Помогите найти радиус окружности
ananastyaryder
Знаток
(343),
на голосовании
7 лет назад
Сидели мы на уроке алгебры и разбирали графики. Нам попалась окружность с неизвестным радиусом. Вот у нас учитель и спросил, как найти радиус (диаметр) такой окружности. Мы что только не предлагали: считать по клеточкам, составить уравнение, описать треугольник и с помощью теоремы синусов найти радиус. Все не так
Подскажите, пожалуйста:)
Голосование за лучший ответ
Валерий Малый
Профи
(722)
7 лет назад
1. напечатать в реальном размере и измерить
2. Взять циркуль, отметить границы на листе бумаги и измерить
Андрей Тялин
Оракул
(68740)
7 лет назад
По графику видно, что радиус равен примерно 2,5 (ед.).
С довольно высокой точностью.
λ
Искусственный Интеллект
(193625)
7 лет назад
пальцем легко считается, диаметр 5
значит радиус 2,5
Задачи на клетчатой бумаге интересны тем, что можно их решать различными способами – и через дополнительное построение, и через различные геометрические формулы. Так как задач таких сейчас полно в сети, ещё раз обозначу себе картинкой условие:
У нас нет ничего в условии кроме длины клетки, равной 1/√π
Как найти площадь?
Например, по такой формуле, где альфа – размер угла.
Но у нас нет ни угла, ни радиуса.
Значит, находим радиус. На глаз тут 4,5 клетки, но мы будем точнее, если нарисуем вот такой треугольник прямоугольник, в котором радиус будет гипотенузой и через теорему Пифагора его найдём.
(4/√π)2 + (2/√π)2 = 16/π+4/π = √(20/π)
Как найти угол? Если разделить всю окружность на 4 части, то видно, что закрашенная часть составит целую четверть и ещё её половинку. То бишь, 1/4+0,5Х1/4 Это не что иное как 3/8
Теперь считаем угол: 360Х3/8=135 градусов.
Теперь, когда у нас есть все данные, подставляем в формулу.
S=135/360 Х π Х (√(20/π))2
Квадрат и корень квадратный сокращаются, получаем 135/360 Х π Х 20/π
Следом сокращается и п, остаётся 135/360 Х 20/1 = 135/18 = 7,5
Поскольку площадь измеряется в квадратных сантиметрах в нашей задаче, то и ответ будет 7,5 кв.см
Задача № 1
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 на 1 изображён прямоугольник (Рис. 1). Найдите радиус окружности, описанной около этого прямоугольника.
Решение
Чтобы найти радиус окружности, необходимо вспомнить правило, гласящее: «Радиус окружности, описанной около прямоугольника, равен половине его диагонали».
Найдем диагональ этого прямоугольника.
Из рисунка (Рис. 1) видно, что BD = 5
Диагональ равна 5, поэтому радиус равен 2,5.
Ответ: 2,5.
Задача № 2
На клетчатой бумаге с размером клетки √2 на √2 изображён квадрат (Рис. 2). Найдите радиус окружности, вписанной в этот квадрат.
Решение
Учтем, что по условию задачи размер клеток равен √2 на √2. Чтобы найти радиус окружности, необходимо вспомнить правило, гласящее: «Радиус окружности, вписанной в квадрат, равен половине его стороны». Найдем сторону квадрата:
Тогда радиус вписанной окружности равен:
Ответ: 2.
Задача № 3
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 на 1 изображён равносторонний треугольник (Рис. 3). Найдите радиус описанной около него окружности.
Решение
Чтобы найти радиус окружности, необходимо вспомнить правило, гласящее: «Радиус окружности, описанной вокруг равностороннего треугольника, равен двум третьим его высоты». Из рисунка (Рис. 3) видим, что высота равна «3». Поэтому радиус описанной окружности будет равен 3 х 2/3 = 2.
Ответ: 2.
Автор – Андрей Найденов
Больше уроков и заданий по всем школьным предметам в онлайн-школе “Альфа”. Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас!
Запишитесь на бесплатное тестирование знаний!
Задача 1
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображён равносторонний треугольник. Найти радиус вписанной в него окружности.
Решение:
Поскольку формула радиуса вписанной в правильный треугольник окружности содержит иррациональность:
использовать её на экзамене, где требуется точный ответ, а не его приближённое значение, нет смысла. Да и длина стороны треугольника задана в таких заданиях не целым числом.
Зато высота треугольника — целое число. По свойству равностороннего треугольника его высота равна сумме радиусов вписанной и описанной окружности:
причем
Итак, чтобы найти радиус вписанной в равносторонний треугольник окружности, нужно посчитать по клеткам длину высоты и найти от неё треть.
В данной задаче длина высоты равна 9 клеткам (h=9), следовательно,
Ответ: 3.
Задача 2
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображён равносторонний треугольник. Найти радиус описанной около него окружности.
Решение:
Находим по клеткам высоту данного треугольника:
h=12.
Радиус описанной около равностороннего треугольника окружности составляет две третьих его высоты:
Ответ: 8.
3 октября 2013
В этом уроке мы разберем еще одну задачу B5 на площади секторов из ЕГЭ по математике, однако будьте очень внимательны: на первый взгляд все считается очень просто. Но в самом конце решения многие ученики допускают очень обидную ошибку. Сейчас вы поймете, о чем идет речь. Итак, задача:
Задача. Найдите площадь S закрашенного сектора, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см. В ответе укажите величину S/π.
Как решать такую задачу? В первую очередь, поскольку речь идет о площади сектора, нам нужно знать формулу площади круга:
S = πR2
где R — радиус круга. Следовательно, для решения нам потребуется найти этот самый радиус. В данной задаче все очень просто: проводим вертикальный радиус и считаем клеточки.
Отсюда сразу получаем, что радиус R = 4. Таким образом, площадь круга S равна:
S = π · 42 = 16π
Обратите внимание: нам очень повезло с радиусом. Потому что в настоящих задачах далеко не всегда верхняя точка окружности лежит в узлах координатной сетки. Однако где-то на окружности обязательно найдется точка с целочисленными координатами, которая точно будет лежать в узле сетки. Вот ее и надо использовать для вычисления радиуса. Давайте посмотрим, каким образом.
Для этого нам потребуется отдельная сетка. Отметим на ней центр окружности (точку O) и некую гипотетическую точку A, которая должна лежать на нашей окружности. Допустим, это будет выглядеть следующим образом:
Тогда отрезок OA будет радиусом этой окружности. Как его найти? Достроим до прямоугольного треугольника наш отрезок. Если двигаться вдоль линий координатной сетки, мы получим прямоугольный треугольник OAC с прямым углом C. Разумеется, полученная таким образом точка C не будет лежать на окружности — она лежит где-то внутри. Но этого нам и не требуется. Главное, что мы легко можем найти катеты: OC = 4, AC = 2.
Тогда мы можем найти радиус R (он же — отрезок OA) по теореме Пифагора:
R2 = 42 + 22 = 16 + 4 = 20
И тогда получилось бы, что вместо 16π площадь всего круга равнялась бы 20π. В остальном решение было бы полностью аналогичным, поэтому возвращаемся к нашей исходной задаче. Мы только что нашли площадь круга, а нам надо найти площадь сектора. Давайте схематично перерисуем круг и разделим его на 8 равных частей, как пиццу (стандартная практика в задачах B5). Затем закрашиваем на получившемся рисунке те сектора, которые на исходном чертеже также были закрашены:
Получаем, что закрашенных кусочков было k = 6, а всего их изначально n = 8. Поскольку все части равные, мы можем найти площадь каждого маленького сектора, разделив общую площадь круга на 8:
Ssec = 16π/8 = 2π
А поскольку в закрашенном секторе таких кусочков k = 6, то искомая площадь будет равна
S = 6 · Ssec = 6 · 2π = 12π
Но в задаче B5 от нас требуется найти не просто площадь сектора, а величину S/π. Поэтому выполняем последний шаг. Подставляем и получаем:
12π : π = 12
Это и есть ответ. Так в чем же главная ошибка учеников, которые решают подобные задачи? Дело в том, что многие начинают считать площадь меньшего из секторов, изображенных на рисунке. Однако этот сектор не закрашен. В результате при правильных по существу расчетах многие ученики получают неправильный ответ. Согласитесь, обидная ошибка?
Поэтому рекомендация следующая: внимательно читайте условие задачи B5! Если требуется найти площадь закрашенного сектора, то именно закрашенный сектор и нужно искать. Даже если на чертеже он занимает большую часть круга. А если требуется найти площадь незакрашенного сектора, то об этом обязательно будет указано в условии. Поэтому прежде чем записывать ответ, еще раз проверьте, что от вас требуется: закрашенный сектор или незакрашенный? И тогда дополнительный балл на ЕГЭ по математике вам гарантирован.:)
Смотрите также:
- Задача B5: площадь кольца
- Задача B5: площадь сектора
- Как сдать ЕГЭ по математике
- Метод коэффициентов, часть 1
- Задача B5: метод узлов
- Сфера, описанная вокруг куба