Как найти работу по специальности после техникума

#статьи

  • 10 июн 2022

  • 0

Работа после колледжа: как трудоустраиваются и сколько получают выпускники

Изучили данные о выпускниках СПО на рынке труда и сравнили с данными о выпускниках вузов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Екатерина Ерохина

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему растёт популярность среднего профессионального образования.
  • Кто выигрывает по перспективам трудоустройства после выпуска и зарплатам — выпускники вузов или колледжей?
  • У каких направлений подготовки СПО выше всего доли нетрудоустроенных выпускников.
  • По каким профессиям сложнее и, наоборот, проще найти работу, имея среднее специальное образование.
  • Почему выпускникам приходится уезжать в другие регионы ради работы по специальности.

За последнее десятилетие популярность среднего профессионального образования в нашей стране выросла. Выпускники 9-х классов чаще стали уходить из школы в колледжи, доля поступающих в вузы выпускников 11-го класса тоже выросла — по словам заместителя директора НИЦ мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Ирины Селивёрстовой, она составляет приблизительно треть.

Исследователи объясняют тренд на СПО комплексом причин. Конечно, повлиял ЕГЭ: школы не хотят принимать в десятые классы слабых учеников, которые рискуют провалить экзамен (это сказывается на показателях школы). Да и сами подростки и их семьи зачастую не готовы вкладывать в подготовку к ЕГЭ два года и немалые деньги на репетиторов. В десятые годы массовой стала траектория поступления в вуз после колледжа в обход ЕГЭ. Исследования показывают, что примерно половина поступающих в колледжи идёт туда, имея планы на высшее образование.

Но всю волну популярности СПО «обходной манёвр» не объясняет. Немалая часть ребят, поступающих в колледжи после 9-го и после 11-го классов, действительно настроены быстро получить профессиональное образование и начать зарабатывать — пусть и параллельно с заочным обучением в вузе. Их цель — не упрощённый доступ к «корочке» о высшем образовании, а реальная профессия и выход на рынок труда.

Почему такой прагматичный подход стал преобладающим, исследователи объясняют в основном экономическими причинами. У многих семей нет денег, чтобы несколько лет содержать студента вуза, не говоря уж об оплате обучения. Впрочем, эксперты отмечают, что сейчас ситуация меняется: около 20% семей, чьи дети поступают в колледжи, обеспечены достаточно, чтобы платить за обучение в вузе. Но и для них выбор СПО может выступать страховкой. Чем быстрее ребёнок станет самостоятельным после выпуска из школы, тем безопаснее: мало ли что может случиться, пусть хоть профессия будет.

Но из экономических исследований известно, что в России сохраняется достаточно высокий уровень отдачи от обучения. По статистике, доход растёт линейно с повышением уровня образования: по сравнению с теми, кто не стал учиться после школы, выпускники СПО зарабатывают на 15–25% больше, а выпускники вузов — примерно на 50%. Получается, выходя на работу раньше, чем те, кто поступает в вузы, то есть выигрывая по срокам, выпускники СПО проигрывают по доходам?

На самом деле вывод, что выгоднее, зависит от многих факторов. Указанные выше цифры экономической отдачи от образования — средние. Если смотреть в разрезе конкретных направлений и регионов, мы увидим большой разброс.

Весной вышел доклад Высшей школы экономики о трудоустройстве выпускников вузов. В нём на данных мониторинга Роструда показан огромный разброс в доходах начинающих специалистов с высшим образованием. Специальность, регион обучения и даже статус учебного заведения сильно влияют на экономическую отдачу от обучения. Мы рассказывали о ключевых выводах.

Данные о выпускниках СПО Роструд тоже собирает, но пока они не публиковались. Поэтому мы сравнили выводы доклада ВШЭ о выпускниках вузов с доступными исследованиями по СПО. Это опрос более чем 11 тысяч студентов и трёх тысяч выпускников СПО в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) — 2020, доклады сотрудников Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, а также статистическое наблюдение трудоустройства выпускников, проведённое Росстатом. Опрос в 2021 году охватил россиян, окончивших в 2016–2020 годах вуз или колледж, из 100 тысяч домохозяйств по всей территории страны.

По данным Росстата, более высокий шанс на трудоустройство всё-таки у выпускников вузов. Но разница между выпускниками СПО и бакалаврами незначительная — среди первых было трудоустроено на момент опроса в 2021 году 86,1%, среди вторых — 87,7%.

Есть и другие оценки:

  • По данным опроса в рамках МЭО-2020, работу имели 88% выпускников СПО.
  • По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, представленным исследователями из РАНХиГС на конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление» в феврале 2022 года, из выпускников 2019-го в течение года после выпуска были не заняты всего 5%, а среди выпускников 2020-го — 11%.

Но это не значит, что все остальные нашли работу — в действительности в 2019 году на рынок труда вышли только 75%. Остальные «занятые» продолжили учёбу, пошли служить в армии или занялись уходом за ребёнком — стали матерями.

По информации из статистического наблюдения Росстата, почти 38% выпускников СПО не искали работу после выпуска. Многие из них в итоге трудоустроились — может быть, получили предложение раньше, чем задумались об активном поиске сами. Тем не менее доля тех, кто после окончания колледжа не бегает по собеседованиям, велика.

Одна из причин этого — нацеленность многих студентов СПО на дальнейшее обучение в вузе. Но преувеличивать массовый характер поступления в вуз после СПО не стоит.

Во-первых, непосредственно в год окончания колледжа или техникума в университеты поступает очень незначительная доля выпускников — в 2020 году так сделали 12%. У большинства случается перерыв перед продолжением учёбы.

Во-вторых, поступление в вуз — не препятствие для выхода на рынок труда. Как правило, те выпускники СПО, которые учатся в университетах, сознательно совмещают учёбу с работой: 38% опрошенных в рамках МЭО студентов планировали действовать именно так. Опрос выпускников в этом исследовании подтверждает, что такие планы чаще всего выполняются: 47% выпускников СПО 2017–2019 годов в 2020-м учились в вузе или уже окончили обучение по сокращённой схеме. При этом, напомним, 88% всех выпускников имели работу.

В-третьих, высшее образование доступно далеко не везде. Проблему описала на одном из вебинаров по мониторингу трудоустройства выпускников (слушателями были сотрудники колледжей) заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина. По её словам, в ряде северных, сибирских и дальневосточных регионов выпускникам СПО поступление в вузы недоступно экономически — не из-за цен на обучение (поступить-то они могли бы и на бюджет), а из-за территориальной удалённости вузов.

Иначе говоря, из некоторых районов даже раз в полгода выезжать на сессию слишком дорого, как и переезжать на всё время обучения. Наряду с другими факторами это вынуждает молодых людей ограничиваться средним образованием. Например, в 2017 году только 6,9% выпускников программ СПО в Чукотском автономном округе поступили в вузы. В Мурманской области — 4,6%, в Ямало-Ненецком автономном округе — 2,5%.

По данным Мониторинга экономики образования, в 2020 году средний уровень зарплат у опрошенных выпускников СПО составил 23,2 тысячи рублей. Для сравнения: у выпускников бакалавриата и магистратуры в 2021 году средние доходы достигали 53,5 тысячи (бакалавры) и 75,2 тысячи (магистры).

Аналогичные оценки дают на основе Мониторинга трудоустройства выпускников СПО исследователи из РАНХиГС. Елена Полушкина и её коллеги сообщали на вебинарах для сотрудников колледжей, что в 2018–2019 годах у 54% выпускников СПО зарплата составляла менее 25 тысяч рублей, у 46% — больше 25. Средние суммы разнятся по федеральным округам, но остаются очень низкими. Максимальная по стране средняя сумма выплат наблюдалась в 2019 году в Дальневосточном федеральном округе — немного больше 33 тысяч рублей.

Источник данных: вебинар «Проведение мониторинга трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по полученной профессии (специальности). Часть 5»
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Обучение в вузе после колледжа тоже не даёт быстрого роста доходов. Недавнее исследование ВШЭ на данных проекта «Траектории в образовании и профессии» показало, что среди ровесников — выпускников вузов самые низкие трудовые доходы оказались у тех, кто получил высшее образование после колледжа.

Почему так получается? Как правило, в период учёбы им удаётся найти только низкоквалифицированную работу, и полученный там опыт не идёт «в копилку», которая обеспечивает рост зарплаты, считают исследователи. Подтверждение этому есть и в данных МЭО — более трети студентов, трудоустроенных во время учёбы, заняты как разнорабочие. Сама жизнь показывает: «лучшее», на что может рассчитывать молодой человек без опыта, — должность курьера.

Выпускникам вузов, как показали исследователи из ВШЭ на данных мониторинга Роструда, опыт работы во время учёбы помогает зарабатывать больше. Бакалавры, которые подрабатывали параллельно с учёбой, зарабатывают на 29% больше тех, кто не работал (61,6 тысячи рублей против 47,7). Для магистров разница ещё больше — 48% (82,5 тысячи и 55,9).

Но хотя длинные образовательные траектории по типу «в вуз через колледж» кажутся невыгодными, исследователи из Института социологии РАН считают, что они на самом деле отражают будущее профессионального развития. Уже давно ясно, что модель «выучился за пять лет в вузе и всю жизнь трудишься по специальности» для подавляющего большинства профессий исчезла. Работа и учёба всё чаще переплетаются, образование занимает больше времени и происходит параллельно с выходом на рынок труда. Проще говоря, это нормально.

Как рассказала на недавней Грушинской конференции социолог Екатерина Попова, респонденты, у которых за плечами как раз длинные многосоставные образовательные траектории, чаще говорят в интервью о своей проактивности, о том, что они сознательно сделали выбор в пользу СПО, а в итоге смогли окончить и вузы. В то же время многие респонденты с высшим образованием считают, что поступили сразу после школы в вузы просто по инерции и даже потом не осознали, нужно ли было им высшее образование, и если да, то какое именно.

Иными словами, хотя длинный путь «в вуз через колледж», как правило, не даёт преимуществ по доходам (по крайней мере, на короткой дистанции после выпуска преимуществ не видно), он свойственен более осознанным и самостоятельным людям.

Имеющиеся данные о выпускниках СПО не позволяют проследить, какие факторы влияют на их доход. Пока недоступны материалы Мониторинга трудоустройства Роструда по СПО, мы можем оценивать успех трудоустройства только по доле нашедших работу, особенно по специальности.

Сведения о связи работы и специальности даёт статистическое наблюдение Росстата. Больше всего нетрудоустроенных выпускников 2016–2020 годов в 2021-м было по направлениям, перечисленным в таблицах ниже. Данные представлены в разрезе двух типов среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих.

Приведены не конкретные программы, а группы специальностей и профессий. Источник данных: Росстат
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Приведены не конкретные программы, а группы специальностей и профессий. Источник данных: Росстат
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Нетрудно заметить, что в числе направлений с наиболее высокой долей нетрудоустроенных выпускников оказались в том числе те, которые формально сейчас считаются очень актуальными: информатика и вычислительная техника, электроника, радиотехника и системы связи. По аналогии с ситуацией трудоустройства выпускников вузов можно предположить, что проблема заключается в качестве подготовки. Проще говоря, колледжи и техникумы выпускают не совсем тех специалистов, которых действительно ждёт рынок.

Для сравнения: например, по программам подготовки специалистов среднего звена группы «Фармация» только 3,8% выпускников остались без работы. А в группах рабочих профессий лучший показатель у «Машиностроения» — чуть больше 7% нетрудоустроенных.

Приведены не конкретные программы, а группы специальностей и профессий. Источник данных: Росстат
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Для колледжей, техникумов и профессиональных лицеев вопрос трудоустройства именно по специальности актуален больше, чем для вузов. Просто потому, что среднее профессиональное образование по умолчанию направлено на практико-ориентированную подготовку по конкретной профессии, тогда как у высшего образования бывают и другие цели.

Доклад ВШЭ по материалам мониторинга Роструда описывал распределение выпускников вузов по отраслям, но не для всех специальностей эти данные позволяли определить, работает ли выпускник по профессии. Скажем, юрист может работать по специальности и в сфере информации и связи, и в госуправлении, и в любой другой отрасли. Для направлений, где связь с отраслью более прямая, показатели разнятся. Так, только 15,4% выпускников вузов по направлению «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» работают в сельском хозяйстве и 13,6% — в науке. А среди выпускников-медиков 77% работают в здравоохранении.

Показатели трудоустройства по специальности для выпускников СПО невысоки. По данным МЭО, сразу после выпуска на работу по полученной профессии устроились 69% выпускников СПО. Через год-два после выпуска по специальности работали всего 56%.

В масштабах страны 61% выпускников программ подготовки специалистов среднего звена 2016–2020 годов, по данным Росстата, работали по специальности. Для рабочих профессий показатель ещё ниже и составляет 57%. Представленные в таблице ниже группы специальностей и профессий выделяются особенно высокими долями выпускников, работающих не по специальности, — более 50% на первом месте после выпуска или на момент опроса в 2021 году.

Приведены не конкретные программы, а группы специальностей и профессий. Источник данных: Росстат
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Чаще всего по специальности сразу после выпуска работали выпускники программ СПО, связанных со здравоохранением:

  • «Фармация» (95,7%),
  • «Науки о здоровье и профилактическая медицина» (93,8),
  • «Сестринское дело» (93).

Среди программ подготовки рабочих и служащих по показателю трудоустроенности по специальности лидировали группы «Сестринское дело» (85%) и «Экономика и управление» (84%).

В чём причина трудоустройства не по специальности? В опросе, который проводился в ходе статистического наблюдения Росстата, выпускники СПО и вузов называли одни и те же обстоятельства. Практически половина ответов — «отсутствие вакансий по полученной специальности». Затем идут плохие условия труда и низкая зарплата. Проще говоря, выпускники и сами не горят желанием работать по специальности на таких условиях.

Примечательно, что эта причина — плохие условия труда — наиболее характерна для выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Среди них его выбирали 24,1%, тогда как среди молодых специалистов среднего звена — 16,8%. Речь не только о бытовых условиях: выпускники с рабочими профессиями чаще сталкиваются с предложениями о трудоустройстве без договора и с «серыми» зарплатами, без социальных гарантий.

То же самое отмечают и исследователи из ВШЭ в одном из выпусков результатов Мониторинга экономики образования: несмотря на то, что уровни трудоустройства у начинающих рабочих сопоставимы с тем, как устраиваются другие выпускники, первые чаще получают работу совсем без оформления или с договором на ограниченный срок.

Ещё одна возможная причина нежелания выпускников работать по специальности — ошибка в выборе. После введения ЕГЭ количество подростков, переходящих в СПО после 9-го класса, сильно выросло. При этом у 15–16-летних тинейджеров представления о будущей профессии ещё менее реалистичны, чем у выпускников полной средней школы, считают в ВШЭ. А значит, повышается риск того, что выбор делается случайно и спустя несколько лет обучения выпускник СПО так и не заинтересуется своей специальностью.

По данным из доклада ВШЭ о трудоустройстве выпускников, почти 40% всех получивших диплом о высшем образовании в 2018 году к 2021-му сменили регион проживания. Для выпускников СПО свежих оценок нет, но по данным 2016 года исследователи РАНХиГС установили, что после колледжей практически всех регионов молодёжь трудоустраивается в Москве.

Доля уехавших на работу в столицу колебалась от нескольких процентов на регион до 60% от общего числа трудоустроенных выпускников СПО. Такие показатели были характерны для Смоленской, Рязанской, Калужской областей и других регионов Центрального федерального округа.

Дело не только в том, что всех влечёт столица. Просто во многих регионах, как считают исследователи, набор специальностей и профессий в учреждениях СПО никак не соотносится с запросами местного рынка труда. А учиться вчерашние школьники, как правило, предпочитают в колледжах своего региона — поближе к дому. В итоге диплом они получают, а вот работу по специальности в своих краях найти не могут. В то же время в таких специалистах может нуждаться другой регион, но не готовить их у себя.

Сотрудники Центра экономики непрерывного образования попытались сопоставить самые востребованные в регионах профессии, для которых достаточно подготовки в учреждении СПО, со списками программ местных колледжей. Результаты представили на конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление», а также на вебинарах по Мониторингу трудоустройства. Как выяснилось, в колледжах некоторых регионов нет образовательных программ по половине и более профессий из списка самых востребованных.

Так и получается, что выпускники школ обучаются в колледжах и техникумах своего региона, а потом или устраиваются на низкооплачиваемую работу не по профессии, или уезжают.

Проблему несовпадения образовательных программ и запросов рынка труда призвана решить большая реформа СПО. С этого года запускается новый уровень образования — профессионалитет, параллельно обновляются стандарты действующих программ. Все изменения нацелены на то, чтобы обучать специалистов и рабочих быстрее и качественнее, под потребности экономики. Будут ли готовы работодатели платить таким сотрудникам зарплаты, сопоставимые хотя бы с доходами начинающего специалиста, имеющего диплом вуза, — уже другой вопрос.

Научитесь: Управление современной школой
Узнать больше

Как найти работу после техникума

На рынке труда большой спрос на молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения. Но неплохие шансы устроиться на работу есть и у выпускников средних специальных учебных заведений, окончивших учебу по востребованным специальностям.

Наиболее популярные направления

Различные техникумы предоставляют возможность выбора сразу нескольких направлений, среди которых особым спросом пользуются:

  1. Финансово-экономическое:

  • делопроизводство;
  • бухгалтерский учет;
  • финансы и кредит;
  • экономика;
  • организация производства.
  1. Культура и искусство:

  • дизайн;
  • актерское мастерство;
  • живопись;
  • искусство танца;
  • вокал.
  1. Информационные технологии:

  • компьютерные сети;
  • разработка программного обеспечения;
  • информационные системы.
  1. Гуманитарное:

  • психология;
  • журналистика;
  • международные отношения;
  • государственное и муниципальное управление;
  • менеджмент организации;
  • педагогика.

Самые популярные специальности

Наибольшее количество абитуриентов отдает предпочтение следующим специальностям перечисленных направлений:

  1. Разработка программного обеспечения.

Выпускники с дипломами этого направления трудятся:

  • над разработкой компьютерных программ;
  • систематизацией данных и всех процессов;
  • приемом, обработкой и хранением информации;
  • разработкой сервисов и приложений, предназначенных для бытового использования.

Зарплата хорошего специалиста по разработке ПО достигает ста тысяч.

  1. Экономика.

Экономисты занимаются:

  • изучением хозяйственной деятельности общества и страны;
  • внешними и внутренними экономическими отношениями;
  • повышением эффективности работ;
  • выявлением резервов;
  • предупреждением потерь и непроизводительных расходов;
  • выявлением методов рационального использования всех видов ресурсов.

Хороший экономист может получать около 50 тысяч рублей ежемесячно.

  1. Бухгалтерский учет.

Выпускники получают профессию бухгалтера. В его задачи входит:Выпускники получают профессию бухгалтера

  • учет различной документации в соответствии с местными законами;
  • своевременная оплата налогов фирмы;
  • отслеживание состояния финансов;
  • взаимодействие с клиентами.

Средний уровень зарплат бухгалтера варьируется от 30 000 до 50 000 рублей.

  1. Дизайн.

Работа дизайнеров заключается:

  • в разработке общей концепции проекта и его аудите;
  • оптимизации компонентов проекта и их сочетании;
  • разработке эскизов, макетов и согласовании их с заказчиком;
  • изготовлении макета, 3D-моделировании;
  • разработке чертежей;
  • воплощении проекта в реальность, его коррекции по желанию заказчика.

Начинающие дизайнеры могут получать от 30 до 40 тысяч. Зарплата профессионалов со стажем достигает 100-120 тысяч.

  1. Педагогика.

Работа учителя и воспитателя состоит:

  • в изучении интересов и потребностей подрастающего поколения;
  • умении найти подход к каждому;
  • раскрытии творческого потенциала ребенка;
  • разработке методик работы;
  • обучении детей.

На государственной службе воспитатели получают 15-20 тысяч, учителя – 20-30 тысяч рублей.

Варианты поиска работы после техникума

Найти работу после окончания среднего специального заведения вам помогут четыре простых шага:

  1. создание резюме на сайтах вакансий;
  2. просмотр имеющихся в базе данных предложений;
  3. выбор наиболее интересных и подходящих;
  4. отправка резюме.

Новые резюме просматриваются довольно быстро, поэтому почти сразу приходят предложения от менеджеров по персоналу, которые приглашают на собеседование. Личные встречи помогают понять, в чем будут состоять обязанности, и оценить обстановку в офисе. Пройдя несколько собеседований, можно понять, насколько работа подходит. Сменить направление трудовой деятельности будет несложно, если у вас уже есть определенный жизненный и профессиональный опыт.

В качестве варианта можно рассмотреть работу лаборанта в своем учебном заведении.

Сайты по поиску работы предлагают услуги всем желающим. В резюме следует указать основные сведения о себе, образовании и опыте работы. Многие компании берут на стажировку или временную работу молодых специалистов. На самой первой должности много не заработаешь, но зато можно приобрести ценный опыт, чтобы в дальнейшем построить успешную карьеру.

Устроиться по специальности получается далеко не всегда. Сейчас больше всего требуются работники сферы продаж, так что начинать можно с работы продавца одежды, обуви, косметики и других товаров. Из-за частой смены кадров в сфере розничных продаж самый быстрый карьерный рост – уже через год или два работы в магазине можно стать администратором.

Преимущества стажировок

Еще один способ найти хорошую работу – пройти стажировку, которая предназначена для приобретения опыта, повышения квалификации или определения уровня подготовленности кандидата при приеме на работу. Во время стажировки кандидат получает зарплату.

Существует множество вариантов стажировки за границей. Их преимуществом является получение дополнительных навыков и изучение второго языка.

Экономике не хватает рабочих рук, а выпускники техникумов никому не нужны. Куда идут работать закончившие ПТУ

В этом году мой старший сын закончил техникум. И стал чуть ли не единственным из группы, кто устроился на работу на завод. В 2017 году он поступил в техникум с баллом 3,3 на специальность “Электрик”. В прошлом году поступить с таким низким баллом бесплатно было уже невозможно. На фоне нежелания идти в 10 класс и сдавать ЕГЭ в 2019 году в колледжи пошло рекордное количество выпускников не только 9-х, но и 11-х классов – 906 тысяч человек. Дело дошло до парадокса: в колледжи поступили дети со средним баллом выше “4”, а все “троечники”, не прошедшие по конкурсу, вернулись в 10 класс, из-за чего контингент нынешних выпускных классов резко поменялся в худшую сторону. Что ждёт это огромное количество будущих выпускников станет понятно через два-три года. А что происходит сейчас с трудоустройством ребят, закончивших колледжи и ПТУ?

Экономике не хватает рабочих рук, а выпускники техникумов никому не нужны. Куда идут работать закончившие ПТУ

Ещё когда мой сын только начал учиться в техникуме, на родительском собрании его куратор сказал, что из 30 человек в прошлом выпуске трудоустроился на завод лишь один – парень, который выиграл несколько конкурсов профессионального мастерства. Остальные работают не по специальности.

Почему сложилась такая ситуация? Всё просто: заводов нет, производства нет, неквалифицированные молодые кадры не нужны, а там, где нужны, надо работать за копейки. Вот и выбирают выпускники другую деятельность, где не надо ждать несколько лет, пока наберёшься опыта и начнёшь котироваться как специалист.

Складывается парадоксальная ситуация: государство бесплатно учит выпускников школ, экономике не хватает специалистов, а 61% выпускников средних учебных заведений остаётся без работы.

Что имеет в активе мой сын, закончив техникум? Диплом со специальностью “электрик” и абсолютное отсутствие практических знаний. В действительности в большинстве средних профессиональных учебных заведений учат весьма посредственно. Программы оторваны от реалий, производственная практика часто проходит так, что ученику просто говорят, чтобы он не мешался. Ситуацию усугубил карантин. Последние две производственные практики перед написанием и защитой диплома мой сын проходил заочно, сидя дома и описывая в отчётах какой-то станок. А до этого был на практике на заводе, где выполнял всё, кроме непосредственно работы по электрике, которой и посвящена была практика. Точно также проходила защита диплома – комиссия и студенты встретились онлайн, где первые делали вид, что всё нормально, а вторые делали вид, что они не списывают и не читают дипломы, а рассказывают их наизусть.

В итоге готовенький специалист-электрик попытал счастья на нескольких производствах и устроился доставщиком еды в Яндекс. Также сделали и его одногруппники, потому что мало что умеющие в практическом плане молодые люди не нужны работодателям, а работать 2-3 года практически задаром ради наработки опыта, в то время как их коллеги будут зарабатывать деньги в других местах, они не готовы. В результате большинство одногруппников сына работают всевозможными продавцами: в “Красном и Белом”, в магазинах запчастей, строительных материалов и прочих товаров.

А что же те двое, которые всё-таки устроились на завод? Да всё просто: проработав полгода на доставке, мой сын попал на завод, куда ему помог устроится мой муж. Освободилось место и его взяли, но не электриком, а слесарем – сборщиком. Будет проходить обучение на производстве без отрыва от работы. Вот она, та самая практика, которая должна бы быть во время учёбы в техникуме. Второй парень устроился на кораблестроительный завод тоже по блату. Эти двое очень обрадовали своего бывшего куратора, который обзванивал выпускников с целью узнать, где они работают – ему ведь нужно сдавать отчёт по количеству отучившихся по специальности и трудоустроившихся по ней. Видимо, чтобы оправдать рентабельность этого самого обучения, ведь получается, что эти самые 61% молодых людей учились зря.

Можно ли как-то исправить ситуацию? Вероятно, можно, если учащиеся профтехучилищ будут проводить хотя бы 50% учебного времени непосредственно на предприятиях, занимаясь производственной практикой, как в Германии, например. Но пока предприятия закрываются, а обуза в виде студентов техникумов никому не нужна, ситуация не изменится, а, скорее всего, будет только ухудшаться. 

Если Вам есть, чем поделиться на эту тему, пишите в комментариях! Буду рада обратной связи и подписке на мой канал!

22.09.2020 16:01
Просмотров: 3000

Вопреки расхожему мнению, что без опыта работы устроиться невозможно, диплом о специальном профессиональном образовании может открыть двери в некоторые компании. Возможно, вчерашний студент не будет получать большой оклад и занимать высокую должность, но в качестве старта карьеры попробовать стоит. Если выпускник решил работать по изученной в колледже профессии, ему будет легче освоиться и достичь успехов.

Альтернатива трудоустройству

Перед тем, как устроиться на работу после колледжа, можно рассмотреть варианты заочного обучения в институте. Это отличный способ совмещения рабочей деятельности и продолжения учебы. Диплом о высшем образовании дает больше привилегий при дальнейшем трудоустройстве. Даже если удастся найти хорошую работу после колледжа, окончание университета – пропуск к высокой должности и хорошей зарплате.

Еще один вариант – усердная учеба и красный диплом. Если студент блестяще закончил колледж, он может поступить в ВУЗ по ускоренной программе на бюджетное отделение. В таком случае его альтернативой заработной плате станет стипендия, выплачиваемая государством за прилежное обучение. При желании можно претендовать на повышенную и президентскую стипендии.

Куда пойти работать после колледжа

Решить вопрос, куда пойти работать после колледжа, можно несколькими способами:

  • Остаться на месте прохождения практики. Каждый ссуз отправляет своих студентов на производственную практику для закрепления полученных знаний. В среднем стажировка длится несколько месяцев. Если за это время зарекомендовать себя с хорошей стороны и понравиться руководству, можно продолжить работу в этой организации.
  • Пойти по распределению. Многие колледжи сотрудничают с работодателями и рекомендуют своих лучших учеников в качестве работников. Если студент проявлял рвение в учебе и показал хорошие знания, ему предложат работу сразу после получения диплома.
  • Составить список компаний, работающих в отрасли полученной профессии. Например, если выпускник колледжа стал специалистом по медицинской оптике, он может связаться с профильными мастерскими и магазинами оптики города, чтобы предложить свои услуги.
  • Стать учеником. Можно продолжить обучение непосредственно у мастера и по завершению работать вместе с ним. Окончив обучение бухгалтерскому учету, можно стать помощником бухгалтера, окончив юридический колледж, можно стать помощником юриста. Аналогично можно стать помощником логиста, ассистентом стоматолога и многих других специалистов.
  • Работать не по специальности. По достижении совершеннолетия молодой человек может занять должность, не требующую навыков и квалификации, и добиться успехов и карьерного роста.
  • Открыть свое дело. Стать владельцем небольшого бизнеса и самостоятельно его развивать можно сразу после колледжа. Например, делать массаж дома, оказывать услуги косметолога, организовать небольшую компанию грузоперевозок, предоставлять юридические консультации, работать бухгалтером-фрилансером и многое другое. Сегодня каждый может пробовать себя, искать свое дело и зарабатывать талантом.

Если профессия в колледже была выбрана осознанно, даже после получения среднего специального образования можно успешно работать и зарабатывать. Косметолог-эстетист, менеджер по туризму, помощник бухгалтера, коммерсант – должности, не требующие обязательного получения высшего образования.

Можно ли работать за границей после окончания ссуза

Иногда после длительных и безрезультатных поисков нужной вакансии молодой человек отчаивается устроиться в родном городе или в стране. Невысокая зарплата, неприемлемые условия труда, отсутствие гарантий и должного отношения со стороны работодателей вынуждают отправляться на поиски лучшей жизни. Нередко бывшие студенты, которые не могут быстро найти работу своей мечты, обращаются в агентства по подбору персонала за рубежом и уезжают на заработки.

В этом решении есть свои плюсы:

  • Достойная оплата труда. Заграничные компании готовы платить за труд в несколько раз больше наших.
  • Возможность увидеть другие страны. Выходные дни можно использовать в качестве небольших турпоездок по новой местности.
  • Фиксированные условия. Компании по подбору персонала сразу предупреждают о роде деятельности, сложностях и условиях проживания.
  • Возможность заработать на жилье или обучение. Часто молодые люди тратят заработанные за несколько месяцев деньги на оплату ВУЗа и получение высшего образования.

В качестве временной подработки – это отличный вариант.

Колледж инновационных технологий и сервиса «Галактика» в Москве с момента поступления ученика после 9 или 11 класса школы и до выпускного заботится о его будущем. Освоение актуальной и востребованной профессии – гарантия трудоустройства и достойного заработка. В учебном заведении представлены специальности, позволяющие работать сразу после завершения обучения и быть уверенным специалистом в своей отрасли.

Востребованные профессии после колледжа: выбираем специальность и учебное заведение

Окончание 9 и 11 классов – ответственный рубеж, когда школьники стоят перед выбором будущей профессии. Для получения диплома можно поступить в среднее или высшее учебное заведение. В колледжах осваивают специальности не только бывшие 9-классники, но и часть выпускников старшей школы. После обучения можно сразу начать работать, или продолжить обучение в вузе.

Вопреки стереотипам, многие специальности в колледжах могут заинтересовать 11-классников: дизайнер, учитель начальных классов, стилист-визажист, бухгалтер и другие. Средние учебные заведения сейчас предлагают студентам разнообразные формы обучения, в том числе и дистанционную.

Популярные профессии, которые можно получить в колледже

Уже после 9 класса можно начать делать первые шаги к профессии своей мечты. Но подойти к выбору направления нужно ответственно, чтобы в последствии не разочароваться. Что важно узнать о колледже перед поступлением:

  • квалификацию учебного заведения;
  • количество бюджетных мест;
  • стоимость обучения;
  • формы обучения;
  • уровень квалификации преподавателей.

Полезно будет изучить информацию на официальном сайте, посетить заведение в день открытых дверей, найти отзывы выпускников на студенческих форумах.

Сфера услуг и строительство

В то время как стремительно растет количество юристов и экономистов, наблюдается нехватка представителей сферы услуг и рабочих специальностей, которые всегда востребованы. Например, хороший визажист, строитель или портной – никогда не останутся без работы.

Визажист

Визажист – специалист в области макияжа. Часто визажисты приобретают дополнительную квалификацию «стилист» или «парикмахер» и могут создать полноценный образ клиенту: подобрать гардероб, сделать прическу и make-up.

Визажист-косметолог научит основам ухода за лицом и подберет косметические средства. Но этот мастер может только консультировать, такие процедуры как чистка лица или уколы красоты может делать только косметолог с медицинским образованием.

Освоить специальность можно в таких учебных заведениях:

  • колледж Инновационных Технологий и Сервиса «Галактика»;
  • Первый Московский Образовательный Комплекс;
  • технологический колледж № 24.

Заработки новичков довольно скромны, но по мере приобретения опыта можно обзавестись постоянными клиентами, нужными знакомствами и выйти на хороший уровень. Профессия сейчас очень востребована.

Строитель

Каждый год в нашей стране возводят большое количество жилых комплексов, торговых и бизнес центров, коттеджных поселков, промышленных предприятий. Поэтому строительные специальности очень популярны.

Пройти профессиональное обучение можно в :

  • Академии управления городской средой, градостроительства и печати;
  • образовательном комплексе градостроительства «Столица»;
  • колледже архитектуры и строительства № 7.

Строитель – это собирательное название для многих отдельных специальностей: кровельщик, маляр, штукатур, инженер-конструктор, плотник. Есть как узкопрофильные мастера, так и специалисты широкого спектра.

Образовательные специальности

После училища или колледжа можно сделать хорошую карьеру в сфере образования. Учителя начальных классов и воспитатели детских садов очень востребованы. Школы с радостью принимают молодежь.

Учитель начальных классов

Преподаватели 1-4 классов всегда найдут работу по специальности. К тому же, можно открыть частные курсы и заниматься подготовкой детей к школе. Будущие учителя изучают методики преподавания каждого предмета в отдельности, а также проходят практику в несколько этапов. На последнем курсе – это непрерывная практика в школе.

Стать учителем можно в таких средних учебных заведениях:

  • педагогический колледж № 15;
  • Истринский колледж Государственного гуманитарно-технологического университета;
  • Московский городской педагогический университет.

При поступлении абитуриентам предлагают выбрать дополнительное направление. Чаще всего это английский язык, музыка, хореография или физическая культура. Если в планах студента – получение высшего образования, эти предметы можно впоследствии преподавать в среднем и старшем звене.

Воспитатель детского сада

Воспитатель может работать в государственном или частном детском саду или детском клубе. Получить эту специальность можно в таких колледжах:

  • педагогический колледж № 1 им. Ушинского;
  • педагогический колледж № 9 «Арбат»;
  • педагогический колледж № 13 им. С.Я. Маршака.

Также воспитатель с легкостью найдет работу няней для ребенка, в качестве подработки или основного вида деятельности.

Информационные технологии

Еще одна группа востребованных специальностей связана с IT-сферой, которая сейчас развивается очень быстро. IT-специалист – обобщенное понятие, которое включает в себя представителей разных профессий. Стать программистом, веб-дизайнером или системным администратором можно после училища.

Программист

Программисты занимаются разработкой компьютерных программ и дополнений к ним, устранением неполадок. Они хорошо зарабатывают даже со средним образованием, работают в IT-компаниях, web-студиях, исследовательских центрах или фрилансерами.

Стать программистом, а также пройти производственное обучение можно в колледжах:

  • Университетский колледж информационных технологий;
  • колледж связи № 54;
  • колледж Информатики и программирования финансового университета при правительстве РФ.

Всех специалистов условно делят на прикладных, системных и web программистов. Первая группа разрабатывает программные обеспечения – игры, программы для бухгалтерского учета, мессенджеры. Вторая – работает с операционными системами, сетями, базами данных. И, наконец, web-программисты пишут программные составляющие для Интернет-ресурсов.

Системный администратор

Каждой организации сейчас нужен системный администратор. В его обязанности, как правило, входит обеспечение работы штатной компьютерной техники, своевременная установка и обновление программ, устранение неполадок.

Готовят сисадминов в следующих учебных заведениях:

  • Столичный колледж Информационных технологий;
  • колледж МГУПИ;
  • Московский финансово-экономический колледж КЭСИ.

В сфере IT не хватает специалистов, поэтому стоит задуматься над изучением этой области знаний.

Все вышеперечисленные профессии могут принести хороший доход. Не обязательно всю жизнь работать на кого-то, можно со временем организовать свой бизнес: открыть курсы по подготовке к школе, строительную фирму или салон красоты. Конечно, сначала придется потрудиться, чтобы заработать хорошую репутацию грамотного специалиста.

Вуз после колледжа: что нужно знать

После окончания колледжа можно сразу начать делать карьеру. Многие предпочитают продолжить обучение в вузе заочно или дистанционно, сочетая учебу с работой. По многим направлениям возможно сокращенное обучение после колледжа. Чаще всего это качается колледжей при университетах и институтах. Студенты-выпускники в таком случае поступают сразу на 3-4 курс. Иногда не требуется даже сдавать экзамены. Все зависит от внутренних правил вуза. Некоторые после 11 класса поступают в университет и колледж одновременно и получают сразу 2 диплома.

При выборе будущей специальности нужно хорошо прислушаться к себе, а не ко мнению окружающих: родственников, друзей, одноклассников. Обратите внимание на свои увлечения и интересы, на то, что хорошо дается. Также стоит представить желаемый график работы: строгий офисный или свободный. Изучите перспективы выбранных профессий, будут ли они актуальны в будущем? Это поможет двигаться в правильном направлении.

Добавить комментарий