Как найти работу мультипликатору

Анимационная индустрия активно развивается: согласно отчёту Ассоциации анимационного кино, с 2011 по 2021 год в России было создано 200 анимационных сериалов и 70 полнометражных мультфильмов. При этом объём анимационного рынка в 2022 году составил 20 миллиардов рублей.

Безусловно, мультфильм создаёт целая команда: режиссёры, художники-постановщики, сценаристы, операторы, монтажёры и другие специалисты. Важным звеном этой творческо-производственной цепочки является аниматор. Он воплощает замысел режиссёра и оживляет персонажей: позволяет им двигаться, улыбаться и говорить.

Разберём задачи аниматора и выясним, какие навыки ему нужны, где он учится и сколько зарабатывает. Бонусом расскажем, что можно посмотреть и почитать по анимации.

Фактически, анимация и мультипликация — это одно и то же, технология, которая создаёт иллюзию движения на экране.

В России долгое время использовался термин «мультипликация», поэтому нам он привычнее. Определение происходит от латинского слова multiplicatio — «размножение», что как нельзя лучше описывает технологию производства мультфильмов. Она заключается в последовательном показе статичных кадров, их частота может быть разной, но чем больше кадров в секунду, тем плавнее получаются движения персонажей.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Скорость и характер движения персонажа зависят от количества и качества рисунков художника. Источник: Laura Smith

Термин «анимация» пришёл в Россию из-за рубежа в 1980-е годы и лучше раскрывает смысл процесса — в переводе с латинского anima означает «душа». Художники-аниматоры не просто рисуют своих персонажей, а оживляют их и наделяют характером.

Существуют разные виды анимации ↓

  • Рисованная классическая. Художники на специальной плёнке или кальке прорисовывают каждый кадр, а затем соединяют их. Это долгий и трудоёмкий процесс, ведь для создания одной секунды мультфильма может потребоваться 12–16 рисунков. Рисованную технику использовали Disney и Союзмультфильм.
  • Перекладная. Нарисованный на картоне или бумаге объект режут на фрагменты, которые перекладывают от кадра к кадру. Отсюда и название.

Художник-иллюстратор показывает, как самому создать несложный мультфильм в технике перекладной анимации
  • Кукольная. Этот вид анимации требует долгой и кропотливой работы, ведь куклы и декорации изготавливаются вручную. Кроме того, для каждого персонажа нужно смастерить несколько дубликатов кукол разного размера — для съёмок крупным и дальним планом. Дальше все мельчайшие движения кукол и изменения декораций снимают, а потом собирают нескольких сотен или даже тысяч кадров в мультфильм.

Видео о том, какой большой труд стоит за каждым кукольным мультфильмом
  • Пластилиновая. Как следует из названия, всех персонажей лепят из пластилина, а техника создания мультфильма схожа с той, что применяют в кукольной анимации.

Ролик об истории пластилиновой анимации и особенностях работы с пластилином
  • Компьютерная. К этому виду относится 2D- и 3D-анимация. Персонажей и фоны рисуют в специальных компьютерных программах. Здесь не требуется многократной прорисовки от руки, мультипликатору достаточно задать ключевые кадры, изобразить начальное и конечное положение движущегося персонажа. Программы же создадут промежуточные кадры.

Короткие мультфильмы может создавать один человек, а над более масштабными проектами работает целая команда в несколько этапов ↓

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать Препродакшн — подготовительный этап, который включает в себя формирование идеи и концепции, определение целевой аудитории и написание сценария.

Художники разрабатывают фоны, определяют цветовую палитру, а также создают эскизы персонажей. В поисках подходящего концепт-арта — визуального образа — делается несколько вариантов для каждого героя мультфильма. Поначалу чёткость прорисовки и цвет не важны.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Команда художников предложила несколько вариантов образа для главного героя мультфильма «Кощей. Начало»: старик, викинг и громила

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

А в итоге Кощей получился молодым и брутальным мужчиной

На основе сценария рисуется раскадровка, или сториборд. Она показывает последовательность кадров и их содержание: расположение предметов, движения и действия персонажей. Это нужно для лучшего визуального восприятия истории и как план работы.

Обычно аниматор помогает режиссёру в создании раскадровки. Она может быть выполнена как в виде векторной графики, так и в виде рисунка от руки.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Пример раскадровки к авторскому мультфильму «Как парень огонь добывал». Источник: Behance

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать Продакшн — этап непосредственно производства. Художники тщательно прорисовывают персонажей и фоны, создавая множество текстур: ткань, шерсть, кожу, блики и так далее.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Прорисованная текстура

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Готовый вид персонажа. Источник: Yvision

Аниматоры придумывают движения, жесты, мимику и эмоции персонажа, прорисовывают позы и настраивают переходы от одной к другой в специальных программах. Самые яркие позы персонажа называются ключевыми кадрами.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Благодаря мимике, персонажи мультфильмов выглядят живыми и эмоциональными

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать Постпродакшн — заключительный этап, который включает монтаж и редактирование видео, озвучку персонажей и подготовку мультфильма к выходу на экран.

  • Освоите все необходимые навыки для старта в профессии
  • Познакомитесь со всеми этапами разработки мультипликационного персонажа
  • Создадите свой первый анимационный фильм

Для аниматора-мультипликатора прежде всего важны: креативность, пространственное мышление, внимание к деталям и готовность работать с большим объёмом информации. Чтобы эффективно взаимодействовать с командой, пригодятся коммуникативные навыки, способность адекватно принимать обратную связь, умение оперативно решать рабочие вопросы и укладываться в дедлайны.

Специалист должен разбираться в теории мультипликации, понимать психологию и анатомию, чтобы персонажи получались правдоподобными, знать основы композиции, работу света и тени. Не менее важно уметь рисовать, ведь раскадровка часто делается от руки, а ещё схематичные скетчи помогают лучше понимать пропорции, формы и композицию.

Мультипликационные студии ждут от специалистов знания и опыта работы в специальных программах для анимации персонажей и создания спецэффектов, а также способности поддерживать уже готовые визуальные решения.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Вот так кратко формулирует список обязанностей 3D-аниматора холдинг Riki.Team, работающий над такими успешными проектами, как «Смешарики» и «Фиксики». Источник: Remote-job.ru

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

А такие задачи предстоит выполнять 2D-аниматору в мультипликационной студии «Паровоз». Источник: «Паравоз»

Безусловно, графические планшеты, компьютеры и мощное ПО значительно облегчают работу аниматорам и ускоряют процесс производства мультфильмов. Для сравнения: на создание одного выпуска «Ну, погоди!» мультипликаторы когда-то тратили 9 месяцев, а на серию «Смешариков» сейчас уходит 4 месяца.

Существует множество программ, которые помогают аниматору в работе над мультфильмом ↓

Adobe Animate, Adobe After Effects, TVPaint, Moho, Pencil 2D и Toon Boom Harmony — программы по созданию 2D-анимации, многие из них интегрированы с пакетом Adobe и позволяют разрабатывать векторную графику. Каждый софт предлагает набор интересных опций и возможностей. Например, Moho обеспечивает реалистичную физику движения персонажа, а в TVPaint большой набор кистей и инструментов для обработки теней.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Пример прорисовки сцены для видеоролика в программе Adobe Animate. Источник: Behance

Blender, Maya, ZBrush и LightWave 3D — программы по созданию трёхмерных мультфильмов. В них можно создавать 3D-модели и анимацию, придавать формы объектам, рисовать текстуры, добавлять спецэффекты и многое другое. С помощью инструментов можно добиться высокого качества анимации за счёт детальной прорисовки мелких деталей, таких как ворсинки ковра или капли воды.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Так выглядит прорисовка пространства в программе Maya. Источник: Behance

Spine и Unity — программы для создания игровой анимации, заставляют персонажей и объекты двигаться, помогают оформить разделы меню. Для создания игр пригодится и программа Adobe After Effects, которая даёт возможность создать интересные и зрелищные спецэффекты, например, дрожащее пламя огня.

Количество визуального контента ежегодно увеличивается, поэтому аниматоры задействованы не только в киноиндустрии, но и в геймдеве, создании рекламных и учебных роликов, фильмов для бизнеса.

Средняя зарплата 2D-аниматора составляет порядка 83 тысяч рублей, а 3D-аниматора — 113 тысяч.

Так, IT-компания Swecor готова платить 2D-аниматору мобильных игр от 50 до 90 тысяч рублей в месяц. От специалиста ждут опыта создания предметной и персонажной анимации и профессионального владения анимационными редакторами: Spine, Unity и Adobe After Effects.

Новосибирская компания «Звезда», которая создаёт развлекательные видео для YouTube, предлагает 2D-аниматору со знанием программы Moho и портфолио зарплату от 50 тысяч рублей.

3D-аниматору со знанием Maya работодатели обещают зарплату от 70 тысяч рублей.

Вакансии для аниматоров встречаются на работных сайтах и специализированных ресурсах по компьютерной графике типа Render.ru. Мультипликационные студии, такие как «Паровоз» и «Мельница», также регулярно публикуют вакансии на своих сайтах.

Профессия мультипликатора подойдёт тем, у кого есть способности к рисованию и развиты творческое мышление и фантазия.

Профильное высшее образование можно получить в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения по специальности «художник анимации и компьютерной графики» и во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова по специальности «художник мультипликационного фильма». При поступлении абитуриентам необходимо пройти творческое испытание и собеседование по вопросам культуры и искусства.

Получить необходимые знания и навыки можно и на онлайн-курсах. «Школа анимации» предлагает целый цикл курсов по 2D- и 3D-анимации для новичков и продвинутых пользователей. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю.

На курсах в школе 3D-анимации и графики «ОСА» студенты учатся работать в программах Autodesk Maya и Blender, изучают механику тела и динамику движения, анимацию животных, создание 3D-персонажей, знакомятся с особенностями игровой анимации.

В Нетологии есть курс по 2D анимации «Аниматор-мультипликатор». Опытные преподаватели рассказывают об истории и теории анимации, учат ориентироваться в основах рисунка, создавать скетчи от руки, писать сценарии, рисовать сториборды и оживлять персонажей. Студенты осваивают профессиональные программы, которые помогают в редактировании видео, а также в создании анимации и векторных изображений: Adobe Photoshop, Adobe illustrator, TVPaint, Adobe After Effects и Adobe Premier. В качестве бонуса — блоки по тренировке насмотренности и созданию личного бренда. Курс длится 11 месяцев и включает в себя лекции, вебинары, воркшопы и домашние задания. По итогу учёбы студенты под руководством наставников создают собственные мини-мультфильмы.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Роза Ключевская

Художник-аниматор в студии «Мельница»

Моё увлечение анимацией началось ещё в раннем детстве с мультфильмов Disney (любимый — «Мулан») и аниме (я очень любила «Сейлор Мун» и «Покемонов»). Первым этапом моего творческого пути стало желание рисовать любимых персонажей.

Но окончила я художественный вуз, не связанный с мультипликацией, по специальности «церковно-историческая живопись». А после выпуска, немного поработав на фрилансе, решила заняться тем, чем всегда хотела, — рисованием мультфильмов. В вакансиях увидела что студии «Мельница» требуются художники-прорисовщики — те, кто детально прорисовывает сцены аниматоров в тонкий контур. Выполнила тестовые задания, и меня взяли.

Спустя полгода работы я узнала, что в отдел анимации набирают людей на обучение для последующей работы. Обрадовалась такой удаче и прошла тестовые задания.

Вот уже 2,5 года работаю аниматором, преимущественно над игровыми сценами — занимаюсь передачей эмоционального состояния героя, так как сама люблю сцену и актёрскую игру. До сих пор учусь новому и познаю чудеса анимации 🙂

  • «Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр», Ричард Уильямс — путеводитель в мир анимации, написанный режиссёром-мультипликатором. Книга рассказывает об основных принципах анимации, секретах индустрии, а также содержит множество примеров, пояснений и советов для новичков и профессионалов.
  • «Создание персонажей для анимации, видеоигр и книжной иллюстрации», Кеннет Андерсон, Холли Менгерт, Сесиль Карре и Девон Кэди-Ли — пошаговый разбор создания четырёх типов персонажей: искательница приключений, дракон, колдун и школьник для разных платформ: видеоигры, анимация и иллюстрация. В книге подробно расписаны все этапы работы над персонажем: от дизайна брифа до итоговой презентации.
  • «Дизайн персонажей-животных. Концепт-арт для комиксов, видеоигр и анимации», Труди Касл, Руди Сисванто, Сесар Вергара и Эрика Уайзман — восемь художников делятся своими кейсами, секретами и подсказками по созданию персонажей-животных: от формирования идеи и набросков до готового концепт-арта.
  • «Учимся рисовать персонажей мультфильмов. Полное руководство по созданию незабываемых героев», Кристофер Харт — книга расскажет о типах мультяшных персонажей и объяснит правила их рисования.
  • Render.ru — ресурс, где можно найти статьи и учебные материалы по графике и анимации, интервью со специалистами. Знакомит с новостями индустрии, позволяет пользователям публиковать свои работы и служит источником вдохновения и референсов.
  • VideoSmile — YouTube-канал с курсами для новичков и профессионалов по Blender, ZBrush, Cinema 4D, After Effects, Adobe Photoshop и Adobe illustrator.
  • Подборка видеоуроков по Blender для новичков — начинающим расскажут об интерфейсе программы и работе с ней, о том, как создать анимацию и смоделировать объект.

Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать

Роза Ключевская

Художник-аниматор в студии «Мельница»

Тем, кто начинает заниматься анимацией, могу дать такие советы из личной практики:

1. У рабочего стола повесьте зеркало — не обязательно большое, но такое, чтобы вы могли видеть своё лицо. Очень помогает при работе над мимикой персонажа самому изобразить нужные эмоции и передать это в рисунке.

2. Отыгрывайте нужные вам действия сами. Представьте, что вы актёр, и прочувствуйте персонажа. Очень полезным также будет записать это на камеру, тогда вы сможете использовать запись как референс:

3. Повесьте над рабочим столом вдохновляющие вас картинки: персонажей Disney, Pixar, обучающие материалы или схемы выполнения движений.

4. Собирайте референсы и материалы для работы. Можно брать маленькие кусочки мультфильмов и покадрово их просматривать, это поможет понять и перенять некоторые приёмы опытных аниматоров.

5. Не забывайте отдыхать и делать перерывы. Важно иногда смотреть на работу свежим взглядом, это даёт вдохновение и новые идеи.

Профессия аниматора-мультипликатора подойдёт творческим и усидчивым людям. Желательно умение рисовать и владение программами по работе с анимацией. Освоить необходимые профессиональные навыки можно на специальных курсах.

В создании мультфильма принимает участие целая команда специалистов. Художники и аниматоры продумывают концепт-арты, разрабатывают эскизы персонажей, определяют цветовую палитру и создают спецэффекты.

Аниматоры-мультипликаторы востребованы не только в киноиндустрии, но и в других сферах, ведь компьютерную анимацию сегодня можно увидеть повсюду: в рекламе, играх, учебных и корпоративных фильмах.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Статья размещена на сайте Мили Котляровой — фрилансера с 10-летним стажем, монтажера, контент-маркетолога и сценаристки. Если хотите каждый день читать о фрилансе, работе с заказчиками и освоении новой профессии, подписывайтесь на канал Digital Broccoli в Телеграме.

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

6 миллиардов рублей — объем рынка российской анимации в 2018 году, по данным совместного исследования «Союзмультфильма» с компаниями Roland Berger и Jayson Partners. Уже на тот момент аналитики предсказывали индустрии ежегодный рост на 20%. В 2020-м году интерес к российской мультипликации проявили несколько крупных игроков: Сбербанк инвестировал 1 млрд рублей в «Союзмультфильм» для создания сериалов и полнометражных фильмов, а «Яндекс» поддержали перезапуск «Смешариков».  

Создание мультфильма — это сложная командная работа, одних только художников в средней студии может быть около 10 человек. Грамотные управленцы, погруженные в индустрию, сценаристы мультфильмов и звукорежиссеры тоже найдут себе место в этой индустрии.

Из чего состоит работа над мультфильмом

Мультфильмы рисуют не только для кинотеатрального проката или стримингов, анимированные персонажи и истории часто нужны для рекламных роликов, приложений, сайтов компаний и презентаций.

Если рассматривать мультфильм как проект для заказчика, то первый этап — это бриф, в котором клиент отвечает на вопросы по содержанию и формату ролика, высказывает пожелания к будущему мультфильму. 

Второй этап — это техническое задание от клиента, в котором он описывает цели и задачи ролика. 

На основе брифа и технического задания пишется сценарий: история, описание персонажей, сцены и реплики. Художники параллельно готовят эскизы фонов и персонажей. После проект согласовывают с заказчиком и отдают в производство. Режиссер готовит раскадровку (документ, в котором нарисовано, в каком порядке персонажи появляются на экране и совершают какие-то действия). 

После идет отрисовка сцен мультфильма, готовится анимация и смена сцен по таймингу. Для мультфильма покупают или пишут с нуля музыку, актеры озвучивают героев. В конце все элементы ролика сводят в один файл, выводят с водяными знаками студии и отдают на предпросмотр заказчику. После приемки и оплаты проекта клиенту выдают мультфильм без водяных знаков. 

На каждом этапе проект сопровождают разные специалисты. Кто они и что должны уметь?

Сценарист

Сценарист отвечает за то, чтобы в основе мультфильма были яркие персонажи и увлекательная история. В творческом проекте сценарист может придумать мир и героев с нуля, в проекте для заказчика — обязан разработать образы и историю, подходящие под цели и задачи, или использовать готовые наработки, например, маскота, персонажа-талисмана компании(это Сберкот у Сбербанка, львенок Лео в LinguaLeo).

Навыки сценариста мультфильмов:

  • Сценарное мастерство: умение создать персонажа, конфликт, логичную историю, написать диалог.
  • Грамотность.
  • Чувство юмора (умение писать комедию).
  • Умение работать в команде.

Стать сценаристом →

Режиссер

В задачи режиссера входит создание визуальной концепции проекта и руководство процессом. Режиссер занимается раскадровками, которые позже отправляются художникам, участвует в мозговых штурмах с командой, контролирует и принимает работу художников. Иногда в обязанности режиссера входит сборка черновика мультфильма: сведение всех анимаций вместе со звуком.

Навыки режиссера-мультипликатора:

  • Художественное образование.
  • Понимание постановки кадра: композиция, светотень, ракурсы.
  • Насмотренность в анимации.
  • Владение программами: Adobe Photoshop, Autodesk 3ds Max (на случай, если нужно будет подхватить задачи у команды или принять выполненную работу). 
  • Навыки управления командой: мотивация, коммуникация.

Режиссеру достаточно базового владения программами для анимации, которые можно освоить, например, на курсе «Основы компьютерной анимации» от GeekBrains.

Художники

В маленьких любительских проектах все задачи по отрисовке мультфильма может взять на себя один человек. Но если мы говорим о крупных студиях и агентствах, о коммерческих проектах, то для создания качественного продукта нужна целая команда, которая будет отвечать только за визуал.

Художник-постановщик/Главный художник 

Художник-постановщик — это руководитель визуального отдела, который работает в сотрудничестве с режиссером и управляет процессом создания мультфильма. Если в кино постановщик выбирает локации, ищет детали и реквизит для отображения настроения, исторической эпохи и смыслов фильма, в мультипликации он занимается тем же, но в формате рисунка или виртуальной визуализации. 

Навыки:

  • Рисовать на бумаге и в digital: понимать анатомию человека, перспективу, светотень, колористика. 
  • Знать пакет программ для рисования: Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate или другие.
  • Насмотренность в анимации.
  • Умение исследовать: искать, анализировать и систематизировать информацию (для разработки персонажей, фонов, деталей)
  • Умение управлять командой. 

Освоить перечисленные навыки на курсе «Концепт-художник с 0 до PRO» →

Художники-ассистенты:

  • Художник по персонажам занимается детальной проработкой персонажа, создает визуально запоминающийся образ героя в соответствии с задумкой режиссера. Ему пригодится знание анатомии человека, понимание динамики человеческого тела. Насмотренность в анимации, стилизация: умение рисовать персонажей в разных стилях в зависимости от запроса заказчика или других условий проекта. 
  • Художник-фоновщик разрабатывает фоны: пейзажи, панорамы, интерьеры, экстерьеры, детали. 
  • Художник-фазовщик отвечает за динамику и создает промежуточные фазы действий персонажей с учетом характера их движения: прорабатывает походку и жесты персонажа. 
  • Художник-прорисовщик создает рисунки с прорисованными деталями на основе образа/эскиза от главного художника.

Какие программы пригодятся художникам-ассистентам: Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate, Cinema 4D, 3Ds Max. Все это можно освоить на курсе Skillbox «Концепт-художник с 0 до PRO».

Специалист по визуальным эффектам

Создает визуальные эффекты в анимации: снег, дождь, другие природные явления, взрывы и спецэффекты в 3D.

Навыки:

  • Владение программами Houdini, Autodesk Maya, Adobe After Effect, Nuke.
  • Базовые знание анимации.
  • Понимание текстур, материалов, теней, динамики и физики спецэффектов. 
  • Базовые знания рендера. 

Художник по свету (3D)

Задача этого художника — поставить свет в сцене, в соответствии с задумкой создателей иди техническим заданием.

Навыки:

  • Владение Autodesk Maya.
  • Владение рендерами: Redshift, Renderman, V-Ray, Arnold.
  • Понимание светотени, композиции и схем освещения.

3D-художник/3D-моделлер

Занимается созданием 3D-графики: персонажей и локаций по эскизам художников.  

Навыки:

  • Владение программами Autodesk Maya, MASH, Houdini, Zbrush, Blender
  • Понимание анатомии человека, перспективы, светотени, объема, навыки скульптурирования, колористики. 
  • Понимание текстур и материалов, умение симулировать их в графике. 

Все 3 перечисленные выше профессии легко освоить на курсе «3D-художник» от Skillbox →

3D-аниматор

Художник, который обеспечивает движение нарисованных моделей и объектов. 

Навыки:

  • Понимание анимации для людей, животных, природных объектов, принципов движения.
  • Пространственное воображение и мышление.
  • Владение программами: 3ds Max, Maya, Cinema 4D, LightWave, Softimage XSI, Blender, Modo.

Освоить профессию 3D-аниматор →

3D-риггер

Риггер объединяет наработки моделлера и аниматора. Он готовит персонажа к анимации, создавая его скелет, ригг, который аниматор затем сможет привести в движение.

  • Умение создавать ригг.
  • Понимание анатомии, массы, поз и эмоций человека.
  • Владение Autodesk Maya, 3ds Max, Autodesk Softimage, Arc Tracker.

Специалисты по звуку

После подготовки визуальной части в дело вступают профессионалы в области аудио, которые заставляют мультфильм зазвучать.

Актер озвучания

Важная часть характера любого персонажа — то, как он говорит. Актеры озвучания дают голоса персонажам, записывают реплики и диалоги. Чтобы попасть в эту профессию, нужно освоить актерское мастерство и поставить голос. 

Освойте актерское мастерство на курсе непревзойденного мастера Константина Райкина в школе «Уроки Легенд».

Композитор

Музыка в мультфильме создает настроение и эмоцию: одна и та же сцена может быть романтической, пугающей или смешной в зависимости от музыкального оформления. Здесь в игру вступают композиторы, которые готовят музыку на заказ специально для проекта или записывают и выкладывают на платформы, где композиции можно купить.

О том, как можно заработать на авторской музыке, какие для этого нужны навыки и программные инструменты, мы рассказывали в этой статье. 

Звукорежиссер

Звукорежиссер — это участник процесса, который сводит воедино аудио и визуальную дорожку мультфильма, добавляет музыку и звуковые эффекты. Свист и удар от забавного падения персонажа на банановой кожуре, шелест травы и гудение двигателя — звукорежиссер должен не упустить ни одной детали повествования, озвучить и привести в баланс с музыкальным оформлением и голосами персонажей.

  • Звукозапись: владение аппаратурой для звукозаписи (микрофоны, пульты), программами для звукозаписи, например, Pro Tools.
  • Сведение и обработка звука: выстраивать баланс громкости, применять эквалайзеры и эффекты.
  • Монтаж звука (Adobe Audition, Pro Tools).

Профессия Звукорежиссер →

Продюсер/менеджер

Это человек, который занимается управлением и продажами: ищет клиентов, считает бюджеты, заключает сделки. Если речь идет о творческом проекте студии, задача продюсера — найти деньги на реализацию, распределить их и проследить, чтобы проект был готов и вышел на прибыль. Если студия занимается мультипликацией под заказ, продюсер может выступать организатором рабочих процессов и менеджером по работе с клиентами.

Навыки:

  • Понимание индустрии: следить за трендами и крупными игроками, знать и постоянно искать новые источники финансирования (фонды, гранты, конкурсы).
  • Управление командами: мотивировать сотрудников, следить за дедлайнами, оптимизировать и контролировать рабочие процессы.
  • Базовое понимание бюджетирования проектов: составлять сметы и бизнес-планы.
  • Презентация проектов (для текущих и потенциальных заказчиков, инвесторов и команды).
  • Понимание основ продвижения и маркетинга кино и мультфильмов.

Если хотите работать не только в рекламных проектах, но и делать мультипликационные фильмы, рекомендуем пройти курсы, созданные непосредственно киношколами: «Мастерская анимации» от старейшей школы кино Лендок, «Анимация и виртуальное производство» от киношколы Индустрия.

Мультипликация — это сложный многоступенчатый процесс, который потребует долгого сидения на стуле, умения работать в команде, нести ответственность за свой участок, быть внимательными и сконцентрированными. 

Если мультфильмы и анимация вас увлекают и вы хотите стать частью этого процесса, выбирайте дело, к которому вас тянет, и осваивайте сферу. Приятный бонус: теперь мультики можно смотреть «по работе»!

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше? — Кем стать на Look At Me

Кем статьЯ хочу стать мультипликатором

— что дальше?

Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки

  • Дися, 5 сентября 2013
  • 346286

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 1.

Иногда кажется, что рисованных мультфильмов на экранах почти не осталось: их место полностью заняла 3D-анимация, предоставив 2D-анимации фестивали в качестве единственной площадки. Look At Me отыскал влюблённых в своё дело аниматоров, уверенных, что 3D-анимация не может скинуть с арены нарисованные мультфильмы.

Шон Макглинчи, работавший на Disney и Warner Brothers и преподающий сегодня анимацию в Лондоне, интерн Disney Надя Мира и московский художник-аниматор Илья Шекиладзе рассказали о том, что нужно знать человеку, решившему связать свою жизнь с миром анимации, и дали несколько полезных советов начинающим.

Где учиться

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 4.

 Школа компьютерной графики Scream School, факультет «Анимация»

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 10.

 Французская школа анимации L’Emca

Шон Макглинчи о том, что нужно много
рисовать и смотреть кино

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 13.

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 14. 

 Шон Макглинчи

Shaun McGlinchey

Аниматор спецэффектов, старший преподаватель на курсе «Анимация» Вестминстерского университета в Лондоне

imdb

Я не читал никаких книг об анимации, я смотрел фильмы: анимационные и художественные. И рисовал. Я очень любил рисовать. Вот и вся история. Всё просто: чтобы стать аниматором, нужно уметь рисовать.

Нельзя сказать, что учиться на аниматора необходимо. В своё время я знал множество людей, приходивших на студии без специального образования, будучи отличными художниками. Сегодня всё немного по-другому. На студиях от тех, кто приходит устраиваться на работу, ждут, что у них есть какой-нибудь диплом. Теперь аниматор должен обладать определёнными техническими знаниями и уметь пользоваться необходимыми программами. Даже нарисованная анимация сейчас почти всегда рисуется не карандашом на бумаге, а на планшетах. Вы могли встретить людей, которые говорят: «рисованная анимация скоро умрёт», но я не из таких. Рисованная анимация меняется, а не умирает. Нарисованные мультики с помощью новых технологий переносятся на другую платформу, вот и всё.  Disney недавно сделал отличный нарисованный короткометражный мультфильм Paperman, например.  

В то же время я знаю людей, которые говорят «я никогда не сяду за компьютер и всё буду делать от руки», но и эта точка зрения кажется мне неперспективной. Аниматор всегда должен будет уметь рисовать, но компьютер может помочь решить многие проблемы и значительно ускорить процесс.

Чтобы начать карьеру аниматора, надо прийти на студию, устроиться туда интерном или хотя бы на должность принеси-подай. На Disney и Pixar просто так не устроиться, конечно, прежде надо поработать где-нибудь ещё, например, в рекламе или в телесериалах. Мне очень повезло когда-то попасть в одну из самых больших на тот момент рекламных компаний в Лондоне — это был мой первый опыт. Так я обзавёлся знакомствами. Когда знаешь всех в индустрии, становится проще – кто-то ищет аниматора, через твоих друзей эта информация доходит до тебя, и вот ты уже получаешь новую работу. В какой-то момент я и оказался на студии Disney.

Сейчас я преподаю в нескольких университетах Лондона, но будь у меня возможность выбирать, куда пойти учиться, я бы выбрал университет Gobеlins в Париже. Я работал со многими людьми, закончившими это учебное заведение, и они были просто потрясающие.

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 15.

Что читать

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 16.

Юрий Норштейн

«Снег на траве»

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 17.

Сергей Капков

«Энциклопедия отечественной мультипликации»

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 18.

Асенин С. В.

«Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации»

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 19.

Preston Blair

Cartoon animation

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 20.

Roger Noake

Animation Techniques

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 21.

Eadweard Muybridge

Animals in Motin

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 22.

Richard Williams

The Animator’s Survival Kit

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 23.

The Illusion of Life: Disney Animation

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 24.

Shamus Culhane

Animation: from Scripct to Screen

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 25.

Eadweard Muybridge

The Human Figure in Motion

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 26.

Thinking Animation: Bridging the Gap Between 2D and CG

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 27.

Асенин С. В.

«Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве»

Многие из книг можно скачать здесь:

http://www.liveinternet.ru/community/spirit_of_animation/post193871522/

Надя Мира о том, что заниматься 2D-анимацией глупо, если подумать, но иногда лучше не думать

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 28.

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 29. 

Надя Мира

Дизайнер персонажей, интерн в Walt Disney Animation S­­­tudios

blogspot

В 16 лет я поступила во ВГИК и проучилась там три года. Это был очень неудачный опыт: как художника меня там почти погубили. Я думала, что не буду рисовать и не буду заниматься анимацией, потом чудом попала на дом учиться к Саше Дорогову, диснеевскому аниматору, который после закрытия студии во Флориде вернулся в Москву. Всё это время я одновременно работала, а к 22 годам выучила экстренно французский и поступила в Gobеlins, лучшую европейскую школу анимации в Париже. Этим летом учусь на Disney Animation Studios, хоть и фигурирую как employe и зарплату мне тут платят, но это именно тренинг. В январе по обмену поеду в Calarts, Калифорнийский институт искусств, самую успешную школу анимации в мире, делать свой дипломный фильм.

­­­В прошлом апреле я работала как 2D-аниматор над короткометражным фильмом Тома Хогомэта (Tom Haugomat) и Бруно Манжиокю (Bruno Mangyoku) Nuisible (“Вредитель”) — они довольно известные во Франции режиссёры нового поколения. В России от меня остались 2D-вставки «Фиксиков» и дизайн и аниматики первых эпизодов. Задала стиль вроде, поэтому очень злилась, когда их у меня отобрали.

Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва

Главные качества любого аниматора: усидчивость, открытость миру и жажда к исследованию, способности к рисованию, обучаемость, аналитический ум и крутота. Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва. Чтобы научиться рисовать так, как анимировали лучшие аниматоры, нужно очень много вложить. Работа почти любого звена в производстве анимационного фильма адски сложная и требует постоянного развития. Я считаю анимацию не столько искусством, сколько посланием свыше. Самое важное тут — просто быть крутым, не врать и не бояться.

По моему личному мнению, для начинающего мультипликатора важно бежать и не оглядываться. Я знаю таких тусовщиков русских, которые работу имеют потому, что затусовались с теми, кто бюджеты «пилит», а на деле ничего не умеют, ничего особо не хотят, кроме как «самовыражаться» и собственно тусоваться, некоторые даже не самовыражаются, просто тусят. Я никогда ни с кем не знакомилась, а работала так, чтобы со мной знакомились. Может, это эффективнее и честнее?  

2D-анимация в последние годы бьётся в конвульсиях, все обещают ей смерть, но как-то она выживает на очень талантливых фанатах. Техники исполнения основные две: это рисованная анимация и перекладка. В производстве сериалов сейчас часто практично используется совмещение перекладки и покадровой анимации, для экономии, но чем качественнее сериал, тем больше рисунков. Полные метры по-прежнему почти все рисуют покадрово и всё ещё иногда на бумаге. Но это очень редко случается.

На бумаге уже, наверное, большие потоковые проекты, как сериалы, не рисуют. Я лично тривиально использую Flash, Photoshop, TVpaint, After effect, иногда анимирую на бумаге. От студии к студии варьируются технологии производства, некоторые используют свой софт, но это особо ничего не меняет. Американские сериалы почти все анимируют в Корее и Китае, европейские — тоже, но они стараются у себя удержать производство, потому что работы не хватает. На всех крупных студиях до сих пор есть несколько 2D-аниматоров, которые делают тестовые кадры к 3D-фильмам (выглядит это так: vimeo.com/70750562). На DreamWorks работает около десятка 2D-аниматоров: их взяли на интересный перекрёстных техник проект Me and my shadow, но проект отложили, а аниматорам нашли занятие – делать 2D-вставки к фильмам. На Pixar до сих пор берут 2D-аниматоров и учат их работать в 3D, потому что содержание важнее формы, а те, кто начинают с 2D, особенно с бумаги, зачастую более продуманные сцены создают. Новый французский фильм Erneste et Celestine анимировали во Flash – я не знаю, как. То есть я даже спрашивала, мне объясняли, я понимала, но я всё равно не знаю, как им это удалось. Вообще, если думать серьёзно о будущем, то в 2D-анимацию глупо идти, но иногда лучше не думать, потому что это лучшая профессия во вселенной.

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 30.

Куда ходить

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 32.

Цикл встреч «Клуба аниматоров» в московском Государственном центре современного искусства

Полезные ссылки

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 43.

 unikino.ru

Союз кинематографистов Российской Федерации

Илья Шекиладзе о том, что анимацию нужно любить сильнее, чем женщину

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 44.

Я стал аниматором совершенно случайно. После школы поступал в Строгановку, но уверенности в том, что сдам вступительные экзамены, не было, а в армию не очень хотелось. Ребята, с которыми поступал, узнали, что есть такой лицей анимационный №333, и что экзамены в нём как раз после экзаменов в МГХПА. Мы поехали посмотреть, что там да как. Вот тогда я и влюбился, влюбился с первого взгляда, в общем мне уже не очень-то и хотелось в Строгановку. Слава богу, меня туда не приняли. Переживал, что и в лицей не поступлю, но потом узнал: все, кто поступал, — поступили, даже парень, который до экзаменов всего десять дней рисовал. Надо сказать, что учили там не очень хорошо, но основы мы узнали.

В первый год учёбы пошли с друзьями работать на анимационный фильм заливщиками, раскрашивали сцены. Когда стал работать аниматором, мне было всё равно, хорошая это картина или нет, просто хотелось анимировать, но мне и выбирать-то тогда не приходилось.

Из последнего, где я работал,  — полнометражный фильм Георгия Данелии «Ку! Кин-дза-дза». Сейчас работаю на сериале для 2х2, но это секретный проект, поэтому тсс! Я там не анимирую, а слежу за анимацией, помогаю ребятам.

Если вы серьёзно хотите заниматься анимацией, то всё остальное стоит забыть

Помните, что если вы серьёзно хотите заниматься анимацией, то всё остальное стоит забыть. Анимация ревнива. Читайте, смотрите все книги по анимации, артбуки, ничего не пропускайте мимо, не стесняйтесь смотреть, как кто-то сделал до вас похожую сцену. Даже если вы будете срисовывать, вы добавите что-то своё. Великие мастера копировали картины — вы копируйте сцены. Это отличная школа. Но не просто срисовывайте, а старайтесь докопаться до сути. Лично я долго считал постыдным смотреть, как кто-то что-то сделал, думал, что я сам должен до всего дойти – сколько времени потратил зря.  Если вы никогда не рисовали лошадей, они никогда сами не придут к вам в голову.

Когда другие радуются, что поехали на море или целуются с самыми красивыми девушками на Земле, вы радуетесь, что ваши рисунки двигаются (я, надо сказать, не аутист и с общением у меня всё в порядке, ха-ха).

Если нет возможности выучить языки и заплатить за учёбу во Франции, Америке или Японии, идите в отечественный колледж или лицей, но забейте на все ненужные предметы, если там такие будут. Не бойтесь делать только анимацию и рисовать! Потом сразу надо начинать искать классную студию и приставать к самым лучшим аниматорам с вопросами, слушать их внимательно, учиться у них.

Сегодня в создании 2D-фильмов помогают компьютеры: конечно,  работают, как и раньше, на бумаге, только теперь её сканируют, потом кадры заливают и собирают анимацию и фон на компьютере. В мире это уже последние 20 лет практикуется, а у нас где-то 15.

Я хочу стать мультипликатором
— что дальше?. Изображение № 46.

Добавить комментарий