Как найти работу в геймдеве (и где угодно ещё)
Уровень сложности
Простой
Время на прочтение
9 мин
Количество просмотров 9.8K
Интро
Где искать вакансии
Отклик
Резюме
Сопроводительное письмо
Портфолио
Тестовое задание
Собеседование
Обратная связь
Интро
Привет! Меня зовут Артём, я руководитель инди-студии perelesoq. В этой небольшой статье мы с коллегами расскажем про то, как найти работу в геймдеве.
У нас нет рекрутера, эйчара и даже странички на hh, но за 4 года существования студии мы накопили много практического опыта по найму самых разных ребят. Вот каких результатов можно достичь, если специалисты и проект нашли друг друга:
https://store.steampowered.com/app/1568970/Torn_Away/
Уверены, этот материал окажется полезным не только в рамках нашей сферы. Приводимые здесь советы универсальны.
Где искать вакансии?
В разработке игр как и любых других сферах есть крупные известные компании и маленькие. Крупные геймдев-компании давно базируются на привычном hh.ru. Наш четырёхлетний опыт и опыт друзей показал, что для небольших студий на данной площадке тяжело найти релевантных кандидатов, поэтому будущих коллег мы ищем здесь:
-
Телеграм-каналы («Работа в геймдеве», GameDev Jobs)
-
GeekJobs
-
LinkedIn
-
Хабр Карьера
-
Профильные группы VK
Как откликаться
А теперь ёмко обо всех составляющих отклика на вакансию.
1. Сам отклик
Мы собираем отклики через Google-формы и часто сталкиваемся с такими недочётами со стороны соискателей:
-
ссылки на резюме, портфолио, реализованные проекты недоступны для просмотра (неактуальная ссылка, нужен VPN, не проверены настройки конфиденциальности);
-
не указана информация, которая запрашивается анкетой: рассказать о себе, опыте работы или об играх, которые недавно понравились. Поверьте, то, как кандидат описывает себя в тексте, может многое рассказать о потенциальном сотруднике, поэтому не стоит оставлять поля анкеты пустыми или писать «Моё резюме всё расскажет за себя»;
-
несоблюдение формата: мы часто просим писать о своих проектах кратко, но в итоге в трёх из десяти откликов получаем огромные тексты на 1000+ символов. Умение кратко передать суть — важный навык в любой сфере. Рекрутер или нанимающий менеджер в среднем тратит до 5 минут, чтобы подробно изучить один отклик. А для первого впечатления хватает и 10 секунд — поэтому важно стараться ёмко презентовать свой опыт.
Например, сжато рассказать о себе можно так:
Приведённые выше пункты могут оказаться полезными вне зависимости от того, где вы оставляете отклик: через форму на сайте, hh.ru или в личных сообщениях рекрутеру.
Помните, получив 188 откликов на одну вакансию работодатель не будет стучаться в личные сообщения, чтобы просить открыть ссылку на портфолио или дослать резюме, которое не было прикреплено по невнимательности.
2. Резюме
В интернете много хороших рекомендаций по оформлению резюме и самих шаблонов (например, от сервиса «Эйч»). По нашему опыту в геймдеве встречаются свои специфические ошибки:
-
отправка резюме на английском языке — если вы откликаетесь на вакансию, написанную на русском языке, оформляйте отклик на русском. Если компания, допустим, индонезийская, а сайт и соцсети только на испанском, то отправляйте резюме на испанском. Это корректно по отношению к нанимателю, пусть рекрутер, скорее всего, знает английский или другой язык. Нам встречались уникальные резюме, где одна половина на английском, а вторая на русском 🙂. Если хочется похвастаться своим уровнем английского, можно сделать это в разделе «Языки» и на собеседовании.
-
название файла с резюме — всегда проверяйте нейминг прикрепляемых вами файлов. Файлы с названиями «моёрезюмееее.docx» и «партфолио.pdf» могут потеряться, лучше используйте «Ivanov_CV_UnityDeveloper» или «Петрова Л.Л_портфолио». Если ваше резюме это ссылка на личный сайт/Notion/GitHub — по возможности настройте текст ссылки под себя. Иногда мы встречаем кандидатов с творческим псевдонимом, который указан почти во всех источниках — это круто, главное не потерять настоящие имя и фамилию в резюме.
-
лишняя информация — про ошибки в разделе «О себе» можно написать отдельную статью. Не нужно указывать куда вы любите ездить на рыбалку, что не любите в коллегах или говорить о самом себе в негативном или наоборот в чересчур хвалебном тоне. Работодателю интересны те ваши личные качества, которые подпитывают профессиональные навыки. Рассказ об особенностях, которые мешают вашему рабочему процессу, отложите до более близкого знакомства.
Хороший пример:
Плохие примеры:
И, конечно, этот раздел не должен превосходить по размеру всё ваше резюме 🙂
-
структура резюме — чаще всего мы видим такую структуру резюме — она довольно универсальна. Если ваше резюме в формате pdf или docx — его оптимальный размер это 1-2 страницы. Также не забывайте добавить в файл свою фотографию: подойдёт нейтральная портретная фотография без других людей и акцентного фона на заднем плане.
-
грамотность — конечно, не все программисты могут знать про точки с запятой в конце bullet-списка или про разницу дефиса и тире, но мы рекомендуем проверять тексты на опечатки. Ошибки 100% портят впечатление о кандидате, даже если портфолио отличное.
3. Сопроводительное письмо
Не пренебрегайте разделом для сопроводительного письма. Его следует писать индивидуально под каждую вакансию — это позволит подать свой опыт так, чтобы он больше подходил под требования, и показать работодателю, что вы хотите работать именно у него.
Обычно письмо состоит из таких частей:
-
приветствие: кто вы и на какую позицию претендуете;
-
опыт работы, соответствующий требованиям вакансии;
-
ссылка на портфолио;
-
мотивационная часть: почему откликаетесь на эту вакансию.
И всё это в рамках 400-500 символов (3-4 абзаца). Постарайтесь сохранять нейтральный или дружелюбный тон: не стоит критиковать проекты работодателя или обещать, что вы точно наведёте в коде/команде порядок, ударяться в бахвальство или пытаться заискивать.
Иногда работодатель сам указывает, что ждёт в сопроводительном письме: например, рассказать о любимых играх или рабочих инструментах. Постарайтесь давать краткие, но информативные ответы, так вы достигните баланса между демонстрацией своей заинтересованности и уважением чужого времени.
4. Портфолио
Оформляйте портфолио на удобной для вас и распространённой среди специалистов вашего профиля платформе:
-
собственные сайты: Unity-разработчики, технические лиды;
-
itch: программисты, технические художники;
-
Tilda: нарративные дизайнеры, сценаристы, UX/UI-дизайнеры;
-
GitHub: Unity-разработчики, технические лиды;
-
Artstation: 3D-художники, level-художники, технические художники, концепт-художники;
-
Miro: нарративные дизайнеры, геймдизайнеры;
-
Notion: менеджеры проектов, комьюнити-менеджеры, нарративные дизайнеры;
-
Облачные диски: саунд-дизайнеры.
Конечно, даже отлично оформленное портфолио не сработает без качественного содержания.
Несколько универсальных рекомендаций:
-
Избирательность
Соберите в портфолио свои лучшие работы, которые демонстрируют ваши навыки и опыт с лучшей стороны. Ограничьтесь 5-7 проектами за последние 2-3 года.
-
Вступление
Перед каждой работой напишите небольшое описание: что это за проект, какая перед вами стояла цель и как вы её достигли (например, какие использовали инструменты или механики).
-
Актуальность
Не добавляйте устаревшие и несоответствующие вакансии или текущей сфере работы проекты.
-
Сортировка
Объединяйте работы по темам. Например, поделите портфолио по разделам: графика окружения, освещение, шейдеры. Это сделает навигацию удобной и для вас, и для рекрутера.
-
Презентабельность работ
Если вы работаете с графикой, прикрепляйте вложения в лучшем качестве. Если вы сделали 3D-модель, покажите её со всех сторон.
-
Доступность работ
У нанимателя редко бывает достаточно времени, чтобы самостоятельно разбираться, как открыть ваш проект. Заранее позаботьтесь об упаковке файла в доступный формат. Если это невозможно, сопроводите ссылку заметкой о том, нужно ли включать VPN и какую версию Unity необходимо иметь.
Хорошие портфолио:
-
Level artist
-
Геймдизайнер
-
Разработчик
5. Тестовое задание
Тестовое задание — это ваша возможность показать свои навыки с помощью решения уникальной задачи. Да, оно оплачивается не во всех компаниях, потому что часто портфолио бывает достаточно (по крайней мере, так получалось у нас), если кандидат уровня senior и выше.
Помимо качества приведённых в портфолио работ работодателю нужно иметь представление о том, сколько времени у вас уходит на выполнение подобных задач, выполнили ли вы их на 100% самостоятельно и так далее. Все эти вопросы снимает тестовое задание.
У нас был случай, когда соискатель очень хотел попасть к нам в команду, но абстрактное тестовое задание выполнил на недостаточном уровне. Тогда мы предложили сделать реальную рабочую задачу с условием: если задача будет выполнена хорошо и пойдёт в работу — мы оплачиваем её и, соответственно, приглашаем человека в штат.
Также мы сталкивались с тем, что соискатели не обладали достаточным количеством времени, чтобы выполнить тестовое, но их опыт хорошо подходил для позиции — тогда мы проводили длинное техническое интервью и задавали подробные вопросы по приведённым в портфолио работам. Одного сотрудника мы взяли на работу без тестового как раз по итогам собеседования, так как у нас на руках не было подходящего его профилю задания.
Работодатели, которые дают в качестве тестовых рабочие задачи, без объяснений отказывают кандидату, а его работу забирают в проект — ошибка выжившего наоборот. Да, такие недобросовестные компании есть, но их меньшинство, и чтобы не попасть в их сети достаточно проверить отзывы о работодателе и почитать комментарии в соцсетях.
Мало кто знает, но подготовка уникального тестового задания, которое будет полезно и работодателю, и соискателю — по-настоящему ресурсозатратна. Чаще всего это результат большой работы лида: придумать задачу, упаковать её, подготовить документацию и инструкцию, а после проверить 10-15 готовых работ и дать фидбэк. Поэтому найм сотрудника — это всегда дорогая инвестиция и, к сожалению, не все компании могут оплатить дополнительные часы лида и 15+ тестовых заданий.
Тратить своё время на неоплачиваемое задание или нет — всегда ваш выбор. Вы можете предложить работодателю свои варианты: оплатить задание, если вас возьмут на работу, согласиться уделить тестовому не больше какого-то числа часов, забрать работу себе в портфолио. Возможно, большие компании согласятся на ваши условия.
6. Собеседование
Со стороны работодателя у собеседования несколько целей:
-
Познакомиться с кандидатом лично: услышать из его уст про опыт работы, оценить коммуникативные навыки (особенно если ищут лида или комьюнити-менеджера) и узнать, каким кандидат видит своё развитие.
-
Рассказать об условиях работы в компании: зарплата, график и условия работы, бонусы, оформление и рабочие инструменты.
-
Познакомить с проектом, рассказать про команду и подробно обозначить задачи по обсуждаемой вакансии.
-
Задать интересующие вопросы.
-
Дать обратную связь по тестовому заданию (если оно было).
Универсальные советы для подготовки к онлайн-интервью:
-
Заранее изучите деятельность компании.
-
Обязательно используйте камеру, а до её включения позаботьтесь о порядке и тишине на заднем фоне.
-
Будьте свежими и оденьтесь так, как вы пришли бы в офис.
-
Подготовьте свой список вопросов работодателю: например, попросите рассказать подробнее про проект, сопутствующие сложности, предстоящие задачи, систему выплаты зарплат. На этом этапе важно не только получить больше информации о компании, но и показать, что вы интересовались ей ранее.
-
Отвечайте на вопросы честно, но вдумчиво. Например, если у вас спросят, хорошо ли вы разбираетесь в системе контроля версий Plastic, не спешите сказать «Нет, совсем не знаю что это», скажите «Раньше я работал(-а) с GitHub, думаю, там есть схожие моменты, если что за пару дней смогу изучить».
-
В остальном: не волнуйтесь. Помните, что в процессе поиска работы выбор делает не только работодатель, но и вы 😉
7. Обратная связь и коммуникация
Итак, вы сделали всё, что в ваших силах: отправили резюме с портфолио, выполнили задание и прошли собеседование. Что дальше?
Хорошие рекрутеры после собеседования всегда обозначают сроки, в которые они вернутся с обратной связью и отписываются с результатом: положительном в виде оффера или отрицательным с фидбэком и благодарностью за уделённое время.
Если с вами никто не связался, не бойтесь написать нанимающему менеджеру самостоятельно. Возможно, компании понадобилось больше времени на принятие решения и вас ещё не успели уведомить об этом. Но не переборщите с напоминаниями о себе: на любом этапе поиска не стоит спамить компанию через все возможные соцсети и контакты — это невежливо (и пугает).
Обратную связь на тестовое задание компания может собирать дольше, чем впечатления от вашего интервью — задание может оценивать слишком загруженный лид или вообще не один человек. Мы со своей стороны в случае любого решения стараемся прислать развёрнутый фидбэк на задание, чтобы обратная связь оказалась полезным подспорьем в последующем поиске. Если вам пришла сухая отписка без указания причин — не стесняйтесь попросить рекрутера всё же уточнить причины отрицательного решения. В худшем случае вам откажут, в лучшем — попросят лида дать комментарий по вашей кандидатуре.
Ещё одна важная сторона с обратной связью в целом — реакция кандидата.
Если вам дали аргументированный фидбэк, будет выгодно оставаться вежливыми и принять все комментарии. Часто бывает, что все этапы найма проходят хорошо, но компания всё равно оказывается не готова принять вас по другим причинам. Хорошо показавшего себя соискателя как правило запоминают, иногда возвращаются к кандидатуре позднее или рекомендуют другим компаниям.
Даже при идеальном тестовом и хорошем портфолио после такой реакции на отказ с вами не останутся на связи:
Получив отказ, не переживайте. Рынок растёт, и вы растёте вместе с ним. Если вы запросили обратную связь, то уже знаете, что можно улучшить в своём резюме или портфолио ради получения позиции мечты.
Принятие решения
Вы получили заветный оффер? Поздравляем! Пришло время хорошо обдумать его принятие. Точно ли вас устраивают перечисленные условия, зарплата, предполагаемый темп работы или работа из офиса, если вы привыкли к удалёнке? Если вы ожидаете сразу несколько офферов, стоит предупредить рекрутера, что вам нужно несколько дней на оценку предложений.
Мы сталкивались с ситуациями, когда сотрудник исчезал после подписания оффера за день до выхода на работу или внезапно уходил, проработав буквально 3 дня. Отказывая компаниям или создавая подобные ситуации, по возможности делитесь причинами. Как и соискатели, компании всё время стараются становиться лучше, а для этого необходима качественная обратная связь.
Результат
Поиск работы и сам похож на работу, к которой нужно подходить с умом и вниманием. Создавая свою независимую студию, мы пользовались собственными советами. Оцените результат совместного труда нашей дрим-тим:
#подборки
- 22 июн 2021
-
17
Сайты для поиска работы в геймдеве
Подборка сайтов для тех, кто ищет вакансии в сфере создания видеоигр.
Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.
Skillbox не только обучает, но и помогает с дальнейшим трудоустройством. Начинающим разработчикам эта подборка поможет стартовать в геймдеве — в первую очередь материал рассчитан именно на новичков в индустрии. Но и опытным разработчикам он может быть полезен.
Если ищете свою первую студию разработки, планируете сменить специальность или место работы, вам помогут советами наши эксперты:
- Марина Лопатина — менеджер проектов Talents in Games;
- Константин Каржановский — CEO GDJob;
- Ольга Иванова — PR и SMM InGame Job;
- Таня Локтионова — основательница Values Value.
«Talents in Games — платформа по поиску работы в русскоговорящей игровой индустрии, все предложения работодатели размещают напрямую. Преобладают вакансии художников, геймдизайнеров и разработчиков на движках Unity и Unreal Engine».
Марина Лопатина,
менеджер проектов Talents in Games
Платформа даёт рекомендации по составлению портфолио и резюме. Помогает в подготовке к собеседованию и даёт персональные советы по развитию карьеры. Партнёрская программа со Skillbox предоставляет выпускникам онлайн-университета дополнительное преимущество при поиске работы.
«По условиям партнёрской программы, ученики Skillbox, получившие письмо с волшебной ссылкой, могут выделить своё резюме на фоне других — оно автоматически создаётся со специальным лого, что отмечает его в общей базе соискателей».
Марина Лопатина,
менеджер проектов Talents in Games
На сайте представлены вакансии компаний: Playrix, MY.GAMES, ZiMAD, Genesis. Совместно с MyTONA и TapClap запущен проект по поиску стажировки — TIG Career Start. В программе могут участвовать ученики и выпускники профильных курсов Skillbox. Talents in Games проводит тестирование по запросу работодателя и высылает студии свои рекомендации.
«Кандидатам советую обратить внимание на описание компании, вакансии, возможность иметь наставника. Если ценности компании совпадут с вашими, будет легче найти общий язык и дольше сотрудничать с работодателем».
Марина Лопатина,
менеджер проектов Talents in Games
«GDJob — специализированная площадка по поиску работы в геймдеве. Мы не агрегатор — все резюме и вакансии выкладывают сами соискатели и компании. Здесь нельзя найти случайно попавшего специалиста, который не в курсе, что его резюме находится на сайте. Также нельзя найти неактуальную вакансию. Ежемесячно сайт посещают более 10 000 уникальных посетителей. Цифра постоянно увеличивается. Это живой трафик, которым мы гордимся».
Константин Каржановский,
CEO GDJob
Большинство, компаний, которые размещаются на портале, разрабатывают мобильные игры: Gyre Rig, RJ Games, Black Caviar Games, Playgendary, Mystery Tag. Сайт находится на стадии альфа-версии, но уже сейчас соискатели успешно находят работу. Планируется масштабное обновление с фиксом багов и новыми функциями.
«Главный совет — хорошо прорабатывать и наполнять своё резюме. Если специалист занимается разработкой контента, обязательно нужно загружать свои лучшие работы для ознакомления. Расставляйте акценты — работодатель в последнюю очередь интересуется, в каком вузе получил диплом юриста начинающий 3D-художник».
Константин Каржановский,
CEO GDJob
«InGame Job стремится к созданию максимально комфортных условий найма в геймдеве. Для этого мы реализовали возможность анонимного поиска работы. Чтобы удержать своих специалистов, многие компании заключают договорённости о взаимном „нехантинге“ и даже соглашения не рассматривать отклики кандидатов из дружественных студий. Или даже сообщать друг другу о ребятах, которые „посматривают“ вакансии. Некоторые сотрудники из любопытства мониторят свою рыночную стоимость, проверяя, есть ли спрос со стороны других компаний».
Ольга Иванова,
PR и SMM InGame Job
Платформа включает в себя объявления с других площадок и вакансии, размещённые непосредственно на InGame Job. География компаний: Россия, Украина, Беларусь и Польша. На сайте представлены все направления геймдева, размещено более 4000 вакансий от 1300 работодателей, ежемесячно ресурс посещают около 90 000 пользователей. Вот топ-5 категорий:
- разработка и программирование;
- арт и анимация;
- маркетинг и PR;
- геймдизайн и левел-дизайн;
- QA и тестирование.
«Мы стремимся побороть практику деанонимизации сотрудников уже на этапе отклика. Функция анонимного поиска подойдёт кандидатам, которые задумываются о смене работы, но переживают, что это может привести к конфликтной ситуации с текущим руководством. Кто-то боится раскрывать свой пол или возраст, считая, что компания не станет приглашать их на собеседование из-за стереотипов или внутренних ограничений. Анонимность актуальна для самых востребованных специалистов, они предпочитают не выходить открыто на рынок труда, дабы избежать спама со стороны рекрутеров».
Ольга Иванова,
PR и SMM InGame Job
Помимо вакансий, на сайте собран календарь событий в индустрии игр: конференции, фестивали, митапы, выставки, хакатоны. Большинство мероприятий проходит онлайн.
На основе ежегодного исследования рынка платформа обновляет статистику по зарплатам, из которой кандидаты могут узнать актуальные зарплатные «вилки».
«Мы советуем в первую очередь при поиске работы определить для себя, над какими проектами вы хотите работать, ещё лучше — нацелиться на конкретные компании. Откликаясь на вакансию, не забывайте про мотивационное письмо. Персонализированное письмо в несколько раз поднимет ваши шансы на собеседование — а для начинающего специалиста может сыграть основную роль. Не бойтесь вакансий, где не указаны зарплатные вилки, открыто говорите о своих зарплатных ожиданиях. Когда компании готовы к открытому диалогу о компенсациях — это супер! Если в вас заинтересованы — в любом случае договоритесь о наиболее выгодных условиях!»
Ольга Иванова,
PR и SMM InGame Job
Таня Локтионова — основательница Values Value — запустила онлайн-платформу InGame Job в 2019 году. Рекрутинговая и HR-консалтинговая компания составляет базы специалистов в сфере разработки игр. Она помогает игровым студиям нанимать целые команды.
«На постоянной основе мы пользуемся порталами InGame Job и LinkedIn. В 2020 году 10% вакансий Values Value было закрыто откликами с InGame Job. LinkedIn мы используем как базу опытных кандидатов — начинающим специалистам рекрутёры там пишут редко. Но уже сейчас можно начинать строить свою сеть профессиональных контактов в LinkedIn».
Таня Локтионова,
основательница Values Value
Values Value проводит ежегодный анонимный опрос участников рынка геймдева. На основе исследования компания формирует статистику по зарплатам и трендам. В пятом опросе 2021 года приняли участие 2 413 специалистов из стран СНГ.
С помощью этого исследования соискатели могут составить впечатление о сфере и, что главное, узнать о зарплатных «вилках», ведь в подавляющем большинстве вакансий зарплата не указана.
«Values Value активно помогает джуниор-специалистам. Мы регулярно публикуем в своём блоге и соцсетях подборки находящихся в поиске работы джунов. Так молодые специалисты становятся более заметными для работодателей. На игровых конференциях DevGAMM и Games Gathering мы организуем „Стены вакансий“. В онлайне можно найти специальный раздел на сайте, в офлайне — большой баннер на конференциях».
Таня Локтионова,
основательница Values Value
Популярный в игровом сообществе ресурс размещает вакансии в отдельном разделе. Работодатели — российские студии-разработчики компьютерных и мобильных игр, в том числе новые инди-проекты. Если вы ищете команду в сфере независимой разработки, есть смысл мониторить DTF.
Форум про то, как делать игры. В посвящённом работе разделе можно вывесить своё резюме, посмотреть список вакансий или найти разовый заказ. После успешного выполнения разовой работы многие работодатели готовы рассмотреть фултайм- или парт-тайм-сотрудничество.
Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO
Узнать больше
11.04.2019
Куда стучаться, что делать и с чего начать
Попасть в игровую индустрию — понятие растяжимое. Можно попытаться сколотить свою «Dream Team» и пойти путём инди-энтузиаста, осваивая все тонкости игростроя самолично. Можно пройти профильное обучение. А можно пойти через путь поиска классической работы на стартовой позиции в крупной компании и постигать азы работы в команде там. Но, рано или поздно, всё равно можно столкнуться с очередным поиском вакантного места. Неважно, будет ли это событие связано с закрытием компании/сокращением рядов сотрудников или же утомившийся от инди разработчик захочет сделать нечто более масштабное в составе команды крупной игровой компании — во всех случаях работу придется искать. В таком случае могут помочь нетворкинги и уже сформировавшиеся знакомства, но и они не всегда панацея от всех проблем. Тем более, специалист может быть сфокусирован на конкретном пуле компаний, в которые хотел бы попасть на определенную позицию.
В прошлом году консалтинговая компания Values Value провела
опрос по СНГ среди специалистов из индустрии, получив 1212 ответов. Она же сравнила полученные данные с результатами такого же опроса позапрошлого года.
Распределение бюджетов (доллар США) по направлениям специальностей
Эта информация — полезный ориентир для формирования запроса к нужной позиции и в целом для общего представления о зарплатах в игровой индустрии. Понимание распределения бюджетов в сфере, на которую взят курс — это то, с чего стоит начинать поиск работы в геймдеве. Обладая полной картиной, можно назначить ставку по своей специальности и быть уверенным, что она соответствует современным реалиям рынка и не будет воспринята, как из ряда вон выходящее.
Даже если это кажется очевидным, соискатели, как и работодатели нередко назначают желаемую з/п исходя из собственных предпочтений. А также ориентируясь, к примеру, на средний показатель по Москве или той локации, где они находятся. Такой подход, безусловно — право каждого, но успешными поисками он вряд ли закончится. Обучать нового сотрудника для того, чтобы впоследствии искать нового, мало кому интересно. А начинающему специалисту, в свою очередь, не хотелось бы тратить время на компанию, в которой его работу оценивают ниже, чем демонстрирует средняя медиана по рынку.
«В наше время есть очевидная проблема: компаниям нужны люди с опытом, а получить опыт негде, поскольку специалистов без опыта многие не хотят нанимать. На Западе такой логический парадокс между взаимоисключающими правилами называют “Уловкой-22”. В то же время и у инди-разработчиков, которые не работали до этого в крупных игровых компаниях, нет необходимого опыта и все ошибки приходится узнавать по факту их совершения, тратя на это больше времени, нервов и денег, а также рискуя просто не довести свой игровой проект до конца. Но даже если у человека есть и опыт, и профильное образование, то вопрос о поиске работы всё ещё остаётся открытым.
Хотя этот процесс становится уже и не таким сложным. К примеру говоря про образование, наши преподаватели активно помогают слушателям программы, партнеры программы готовы брать на работу хорошо показавших себя слушателей даже без опыта работы, наши же выпускники, уже открывшие свои игровые студии приглашают наших новых выпускников.
В процессе обучения приобретается первый опыт работы над игровым проектом в процессе разработки собственной игры, что является неотъемлемой частью обучения. По нашей статистике 70% из тех, кто приходит к нам с целью попасть в игровую индустрию не имея предварительного геймдев-опыта, реализуют ее.
Очень важным и полезным инструментом для максимизации шансов связать свою карьеру с игровой индустрией является максимальный охват и оптимизация процесса, но для этого необходима платформа, которая ориентируется на специфику и позволяет отсеивать всё лишнее с помощью встроенных инструментов. Думаю, что такой подход мог бы заметно облегчить жизнь как компаниям, так и всем, кто находится в поиске работы».
— Вячеслав Уточкин,
директор образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.
Интернет давно смог решить многие проблемы, включая и поиск работы. Знаменитый HeadHunter обеспечил компаниям быстрое и простое размещение вакансий, а соискателям — удобный поиск по гибким параметрам, который позволяет найти нужную позицию, уровень з/п, условия труда, удалённость и ещё целый ряд пунктов для удобства выбора будущего места работы. Для распространенных профессий это — понятный вариант. Основные сложности начинаются в тот момент, когда у соискателя специфическая сфера деятельности, а специализация довольно узкая. С другой стороны, у компаний также существуют большие проблемы с тем, чтобы охватить понятную и нужную на свои позиции аудиторию. Если выйти на порталы, вроде HH — придет довольно много соискателей, но все они будут в основном из общего пула и на отсев в поисках нужного специалиста может потребоваться слишком много времени, как и затрат из бюджета на эту задачу. Если говорить об узкоспециализированных платформах, они, как правило, выставляют ещё и расценки за размещение вакансий на своих страницах, как это делают другие сервисы.
Вопросом о поиске работы задаются и слушатели ВШБИ НИУ ВШЭ образовательной программы «Менеджмент игровых проектов». Хотя преподаватели, партнеры и открывшие свои студии выпускники Вышки часто могут помочь с этим вопросом, бывает, что существует слишком конкретный запрос, да еще и на определенную должность. Даже если в этот момент есть цель устроиться в конкретную компанию, соискатель может и не догадываться, что существует еще целый ряд компаний, которым нужны определённые специалисты на конкретные проекты, о которых поначалу можно не то, что не знать, а даже не догадываться.
С такой же историей в свое время сталкивались разработчики, которые уже работали в игровой индустрии, но могли постоянно наблюдать проблему изнутри. Кроме того, они периодически и сами оказываясь на распутье. Константин Каржановский и Алексей Столяров решили навести мосты между индустрией и теми, кто стремится найти ту самую «работу мечты» и сделать портал, который смог бы решить такие задачи и помочь обеим сторонам найти друг друга.
«В первую очередь мы ориентировались на то, чтобы коммуникация могла происходить между узконаправленными специалистами. У тех же моделлеров есть множество направлений — кто-то очень круто умеет рисовать персонажей и животных, а кто-то работает исключительно с окружением и моделями оружия… Специальность 3D-артиста может делиться на 10-20 категорий, а то и больше. Мы сфокусировались на удобном фильтре, чтобы найти специалистов, которые необходимы. В свою очередь для соискателей есть возможность красиво оформить резюме, которое не стыдно отправить работодателю. Как правило, у дизайнеров и художников может быть красивое портфолио, но само резюме получается скучным. Мы консультировались со многими HR’ами из игровой индустрии и сделали упор на те моменты, на которые они обращают внимание в первую очередь: ключевые навыки, какие наработки есть вне прошлых работ (включая некоммерческие) и личные достижения в рамках индустрии».
— Константин Каржановский,
хедлайнер проекта.
Разработчики
GDJob сразу решили заточить свой проект под сферу геймдева, чтобы вакансии от компаний-разработчиков не смогли затеряться среди нерелевантных специальностей.
1 февраля 2019 года наконец-то произошло открытие платформы, и появились первые компании, посетители и соискатели, которым импонировал такой подход создателей. Портал и в дальнейшем не собирается идти по пути монетизации предлагаемого ни через соискателей, ни через компании, которые будут размещать свои вакансии. Максимум — за дополнительный функционал и расширенные возможности использования портала.
С недавнего времени, GDJob стал партнером образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» и рад принять резюме от всех слушателей программы, которые стремятся попасть в топовые геймдев-компании. Команда регулярно публикует новости о тематических геймерских конференциях и митапах игровых разработчиков, а также статьи на разные актуальные темы, призванные помочь всем, кто хочет стать частью нашей игровой индустрии или успел влиться в её ряды. Команда продолжает активно работать над развитием портала и постоянно работает со своей аудиторией, чтобы расширить функционал и ещё больше оптимизировать процесс поиска работы и нужных специалистов. Специально для этого на GDJob есть специальная форма обратной связи, которую может заполнить любой желающий и предложить свои идеи, видение или общую стратегию.
«Сейчас наша главная задача — адаптировать продукт, чтобы он был удобен как можно более широкой аудитории. Мы постоянно прислушиваемся к пользователям и регулярно добавляем какие-то новые фичи. Особенно полезные советы мы выделяем отдельно и пишем тех.задания дизайнерам и программисту. Сейчас портал уже адаптирован для стран ближнего зарубежья, но, в перспективе, мы планируем обеспечить возможность составлять резюме на иностранных языках. В первую очередь — на английском, чтобы дать возможность соискателям выходить на глобальный рынок, иностранным компаниям приглашать на работу специалистов из нашего региона, масштабировать проект дальше и, в целом, выходить уже на международный уровень».
— Алексей Столяров,
директор по развитию и маркетингу.
Желаем вам интересной работы в игровой индустрии, чтобы глаза горели, а жизнь была яркой и насыщенной благодаря занятию любимым делом. Если вам интересно больше узнать про геймдев, создать и запустить свою игру, или пойти на работу в игровую компанию, то приглашаем на наши образовательные программы «Менеджмент игровых проектов», «Основы создания игр» и «Основы создания игр в виртуальной реальности». У нас часто проходят и однодневные открытые мероприятия, узнать о которых можно на странице анонсов.
← Назад к списку
Геймдев манит международным масштабом и высокими зарплатами. В чем привлекательность игровой индустрии и как в нее попасть? Разбираемся вместе с директором образовательных проектов VK Анной Степановой
По данным аналитической компании Newzoo, объем мирового игрового рынка по итогам 2021 года составит $175,8 млрд. Российский игровой рынок тоже обширный. За последние четыре года отечественная индустрия игр выросла в 1,6 раза. Как прогнозирует MY.GAMES, объем российского рынка видеоигр в 2021 году может составить ₽165,6 млрд. Аналитики оценивают его рост в 1%, в то время как в 2020 году на фоне длительного локдауна рынок вырос на 35% и стал одним из немногих, не пострадавших от пандемии, а наоборот — преуспевших.
Ожидается, что рынок ПК-игр по-прежнему останется самым крупным сегментом в стране. Несмотря на то, что за год он сократится на 4,6%, его объем в 2021 может составить ₽78,1 млрд. На втором месте будет сегмент мобильных игр. В 2021 году он может вырасти на 10% и составить ₽73,8 млрд, по-прежнему оставаясь основным драйвером роста для всего рынка видеоигр в России. На последнем месте идет сегмент консольных игр, объем которого в текущем году может снизиться на 5% до ₽13,64 млрд.
У индустрии игр становится все больше поклонников по всему миру. Многие из них задумываются о карьере в геймдеве, но не знают, с чего начать. Как показали результаты опроса российских геймеров в возрасте от 10 до 45 лет, 40% считают карьеру в индустрии игр перспективной, при этом 45% не знают, как получить необходимое образование, чтобы в нее попасть. А между тем возможностей сегодня более чем достаточно.
«Попасть в игры» хотят не только взрослые, но и дети. Согласно результатам опроса VK Образования среди российских школьников, треть учеников средней школы хотели бы в будущем работать в сфере разработки игр. 38% считают геймдев перспективным направлением для построения карьеры. Большинство школьников (76%) хотели бы, чтобы в их школах появились уроки или дополнительные занятия по разработке игр.
Сила притяжения
Игровое направление с каждым годом становится все более востребованной сферой для построения карьеры — по данным MY.GAMES, если всего несколько лет назад во всем мире в год по направлению работы в игровой индустрии было порядка 3 тыс. вакансий, то сегодня только в нашей стране игровые компании ежегодно ищут более 40 тыс. специалистов
С развитием геймдева появляется все больше работодателей, которые ищут гейм-дизайнеров, графических дизайнеров, комьюнити-менеджеров, разработчиков игр и других ИТ-специалистов. Результаты исследования Scream School и HH.ru показывают, что количество таких компаний в 2020 году превысило 1600.
По оценкам рекрутинговой компании, специализирующейся на подборе сотрудников для игровых студий, VALUES VALUE и портала для поиска работы в геймдеве InGame Job, в российской индустрии игр в 2021 году медианная зарплата выросла на 12%.
Но деньги — далеко не единственная причина, по которой подростки и взрослые мечтают работать в игровой индустрии. У нее есть и другие привлекательные особенности.
- Интересные и амбициозные задачи: геймдев — индустрия на стыке творчества и современных технологий, это значит, что скучно здесь не бывает; кроме того, она постоянно растет — недостатка в интересных проектах не предвидится.
- Отсутствие границ: можно жить, например, в Воронеже, сотрудничать с игровой студией из Москвы или даже из какого-нибудь города в США и получать соответствующую зарплату.
- Большое количество специализаций: построить успешную карьеру в геймдеве могут не только разработчики, но и иллюстраторы, аниматоры, маркетологи и представители других творческих и гуманитарных профессий.
Свое место в геймдеве
Любой человек, который сегодня страстно увлечен играми, завтра может сделать свое хобби профессией и каждый день получать удовольствие от работы. Главное — избавиться от стереотипа о том, что стать классным специалистом в геймдеве можно, только если ты крутой разработчик. Ничего общего с реальностью это утверждение не имеет.
В разработке, запуске, развитии и продвижении игровых проектов задействованы самые разные специалисты. Можно не написать в жизни ни строчки кода, заниматься творчеством или быть гуманитарием до мозга костей — и найти свое место в геймдеве.
Фото: Unsplash
Кто делает игры
Без разработчиков игру, конечно, не создать — они занимают центральное место в экосистеме профессий геймдева и являются одними из самых востребованных специалистов. Поэтому с них и начнем. Но также покажем, что эта сфера полна возможностей не только для них.
Разработчик
Чем занимается: пишет код на игровом движке (самые популярные — Unity и Unreal Engine).
Что нужно: языки программирования (в зависимости от платформы — мобильной, ПК- или консольной), теория программирования, навыки работы с игровыми движками.
Тестировщик
Чем занимается: тестирует игры и находит ошибки.
Что нужно: навыки программирования, внимательность, усидчивость.
Гейм-дизайнер
Чем занимается: разрабатывает правила и содержание игрового процесса.
Что нужно: базовые знания в областях разработки игр, математики и физики, навыки программирования, рисования и 3D-моделирования, художественный вкус, сильные коммуникативные навыки.
Игровой художник
Чем занимается: отрисовывает 2D- и 3D-графику.
Что нужно: знание академических основ рисунка, живописи и композиции, умение работать со светом и тенью и грамотно выбирать цвета, инженерная база (для 3D-художника), навыки работы в Adobe Photoshop, Illustrator или CorelDRAW, базовые знания английского языка.
Аниматор
Чем занимается: вдыхает жизнь в созданные художниками миры и персонажей, заставляя их двигаться и совершать необходимые по сценарию действия.
Что нужно: знание основ 3D-графики, навыки работы в Autodesk Maya, понимание бодимеханики, сильные коммуникативные навыки.
Саунд-дизайнер
Чем занимается: отвечает за звуковое оформление игры (иногда для его создания привлекаются целые оркестры или оперные певцы).
Что нужно: понимание немелодических особенностей звучания (шумовых, фактурных и т.д.), знание игровых движков, умение подбирать звуки несуществующих фактур (например, для магии, космоса или монстров).
Игровой продюсер
Чем занимается: следит за бюджетом игры, соблюдением дедлайнов — контролирует весь проект в целом.
Что нужно: сильные менеджерские качества, понимание трендов индустрии и интересов аудитории.
В игровой индустрии найдется место и тем, кто умеет работать с текстами или упаковкой историй — ведь сюжет игры должен вызывать эмоции, а ее описание — быть понятным и цепляющим для аудитории.
Игровой сценарист
Чем занимается: разрабатывает сюжет, вселенную, героев и решает, какую историю рассказать игроку.
Что нужно: обширный игровой опыт для создания собственных сценариев, знание грамматики языка, на котором разрабатывается игра, понимание основных правил драматургии для построения конфликтов, архетипов героев и структуры сюжета.
Копирайтер
Чем занимается: пишет технические, новостные, художественные и рекламные тексты для игр.
Что нужно: понимание специфики написания текстов различных жанров, навык редактуры текстов, высокий уровень английского языка.
Однако игру мало создать. Чтобы она заняла свое место на рынке и завоевала любовь геймеров, нужно заниматься продвижением и поддержкой интереса к ней. Это зона ответственности таких специалистов, как маркетолог и комьюнити-менеджер.
Маркетолог
Чем занимается: взаимодействует с платформами, партнерами и инфлюенсерами, закупает трафик, а также участвует в создании игры, анализируя рынок, выбирая продукт и целевую аудиторию для него.
Что нужно: навыки работы в digital (инфлюенс-маркетинг, таргетинг, трафик-менеджмент, понимание трендов игровой индустрии и ее продвижения, сильные коммуникативные навыки.
Комьюнити-менеджер
Чем занимается: развивает и поддерживает сообщество в играх и формирует комьюнити вокруг игрового проекта, пишет тексты для сайта и социальных сетей игрового проекта.
Что нужно: понимание специфики игровой аудитории, кризис-менеджмент, умение анализировать проблемы игроков и решать их, навыки копирайтинга.
Почему надо начинать со школы
Получать знания, которые помогут стать востребованным специалистом в игровой индустрии, можно еще в школе. Если же о таком карьерном повороте задумался взрослый человек, имеет смысл их освежить.
Абсолютному большинству специалистов в геймдеве потребуется знание английского языка. Кстати, медианная зарплата растет пропорционально его уровню: от $1000, если человек понимает лишь некоторые слова и фразы (элементарный уровень), до $2000, если он способен бегло говорить на английском и хорошо понимает его на слух (продвинутый уровень и выше).
Отличной базой для создания новых игровых миров станут знания истории: факты из жизни Европы в Средние века, дополненные драконами или другими сказочными существами, — и захватывающий фэнтези-сюжет готов. Также разрабатывать увлекательные сценарии поможет литература, особенно научно-фантастическая.
Чтобы флора и фауна игровой вселенной, а также персонажи выглядели реалистично (даже если они сплошь сказочные), пригодятся знания биологии. Чтобы соответствовали действительности траектории полета снарядов и разлета осколков при взрывах, а движения персонажей и объектов в космосе не противоречили закону всемирного тяготения, не обойтись без знаний физики и геометрии.
Создавать формулы для расчета количества жизней персонажей будет легко тем, кто дружит с математикой. И, конечно, разработчику необходимы знания информатики, а художнику — навыки рисования.
Пусть меня научат
Согласно результатам исследования MY.GAMES, практически каждый второй российский геймер (49%) считает самым важным критерием для начала карьеры в индустрии игр наличие хорошего образования. При этом 45% не знают, где такое образование можно получить.
Чтобы помочь поклонникам видеоигр превратить увлечение в профессию, эксперты MY.GAMES совместно с Дальневосточным федеральным университетом составили список программ по направлению геймдева в России. Желающим любого возраста есть из чего выбрать — в первоначальную редакцию (список пополняется) вошли 136 образовательных проектов: 32 программы высшего образования (12 — магистратуры, 20 — бакалавриата), семь — среднего образования, 23 программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, 55 профессиональных курсов и 19 курсов для детей.
Компании, заинтересованные в найме квалифицированных специалистов, активно работают с вузами. Например, VK (на тот момент — Mail.ru Group) еще несколько лет назад начала совместно с вузами готовить специалистов в игровой индустрии: в 2018 году в Воронежском государственном университете появился проект по тестированию игр, а позже в БФУ имени И. Канта открылся курс «Разработка игр на Unity». Сегодня можно учиться и дистанционно — для студентов и аспирантов любых российских вузов работает дистанционная образовательная программа по разработке игр на Unity и серверных приложений на Java.
Компании проводят и масштабную профориентацию для школьников. В этом году их знакомили с разработкой игр. В «День ИТ-знаний» эксперты из игровой индустрии рассказали ребятам о полном цикле производства игр — от появления идеи до запуска и развития проекта — и о том, как построить карьеру в этой сфере. Этой же теме был посвящен этап всероссийского проекта «Урок цифры», организованный компанией VK. Школьники смогли примерить на себя профессии из игровой индустрии, приняв участие в разработке игры в формате интерактивного тренажера.
В качестве самого важного критерия выбора образовательной программы желающие развиваться в геймдеве называют возможность учиться удаленно. Получать знания и навыки в таком формате можно, например, на онлайн-курсах Skillbox. А школьники могут онлайн проходить тематические курсы в «Алгоритмике» и GeekSchool.
Российская индустрия игр активно развивается. После снижения темпов роста, связанного с эффектом высокой базы на фоне локдауна в 2020 году, уже в 2022 году эксперты ожидают их возвращения к двузначным показателям. Это заставляет надеяться на появление новых качественных проектов. И тем, кто хочет быть причастным к их созданию, стоит делать шаги в направлении желанной карьеры уже сейчас. Конкуренция обещает быть высокой.
Неужели ты зря потратил прожитую жизнь засиживаясь за различными играми? Куча бессонных ночей за ММО и MOBA, кооперативные прохождения с друзьями и еще очень много времени потраченного на игровую индустрию.
Неужели всё это лишь потерянное время? Неужели ты и дальше будешь слышать только слова: «Хватит играть! Занялся бы лучше чем нибудь полезным!»?
Я расскажу тебе о 3 профессиях которые помогут тебе влиться в игровую индустрию и возможно превратить своё хобби в постоянный приток зелененьких. Но помни, всё зависит только от твоего желания)
Итак…
1. Начнём пожалуй с самой простой и нетребовательной профессии — сотрудник технической поддержки. Здесь требования к вам будут минимальны, самое главное это уметь грамотно писать и конечно же разбираться в играх, а дальше вы наверное и сами знаете чем занимается техническая поддержка. Решение простых вопросов, инструкции по решению более сложных проблем и тому подобное.
Как устроиться сотрудником техподдержки в игровую индустрию? Всё довольно просто, такие кадры частенько нужны компаниям, которые выпускают русскую локализацию своих проектов, самая известная пожалуй Ubisoft. Но вы можете попытать счастья и у наших компаний вроде Буки и Софтклаб.
В дополнение скажу, что конечно работа в техподдержке это далеко не придел мечтаний, но хорошее резюме, для перехода на должность повыше 😉
2. А вот должностью повыше как раз может оказаться игровой журналист. Тут требования будут немного повыше, вам нужно в идеале знать русский язык, быть очень дисциплинированным, не мало важно внимание к мелочам и конечно же не пропускать дедлайны (даты релиза).
На особо большие деньги не рассчитывайте (средняя зарплата около 30 тысяч рублей), но за то профессия принесёт за собой много приятных плюшек в виде интервью с интересными людьми, возможность поиграть в игры до их релиза, приглашения на презентации и прочие мероприятия.
Как устроиться? Как я и сказал ранее, будет легче если у вас уже есть опыт работы в какой-либо отрасли игровой индустрии и небольшое портфолио рецензий на игры, но можно пробовать пробиваться на эту вакансию и без опыта работы. Пишите обзоры на игры, статьи и кидайтесь своим портфолио в сторону DTF, Игромании, StopGame и прочих похожих ресурсов. Если ваши тексты зацепят, работа игровым журналистом вам обеспечена)
3. Ну и последняя на сегодня профессия из игровой индустрии это — тестировщик игр. Как вы могли уже догадаться, здесь нужно будет тестировать игры. Многие наверное сейчас подумали, что будут играть в игры и получать за это деньги, нуууу… как бы и да… но как бы и нет.
Вспомните любимый момент из какого-нибудь фильма, а теперь представьте, что вам нужно смотреть его раз за разом в течение 8-12 часов, не так всё и легко правда?) Кроме того совсем без опыта будет трудно найти подобную работу, конечно глубокие познания в программировании не нужны, но определенный фундамент знаний и представления о программном обеспечении иметь нужно. Все необходимые знания можно найти в интернете и тем кто действительно захочет быть тестировщиками не составит труда их изучить)
Как устроиться тестировщиком игр? Да банально поискать подобные вакансии на досках объявлений в интернете. Конечно большие кампании по разработкам игр вы там не найдёте, но различных инди разработчиков и разработчиков мобильных игр запросто, и им довольно часто нужны тестировщики, а для вас это будет отличным опытом и жирным плюсом при подаче резюме в более крупную кампанию)
Вот такие способы существуют для начала карьеры в игровой индустрии) Вот ссылка на вторую часть статьи. Главное помните без труда не выловить рыбку из пруда) старайтесь, будьте настырны и работа в геймдеве вам обеспечена) также если вам понравилось поставьте лайк и подпишитесь на канал)