«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности.
Как найти работу, если есть проблемы со слухом?
Таких не берут в космонавты?
Дворник, курьер, оператор ЭВМ, низкоквалифицированный рабочий… Еще несколько лет назад, в основном, только такие вакансии были самыми доступными для слабослышащих. Сегодня, благодаря появлению высокотехнологичных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, многое изменилось, а предубеждения остались. Попробуем их перестроить!
Конечно, некоторые объективные ограничения в профессиях имеются. Например, в Росгвардии, МЧС, авиации, профессиональной армии и т. п. глухих не ждут. Спортсмены с тугоухостью соревнуются, в основном, в рамках Паралимпийских игр. Но это, согласитесь, «капля в море» среди безграничных возможностей современного мира.
При нынешнем уровне развития технологий люди даже с высокой степенью тугоухости могут работать наравне со стопроцентно слышащими. Иногда даже с преимуществами. Например, функция прямой передачи звуков позволяет получать информацию с электронных устройств непосредственно в слуховые аппараты без посторонних внешних помех.
По всему миру в тренде «удаленка». С коллегами и клиентами реже требуется общаться голосом. Чтобы понимать друг друга, зачастую достаточно мессенджеров. Хорошо это или плохо – тема другого обсуждения. Для слабослышащих такая тенденция означает рост шансов найти работу, на которую еще недавно их бы не взяли.
Фрилансер и не только
Отнесем сюда современнее профессии, в которых не критично на 100 % слышать своих коллег и клиентов и общаться с ними голосом. В большинстве сфер только приветствуется свободный гибкий график, дистанционка, удаленное общение. Например:
- Копирайтер/Редактор/Корректор/Письменный переводчик/Писатель.
- Верстальщик сайтов и печатной продукции/Дизайнер и создатель макетов.
- Специалист в сфере digital: интернет-маркетолог/SEO-шник/сторисмейкер и проч.
- Программист, тестировщик и представитель других IT-профессий.
«С улицы», конечно, востребованным профессионалом не станешь. Нужно образование, опыт. Но это не препятствие для любого мотивированного человека. Обучаться (это, кстати, тоже можно делать удаленно) и работать совершенно не мешают слуховые аппараты и кохлеарные импланты.
Богдан Скороходов – востребованный графический дизайнер, видеооператор, веб-технолог. По причине 3-й степени тугоухости он носит слуховые аппараты. Кстати, Богдан – муж нашего сурдоакустика из Самары Татьяны Скороходовой. Молодые люди познакомились в медцентре «МастерСлух».
Таксист (работа через агрегатор)
В рамках существующего законодательства слабослышащие водители могут получать права категории «В», правда, с записью «Без права работы по найму». При этом на своих или чужих машинах по доверенности ездить можно.
В реальности, конечно, встречаются слабослышащие водители автобусов и грузовиков.
Официальный и весьма денежный вариант для водителей (особенно в больших городах) – работать таксистом через агрегатор.
Заказчика при вызове система предупреждает, что к нему едет слабослышащий водитель. Если он против, то может отказаться. Но многие, наоборот, считают глухих и немых таксистов идеальными водителями. Ведь они делают свою работу и не пристают к пассажиру. Если словесное общение совсем невозможно, коммуникация осуществляется письменно, через приложение.
Эх, прокачу
Специалист бьюти-индустрии (мастер ногтевого сервиса, парикмахер, визажист, массажист)
Общения в этой сфере, конечно, побольше, чем среди удаленных фрилансеров, как и ответственности. Нужно очень хорошо понимать, что хочет от тебя клиент, ведь все ошибки тут же отразятся на его внешности. Зато маникюр, макияж или укладка волос приносят стабильный и высокий доход. Для получения «корочки» достаточно пройти курсы. Но работать спустя рукава, не получится. Нужно достичь высот, набрать клиентскую базу, хорошие рекомендации. Выходит, зарабатывать большие деньги получится только у тех, кто старается и искренне любит свое дело.
Приятный бонус – многие люди, как и в случае с таксистами, обожают, когда их стригут, красят, делают маникюр или массаж молча.
Сергей Грачев – повар и массажист. Почему бы и не такое сочетание? Обе профессии нужны людям, интересны молодому человеку. У него 4-я степенью тугоухости и кохлеарные импланты.
Строитель-ремонтник
Не простой дворник-грузчик-чернорабочий, а:
- специалист по ремонту квартир;
- укладчик плитки;
- сантехник;
- штукатур-маляр и проч.
Посмотрите в объявлениях или специализированных фирмах, сколько стоят их услуги. Ребята «с руками из нужного места» никогда не будут бедствовать.
Алексей Шевченко (на фото – первый справа) работает руководителем бригады монтажников-высотников. В свободное время бегает марафоны и занимается скалолазанием. Имеет диагноз «нейросенсорная тугоухость», но долгое время даже слуховые аппараты не хотел носить. Сейчас перешел на современные протезы
Среди глухих и слабослышащих пациентов медцентров сети «МастерСлух» много представителей самых разных профессий, от простых и распространенных до редких и очень престижных. Кто-то старается не афишировать свой диагноз. Но многие, наоборот, не скрываются, а собственным примером преодоления трудностей всячески мотивируют окружающих.
Надеемся, что эта статья оказалась полезна и вам, особенно, если вы задумались о смене деятельности или планируете с ребенком, куда поступать. Выход есть всегда – главное, его искать!
В настоящее время проблема трудоустройства инвалидов стоит достаточно остро по всему миру. Многим инвалидам требуются особые условия труда для занятости, а перечень профессий, которые инвалиды могут занимать крайне ограничен, из-за чего многие инвалиды остаются нетрудоустроенными, или работают сами на себя неофициально, что тоже с точки зрения законодательства не хорошо. Ситуация обостряется в период социально – экономической нестабильности, когда многие здоровые люди не могут найти работу по специальности, не говоря уже об инвалидах и в частности, о слабослышащих инвалидах. Слабослышащие инвалиды ограничены в коммуникации со здоровыми людьми, следовательно, перечень профессий для них значительно сокращается, кроме того к ряду профессий слабослышащие просто не имеют доступа по медицинским показаниям, в итоге им остается либо низкоквалифицированная работа, которая является малооплачиваемой, либо слишком мало специализированных рабочих мест. Инвалид оказывается предоставлен сам себе и пытается строить свой бизнес. Девушки уходят в индустрию красоты, а молодые люди в водители, службы такси предоставляют таким людям рабочие места или на заводы на низкооплачиваемые должности [1].
Перед инвалидами существует ряд препятствий для трудоустройства. В том числе и недостаточно эффективная политика государственной поддержки, существование квотных мест для инвалидов лишь номинально и так далее. Инвалид сталкивается со средовым барьером, то есть физической недоступностью места работы, например, колясочники не могут доехать до места работы из-за отсутствия тротуара, низкий профессиональный статус инвалида, часто отсутствие образования: слабослышащему человеку в принципе достаточно тяжело получить высшее образование, особенно гуманитарного толка, ведь полноценно слушать лекции и участвовать в дискуссиях, особенно при острых нарушениях слуха ему достаточно сложно. Инвалиду очень сложно получить опыт работы, поскольку редко какая компания готова предоставлять соответствующие условия, которые сделают труд инвалида возможным. Кроме того, у инвалидов статистически более низкая заработная плата по сравнению со здоровыми работниками, практически вдвое, а учитывая вышеизложенные проблемы, у инвалида отсутствует психологический мотив трудоустройства в целом, ведь часто инвалиды сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей, а также других работников.
Несмотря на п. 3 ст. 37 Конституции РФ о гарантии права на труд каждому гражданину Российской Федерации – инвалиды не могут воспользоваться этим правом из-за вышеперечисленных барьеров, которые мешают инвалиду полноценно интегрироваться в трудовую деятельность. Данная проблема имеет попытки решения в виде квотирования рабочих мест, то есть резервирования определенных рабочих мест для инвалидов, которые должны составлять по закону от 2 до 5% работников на предприятии. В реальности же система квотирования работает достаточно плохо: работодатель слабо заинтересован в реализации таких квотных мест, а инвалидам не предлагаются достойные условия труда, в том числе и заработная плата. В среднем инвалиду с Высшем образованием предлагается заработная плата на 30% ниже, чем здоровому человеку с таким же уровнем квалификации и знаний [3].
Под социальными практиками трудоустройства понимают устойчивый порядок действий, который необходимо совершить инвалиду для успешного трудоустройства на определенное рабочее место. В самом общем виде, в России социальная практика трудоустройства инвалида должна выглядеть следующим образом: постановка на учет в службу занятости населения, предложение вакансий службой занятости населения, в соответствии с уровнем образования и квалификации инвалида, после успешное трудоустройство инвалида на рабочее место с подходящими для него условиями труда. Успешными практиками трудоустройства являются лишь 20% от общего числа, что объясняется низкими заработными платами, дискриминацией и отсутствием должного уровня условий труда. Успешная практика трудоустройства заключается в фактическом трудоустройстве инвалида и его начале трудовой деятельности на рабочем месте.
Основные успешные практики трудоустройства слабослышащих инвалидов это следующие места работы: пошив постельного белья и одежды, ремонт ювелирных изделий, ремонт обуви, ремонт часов, производство картин и рам для зеркал, понятно, что это крайне важные рабочие профессии, которые под силу любому желающему, но рынок труда практически не предлагает рабочих мест для инвалидов с высшим образованием, разумеется человек, который потратил 4 года своего времени некоторое количество сил и средств не пойдет работать на такое место работы.
Создание специализированных предприятий для трудоустройства слабослышащих инвалидов едва ли изменит ситуацию, поскольку европейская практика показывает, что такие предприятия рассматриваются инвалидами в самую последнюю очередь, когда нельзя найти работу на общих основаниях.
Учитывая, что в настоящее время на государственных предприятиях заработные платы невелики, следует предположить, что и на таких спец. Предприятиях не будет достаточной заработной платы для жизнедеятельности инвалида, кроме того, фактическое трудоустройство по ТК РФ отменяет ряд льгот и выплат для инвалидов, что ставит слабослышащего в неудобное положение: теперь он суммарно получает меньше дохода, а при этом еще вынужден работать. Мало того, что крайне сложно получить группу инвалидности, так еще можно лишиться выплат по инвалидности как единственного источника дохода.
Успешные практики трудоустройства осложняются тем фактом, что российское общество не толерантно по отношению к слабослышащим. Многие люди считают инвалидов неполноценными и предвзято к ним относятся, а они являются такими же людьми как и все остальные, отсюда возникает дополнительная необходимость создания социальной рекламы для уважительного отношения к инвалидам [2]. Стоит отметить, что постепенно на государственном уровне в Российской Федерации данный вопрос решается: программа доступная среда позволяет интегрироваться инвалидам в жизнь обычных людей со школьной скамьи инвалид обучается со всеми на равных, приобретает навыки коммуникации и в итоге выходит в общество полноценным его членом.
Успешные практики трудоустройства определенным образом усложняются сегрегацией труда инвалидов, из-за предвзятого отношения к ним инвалиды не имеют доступа к определенным рабочим местам, то есть рабочим местам с высокой заработной платой и высокой квалификацией. При этом можно понять и российских работодателей, ведь их главная цель получение прибыли, а не адаптация инвалидов в обществе, поэтому контроль за практиками трудоустройства инвалидов полностью ложится на государство.
Таким образом, количество успешных социальных практик трудоустройства инвалидов с патологией слуха не является достаточным для решения проблемы безработицы инвалидов, а также для решения задач по успешной интеграции инвалидов в общество. Государству необходимо перенимать зарубежный опыт в адаптации и социализации инвалидов для решения ряда текущих проблем.
Глухие люди чаще всего живут в своем замкнутом мире, не стремясь выйти за его пределы – так комфортнее и безопаснее. Но взаимодействовать с окружением все-таки приходится – общаться, посещать различные инстанции, искать работу и участвовать в общественных делах.
Тимур Дугаров – с детства инвалид по слуху, вырос в многодетной семье, воспитывался в интернате, а сейчас работает, ведет активную общественную жизнь. В 2018 году он создал Молодежную организацию глухих и слабослышащих Тюменской области и помогает инвалидам осваивать компьютер, искать работу и налаживать связи со здоровыми людьми.
До 12 лет делал вид, что слышу нормально
Тимур Дугаров – степной бурят, родился в многодетной семье в поселке Кункур Агинского района Читинской области. С детства привык к работе – помогал родителям пасти коров и овец, сгребал сено, еще мальчишкой освоил разные виды техники – научился управлять трактором, ездил на мотоцикле и «шестерке».
После детского сада Тимур стал часто болеть, перенес разные инфекции, после этого слух у него резко стал снижаться.
– Не могу точно сказать, что повлияло на это – мои недуги или же наследственность, – рассказывает он. – В моей семье есть родственники с нарушениями слуха. Нас, детей, пятеро, я самый старший. Мой брат слышит хорошо, сестренка слухопротезированная, братья-двойняшки – один хорошо слышал с рождения, у другого были проблемы со слухом, но по линии военкомата его вылечили – сделали операцию, он отслужил в армии, сейчас слышит хорошо. Мой отец тоже плохо слышал, но стеснялся носить слуховой аппарат.
Тимур Дугаров
Тимур стыдился своего плохого слуха и в школе до 12 лет делал вид, что слышит нормально. В результате учился на одни тройки, и все думали, что так и надо – просто такие способности у ребенка. Но потом тугоухость скрывать стало невозможно.
– Все поняли, что я плохо слышу, дети обзывали глухим.
Было, конечно, обидно, но со временем я стал больше наблюдать за такими, как я, и понял, что жизнь на этом не заканчивается.
Например, у нас в деревне жил один глухой, но у него были просто золотые руки, поэтому даже мысли не возникало о его неполноценности. И таких людей много, – говорит Тимур.
В интернате мы не чувствовали, что обделены
В 7-м классе родителям Тимура Дугарова предложили отправить мальчика в республиканскую специальную коррекционную школу-интернат в Улан-Удэ. Там училось много земляков и родственников Дугаровых, поэтому и Тимура решили отправить туда же.
– В школе-интернате я узнал, что такое жестовый язык, выучил его за полгода. Мне подобрали слуховой аппарат. Если бы это сделали еще в школе, то, думаю, я там бы и остался и смог бы учиться нормально. Через два года я стал хорошистом, потом отличником. Учиться сразу стало интересно, было стыдно что-то не знать, что ребята уже прошли к моему возрасту. В общем, активно наверстывал упущенное, – вспоминает Тимур Дугаров.
Он до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей и директора школы-интерната за то, что они помогали своим воспитанникам подготовиться к самостоятельной жизни.
– Это были непростые годы – 1997-2000-е, мы все в интернате делали сами – убирали на улице, красили, что-то ремонтировали. Но не чувствовали, что чем-то были обделены. Наверное, дело еще и в нашем директоре – эта женщина оказалась фанатом своего дела, очень старалась, чтобы мы выросли полноценными людьми. Она побуждала нас ходить в кинотеатры, в театры, на оперу и балет. Я помню оперу, мы, дети, конечно, не понимали, зачем мы там, признаюсь, что и баловались, но все равно запомнили эти походы – атмосфера, торжественность, красота. Также активно занимались спортом, участвовали в соревнованиях по волейболу и футболу. Занимали последние места, но главное же – участие. Кроме того, директор приводила к нам священнослужителей, которые рассказывали нам о религии, мы ходили в местные храмы, даже помогали их строить. Это было удивительно, – рассказывает Тимур.
Мы вели обычную студенческую жизнь
По инициативе директора школы-интерната воспитанников также готовили к будущей профессиональной деятельности. Раз в неделю мальчишки ездили на Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод – одну из крупнейших организаций в городе. Там, кстати, говорит Тимур, до сих пор работает много инвалидов по слуху, получают неплохие деньги. Раз в неделю до обеда ребята осваивали различные станки, принимали участие в изготовлении плацкартных железнодорожных вагонов. А девушки в это время обучались парикмахерскому искусству, практиковались на детях из детдомов.
– Мне тоже было интересно парикмахерское дело, но я как-то стеснялся этому обучаться. Еще директор приглашала к нам выпускников школы-интерната, которые достигли чего-то в жизни. Интересно, что еще обучаясь, они плохо говорили, а с нами разговаривали уже хорошо. Объясняли нам, почему надо общаться – чтобы уметь конкурировать в этом мире.
После таких выступлений начинаешь думать о будущем более широко, понимаешь, что за взрослую жизнь надо брать ответственность на себя, – вспоминает Тимур Дугаров.
В интернате воспитанникам раздавали брошюрки с базой учебных заведений, которые принимают выпускников с нарушениями слуха. Так как Тимура увлекло программирование, он решил получить эту профессию и поступил в Новосибирский государственный технический университет.
Тимур Дугаров получил профессию программиста
– В вузе я убедился, какой сильной была наша школа – все ребята поступали на бюджетные места. Одно из интересных наблюдений – наши сурдопереводчики, их было немного, но они умудрялись всем угодить, переводили качественно. А ведь при этом предметы велись сложные – культурология, философия, религиоведение. И это надо было донести до нас максимально доступно! В целом же мы вели обычную студенческую жизнь – жили в общежитии, ходили на дискотеки, сами устраивали мероприятия, концерты, посещали кружки, занимались спортом. Вуз старался многим помогать, особенно ребятам из стран СНГ – оформляли паспорта, проездные, оказывали психологическую поддержку, – говорит Тимур.
Там же он познакомился со своей будущей женой Оксаной, тоже инвалидом по слуху, которая училась в университете создавать керамические изделия. Девушка, белоруска по происхождению, родилась и выросла на Ямале, куда ее родители в 80-е годы отправились по комсомольской путевке строить железную дорогу и там остались жить.
Глухие люди не знают, как искать работу
В ЯНАО Тимур и Оксана поехали жить после окончания обучения. Десять лет назад там у них родилась здоровая, слышащая Лилиана – как говорит Тимур, большеглазая в маму и смуглая в него. С мамой девочка говорит на жестовом языке.
Главе семьи нужно было трудиться и обеспечивать семью. После вуза он долго искал работу, кое-как устроился в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому, где стал специалистом информационно-аналитического направления. Там Тимур получил огромный опыт работы с документами и понял, шутит он, как у нас устроена бюрократия. Оксана стала великолепной швеей – ее ценят за быструю и аккуратную работу.
Тимур с женой
Затем семья решила перебраться в Тюмень. Здесь Тимуру, чтобы обеспечить семью, пришлось работать и продавцом-консультантом, и таксистом, и сторожем-вахтером, а потом он устроился системным администратором. Так что на личном опыте понял, как инвалиду сложно найти работу.
– Когда я работал системным администратором, ко мне начали обращаться глухие люди как к IT-специалисту, – рассказывает он. – Узнавали обо мне по «сарафанному радио», обращались уже не только за компьютерной помощью, но и как к переводчику. Один, другой, третий, и понеслось. Помогал бесплатно – у нас все-таки еще очень развито социальное иждивенчество, наследие Советского Союза, когда люди привыкли получать все просто так.
Тимур обратился в региональное отделение Всероссийского общества глухих и понял, что какой-то работоспособной системы помощи в поиске вакансий инвалидам не существует, специалисты в этом некомпетентны. Он пытался объяснить, что у отделения есть все рычаги, чтобы изменить ситуацию, но потерпел неудачу. Пришлось действовать самому.
– Глухие люди не знают, как искать работу, где смотреть вакансии, как составлять резюме, даже то, что в интернете есть соответствующие сайты по поиску работы, – объясняет Тимур Дугаров. – Это казалось ужасом для меня.
Водил их буквально за ручку, рассказывал, показывал, некоторым удалось найти нормальные места.
Помогал тем, кто понимал мои старания, а тем, кто начинал капризничать, отказывал. Было очень тяжело! Особенно возникало много трудностей с индивидуальной программой реабилитации. В рекомендациях специалисты пишут, что инвалиду нельзя одно, другое, третье, работодатель из-за этого не может взять такого человека на работу. Приходилось договариваться с медико-социальной экспертизой, чтобы переписали ИПР. Именно тогда я понял, что надо как-то обращать внимание общества на проблему трудоустройства инвалидов.
Боялся, что меня не будут воспринимать всерьез
– Я многое предлагал, чтобы облегчить жизнь инвалидам по слуху, даже сделал для общества глухих шаблон сайта, где можно было бы найти работу, но меня не воспринимали серьезно. В 2016 году мне попалась на глаза информация о конкурсе «Моя идея». Я понял, как можно помочь глухим. Узнал, как надо оформиться для участия в конкурсе, и моя идея получила грант, – рассказывает Тимур.
На средства гранта он предложил организовать фотовыставку в Международный день глухих «Беззвучная жизнь в мире профессий». Тимур любит и умеет фотографировать, занимается фото- и видеомонтажом. Он решил снять людей с нарушениями слуха на своих рабочих местах – на заводах, предприятиях, в организациях. Каждый снимок будет сопровождать рассказ о том, какую профессию получил его герой и как ему удалось найти вакансию.
-
Беззвучный мир профессий
-
Беззвучный мир профессий
-
Беззвучный мир профессий
– Я думал, что выставка станет полезной для инвалидов, которые еще не определились с местом работы, не могут решиться на его поиски, не уверены в своих силах. Кроме того, экспозиция должна была показать здоровым людям, на что способны глухие и слабослышащие. Пришлось договариваться со многими работодателями, я звонил им, писал деловые письма, боялся, что меня не будут воспринимать всерьез. Но ошибся – оказалось, меня понимают. Потом сам фотографировал людей на рабочем месте, организовал выставку, которую тоже все восприняли хорошо, – говорит Тимур.
Случайно Тимур Дугаров услышал термин «некоммерческая организация», заинтересовался, стал отслеживать информацию в СМИ, много учился и в 2018 году созрел для того, чтобы создать молодежную организацию глухих и слабослышащих Тюменской области «МОГИСТО».
В этом же году благодаря региональному департаменту информатизации Тимур реализовал другую свою идею в рамках социального проекта по ликвидации компьютерной безграмотности «Расширяя горизонты».
– Мне дали 10 дней компьютерных курсов для слабослышащих, проверили мою компетентность, я прошел аттестацию, получил соответствующий документ, – вспоминает Тимур. – Потом я пригласил 40 человек и за четыре месяца провел для них обучение. Оказалось, это так сложно! После занятий я приходил как выжатый лимон. Приходилось махать руками, объяснять. Забавно, что было сложно научить, особенно пожилых людей, двойному нажатию мышки. Я брал их руку, импровизировал, показывал. За это время мои ученики многое узнали – для кого-то было важно освоить социальные сети, кому-то важен был скайп, для кого-то необходимо было научиться ориентироваться на «Госуслугах», а кто-то хотел просто научиться передавать показания ЖКХ. И все говорили, что обучение должно длиться дольше. Теперь хочу попробовать заявиться на президентский грант с этим проектом. Все возможно, но много бюрократии – нужно же действовать по правилам.
Тимур Дугаров ведет занятие
Сегодня «МОГИСТО» занимается различными проектами – курсы компьютерной грамотности для глухих и слабослышащих, клуб исследования и развития русского жестового языка, форум глухих и слабослышащих, различные фотопроекты.
В Тюменском государственном университете Тимур Дугаров получил диплом менеджера по работе с гетерогенными группами и теперь работает в этом же вузе в Институте педагогики и психологии в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов, учит студентов, как налаживать связи между здоровыми людьми и инвалидами.
Главная проблема – нехватка переводчиков
Еще одна проблема, на которую Тимур Дугаров хочет обратить внимание – низкий уровень грамотности глухих и слабослышащих и слабое развитие русского жестового языка.
– К большому сожалению, у нас в РФ катастрофически не хватает компетентных специалистов для детей с нарушением слуха всех возрастов. В системе образования РФ отсутствует такая дисциплина, как «Русский жестовый язык», и, следовательно, нет таких специалистов. А чтобы все сдвинулось с мертвой точки, необходимо, чтобы глухие и слабослышащие становились педагогами, историками и т.д. Но высшее образование имеет катастрофически малое количество инвалидов по слуху. Вот такой получается порочный круг.
В корне неверно, по мнению Тимура, когда специалисты запрещают слабослышащим осваивать жестовый язык, на самом деле он развивает интеллект человека и его мышление. Прекрасно, что в общественном транспорте появляются бегущие строки для глухих, совершенствуются слуховые аппараты, но главная проблема – нехватка переводчиков жестового языка:
– Представьте, что для глухого человека переводчики жестового языка – единственное связующее звено между обычным миром и миром глухих.
Без него инвалид не может пойти в больницу и объяснить врачу, что ему нужно, походы в различные инстанции, оформление документов превращаются в катастрофу.
Тимур Дугаров
В Тюмени есть организация, оказывающая услуги сурдоперевода, но она одна и очередь на специалистов там очень большая, причем обратиться за помощью бесплатно инвалид может только несколько раз в год. А ведь «выходит в мир» глухой человек намного чаще. Тимуру Дугарову и самому много раз приходилось выступать в роли переводчика. Однажды он отстоял честное имя глухого гражданина в судебном конфликте и даже пел на жестовом языке на «Студенческой весне».
– Людей, знающих жестовый язык, должно быть намного больше. Ведь согласно законодательству, каждая организация должна иметь своего сурдопереводчика. Но когда это произойдет? Поэтому надо самим что-то предпринимать, – считает Тимур.
Слышащих привлечь сложнее – они должны уважать глухих
Мечта Тимура Дугарова – создать медиацентр, что-то вроде коворкинга, куда бы могли приходить глухие люди и общаться, учиться фотографировать, осваивать компьютер. Там можно собирать всех желающих и обучать жестовому языку. А для того, чтобы показать здоровым людям мир глухих, хорошо было бы устраивать мероприятия в абсолютной тишине – например, уроки в классах или собрания чиновников.
Участники форума глухих и слабослышащих «Новый смысл-2018»
– Было бы интересно, как изменится взгляд чиновников на проблемы инвалидов после таких мероприятий, – отмечает Тимур. – У меня был опыт организации Форума для глухих и слабослышащих, и после этого мероприятия я понял, что нужно менять формат общения. Сначала необходимо узнать, что интересует людей, а потом уже проводить что-либо, хоть «Мисс Тишина», «Лучший водитель Тишины», лишь бы это было интересно. Сейчас я в поисках финансирования. Гранты – это тяжелый труд, так что надо придумывать другие варианты – обращаться в крупные организации, фонды, искать независимых филантропов. Глухих тяжело привлечь, а слышащих еще сложнее – они должны уважать глухих, а таких мало.
Тимур с дочерью
И все же, считает Тимур Дугаров, несмотря на трудности, мир начинает меняться – молодежь из числа инвалидов по слуху уже не хочет находиться в замкнутом пространстве и начинает жить полноценно.
Фото из личного архива Тимура Дугарова, с сайта «МОГИСТО»
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Список лучших, актуальных и востребованных профессий для глухих, слабослышащих, людей с нарушением слуха. Какую профессию выбрать, потом куда пойти учиться, чтобы получить необходимую специальность и работу? В этом поможет таблица профессий, выберите по характеру, склонностям.
Тип «человек–техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Любовь к работе с техникой.
- Автослесарь
- Монтажник
- Слесарь по ремонту строительных машин
- Столяр облицовщикплиточник
- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
- Закройщик
- Швея
- Штукатур
- Маляр
- Плотник
- Пекарь
- Повар
- Инженер по землеустройству
- Инженер-конструктор
Дополнительное профессиональное образование или курсы:
- Водитель
- Сборщик зеркал
- Фасовщик
- Упаковщик
- Обойщик мебели
- Слесарь по ремонту швейных машин
Специальности, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством — те, которые предполагают общение и тесное взаимодействие с другими людьми.
- Вожатый для слабослышащих детей
- Воспитатель для слабослышащих детей
- Тренер для слабослышащих детей
- Учитель адаптивной физической культуры
Дополнительное профессиональное образование (курсы):
- Косметолог
- Массажист
Cписок профессий, связанный с живой и неживой природой, ее изучением и охраной.
- Садовод
- Цветовод
- Озеленитель
- Химик
- Зоолог
- Эколог
- Специалист по земельно-имущественным отношениям
- Техник-технолог продукции общественного питания
- Плодоовощевод
Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением изделий по эскизу, образцу. Значимым является эстетическое восприятие окружающего мира, развитый художественный вкус, чувствительность, богатое и развитое воображение
- Дизайн
- Модельер
- Художник-оформитель
- Ландшафтный дизайнер
- Визажист
- Ювелир
- Фотограф
- Кинооператор
- Парикмахер
Дополнительное профессиональное образование (курсы):
- вышивальщица
Тип «человек–техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Любовь к работе с техникой.
- Швея
- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры
- Слесарь
- Слесарь по ремонту автомобилей
- Слесарь по ремонту строительных машин
- Столяр
- Жестянщик
- Облицовщик-плиточник
- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
- Закройщик
- Швея
- Штукатур-маляр
- Плотник
- Пекарь
- Повар
- Технолог мяса и мясных продуктов
Дополнительное профессиональное образование (курсы):
- Часовщик
- Мастер ремонта обуви
- Фасовщик
- Упаковщик
- Обойщик мебели
- Слесарь по ремонту швейных машин
Специальности, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством — те, которые предполагают общение и тесное взаимодействие с другими людьми.
Не рекомендуется.
- Специалист по документационному обеспечению и архивоведению
- Экономист
- Лаборант
- Программист
- Специалист по налогообложению
Дополнительное профессиональное образование (курсы):
- Делопроизводитель
- Инженер по нормированию труда
Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, профилактикой и лечением их заболеваний. Входят и медицинские специальности, а также химия, экология. Представителей этого типа профессий объединяет важное качество – любовь к природе, миру животных и растений, поэтому для них важны знание мира природы, интерес к биологии, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, ответственность, наблюдательность
- Садовод
- Цветовод-декоратор
- Озеленитель
- Зоолог
- Эколог
- Биолог
- Техник-технолог продукции общественного питания
- Плодоовощевод
Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением изделий по эскизу, образцу. Значимым является эстетическое восприятие окружающего мира, развитый художественный вкус, чувствительность, богатое и развитое воображение
- Дизайн
- Модельер
- Художник-оформитель
- Визажист
- Ювелир
- Художественный мастер
- Ландшафтный дизайнер
Дополнительное профессиональное образование (курсы):
- Web-дизайнер
- Мастер маникюра
- Вышивальщица
29.03.2022
- Куда не берут слабослышащих людей?
- Удаленное сотрудничество для слабослышащих людей
- Работа в типографии для слабослышащих
- Слабослышащий человек, как специалист по красоте
- Перечень «классических» профессий для глухих людей
- Как стать строителем с нарушениями слуха?
- Профессия «водитель» для людей с тугоухостью
- Как стать сантехником?
- Как получить хорошую профессию?
Мир не стоит на месте — каждый год мы узнаем о новых востребованных профессиях, которым можно обучиться, чтобы начать карьеру с нуля или изменить призвание. Однако, в сознании людей есть место стереотипам. И физически здоровые люди, и пациенты с патологиями слуха иногда убеждены: для глухих и слабослышащих работников не открываются перспективные профессии.
Еще с советских времен таких безропотных специалистов ждут на позиции дворника, курьера (почтальона), помощника на складе, уборщика или гардеробщика. Но в 21 веке выбор специальностей заметно вырос.
В этой статье мы покажем, что список профессий настолько велик, что человек с нарушениями слуха вполне может интегрироваться в среду, заниматься любимым делом и получать за это достойную оплату.
Куда не берут слабослышащих людей?
Начнем с плохой новости — нельзя сказать, что мир полностью открылся для слабослышащих и глухих людей. Путь в некоторые профессии для них действительно закрыт.
Люди с ограниченными возможностями не могут работать полицейскими, быть пилотами гражданской авиации и служить в Росгвардии. Эти ограничения связаны с тем, что перечисленные профессии нуждаются в физически выносливых и здоровых специалистах. Любые нарушения слуха могут мешать человеку должным образом выполнять возложенные обязанности. Это может повлечь серьезную опасность для населения. При наборе абитуриентов в учебные заведения, готовящие таких специалистов, это обозначено.
Если инвалидам с нарушениями функций слуха хочется быть спортсменами, они могут стать участникам Паралимпийской сборной нашей страны. Их тоже ждет изнурительная подготовка и соревнование в попытках взять золотую медаль.
Однако, иногда слабослышащие люди в профессиональном плане превосходят здоровых специалистов. Например, работники с физическими ограничениями лучше концентрируются на выполнении монотонной работы. Они получают информацию с электронных носителей сразу в слуховой аппарат, поэтому не слышат посторонние шумы. Так им проще расшифровывать интервью и тексты лекций. Поэтому инвалиды с нарушениями слуха могут работать журналистами, которые готовят статьи для периодической прессы, интернет-порталов, специализированных изданий.
Удаленное сотрудничество для слабослышащих людей
Если не удается найти работу в успешной компании, можно стать самозанятым гражданином. Этот официальный статус позволяет человеку получать деньги непосредственно от заказчиков. Он платит налог на профессиональный доход и освобождается от других отчислений государству. Самозанятый человек может брать потребительские кредиты, оформлять ипотеку. Максимальный размер отчислений — 6% от полученной прибыли.
Перечень популярных профессий для удаленной занятости:
- Копирайтер, редактор, переводчик текстов — специалист, который занимается подготовкой публикаций для размещения на сайте. Копирайтер пишет статьи, новости или посты для социальных сетей. Редактор помогает автору оформить текст так, чтобы он был читабельным, интересным и полезным. Переводчик адаптирует немецкие, английские, французские тексты и публикации с других языков для российского читателя.
- Разработчик сайтов, веб-дизайнер, специалист по рекламе — профессионал, который занимается созданием, оформлением, продвижением сайта. Разработчик сайта специализируется на верстке, пишет код для интерфейса, программирует архитектуру страниц, оптимизирует ресурс под разные устройства (ПК, смартфон, планшет). Веб-дизайнер — это специалист, работающий над внешним видом сайта. Его главная цель — чтобы ресурс был красивым и понятным пользователю. Специалист по рекламе позволяет привлечь рекламодателей, которые захотят разместить на сайте банеры или заказные статьи.
- Диджитал — специалист — общее название профессионала, который продвигает товары и услуги в интернете. Сюда относят сторисмейкера — мастера по созданию креативных фото, видео, текстов для размещения в сторис VK. Контент-менеджер — человек, который управляет публикациями от лица бренда. Он получает тексты копирайтеров, составляет график публикаций, дает задания дизайнерам по графическому оформлению постов. SMM – менеджер продвигает бизнес или ИП в соцсетях. Email-маркетолог взаимодействует с аудиторией через рассылки на электронную почту. SEO-специалист оптимизирует сайт под требования поисковиков.
- Тестировщик — специалист, который тестирует продукт или систему, чтобы определить ее ошибки.
- Разработчик мобильных приложений — человек, создающий полезные программы для пользователей смартфонов.
Конечно, представителями этих профессий не рождаются. Однако, человек может получить базовое среднее образование, а потом пройти курсы или марафон в интернете, чтобы обучиться азам профессии и подготовить первое портфолио. Предлагая услуги заказчикам, он наработает опыт и станет хорошим специалистом.
Работа в типографии для слабослышащих
Людей с нарушениями слуха ждут на позициях верстальщика, печатника, технического редактора. Но чтобы занять эти должности, нужно получить среднее специальное образование и потом отучиться в вузе по специальности «печатное дело».
Кем слабослышащие люди могут работать в типографии?
- Верстальщик — это работник, который разбивает цельный текст на остальные страницы для лучшего восприятия информации. Также он соединяет текст и иллюстрации, готовит оригинал-макет для согласования с заказчиком (рекламным агентством, книжным издательством, владельцами печатного издания).
- Печатник изготовляет печатную продукцию. Чтобы преуспеть в этом деле, он должен знать правила работы с офсетной и цифровой печатью. Также эта профессия предполагает, что специалист знаком с разнообразными методами тиражной печати. Он вручную настраивает печатные установки, проверяет и корректирует их работу.
- Технический редактор — это специалист, который связывает типографию и заказчика. Он проверяет использование приемов при создании продукта (книги, буклета, журнала), дает указание работникам типографии, контролирует качество исполнения заказа.
Представители перечисленных профессий больше работают с информацией и оборудованием, чем с другими людьми. Поэтому врожденные или приобретенные нарушения слуха не влияют на выполнение должностных обязанностей. При этом, средняя зарплата специалистов типографии — от 40 000 рублей. Конкретная сумма заработной платы зависит от региона, профессиональных навыков, опыта и других характеристик.
Слабослышащий человек, как специалист по красоте
Бьюти-индустрия открывает двери для профессионалов вне зависимости от физических ограничений. Чтобы приступить к работе в этой сфере, достаточно пройти профильные курсы и получить сертификат об их успешном окончании.
Список профессий в бьюти-индустрии:
- Стилист помогает человеку «нащупать» стиль, подобрав базовый гардероб, форму и стиль прически. Также он может подсказать, что исправить, чтобы поддержать имидж, выбранный для публичных выступлений. Специалист с нарушениями слуха может отправлять рекомендации в текстовом виде.
- Парикмахер стрижет волосы разных типов, чтобы помочь человеку работать над своим образом с помощью прически. Также он придает форму мужской бороде, делает укладки для торжественных событий. Он может получить пожелание от заказчика в сообщении и молча выполнить поставленную задачу.
- Колорист — это мастер, который помогает клиенту подобрать желаемый оттенок волос путем смешивания красок нескольких цветов.
- Мастер ногтевого сервиса — это востребованная профессия на сегодня. И женщины, и мужчины обращаются к нему, чтобы придать ухоженный вид ногтям на руках и ногах.
- Визажист — специалист, который наносит макияж на каждый день или по особому случаю.
Также слабослышащие люди могут заниматься студийной или уличной фотосъемкой, оказывать услуги лазерной эпиляции или шугаринга, помогать с эстетическим уходом за кожей. Однако, если их интересует профессия косметолога, курсов будет недостаточно. Чтобы выполнять бьюти процедуры с глубоким воздействием на кожу, нужно получить медицинское образование.
Перечень «классических» профессий для глухих людей
Если человеку не нравится работать с людьми, оборудованием и информацией, он может выбрать одну из «вечных» профессий — стать строителем, водителем, сантехником, маляром, слесарем. Такие специалисты очень ценятся в строительных компаниях, коммунальных службах или частных фирмах, оказывающих услуги «муж на час». При этом необходимое образование можно получить в училище после 9 класса обязательной средней школы.
Размер дохода будет зависеть от профессионализма работника, полученного опыта, имеющихся навыков. Также повлияет регион (в столице специалистов ценят лучше), сфера занятости (коммунальный сектор или частная компания).
Как стать строителем с нарушениями слуха?
Профессия «строитель» объединяет специалистов разных категорий. Например, бульдозерист помогает сравнять аварийное здание с землей, подготовить место под строительство. Крановщик выполняет высотные работы с помощью подъемного крана. Экскаваторщик задействует спецтехнику, чтобы выкопать котлован под колодец, фундамент, прокладку коммуникаций. Каменщик помогает выложить стену из кирпича.
Специалисты внутренней отделки помогают оформить помещение изнутри. Они наносят штукатурку и краску, делают черновой и чистовой пол, укладывают плитку, монтируют навесной потолок. Дизайнер интерьера продумывает, как сделать красивое и удобное помещение по запросу заказчика.
Заниматься всеми этими процессами могут люди с умеренными нарушениями функций слуха. Они могут работать по четкому ТЗ, не отвлекаясь на посторонний шум, разговоры, другие факторы.
Профессия «водитель» для людей с тугоухостью
Чтобы стать водителем, нужно обучиться в автошколе и сдать экзамен на получение категории. Обычно владельцы водительских прав категории «В» работают в службах такси. При этом некоторые клиенты даже предпочитают водителей с нарушениями слуха, чем здоровых специалистов.
Люди с тугоухостью не совершают звонки, чтобы уточнить местоположение клиента. Также они не отвлекают разговорами о политике, историями из жизни и расспросами. Еще они не включают музыкальные композиции «на любителя» и выпуски новостей за рулем.
Обычно клиенту приходит уведомление о том, что его будет вести водитель с нарушениями слуха. Человек имеет право отказаться, но такие случаи в меньшинстве.
Как стать сантехником?
Сантехника обычно вызываем, чтобы устранить засор или заменить трубопровод. Также этот специалист устанавливает кран в ванной или на кухне, монтирует систему отопления и проверяет ее работу, ухаживает за трубами канализации.
Чтобы стать сантехником, нужно поступить в колледж или училище. Таких специалистов ценят как частные компании, так и коммунальные службы. Размер их заработной платы зависит от разряда, региона проживания, должности.
В целом сотрудники коммунальных служб зарабатывают от 25 000 рублей. Специалисты 4 разряда получают меньший доход, чем сантехники 5 разряда.
Как получить хорошую профессию?
На сегодня есть много самых разных профессий. Большинство из них открыто для инвалидов с нарушениями зрения, речи, слуха.
Чтобы работать удаленно с текстами, иллюстрациями или сайтами, нужно получить базовое образование и пройти профильные курсы. Заработок будет зависеть от опыта, поэтому стоит подготовить портфолио. При этом специалист не обязан сообщать о своей особенности.
Помимо удаленной занятости люди с нарушениями слуха могут попробовать силы в вечных профессиях, уйти в бьюти-индустрию или найти работу в типографии. Главное — не врожденные особенности, а полученные знания и навыки.
Выше всего ценятся IT-специалисты и представители мира диджитал. Но в целом заработок всегда зависит от имеющихся навыков и региона проживания. Не бойтесь начать карьерный путь в выбранной специальности!
Возникли вопросы?
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!