Как найти работу в сельской школе

Сельский учитель
Сельский учитель

Сегодня хочу рассказать вам о том, как я устраивался на работу в сельскую школу. Возможно, кто-то из моего рассказа возьмёт для себя что-то полезное, кому-то будет инструкцией как не надо делать, а некоторые вспомнят и увидят себя.

Свою педагогическую деятельность я начинал в городе, проработав в педагогическом колледже и лицее три года.

Так получилось, что после смены власти у меня осталась только одна ставка, причём работал я всего 2 дня, а остальные работал по совместительству в городском профессиональном училище.

Директор училища постоянно просил меня перейти к нему на постоянную работу, но меня всё устраивало.

В конце осени во время одной из перемен ко мне подошли две женщины, которые оказались завучем и педагогом сельской школы, и предложили перейти к ним на работу. Но я сразу отказался и не придал этому разговору никакого значения.

Спустя несколько дней меня вызывает директор училища, в котором я работал по совместительству, и говорит о том, что они в моих услугах больше не нуждаются и нашли педагога на постоянное место работы.

И кто вы думаете им оказался? Тот самый учитель из сельской школы, из которой ко мне приезжали мои коллеги.

После увольнения несколько недель я работал только два дня в педагогическом колледже, а остальные жил в своё удовольствие.

Зарплата была тогда у меня небольшая, без категории, маленький стаж, и я решил, что было бы хорошо устроиться куда-нибудь по совместительству учителем физики или информатики.

В нашем городе и районе всегда была и есть проблема с учителями физики, химии, информатики, поэтому первое место, куда я отправился, была та самая, сейчас уже любимая, Криулинская средняя общеобразовательная школа.

Я никогда не забуду разговор уже с бывшим директором школы, но я ей до сих пор благодарен, за то,что она тогда поверила и взяла меня на работу.

Мой перевод на “постоянку” в сельскую школу занял примерно 8 месяцев. Нет, не подумайте плохо про руководство колледжа, просто мне было не до этого и всё устраивало.

На рабочем месте. 2019 год
На рабочем месте. 2019 год

После этого перевода, спустя пару лет, я получил квартиру, выиграл десятки престижных конкурсов, но эта совершенно другая история, которую я расскажу в следующий раз.

Если понравилась статья, то подписывайтесь на канал – ПОДПИСАТЬСЯ

Другие статьи моего блога

Как бесплатно попасть в Артек ученику сельской школы

Какая зарплата у сельского учителя

5 распространенных ошибок при аттестации сельского учителя

Выбери — как получать новые вакансии по запросу «учитель в деревню»

Мы отправили на твою почту ссылку для активации

Письмо активации не пришло — проверь «Спам».
Пожалуйста, добавь наш Email-адрес в список контактов, чтобы мы больше не терялись

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Вопросы и ответы

1

✉️ Как связаться с работодателем по вакансии учитель в деревню?

Открой вакансию и нажми на кнопку «Откликнуться» под заголовком выбранной вакансии — заполни форму быстрого отклика или выбери резюме из списка и отправь работодателю.
Чтобы откликнуться с резюме — его сначала нужно создать на нашем сайте и выбрать режим видимости «Доступно всем» или «Доступно только зарегистрированным работодателям».

2

📞 Не могу найти контакты работодателя — где искать?

Чтобы увидеть контакты работодателя — нажми кнопку «Показать телефон» под заголовком вакансии.
Пожалуйста, обрати внимание на источник вакансии. Если хочешь оставить отклик на объявление нашего партнёра (например, hh.ru), сначала зарегистрируйся на сайте источника.

3

✍ Как разместить вакансию?

Чтобы разместить новую вакансию учителем в деревню — нажми кнопку «Разместить вакансию» на главной странице
или перейди по ссылке. Это абсолютно бесплатно.

4

💼 Как создать резюме в России?

Чтобы создать резюме для поиска работы — нажми кнопку «Создать резюме» на главной странице или перейди по
ссылке.

Программа «Земский учитель»: как зарегистрироваться и подать заявку в 2023 году

Уже несколько лет в России действует программа «Земский учитель», которая призвана поддержать педагогов, переезжающих на работу в населенные пункты с числом жителей до 50 000 человек. Она действует с 2020 года, ее цель – стимулировать специалистов на переезд в сельскую местность для повышения качества образования в местных учебных заведениях. Рассказываем, как присоединиться к программе Земский учитель в 2023 году, чтобы реализоваться в качестве педагога и получить хорошую денежную выплату.

Содержание статьи

  • 1 Что это за программа
  • 2 Размер компенсационной выплаты в 2023 году
  • 3 Условия программы Земский учитель в 2023 году
  • 4 Какие сейчас есть вакансии и где их искать
  • 5 Срок подачи заявки в 2023 году
  • 6 Как подать заявку на участие в программе Земский учитель в 2023 году
    • 6.1 Необходимые документы
    • 6.2 Куда подавать заявку
    • 6.3 Сколько заявок можно подать
    • 6.4 Можно ли отозвать заявку
    • 6.5 Как определяется победитель
    • 6.6 Дальнейшие действия заявителя
    • 6.7 Сроки отбора и заключения договора
    • 6.8 Порядок получения выплаты
    • 6.9 В каком случае могут отказать
    • 6.10 Как увеличить шансы на одобрение заявки
  • 7 Возможные причины расторжения договора
  • 8 Плюсы и минусы программы
  • 9 Часто задаваемые вопросы

Что это за программа

Еще с 2012 года в России работал проект «Земский доктор», в рамках которого государство материально поощряло медиков, которые решили переехать на работу в сельскую местность. Проект оказался успешным – только за 5 лет, с 2015 по 2020 годы, в населенные пункты с числом жителей до 50 000 человек на работу отправилось 2035 врачей, каждый из которых получил по 1 или 2 миллиона рублей.

Успех этого проекта вдохновил власти создать аналогичную программу и для учителей. Разрабатывать такую идею начали в 2017 году, а в 2019-м президент публично предложил ее реализовать в рамках послания Федеральному собранию. Такая программа была нужна в силу нехватки квалифицированных педагогов в сельской местности и их переизбытка в крупных городах.

Условия участия педагогов в программе «Земский учитель» и порядок выдачи им денежного вознаграждения закреплены в Постановлении Правительства № 1642 от 26 декабря 2017 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»», хотя по факту запустили проект только в 2020 году. Несмотря на то, что запуск пришелся на «коронавирусный» год, эффект от реализации программы уже превзошел ожидания:

  • в первый же год на новое место жительства и работы переехало 1800 педагогов;
  • это составило 88,5% от количества человек, принявших участие в аналогичной программе для врачей, и 40% от общего запланированного числа преподавателей-участников программы.

Впрочем, сельским школам в России нужны десятки тысяч учителей, поэтому программе еще есть куда расти. Кстати, она существует параллельно с массой региональных проектов, где учителя за переезд в село получают жилье, денежные выплаты и другие бонусы – но уже за счет регионального бюджета. А программа «Земский учитель» финансируется из бюджета федерального.

Размер компенсационной выплаты в 2023 году

Главное, чем привлекает учителей проект, – это разовая выплата за участие в нем. Так, сумма компенсационной выплаты учителям-участникам программы Земский учитель в 2023 году равна:

  • 2 миллиона рублей для тех, кто переезжает на работу в регионы Дальнего Востока;
  • 1 миллион рублей для переезжающих в любой другой регион.

То есть, за переезд в Хабаровский или Приморский край, Якутию или на Камчатку заплатят больше, чем за работу, например, в Алтайском крае.

Деньги перечисляют единоразовым платежом в первый же год трудоустройства на новом месте. Педагог может распорядиться средствами по своему усмотрению.

При подаче заявления на участие в проекте у каждого специалиста спрашивают, на что он собирается потратить свой миллион в случае одобрения его кандидатуры. Но этот опрос нужен только для сбора статистики и ни к чему не обязывает. Среди самых частых ответов встречаются варианты: «погашение ипотеки», «постройка дома», «покупка жилья».

Условия программы Земский учитель в 2023 году

Основные правила участия утверждены на федеральном уровне. Но они могут несколько отличаться в зависимости от региона страны, куда педагог планирует переехать для работы.

условия программы Земский учитель в 2023 году

Общие условия программы Земский учитель на 2023 год, которые действуют для всех желающих педагогов на всей территории страны:

  • Переезд в населенный пункт, где проживает меньше 50 000 человек.
  • Новое место жительства должно находиться не ближе, чем 100 км от нынешнего места проживания специалиста. Другими словами, если педагог уже живет в деревне, он не может устроиться в местную школу и получить за это компенсацию в 1 млн рублей.
  • Конкурсант должен быть моложе 55 лет.
  • Специалист должен иметь педагогическое образование – для некоторых регионов обязательно высшее, для некоторых допускается среднее специальное или незаконченное высшее.
  • Педагог должен проработать на новом месте не менее 5 лет с рабочей нагрузкой от 18 часов в неделю.

Точные условия участия в программе можно найти на официальном сайте, там же можно и проверить, как именно меняются требования к кандидатам в разных регионах страны. Для проверки нужно выбрать регион из списка и нажать на кнопку «Показать условия».

Например, вот условия участия для Калининградской области:

условия программы Земский учитель в Калининградской области
Здесь видно, что к участию в конкурсе в области допускаются учителя, которые планируют переехать в сельскую местность из нынешнего пункта проживания, который находится минимум за 300 км (что с учетом расположения региона автоматически отсекает от участия всех, кто сейчас проживает в этом субъекте).

А вот в Архангельской области к возрасту педагога предъявляют требование – «не старше 50 лет», тогда как в других регионах ограничение по возрасту допускается до 55. С другой стороны, на работу здесь принимают специалистов со средним образованием:

условия Земского учителя для Архангельской области

Для трудоустройства в Самарской области можно приехать из городов, расположенных за 70 км и более:

условия Земского учителя в Самарской области

Стоит учитывать, что в программу не попадают автоматически все школы всех городов и поселков с численностью населения до 50 тысяч человек. Вакансии туда должна добавить администрация школы – которая может не пожелать участвовать в проекте по каким-то причинам.

Что интересно, в 2023 году в списке регионов до сих пор есть, например, Московская область. И там есть школы, расположенные всего за 60 километров от центра Москвы. Вероятно, и конкурс в эти школы будет гораздо более жестким, чем в более отдаленных областях.

Какие сейчас есть вакансии и где их искать

Чтобы посмотреть доступные вакансии по программе «Земский учитель» в разных регионах, нужно зайти на официальный сайт и нажать на кнопку «Банк вакансий»:

кнопка Банк Вакансий

Далее откроется новая страница с формой, в каждом поле которой нужно выбрать из выпадающего списка подходящий вам вариант:

вакансии по программе Земский учитель

После нажатия кнопки «Найти вакансии» система автоматически подберет подходящие объявления, на которые можно откликнуться.

Обращаем внимание, что в объявлениях пишут необходимое количество часов рабочей нагрузки в неделю:

примеры вакансий

Несмотря на то, что правилами предусмотрена минимальная норма – 18 часов, можно устроиться на ставку с нагрузкой 21, 24 или 31 час в неделю. Нагрузка зависит от дисциплины, количества учеников и учебного расписания в каждой конкретной школе. Естественно, количество рабочих часов влияет и на зарплату.

Размер оклада в объявлениях не пишут, поэтому перед подачей заявки рекомендуем уточнить сумму заработной платы, связавшись с представителем школы по телефону. Также можно ориентироваться на средние оклады учителей по регионам России по данным Росстата за 2022 год. Например, по статистике видно, что:

  • в Московской области учителя получали 63 986 рублей в месяц;
  • в Тамбовской области – 30 880 рублей;
  • в Иркутской области – 47 956 рублей;
  • в Карачаево-Черкессии – 24 984 рубля;
  • в Забайкальском крае – 36 129 рублей.

Логично предположить, что конкурс на вакансии в Московской области будет выше, чем в Карачаево-Черкесской Республике.

Срок подачи заявки в 2023 году

Программа работает циклами каждый год – то есть, в течение года нужно успеть подать заявку, документы, получить одобрение и выйти на новую работу.

Регистрироваться на сайте и подавать заявки для участия в программе «Земский учитель» на 2023 год можно уже сейчас. Нужно успеть до крайней даты регистрации – это 15 апреля 2023 года. После этой даты комиссия начинает рассматривать документы кандидатов и выставлять участникам баллы. Присоединиться к проекту позже в 2023 будет уже нельзя, только ждать запуска приема заявок в 2024-м.

Как подать заявку на участие в программе Земский учитель в 2023 году

Поскольку свободных вакансий в подходящих населенных пунктах не так много, как желающих, отбор проходит в виде конкурса соискателей работы. А чтобы стать участником отбора программы «Земский учитель», нужно пройти несколько этапов:

  1. зарегистрироваться на официальном сайте – процедура быстрая и занимает не более 3-х минут;
  2. найти и откликнуться на интересующие вакансии;
  3. дождаться ответа от потенциального работодателя;
  4. подготовить документы для экспертной комиссии;
  5. подать заявку и предоставить документы в конкурсную комиссию.

На первый взгляд, ничего сложного – но всё же стоит разобрать отдельные этапы более подробно.

Необходимые документы

Пакет документации нужно начинать готовить, когда конкурсант получил подтверждение в своем личном кабинете от потенциального работодателя о том, что его кандидатура подходит и его приглашают для участия в конкурсе на вакансию. То есть, при регистрации на сайте документы не потребуются – они нужны чуть позже.

В пакет документации для участия в конкурсе входят:

  • заявление с просьбой допустить к участию в конкурсе на выбранную вакансию;
  • копия паспорта;
  • копия диплома о педагогическом образовании;
  • копия документа об установлении квалификационной категории;
  • заверенная копия трудовой книжки;
  • копия ИНН;
  • копия СНИЛС;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • согласие о готовности к переезду в сельский населенный пункт или город с населением до 50 000 человек;
  • грамоты и дипломы (при наличии);
  • сертификаты о повышении квалификации и дипломы о прохождении курсов профессиональной переподготовки (если есть);
  • документы, подтверждающие присвоение ученой степени (если есть).

При подаче документов стоит попросить у получателя расписку с указанием даты и времени их принятия. Это застрахует от проблем в будущем – если вдруг окажется, что из пакета потерялись какие-то бумаги.

Куда подавать заявку

Чтобы подать заявку, нужно зайти в личный кабинет, выбрать интересующую вакансию и напротив неё нажать соответствующую кнопку:

подача заявки на вакансию

Данные претендента уже есть в системе, поэтому они «подтянутся» в заявку автоматически, останется только согласиться. Далее нажать кнопку «Сохранить»:

подтверждение заявки

Но это только предварительная заявка – на нее отреагирует администрация школы, прислав подтверждение (то есть, здесь проверяется просто соответствие формальным требованиям для участия в проекте).

Когда школа пришлет подтверждение, нужно будет прислать на конкурсную комиссию свое письменное заявление и пакет документов. Точный адрес, куда отправлять всё это, педагог увидит в уведомлении, которое придет ему на портале после одобрения его кандидатуры работодателем. Это будет либо адрес органов местного самоуправления (отдел/департамент образования), либо учреждения образования, где заседает конкурсная комиссия проекта «Земский учитель».

Например, кандидатам из Омской области нужно предоставить документы в казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Карелии – в государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Предоставить данные можно лично или почтой, предварительно их заверив у нотариуса. Если у педагога есть электронная подпись, он может отправить заверенные ей документы по простой электронной почте.

Сколько заявок можно подать

Потенциальные участники проекта «Земский учитель» вправе подавать несколько заявок на разные вакансии, но только если все школы находятся в одном регионе. Устроиться на работу во все эти заведения будет нельзя, поэтому после получения отклика педагог должен определиться только с одним наиболее предпочтительным местом работы и при подаче документов в комиссию указать в заявлении именно его.

То есть, можно нажимать «Подать заявку» в вакансиях разных школ, однако полный пакет документов нужно будет подавать для одного учебного заведения.

Можно ли отозвать заявку

Если педагог ошибочно подал заявку на вакансию, то он может ее отменить до того момента, пока потенциальный наниматель не ответил ему и она не перешла в статус «Принято». Чтобы отозвать ошибочный отклик, нужно войти в личный кабинет, перейти в раздел «Заявки», найти в списке нужную вакансию и напротив нее нажать кнопку «Отменить заявку». Также это может быть нужно, к примеру, чтобы подать заявлению в школу в другом регионе.

Если ошибочный отклик был замечен уже после ответа потенциального работодателя, педагог может его проигнорировать и не подавать документы в комиссию – заявка аннулируется автоматически.

Как определяется победитель

Победители определяются экспертной комиссией. Если кандидатов на одну вакансию больше одного, то их заявки выходят на конкурс. Если на одну вакансию подал документы всего один кандидат – место достается ему автоматически.

В случае конкурса члены комиссии внимательно изучают документы участников и выставляют баллы. Они присваиваются за достижения:

  • высокий уровень квалификации специалиста – педагоги высшей квалификации получат больше очков в сравнении с педагогами первой категории или вообще без квалификационного уровня;
  • наличие ученой степени;
  • возможность преподавать смежные предметы;
  • опыт работы учителем.

Можно получить дополнительные баллы, если подать заявку на вакансию, которая свободна более 3 лет, а также вакансию, которая открыта в населенном пункте, расположенном более чем в 200 км от областного центра.

Рассмотрим, как определяется победитель, на условном примере. Допустим, на вакансии в одном из районов Ленинградской области откликнулось 6 кандидатов, как показано в таблице:

ФИО Количество баллов Вакансия
1 Оленевич Е. С. 78 Школа в Волосово
2 Григорьева О. Н. 98 Школа в Волосово
3 Шутов М. Н. 100 Школа в Ивангород
4 Емельянов А. К. 65 Школа в Бокситогорск
5 Данилова Л. Л. 55 Школа в Приозерске
6 Смак О. С. 98 Школа в Бокситогорске

На вакансию в школе в Волосово претендуют Оленевич и Григорьева, но у последней больше баллов, поэтому этот педагог будет объявлен победителем.

У Даниловой наименьший балл из всех участников конкурса, но так как она – единственный учитель, который откликнулся на объявление по работе в школе в Приозерске, то она победит. Далее по аналогии: в учебное заведение в Ивангороде будет направлен Шутов как единственный откликнувшийся кандидат, а в Бокситогорск – Смак.

На практике больше заявок получат более современные и престижные школы в более-менее крупных городах вблизи с областными центрами (и там почти гарантированно будет конкурс). А в отдаленные регионы и города заявок будет явно меньше.

Дальнейшие действия заявителя

После того как документы поданы, кандидат ждет решения комиссии и результатов конкурса. Ждать нужно до 1 мая 2023 года. Если педагог выиграет в конкурсе, он увидит себя в списке победителей на официальном сайте. После этого кандидату нужно:

  1. приехать лично на место будущей работы – познакомиться со школой, директором, будущими коллегами и учителями;
  2. параллельно попытаться наладить свой быт – найти жилье и всё необходимое;
  3. ближе к началу учебного года – приехать уже окончательно и подписать трудовой договор сроком на 5 лет;
  4. приступить к работе в сроки, установленные договором (скорее всего, с 1 сентября).

После того как был подписан трудовой договор, учитель вправе написать заявление на получение выплаты в 1 или 2 миллиона рублей.

Сроки отбора и заключения договора

Программа начинается и проходит полный цикл каждый год. В 2023 году сроки для участников такие:

  • до 15 апреля 2023 года – регистрация участников и сбор заявок на вакансии от них;
  • с 16 по 30 апреля – анализ документов участников, присвоение баллов и составление рейтинга учителей;
  • с 1 по 15 мая 2023 года – определение победителей и публикация списков на государственном сайте программы;
  • до 1 сентября 2023 – заключение трудовых договоров с призерами;
  • с 1 сентября по 1 декабря 2023 – подача заявления от педагога на выплату субсидии.

Таким образом, если успеть подать заявку до 15 апреля, уже с 1 сентября учитель может выйти на новую работу, а до 1 декабря получить свой миллион.

Порядок получения выплаты

Победитель конкурса, в срок прибывший на место работы и приступивший к обязанностям педагога, имеет право получить 1 млн рублей (все регионы) или 2 млн рублей (если устроился на работу в одном из субъектов Дальнего Востока).

Деньги придут в срок до 1 декабря 2023 года на банковский счет учителя. Чтобы получить средства, преподаватель подает заявление на компенсацию сразу после подписания трудового договора со школой. Выплата не облагается НДФЛ, а тратить ее учитель может по своему усмотрению.

В каком случае могут отказать

Школам в небольших городах и селах нужны учителя, поэтому искусственных препятствий создавать никто не будет. Но всё же кандидату могут отказать в участии в конкурсе, если он:

  • неправильно подготовил документы, например, предоставил незаверенную копию трудовой книжки – тогда педагог может подать документы заново, главное – успеть уложиться в сроки;
  • собрал не весь перечень документов – в этом случае можно дособрать информацию и снова обратиться с заявлением в комиссию;
  • в ходе проверки документов выяснилось, что специалист не соответствует критериям, которые предъявляют к кандидатам, участвующим в конкурсе – например, он старше 55 лет.

Также педагог, победивший в конкурсе, может потерять свое место, если не заключит договор со школой до 1 сентября 2023 года. Если крайний срок наступил, а кандидат так и не приехал по месту назначения, он автоматически лишается всех привилегий, а его должность отдается специалисту, который занял в конкурсе второе место (если тот захочет участвовать в программе).

Как увеличить шансы на одобрение заявки

Хотя программу создали из-за дефицита учителей, из-за конкурса многие могут не попасть на желаемое место.

Между тем, есть 2 хитрости, использование которых поможет увеличить шансы на одобрение заявки и выигрыш в конкурсе «Земский учитель»:

  1. Нужно отслеживать новые вакансии на сайте программы и стараться подать заявку раньше других педагогов. При наборе одинакового количества баллов с другим преподавателем на работу возьмут того, кто первый откликнулся на вакансию.
  2. Если педагог учился в сельской школе, затем уехал жить в другой город, как минимум за 200 км от родного поселка, то при его желании работать в родном учебном заведении комиссия отдаст предпочтение такому кандидату. Даже если у специалиста будет меньше баллов, чем у конкурентов. Для подтверждения, что педагог в детстве учился в том заведении, в котором теперь хочет работать, нужно приложить к стандартному пакету документов школьный аттестат.

Кроме того, хорошие шансы даст подача документов в школу, куда не хотят идти другие педагоги. Но здесь нужно очень тщательно всё продумать – ведь жить и работать 5 лет где-то в далеком селе понравится не всем.

Возможные причины расторжения договора

По желанию педагога трудовой договор может быть расторгнут в любое время – такое право дает ТК РФ. Если к моменту увольнения учитель успел получить выплату, но пятилетний срок действия контракта еще не истек, он обязан вернуть деньги в полном объеме в течение 1 месяца с момента расторжения договора.

Если преподаватель не сможет вернуть средства, они будут взысканы через суд. Это предусмотрено условиями проекта «Земский учитель» – чтобы не допустить недобросовестного обогащения за счет федерального бюджета.

Вместе с тем, законодательство предусматривает ряд причин, когда учитель может не отрабатывать в поселке 5 лет и при этом не возвращать деньги:

  • педагог получил медицинский отвод, а должность, на которой специалист может трудиться, школа предоставить не может;
  • учебное заведение закрыли;
  • сократили штатную единицу специалиста;
  • восстановили преподавателя, который ранее занимал эту должность, например, по решению государственной инспекции труда или суда;
  • учитель потерял трудоспособность;
  • наступили форс-мажорные обстоятельства (война, смерть преподавателя, ЧС, эпидемия);
  • педагог ушел в декрет – время, проведенное в уходе за ребенком, засчитывается в обязательный пятилетний срок.

Но главное – перед тем, как участвовать в программе, стоит очень хорошо продумать свое будущее. 5 лет – это большой срок, за который может многое измениться.

Плюсы и минусы программы

Подведем итоги. Программа «Земский учитель» была разработана, чтобы заинтересовать педагогов в работе в городах и селах с численностью жителей до 50 000 человек. 3 года наблюдений за реализацией программы показали, что проект оказался весьма востребованным и учителя по достоинству его оценили.

У госпрограммы есть свои плюсы и минусы:

Вывод: программа интересна тем учителям, кто хочет сменить обстановку и не боится ехать в неизвестный регион и город. Но есть и недостатки – большой конкурс на одни вакансии и его отсутствие на другие, а также «привязка» специалиста к месту на 5 лет. Так что если правительство проработает недостатки программы и найдет способы ее улучшить, проект «Земский учитель» станет лишь более эффективным.

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли платить налог с компенсационной выплаты?

Нет, субсидия не облагается подоходным налогом.

Нужна ли постоянная регистрация в регионе, в котором предстоит работать?

Нет, в госпрограмме нет такого требования.

Предоставляется ли педагогу жилье?

Предоставление жилья не гарантировано и не является обязательным условием программы «Земский учитель» для переезда педагога на новое место работы. Если в регионе есть программа обеспечения жильем, то она будет работать параллельно с проектом «Земский учитель», если нет – специалист должен искать место проживания самостоятельно.

Можно ли расторгнуть договор досрочно?

Можно. Если причина расторжения не прописана в договоре, учителю придется вернуть полученные деньги обратно.

Длительность прочтения:
7 мин.

Работа учителем в сельской местности – это непростой образовательный процесс, который требует учитывать множество особенностей. Всем образовательным учреждениям на отдельных местностях и небольших городках требуются квалифицированные педагогические кадры с целью, чтобы обеспечить высококачественный образовательный процесс в соответствии со всеми стандартными нормами и параметрами в рамках действующих законодательных норм.

Учитель в сельской местности

Работа учителем в сельской местности – это непростой образовательный процесс, который требует учитывать множество особенностей. Всем образовательным учреждениям на отдельных местностях и небольших городках требуются квалифицированные педагогические кадры с целью, чтобы обеспечить высококачественный образовательный процесс в соответствии со всеми стандартными нормами и параметрами в рамках действующих законодательных норм.

В соответствии с действующими возможностями сельские учителя работают сверхурочно. Их ставка в два раза превышает аналогичный городской показатель. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, в деревне многие преподаватели стараются заработать больше, поэтому берут на себя намного больше ответственности и профессиональных обязательств. Во-вторых, в глухой местности наблюдается острая нехватка профессиональных кадров, что вынуждает специалистов вести несколько дисциплин, которые могут быть не взаимосвязаны, что приводит ко многим трудностям и недостаточному углублению в тематику.

Учитель в сельской местности не всегда справляется со всеми тонкостями образовательных программ, что вызывает ухудшение качества образовательного процесса еще на уровне школы. Из-за этого многие ученики не могут поступить в высшие учебные заведения, получить желаемую профессию. Например, многие учителя, которые занимаются математическим направлением, также должны преподавать и другие предметы, которые совсем не связаны. Их назначают на преподавание географии, физики или астрономии. Не обладая достаточным уровнем компетенции, такой преподаватель не может предоставить все необходимые знания своим ученикам, что приводит к падению качества образования.

Программы для учителей в сельской местности с каждым годом меняются. Многие школы постоянно находятся в поиске высококвалифицированных кадров, которые обладали бы всеми необходимыми компетенциями для осуществления профессиональной деятельности в учебном заведении. Программа сельский учитель была специально создана для того, чтобы устранить подобный разрыв во знаниях, а также повысить качество образовательного процесса в учебных учреждениях сел. Подобная образовательная программа должна привлечь квалифицированные кадры, а также получить все требуемые знания, умения для осуществления профессиональной деятельности с минимальными затратами.

Что значит земский учитель?

Программа земский учитель появилась относительно недавно. Она была создана специально в рамках повышения действующего образовательного процесса по всей территории России. Особенно это касается удаленных учебных заведений. При этом закон все время меняется. Добавляются новые особенности и факторы, которые определяют требования к образовательному процессу. Финансирование системы образования проводится на региональном уровне, что позволяет получить требуемое количество средств для обеспечения развития в рассматриваемой отрасли. Теперь небольшие муниципальные организации имеют полное право воспользоваться всеми преимуществами, чтобы найти квалифицированные кадры. Программа действует для тех городков и населенных пунктов, население которых составляет менее пятидесяти тысяч.

Зарплата учителя в сельской местности относительно невысокая. Она составляет всего 15 тысяч рублей. В соответствии с этими правилами претендовать на такую должность могут только местные жильцы, у которых уже есть жилье в данной местности и возможность для дальнейшего развития. Такой уровень заработной платы не дает возможности самостоятельно приобрести жилье, а искать подработку при такой большой нагрузке не всегда получается.

Среди местного населения бывает сложно подобрать квалифицированных сотрудников, которые обладали бы всеми необходимыми знаниями и умениями для подготовки нового поколения учеников. Сложно среди местного населения собрать полноценный штат сотрудников. Для обучения детей необходим минимальный набор преподавателей, которые обладали бы высокими знаниями и умениями по своей специальности. Из-за подобных ограничений многим преподавателям приходится совмещать программы, что приводит к ухудшению качества образовательного процесса.

Многие учителя достаточно пожилые, поэтому не всегда могут справляться с нагрузкой и преподавать в соответствии с постоянно меняющимися требованиями. Из-за подобных факторов привлечь молодое поколение для предоставления знаний в удаленных городах достаточно непросто, так как требуется высокий уровень квалификации и умений для осуществления профессиональной деятельности.

Подъемные для учителей в сельской местности в рамках новой программы позволяют достичь оптимальных показателей эффективности и привлечь свежие квалифицированные кадры к образовательному процессу в рамках действующих стандартных норм и требований. Многие преподаватели, которые перейдут работать в сельскую местность, смогут получить от государства определенную сумму в размере миллиона рублей. Эта помощь выплачивается на личный счет преподавателя, поэтому отсутствуют риски того, что деньги будут отмыты или отправлены посторонним лицам, что повышает эффективность рассматриваемой образовательной программы.

Требования по программе

Земский учитель – программа для молодых учителей, которые смогут получить возможность развивать образовательную деятельность в сельской местности. В результате в сельскую местность будут направлены квалифицированные кадры, которые обладают опытом и знаниями для осуществления профессиональной деятельности. Обычно приоритет отдают именно молодым сотрудникам, которые развиваются и добывают новые умения, применяют современные технологические методики и программы с целью, чтобы повысить качество образовательного процесса в рамках действующих стандартных норм и требований.

Чтобы записаться в программу поддержки сельский учитель, необходимо учитывать множество особенностей. Важно получить требуемый уровень образования по выбранному педагогическому направлению. Этот уровень определяется и соответствует всем действующим стандартным нормам для того, чтобы осуществлять деятельность в рамках всех требований. Также уровень образовательной деятельности должен соответствовать минимальными стандартам.

Преподаватель должен работать по выбранной специальности не менее пяти лет, обладая всеми необходимыми навыками и знаниями. Также нужно обязательно вести трудовую деятельность в сельской местности для того, чтобы документально иметь возможность подтвердить стаж и получить подъемные учителям в сельской местности. Важно обязательно проживать в сельской местности, осуществлять всю необходимую деятельность в рамках личной нагрузки специалиста, чтобы подтвердить профессиональную пригодность.

Преимущества образовательной программы

Также действуют определенные льготы для учителей в сельской местности, что позволяет получить все необходимые выгоды. Среди наиболее популярных льгот для земских учителей 2022 следует обратить внимание на такие:

  • компенсации всех затрат на перевозку в сельскую местность, транспортировку вещей – все эти средства компенсируются со стороны местных органов власти;
  • заработная плата сельскому учителю 2021 начинает начисляться уже сразу вне зависимости от нагрузки;
  • на протяжении определенного времени выплачиваются специальные подъемные учителям, которые помогают намного быстрее адаптироваться к новым условиям жизни;
  • все расходные материалы для учебы оплачиваются со стороны государства;
  • предоставляются условия для льготной ипотеки и приобретения жилого имущества;
  • также можно получить определенные скидки на проезд в местном транспорте.

Государственные выплаты учителям в сельской местности можно потратить на самые разные цели. Например, можно построить собственное жилье или приобрести его на вторичном рынке.

Регионы и охват программы

Многие задаются закономерным вопросом, как попасть в программу земский учитель. С этой целью необходимо обязательно соответствовать определенным требованиям и параметрам. Преподаватель должен осуществлять свою деятельность в местности, где население составляет меньше пятидесяти тысяч. В таких населенных пунктах всегда есть острая потребность в квалифицированных кадрах для повышения качества образовательной деятельности. На специализированном сайте каждый преподаватель имеет право оставить заявку. Нужно подождать некоторое время, чтобы ее рассмотрели и предоставили свой ответ.

Если преподаватель подходит по всем характеристикам, то он может быть принят на работу. Для этих задач нужно подготовить соответствующие документы. В документации нужно указать только актуальные данные. Претендентам также потребуется в обязательном порядке пройти некоторые испытания с целью, чтобы подтвердить уровень профессиональной подготовки. Только после этого заключают официальный договор, создается счет для перечисления средств на жилье учителем и другие расходы.

Земский учитель – это отличная возможность для педагогов получить поддержку и помощь от государства по переезду в сельскую местность. Данная образовательная программа направлена на повышение качества образовательного процесса в отдаленной местности, позволяя легко получить все преимущества, воспользоваться выгодами и оптимизировать затраты в процессе при правильном распределении ресурсов. Важно соответствовать стандартам программы и пройти предварительную подготовку.

«Никто не дает нам никакого шанса», — пишет сельский учитель Татьяна Иванова. Она работает в сельской школе, где учится всего 22 ученика. Денег, которые выделяются, не хватает, чтобы отремонтировать здание, а ставка сельского учителя — меньше МРОТ.

«В школе 22 ученика, и это катастрофа» 

Я третий год работаю школьным учителем в малокомплектной сельской школе, которая находится в одном из районов Тверской области.

Тверская область — это почти Австрия по площади, и каждый ее район — это тоже маленькое государство. Наш район — один из самых удаленных от чего бы то ни было цивилизованного, а самый близкий крупный город вообще находится в другом государстве.

Фото: Расфокус.ру

Серьезное вымирание этих земель началось еще в годы Великой Отечественной войны, и с тех пор население так и не восстановилось. Сегодня в нашем сельском поселении прописано меньше трехсот человек. Это один подъезд многоквартирного дома в Москве.

Конечно, это напрямую связано и со школой. Нынешнее кирпичное двухэтажное здание построено в советское время по новейшему по тем временам проекту, рассчитано на 120 учеников. К школе «прилагались» здание детского садика, интернат для ребят из удаленных деревень, теплица, стадион и многое другое.

В 2021-2022 учебный год мы вступаем с 22 учениками на борту, и для школы это катастрофа. Подушевое финансирование убивает такие здания, как наше, на корню.

Ведь крышу невозможно починить на деньги, которые выделяются на 22 учеников. Спортзал тоже не отгородишь, дрова не сэкономишь, краску не закупишь, парты не заменишь — любой директор деревенской школы знает об этих проблемах не понаслышке. И это только здание.

Но ведь оно стоит не просто так, само по себе. Главное предназначение школы — это обучение детей. То самое пресловутое разумное, доброе и вечное, что мы сеем. И сеем неплохо, могу сказать это с уверенностью.

«Никто не собирается давать нам шанса»

Сейчас пойдут цифры, так что приготовьтесь. Итак, в нашей школе учится 22 ребенка с первого по девятый класс. Самый большой класс — пять учеников, самый маленький — один ученик. Представляете себе такое чудо в Москве? Это же индивидуальные занятия с преподавателями с 30-, 40-летним стажем, заслуженными учителями России, которые умеют все и еще немножко больше.

И помимо отличного качества преподавания это еще и та самая социализация, когда ученики общаются не только со сверстниками, но и с ребятами других возрастов. Старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Вы никогда не увидите в нашей школе никакого подобия дедовщины, насмешек, издевательств, оскорблений. Единичные случаи сразу берутся под контроль, и учителя крайне тактично и разумно подводят детей к выводам о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Если покопаться в официальных документах, можно даже выдать справку о завоеванных грамотах и наградах в районных, межрегиональных и областных конкурсах. Есть ребята, которые достойно выступали на всероссийских олимпиадах и занимали призовые места.

Это все я к чему говорю. Деревенская школа — это не исправительное учреждение для детей алкоголиков и бывших уголовников. Это живая структура, которая способна дать государству такие будущие кадры, о которых можно только мечтать. 

Другими словами, если деревенским школам дать шанс, они оправдают самые смелые ожидания.

Но вот беда, никто и не собирается давать нам никакого шанса. Ведь это означает — сначала дать, а получить что-нибудь когда-нибудь потом. Когда уже ни одного из чиновников, скорее всего, не будет на том же месте. Либо ишак сдохнет, либо падишах, либо Ходжа Насреддин. И потому мы доживаем.

«Базовая ставка учителя меньше МРОТа»

Среди педсостава 90% — это пенсионеры. Мне 47 лет, и когда директор читал мои документы, рассмеялся: «Какая же вы молоденькая!» Я, конечно, в старухи не ряжусь, но и слышу о своем возрасте такое нечасто. Ладно, ни разу не слышала.

По сравнению с городом, где 30 человек в классе считается нормой, наши малокомплектные — это рай для учителя. Можно дать отдельное задание успевающему ученику, а с отстающим поработать индивидуально. Можно остаться с ребенком после уроков и помочь с домашним заданием. Можно ВПР пройти по нескольку раз, отточить ответы, объяснить трудные места. Да кучу всего можно! Чего же нет желающих в сельскую школу-то идти?

Ну, во-первых, это деревенская жизнь. У нас не поселок городского типа, тут нет газа, водопровода, да и дороги до райцентра, мягко говоря, не шоссейные. Придется научиться топить печь, копать огород, носить воду из колодца. Но для довольно большой части людей это будет за благо, я точно знаю. Ведь то, что принято в народе называть экологией, то есть чистый воздух, пение птиц, отсутствие промышленных предприятий, тут прет, как говорится, из каждой лужи. Да и можно, при наличии определенного дохода, купить себе культиватор, провести в дом водопровод, поставить котел, нанять кого-нибудь дрова наколоть и сложить, и тогда деревенская жизнь не такой уж тяжелой окажется.

И вот мы подошли к ключевому моменту — определенному доходу. Я не работала в школе никогда, покуда не появился странный указ об обязательном введении второго иностранного языка во всех школах страны. Мы не будем сейчас обсуждать благие намерения этого нововведения, и я, честно говоря, очень рада, что третье поколение ФГОС отменило эту обязаловку. Но благодаря ему, второму иностранному, я пришла в школу, когда оказалось, что у нас нет такого учителя — ну, где его в деревне взять-то?

Теперь статистика. Базовый оклад учителя составляет 8 609 рублей (восемь тысяч шестьсот девять). Спасибо, что не 8 600. Эти девять рублей трогают сердце. Ведь какой-то счетовод вывел их, оперируя калькуляциями, таблицами и стандартами. 

Никто так и не смог объяснить мне, почему базовая ставка учителя меньше МРОТа, к которому, казалось бы, уже подтянули всех. Но не учителей.

В советские времена была рассчитана оптимальная нагрузка на педагога — 18 часов в неделю. При советской шестидневке, по которой учились почти во всех школах, получалось по три урока в день. И вот за эти три урока в день и рассчитан базовый оклад. Давайте посчитаем, сколько же зарабатывает без всяких надбавок учитель? Итак, в месяце у нас 21-22 дня, возьмем 20 для ровного счета. Это четыре недели, 18*4=72 урока. За 72 урока учитель получает 8 609 рублей. То есть 119 рублей 57 копеек за 45 минут донесения информации детям в возрасте от 7 до 14 лет.

Напомню, что в 2021 году правительством установлен минимальный почасовой размер оплаты труда — 150 рублей в час. Чем же учителя-то так провинились, что не дотягивают и до этого?

«Жить невозможно, выживать — можно»

«Ну как же, — очень часто слышу я в ответ, — у вас же это базовая ставка, а сколько еще на нее накручивают? Да и работаете вы с 8:30 до 15:00, а потом иди домой валяйся, чем хочешь занимайся». Довольно много людей так думает, это правда. Но учителю надо: подготовиться к учебному году, подготовиться к учебной четверти, подготовиться к конкретному уроку, провести урок, проверить тетради, написать отчеты. Это то колесо, которое крутится постоянно, из него нет выхода. Вновь приходящие молодые специалисты все делают с нуля. Хорошо, если в школе еще не умерло наставничество и есть учитель этого же профиля, который подскажет, посоветует, поможет, подменит, в конце концов.

Плюс классное руководство, плюс дикое количество никому не нужных конкурсов (дистант в прошлом году явно сорвал колпачок с какого-то резервуара безумия, и онлайн-конкурсы хлынули через край), плюс постоянное повышение квалификации, по факту ставшее фикцией, и отчеты, отчеты, отчеты.

Фото: из личного архива Татьяны Ивановой

«Но мы же знаем, — снова слышу я, — что в Москве учителя получают без всяких надбавок по 70 тысяч». Да и слава Богу, хочу я сказать. Хоть где-то учителя получают хоть что-то. Но на Москве такие зарплаты и заканчиваются. Уже в Московской области они получают чуть ли не в два раза ниже за такую же нагрузку. А чем дальше от МКАД, тем печальней.

«Почему же вы не уйдете в репетиторство? Ведь невозможно жить на такие деньги!» Невозможно, конечно. У нас пасека маленькая, мы мед продаем. В деревне вообще натуральный обмен. Вещи нам отдают, я и не помню, когда детям своим что-то из одежды покупала, кроме нижнего белья. 

Жить невозможно. Выживать — можно. И сеять. Разумное, доброе, вечное.

Для справки. Мой оклад в 2020-2021 учебном году составлял 19 556,55 руб. минус НДФЛ 1 788 р. равно 18 865,23 рубля за 22 часа нагрузки и классное руководство. В этом году будет больше, потому что часов у меня будет 30.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Добавить комментарий