Как найти работу драматургом

Представьте: вы сидите в зрительном зале, а на сцене актеры проживают написанные вами диалоги и монологи. Мечтаете написать пьесу и поставить ее в театре? Егор Прокопьев, который дебютировал в Гоголь-Центре со своей первой постановкой в 2021 году, рассказывает о трудностях и перспектива профессии драматурга. 

В этой статье:

«Все вышло совершенно случайно». О своём пути в профессии драматурга — Егор Прокопьев

«Все вышло совершенно случайно». О своём пути в профессии драматурга — Егор Прокопьев

Перипетии в образовании

— Егор, расскажите, где Вы учились?

— У меня филологическое образование: я окончил Вышку и бакалаврский диплом получил в 2020 году. До этого я еще учился в Институте стран Азии и Африки в МГУ. Там я занимался японской филологией: изучал литературу, языкознание, культуру. Но на третьем курсе не смог сдать японский язык, и меня отчислили.  

Тогда мне казалось, что у меня вся жизнь идет крахом, и я вообще не понимал, что происходит. А на самом деле все только начиналось.

— Ого! К лучшему это было, на Ваш взгляд?

— Да, это правда было к лучшему. Ровно в тот момент, когда меня отчислили из МГУ, я пошел работать в Гоголь-Центр, где в итоге через несколько лет поставили мою пьесу. Единственный минус: мне только учиться пришлось в 2 раза дольше. 

Театр начинается с вешалки, или Как случайно стать драматургом 

— Почему Вы пошли работать именно в Гоголь-Центр?

— Все вышло совершенно случайно. После отчисления у меня была куча свободного времени и надо было как-то зарабатывать.

Оказалось, что у моего соседа по общежитию были знакомые в Гоголь-Центре, и он предложил мне устроиться туда — младшим администратором в гардеробе.

— Получается, театром Вы в принципе до этого не увлекались?

— Современным театром точно нет. Но благодаря Гоголь-Центру я жутко им заинтересовался: начал смотреть спектакли как в России, так и в Европе, много куда ездил. Во время одного из таких путешествий я и написал свою первую пьесу — это вообще достаточно смешная история.  

— Это была как раз пьеса для Гоголь-Центра?

— Нет, это вторая, но она косвенно связана с первой. История была такая: мы с друзьями очень хотели попасть на спектакль «Гора Олимп» Яна Фабра — 24-часовой перформанс. Но билеты туда раскупали очень быстро. Мы решили записать видеообращение к театральной компании Яна Фабра «Трубляйн». В этом обращении мы сказали, что мы русские террористы, которые взяли в заложники настоящего Яна Фабра, и, если нам не отправят 4 билета, мы не вернем его обратно. Полгода мы так терроризировали всех, кого могли найти на Фейсбуке: продюсеров, актеров, помощников режиссеров — они нас, конечно, морозили. Но в итоге нам все-таки ответили: «Приезжайте в Париж, у вас будет 4 билета».  

Мы и приехали — только представились журналистами. Нам выделили 40 минут на то, чтобы поговорить с Фабром лично, и моя подруга и предложила написать пьесу, чтобы отдать ему при встрече.  

Я говорю: «Супер, только я никогда не писал пьес. Ну, попробуем… Очень весело и интересно».

В общем, я написал какую-то ерунду, и мы ее буквально в ночи перед вылетом перевели и напечатали, а потом отдали Фабру. Он ничего, естественно, не прочитал и ничего не ответил. Но потом мы посмотрели «Гору Олимп», ради которой все это затеяли, — я очень вдохновился и написал вторую пьесу. 

О постановке в Гоголь-Центре и новых творческих проектах 

— Расскажите подробнее про «Страх и отвращение в Москве»: как Вам удалось воплотить эту пьесу на сцене?

— Филипп Авдеев, режиссер спектакля, давно хотел что-нибудь поставить, но ему никак не могли найти подходящего драматурга. По счастливому стечению обстоятельств именно в этот момент я показал Кириллу Семеновичу Серебренникову, художественному руководителю театра, свою пьесу. Ему понравилось, как я пишу, но он сказал, что эту пьесу мы ставить не будем. А потом предложил мне начать работу над «Страхом и отвращением».  

— Как именно Вы показали Кириллу Семеновичу Вашу пьесу и каждый ли сотрудник театра может это сделать?

— Кирилл Семенович просто проходил мимо гардероба, а я отдал ему распечатанную пьесу и попросил ее прочесть. До этого мы не были с ним знакомы. Думаю, в моем случае он согласился потому, что я уже давно работал в театре — около 3 лет.

— Вносили ли какие-то изменения в Вашу пьесу?

— Да, первоначальный вариант сильно отличался от того, что вышло в итоге. С одной стороны, как я понимаю, именно от Кирилла Семеновича исходила идея адаптировать «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона под московские реалии: мы с Филиппом очень долго не понимали, что делать с этим текстом. С другой стороны, много идей потом предлагал и Филипп — у него очень хорошо получается «увидеть» какие-то сцены. А я лучше фиксирую эти идеи на бумаге: сюжетные повороты, слова героев… 

Мне долгое время было непривычно от того, что в тексте моей первой пьесы не только мои идеи — и даже в большей степени не мои идеи.

В этом плане у нас с Филиппом очень хороший тандем получился: у него есть то, чего нет у меня, и наоборот.  

И вдобавок к этому, очень много изменений в пьесу внесли актеры: они называют это «присвоить текст». Это значит, по сути, что они могут изменить его до неузнаваемости, импровизируя на основе моих диалогов. И в итоге получалось гораздо убедительнее, лучше, смешнее: на репетициях я часто сидел и просто записывал за ними. 

— Работаете ли Вы сейчас над какими-то постановками?

— Да, сейчас я занимаюсь тремя проектами.  

Во-первых, я пишу сценарий для вечера памяти поэта Юрия Левитанского — в Гоголь-Центре в январе будут отмечать его 100-летие.  

Во-вторых, мы с Филиппом скоро начнем работу над сценарием — больше об этом ничего не могу пока сказать.  

Ну и в-третьих, я пишу оперу — это уже чисто моя идея. И мне очень нравится: я медленно работаю над либретто, а мой очень хороший друг-композитор продумывает музыкальную часть.  

— Помогает ли филологическое образование в работе над этими проектами?

— Да, однозначно. Я с большим удовольствием обнаружил, что те знания, которые в университете казались мне бесполезными, такие как чтение и письмо — единственные навыки, которыми я обладаю, — можно каким-то образом применить.  

На встречах с людьми, с которыми мы работаем над проектами, я часто ловлю себя на мысли, что делаю то же самое, что и на парах на филфаке: рассказываю им про текст и объясняю, как он работает.

Для некоторых проектов надо выполнять чисто филологическую работу: изучать воспоминания автора, его письма, собирать стихотворения, знакомить с его творчеством других людей. Ровно это, например, я сейчас делаю для вечера памяти Левитанского. 

Особенности профессии драматурга

— Как Вы обычно работаете над пьесами?

— Весной 2020 года, когда был «большой карантин», у меня был великолепно организован день. Я просыпался в 8 утра, завтракал и садился за компьютер, потому что очень хотел писать. У меня было четкое расписание: я работал до обеда, а после садился за чтение, потому что после еды мне сложно что-то придумывать. Параллельно мне удавалось еще писать и диплом для университета.   

Такое расписание очень хорошо помогает структурировать работу, потому что быть драматургом непросто: ты сам себе и начальник, и контролирующая инстанция… Если ты сам не сделаешь, никто тебя заставлять не будет.

Сейчас мне сложнее: писать надо больше, а карантина нет. А значит, у меня есть все шансы куда-то поехать и потратить время впустую. Поэтому для меня очень важна дисциплина, такая «рутинизация труда» — это ключ к нормальной работе над пьесой.  

— Есть ли разница между написанием сценария для театра и для кино?

— Для меня, наверное, пока что нет: мне одинаково сложно писать и для театра, и для кино. Но это, скорее всего, связано с тем, что я не получал специального драматургического или сценарного образования, поэтому я не знаю, как канонически правильно писать сценарии. 

Другое дело, мне кажется, что никто на самом деле этого не знает. То есть никто априорно не умеет снимать фильмы, никто не умеет писать — все это делают по своему какому-то чутью. 

— Работа драматурга — скорее проектная?

— Да, в большинстве случаев это работа за разовый гонорар и роялти — авторские проценты с продаж билетов. Про драматургов на окладе, если честно, вообще ничего не слышал.  

У драматургов очень много свободного времени. Это и большое благо, потому что ты предоставлен самому себе, и тяжелая ноша и ответственность — потому что ты предоставлен самому себе.  

Хотя многие мои знакомые работают на продакшен и получают фиксированную зарплату за определенное количество знаков, которое они написали в течение месяца. Зарплата хорошая — 100-150 тысяч — но писать иногда приходится ерунду, вроде ненавистных ситкомов. 

Я иду путем искусства и отказываюсь работать на «нормальных» работах. Но мне даже не хочется куда-то идти — и не то чтобы это осознанное желание. Я просто не знаю, где еще себя применить. 

— Сколько в среднем может зарабатывать драматург?

— Я тоже интересовался этим вопросом, когда пришло время обсуждать свой первый гонорар. Я попросил профессионального драматурга, который уже давно пишет для Гоголь-Центра, сориентировать меня. Он мне ответил примерно так: 

Егор, если бы дело было 5 лет назад, то ты попросил бы 500 тысяч. Тебе бы сказали, что ты сошел с ума, и заплатили бы 200300. Но теперь рынок настолько переполнен, что если тебе предлагают 200, то ты соглашаешься — это хорошая нижняя планка для начинающего драматурга.

Другое дело, что верхняя планка может быть любой. Как только у тебя появляется имя, гонорары растут — известные драматурги, как Владимир Сорокин, например, могут получить и миллионные выплаты за один текст. 

— Кому, по Вашему мнению, подходит работа драматурга, а кому — нет?

— Это очень индивидуально, да и это дело не сразу начнет приносить хоть какие-то деньги. Думаю, это вопрос желания заниматься драматургией.  

Один раз попробовав все это — написать пьесу, поработать над спектаклем и на репетициях — ты не сможешь отказаться от этого. Что-то создавать — очень классно и интересно.

Но именно из этого желания в итоге рождается способность что-то придумать, написать. Даже необходимость. То есть теперь я в таком положении, что я должен что-то придумать. Я хочу. 

Поделиться




3

Автор статьи

Драматург – специалист, который пишет сценарии, основу для будущего произведения или телевизионной, кинематографической, театральной постановки. Каковы обязанности представителя этой профессии? Насколько она востребована?

Средняя заработная плата: 70000 рублей в месяц

Драматург

Вы – человек творческий? Умеете писать отличные тексты? Вам нравится создавать что-то новое? Хотите, чтобы о вашей работе говорил весь мир? Если ответ на эти вопросы утвердительный, рассмотрите профессию драматурга. Она очень интересная, но довольно сложная. Чем придется заниматься ее представителю? Драматург – это писатель, который разрабатывает сценарии для телевидения, кинематографа и театра. Расскажем более подробно, что входит в его обязанности.

Содержание

  • История
  • Описание профессии
    • В кино
    • На телевидении
    • В театре
  • Учеба и ЕГЭ
  • Основные обязанности
  • Знания, навыки и личностные качества
  • Оплата труда
  • Трудоустройство и карьера
  • Востребованность профессии
  • Видео по теме
  • Комментарии

История

Изначально драматургом называли писателя, который занимался созданием драматических литературных произведений – комедий, трагедий, трагикомедий, мистерий, интермедий, водевилей, драм. Авторами первых пьес этого жанра были древние египтяне. В 6 столетии до нашей эры они готовили постановки к важным мероприятиям – например, похоронам или коронациям фараонов. Интересен факт, что в некоторых случаях такие произведения представляли собой прошения об исцелении от болезней и носили ритуальный характер.

Классиками драматургии считаются древние греки. Наверное, многие слышали имена Эсхила, Софокла, Еврипида и прочих. Они стояли у истоков трагедийного жанра. В основе сюжета их произведений, как правило, были античные мифы.

Жанр драмы присутствует в творчестве многих писателей – начиная от тех, кто жил в эпоху древности, и заканчивая нашими современниками. Среди наиболее талантливых и известных можно назвать Уильяма Шекспира, Мольера, Пьера Корнеля, Жана Расина, Феликса Лопе де Вегу, Николая Гоголя, Льва Толстого, Александра Пушкина, Джорджа Бернарда Шоу, Жана-Поля Сартра, Джона Голсуорси, Максима Горького, Александра Островского. И это лишь малая часть списка знаменитых драматургов.

Описание профессии

Рассмотрим, кто такой драматург сегодня. Как уже упоминалось, он занимается написанием сценариев – полноценных произведений литературы, включающих в себя диалоги, монологи и подробные описания видеоряда. По ним снимают фильмы (художественные, документальные, мультипликационные), а также телевизионные передачи и рекламу. Основой сценария может быть сюжет, написанный драматургом с нуля, или же произведение другого автора, предназначенное для экранизации.

Специалист обычно выбирает для себя какой-то один жанр и концентрируется на нем. Он может работать над мелодрамами, комедиями, масштабными историческими эпопеями, детективами, анимационными фильмами, научно-популярными программами, развлекательными ток-шоу, музыкальными клипами или рекламными роликами. Соответственно, профессия драматурга предполагает трудоустройство в сфере литературы, телевещания и радио, кино, театра, а также СМИ и PR. Остановимся подробнее на тех, кто связал свою деятельность с миром кинематографа, телевидением и театром.

В кино

Первая ступень в создании любого кино – написание сценария. Это своего рода фундамент. На нем впоследствии режиссер выстраивает весь фильм. В задачи драматурга (его также называют сценаристом) входит конструирование событий, выписывание образов персонажей.

Эксперты в области кинематографа утверждают, что существует всего 36 ситуаций драматического характера, которые могут быть основой для сюжета. Любую из них надо показывать посредством интересной истории – с нестандартным взглядом, новыми приемами и неожиданными поворотами событий. Готовые штампы и банальности – главные враги сценариста.

Конечно, не каждый сценарий оригинален. В его основе вполне может лежать литературное произведение или театральная пьеса. Пользуясь уже готовым сюжетом, драматург должен адаптировать его для последующей экранизации. Таким образом, у него появляется достаточно широкое поле для полета творческой мысли и фантазии.

Самое важное и сложное в этой профессии – не допустить банальности. В противном случае фильм обречен на провал. Вторая трудность заключается в передаче драматургом написанного сценария в руки режиссера. Последний редактирует его, тщательно продумывая в отдельности каждую сцену, расписывая ее буквально покадрово. В процессе работы точки зрения этих коллег по цеху могут не совпадать. Сценарист может не соглашаться с режиссерскими коррективами, но его претензии на итоговый результат уже существенно не влияют. В некоторых случаях они работают в творческом тандеме, утверждая все правки вместе. Это идеальный вариант.

На телевидении

Драматурги успешно работают не только в кинематографе, но и на телевидении, ведь сценарий является основой как фильма и сериала, так и телевизионной передачи. Исключением могут быть разве что выпуски новостей – там сюжет диктует сама реальная жизнь.

Итак, работа над любым телепроектом стартует с детального выписывания его сценария. Драматург (зачастую в творческой связке с режиссером и продюсером) создает идею (концепцию). Следующий этап – это разработка сюжета и завязки, а также образов главных героев и второстепенных персонажей. Здесь очень важно максимально подробно, до мелочей, расписать их характеры. Основная задача каждого из них – заставить зрителя сопереживать всему происходящему на экране, подтолкнуть к желанию примерить историю на собственную жизнь. Для ток-шоу сценарист выбирает его тему, намечает, в какой момент и в какой очередности должны появляться в студии герои, подготавливает перечень вопросов и так далее.

В театре

Главной обязанностью театрального драматурга является написание пьес, предназначенных для постановок. Сложности в его работе точно такие же, что и у коллег из мира кино и телевидения. Правда, одно отличие все же есть. Если пьеса написана талантливо, а поставленный по ней спектакль обрел головокружительный успех, его могут ставить многократно, да еще и во множестве театров одновременно.

Театральная постановка, как, впрочем, и театр в целом, – это живой организм. Она никогда не бывает абсолютно одинаковой. Даже будучи представленной на одной сцене одними и теми же актерами. Каждый следующий раз отличается от предыдущего, ведь артисты постоянно привносят что-то новое – взгляд, движение, эмоцию. Кроме того, некоторые акценты может менять режиссер, а в определенных случаях – драматург.

Учеба и ЕГЭ

Институт кино и телевиденияДля того чтобы стать сценаристом, наличие диплома вовсе не обязательное условие. Главное – талант. Правда, высшее образование будет преимуществом и существенно облегчит подъем по карьерной лестнице. Если вы хотите посвятить себя драматургии в театре или кинематографе, вуз должен быть соответствующим (к примеру, ГИТИС или ВГИК).

Получить эту профессию можно в ряде высших учебных заведений России. Приведем несколько в качестве примера:

  1. Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Сценарно-киноведческий факультет.
  2. Институт кино и телевидения (ГИТР). Сценарный факультет.
  3. Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
  4. Московский госинститут культуры. Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  5. Российский гуманитарный госуниверситет. Институт филологии и истории.
  6. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Филологический факультет.
  7. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации.

Для поступления абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Кроме того, в вузах предусмотрен творческий конкурс.

Основные обязанности

Драматург участвует в создании проектов в сфере кинематографа, телевидения, литературы, театра и PR. Несмотря на такое разнообразие мест трудоустройства, основной перечень его обязанностей выглядит так:

  • Разрабатывать идеи фильмов и театральных представлений, концепции различных мероприятий.
  • Формировать и готовить соответствующий контент (детальные описания и пояснения, подсказки, подводки, задания и так далее).
  • Создавать сценарии для видеороликов.
  • Писать пресс-релизы и статьи рекламного характера.

Непосредственное участие в съемочном процессе и активная работа в ходе создания кинофильма, телесериала или любого другого продукта предполагает целый ряд дополнительных задач, которыми должен заниматься сценарист. О них мы говорили выше.

Знания, навыки и личностные качества

Сценаристу следует твердо знать законы драматургии. Но одной теории мало. Он еще должен уметь ими пользоваться. Кроме того, ему надо хорошо разбираться в особенностях кинематографического и телевизионного производства, а также в психологии.

Работая над сценарием о малознакомой сфере жизни, он обязан собрать о ней максимальное количество информации. Для этого ему потребуются такие личностные качества:

  • креативность;
  • любознательность;
  • ясность мышления;
  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • творческий подход к решению задач;
  • умение работать в команде.

Драматургу нужен широкий кругозор, неподдельный интерес к людям в частности и к миру в целом. Чтобы написание сценария шло быстро и гладко, а конечный продукт всегда получался качественным, он должен обладать писательским талантом, внимательностью к деталям, усидчивостью, а также быть нацеленным на результат.

Оплата труда

Новички, которые делают первые шаги в этой профессии, зарабатывают порядка 25 тысяч – 35 тысяч рублей. Опытные драматурги могут рассчитывать на суммы, превышающие 50 тысяч рублей. На уровень зарплаты влияют наличие опыта, масштаб проекта и знаменитость его автора.

За один эпизод сериала сценарист может получать от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Соответственно, готовый продукт целиком будет оценен примерно в миллион рублей. Что касается заработной платы театрального драматурга, она обычно состоит из оговоренной «ставки» и определенного процента от реализации билетов (как правило – от 1,8 % до 11 %).

Трудоустройство и карьера

Драматурги чаще всего устраиваются на работу в киностудии, IT-компании, на телевидение, в профильные коммерческие фирмы. Некоторые идут во фриланс и работают на себя.

Продвижение по карьерной лестнице зависит от мощности творческого потенциала сценариста, а также от той сферы деятельности, где он работает. Рост в основном выглядит как переход на более известную студию или фирму. Кроме того, успех постановки приносит драматургу не только хороший гонорар, но и узнаваемость и признание зрителей, а это шанс подняться еще выше.

Востребованность профессии

Драматурги (они же – сценаристы) нужны телеканалам и продакшнам (так называют студии, где производятся творческие проекты для кинематографа и телевидения). Последние оплачивают труд представителя этой профессии немного выше. Зато на каналах работа отличается стабильностью. Даже если шоу или сезон какой-либо программы подходит к концу, хорошего специалиста тут же позовут в новый проект.

Сегодня спрос на сценаристов остается высоким. На телевидении понимают, что талантливых профессионалов – единицы. Новые каналы и продакшны растут как грибы после дождя. А ведь выпускнику творческого вуза надо еще хотя бы 2-3 года поработать, чтобы обзавестись опытом. Конечно, можно нанять специалиста-иностранца. Но это очень дорого. Кроме того, на телеканалы больше не выстраиваются километровые очереди из страстно желающих попасть на экран. У людей есть огромный выбор, где можно применить свой талант. Дальновидный руководитель стремится обеспечить сотруднику максимальный комфорт. Основной мотив: если сценарист уволится, будет крайне сложно отыскать кого-то на замену и обучить его.

Некоторые до сих пор считают, что работа на ТВ – это настоящая гонка на выживание. Это не совсем правильное утверждение, ведь каналы предлагают разные условия сотрудничества. Соответственно, всегда можно выбрать оптимальные для себя. Тем более несколько лет назад телевидение сделало в своем развитии значительный скачок. Если раньше на многих каналах транслировались новости и купленные сериалы, то сегодня эфир изобилует интересными шоу различных форматов.

Квалифицированных специалистов ценят очень высоко. Они получают не только приличные гонорары, но и известность. И это – отличная мотивация выбора такой профессии.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия драматург подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Драматург Дмитрий Данилов.
Драматург Дмитрий Данилов.

Признайтесь: у вас есть в столе написанная пьеса? Какова её судьба? Вы показывали её друзьям и посылали в театры? Друзья говорят, что пьеса – супер, а из театров нет никакого ответа?

Если это про вас, тогда вам – к нам, в мастерскую Дмитрия Данилова, драматурга, который знает всё про то, как проснуться знаменитым..
И его курс как раз о том, «как стать востребованным в театре».

И о том, как получить реальный шанс и увидеть свою пьесу на сцене.
Не верите? Зря. Это правда: актёры Театра.doc прочитают три пьесы выпускников мастерской, доработанные в процессе мастерской – в «DOC на острове» в присутствии зрителей. Своеобразный фестиваль творческих «карантинных» работ уже запланирован и ждёт своего часа.

А ещё в Мастерской «Как стать востребованным драматургом» будет много доброжелательного общения, прокачки навыков, «разбора полётов», лайфхаков, фишек и рекомендаций – от мастера, который считается «баловнем и счастливчиком» в драматургии. Хотя будем честны: удачливость Данилова – не случайная. У него явно есть некий секрет (или амулет 😊, который помогает ему. И он готов этим секретом с вами поделиться.

Мастерская «Как стать востребованным драматургом» Дмитрия Данилова начинает свою работу 25 мая в 19:00 по московскому времени.

Читайте подробности на сайте Театра.doc Дмитрий Данилов – Писатель, драматург, поэт. Автор восьми книг прозы, пяти книг стихов и шести пьес.

Родился и живет в Москве.

Лауреат премии Андрея Белого (2019, в номинации «проза»).
За пьесу
«Человек из Подольска» получил Премии «Золотая маска» (2018, в номинации «За лучшую работу драматурга»), конкурсов драматургии «Ремарка» (2017), «Кульминация» (2017).

Его тексты переводились на английский, итальянский, нидерландский, венгерский, сербский языки, издавались в Европе и США.

Драматург это кто

Краткая история профессии

Первый писатель драматург в России — А. П. Сумароков. Он является одним из представителей классической русской драматургии XVIII века. Автор придавал своим произведениям жизненности за счет высмеивания традиций прошлого.

Но до Сумарокова, драматургические произведения создавались еще в VI веке до нашей эры древними египтянами. Они устраивали постановки к похоронам фараонов. Но такие произведения были привязаны к ритуальным обрядам.

Вильям шекспир

Известные драматурги — это У. Шекспир, П. Корнель, Н. Гоголь, А. Пушкин, Л. Толстой. И на этих именах список не заканчивается. В советское время список пополнился В. Розовым с его пьесой «В добрый час» и другими…

Деятельность драматургов связана с написанием драматических произведений для пьес, театра, кинематографа, а иногда и для телепередач.

Люди с образованием драматурга должны обладать большим жизненным опытом, потому как им требуется четко представлять в голове различные ситуации и отражать их на бумаге. Драматург должен зацепить зрителя эмоциями и переживаниями героев своего творения.

Характеристика современной драматургии

Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.

Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.

Определение «драматургировать» значит, что человек искажает простые или хорошие события в негативные. Таким термином часто характеризуют многих писателей-драматургов.

Драматург описание профессии

Профессиональные обязанности

Драматурги пишут сценарии для фильмов, телевидения, театральных постановок.

Каждый фильм начинается со сценария. После режиссер читает его, прикидывает события картины, образы и характеры героев. Работа драматурга в киноиндустрии очень востребована. Главный критерий для сценария — оригинальный сюжет, иногда он может быть сложным. Такие картины больше всего ценятся в индустрии. Иногда работа сценариста и режиссера совместная.

Талантливые авторы нужны и на ТВ. Необходимо продумывать порядок действий и слов для новостных, развлекательных программ. Часто драматургов приглашают в качестве сценаристов для сериалов. Это довольно стабильная работа с хорошим заработком.

Театральные драматурги в современности все чаще остаются без работы. Качественные пьесы могут ставиться несколько раз, во многих театрах.

Преимущества и недостатки

Для того чтобы стать сценаристом, необходимо иметь талант. Образование в профессии сценариста — это необязательное условие. Но оно будет давать преимущество при выборе кандидатов на должность сценариста. Наличие диплома о высшем образовании также позволяет быстрее подняться по карьерной лестнице.

Где учиться драматург

В Москве и других городах России существует несколько учебных заведений со специальностью драматургия. Для поступления необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, иногда творческий экзамен.

Перед выбором основной специальности рекомендуется рассмотреть ее плюсы и минусы. К преимуществам профессии драматурга относятся:

  • самовыражение;
  • практически всегда свободный график;
  • свобода в творчестве;
  • нет привязанности к определенному месту работы: можно писать даже в путешествиях;
  • признание и популярность в случае успеха;
  • за удачный сценарий предусмотрены большие гонорары.

Профессия относится к творческим и поэтому подходит не каждому. Драматурги часто посещают психологов из-за непостоянства в работе. Недостатки специальности:

Драматург качества

  • не всегда есть творческое вдохновение;
  • у некоторых драматургов иногда отмечается зависимость от алкоголя, потребления табака, наркотических и психотропных веществ;
  • частые депрессии и перепады настроения: творческие люди подвержены постоянным изменениям, ранимости, поэтому в случае неудач они впадают в уныние;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • большая конкуренция на должность.

У сценариста большой выбор мест для трудоустройства. Но конкуренция на вакантное место большая. В обязанности специалиста входят:

  • разработка идей для фильмов, театральных постановок, различных мероприятий;
  • формирование и подготовка необходимого контента;
  • создание сценариев для видео;
  • написание рекламных статей или материала для журналов.

Иногда сценаристы принимают участие в создании фильмов, сериалов, на ходу разрабатывают новые действия для героев.

Задачи драматурга-сценариста

Планирование действий и характера персонажей в фильме — самая важная часть в произведении, а сценарий создает основу для картины. Невозможно снять фильм, сериал или поставить пьесу в театре без сценариста. Задачи сценария:

Драматург это

  1. Постановка основной идеи и правильное ее донесение до зрителя.
  2. Помощь для режиссера в координировании всей работы.
  3. Определение ресурсов для картины.
  4. Сценарий показывает план действия произведения.

Для больших картин, как правило, нанимаются уже готовые и сработанные команды, состоящие из режиссера, сценариста, оператора, звукооператора. Они проще и быстрее остальных способны снять картину с интересным сюжетом.

После написания сценария режиссер внимательно читает его. Текст содержит информацию о героях произведения, местах действия картины, диалогах. Режиссер представляет сцены действий в голове и оценивает вероятность их использования. При прочтении сценария он также должен видеть общую картину развития событий. При нескладности некоторых действий режиссер меняет части текста, а иногда и вовсе просит сценариста переделать его.

Перед написанием сценария режиссер встречается со съемочной группой и обговаривает общую картину фильма, сериала, ее суть. Сценаристу будет предложен эскиз, на основе которого необходимо написать работу. Он должен думать и представлять, что хочет режиссер сказать своим произведением.

Драматург это кто такой

После написания основного сценария и его утверждения режиссер разрабатывает свой расширенный план, в котором описан тип каждого кадра. В нем также может быть список вопросов и поручений к съемочной группе.

Для некоторых картин готовят длинные и сложные сценарии. Чтобы его упростить, используют аббревиатуры, которыми пользуются сценаристы.

На этапе, когда готова основная идея, она должна быть преобразована в простую и понятную каждому зрителю конструкцию. Именно таким правилом пользуются сценаристы фильмов, сериалов, театральных постановок.

Без сценариста невозможно создать картины для телевидения, кинотеатров и театров. У него одна из главнейших ролей в съемке произведения. В паре с режиссером сценаристы могут создать интересную картину с глубоким смыслом.

Кому подходит работа

Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:

Что такое драматург

  1. Креативность.
  2. Яркое мышление.
  3. Коммуникабельность.
  4. Литературный талант.
  5. Уметь нестандартно мыслить и видеть ситуации с разных сторон.
  6. Способность к работе в команде.
  7. Богатый жизненный опыт.
  8. Быстрое обучение.
  9. Высокий интеллект.
  10. Активная жизненная позиция.
  11. Внимательность.
  12. Усидчивость.
  13. Упорство.
  14. Уметь разбираться в психологии людей.
  15. Умение использовать чужой опыт.

Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.

Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.

Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.

Профессия Драматург (сценарист) в России

Перспективная

Драматург (сценарист) – это творческий работник, литератор, который создает литературные произведения – пьесы, выступающие в качестве сценариев для театральных постановок и кинематографических произведений. Он пишет драматургические произведения на различные социальные и иные темы и сотрудничает с различными театральными коллективами, киностудиями, продюсерскими центрами, телекомпаниями и т.д.. На основе его произведений создаются спектакли  и театрализованные представления, а также снимаются художественные фильмы. Произведения талантливого драматурга (сценариста) могут издаваться в виде отдельных книг и сборников.

О профессии Драматурга (сценариста)

Зарплаты: сколько получает Драматург (сценарист)*

Начинающий: 20000 ₽ в месяц

Опытный: 45000 ₽ в месяц

Профессионал: 250000 ₽ в месяц

* – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Современное театральное и кинематографическое искусство во многом коммерциализированы, это достаточно динамичный вид бизнеса. Поэтому киносъемочный процесс и театральная деятельность требуют постоянного написания новых сценариев. Талантливый драматург (сценарист) очень истребован в своей сфере. Ему постоянно поступают заказы на новые произведения, он тесно сотрудничает с крупными театрами и киностудиями. Однако востребованность таких писателей во многом зависит от его таланта и популярности, часто от творческой конъюнктуры. В этой профессии трудно гарантировать постоянный успех. В профессии существует высокая конкуренция, постоянно приходится доказывать свой драматургический талант.

Для кого подходит профессия

Работа драматурга (сценариста) тесно переплетается с литературной деятельностью. При этом его произведения, помимо художественной ценности, должны быть адаптированы к экранизации или театрализованному представлению. Здесь важно обладать писательским талантом, уметь создавать интересные и поучительные произведения и знать технологию кинопроизводства. Профессию можно рекомендовать тем, кто:

  • Любит литературу и искусство в целом;
  • Имеет литературный талант, способен создавать интересные произведения;
  • Обладает большим словарным запасом;
  • Имеет твердую жизненную позицию и набор нравственных приоритетов.

Карьера

Как и любая творческая деятельность, успешная работа драматурга (сценариста) определяется его талантом, целеустремлённостью и отчасти везением. В этой профессии достаточно трудно гарантировать успех и стабильный карьерный рост. Творчество многих драматургов остается неоцененным. Профессия не имеет поступательного развития. Некоторые драматурги (сценаристы) создают одно-два удачных произведения, а затем может наступить творческий спад. Стабильная карьера и успех не гарантированы.

Обязанности

Конечной целью для любого драматурга (сценариста) является написание глубокого и интересного сценария или пьесы. Каких-либо иных профессиональных обязанностей не предусматривается. При этом работа драматурга включает в себя:

  • Проработку образов героев и сюжета сценария;
  • Адаптацию своего произведения для экранизации, учет особенностей создания кинофильма или театральной постановки при работе с его произведением;
  • Переработку классических или современных литературных произведений для их экранизации;
  • Творческое взаимодействие с режиссерами и актерами при создании кинофильма.

Оцените профессию:

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: история МХК русский/литература обществознание

Похожие профессии

  • Science-художник

    Science-художник

  • Авангардный (современный) певец

    Авангардный (современный) певец

  • Аккомпаниатор

    Аккомпаниатор

  • Актер

    Актер

  • PR-менеджер

    PR-менеджер

  • Декоратор

    Декоратор

  • Антиквар

    Антиквар

  • Аранжировщик

    Аранжировщик

  • Гончар

    Гончар

  • Видеооператор

    Видеооператор

  • Диктор

    Диктор

  • Звукорежиссер

    Звукорежиссер

  • Искусствовед

    Искусствовед

  • Фотограф

    Фотограф

  • Артист хора

    Артист хора

  • Актёр драматического театра

    Актёр драматического театра

Добавить комментарий