В мою рубрику #вопросы абитуриентов и ответы на них такие вопросы приходят довольно часто. И ответ, который очевиден, людям не нравится – вероятно, по той простой причине, для поиска организации, готовой заключать с вами/вашим ребенком договор и отправлять его на учебу, а также нести ответственность за исполнение всех условий, оказывать меры поддержки, а потом еще и трудоустроить человека на установленный срок (обычно – 3-5 лет), надо прилагать усилия.
Да-да. Я нисколько не сомневаюсь, что для вас, как и для любых родителей, ваш ребенок – лучший и уникальный, но все остальные имеют право (и будут!) относиться к нему как к одному из сотен или тысяч – школьников, абитуриентов, студентов и т.д. И еще, чисто из практики – не припомню ни одного случая, когда поиском вариантов “поступить по целевому” занимались бы родители ребенка, сдавшего #ЕГЭ на 80-90 и выше баллов.
Автор вопроса заблуждается и не хочет прилагать усилия, сейчас разберем, отчего я делаю такой вывод, а заодно и посмотрим, где ж таки искать этих заветных работодателей.
“Где искать?” По-прежнему – где угодно. Любая организация, соответствующая требованиям министерства и вуза о целевом обучении, может стать стороной по договору. В серии статей #целевой прием в вузы я расскажу подробнее о правилах и нюансах целевого набора.
Сегодня обсудим метод №1 поиска организаций-заказчиков целевого обучения – как по мне, так самый простой вариант поиска потенциальных заказчиков для обучения кого-то по целевому. Итак, самое простое – это зайти на сайт вуза и открыть приказы о зачислении. Выбрать тот, которым зачислены целевики, и посмотреть, какие организации их отправили в этот вуз. Собственно, я так и сделала – зашла на сайт одного из указанных в вопросе вузов (Московский Политех), открыла страницу с приказами, загрузила нужный. Всех усилий – несколько килобайт интернета и 5 минут времени. Вот, что видим:
Любой из приказов вы можете загрузить и изучить (ОК, почти любой – кроме ДСП). О тех, которые не размещаются в свободном доступе, я уже рассказывала – вот здесь: О целевом приеме в вузы и о том, какие приказы о зачислении не публикуются на сайте вуза.
Обратите внимание: то, что в 2020-м организация А стала стороной целевого договора и отправила учиться мальчика/девочку Б в вуз С на направление Д, не означает, что и в 2021-м эта же организациях захочет стать заказчиком целевого обучения для вашего ребенка. Это связано и с кадровыми потребностями организации, и с различиями в подготовке, и вообще, бывает такое, что в один год планировали долгосрочный проект, под который требовались кадры, а на следующий год этот проект свернули и потребность в будущих специалистах стала существенно меньше. Помните и о том, что “пристроить” в вуз будущему работодатель абитуриентам с суммой баллов 150 куда сложнее и ненадежнее, чем, скажем, человека с суммой баллов 240+
О том, почему автор вопроса крупно ошибается в плане “папика” из Газпрома и талантливых ребят, расскажу в следующей статье цикла.
Прочитать подробнее о целевом обучении, а также ознакомиться с ответами на вопросы абитуриентов и их родителей о целевом можно вот в этих статьях:
Наталья Пономаренко
хотела, чтобы сын обязательно поступил на бюджет
Наталья боялась, что ее сын Кирилл не поступит в университет на бюджет, поэтому решила помочь ему заключить целевой договор.
Кирилл собирался поступать в университет на специальность «Химическая технология», но проходные баллы на бюджет были достаточно высоки. Чтобы подстраховать его, Наталья стала разбираться, как поступить на целевое обучение.
Она помогла сыну заключить два договора с государственными предприятиями и подсказала отказаться от третьего, с менее выгодными условиями. Кирилл набрал достаточно баллов на ЕГЭ, чтобы пройти на бюджет по общему конкурсу, и целевое не понадобилось. Но Наталья узнала, как искать компании, принимающие студентов по государственным квотам, какие условия они предлагают будущим специалистам и как заключить с ними договор.
Студент-целевик не платит за обучение в университете, а за это обязан три года отработать на государственном предприятии. Договор с предприятием заключается заранее, еще до начала обучения, и в нем прописываются условия: какую образовательную программу должен пройти студент, чем будет помогать ему организация — например, стипендией или дополнительными курсами. Проходной балл на целевое обычно ниже, чем на бюджет.
В тексте мы не затрагиваем условия расторжения договора и возврата средств за целевое обучение. Это подробно разобрано в другом материале.
Об учебе моего сына
Я мать-одиночка из Санкт-Петербурга, воспитываю двоих детей. В 2021 году мой старший сын Кирилл учился в одиннадцатом классе, ему было 17 лет. Я не могла себе позволить платное обучение в университете, поэтому мне было важно, чтобы он поступил в вуз на бюджет, а не пошел в армию после школы.
Сын в школе учился на «хорошо» и «отлично», но готовился к ЕГЭ спустя рукава, особо не уделял этому внимания. У него были репетиторы, но он мог сделать все задания от них за один день, а потом неделю не повторять.
Он сдавал на ЕГЭ химию, профильную математику и русский язык. Раз в неделю занимался с репетитором по химии, математике и русскому, брал экспресс-курс по подготовке к математике перед ЕГЭ. На все это у нас ушло около 100 тысяч рублей. Индивидуальных достижений, дающих дополнительные баллы при поступлении, у него не было.
Из всех специальностей, что подходили под комбинацию экзаменов «химия + математика», больше всего нас заинтересовала «Химическая технология». Мы изучили различные образовательные программы и поняли, что органическая химия подходит сыну больше всего. На втором месте для нас была фармакология.
Пробные ЕГЭ сын написал примерно на 230 баллов — это выше проходных на нашу специальность, но ниже средних баллов поступивших. Из-за этого у нас не было уверенности в том, что он пройдет на бюджет.
У моей знакомой годом раньше сын поступал в Политех. Она сказала, что ее сын учится на бюджете, но мне показалось, что для бюджета баллов маловато: он набрал 180 баллов в сумме с тех же трех предметов, что сдавали и мы.
Я открыла приказы о зачислении этого вуза и обнаружила ее сына в отдельном приказе, а именно — о приеме по квоте целевого обучения. Знакомая работает на государственном предприятии, тогда я и поняла, что она заключила договор с этим предприятием. Я для себя сделала вывод: «Все понятно, по связям».
Я не понимала, как брать это целевое самой, можно ли его найти не по знакомству, кто за что платит при таком договоре. Но мне показалось, что это хороший запасной вариант на случай, если Кирилл не наберет достаточное количество баллов для бюджета. И я решила попробовать разобраться в том, как оно устроено.
Как я искала заказчиков целевого обучения
В марте 2021 года я прошла курс о поступлении в вузы, где говорили о целевом образовании. Курс систематизировал мои знания, все разложил по полочкам. Он обошелся мне в 13 900 Р.
Я поняла, что сыну нужен договор, который позволил бы ему поступить в вуз по квоте целевого приема — это доля бюджетных мест, которые выделяет правительство на ту или иную специальность. Претендовать на такую квоту могут только абитуриенты, у которых договоры заключены с предприятиями с государственным участием.
Мне объяснили, как понять, подходит ли предприятие под квоту приема, как общаться с заказчиками обучения, куда звонить и что писать, на чем можно настаивать при заключении договоров. Расскажу, как я искала предприятия и какие методы поиска помогли, а какие — нет.
Приказы о зачислении на сайте университетов. На сайтах вузов можно найти приказы прошлых лет о зачислении по квотам. Одни вузы указывают заказчиков, а другие — только фамилии студентов.
В приказах Политеха я нашла трех абитуриенток, которые поступили по целевому на похожую специальность, «Биотехнологии». Мне показалось, что заказчики для их специальности могут дать целевое и на нашу.
Предприятий в приказах указано не было, поэтому я стала искать этих студенток во «Вконтакте», двух нашла. Одна из них мне ответила, что ее мать в прошлом году тоже помогла ей с целевым.
Ее заказчиком оказался Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова, входящий в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
На сайте ПИЯФа я не нашла информацию о заключении целевых договоров, поэтому обратилась в центр подготовки персонала напрямую: «Я знаю, что в прошлом году вы заключали целевые договоры. С кем мне поговорить о возможности заключения их в этом году?». Так я вышла на связь с руководителем центра подготовки персонала, с которым в итоге мы и заключили первый договор. Подробно об этом будет ниже.
На сайтах ведомств. Государственные органы — федеральные или региональные — размещают на профильных сайтах перечни предприятий, с которыми можно заключить договор целевого обучения. Например, информация о больницах, которые дают направления на обучение по квотам, размещена на сайте Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга.
Я пробовала отправлять заявку от абитуриента непосредственно на этом сайте. Но я не знала, как скоро рассмотрят мою заявку и рассматривает ли их кто-то вообще, поэтому решила не дожидаться ответа, а самостоятельно связаться с предприятиями.
Как скоро мне бы ответили, если бы я не перехватила инициативу и не начала звонить сама, — я не знаю.
Обзвон предприятий. Я стала заходить на сайты предприятий из списка заказчиков ОПК и самостоятельно искать телефоны для связи. Как правило, заключением договоров занимаются отделы кадров.
Многие заказчики были расположены в Ленинградской области. Я не хотела, чтобы сын по несколько часов в день проводил в дороге и тратил половину заработной платы на проезд. Доехать туда можно было только на личном транспорте.
Кроме того, мы не рассматривали компании из других городов, которые предлагали поступление в вузы нашего города. Например, был заказчик из Москвы в Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет на «Биотехнологии». По итогу обзвонов заказчиков с сайта ОПК мы выбрали два предприятия: ОАО «Красный Октябрь» и ОАО «Завод Магнетон». Эти заказчики нас устраивали по расположению: оба завода находятся в Калининском районе Санкт-Петербурга, где мы живем. Для нас это был самый важный критерий. С ними я и вела переговоры о договорах.
Переписка с депутатами. Я обратилась к депутату Заксобрания по моему району Анатолию Дроздову во «Вконтакте». Там мне посоветовали биотехнологическую компанию «Биокад» — у нее есть отделение в Санкт-Петербурге. Она подходила по профилю сына, но это частная компания и она не дает квоту на поступление.
Еще я писала губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Ответ мне пришел из Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. В нем сообщили, что каждый год в мае комитет размещает информацию на своем сайте о специальностях, заказчиках обучения и контактных данных. Но для меня в мае только получить списки заказчиков было слишком поздно — мне хотелось заключить договор раньше.
В итоге лучше всего сработало обращаться в отдел по подготовке персонала предприятий и уточнять у них напрямую, набирают ли они студентов. Полезным оказалось мониторить сайты ведомств и изучать приказы о зачислении по квотам на сайте вуза — у студентов можно узнать, с какими компаниями они заключали договор и на каких условиях.
Как я заключала договоры
Во всех предложенных нам договорах было прописано направление подготовки «Химическая технология», но выбрать образовательную программу самостоятельно можно было только на одном предприятии. Дважды нам предлагали договор, который обязывал Кирилла выбрать на третьем курсе определенный профиль обучения — и этот профиль не был ему интересен.
Каждый заказчик обязан предоставить студенту меры поддержки, но это может оказаться не материальная помощь, а, например, скидка на абонемент в спортзал или покупка учебников или курсов. В договоре может быть прописана стипендия от заказчика, но если не указан ее размер, то сумма остается на усмотрение предприятия.
По условиям целевого нужно отработать на предприятии три года после окончания обучения. Но на какой именно позиции и с какой зарплатой, никто не говорил.
Когда мы спрашивали на предприятиях о будущей профессии, все отвечали «инженер». На вопросы о заработной плате улыбались и говорили: «Вы далеко заглядываете вперед». Для меня было понятно, что в бюджетной организации не стоит ждать быстрого старта карьеры.
Поскольку мы не знали, кем Кирилл работал бы после выпуска и сколько бы получал, то при выборе заказчика обращали внимание на два фактора: на какую образовательную программу можно поступить по договору и где находится предприятие.
Петербургский институт ядерной физики. С моего первого звонка в ПИЯФ до заключения договора прошло три месяца. С марта мы переписывались с руководителем центра по подготовке персонала по электронной почте: отправили заявку, заполнили анкету. До середины апреля руководители отделов их рассматривали и принимали решения, нужны ли им такие будущие кадры.
Кандидатуру Кирилла одобрили, и в мае нас вместе с сыном, так как он еще несовершеннолетний, пригласили на заключение договора. Наш договор предполагал поступление в Санкт-Петербургский государственный технологический институт на направление подготовки 18.03.01 «Химическая технология». Образовательную программу мы могли выбрать сами — это было важно для нас.
Кроме этого, договор предлагал меры поддержки: оплачиваемую практику в институте и курсы по мере необходимости — это было прописано как оплата дополнительных образовательных услуг.
После заключения договора я выдохнула за поступление сына. Знала, что если он наберет 180 баллов, как сын моей подруги, или меньше, то у нас есть целевое. Кроме того, через четыре года нам обещали еще и продолжение обучения в магистратуре тоже с целевым.
ПИЯФ находится в Гатчине. Предприятие нам показалось достаточно современным, все в нем устраивало, кроме расположения. От нашего дома на дорогу у сына уходило бы два часа в одну сторону.
Поэтому, несмотря на заключенный договор, я не останавливала поиски заказчиков, чтобы найти лучшие условия для сына.
«Красный Октябрь». С представителем ОАО «Красный Октябрь» мы переписывались с мая. Наш договор предполагал поступление только в СПбГТИ и только на «Химическую технологию».
При этом заказчик указал, что сын обязан будет на третьем курсе выбрать профиль обучения «Технология электрохимических производств». Этот профиль как раз относится к неорганической химии, которая сыну была не очень интересна. Но договор обязывал его сделать такой выбор, иначе он нарушил бы его условия.
По результатам сессий заказчик имел право назначать дополнительную стипендию сыну. В договоре ее размер не указан, но на словах нам назвали сумму в 5000 Р.
По этому договору сын должен был отработать на заводе три года на позиции, на которую его назначат по итогам обучения. Зарплату нам не называли, в договоре прописано «оклад + премия».
Окончательно договор с нами подписали только в июне, после получения результатов ЕГЭ. Заводу было важно, чтобы сын перешел минимальный порог баллов.
Так как на момент подписания договора мы уже знали свои баллы на ЕГЭ, то подписывали его, зная, что, скорее всего, пройдем на бюджет и без целевого. Но раз решили заключить договор, то довели дело до конца.
«Завод Магнетон». Мы обращались к еще одному заказчику — ОАО «Завод Магнетон». Там нам сразу сказали, что завод сам будет проводить конкурс среди кандидатов на заключение договора. От нас потребовали предоставить:
- Характеристику из школы сына.
- Сведения об успеваемости за первое полугодие.
После предоставления этих данных нам сказали ждать получения результатов ЕГЭ и вручения аттестатов. В начале июля со мной связался руководитель отдела кадров и сказал, что завод в этом году будет заключать только один договор. Завод составил список кандидатов, проранжировал его по баллам, и мой Кирилл оказался на втором месте. Так нам сказали, что с нами заключат договор, только если первый кандидат откажется.
Через неделю нам перезвонили и сказали, что первый кандидат по списку отказался от целевого, но и мы уже тоже передумали. Этот заказчик предлагал Кириллу договор, который опять обяжет его идти только на неорганическую химию. Такой договор у нас уже был с ОАО «Красный Октябрь», поэтому мы решили, что третий на тех же условиях нам не нужен. О мерах поддержки и других условиях сказать не могу, поскольку до подписания документов мы так и не дошли.
Если бы наша стратегия поступления по общему конкурсу не сработала, то мы бы выбирали между далекой от дома Гатчиной и заводом близко к дому, но с неинтересной программой.
Как проходило наше поступление
Кирилл сдал ЕГЭ в сумме на 236 баллов:
- русский язык — 88 баллов;
- математика — 78 баллов;
- химия — 70 баллов.
Документы он подавал в Санкт-Петербургский политехнический университет, Технологический университет, в ЛЭТИ на «Экологию» –– просто про запас, и в Фармакадемию –– на случай, если там упадут проходные баллы.
Порядком приема в вузы предусмотрен сначала этап зачисления целевиков, а только потом зачисление по общему конкурсу. То есть нельзя сначала попробовать поступить без договора, а в случае неудачи вернуться к целевому.
При подаче документов мы решили воспользоваться одним целевым договором от института в Гатчине –– в Технологический университет, на «Химическую технологию». Среди отдельного конкурса целевиков –– а их вуз мог принять только 21 человека –– сын занимал вторую позицию. То есть по целевому он проходил с вероятностью 100%.
Но, конечно, мы не оставляли надежды поступить в этот же университет и без договора. На курсе нас учили оценивать конкурсные списки. Позиция моего сына в конкурсе дала нам понимание того, что он не стопроцентно, но с высокой долей вероятности поступит на бюджет по общему конкурсу.
Статистика приема на нашу специальность
2020 год | 2021 год | |
---|---|---|
Проходной балл | 217 | 218 |
Средний балл | 246 | 241 |
Мы подали наше заявление о согласии на зачисление на общий конкурс практически сразу же. Ближе к окончанию приема согласий у целевиков нам позвонили из вуза и спросили, не ошиблись ли мы. Мы ответили, что наше осознанное решение –– не зачисляться по целевому.
Все-таки целевое было для нас не приоритетным вариантом поступления, а лишь страховкой. Оно накладывало ограничения на выбор кафедры, а после университета сын был бы на три года привязан к одному предприятию без возможности сменить работу. Я не была уверена, что работа бы оплачивалась хорошо и что этот вариант трудоустройства был бы самым выгодным. Поэтому, когда по спискам появилась возможность от него отказаться — мы так и сделали.
Наши расчеты о поступлении оказались верны. Мы прошли на бюджет без договора по общему конкурсу. 17 августа сын оказался в приказе о зачислении.
После зачисления нам позвонили из ПИЯФа и спросили, поступили ли мы. Мы сказали, что приняли решение отказаться от договора.
В случае расторжения договора до начала обучения стороны не несут ответственности.
Благодаря лояльности сотрудников кадрового отдела институт пригласил Кирилла проходить у них учебную практику. Характеристики сына им понравились.
Сейчас Кирилл учится на первом курсе Санкт-Петербургского технологического университета на факультете химической и биотехнологии. После второго курса сыну еще предстоит выбор между кафедрами его факультета. Пока мы думаем, но благодаря тому, что он был зачислен по общему конкурсу, он может выбирать кафедру на свое усмотрение.
Мои выводы
Целевое — это лазейка в поступлении на бюджет. Можно поступить с низкими баллами в обход общего конкурса. Я понимала, что если сын наберет меньше, чем были проходные баллы прошлого года, то шансы поступить без целевого невелики. Я думала, что сын наберет около 200 баллов в сумме, но его результат оказался выше моих ожиданий.
Сам Кирилл отнесся к целевому как к подстраховке. Мне кажется, что он не осознавал всю ответственность, которую накладывает договор на гражданина. Но негативных эмоций у него это не вызывало.
Целевое надо брать с хорошими предприятиями. Знакомства знакомствами, но ребенку потом там работать. Компания должна быть интересна, предлагать хороший соцпакет и материальные меры поддержки. Не все заказчики могут этим похвастаться. Брать целевое ради целевого с предприятиями с нулевым уровнем поддержки сотрудника я бы не стала.
Найти целевое — это работа для родителя. Я не отвлекала сына от школьных занятий и подготовки к ЕГЭ и сама занималась поисками. У меня на это ушло пять месяцев: с февраля, когда я начала знакомство с целевым образованием, до июня и подписанных договоров. Много времени заняли переговоры. На сайтах компаний часто нет никаких разделов о подготовке кадров по целевому обучению. Сотрудники отделов кадров в принципе не знают, что государство оплачивает обучение такого специалиста.
Настойчивость должна стать главным качеством родителя при поиске заказчиков. Я не побоялась и писала как губернатору, так и звонила напрямую в отделы кадров.
На сегодняшний день получить высшее образование бесплатно реально и возможно. Порой даже не требуется сдавать ЕГЭ. Одним из таких проверенных способов для поступления на «бюджет» является получение целевого направления. В этой статье Вы узнаете, то нужно для обретения «билета» в ВУЗ и как его получить.
Целевое направление: что, где и когда?
Целевое направление выдает работодатель, который видит потенциал для развития и карьерного у сотрудника. Притом совсем неважно, кто первый обратится с предложением о целевом обучении: руководитель к сотруднику или наоборот.
Получать целевое направление нужно заранее, желательно до начала «волны поступления». Если Вы являетесь официально трудоустроенным работником, то для начала следует обратиться к непосредственному начальнику ил директору компании. Если же Вы выпускник школы или СУЗа – то подойдите с этим вопросом к куратору, декану. Далее абитуриенту необходимо найти компанию, которая готова оплатить его обучение ВУЗу, а затем (по мере окончания обучения) принять в свой штат на определенных условиях.
Поступление и обучение по целевому направлению нередко называют льготным. Отчасти так оно и есть. Конкурсный отбор абитуриент проходит исключительно среди других «целевиков», образовательные услуги в полном объеме оплачивает работодатель.
Приступать к поиску работодателя рекомендуют в последний учебный день (в мае).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как найти работодателя, который выдаст целевое направление в ВУЗ?
Далеко не каждому абитуриенту удается найти того самого «попечителя», который сможет не только поручиться за него, обеспечив «бюджетным местом», но и гарантировано принять в свой штат после получения диплома об образовании.
Перед тем, как приступить к поиску работодателя, нужно решить ряд вопросов:
- Выбрать подходящий ВУЗ или специальность;
- Оценить собственные силы и возможности: учиться придется только на 4 и 5;
- Готовность работать на протяжении нескольких лет в организации по полученной профессии (в противном случае придется возместить полностью все расходы работодателя на ваше образование).
Самый простой способ найти «целевого работодателя» — это обратиться в ВУЗ. В 90% случаев у образовательных учреждений имеется список организаций, готовых сотрудничать с абитуриентами ВУЗами на основе целевого договора.
Также найти подходящую компанию можно, обратившись в Минобразования РФ. Здесь можно получить перечень организаций, которые ранее подавали заявки на целевое обучение сотрудников. Затем придется «прошерстить» каждое из них. Возможно, удастся договориться на месте.
Если Вы планируете стать медиком или педагогом. То можно обратиться в Минздрав, медицинскую организацию или администрацию города/муниципалитета.
Работодатель найден, что делать дальше?
Итак, половина дела уже сделана. Работодатель, готовый обучить Вас, найден. Далее предстоит не менее трудная задача: собрать пакет документов, предоставить в ВУЗ, пройти вступительные испытания и конкурсный отбор.
Для начала следует заключить договор между Вами и компанией, где будут прописаны условия сотрудничества. В большинстве случаев работодатель обязуется оплатить обучение в ВУЗе по выбранному профилю, если: успеваемость студента будет положительной, выпускник должен отработать на предприятии не менее 3-5 лет и пр.
Особое внимание следует уделить условиям договора: частично ил полностью оплачивается обучение, размер и возможность получения стипендии, дата выхода на работу, предоставление жилья и пр.
Важно, заключать договор целесообразно после успешной сдачи ЕГЭ. Если экзамены будут плохо сданы, то работодатель может отказаться от выполнения собственных обязанностей.
После сдачи ЕГЭ, заключения договора необходимо обратиться в ВУЗ в приемную комиссию, предоставив полный перечень документов и заполнив специальное заявление. Далее останется лишь дождаться результатов.
Доверяй, но проверяй
Оформлением договора обычно занимается работодатель. Абитуриенту необходимо предоставить основные документы: паспорт, результаты ЕГЭ, документ об имеющемся образовании. Важно перед подписанием оговора о целевом обучении перепроверить все сведения, чтобы в нем не было ошибок. В противном случае, договор может быть признан недействительным.
В договоре должны содержаться достоверные сведения об организации и абитуриенте, без ошибок и описок.
Таким образом, для получения целевого направления важно успешно преодолеть ЕГЭ, найти работодателя ил компанию, заключить с ней договор, а затем подать документы в ВУЗ. В целом, схема довольно простая и действенная, но воспользоваться ею могут лишь успешные и амбициозные абитуриенты.
Целевое направление на обучение – это гарантия трудоустройства по своей специальности. Часто абитуриентов волнуют вопросы: кто вправе выдавать целевое направление? Куда за ним обращаться? Какие могут быть основания для отказа в выдаче? Как найти работодателя? Об этом вы и узнаете из данной статьи.
С чего начинается получение целевого направления в ВУЗ
Целевое направление на обучение желательно получить заранее. Для этого необходимо обратиться к директору или классному руководителю. Именно они подскажут, куда вам можно обратиться. Однако, можно действовать и самостоятельно.
Для начала школьнику необходимо окончательно определиться с будущей специальностью и соответственно, выбрать подходящий ВУЗ.
Далее будущий студент должен найти предприятие, которому необходимы молодые специалисты в выбранной области. Узнайте у администрации этой организации, готовы ли они оплатить учёбу и выдать школьнику ходатайство. Однако, не стоит забывать, что по окончании ВУЗа вы обязаны отработать в данной организации несколько лет, согласно ранее составленному договору.
Внимание. В случае, если выпускник к тому времени передумает работать на данном предприятии, он должен будет компенсировать всю сумму, которая была выплачена за время обучения в ВУЗе.
Такое образование называют льготным, так как проходной балл по результатам ЕГЭ может быть на несколько единиц ниже, а требования к студентам более лояльные.
Одно целевое направление выдается всего одному студенту и его нельзя передавать другому лицу или использовать одновременно для нескольких ВУЗов.
После того, как абитуриент получил целевое направление, необходимо обратиться в выбранный университет и предоставить документы:
- оригинал школьного аттестата вместе с вкладышем;
- документ о результатах ЕГЭ;
- свидетельство о рождении или паспорт;
- заявление на поступление в университет;
- договор о целевом обучении.
Однако, это не весь перечень документов. В каждом ВУЗе свои требования и поэтому нужно заранее подойти в университет и проконсультироваться, какие документы нужно предоставить для поступления, кроме целевого направления.
После подачи документов абитуриенту остается дождаться конкурса, который проводится на основании ЕГЭ.
Как найти работодателя (предприятие) для получения целевого направления
К сожалению, не у всех абитуриентов получается легко и быстро найти предприятие, которое готово взять на работу молодого специалиста. Для этого необходимо обратиться непосредственно в ВУЗ, в который вы решили поступать. Как правило, в университетах есть списки предприятий, с которыми у ВУЗа составлен договор по целевому направлению студентов.
Для справки. Если в университете нет таких договоров с предприятиями, тогда можно обратиться в Министерство образования, где вы узнаете, с каких предприятий поступали заявки на набор учащихся по целевому направлению.
Как правило, таким вопросом не занимаются в последний учебный школьный день. Лучше всего на предприятие обращаться сразу же после новогодних праздников.
Можно и самостоятельно обратиться в крупную организацию, где руководство постоянно нуждается в кадрах.
Работодатель найден: дальнейшие действия
Итак, работодатель найден и вопрос по целевому направлению решился положительно, тогда необходимо идти в выбранный ВУЗ и отдать договор, в котором указаны данные организации, куда вас берут на работу. Также в договоре должно быть указано, сколько лет после окончания университета вам нужно отработать на предприятии.
Договор необходимо читать предельно внимательно, так как довольно часто в нем указаны не те условия оплаты или труда на которые рассчитывает ученик. Иногда встречаются договоры о целевом направлении, где указано от 10 лет обязательной работы.
Договор о целевом направлении в ВУЗ с предприятием
Прежде чем получить целевое направление, уточните, в каком объеме оплачивается обучение, так как некоторые работодатели предлагают оплачивать учёбу частично.
Также, обращайте внимания на отдельные пункты договора о правах учащихся:
- указана ли социальная поддержка в виде стипендии или медицинской страховки;
- предоставляется ли жильё (комната, общежитие или др.);
- какая стоит дата первого выхода на работу.
В договоре обязательны такие пункты, где прописаны уважительные причины невыполнения студентом обязательств по договору. Например, инвалидность абитуриента или его близких (мама, папа, супруг, супруга, ребенок). Также это касается и особых обстоятельств организации, такие, как банкротство или ликвидация.
Есть и существенные преимущества обучения по целевому направлению:
- возможность получить образование бесплатно;
- поступить в ВУЗ на более лояльных условиях;
- постоянная работа.
При обучении по целевому направлению есть один нюанс – необходимо в данной организации отработать минимум 3 года, а иногда и больше, в зависимости от того, что прописано в договоре. Поэтому, прежде чем брать направление, всё тщательно продумайте.
Кто может претендовать на целевое направление
Претендовать на целевое направление могут те школьники, у которых уже есть аттестат о получении среднего образования. Также могут претендовать на такое направление абитуриенты, которые поступают в ВУЗ первый раз и хотят обучаться на бесплатной основе.
Получить отказ могут выпускники, которые:
- плохо сдали ЕГЭ;
- предоставили документы с ложными сведениями;
- предоставили документы, которые оформлены неправильно;
- пришли на подачу документов после того, когда срок приема закончился.
Целевое направление у вас должно быть на руках уже в мае месяце. Однако, точную дату для подачи документов необходимо уточнять в конкретном университете.
Как получить целевое направление в медицинский или педагогический ВУЗ
Чтобы получить целевое направление в медицинский ВУЗ, необходимо набрать нужное количество баллов по ЕГЭ, а также, принести в муниципальный орган аттестат об окончании школы. Кроме того, по целевому направлению могут пойти учиться абитуриенты, которые поступают в университет по направлению первый раз.
ВАЖНО! Заранее узнайте, когда надо подавать заявление на целевое направление. Если пропустите срок, тогда вторая возможность появится только в следующем году. Так, в 2015-2016 гг. заявление можно было подавать с начала марта до середины июня.
В университете можно узнать, какие документы необходимы для получения целевого направления. Как правило, это:
- заявление о выдаче целевого направления (бланк можно получить в Министерстве образования, ВУЗе или муниципальном органе);
- ксерокопия паспорта (возможно, свидетельства о рождении);
- документ о получении образования.
После подачи заявления осталось подождать, когда сформируют список и выберут лучшего ученика, у которого достаточно хорошие результаты по ЕГЭ.
Перед тем как получить целевое направление в педагогический университет, необходимо узнать в выбранном ВУЗе те школы, сады и лицеи, с которыми заключались договора. Затем нужно пойти в это заведение и встретиться с заведующей или директором для собеседования. Если вашу кандидатуру одобрили, тогда без проблем выдадут направление.
Как правило, педагогические ВУЗы берут практически каждого студента и даже выдают целевое направление на обучение, так как таким образом в будущем решается нехватка кадров с педагогическим образованием.
Как написать заявление на целевое направление
На первый взгляд кажется, что нет таких компаний, которые готовы платить за обучение студента. Однако это ошибочное мнение, так как молодые специалисты нужны практически каждой серьезной организации.
В заявлении должны указываться:
- форма обучения (заочная, дневная, вечерняя);
- код направления (специальности);
- данные о родителях ФИО, место работы (если есть такая графа);
- данные абитуриента.
К заявлению прикладываются копия паспорта будущего студента и характеристика из школы, которая заверяется директором учреждения (подписью и печатью).
Образец заявления на получение целевого направления в ВУЗ приведен ниже.
Образец заявления на получение целевого направления в ВУЗ от администрации города
Самое важное в этом деле – договор. Перед заключением договора тщательно прочитайте его вдоль и поперёк, изучите каждый пункт, ведь от него зависит ваше будущее.
Если вы не являетесь призером Всероссийских олимпиад, а набранных на ЕГЭ баллов не хватает для поступления на бюджет, это вовсе не значит, что путь к бесплатному обучению с дальнейшей перспективой трудоустройства закрыт. Абитуриентам, желающим получить высшее образование без финансовых вложений, следует рассмотреть возможность поступления в рамках целевого набора.
Шанс обучаться бесплатно, минуя общий конкурс, предоставляется как студентам колледжей и техникумов, так и слушателям программ высших учебных заведений. Для этого заинтересованным молодым людям придется самостоятельно найти организации, которые направят их на обучение и предоставят место в компании после получения диплома.
Суть целевого направления на обучение в вуз
Целевой набор представляет собой программу, направленную на взаимодействие образовательных организаций, частных компаний и молодых специалистов. Это действенный инструмент государственного регулирования, который помогает ликвидировать нехватку кадров в тех областях экономики, где она в данный момент присутствует.
При таком раскладе выгоду получают все: студент учится бесплатно, однако не участвует в общем конкурсе на бюджет; вуз/техникум закрывает набор на определенные (обычно не самые востребованные) специальности; работодатель получает минимум на 3-5 лет квалифицированного сотрудника с профильным образованием.
Что касается законодательного регулирования, то целевой набор производится согласно 56 статье ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В ней говорится о том, что:
- “целевые” студенты обучаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- право пользования программой предоставляется гражданам, принятым по конкурсу;
- работодатель, не исполнивший обязательства по договору, обязан возместить расходы образовательной организации, погасить штраф (двукратный размер понесенных вузом затрат), а также компенсировать в двукратном размере расходы студента, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки.
Условия и специфика
Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:
- абитуриент может легко поступить на кафедры даже с конкурсом больше десяти претендентов на место;
- студент-целевик получает образование бесплатно;
- мест, доступных по программе, обычно от 5 до 30% в общем наборе;
- сотрудничать со студентом могут как государственные субъекты хозяйствования, так и частные компании вне зависимости от их величины (начиная с маленьких ИП, заканчивая международными корпорациями типа “Газпром”);
- квота целевого набора действует только на некоторые направления и присутствует не во всех вузах/колледжах;
- абитуриент находит заинтересованную в нем организацию самостоятельно;
- если “целевой” студент не достиг 18 лет, для участия в программе требуется предоставить согласие родителей или опекунов;
- работодатель может взять на себя обеспечение молодого человека жильем, стипендией и местом прохождения практики.
Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.
Как получить целевое направление в 2020 году?
Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:
- внимательно ознакомиться с условиями программы;
- сдать ЕГЭ, соответствующие его специальности;
- найти работодателя, который согласится принять его на должность после окончания обучения;
- выбрать вуз/колледж, предоставляющий целевые квоты;
- выиграть по результатам конкурса (чаще всего конкурс составляет 1,5 – 2 человека на место).
Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.
Доступные специальности в 2020 году:
- Медицинский профиль (семейный врач, врач скорой помощи, стоматолог, терапевт, сетевой врач, ветеринар и т.д.);
- Прикладная математика;
- Лазерные техника и технологии;
- IT-безопасность;
- Радиотехника;
- Авиа- и машиностроение;
- Информационные технологии;
- Программная инженерия;
- Связи с общественностью;
- Приборостроение;
- Микросистемная техника и нанотехнологии.
Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:
- Материаловедение;
- Метрология и стандартизация;
- Динамика флюидов;
- Металлургия;
- Управление и аналитическая деятельность.
Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.
Направление в медицинский вуз
Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.
Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.
Алгоритм действий в данном случае выглядит так:
- молодой человек выбирает интересующую его специализацию;
- обращается в Департамент здравоохранения по месту жительства, заявляя о своем желании претендовать на целевую квоту;
- параллельно ищет частные организации, нуждающиеся в сотрудниках узкого профиля (неонатолог, ожоговый хирург, детский нейрохирург и т.д.);
- собирает бумаги, необходимые для спонсора обучения;
- обсуждает предоставление социального пакета и условия отработки;
- заключает договор;
- прикрепляет скан договора при поступлении в университет.
Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.
Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.
Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!
Требования к абитуриентам
Кроме того, что молодым людям, желающим получить целевую квоту, нужно предоставить заверенную копию договора с работодателем, документы для поступления в вуз ничем не отличаются от стандартной вступительной кампании. Абитуриенту необходимо собрать следующий пакет бумаг:
- документ, удостоверяющий личность;
- аттестат об окончании школы либо диплом среднего профессионального учебного заведения;
- сертификаты о сдаче ЕГЭ;
- военный билет (для юношей);
- для медиков, педагогов и некоторых иных профилей справка 086/у;
- 2 фотографии (при прохождении дополнительных экзаменов в вузе);
- согласие на обработку личных данных, подписанное родителями/опекунами (в случае, если абитуриент на момент подачи бумаг не достиг совершеннолетия);
- грамоты, сертификаты и т.д., подтверждающие персональные достижения.
Молодым людям, участвующим во вступительной кампании в медицинский университет и претендующим на целевые места, пригодится участие в волонтерских программах (помощь пожилым людям, инвалидам), прохождение курсов первой помощи, опыт работы в качестве санитара.
Организации, выдающие направление, могут отправить в образовательное учреждение письмо с описанием достоинств заинтересованного в целевой квоте абитуриента. Там они рассказывают, почему именно этот абитуриент достоин льготного места и как он вскоре будет полезен обществу, государству и самому нанимателю.
Личное обращение руководителя предприятия к представителям университета значительно повышает шансы молодого человека на зачисление, поскольку участников программы выбирают не только по количеству набранных на ЕГЭ баллов, но и с учетом личных достижений, персональных качеств и потенциала.
Как заключить договор?
Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).
В обязательства заказчика входит предоставление:
- жилплощади;
- мер материальной поддержки (стипендия);
- побочных образовательных услуг, прохождение которых предусмотрено учебной программой вуза.
Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.
На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.
В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:
- полное наименование компании-нанимателя;
- сфера ее деятельности;
- должность и трудовые обязанности, которые предстоит выполнять студенту-целевику после зачисления в штат организации;
- период времени, за который выпускник должен устроиться на работу;
- меры социальной поддержки, оказываемые “целевому” студенту.
Когда обращаться за получением направления?
Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.
Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.
“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.
Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.
Обязательность трудоустройства
Заключая договор, стороны (Заказчик и Гражданин) берут на себя определенные обязательства. Заказчик предоставляет абитуриенту поручительство, некоторые меры социальной поддержки и заранее оговоренную должность в компании. Гражданин же, в свою очередь, обязуется полностью освоить учебную программу и отработать на предприятии нанимателя срок, обозначенный в договоре (не меньше трех лет).
Таким образом, работодатель приобретает дипломированного сотрудника, а студент обеспечивает себе легкие условия поступления, льготное обучение, стипендию, а затем и рабочее место. Выпускник приступает к трудовой деятельности сразу же после получения диплома, минуя трудоемкий процесс поиска компании, которая согласится взять в штат молодого специалиста.
В договоре также предусмотрена ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Согласно пункту 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ, нарушение условий соглашения любой из сторон влечет наложение штрафа в размере средств, затраченных на обучение.
Если наниматель не выполнил обязательства по трудоустройству, он выплачивает государству стоимость образовательной программы с учетом корректирующих коэффициентов. В случае со студентом есть два варианта:
- Он окончил обучение, но не провел положенный срок в компании.
В такой ситуации штраф начисляется соразмерно доле неотработанного времени (дней) за три года. - Он не окончил образовательный цикл, соответственно не вышел на работу.
Размер выплаты определяется пропорционально периоду, который студент осваивал программу.
Исключения
Однако бывают моменты, когда обе стороны могут быть освобождены от штрафных санкций. Так, например, гражданин не несет ответственности за невыполнение обязательств в случае, если он – единственный родитель/опекун в семье с тремя и более несовершеннолетними детьми.
Что касается работодателя, то ему не придется нести финансовые потери в ситуации, когда компания-наниматель либо полностью прекращает деятельность, либо перестает работать по профилю, на который обучается заключивший с ней соглашение молодой человек. Кроме того, в самом договоре может быть прописано освобождение от штрафа одной из сторон.
Когда можно не исполнять обязанности по работе?
В данный момент в официальных нормативных актах обозначены только приведенные выше причины, позволяющие отказаться от обязательной отработки. Однако существует законодательная инициатива (внесена на рассмотрение), предусматривающая расторжение договора без финансовых потерь со стороны гражданина в следующих ситуациях:
- при наличии заболевания, мешающего осуществлять трудовую деятельность по выбранному профилю;
- присвоение инвалидности I или II группы;
- нахождение работы не по месту службы мужа-военнослужащего;
- необходимость социальной и медицинской помощи больным близким родственникам;
- при наличии условий, не зависящих от воли гражданина.
Случаи отказа от выполнения обязательств по целевому договору случаются редко и касаются в основном студентов, осваивающих медицинские программы. Целевики, учащиеся на инженерных, технических, IT, геологических и прочих факультетах, чаще всего добросовестно отрабатывают положенные три года в компаниях, заключивших с ними договоры.
Проблема молодых медиков связана с тем, что подавляющее большинство целевых мест предоставляется абитуриентам, которые сотрудничают с поликлиниками. После окончания обучения молодые сотрудники видят колоссальную разницу в заработной плате между государственными и частными мед. центрами, поэтому и стремятся избежать отработки, чтобы сразу попасть в коммерческие клиники.
Чтобы не допустить таких ситуаций, гражданам, рассматривающим целевое обучение, нужно заранее ознакомиться со всеми подводными камнями льготного образования.
Преимущества и недостатки обучения по целевому месту
К негативным аспектам целевого набора относится:
- необходимость исполнять прописанные в договоре обязательства на протяжении 8-9 лет (5 лет выделяется на получение высшего образования + отработка);
- штрафные санкции, предусмотренные за невыполнение условий соглашения (выплата вузу + компенсация расходов предприятия);
- вероятность банкротства организации, предоставившей целевой договор.
Позитивные стороны обучения по целевым квотам выглядят так:
- отдельная вступительная кампания для абитуриентов-целевиков с конкурсом 1,5 – 2 человека на место;
- предварительное зачисление (в июне), что позволяет попробовать поступить в общем наборе, если не получится попасть на льготных условиях;
- отсутствие финансовой нагрузки (это касается как самого образовательного процесса, так и выплаты стипендии, оплаты места проживания и т.д.);
- гарантированное трудоустройство после окончания образовательного цикла.
Оценив все плюсы и минусы целевого набора, абитуриент может принять обдуманное, взвешенное решение, ведь этот серьезный шаг определит его будущее на ближайшие 7-10 лет.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру