Как найти работу лекция детям

Воспитательное занятие «Я ищу работу, работа ищет меня».

“Труд избавляет человека от трех главных зол:

скуки, порока и нужды”.

Вольтер.

Цель: научить воспитанников находить работу разными способами.

Задачи: 

1. Познакомить воспитанников с доступными способами поиска работы.

2. Развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.

3. Воспитывать партнерские отношения.

Методы: Словесные-опрос, объяснение, беседа; Практические– элементы сюжетно-ролевой игры; Наглядные — использование раздаточных материалов, мультимедийная презентация.

Оборудование: Мультимедийный проектор, поясняющие таблицы, газеты с объявлениями о работе, 3 тематические картинки.

Словарь: соискатель, вакансия, работодатель, кадровое агентство, резюме.

Ход занятия.

– Здравствуйте, ребята! В настоящее время многие из вас являются учащимися выпускных классов, студентами техникумов и многие из вас уже примерно определились со своей будущей профессией.

Итак, представьте себе, что вы уже получили образование и собираетесь устраиваться на работу.

Кто-то из вас уже пробовал искать работу? Как вы это делали?

Каждый человек желает найти хорошую работу. Для этого нужно использовать как можно больше способов поиска работы.

Тема нашего занятия «Я ищу работу». Сегодня мы с вами рассмотрим разные способы поиска работы, узнаем о их достоинствах и недостатках; попробуем поискать работу разными способами, и узнаем, как не попасться на удочку к недобросовестным работодателям.

Словарная работа.

При поиске работы вам встретятся такие слова, давайте определимся с вами что они обозначают.

Работодатель – это физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Т.Е это человек или организация, которая предоставляет работу за определенную плату.

Соискатель – человек, который занимается поиском рабочего места, это человек, который претендует занять свободную вакансию на том или ином предприятии.

Вакансия. (в переводе с латинского – пустующий) – наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник.

РЕЗЮМЕ. Это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

Способы поиска работы. (Достоинства, недостатки)

Какие вы знаете способы поиска работы?

  1. СМИ (газеты, телевидение).

Для кого поиск работы через газету будет эффективен?

Читать газеты, публикующие вакансии, – универсальный способ поиска работы. В них есть работа для всех, но в основном это вакансии рабочих профессий.

Следует покупать разные выпуски газет так как информация постоянно обновляется. Также имеет смысл покупать несколько различных газет, так как там могут разнообразная информация вакансиях.

В газетах можно не только посмотреть объявления о вакансиях, но и:

  • разместить свое мини-резюме (объявление о поиске работы);
  • найти информацию по повышению квалификации или переобучению;
  • прочитать статьи-консультации квалифицированных экспертов по вопросам поиска работы;
  • получить разнообразную справочную информацию.
  1. Интернет ресурсы.

Один из самых популярных на сегодняшний день сайтов для поиска работы – это hh.ru.

На этом сайте каждый человек, претендующий на какую-либо вакансию, должен оставить свое резюме. Ваше резюме будут рассматривать не только те компании, в которые вы подали запрос, но еще и те, которые заинтересуются вашей кандидатурой.

Затем следует найти те предложения, которые заинтересуют вас больше остальных, и откликнуться на них. Такой современный способ поиска работы облегчает задачу как специалистам, так и руководителям.

Но у такого подхода есть не только плюсы, но и минусы.

Личного общения с руководителями или менеджерами вы не получите. Ознакомиться с условиями работы будет возможность только при собеседовании. А ведь часто для людей большую роль играет заработная плата. В объявлении она может быть одной, а на деле совсем другой. И в итоге получается, что человек тратит много времени на собеседования, которые ему совершенно неинтересны.

Но все же плюсы, несомненно, есть. Вас могут заметить те, кому интересна ваша кандидатура. Запрос вы можете получить не только из своего города, но и из соседних областей.

Самостоятельно мониторить работу в большом городе очень сложно. Так что для человека из провинции, благодаря подобным серверам, вполне реально записаться на собеседование в столицу или же в другой крупный город.

  1. Кадровые агентства.

Способы поиска работы через Интернет очень удобные, но не всегда они помогают найти свое место под солнцем. И тогда на помощь приходят агентства.

Такие заведения занимаются тем, что подбирают идеальные кандидатуры на ту или иную вакансию.

Обращаясь за помощью в специализированное бюро, вы точно будете уверены, что та работа, которую вам предложат, не окажется очередной аферой.

Агентства проверяют работодателей и кандидатов. Поэтому вопреки распространенному мнению, одним из способов поиска работы и трудоустройства должно быть агентство. Оно получает свои деньги заслуженно, так как дает гарантии на предоставляемые услуги.

Агентства бывают разными. Одни берут деньги за услуги с людей, ищущих работу. Их называют агентствами по трудоустройству.

Другие просят работодателей компенсировать их расходы по поиску нужного специалиста. Их называют фирмами по подбору персонала.

При работе с агентством сразу поинтересуйтесь платные ли их услуги.

  1. Биржа труда.

Не хотите искать работу самостоятельно, или у вас нет денег, чтобы платить агентству?

Тогда один из способов поиска работы – это биржа труда.

Обращение в центр занятости своего района может стать первым шагом в поиске работы: это значительно сэкономит ваше время. Там не только помогут найти временную или вторую работу, но и могут предложить устроиться на учебу. Также вы сможете получить бесплатную консультацию юриста, психолога, социального работника.

Конечно, встать на нее может не любой желающий, а только тот, кто еще не работал, или же тот, кого уволили. Если вы ушли из компании по собственному желанию, дорога на биржу вам закрыта. Но всех остальных там ждут с распростертыми объятьями.

  1. Ярмарки вакансий.

Если вы перепробовали уже все методы и способы поиска работы, но попытки успехом не увенчались, то можете посетить ярмарки вакансий. Они ежегодно проходят в каждом городе.

На таких мероприятиях можно найти работу по любой специальности. Если вы врач, косметолог, строитель или же библиотекарь, смело идите на ярмарку вакансий.

На подобных мероприятиях можно получить подробную информацию о большинстве крупных и средних городских компаний. У каждого посетителя будет возможность пообщаться с менеджерами или же с руководителями компаний.

Сразу можно будет пройти что-то вроде мини-собеседования. Вы сможете задать любые вопросы и получить вразумительные ответы.

 Не нужно будет долго задерживаться у одного столика. Вы можете обменяться контактами и пообещать прислать резюме.

 Если вы действительно заинтересуетесь какой-либо вакансией, то можете сразу записаться на полноценное собеседование.

  1. Прямое обращение на предприятие (к работодателю).

Стоит рассмотреть и такой метод поиска работы. В крайнем случае можно проехаться по офисам компаний, где вы хотели бы работать и оставить там свое резюме. Но лучше попасть на собеседование к руководителю или кадровому инспектору и представить свою кандидатуру в лучшем свете.

Если вы получили приглашение на собеседование, то несколько следующих советов можете взять на заметку:

•        Возьмите с собой все документы, которые могут понадобиться, а также ручку и чистую бумагу;

•        Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой вы можете написать свою фамилию и телефон, по которой с вами можно связаться;

•        Перед собеседованием хорошо выспитесь;

•        Ваша одежда должна выглядеть так, как принято в организации, в которую вы идете, а если вы этого не знаете, ваша одежда должна быть достаточно официальной, но не броской, без экстремальных аксессуаров;

•        Не забудьте про вежливость, говорите спокойным тоном, будьте внимательны.

  • Во время собеседования вы должны убедить работодателя в том, вы нужны данной, конкретной организации и доказать почему именно вы.

Именно собеседование является хорошей возможностью показать свои самые лучшие качества.

  1. Знакомства и рекомендации.

Один из способов поиска работы – это трудоустройство через связи.

В нашей стране люди часто устраиваются на работу таким образом. Если у вас есть кто-то из знакомых в администрации, на бирже труда или же в какой-то крупной компании, то смело обращайтесь к нему. Стесняться тут не стоит.

Человеку не составит труда найти вам подходящее место, а вам оно будет нужно.

Думаете, у вас нет связей? Они есть у каждого. Взрослый человек, который отучился в школе и в вузе, может найти знакомых через знакомых. Поговорите со своими друзьями и одноклассниками.

Возможно, у кого-то из их знакомых есть место, которое для вас смогут придержать. Не бойтесь обратиться к своим учителям или наставникам. Студенты не всегда могут найти хорошее место без опыта работы, а преподаватели могут помочь им решить проблему. Вспомните про своих коллег или друзей.

Почему такой способ трудоустройства работает лучше других? Знакомые знают вас и в курсе того, что вы компетентный специалист. Именно так вы и будете представлены руководству фирмы. И когда у директора предприятия будет возможность взять проверенного человека или же искать кого-то, кто может не подойти, то он сделает выбор в пользу вас.

Практическая работа №1

Работа с материалами объявлений о вакансиях.

1. группа ищет по объявлениям в газетах. Рабочие профессии: каменщик, повар, автомеханник, столяр, автослесарь, маляр-штукатур, ветеринар, лесник, врач,

2 группа ищет по интернет сайтам. По г Назарово, Красноярску.

 Студенты ищут вакансии по своей специальности!!!

Вакансии

Требование

к

соискателю

Опыт работы

Условия

Зарплата

Контакты

Количество вакансий

в Назарово

Вывод: лучше не пользоваться услугами таких объявлений, потому что рискуем попасть в ситуацию, которая может угрожать жизни и здоровью.

8 ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ПОИСКА РАБОТЫ

Как вы понимаете данные высказывания?

  1. Никто вам ничего не должен, за получение работы нужно бороться.
  2. Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела.
  3. Чем больше времени вы потратите на определение своих возможностей, тем выше ваши шансы.
  4. Стремитесь к той работе, которую вы больше всего хотите.
  5. Чем больше людей знают, какую вы хотите работу, тем лучше.
  6. Работодатель стремится нанимать победителя- преподносите себя как подарок судьбы.
  7. Занимайтесь поиском нового места работы 40 и более часов в неделю.
  8. Вы можете получить сотни отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи, рано или поздно вы добьетесь успеха.

Существуют следующие трудности поиска работы (слайд):

Обычно тем, кто долгое время безуспешно ищет работу, рекомендуют проанализировать главные причины, мешающие ее получить, и принять для себя решение: устранить их или обойти.

  • отсутствие вакансий.
  • недостаточный уровень профессиональной квалификации.
  • отсутствие достаточного опыта.
  • возраст.
  • здоровье.
  • пониженная самооценка
  • психологическая замкнутость.

Знание своих сильных сторон, которыми вы обладаете, которые востребованы и ценятся на рынке рабочей силы, позволит вам не только укрепить уверенность в себе, но и умело «подать себя» работодателю, произвести на него благоприятное впечатление.

Осознавая свои сильные стороны, вы снимаете психологические ограничения к поиску вариантов трудоустройства, преодолеваете неуверенность в себе.

Предлагаю вам принять участие в игровой ситуации, связанной с трудоустройством.

Продолжите фразу:

  • Я ищу работу и начну с.написания резюме, поиска и подачи обьявления, посещения службы занятости, посещения ярмарок вакансий.
  • Чтобы меня взяли на работу, надо произвести впечатление человека воспитанного, грамотного, образованного, профессионала
  • Если меня берут на желаемую работу только при условии, что я оплачу курс дополнительного обучения, то я  откажусь …
  • Во время беседы с работодателем я буду говорить о своих достоинствах, способностях
  • В объявлении о приеме на работу я обращу внимание, прежде всего на  требования, условия работы, зарплату.
  • Если мне отказали в приеме на работу я …не расстроюсь и продолжу поиск работы.
  • Если меня полностью устраивает предлагаемая работа, но родители или близкий человек категорически против …попытаюсь убедить родственников в правильном выборе.

На этом наше занятие заканчивается. Надеюсь, что вы узнали много полезного и это поможет в дальнейшем преодолеть все трудности при поиске работы.

Желаю вам смело и уверенно шагать по жизни. Ставить цели, добиваться их. Преодолевать препятствия, возникающие на вашем пути. Быть счастливыми и успешными.

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение

 “Краснореченская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат”

(КГОБУ Краснореченская КШИ)

 с. Краснореченский, г.Дальнегорск, Приморский край

Классный час для учащихся 9 класса коррекционной школы
VIII вида

Как найти работу

Классный
руководитель:  Воронцова Т.Л.

Цель:  формирование
экономических знаний у учащихся.

Задачи:

         
Знакомство  учащихся со способами получения информации о вакантных
рабочих местах.

         
Обучение действиям и путям поиска работы

         
Подготовка к встрече с работодателем

         
Развитие  умения вести деловые переговоры

         
Обучение  составлению резюме

Оборудование:  Занятие
разработано в программе EasiTeach для интерактивной доски TRIUMPH

                            
BOARD

Ход урока

  1. Ситуация на рынке труда в наше время меняется
    очень быстро. Проблема поиска работы в нашей стране ещё никогда не стояла
    так остро. Она волнует значительную часть трудоспособного населения, в том
    числе подростков, которые заканчивают школу. Найти хорошую работу не
    просто. И всё же есть способы, с помощью которых можно правильно оценить
    себя и свои возможности и найти подходящую работу.
  1. Давайте попробуем определиться, где можно найти
    работу?
Объявления в газетах, сети Интернет,Знакомые, друзья, родственники,Объявления по радио, телевидению,Поиск работы,Стучись в каждую дверь,Выставки, ярмарки вакансий,Служба занятости

  1. Проанализируем, как правильно читать объявления
    (в смысле, подходит оно вам или нет)

         
Ищем название работы, но должны подумать:

         
Какие навыки у меня есть для этой работы?

         
Какое образование требуется для этой работы?

         
Есть ли у меня опыт работы?

         
Какие возможности открывает эта работа?

         
Что нужно знать об этой работе?

  1. Практическая работа

Возьмите газеты с объявлениями о рабочих местах. Просмотрите
объявления, отберите несколько привлекательных и соответствующих вашим
интересам.

Расскажите нам о своём выборе (на доске появляется список
профессий, которые нашли учащиеся по объявлению)

  1. Представьте, что вы нашли необходимое объявление
    о приёме на работу.

Какие ваши действия дальше? (например: позвоню по телефону и
уточню, верно ли я понял объявление и каковы мои шансы быть принятым на
работу?)

А как вы думаете, нужно готовиться к этому телефонному звонку?

  1. Упражнение «Телефонный звонок»

Необходимо
тщательно подготовиться к телефонному звонку.

(На
доске объявление о приёме на работу и список вопросов, которые может задать
работодатель)
Объявление
Фирме «Строймастер» требуются:
Подсобные рабочие
Столяры, каменщики
Программисты
Секретарь – референт
Бухгалтер
Водители
Звонить телефон 88 -66-54

Возможные
вопросы работодателя:

         
Какой вакансией интересуетесь?

         
Вы занимались работой такого рода раньше?

         
Какое у вас образование?

         
Сколько вам лет?

         
Сообщите ваше имя и адрес

         
Вы приглашаетесь завтра на собеседование в 10.00

  1. Упражнение «Работодатель –
    безработный»

  
Сейчас попробуем потренироваться задавать вопросы и отвечать на них. Разбейтесь
на пары: один – работодатель, другой – безработный.  Между вами должен
состояться деловой диалог.

  
А теперь несколько пар выйдут к доске и покажут всем, как должна складываться
беседа работодателя и претендента на рабочую вакансию.

 
Вывод: к телефонному звонку нужно готовиться.

  1. Упражнение «Самореклама»

А теперь
представим, что наступило завтра, 10.00.  Вы уже подумали, о чём будете
говорить на собеседовании?

Вы должны научиться
правильно себя подать, прорекламировать. Ведь от этого может зависеть ваше
будущее, поэтому к собеседованию нужно готовиться.

Часто люди не
хотят говорить о своих навыках и сильных сторонах, и в большинстве своём не
любят хвастаться. Однако, очень важно научиться себя рекламировать.

На
доске вопросы:

         
Чем вы больше всего любите заниматься?

         
Что вы умеете?

         
Что вам в себе нравится?

         
Что вы можете предложить работодателю?

         
Какие ваши самые важные достижения?

Помните,
что здесь годятся даже те навыки, которые вы приобрели в разнообразных местах и
при различных ситуациях, просто жизненный опыт, главное – суметь им
воспользоваться.

Попробуйте
себя рекламировать. (учащиеся по одному выходят к доске и рекламируют себя,
используя вопросы)

Вывод: не бойтесь говорить
о своих достижениях и личных качествах. Помните, что любые ваши навыки могут
пригодиться. Например, у вас такое же хобби, как и у работодателя, значит,
будет общий интерес, ему и вам будет легче общаться.

  1. При приёме на работу необходимо написать «Резюме»,
    сейчас многие по Интернету отправляют его работодателю. А вы знаете,
    что это такое?

Вы
должны научиться правильно составлять резюме или автобиографию.

Резюме.Личные данные:
ФИО
Дата и место рождения
Место проживания
Телефон, электронный адрес
Образование
Трудовой опыт
Дополнительные навыки, умения.
Круг интересов
Рекомендации
Ожидаемый уровень оплаты

Критерии
составления резюме:

         
Текст должен быть аккуратным, без ошибок (можно написать на
компьютере)

         
Правильно оформляйте текст (пробелы, поля, абзацы, использование легкого для чтения шрифта, выделение важных мест и подчеркиваний)

         
Будьте краткими (желательно поместить информацию на одном листе)

         
Помните о форме и содержании (должны быть ясные и логичные фразы,
не должно быть сокращений, длинных предложений, используйте глаголы: умею
действовать, анализировать, управлять)

         
Будьте правдивы и точны (излагайте свои мысли точно и понятно,
помните, информация может быть проверена)

         
Не забудьте о ваших наградах и поощрениях, интересах, различных
достижениях

         
Обязательно покажите свое резюме
человеку, которому вы доверяете.

Дети пробуют
написать резюме. Учитель показывает образцы резюме.

  1. Личная беседа, дополняющая резюме.

         Кроме
того, при личной беседе вам могут быть заданы дополнительные вопросы, к ним
нужно быть готовыми.

Примерные вопросы:

         
Что интересует в этой работе?

         
Каковы ваши обычные обязанности?

         
Всегда ли они вас устраивали?

         
Чем вы занимаетесь в свободное время?

         
Что помогает вам добиться успеха?

         
С какими трудностями вам приходилось сталкиваться?

         
Как вы с ними справлялись?

         
Были ли у вас ошибки, разочарования?

         
С какими людьми вам трудно иметь дело на работе?

         
Сколько времени займёт у вас дорога на работу?

         
С чего предлагаете начать работу на новом месте?

         
На какую зарплату рассчитываете?

  1.  Подведение итогов

         
Легко сразу отвечать на такие вопросы?

         
 Как нужно подходить к вопросу о поиске работы?

         
Если вам отказали в нескольких местах, стоит ли отчаиваться и
бросать поиски?

         
Что нужно делать в отношении себя, чтобы найти работу?

Используемая
литература:

      
М.М.Воронина «Школа юного экономиста. Разработки занятий для
младших школьников.

      
Г.А.Сафронова «Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику
И.В.Липсица.

 

Цели:

  • обучающая: дать представление о формах поиска работы;
    познакомить с видами документов, необходимыми для трудоустройства и
    особенностями их оформления; научить учащихся умению правильно вести себя на
    собеседовании;
  • воспитательная: формирование чувства уверенности в себе;
  • развивающая: развитие навыков делового общения.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд –
лекция.

Вид учебной деятельности: групповое, индивидуальное.

Вид контроля: фронтальный опрос, выполнение практических заданий.

Методы обучения: беседа, объяснение, ролевая игра.

Оборудование: ПК, проектор; раздаточный материал – приложения 1,2,3.

Ход занятия

1. Мозговой штурм.

Вопрос учащимся: Какие имеются возможности у подростков для получения работы?
– Учащиеся называют варианты трудоустройства, которые, по их мнению, подходят
для данного возраста. Определить совместно с учащимися, где и как можно найти
работу.

Назвать тему и цели занятия.

2. Объяснение нового материала:

2.1. Формы поиска работы могут быть разнообразными. (Слайд “Формы
поиска работы”)
. Например, личные контакты с фирмами – по газетным
объявлениям, по телефону, через знакомых. Также имеются и другие пути поиска
работы – через специалистов, занимающихся кадровыми проблемами. Это могут
быть центры труда и занятости или кадровые агентства. Безработный может подать и
собственное объявление о поиске работы. Сейчас происходит бурный рост
информационных возможностей Internet в сфере трудоустройства. Лучше
воспользоваться информационно-поисковой системой Rambler. Ёе адрес: http//WWW.rambler.ru
/ (раздел “Работа”). В “Центре труда и занятости” нашего города установлен
информационно-сенсорный терминал, который дает информацию о вакансиях, пособиях,
а также справочную и юридическую. (Слайд “Информационно-сенсорный терминал”.)

Не следует считать, что нестабильность рынка труда характерна только для
нашей страны в силу трудностей нынешнего переходного периода. Изменения идут
повсеместно и нарастающим темпом. Практически ни в одной стране человек не может
быть абсолютно уверен в сохранении имеющейся работы. Трудно даже специалистам
предсказать перспективы развития рынка профессий. Поэтому главное сейчас –
правильный подход к поиску работы и психологический настрой.

2.2. Этапы получения работы. Процесс получения работы можно разбить на
четыре основных этапа, каждый из которых обязателен. (Слайд “Этапы получения
работы”).

Прежде всего, необходимо поставить перед собой определенную реальную цель.
В результате выполнения этого этапа вы должны будете четко представлять, какую
работу и на каких условиях вам следует искать. Правильная формулировка цели –
это уже 25% успеха.

Следующие 25% приходятся на выяснение того, как и где искать нужную Вам
работу, подготовку информации о себе и доведение информации до
потенциальных работодателей. Результатом второго этапа является получение вами
приглашения на собеседование.

Ещё 25% успеха приходится на третий этап, который заключается в
собеседовании
и сопровождающих его испытаниях (например, тестировании)
Результатом этого должно стать полученное вами приглашение на работу.

Четвертый этап, т.е. оставшиеся 25%, включают в себя обсуждение и
заключение
трудового контракта, прохождение испытательного срока и
зачисление в постоянный штат организации. Только после этого можно говорить, что
цель достигнута. Результат этого этапа – действительное получение работы, а не
испытательный срок “на птичьих правах”.

2.3. Как правильно определить цели в поиске работы. Для того чтобы
правильно и реально определить свои цели в поиске работы, вам необходимо знать,
на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования,
какая предполагается оплата труда. Читайте местную и центральную прессу,
смотрите передачи телевидения и слушайте радио, анализируйте объявления и
расспрашивайте знакомых.

При этом нужно быть психологически готовым к вполне возможным неудачам и,
получая очередной отказ, настойчиво предпринимать новые и новые попытки. Если вы
способны к этому, то долго без работы не будете.

Великий изобретатель Эдисон провел около 600 экспериментов с различными
материалами для того, чтобы создать нить накаливания для электрических ламп.
Представьте себя на его месте. Неудача, неудача и опять неудача. И так сотни
раз. Но Эдисон мог правильно воспринимать неудачные попытки и имел достаточный
запас психологической прочности для новых и новых экспериментов. Эдисон стал
известным и богатым человеком. Стойко воспринимайте свои неудачи, извлекайте из
них уроки, запасайтесь терпением и настойчивостью – и вы обязательно добьетесь
успеха.

Определим восемь правил, о которых следует помнить при выборе работы и
поиске рабочего места (Слайд “Восемь правил…”):

  1. Никто Вам ничего не должен, в том числе и дать работу. За получение
    работы нужно бороться.
  2. Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами
    ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке
    труда.
  3. Чем больше времени вы потратите на определение того, чем Вы выделяетесь
    из массы других людей, которые могли бы выполнить ту же работу, тем выше
    Ваши шансы.
  4. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя только из того, что
    доступно. Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую
    больше всего хотите.
  5. Если Вы определили для себя, какую работу ищите, объясните это всем. Чем
    больше глаз и ушей помогает Вам, тем лучше.
  6. Организации стремятся набирать победителей: преподносите себя как
    подарок судьбы их фирмам.
  7. Оставшись без работы, занимайтесь поисками нового места 40 или более
    часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто умеет её упорно искать.
  8. Настройтесь на то, что Вы можете получить сотни отказов. Это нормально.
    При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи и, в
    какой-то из следующих попыток Вы добьетесь успеха.

2.4. Пути достижения успеха на рынке труда. Вы товар на рынке труда.
Товару требуется реклама. Одно из самых мощных средств самомаркетинга на рынке
труда – хорошее резюме, CV (“си-ви”, curriculum vitae –
жизнеописание).
Самая важная цель его написания – воздействие на
работодателя, привлечение внимания к вам в тот момент, когда его читают в первый
раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1–2 минуты. Ваша цель
– добиться того, чтобы читающий захотел с вами встретиться. Помните, что
написанный вами текст определит в какой-то мере стиль и форму предстоящего
собеседования, поскольку собеседник исходит из предложенной вами информации.

Всегда ли нужно составлять резюме? Не всегда – ведь это ваше личное дело. Но,
хорошо составленное резюме полезно, прежде всего, для вас, тем самым Вы
приводите в порядок свое представление о себе как о специалисте и о своих целях
в поиске работы.

Итак, резюме – это текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А-4 и
доводящий до сведения работодателя, почему из всех претендентов на вакантную
должность он должен выбрать именно вас. Резюме должно удовлетворять следующим
требованиям. (Приложение 1.) (Обсуждение
требований с опорой на слайд “Требования к резюме”).

Разъяснение основных блоков резюме, их функциональное и смысловое значение с
опорой на слайд “Резюме (план)”. (Приложение 1.)

Резюме также может включать: краткое описание квалификации и опыта работы;
сведения об общественной деятельности; указание членства в профессиональных
объединениях; упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или
его можно считать серьезным личным достижением); сообщение о военной службе;
указание готовности к разъездам и смене места жительства; указание готовности к
работе с ненормированным рабочим днем; сведения о рекомендациях. (Слайд “…+ к
резюме”.)

Направляя свое резюме потенциальному работодателю или посреднику, желательно
снабдить его сопроводительным письмом. Хорошо составленное письмо привлекает к
вам интерес и является удобной отправной точкой для последующих личных
контактов.

Практическая работа. Составление резюме по образцу (Слайд “Резюме
(образец) Хафизовой А.А.”)
(Приложение 2.)

2.5. Подготовка к встрече с работодателем.

Первым шагом в подготовке к собеседованию является “сбор информации”. Как
можно больше узнайте о фирме или учреждении, в которое вы планируете наниматься.
Если возможно, посетите организацию, и вы увидите, как выглядит офис
организации, как одеты сотрудники. Возможно, все увиденное вам не понравится.
Другим важным компонентом подготовки к собеседованию является правильная
подготовка документов. Какие документы, необходимы при устройстве на работу?
(Опора на слайд.)

Необходимые документы: паспорт, диплом об образовании и трудовая книжка (если
есть), а так же:

  • Заявление на имя директора предприятия с просьбой о принятии на работу.
  • Автобиография, в которой кратко представлена общая информация об
    отдельных этапах жизни кандидата на вакантное место.
  • Копии документов, подтверждающих квалификацию на настоящее время
    (свидетельства об окончании учебных заведений, характеристики от прежних
    работодателей и др.)

Набор документов показывает, чем та или иная кандидатура отличается от
других. Документы молодых начинающих специалистов, которые состоят из
свидетельств об окончании школы, дипломов и стандартных автобиографий, часто
воспринимаются, как “пустые” листы. Поэтому для представителей фирмы важны любые
указания на прохождение производственной практики, работу во время каникул и
иные занятия. Решающим для достижение успеха в поиске работы имеет внешний вид
подаваемых документов.

Поэтому при устройстве на работу необходимо предоставлять аккуратные и хорошо
оформленные документы. Очень важным для создания благоприятного впечатления о
Вас является внешняя привлекательность подаваемых документов.

Как правильно оформлять документы.

(Пояснение с опорой на слайд.)

  1. Представлять только необходимые для приема на работу копии документов
    (за исключением копий свидетельств).
  2. Все копии должны иметь формат А4.
  3. Используйте простую белую бумагу.
  4. Слева и справа страницы оставлять поля по 3–4 см.
  5. Чаще делайте абзацы в тексте.
  6. Заявление должно быть написано чисто и без ошибок.
  7. В документах не должно быть опечаток, подтирок, орфографических ошибок,
    загнутых углов страниц.

Автобиография. Для начальников отдела кадров автобиография является
важнейшим документом, который помогает быстро ознакомиться с кандидатом. И,
основываясь на ней, после личного собеседования получить представление о будущем
сотруднике.

Автобиография.

(Пояснение с опорой на слайд.)

Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Семейное положение:
Профессиональное обучение (образование):
Предыдущие места работы:
Опыт профессиональной деятельности:

При написании автобиографии следует ограничиться кратким изложением.

Во многих учреждениях, при устройстве на работу, требуют от кандидата
заполнить личную анкету. Содержание анкет разных фирм отличаются друг от
друга, а также определяется постоянно меняющимся положением на рынке труда.

Практическая работа. Написание автобиографии (Приложение
2
).

2.6. Собеседование. (Слайд “Собеседование”.) Важным
моментом в любом собеседовании, как человек выглядит, во что он одет, так как
первое впечатление о человеке запоминается надолго. Поэтому следует отнестись
внимательно к своей внешности и тщательно подготовиться к появлению на
собеседовании. Одежда не должна быть броской. Не должно быть небрежности,
кандидат должен быть опрятным и ухоженным.

Следует быть очень пунктуальным. Не должно складываться впечатление о том,
что кандидат очень торопился и пришел “весь в поту”.

Вы должны тщательно спланировать время своей поездки до места собеседования,
и оставить, по крайней мере, 10 минут свободного времени для освоения в новой
обстановке, мысленно сосредоточиться и подготовиться к ответам на ожидаемые
вопросы. Любые оправдания – “автобус сломался”, “не смог найти улицу…” – создают
неблагоприятные впечатление о кандидате. Это следует помнить.

Задача любого собеседования – определить, принесет ли пользу будущее
сотрудничество для обеих сторон. В процессе личной беседы идет активный обмен
информацией. Как работодатель, так и кандидат задают вопросы друг другу, с
помощью которых они пытаются выяснить важные для них моменты.

Чаще всего работодатели задают стандартный перечень вопросов, поэтому для
кандидата важно продумать заранее ответы на “дежурные” вопросы. (Приложение
3.
) (Слайд “Типичные вопросы к кандидату на вакантную должность”.)

При собеседовании должен внимательно выслушать собеседника и ни в коем случае
не прерывать его. Следует помнить, что некоторые руководители говорят неохотно и
много. Кандидат может дополнить их высказывания лишь в тех случаях, когда хочет
дать понять, что вполне знаком с излагаемой проблематикой и уже выполнял
подобные задачи на практике. Дружелюбное отношение кандидата в ходе всего
собеседования являются важной предпосылкой для того, чтобы он произвел на
собеседника приятное впечатление. Ему не следует демонстрировать свое
недовольство, если беседа протекает не так, как он бы того хотел. Такое
поведение ему лишь на пользу.

3. Практическая работа: ролевая игра “Беседа с работодателем”.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

  1. Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками
    с открытыми глазами. 25–30 секунд.
  2. Исходное положение – сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами,
    надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30–40 секунд.
  3. Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводите взгляд с
    дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30–45 секунд.

4. Подведение итогов: Что нового вы узнали? Чему научились? Было ли это
для вас полезным? Что осталось не ясным? не понятным? Что бы вы хотели еще
узнать по пройденной теме?

5. Домашнее задание. Доработать резюме.

Литература.

  1. Технология. Профессиональный успех. 10–11 классы: учеб. Для общеобраз.
    Учреждений / [А.В.Гапоненко и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. –
    6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – с. 134–139.
  2. Образовательная область Технология. Профессиональное самоопределение.
    Учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ “Школа”.2003, с. 71–75.
  3. Методические материалы учебного курса профессиональной ориентации
    учащихся старших классов общеобразовательных школ. Образовательная программа
    “Твое профессиональное призвание”. По заказу Министерства труда и занятости
    РТ, с. 65–82.

Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

технологии поиска работы

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

IV курс

Автор: Зуева Нина Александровна,

преподаватель ГБПОУ «КПТ»

Кизел

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация……………………………………………………………………

План проведения мероприятия……………………………………………

Приложение № 1. Конспект беседы………………………………………

Приложение № 2. Пример сопроводительного письма………………….

3

3

4

9

Аннотация

Методическая разработка предназначена для обучающихся выпускных курсов. Может быть использована как при проведения отдельного классного часа, так и в структуре учебных занятий по дисциплине «Обществознание».

При подготовке к занятию необходимо проанализировать предложения ЦЗН города и подшивки газет за последние 4-5 недель и выделить только необходимые по той или иной специальности/профессии.

ПЛАН

проведения внеклассного мероприятия

«Технологии поиска работы»

в группе ЭЭПП-14/9

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Цель: формирование стратегии карьерного роста по специальности.

Задачи:

расширение знаний о специальности и возможных видах деятельности;

формирование навыков выбора высшего учебного заведения;

характеристика основных этапов построения профессиональной карьеры, функциональных обязанностей.

Форма проведения: беседа с элементами практического занятия.

План проведения:

Вступительное слово классного руководителя.

Беседа со студентами:

Какая работа мне необходима?

Технологии поиска работы.

Заключение.

Оснащение:

компьютер, проектор;

приложение № 1. Конспект беседы.

приложение № 2. Бланки для выполнения заданий.

презентация «Технологии поиска работы»;

газеты объявлений о вакансиях.

Приложение № 1.

Конспект беседы

«Кто никуда не плывет,

для тех не бывает попутного ветра»

Мишель Монтень

Уже совсем скоро вы закончите техникум, и перед каждым из вас встанет проблема поиска работы. Даже если вы решите получить высшее образование, эта проблема встанет перед вами после окончания вуза. Сегодня мы попытаемся разобраться, где и как искать работу, какие методы поиска являются наиболее эффективными.

Вопрос: С чего начать поиск работы? (Студенты предлагают свои варианты ответа).

А начать необходимо с определения того, какая именно работа вам необходима.

Вопрос: А какая работа вам необходима? (Студенты предлагают свои варианты ответа)

Казалось бы, простой вопрос. В действительности же ответить на него не так просто. Работа – это очень общее понятие, которое необходимо максимально конкретизировать. Итак, первое задание.

Задание № 1.

Используя предложенные характеристики, определите, какая именно работа вам необходима. Распределите данные характеристики на две группы – важные и второстепенные в зависимости от степени их важности лично для вас.

Важные характеристики

Второстепенные характеристики

   

Должность (несколько должностей).

Сфера деятельности.

Предприятие/организация:

  1. крупное;

    среднее;

    малое.

Форма собственности предприятия/организации:

частное;

государственное.

Рабочий день:

полный;

неполный.

Возможности карьерного роста:

есть;

нет.

Социальный пакет:

есть;

нет.

Рабочая неделя:

пятидневная;

шестидневная.

Удаленность места работы от места жительства:

далеко;

близко.

(Студенты выполняют задание, обсуждаются его результаты)

Вот теперь вы более точно представляете, какую работу хотите найти. Осталось определиться с методом поиска.

Вопрос: Какие методы поиска работы вы знаете? (Студенты предлагают свои варианты ответа)

Рассмотрим наиболее распространенные способы поиска работы.

Рекрутинговые компании (агентства по подбору персонала)

Немало людей, имеющих опыт работы, обращается сегодня к посредничеству рекрутинговых компаний (кадровых агентств), а также агентств по трудоустройству. Коренное различие этих компаний состоит в том, что рекрутинговые компании за услуги по подбору персонала берут деньги с работодателя, а агентства по трудоустройству – с соискателя. Координаты этих фирм вы можете найти в специализированных изданиях и в Интернете.

Можно просто рассылать свое резюме в кадровые агентства, а можно отреагировать на конкретно объявленную вакансию (либо на сайте самой компании, либо в тех же специализированных изданиях). Такой способ поиска работы подходит тем людям, которые не являются инициаторами по натуре. Кадровые специалисты в большинстве случаев – профессионалы, поэтому их опыту и интуиции можно смело доверять.

Вакансии в специализированных изданиях

Сегодня существует несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них – “Работа для Вас”, “Вакансия”, “Профессия”, “Работа и зарплата” и другие. Диапазон предложений, публикуемых в прессе, весьма широк – как в смысле рода деятельности, так и в плане оплаты труда.

Каждая газета или журнал по трудоустройству обычно имеет удобный рубрикатор, позволяющий выбрать интересующую вас сферу деятельности. Когда вы внимательно прочитаете предложения и выберете то, что вас устраивает, вам останется только позвонить по указанным телефонам и выслать резюме по факсу или электронной почте. Если вы заинтересуете работодателя или кадрового сотрудника, вам обязательно позвонят.

Публикация мини-резюме в специализированных изданиях

Чтобы сведения о вас узнали те, кто нужно, вам нужно будет подъехать в пункт приема объявлений, заплатить небольшую сумму и заполнить бланк мини-резюме. Постарайтесь заплатить сразу за несколько объявлений, чтобы предложения о работе поступали к вам  в течение длительного периода времени, и у вас бы была возможность большего выбора.

Мини-резюме – довольно полезная вещь. Во-первых, отреагировавшие на публикацию работодатели выбирают именно вас, что уже приятно. Во-вторых, само написание краткого резюме помогает грамотно сформулировать и сконцентрировать наиболее емкую информацию о себе. И в третьих, вы сможете сами отследить конкуренцию в вашей сфере деятельности, проанализировав предложения других кандидатов.

Прямое обращение к работодателю

Если вы четко представляете себе, чем хотите заниматься, то этот способ тоже может стать весьма эффективным. В этом случае мы рекомендуем вам раздобыть координаты компаний, занимающихся деятельностью в интересующей вас сфере. Предварительно позвонив, и удостоверившись, что компания действительно расширяется или заинтересована в притоке свежих кадров, можете смело посылать резюме. Оно не останется без внимания, если вы выясните фамилию руководителя отдела персонала, и адресуете свое послание именно ему. Адресность – довольно интеллигентный ход.

Также потенциального работодателя можно встретить на многочисленных выставках, конференциях, презентациях. Личный, ни к чему не обязывающий разговор и вовремя врученная визитка могут буквально творить чудеса.

Поиск работы через Интернет

На сегодняшний день все больше и больше работодателей отдают предпочтение виртуальному способу поиска специалистов – быстрому и практически всегда бесплатному. Помимо того, что вы сами можете оставить свое резюме на любом сайте интересующей вас компании, кадрового агентства или сайте по трудоустройству (здесь все примерно так же, как и при размещении мини-резюме в печатных изданиях), всемирная паутина предложит вам огромное количество вакансий.

Чтобы всегда быть в курсе событий на рынке труда, можно пользоваться любой поисковой системой, где в пункте меню “Работа” вы найдете солидный список сайтов, на которых размещены вакансии.

Прежде всего, это специализированные сайты по поиску работы: www.job.ru , www.headhunter.ru, www.joblist.ru, www.superjob.ru, www.rabota.ru, www.jobs.ru;

Специальные порталы для выпускников: www.career.ru , www.e-graduate.ru;

Отраслевые порталы с разделами «Трудоустройство»: www.banki.ru , www.retailer.ru, www.stroi.ru,

Сайты периодических изданий: www.vacansia.ru (Вакансия), www.rabota.ru (Работа для вас), www.professia.info (Профессия), www.profjob.ru («Деловой Петербург»);

Социальные сообщества – www.vkontakte.ru , www.moikrug.ru, где Вы, в первую очередь, можете найти полезные для себя контакты, а также объявления о вакансиях;

Разделы «Карьера» или «Вакансии» на сайтах компаний-работодателей.

Поиск с помощью знакомых Многие компании ищут персонал «по знакомству». Сообщите о своих намерениях друзьям и знакомым, которые работают в желаемой сфере деятельности – вполне возможно, что-нибудь найдется. Необходимо понимать, что у этого способа есть определенные минусы. Во-первых, количество предложений будет небольшим, если Вам не все равно где и кем начинать, то Вы можете так и не дождаться хорошего предложения. Во-вторых, этот метод более эффективен при поиске работы профессионалами, у которых уже сложилась разветвленная социальная сеть контактов. Наконец, крупные (особенно международные) компании нередко избегают найма «через знакомых». Не стоит полностью полагаться на этот метод поиска.

Приложение № 2.

ПРИМЕР СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА

101943, Светлозаводск,
ул. Светлозаводская, 13, кв. 49
30 августа 2005 г.

Г-ну Иванову Ивану Ивановичу,
Менеджеру по персоналу
Компании “Свет”,
101948, Светлозаводск,
ул. Заводская, 5

Уважаемый г-н Иванов!

От вашего сотрудника, Васильева Василия Васильевича, узнал о том, что в вашей компании есть вакантная должность менеджера по маркетингу. Василий Васильевич в общих чертах ознакомил с тем, в чем заключается эта работа, в результате чего я пришел к выводу, что могу принести значительную пользу вашей компании, работая в этой должности.

В настоящее время являюсь менеджером по маркетингу корпорации XYZ . У меня прекрасные отношения с XYZ, но, учитывая свои профессиональные достижения и сильные стороны, считаю, что мои деловые качества больше соответствуют той атмосфере предпринимательского бизнеса, которая присуща компании “Свет”.

Как будет видно из прилагаемого к этому письму резюме, широкий диапазон маркетинговых функций, которые я выполнял на протяжении всей своей карьеры, вполне соответствует сфере деятельности фирмы “Свет”, осваивающей в последнее время 15 новых регионов. Кроме того, у меня имеется обширный опыт в следующих областях: совместная торгово-промышленная реклама, региональные продвижения продуктов, маркетинговые исследования рынка – т.е. в тех сферах деятельности, которые, как я предполагаю, были бы моими основными должностными обязанностями, если бы я был принят на работу в вашу компанию. Как может подтвердить Василий Васильевич, я чрезвычайно прилежный и преданный работник, хорошо адаптируюсь в любом коллективе.

Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с любым аспектом моей трудовой биографии, можете обращаться ко мне в любое удобное для вас время. С удовольствием приму предложение встретиться с вами и рассказать несколько больше о том, какую пользу, по моему мнению, я мог бы принести вашей фирме.

Чрезвычайно признателен Вам за интерес и внимание, проявленные к моему письму. Надеюсь на ответ на мое предложение.

С уважением,

Петров Петр Петрович

Цели:

-дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

-активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Помочь учащимся осознать понятие «осознанного выбора профессии», из составляющих «хочу», «могу» и «надо».

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 40 мин.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II.Основная часть.

Информационно-практический блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией).

III. Заключительная часть.

Ход урока:

I.Организационный момент. (слайд №1)

(звучит бодрая песня о труде)

Вступительная беседа. (слайд №2)

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться» (Эзоп)

Учитель: Каждый человек стремится быть счастливым. Сейчас вы стоите на пороге взрослой жизни, выбираете себе профессию.

Уч-ся:

«Профессии» 

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий. 
Все профессии очень разные-
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

II. Основная часть. Информационный блок.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что означает слово «профессия»? (ответы уч-ся)

Слайд №3.- Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того, профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Выбор профессии (слайд №4) – один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.

При выборе профессии, прежде всего, нужно руководствоваться своими пристрастиями и способностями. Есть факультеты, где учиться легче, а где и весьма сложно. Где-то нужно приложить огромное терпение. Поэтому нужно правильно оценить свои способности. А смогу ли я? А нужно ли мне именно это? Как не стать заложником необдуманного, опрометчивого профессионального выбора? Ответы на эти вопросы важно получить еще за школьной партой.

(Слайд №5) Кто-то найдет их самостоятельно, кто-то обратится к близким людям. Но наиболее правильно поступит тот, кто учтет при этом рекомендации специалистов по профориентации и обучению.

Сколько же всего существует профессий?

(слайд №6) В документе, который называется «Единый тарифноквалификационный справочник» насчитывается более 6000 названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Каждый год появляются новые профессии, например, аналитик, логистик, и исчезают старые.

Как ориентироваться в мире профессий?

Слайд №7

В процессе своей профессиональной деятельности человеку приходиться иметь дело с техникой, инструментом, людьми, расчетами, природой и т.д. Все это является предметом труда.

(слайд № 8) По предмету труда можно выделить 5 типов профессий:

  1. Тип «человек – человек»

  2. Тип «человек – техника»

  3. Тип «человек – знаковая система»

  4. Тип «человек – художественный образ»

  5. Тип «человек – природа».

По характеру труда выделяется 2 класса профессий.

а/Профессии исполнительского класса – связаны с выполнением работы по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.

-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к исполнительскому классу? (агент, продавец, медсестра, машинист, оператор, станочник, кассир), В большинстве случаев эти профессии не требуют высшего образования.

б/Профессии творческого класса – связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требующих независимого и оригинального мышления.

-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к творческому классу? (врач, юрист, экономист, инженер, физик, архитектор…). Как правило эти профессии предполагают наличие высшего образования.

Личный профессиональный план.

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Тренинг «Рука судьбы»

(Проводит учитель)

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным.

Классный руководитель. А кто и что поможет сделать выбор?

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Учитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель.

-Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но, как же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии»

Учитель:

Итак, вы собрались принять решение относительно конкретной профессии или места выбора. При выборе профессии нужно ориентироваться на 3 важные вещи:

-Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в задачу урока: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами «хочу», «могу» и «надо», получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

(Слайд № 9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

1) ХОЧУ – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Определите профессиональные интересы и склонности. Ваше «ХОЧУ».

Сформулировать свои желания и профессиональные устремления вам поможет предлагаемый ниже список высказываний:

  • Я абсолютно убежден, что яхочу…

  • Я вижу свою цель в том, чтобы…

  • Я могу достичь успеха в …

  • В работе я удовлетворю свое желание…

  • Мне хорошо быть…

  • Я мечтаю…

  • (можно письменно продолжить эти высказывания)

2) МОГУ – это все, что мне по силам, по способностям;

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, и успех в карьере определяется не только тем, что вы хотите делать, каковы ваши возможности, но и чему вы можете научиться. Оцените свои профессиональные качества, здоровье, способности.

3) НАДО – это все, что нужно для общества, страны.

Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти работу, каково сегодня «НАДО». Если вы будете игнорировать этот момент, то, окончив учебное заведение и получив диплом, вы рискуете остаться без работы и стать ненужным человеком на рынке труда.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

(Слайд №10). Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Учитель:

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

— Ира пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Катя хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Учитель:

Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки:

Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

– Знает ли Ира, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Иры в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

– У Кати выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

– Чтобы вы посоветовали Ире и Кате?

Примерные ответы детей:

— Ире нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Кате нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Вывод: в том случае, если вы сумеете совместить «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», ваш профессиональный выбор будет удачным.

 Совпадение способностей и интересов – это и есть призвание.

(Слайд №11).Учитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении учащихся (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.

Классный р у к о в о д и т е л ь. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» – в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование

Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Работа в группах. Рассчитываемся на 1, 2, 3, 4. Образуем четыре группы. Каждая группа выполняет задания.

Игра “Самая-самая”. Отгадать профессии:

– самая сладкая;

– самая денежная;

– самая человечная;

– самая детская;

– самая серьезная;

– самая вкусная.

Ответы по группам.

Отгадай профессию 

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

                                           (Крановщик.)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

                                           (Парикмахер.)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

                                               (Пекари.)

По вагону он пройдёт –

Безбилетников найдёт.

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит.

                                          (Контролёр.)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер –

Мастер он по стенам!

                                               (Маляр.)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

                                        (Сапожник.)

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

                                             (Гончар.)

2) Игра “Профессия на букву”. Назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы – К, П, Э. Ответы команд.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1.Беседа. Подведение итогов.

Учитель:

(слайды №№12-18). Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека.       Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие.       Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

(Слайд №19). Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Учитель: Найти себя – значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. «Нашел свой путь, почувствовал свое признание – значит, не зря пришел на эту землю».

Школа – то место, где вы, ребята, можете вырабатывать в себе активную жизненную позицию, искать себя, раскрывая свои таланты, участвуя в различных внешкольных мероприятиях, олимпиадах, пробуя свои силы в спорте, творчестве, бывать на встречах с профессиональными людьми.

(слайд №20). Я желаю вам, ребята, – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Главное, помните, весь секрет успеха прост: важно выбрать профессию по душе и оставаться ей верным! Ну а к этому приложить немного упорства итрудолюбия: появятся навыки, затем опыт. И тогда все у вас получится!

2.Рефлексия.

Учитель: Какие выводы и открытия вы для себя сделали?

Урок-беседа для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное”.

Разработан педагогом – психологом

МОУ Семеновская СОШ

Суртаева В.И

2019 г.

Добавить комментарий