Как найти работу учителя в германии

Как иностранцу подтвердить диплом учителя в немецкой школе

Как подтвердить диплом школьного преподавателя в Германии и что из себя представляет процесс получения немецкого диплома педагога.

Школьный учитель в Германии — уважаемая и высокооплачиваемая профессия. В зависимости от опыта и уровня преподавания, немецкий педагог в школе зарабатывает от 40000€ в год в начале карьеры до 70000€ на пике. Студенты часто выбирают специальность за перспективу и надёжность в трудоустройстве. Стоит получить место в государственном образовательном учреждении — и жизнь входит в успешную колею до самой пенсии! Статус неувольняемого, низкие налоги, дешёвая частная медицинская страховка — немногое из того, что делает профессию преподавателя столь привлекательной.

Образовательная программа

В Германии программа обучения учителей отдана на откуп землям. Говорить о каком-то едином немецком процессе можно только в общих чертах. Детали и тонкости определяются конкретной земельной образовательной программой и законами. Это касается и процесса признания иностранных дипломов. В разных землях подтверждением педагогического образования занимаются разные учреждения и требования к дипломам разнятся.

Ниже приведена общая информация о профессии школьного преподавателя в Германии. Детально разбирайтесь с положением дел по месту проживания.

В Германии гуманитарные ВУЗы перешли на болонскую систему. Этапы обучения укахагы в контексте этой образовательной концепции.

Преподавание разделено на три уровня, условно: начальный, средний и высший. Каждый уровень требует от педагога соответствующей подготовки.

Primarstufe позволяет преподавать в Grundschule — первые 4 класса немецкой школы. Обучение включает минимум 7 семестров с особым упором на педагогические и дидактические дисциплины. Содержательно курс содержит свыше 210 пунктов по европейской системе подсчёта знаний полученных студентом European Credit Transfer System – ECTS. С первого курса многие ВУЗы обязывают студентов проходить практику в школах. Специализация учителя включать два предмета или больше.

Возможность выбора пары предметов, которые будет преподавать педагог, зависят от конкретного места обучения. Во всех федеральных землях допускается следующий выбор:

  • математика и немецкий;
  • рисование, музыка и физкультура;
  • Sachunterricht.

Последний предмет — что-то вроде природоведения, социологии, географии, истории и даже немножко физики вместе взятых. В разных землях содержание предмета сильно отличается. В рамках этого курса школьникам дают общее представление об окружающем мире.

Остальные предметы, например, иностранные языки, остаются на усмотрение земель. По окончании обучения необходимо сдать письменную работу, которая доказывает способность к самостоятельной профессиональной деятельности. По итогам работы выдаётся свидетельство о получении высшего образование или зачёт первого госэкзамена.

Sekundarstufe I позволяет вести уроки во всех школах и гимназиях до 9-10 классов. Минимальное количество семестров и пунктов ECTS также составляет 7 и 210. Программа обучения такая же, как для преподавателей начальной школы, но упор делается на два основных предмета, количество часов по которым по отношению к общеобразовательным занятиям составляет 2 к 1. Допустимо получить Sekundarstufe I и Primarstufe одновременно.

Преподаватели Sekundarstufe II преподают:

  • В 10-13 классах. В зависимости от земли и конкретной школы число классов отличается.
  • В профессиональных училищах и вечерних гимназиях для взрослых.

Для получения уровня необходимо закончить бакалавриат и магистратуру. В сумме стандартное обучение занимает 9-10 семестров и 270-300 пунктов ECTS. Плюс государственный экзамен или магистерская работа. Два предмета, которые будут преподаваться учителем, изучаются минимум на 90 ECTS баллов.

Berufliche Bildung — профессиональный учитель. Преподаёт предметы, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Например, учит будущих поваров готовить еду. Необязательно быть учителем по образованию. Допускается преподавание опытными профессионалами.

Sonderpädagogik — учитель, который после окончания образования, получает дополнительные навыки для работы с инвалидами или душевнобольными детьми.

Признание иностранных дипломов

Диплом педагога из другой страны теоретически можно признать в Германии. Однако, получение педагогического диплома регулируется на уровне земель. Признание в масштабах страны не рассматривается. А в каждой немецкой земле свои правила признания иностранных дипломов школьного учителя. В некоторых землях вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС.

Чтобы устроиться на работу в государственную школу в Германии, запасайтесь терпением.

Ожидается, что учитель говорить на очень хорошем немецком, независимо от предмета, который он преподаёт. Поэтому прежде чем пытаться найти работу в школе в Германии, придётся обзавестись сертификатом знания немецкого на уровне С1. Некоторые федеральные земли требуют сертификат С2 не менее 80%.

Чтобы отправить диплом на проверку, надо определиться с землёй. Затем, через государственный сайт признания профессий найти организацию, ответственную за признание диплома учителя в регионе. Им надо предъявить паспорт, диплом, подтверждение опыта и свидетельства повышения квалификации. Могут потребовать прочие дополнительные бумаги.

Процедура оценки и сравнения образования стоит 150-1000€. По времени процесс занимает 1-3 месяца.

Школьный учитель в Германии обязан уметь преподавать 2 предмета. Поэтому, если в дипломе указан только один, для полноценного подтверждения профессии придётся доучиваться на второй.

Преподаватель начальных классов обязан иметь одним из предметов немецкий. Но за границей немецкий учат, как иностранный. Для мигрантов-учителей с дипломом преподавателя немецкого прямой путь в Grundschule обычно закрыт.

Процесс подтверждения дипломов, полученных за границей ЕС, такой. Сначала каждый предмет в программе сравнивается с соответствующим ему немецким. Смотрят не только на содержание, но и на количество часов и семестров. Ожидается минимум 4 года бакалавриата и 2 магистратуры. Если в этом отношении всё в порядке, с таким подтверждением уже можно устроиться работать в школе.

Когда содержание программы обучения не соответствует немецкому, диплом подтверждают частично. Если программа в целом подобна немецкой, но в дипломе преподавателя указан только один предмет, тоже придётся пройти дополнительное обучение или сдать экзамен. Для допуска к проверке экстерном необходимо провести открытый урок и коллоквиум, сдать тест на знание юридического школьного права.

ВАЖНО: пересдавать экзамен не разрешается! Придётся пройти практику.

Дообучение длится от 12 месяцев. Срок зависит от решения по рассмотрению диплома. Учёба состоит из теоретической и практической частей. Иностранец посещает семинары по своим предметам, педагогике и школьному праву. Параллельно ведёт уроки в школе около 12 часов в неделю. Во время практики проводятся открытые уроки по изучаемым предметам. Количество обязательных открытых уроков сообщают на государственном семинаре. Все успехи суммируются и в итоге выводится общая оценка за практику, которая приравнивается к экзамену.

В случае успешного прохождения практики выдаётся лицензия или разрешение на педагогическую деятельность в Германии. На основании данной бумаги можно устроиться на работу в школу.

Учительница иммигрантка учит немецких детей

Иностранцу непросто занять вакансию учителя в Германии, хотя мест предостаточно.

Наиболее лояльно относятся к иностранным преподавателям математики и физики. Германия испытывает недостаток таких учителей в школах. При достаточном уровне немецкого, допускают приём на работу даже без второго предмета. Но не на место учителя, а в качестве практиканта или ассистента на низкую ставку. Никто не запрещает параллельно работе подготовиться к проверке на второй предмет и получить полноценное подтверждение соответствия образования немецкому педагогическому.

Без подтверждённого диплома иностранец вправе работать в частных школах, либо в государственных, но в качестве помощника-репетитора. В частные школы попасть сложнее. Там требования к уровню преподавания обычно повыше. В обоих случаях преподавателю без диплома, сравнимого с немецким, предложат срочный контракт, что сильно усложнит процедуру продления визы.

До сдачи экзамена не считается, что иностранец работает учителем. Ассистенту или практиканту могут платить зарплату, например, 1400€ в месяц, из которых необходимо ещё платить социальные взносы. И это неплохо. Иногда место для практики предоставляется бесплатно или с доплатой за обучение.

Нехватка учитилей в Германии

Согласно исследованию фонда Бертельсманна, к 2025 дефицит учителей в Германии достигнет 35000 позиций. На следующие годы запланировано увеличение количества школ полного дня Ganztagsschulen. По подсчётам фонда, нынешних студентов, изучающих педагогику в университетах, не хватит для заполнения пробелов.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105000 учителей начальной школы, из которых 60000 новых преподавателей призваны заменить уходящих на пенсию, 26000 компенсируют увеличение числа учащихся, 19000 — развитие Ganztagsschulen.

Но за этот период немецкие университеты подготовят только 70000 преподавателей, что и приводит к разнице в 35000 учителей начальных классов.

Учительница начальных классов в Германии

В ближайшие годы в немецких начальных школах нехватка педагогов станет проблемой.

Председатель Bertelsmann-Stiftung Йорг Дрэгер призвал правительство искать решение проблемы. В настоящее время в Берлине лишь 28% начинающих учителей — обученные педагоги начальной школы. Остальные — преподаватели старших классов или вообще Quereinsteiger — люди, сменившие профессию.

Ассоциация начальных школ Grundschulverband предупреждает о «драматических» последствиях сложившейся ситуации для учеников.

«Младшие классы должны оставаться абсолютным табу для учителей-дилетантов».

В первые годы школы закладываются основы для дальнейших успехов или неудач в учебе. Исправлять безграмотность в старших классах сложнее.

Одним из вариантов решения проблемы, предложенным исследователями, является повышение мотивации людей, занятых на неполный рабочий день и пенсионеров. Частично занятым педагогам советуют предоставить возможность совмещать семью и работу. Их детям надо обеспечить места в детских дошкольных учреждениях, а самих учителей разгрузить от работы, которая не относится напрямую к образованию.

Чтобы заинтересовать пенсионеров продолжать педагогическую деятельность, рекомендуется увеличить верхнюю границу дополнительного заработка, что позволит учителям со стажем получать и зарплату, и пенсию. В некоторых землях уже применяется финансовое стимулирование. Педагоги-пенсионеры земли Северный Рейн-Вестфалия получают десятипроцентное увеличение зарплаты или повышенную пенсию, продолжая работать. А в Саксонии предлагают надбавку в 800€ при переезде в регион, в котором не хватает учителей. Поощряется также переобучение на недостающие специализации или работа после 63 лет.

04-12-2021, Степан Бабкин

Учитель в немецкой школе – это очень уважаемая, престижная и высокооплачиваемая профессия. В зависимости от квалификации, образования и опыта работы учитель может получать от 40000 евро в год при старте карьеры до 65000 евро на пике. Среди молодежи профессия учителя достаточно популярна потому, что по их мнению, она является одной из самых надежных. Для того, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни до пенсии, нужно получить место в государственном учебном заведении.

Престижная должность учителя в Германии: берут ли иностранцев, какие специалисты востребованы

В профессии учителя в Германии много всего привлекательного. Это низкие налоги, статус неувольняемого, дешевая медицинская страховка и многое другое, что делает профессию учителя престижной и желанной.

Образовательная программа

Как и в России в Германии все образование разделено на три уровня: начальный, средний и высший. И каждый уровень преподавания требует от педагога соответствующей квалификации. Обучение преподавателя начальной школы предполагает минимум 7 семестров с особым упором на педагогические и дидактические дисциплины. Курс обучения должен в себя включать не менее 210 пунктов по европейской системе подсчета знаний (ECTS). Уже начиная с первого курса будущие педагоги должны проходить практику в школах. Специализация должна включать два основных предмета, которые будет преподавать педагог. Преподавателям, планирующим работать в средней школе, придется окончить бакалавриат и магистратру, при этом два основных предмета должны быть изучены минимум на 90 баллов по ECTS. Следующая ступень – профессиональный учитель, которые проедает предметы, связанные с будущей профессией. Это может быть как учитель по образованию, так и просто человек с обширным профессиональным опытом.

Престижная должность учителя в Германии: берут ли иностранцев, какие специалисты востребованы

Признание иностранных дипломов

Иностранцам этот вопрос всегда интересен, признают ли немцы его диплом, полученный в другой стране. Однозначно для всех случаев ответить на этот вопрос нельзя. В каждом отдельной регионе Германии работают собственные законы в этой области. На некоторых землях Германии вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС. В некоторых регионах требования к иностранным преподавателям более лояльные, но при этом потенциальный учитель должен владеть немецком на очень хорошем уровне, вне зависимости от дисциплины, которую он преподает. Для работы в школе придется получить сертификат знания немецкого на уровне С1.

Планируете уехать в Германию? Подтянуть немецкий никогда не помешает! Приходите на бесплатный урок по изучению немецкого языка в школу MELENE.ru, а также получайте скидки на весь курс обучения

Престижная должность учителя в Германии: берут ли иностранцев, какие специалисты востребованы

Какие иностранные специалисты востребованы

Помимо отличного владения немецким языком учитель в Германии должен уметь преподавать как минимум два предметы. Поэтому если в дипломе указан только один предмет, то придется доучивать второй. Для преподавателя начальных классов один из предметов должен быть немецкий язык. Но так как за границей учат немецкий язык в качестве иностранного, то в Германии такой диплом не признают, поэтому начальная школа для иностранных преподавателей закрыта. Наиболее лояльно относятся к иностранцам, которые преподают физику и математику, потому что Германия испытывает недостаток таких учителей. При должном уровне владения немецкий учителя с такой квалификацией могут принять на работу даже без второго предмета, но не на место учителя, а в качестве ассистента.

Помогите сделать наш канал еще интереснее! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и пишите в комментариях какие темы вам еще интересны!

С 2019 года проблему нехватки учителей хотели решить возвратом на работу учителей на пенсии, а также привлечением на педагогическую работу лиц смежных специальностей. Как обстоят дела в 2023 году?

В Германии в школах и профессиональных училищах работает более 800 000 учителей.

В 2022 году в Германии насчитывалось почти одиннадцать миллионов школьников. Сейчас в них обучается более 150 000 учеников из Украины.

Вакансии школьного учителя

Из-за нехватки учителей, в Германии резко возрастет количество вакансий на место учителей в начальных школах. Ситуация печальна и драматична.

В 2019 году ожидали, что к 2025 году будет не хватать на 11000 педагогов. Такова точка зрения исследования, проведенного Фондом Gütersloher Bertelsmann-Stiftung.

Начальная школа без учетелей

Основной недостаток кадров ожидают в начальных школах.

Согласно прогнозу, к 2025 г. дефицит в учителях начальной школы составит по меньшей мере 26 300 преподавателей. Эта цифра на 11 000 человек больше, чем прогнозировалось на Конференции министров образования в 2018 году.

Опрос 2023 года показывает, что в Германии вакантны более 12 000 учительских мест.

Президент Ассоциации немецких учителей Хайнц-Петер Майдингер считает, что количество вакансий в Германии на начало 2023 года составляет от 32 000 до 40 000 человек. Поэтому, Ассоциация учителей считает, что проблема гораздо серьезнее, чем предполагает официальная статистика.

В качестве возможных краткосрочных мер по «обеспечению надежного снабжения уроками» могут приглашать замещающих учителей, а «в отдельных случаях также слияние школьных классов».

Какие земли нуждаются в учителях больше всего?

Министерства образования федеральных земель сообщили о ровно 12 341 вакансии учителей в начале 2023 года.

Согласно информации, в Сааре, Рейнланд-Пфальце, Бранденбурге и Баварии не занятых вакансий нет, а в Гессене даже наблюдается переизбыток.

С другой стороны, в самой густонаселенной земле Северный Рейн-Вестфалия не хватает более 8000 учителей, в Шлезвиг-Гольштейне — более 2000, в Саксонии-Анхальт и Берлине — более 800, а в Саксонии, Баден-Вюртемберге. и Нижняя Саксония более 400 учителей.

Опрос провела редакционная сеть Германии (RND) в 16 федеральных землях.

Почему нехватает учителей?

Анализ, проводимый Фондом Бертельсмана в 2019 году, основан на последних данных о демографическом развитии, опубликованных Федеральным статистическим управлением.

Дирк Зорн, эксперт по школьному образованию Фонда Бертельсмана, объясняет:

У детей так называемых «бэби-бумеров» есть собственные дети, а рождаемость с 2012 года для демографов неожиданно значительно выросла. Именно это дает такой динамичный прирост количества школьников.

В 2022 году увеличилось количество детей школьного возраста — украинских беженцев.

Также называют другие причины:

  • Общая нехватка квалифицированных рабочих сказывается и на школах.
  • По данным Федерального статистического управления, несмотря на нехватку кадров, все больше учителей предпочитают работать неполный рабочий день. В 2020/2021 учебном году почти 40 процентов не работали полный рабочий день, что является самым высоким показателем за десять лет.
  • По данным Конференции министров образования (KMK), увеличение числа рождений и иммиграции приводит к увеличению числа школьников.
  • Политические решения, такие как расширение школ полного дня, спецификации для включения или языковая поддержка, еще больше увеличивают потребность в персонале в школах.
  • По-прежнему существует риск нехватки персонала из-за правил по заболеванию и изоляции в случае коронной инфекции. Беременные учителя также отсутствуют, потому что им почти везде запрещено работать из-за коронавируса.
  • Круг лиц, сменивших карьеру, и второстепенных абитуриентов сокращается.

Пенсионеров будут брать на работу в школе

Как сообщало RBB в начале января 2023 года со ссылкой на министра финансов Берлина Яну Боркамп, около 10 000 учителей уйдут на пенсию в ближайшие четыре года по возрасту. Это примерно каждый третий учитель столицы.

В конце января ученые-педагоги из консультативного совета при KMK хотят представить рекомендации по этой теме.

По данным их министерств образования, федеральные земли используют разные подходы к противодействию нехватке учителей.

Например, каждой федеральной земле важно выполнить следующие условия:

  • создать условия для продолжения работы пенсионеров;
  • сократить неполную занятость, за счет лучшей поддержки педагогов;
  • подготовить людей, не имеющих ученой степени, к работе в начальной школе;
  • хедхантерам поручают искать работников.

Профсоюз учителей за увеличение учебной квоты

Профсоюз учителей (GEW) еще в 2019 году призывал федеральные земли сделать больше для решения проблемы нехватки учителей. В долгосрочной перспективе Конференция министров образования должна обеспечить, чтобы земли предоставили в ВУЗах больше мест для обучения профессиям учителей начальных школ.

Как стать учителем в Германии беженцам и специалистам без педагогического образования?

Стать учителем в Германии сложно. Поэтому, необходимо улучшить квалификацию и финансово поддерживать многочисленные программы Quer- und Seiteneinsteiger (пришедшие специалисты из смежных специальностей или переквалифицированные). Об этом ниже.

Подобные послабления в сентябре 2019 получили лица, находящиеся в Германии,  в статусе беженцев.

Специалисты из смежных специальностей могут стать учителями (Quer- und Seiteneinsteiger)

Выпускники университетов и колледжей, получившие ученую степень по срочно необходимым предметам или специальностям, имеют возможность перейти работать в школы. Из-за нехватки учителей, большинство федеральных земель, разрешают переквалификацию или работу с детьми без педагогического образования. Например, по предметам математики, музыки и естественных наук, специалисты, которые еще не завершили курс подготовки учителей, но уже имеют «за плечами» другие квалификации — будут допущены работать с детьми.

Исходя из выше указанных мнений о нехватке учителей, можно сделать определенные выводы:

  1. В Германии не хватает учителей.
  2. В профессию смогут вернуться педагоги-пенсионеры.
  3. Федеральные земли будут расширять возможности для будущих учителей предоставляя финансовую поддержку и дополнительные места в ВУЗах.
  4. У желающих специалистов смежных специальностей — появится больше возможностей стать педагогом используя программы Quer- und Seiteneinsteiger.
  5. Профессия школьного учителя станет еще более востребованной, со всеми вытекающими преференциями.

*Впервые материал был опубликован 11.09.2019.

Для начала надо сказать, что не все дипломы нужно признавать. Все зависит от вашей специальности. Дело в том, что существует понятие «регламентированной профессии», которое означает, что она должна полностью соответствовать немецким стандартам. Для таких специалистов признание диплома обязательно. Список профессий довольно длинный, но могу выделить основные три: учитель, юрист и врач. Для работы по «нерегламентированной» профессии признания диплома не требуется.

Фото: dolgachov / Bigstock.com

Фото: dolgachov / Bigstock.com

Моя профессия — преподаватель — входит в число «регламентированных», т.е. обязательных к признанию. Прежде всего потому, что в России, как правило, учитель преподает лишь один предмет. В Германии же учитель владеет как минимум двумя предметами, причем их сочетание зачастую весьма экзотично: география и спорт, английский и химия. Поэтому наш диплом соответствует местным требованиям не полностью. Чего не хватает? Это надо выяснять в ходе процедуры признания диплома (нем. Anerkennung). За признание отвечают специальные институты. Далее я буду рассматривать признание именно педагогического диплома и именно в Берлине, поскольку в каждой земле Германии есть свои особенности этой процедуры.

Имея законченное высшее педагогическое образование, опыт преподавания и большое желание двигаться дальше, на первых порах я столкнулась с реакцией «бывалых» соотечественников, которые советовали забыть о работе по специальности здесь: «Работать иностранке в немецкой школе? Это невозможно!», «Поверьте моему двадцатилетнему опыту…» и мое любимое «Ваш диплом здесь не признают с о в с е м!» Так что можете пропустить этот этап и сразу переходить к делу.

Для начала проверяем статус нашего вуза в специальной базе данных Anabin. Высшая оценка — Н+. Убедившись, что все в порядке, готовим пакет документов. И вот здесь есть несколько вариантов развития событий.

Первый вариант — признать диплом в соответствии с законодательством родной страны (в моем случае — Российской Федерации). Как мне объяснили, это давало бы мне право работать в частных организациях. Например, как носителю русского языка преподавать в Europa Schule. Еще можно признать диплом как эквивалент немецкого «абитура» (то есть полного среднего образования). Этот вариант подходит тем, кто хочет выучиться на совсем другую специальность.

Второй вариант — оценка диплома посредством Kultusministerkonferenz (KK). Эта организация рассматривает ваш диплом не как конкретно педагогический, а в общем, как диплом о высшем образовании, и дает подтверждение того, что вы можете (или не можете) работать в Германии. Стоимость услуги — 200 евро.

Вот история некоего Луиса из Аргентины:

«Я по образованию учитель физкультуры (нем. Sportlehrer). В KK мне сказали, что я могу работать в немецкой школе в качестве Quereinsteiger (новичка). Дали адреса сайтов, где я могу найти вакансии. Первое собеседование в одной приватной школе в пригороде Берлина прошло успешно, и уже с августа я буду работать у них учителем спорта. Еще я обязуюсь во время моей работы в школе параллельно учить немецкий язык до уровня C2».

Узнайте, есть ли такая программа для учителей в вашем регионе!

Третий вариант — признание диплома через специальное «педагогическое» ведомство — Senatsverwaltung für Bildung, Jugend und Wissenschaft (этот вариант выбрала я). Позволяет узнать, во-первых, насколько ваша специальность в принципе соответствует специальности педагога. Во-вторых, насколько ваша иностранная специальность соответствует немецкой системе. Стоимость услуги — 50 евро (краткий ответ) или 200 евро (решение и дальнейшие рекомендации).

Алгоритм моих действий был таков.

  1. Отправила по почте пакет документов, указанный на сайте: заполненное заявление (нем. Antrag auf Anerkennung), перевод дипломов, биография в табличной форме (нем. Lebenslauf) и другое. С полным перечнем документов можно ознакомиться в брошюре ведомства.
  2. Через четыре (!) месяца мне пришел ответ. Будьте к этому готовы и используйте время, чтобы подтянуть язык. Я предполагала, что мне потребуется доучивать второй предмет в немецком вузе, поэтому за это время сдала Test DAF, необходимый для поступления.
  3. Вопреки всеобщему недоверию, первый предмет — английский язык — мне признали полностью. Второй предмет — немецкий язык — мне признали частично. Т.е., добрав необходимые 30 пунктов (система оценок в немецком вузе), я теоретически могла бы преподавать немецкий язык в немецкой школе (нем. Sekundarschule II) и гимназии. Там же в письме мне давались конкретные рекомендации по поводу моего дальнейшего обучения. Получить заветные 30 пунктов можно двумя способами: обучаясь в университете как студент или сдавая экзамены в статусе «свободного слушателя» (нем. Gasthörer). Это зависит от конкретного учебного заведения и специальности.

Два предмета, а также сданный тест на знание немецкого языка на уровне С2 (Großes Goethe Zertifikat) открывают вам двери в немецкую школу, но пока лишь в качестве практиканта, который должен пройти преддипломную практику (Referendariat). Путь непростой. Но самое главное, что он — возможный. Проверено на собственном опыте.

И напоследок несколько полезных ссылок:

  • База данных Anabin
  • Информационный портал о признании иностранных дипломов Anerkennung in Deutschland
  • Признание иностранных дипломов (информация Bundesamt für Migration und Flüchtlinge на русском языке)
  • О признании диплома учителя в Берлине (информация Senatsverwaltung für Bildung, Jugend und Wissenschaft)

Читайте также:


Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Вотсапнуть

Класс

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Вотсапнуть

Класс

Добрый день, уважаемые сотрудники журнала “Партнер”.
Обращаюсь к вам за консультацией в вопросе профессиональной интеграции в Германии.
Я имею российский диплом учителя, который признан лишь наполовину (только один предмет из двух), т.е. для работы учителем надо доучивать второй предмет. На сегодня у меня такой возможности нет (я одна воспитываю ребенка, получаю пособие ALG II, да и знание языка пока не позвоволяет учиться в университете).

Пытаюсь найти варианты переобучения на воспитателя или другую специальнось по работе с детьми. Мне 41 год, вероятно поэтому получаю вежливые отказы. Подскажите пожалуйста, есть ли в Дортмунде организации (кроме арбайтсамта и джобцентра), в которые можно обратиться  за конкретной информацией по перспективе моей профессиональной деятельности. Третий год мы живем в стране, а куда обращаться для реального обкчения и трудоустройства-я не знаю.
С уважением,
Ваша читательница

Ключевые слова (Keywords)

Внесите 3-5 ключевых слов, разделяя их запятыми.

Короткое описание (Description)

Внесите текст до 167 знаков.

Добавить комментарий