Представьте: вы сидите в зрительном зале, а на сцене актеры проживают написанные вами диалоги и монологи. Мечтаете написать пьесу и поставить ее в театре? Егор Прокопьев, который дебютировал в Гоголь-Центре со своей первой постановкой в 2021 году, рассказывает о трудностях и перспектива профессии драматурга.
В этой статье:
«Все вышло совершенно случайно». О своём пути в профессии драматурга — Егор Прокопьев
Перипетии в образовании
— Егор, расскажите, где Вы учились?
— У меня филологическое образование: я окончил Вышку и бакалаврский диплом получил в 2020 году. До этого я еще учился в Институте стран Азии и Африки в МГУ. Там я занимался японской филологией: изучал литературу, языкознание, культуру. Но на третьем курсе не смог сдать японский язык, и меня отчислили.
Тогда мне казалось, что у меня вся жизнь идет крахом, и я вообще не понимал, что происходит. А на самом деле все только начиналось.
— Ого! К лучшему это было, на Ваш взгляд?
— Да, это правда было к лучшему. Ровно в тот момент, когда меня отчислили из МГУ, я пошел работать в Гоголь-Центр, где в итоге через несколько лет поставили мою пьесу. Единственный минус: мне только учиться пришлось в 2 раза дольше.
Театр начинается с вешалки, или Как случайно стать драматургом
— Почему Вы пошли работать именно в Гоголь-Центр?
— Все вышло совершенно случайно. После отчисления у меня была куча свободного времени и надо было как-то зарабатывать.
Оказалось, что у моего соседа по общежитию были знакомые в Гоголь-Центре, и он предложил мне устроиться туда — младшим администратором в гардеробе.
— Получается, театром Вы в принципе до этого не увлекались?
— Современным театром точно нет. Но благодаря Гоголь-Центру я жутко им заинтересовался: начал смотреть спектакли как в России, так и в Европе, много куда ездил. Во время одного из таких путешествий я и написал свою первую пьесу — это вообще достаточно смешная история.
— Это была как раз пьеса для Гоголь-Центра?
— Нет, это вторая, но она косвенно связана с первой. История была такая: мы с друзьями очень хотели попасть на спектакль «Гора Олимп» Яна Фабра — 24-часовой перформанс. Но билеты туда раскупали очень быстро. Мы решили записать видеообращение к театральной компании Яна Фабра «Трубляйн». В этом обращении мы сказали, что мы русские террористы, которые взяли в заложники настоящего Яна Фабра, и, если нам не отправят 4 билета, мы не вернем его обратно. Полгода мы так терроризировали всех, кого могли найти на Фейсбуке: продюсеров, актеров, помощников режиссеров — они нас, конечно, морозили. Но в итоге нам все-таки ответили: «Приезжайте в Париж, у вас будет 4 билета».
Мы и приехали — только представились журналистами. Нам выделили 40 минут на то, чтобы поговорить с Фабром лично, и моя подруга и предложила написать пьесу, чтобы отдать ему при встрече.
Я говорю: «Супер, только я никогда не писал пьес. Ну, попробуем… Очень весело и интересно».
В общем, я написал какую-то ерунду, и мы ее буквально в ночи перед вылетом перевели и напечатали, а потом отдали Фабру. Он ничего, естественно, не прочитал и ничего не ответил. Но потом мы посмотрели «Гору Олимп», ради которой все это затеяли, — я очень вдохновился и написал вторую пьесу.
О постановке в Гоголь-Центре и новых творческих проектах
— Расскажите подробнее про «Страх и отвращение в Москве»: как Вам удалось воплотить эту пьесу на сцене?
— Филипп Авдеев, режиссер спектакля, давно хотел что-нибудь поставить, но ему никак не могли найти подходящего драматурга. По счастливому стечению обстоятельств именно в этот момент я показал Кириллу Семеновичу Серебренникову, художественному руководителю театра, свою пьесу. Ему понравилось, как я пишу, но он сказал, что эту пьесу мы ставить не будем. А потом предложил мне начать работу над «Страхом и отвращением».
— Как именно Вы показали Кириллу Семеновичу Вашу пьесу и каждый ли сотрудник театра может это сделать?
— Кирилл Семенович просто проходил мимо гардероба, а я отдал ему распечатанную пьесу и попросил ее прочесть. До этого мы не были с ним знакомы. Думаю, в моем случае он согласился потому, что я уже давно работал в театре — около 3 лет.
— Вносили ли какие-то изменения в Вашу пьесу?
— Да, первоначальный вариант сильно отличался от того, что вышло в итоге. С одной стороны, как я понимаю, именно от Кирилла Семеновича исходила идея адаптировать «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона под московские реалии: мы с Филиппом очень долго не понимали, что делать с этим текстом. С другой стороны, много идей потом предлагал и Филипп — у него очень хорошо получается «увидеть» какие-то сцены. А я лучше фиксирую эти идеи на бумаге: сюжетные повороты, слова героев…
Мне долгое время было непривычно от того, что в тексте моей первой пьесы не только мои идеи — и даже в большей степени не мои идеи.
В этом плане у нас с Филиппом очень хороший тандем получился: у него есть то, чего нет у меня, и наоборот.
И вдобавок к этому, очень много изменений в пьесу внесли актеры: они называют это «присвоить текст». Это значит, по сути, что они могут изменить его до неузнаваемости, импровизируя на основе моих диалогов. И в итоге получалось гораздо убедительнее, лучше, смешнее: на репетициях я часто сидел и просто записывал за ними.
— Работаете ли Вы сейчас над какими-то постановками?
— Да, сейчас я занимаюсь тремя проектами.
Во-первых, я пишу сценарий для вечера памяти поэта Юрия Левитанского — в Гоголь-Центре в январе будут отмечать его 100-летие.
Во-вторых, мы с Филиппом скоро начнем работу над сценарием — больше об этом ничего не могу пока сказать.
Ну и в-третьих, я пишу оперу — это уже чисто моя идея. И мне очень нравится: я медленно работаю над либретто, а мой очень хороший друг-композитор продумывает музыкальную часть.
— Помогает ли филологическое образование в работе над этими проектами?
— Да, однозначно. Я с большим удовольствием обнаружил, что те знания, которые в университете казались мне бесполезными, такие как чтение и письмо — единственные навыки, которыми я обладаю, — можно каким-то образом применить.
На встречах с людьми, с которыми мы работаем над проектами, я часто ловлю себя на мысли, что делаю то же самое, что и на парах на филфаке: рассказываю им про текст и объясняю, как он работает.
Для некоторых проектов надо выполнять чисто филологическую работу: изучать воспоминания автора, его письма, собирать стихотворения, знакомить с его творчеством других людей. Ровно это, например, я сейчас делаю для вечера памяти Левитанского.
Особенности профессии драматурга
— Как Вы обычно работаете над пьесами?
— Весной 2020 года, когда был «большой карантин», у меня был великолепно организован день. Я просыпался в 8 утра, завтракал и садился за компьютер, потому что очень хотел писать. У меня было четкое расписание: я работал до обеда, а после садился за чтение, потому что после еды мне сложно что-то придумывать. Параллельно мне удавалось еще писать и диплом для университета.
Такое расписание очень хорошо помогает структурировать работу, потому что быть драматургом непросто: ты сам себе и начальник, и контролирующая инстанция… Если ты сам не сделаешь, никто тебя заставлять не будет.
Сейчас мне сложнее: писать надо больше, а карантина нет. А значит, у меня есть все шансы куда-то поехать и потратить время впустую. Поэтому для меня очень важна дисциплина, такая «рутинизация труда» — это ключ к нормальной работе над пьесой.
— Есть ли разница между написанием сценария для театра и для кино?
— Для меня, наверное, пока что нет: мне одинаково сложно писать и для театра, и для кино. Но это, скорее всего, связано с тем, что я не получал специального драматургического или сценарного образования, поэтому я не знаю, как канонически правильно писать сценарии.
Другое дело, мне кажется, что никто на самом деле этого не знает. То есть никто априорно не умеет снимать фильмы, никто не умеет писать — все это делают по своему какому-то чутью.
— Работа драматурга — скорее проектная?
— Да, в большинстве случаев это работа за разовый гонорар и роялти — авторские проценты с продаж билетов. Про драматургов на окладе, если честно, вообще ничего не слышал.
У драматургов очень много свободного времени. Это и большое благо, потому что ты предоставлен самому себе, и тяжелая ноша и ответственность — потому что ты предоставлен самому себе.
Хотя многие мои знакомые работают на продакшен и получают фиксированную зарплату за определенное количество знаков, которое они написали в течение месяца. Зарплата хорошая — 100-150 тысяч — но писать иногда приходится ерунду, вроде ненавистных ситкомов.
Я иду путем искусства и отказываюсь работать на «нормальных» работах. Но мне даже не хочется куда-то идти — и не то чтобы это осознанное желание. Я просто не знаю, где еще себя применить.
— Сколько в среднем может зарабатывать драматург?
— Я тоже интересовался этим вопросом, когда пришло время обсуждать свой первый гонорар. Я попросил профессионального драматурга, который уже давно пишет для Гоголь-Центра, сориентировать меня. Он мне ответил примерно так:
Егор, если бы дело было 5 лет назад, то ты попросил бы 500 тысяч. Тебе бы сказали, что ты сошел с ума, и заплатили бы 200–300. Но теперь рынок настолько переполнен, что если тебе предлагают 200, то ты соглашаешься — это хорошая нижняя планка для начинающего драматурга.
Другое дело, что верхняя планка может быть любой. Как только у тебя появляется имя, гонорары растут — известные драматурги, как Владимир Сорокин, например, могут получить и миллионные выплаты за один текст.
— Кому, по Вашему мнению, подходит работа драматурга, а кому — нет?
— Это очень индивидуально, да и это дело не сразу начнет приносить хоть какие-то деньги. Думаю, это вопрос желания заниматься драматургией.
Один раз попробовав все это — написать пьесу, поработать над спектаклем и на репетициях — ты не сможешь отказаться от этого. Что-то создавать — очень классно и интересно.
Но именно из этого желания в итоге рождается способность что-то придумать, написать. Даже необходимость. То есть теперь я в таком положении, что я должен что-то придумать. Я хочу.
Поделиться
3
Драматург – специалист, который пишет сценарии, основу для будущего произведения или телевизионной, кинематографической, театральной постановки. Каковы обязанности представителя этой профессии? Насколько она востребована?
Средняя заработная плата: 70000 рублей в месяц
Вы – человек творческий? Умеете писать отличные тексты? Вам нравится создавать что-то новое? Хотите, чтобы о вашей работе говорил весь мир? Если ответ на эти вопросы утвердительный, рассмотрите профессию драматурга. Она очень интересная, но довольно сложная. Чем придется заниматься ее представителю? Драматург – это писатель, который разрабатывает сценарии для телевидения, кинематографа и театра. Расскажем более подробно, что входит в его обязанности.
Содержание
- История
- Описание профессии
- В кино
- На телевидении
- В театре
- Учеба и ЕГЭ
- Основные обязанности
- Знания, навыки и личностные качества
- Оплата труда
- Трудоустройство и карьера
- Востребованность профессии
- Видео по теме
- Комментарии
История
Изначально драматургом называли писателя, который занимался созданием драматических литературных произведений – комедий, трагедий, трагикомедий, мистерий, интермедий, водевилей, драм. Авторами первых пьес этого жанра были древние египтяне. В 6 столетии до нашей эры они готовили постановки к важным мероприятиям – например, похоронам или коронациям фараонов. Интересен факт, что в некоторых случаях такие произведения представляли собой прошения об исцелении от болезней и носили ритуальный характер.
Классиками драматургии считаются древние греки. Наверное, многие слышали имена Эсхила, Софокла, Еврипида и прочих. Они стояли у истоков трагедийного жанра. В основе сюжета их произведений, как правило, были античные мифы.
Жанр драмы присутствует в творчестве многих писателей – начиная от тех, кто жил в эпоху древности, и заканчивая нашими современниками. Среди наиболее талантливых и известных можно назвать Уильяма Шекспира, Мольера, Пьера Корнеля, Жана Расина, Феликса Лопе де Вегу, Николая Гоголя, Льва Толстого, Александра Пушкина, Джорджа Бернарда Шоу, Жана-Поля Сартра, Джона Голсуорси, Максима Горького, Александра Островского. И это лишь малая часть списка знаменитых драматургов.
Описание профессии
Рассмотрим, кто такой драматург сегодня. Как уже упоминалось, он занимается написанием сценариев – полноценных произведений литературы, включающих в себя диалоги, монологи и подробные описания видеоряда. По ним снимают фильмы (художественные, документальные, мультипликационные), а также телевизионные передачи и рекламу. Основой сценария может быть сюжет, написанный драматургом с нуля, или же произведение другого автора, предназначенное для экранизации.
Специалист обычно выбирает для себя какой-то один жанр и концентрируется на нем. Он может работать над мелодрамами, комедиями, масштабными историческими эпопеями, детективами, анимационными фильмами, научно-популярными программами, развлекательными ток-шоу, музыкальными клипами или рекламными роликами. Соответственно, профессия драматурга предполагает трудоустройство в сфере литературы, телевещания и радио, кино, театра, а также СМИ и PR. Остановимся подробнее на тех, кто связал свою деятельность с миром кинематографа, телевидением и театром.
В кино
Первая ступень в создании любого кино – написание сценария. Это своего рода фундамент. На нем впоследствии режиссер выстраивает весь фильм. В задачи драматурга (его также называют сценаристом) входит конструирование событий, выписывание образов персонажей.
Эксперты в области кинематографа утверждают, что существует всего 36 ситуаций драматического характера, которые могут быть основой для сюжета. Любую из них надо показывать посредством интересной истории – с нестандартным взглядом, новыми приемами и неожиданными поворотами событий. Готовые штампы и банальности – главные враги сценариста.
Конечно, не каждый сценарий оригинален. В его основе вполне может лежать литературное произведение или театральная пьеса. Пользуясь уже готовым сюжетом, драматург должен адаптировать его для последующей экранизации. Таким образом, у него появляется достаточно широкое поле для полета творческой мысли и фантазии.
Самое важное и сложное в этой профессии – не допустить банальности. В противном случае фильм обречен на провал. Вторая трудность заключается в передаче драматургом написанного сценария в руки режиссера. Последний редактирует его, тщательно продумывая в отдельности каждую сцену, расписывая ее буквально покадрово. В процессе работы точки зрения этих коллег по цеху могут не совпадать. Сценарист может не соглашаться с режиссерскими коррективами, но его претензии на итоговый результат уже существенно не влияют. В некоторых случаях они работают в творческом тандеме, утверждая все правки вместе. Это идеальный вариант.
На телевидении
Драматурги успешно работают не только в кинематографе, но и на телевидении, ведь сценарий является основой как фильма и сериала, так и телевизионной передачи. Исключением могут быть разве что выпуски новостей – там сюжет диктует сама реальная жизнь.
Итак, работа над любым телепроектом стартует с детального выписывания его сценария. Драматург (зачастую в творческой связке с режиссером и продюсером) создает идею (концепцию). Следующий этап – это разработка сюжета и завязки, а также образов главных героев и второстепенных персонажей. Здесь очень важно максимально подробно, до мелочей, расписать их характеры. Основная задача каждого из них – заставить зрителя сопереживать всему происходящему на экране, подтолкнуть к желанию примерить историю на собственную жизнь. Для ток-шоу сценарист выбирает его тему, намечает, в какой момент и в какой очередности должны появляться в студии герои, подготавливает перечень вопросов и так далее.
В театре
Главной обязанностью театрального драматурга является написание пьес, предназначенных для постановок. Сложности в его работе точно такие же, что и у коллег из мира кино и телевидения. Правда, одно отличие все же есть. Если пьеса написана талантливо, а поставленный по ней спектакль обрел головокружительный успех, его могут ставить многократно, да еще и во множестве театров одновременно.
Театральная постановка, как, впрочем, и театр в целом, – это живой организм. Она никогда не бывает абсолютно одинаковой. Даже будучи представленной на одной сцене одними и теми же актерами. Каждый следующий раз отличается от предыдущего, ведь артисты постоянно привносят что-то новое – взгляд, движение, эмоцию. Кроме того, некоторые акценты может менять режиссер, а в определенных случаях – драматург.
Учеба и ЕГЭ
Для того чтобы стать сценаристом, наличие диплома вовсе не обязательное условие. Главное – талант. Правда, высшее образование будет преимуществом и существенно облегчит подъем по карьерной лестнице. Если вы хотите посвятить себя драматургии в театре или кинематографе, вуз должен быть соответствующим (к примеру, ГИТИС или ВГИК).
Получить эту профессию можно в ряде высших учебных заведений России. Приведем несколько в качестве примера:
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Сценарно-киноведческий факультет.
- Институт кино и телевидения (ГИТР). Сценарный факультет.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
- Московский госинститут культуры. Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
- Российский гуманитарный госуниверситет. Институт филологии и истории.
- Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Филологический факультет.
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации.
Для поступления абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Кроме того, в вузах предусмотрен творческий конкурс.
Основные обязанности
Драматург участвует в создании проектов в сфере кинематографа, телевидения, литературы, театра и PR. Несмотря на такое разнообразие мест трудоустройства, основной перечень его обязанностей выглядит так:
- Разрабатывать идеи фильмов и театральных представлений, концепции различных мероприятий.
- Формировать и готовить соответствующий контент (детальные описания и пояснения, подсказки, подводки, задания и так далее).
- Создавать сценарии для видеороликов.
- Писать пресс-релизы и статьи рекламного характера.
Непосредственное участие в съемочном процессе и активная работа в ходе создания кинофильма, телесериала или любого другого продукта предполагает целый ряд дополнительных задач, которыми должен заниматься сценарист. О них мы говорили выше.
Знания, навыки и личностные качества
Сценаристу следует твердо знать законы драматургии. Но одной теории мало. Он еще должен уметь ими пользоваться. Кроме того, ему надо хорошо разбираться в особенностях кинематографического и телевизионного производства, а также в психологии.
Работая над сценарием о малознакомой сфере жизни, он обязан собрать о ней максимальное количество информации. Для этого ему потребуются такие личностные качества:
- креативность;
- любознательность;
- ясность мышления;
- коммуникабельность;
- ответственность;
- творческий подход к решению задач;
- умение работать в команде.
Драматургу нужен широкий кругозор, неподдельный интерес к людям в частности и к миру в целом. Чтобы написание сценария шло быстро и гладко, а конечный продукт всегда получался качественным, он должен обладать писательским талантом, внимательностью к деталям, усидчивостью, а также быть нацеленным на результат.
Оплата труда
Новички, которые делают первые шаги в этой профессии, зарабатывают порядка 25 тысяч – 35 тысяч рублей. Опытные драматурги могут рассчитывать на суммы, превышающие 50 тысяч рублей. На уровень зарплаты влияют наличие опыта, масштаб проекта и знаменитость его автора.
За один эпизод сериала сценарист может получать от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Соответственно, готовый продукт целиком будет оценен примерно в миллион рублей. Что касается заработной платы театрального драматурга, она обычно состоит из оговоренной «ставки» и определенного процента от реализации билетов (как правило – от 1,8 % до 11 %).
Трудоустройство и карьера
Драматурги чаще всего устраиваются на работу в киностудии, IT-компании, на телевидение, в профильные коммерческие фирмы. Некоторые идут во фриланс и работают на себя.
Продвижение по карьерной лестнице зависит от мощности творческого потенциала сценариста, а также от той сферы деятельности, где он работает. Рост в основном выглядит как переход на более известную студию или фирму. Кроме того, успех постановки приносит драматургу не только хороший гонорар, но и узнаваемость и признание зрителей, а это шанс подняться еще выше.
Востребованность профессии
Драматурги (они же – сценаристы) нужны телеканалам и продакшнам (так называют студии, где производятся творческие проекты для кинематографа и телевидения). Последние оплачивают труд представителя этой профессии немного выше. Зато на каналах работа отличается стабильностью. Даже если шоу или сезон какой-либо программы подходит к концу, хорошего специалиста тут же позовут в новый проект.
Сегодня спрос на сценаристов остается высоким. На телевидении понимают, что талантливых профессионалов – единицы. Новые каналы и продакшны растут как грибы после дождя. А ведь выпускнику творческого вуза надо еще хотя бы 2-3 года поработать, чтобы обзавестись опытом. Конечно, можно нанять специалиста-иностранца. Но это очень дорого. Кроме того, на телеканалы больше не выстраиваются километровые очереди из страстно желающих попасть на экран. У людей есть огромный выбор, где можно применить свой талант. Дальновидный руководитель стремится обеспечить сотруднику максимальный комфорт. Основной мотив: если сценарист уволится, будет крайне сложно отыскать кого-то на замену и обучить его.
Некоторые до сих пор считают, что работа на ТВ – это настоящая гонка на выживание. Это не совсем правильное утверждение, ведь каналы предлагают разные условия сотрудничества. Соответственно, всегда можно выбрать оптимальные для себя. Тем более несколько лет назад телевидение сделало в своем развитии значительный скачок. Если раньше на многих каналах транслировались новости и купленные сериалы, то сегодня эфир изобилует интересными шоу различных форматов.
Квалифицированных специалистов ценят очень высоко. Они получают не только приличные гонорары, но и известность. И это – отличная мотивация выбора такой профессии.
Автор: Юлия Заблоцкая
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия драматург подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Признайтесь: у вас есть в столе написанная пьеса? Какова её судьба? Вы показывали её друзьям и посылали в театры? Друзья говорят, что пьеса – супер, а из театров нет никакого ответа?
Если это про вас, тогда вам – к нам, в мастерскую Дмитрия Данилова, драматурга, который знает всё про то, как проснуться знаменитым..
И его курс как раз о том, «как стать востребованным в театре».
И о том, как получить реальный шанс и увидеть свою пьесу на сцене.
Не верите? Зря. Это правда: актёры Театра.doc прочитают три пьесы выпускников мастерской, доработанные в процессе мастерской – в «DOC на острове» в присутствии зрителей. Своеобразный фестиваль творческих «карантинных» работ уже запланирован и ждёт своего часа.
А ещё в Мастерской «Как стать востребованным драматургом» будет много доброжелательного общения, прокачки навыков, «разбора полётов», лайфхаков, фишек и рекомендаций – от мастера, который считается «баловнем и счастливчиком» в драматургии. Хотя будем честны: удачливость Данилова – не случайная. У него явно есть некий секрет (или амулет 😊, который помогает ему. И он готов этим секретом с вами поделиться.
Мастерская «Как стать востребованным драматургом» Дмитрия Данилова начинает свою работу 25 мая в 19:00 по московскому времени.
Читайте подробности на сайте Театра.doc Дмитрий Данилов – Писатель, драматург, поэт. Автор восьми книг прозы, пяти книг стихов и шести пьес.
Родился и живет в Москве.
Лауреат премии Андрея Белого (2019, в номинации «проза»).
За пьесу «Человек из Подольска» получил Премии «Золотая маска» (2018, в номинации «За лучшую работу драматурга»), конкурсов драматургии «Ремарка» (2017), «Кульминация» (2017).
Его тексты переводились на английский, итальянский, нидерландский, венгерский, сербский языки, издавались в Европе и США.
Краткая история профессии
Первый писатель драматург в России — А. П. Сумароков. Он является одним из представителей классической русской драматургии XVIII века. Автор придавал своим произведениям жизненности за счет высмеивания традиций прошлого.
Но до Сумарокова, драматургические произведения создавались еще в VI веке до нашей эры древними египтянами. Они устраивали постановки к похоронам фараонов. Но такие произведения были привязаны к ритуальным обрядам.
Известные драматурги — это У. Шекспир, П. Корнель, Н. Гоголь, А. Пушкин, Л. Толстой. И на этих именах список не заканчивается. В советское время список пополнился В. Розовым с его пьесой «В добрый час» и другими…
Деятельность драматургов связана с написанием драматических произведений для пьес, театра, кинематографа, а иногда и для телепередач.
Люди с образованием драматурга должны обладать большим жизненным опытом, потому как им требуется четко представлять в голове различные ситуации и отражать их на бумаге. Драматург должен зацепить зрителя эмоциями и переживаниями героев своего творения.
Характеристика современной драматургии
Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.
Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.
Определение «драматургировать» значит, что человек искажает простые или хорошие события в негативные. Таким термином часто характеризуют многих писателей-драматургов.
Профессиональные обязанности
Драматурги пишут сценарии для фильмов, телевидения, театральных постановок.
Каждый фильм начинается со сценария. После режиссер читает его, прикидывает события картины, образы и характеры героев. Работа драматурга в киноиндустрии очень востребована. Главный критерий для сценария — оригинальный сюжет, иногда он может быть сложным. Такие картины больше всего ценятся в индустрии. Иногда работа сценариста и режиссера совместная.
Талантливые авторы нужны и на ТВ. Необходимо продумывать порядок действий и слов для новостных, развлекательных программ. Часто драматургов приглашают в качестве сценаристов для сериалов. Это довольно стабильная работа с хорошим заработком.
Театральные драматурги в современности все чаще остаются без работы. Качественные пьесы могут ставиться несколько раз, во многих театрах.
Преимущества и недостатки
Для того чтобы стать сценаристом, необходимо иметь талант. Образование в профессии сценариста — это необязательное условие. Но оно будет давать преимущество при выборе кандидатов на должность сценариста. Наличие диплома о высшем образовании также позволяет быстрее подняться по карьерной лестнице.
В Москве и других городах России существует несколько учебных заведений со специальностью драматургия. Для поступления необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, иногда творческий экзамен.
Перед выбором основной специальности рекомендуется рассмотреть ее плюсы и минусы. К преимуществам профессии драматурга относятся:
- самовыражение;
- практически всегда свободный график;
- свобода в творчестве;
- нет привязанности к определенному месту работы: можно писать даже в путешествиях;
- признание и популярность в случае успеха;
- за удачный сценарий предусмотрены большие гонорары.
Профессия относится к творческим и поэтому подходит не каждому. Драматурги часто посещают психологов из-за непостоянства в работе. Недостатки специальности:
- не всегда есть творческое вдохновение;
- у некоторых драматургов иногда отмечается зависимость от алкоголя, потребления табака, наркотических и психотропных веществ;
- частые депрессии и перепады настроения: творческие люди подвержены постоянным изменениям, ранимости, поэтому в случае неудач они впадают в уныние;
- отсутствие стабильного заработка;
- большая конкуренция на должность.
У сценариста большой выбор мест для трудоустройства. Но конкуренция на вакантное место большая. В обязанности специалиста входят:
- разработка идей для фильмов, театральных постановок, различных мероприятий;
- формирование и подготовка необходимого контента;
- создание сценариев для видео;
- написание рекламных статей или материала для журналов.
Иногда сценаристы принимают участие в создании фильмов, сериалов, на ходу разрабатывают новые действия для героев.
Задачи драматурга-сценариста
Планирование действий и характера персонажей в фильме — самая важная часть в произведении, а сценарий создает основу для картины. Невозможно снять фильм, сериал или поставить пьесу в театре без сценариста. Задачи сценария:
- Постановка основной идеи и правильное ее донесение до зрителя.
- Помощь для режиссера в координировании всей работы.
- Определение ресурсов для картины.
- Сценарий показывает план действия произведения.
Для больших картин, как правило, нанимаются уже готовые и сработанные команды, состоящие из режиссера, сценариста, оператора, звукооператора. Они проще и быстрее остальных способны снять картину с интересным сюжетом.
После написания сценария режиссер внимательно читает его. Текст содержит информацию о героях произведения, местах действия картины, диалогах. Режиссер представляет сцены действий в голове и оценивает вероятность их использования. При прочтении сценария он также должен видеть общую картину развития событий. При нескладности некоторых действий режиссер меняет части текста, а иногда и вовсе просит сценариста переделать его.
Перед написанием сценария режиссер встречается со съемочной группой и обговаривает общую картину фильма, сериала, ее суть. Сценаристу будет предложен эскиз, на основе которого необходимо написать работу. Он должен думать и представлять, что хочет режиссер сказать своим произведением.
После написания основного сценария и его утверждения режиссер разрабатывает свой расширенный план, в котором описан тип каждого кадра. В нем также может быть список вопросов и поручений к съемочной группе.
Для некоторых картин готовят длинные и сложные сценарии. Чтобы его упростить, используют аббревиатуры, которыми пользуются сценаристы.
На этапе, когда готова основная идея, она должна быть преобразована в простую и понятную каждому зрителю конструкцию. Именно таким правилом пользуются сценаристы фильмов, сериалов, театральных постановок.
Без сценариста невозможно создать картины для телевидения, кинотеатров и театров. У него одна из главнейших ролей в съемке произведения. В паре с режиссером сценаристы могут создать интересную картину с глубоким смыслом.
Кому подходит работа
Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:
- Креативность.
- Яркое мышление.
- Коммуникабельность.
- Литературный талант.
- Уметь нестандартно мыслить и видеть ситуации с разных сторон.
- Способность к работе в команде.
- Богатый жизненный опыт.
- Быстрое обучение.
- Высокий интеллект.
- Активная жизненная позиция.
- Внимательность.
- Усидчивость.
- Упорство.
- Уметь разбираться в психологии людей.
- Умение использовать чужой опыт.
Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.
Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.
Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.
Профессия Драматург (сценарист) в России
Перспективная
Драматург (сценарист) – это творческий работник, литератор, который создает литературные произведения – пьесы, выступающие в качестве сценариев для театральных постановок и кинематографических произведений. Он пишет драматургические произведения на различные социальные и иные темы и сотрудничает с различными театральными коллективами, киностудиями, продюсерскими центрами, телекомпаниями и т.д.. На основе его произведений создаются спектакли и театрализованные представления, а также снимаются художественные фильмы. Произведения талантливого драматурга (сценариста) могут издаваться в виде отдельных книг и сборников.
О профессии Драматурга (сценариста)
Зарплаты: сколько получает Драматург (сценарист)*
Начинающий: 20000 ₽ в месяц
Опытный: 45000 ₽ в месяц
Профессионал: 250000 ₽ в месяц
* – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
Современное театральное и кинематографическое искусство во многом коммерциализированы, это достаточно динамичный вид бизнеса. Поэтому киносъемочный процесс и театральная деятельность требуют постоянного написания новых сценариев. Талантливый драматург (сценарист) очень истребован в своей сфере. Ему постоянно поступают заказы на новые произведения, он тесно сотрудничает с крупными театрами и киностудиями. Однако востребованность таких писателей во многом зависит от его таланта и популярности, часто от творческой конъюнктуры. В этой профессии трудно гарантировать постоянный успех. В профессии существует высокая конкуренция, постоянно приходится доказывать свой драматургический талант.
Для кого подходит профессия
Работа драматурга (сценариста) тесно переплетается с литературной деятельностью. При этом его произведения, помимо художественной ценности, должны быть адаптированы к экранизации или театрализованному представлению. Здесь важно обладать писательским талантом, уметь создавать интересные и поучительные произведения и знать технологию кинопроизводства. Профессию можно рекомендовать тем, кто:
- Любит литературу и искусство в целом;
- Имеет литературный талант, способен создавать интересные произведения;
- Обладает большим словарным запасом;
- Имеет твердую жизненную позицию и набор нравственных приоритетов.
Карьера
Как и любая творческая деятельность, успешная работа драматурга (сценариста) определяется его талантом, целеустремлённостью и отчасти везением. В этой профессии достаточно трудно гарантировать успех и стабильный карьерный рост. Творчество многих драматургов остается неоцененным. Профессия не имеет поступательного развития. Некоторые драматурги (сценаристы) создают одно-два удачных произведения, а затем может наступить творческий спад. Стабильная карьера и успех не гарантированы.
Обязанности
Конечной целью для любого драматурга (сценариста) является написание глубокого и интересного сценария или пьесы. Каких-либо иных профессиональных обязанностей не предусматривается. При этом работа драматурга включает в себя:
- Проработку образов героев и сюжета сценария;
- Адаптацию своего произведения для экранизации, учет особенностей создания кинофильма или театральной постановки при работе с его произведением;
- Переработку классических или современных литературных произведений для их экранизации;
- Творческое взаимодействие с режиссерами и актерами при создании кинофильма.
Оцените профессию:
Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: история МХК русский/литература обществознание
Похожие профессии
-
Science-художник
-
Авангардный (современный) певец
-
Аккомпаниатор
-
Актер
-
PR-менеджер
-
Декоратор
-
Антиквар
-
Аранжировщик
-
Гончар
-
Видеооператор
-
Диктор
-
Звукорежиссер
-
Искусствовед
-
Фотограф
-
Артист хора
-
Актёр драматического театра