложением «Анна знала» и вторым «больше никогда не вернется в это шумное, беспокойное место» перед союзом «что» ставится знак разделения – запятая (2).
Еще одна запятая (3) стоит между однородными членами предложения «шумное» и «беспокойное».
Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
В конце бессоюзного предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности могут стоять следующие знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.
В середине бессоюзного предложения стоят знаки разделения, зависящие от отношений между частями бессоюзных предложений. К ним относятся: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное бессоюзное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного бессоюзного предложения;
Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения
Мы знали: (2) впереди нас ждут приключения! (1)
Предложение повествовательное, восклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – восклицательный знак (1).
Между первым простым предложением «Мы знали» и вторым «впереди нас ждут приключения» ставится знак разделения – двоеточие (2), так как вторая часть дополняет значение первой.
Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного предложения;
Образец пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи
Восход солнца осветил край неба на горизонте, (2) и вскоре стало светло (3), хотя солнце ещё так и не показалось (1).
В конце сложного предложения с различными видами связи ставится знак завершения – точка (1), так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между первым простым предложением «Восход солнца осветил край неба на горинзонте» и вторым « вскоре стало светло» ставится знак разделения – запятая перед сочинительным союзом «и» (2). Между вторым простым предложением и третьим «хотя солнце еще так и не показалось» – тоже ставится знак разделения – запятая перед подчинительным союзом «хотя».
Прямая речь
На схеме пунктуационного разбора прямая речь изображается буквой «П» (если она находится в начале предложения или является самостоятельным предложением) и буквой «п» (если она находится в конце предложения). Слова автора соответственно обозначаются «А» и «а» в зависимости от их местонахождения в предложении.
Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
1. Прямая речь находится перед словами автора:
«П», – а.
«П!» – а.
«П?» – а.
2. Прямая речь находится после слов автора:
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
3. Прямая речь прерывается словами автора:
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
«П! – а. – П».
«П? – а. – П».
Примеры:
Учитель сказал: «Запишите домашнее задание» (А: «П»).
Учитель сказал: «Не забудьте записать домашнее задание!» (А: «П!»).
Учитель спросил: «Записали домашнее задание?» (А: «П?»).
«Пишем контрольную работу», – предупредил учитель. («П», – а).
Когда учитель спросил: «Готовы к контрольной работе?» – все промолчали. (А: «П?» – а).
Задание OGR0321
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
- На месте (1) НЕ СТАВИТСЯ запятая, так как по правилам пунктуации на этом месте должно стоять тире (между подлежащим «Ясная Поляна» и сказуемым «место», которые выражены существительными в именительном падеже).
- На месте (2), (4) СТАВЯТСЯ запятые, так как они выделяют причастный оборот «расположенном всего лишь в 200 км от столицы и в 10 минутах езды от Тулы».
- На месте (3) НЕ СТАВИТСЯ запятая перед одиночным союзом И, который соединяет однородные определения.
- На месте (5) СТАВИТСЯ запятая, так как она разделяет простые предложения в составе сложносочиненного (грамматическая основа первой части – природа (подлежащее) поражает красотой (сказуемое); грамматическая основа второй части – время (подлежащее) останавливается (сказуемое)):
[Природа поражает своей красотой], и [время здесь словно останавливается].
- На месте (6), (7) СТАВЯТСЯ запятые между однородными подлежащими «аллея», «сады», «парки».
- На месте (8) НЕ СТАВИТСЯ запятая перед одиночным союзом И, который соединяет однородные подлежащие «парки» и «пруды».
- На месте (9) СТАВИТСЯ запятая, чтобы отделить придаточное от главного в сложноподчиненном предложении: [Неудивительно], (что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой).
Правильно: Ясная Поляна – чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке, расположенном всего лишь в 200 км от столицы и в 10 минутах езды от Тулы, ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой, и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея, яблоневые сады, парки и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно, что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
Ответ: 245679
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2121R
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии. (2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км. (3)Есть две официальные версии перевода названия глубинной долины: «чёрный склон» и «чёрная пасть». (4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя. (5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины. (6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли. (7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился. (8)Доказательством тому служат овраги и широкие балки на дне впадины.
Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – запятая. Это предложения (1), (2), (4), (5), (6), (7).
Разберём эти предложения по порядку:
(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии – запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом («расположенная близ восточного побережья Каспийского моря»).
(2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км – запятые между частями бессоюзного сложного предложения (БСП).
(4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя – запятая между частями сложносочинённого предложения (ССП).
(5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом («находящегося на дне впадины»).
(6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли – запятая между частями сложноподчинённого предложения (СПП).
(7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился – запятая выделяет вводную конструкцию «по мнению геологов».
В предложениях 1, 5 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Значит, записывает эти цифры в ответ.
Ответ: 15
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2122T
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – тире. Это предложения (1), (3), (4), (5), (7).
Рассмотрим предложения (1), (3), (4), (5), (7) по порядку:
(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия – в этом предложении тире ставится между подлежащим Юрий Александрович Бычков и однородными сказуемыми спецкор и деятель. Правило – тире между подлежащим и сказуемым.
(3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города – в этом предложении тире ставится между подлежащим цель и сказуемым подготовить. Правило – тире между подлежащим и сказуемым.
(4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе – в этом предложении с помощью тире выделяется уточняющая конструкция по ярославской трассе. Правило – тире перед уточняющей конструкцией.
(5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков – в этом предложении тире ставится перед обобщающим словом города и после ряда однородных членов предложения Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново. Правило – тире перед обобщающим словом после однородных членов предложения.
(7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо» – тире между грамматическими основами он увидел, блестят купола, вспомнил, проехал, блестела рожь и родилось сочетание «Золотое кольцо». Правило – тире в бессоюзном сложном предложении.
Как видим, тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации в предложениях (1) и (3).
Ответ: 13
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Алёна Базан | Просмотров: 4.2k
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Синтаксис
- Пунктуация
- Пунктуационный разбор предложения
► Пунктуационный разбор предложения – это объяснение всех знаков препинания (завершения, разделения и выделения).
Правила расстановки знаков препинания на письме (пунктуационные правила или пунктограммы) изучает “Пунктуация”, которая в свою очередь тесно связана с “Синтаксисом”, т.к. служит для логического, структурно-синтаксического и интонационного оформления письменной речи.
♦ На пунктуационный разбор указывает цифра 5 над последним словом предложения.
План разбора
1. Знаки завершения предложения.
2. Знаки разделительные в предложении.
3. Знаки выделительные в предложении.
Например:
Ещё не сошёл снег, а уже на смородине, /лопаясь от тёплых солнечных лучей/, набухают почки5.
1. В конце предложения стоит точка, т.к. предложение повествовательное по цели высказывания и невосклицательное по интонации.
2. Запятая и сочинительный союз а разделяют простые предложения в составе сложного, сложносочинённого предложения.
3. В предложении запятыми выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Советуем посмотреть:
Разделительные и выделительные знаки препинания
Пунктуационный анализ текста
Словосочетание
Порядок слов в предложении
Полные и неполные предложения
Сложноподчинённые предложения
Сложносочинённые предложения
Осложнённые предложения
Сравнительный оборот
Вводные и вставные конструкции
Обособленные члены предложения
Бессоюзие
Односоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Определение
Способы выражения подлежащего
Виды сказуемого
Интонация предложений
Способы передачи чужой речи
Диалог
Синтаксический разбор
Пунктуация
Риторический вопрос
Синтаксис
Правило встречается в следующих упражнениях:
5 класс
Упражнение 9,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 230,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 235,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 243,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 535,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 27,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 541,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 544,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 553,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 19,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2
Упражнение 84,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 39,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 42,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 55,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 105,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 122,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 175,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 397,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 398,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 415,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 235,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник