Как найти распределительное свойство умножения 5 класс

Математика

5 класс

Урок № 9

Распределительный закон

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

– распределительный закон умножения;

– общий множитель.

Тезаурус

Раскрытие скобок – это замена выражения со скобками на равное ему выражение без скобок, а также от произведений числа и разности – к разности произведений.

Вынесение общего множителя за скобки – это замена суммы произведений к произведению числа и суммы, а также от разности произведений к произведению числа и разности.

Распределительный закон умножения: чтобы число умножить на сумму двух чисел, надо это число умножить на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
  2. Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.

Дополнительная литература

  1. Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
  2. Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
  3. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для любых чисел а, b и с верно равенство:

а ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ с

Оно выражает распределительный закон умножения: чтобы число умножить на сумму двух чисел, можно это число умножить на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Посмотрим, как можно применить этот закон на практике.

Вычислим и сравним значения выражений 4 ∙ (3 + 5) и 4 ∙ 3 + 4 ∙ 5.

Решение:

4 ∙ (3 + 5) = 4 ∙ 8 = 32

4 ∙ 3 + 4 ∙ 5 = 12 + 20 = 32

Оба выражения имеют одинаковое значение, поэтому можно сделать вывод, что распределительный закон справедлив.

4 ∙ (3 + 5) = 4 ∙ 3 + 4 ∙ 5 = 32

Отметим, что распределительный закон верен не только для двух, но и для любого числа слагаемых. Например, верно следующее равенство:

4 ∙ (5 + 6 + 7 + 8) = 4 ∙ 5 + 4 ∙ 6 + 4 ∙ 7 + 4 ∙ 8

Кроме того, если b больше или равно с (b ≥ c), то верно равенство:

а ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ с

Например: 7 ∙ (9 – 5) = 7 ∙ 9 – 7 ∙ 5.

Говорят, что в произведениях 4 ∙ (3 + 5) и 7 ∙ (9 – 5) раскрыли скобки и получили соответствующую сумму 4 ∙ 3 + 4 ∙ 5 и разность 7 ∙ 9 – 7 ∙ 5.

Переход от произведений числа и суммы и числа, и разности соответственно к сумме произведений и разности произведений называют раскрытием скобок.

а ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ с

а ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ с

Переход от суммы произведений к произведению числа и суммы и от разности произведений к произведению числа и разности соответственно называют вынесением общего множителя за скобки.

a ∙ b + a ∙ с = а ∙ (b + c)

a ∙ b – a ∙ с = а ∙ (b – c)

Вынесение общего множителя за скобки позволяет упрощать вычисления.

Например, вычислим:

  1. 27 ∙ 41 + 27 ∙ 59 = 27 ∙ (41 + 59) = 27 ∙ 100 = 2700
  2. 55 ∙ 67 – 55 ∙ 66 = 55 ∙ (67 – 66) = 55 ∙ 1 = 55
  3. 356 ∙ 73 + 644 ∙ 27 + 73 ∙ 644 + 27 ∙ 356 = 73 ∙ (356 + 644) + 27 ∙ (644 + 356) = 73 ∙ 1000 + 27 ∙ 1000 = 1000 ∙ (73 + 27) = 1000 ∙ 100 = 100000

Любое из чисел a, b и с в равенствах а ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ с и а ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ с (если b ≥ c) может быть нулём, поэтому распределительный закон верен и для целых неотрицательных чисел.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№ 1. Вычислите, используя распределительный закон 125∙(8+ 10).

Решение: для вычисления значения данного выражения раскроем скобки 125∙(8+ 10)=125∙8+ 125∙10= 1000+ 1250= 2250.

Ответ: 2250.

№ 2. Найдите значение выражения 5 ∙ 38 – 30 ∙ 5. Выберите правильный ответ.

Варианты ответа: 40; 45; 42; 35.

Решение: для вычисления значения данного выражения, применим распределительный закон умножения. Вынесем общий множитель 5 за скобки:

5 ∙ 38 – 30 ∙ 5 = 5 ∙ (38 – 30) = 5 ∙ 8 = 40

Ответ: 40.

Распределительное свойство умножения

Краткое описание

Используемый в школе распределительный закон умножения позволяет ученикам максимально быстро выполнить все необходимые вычисления. Знание определенных нюансов поможет решить сложные уравнения и различные задачи. Процесс умножения представляет собой сокращенный процесс сложения. А это означает, что первый множитель выступает в роли числа, которое складывается само с собой определенное количество раз, соответствующее второму множителю. Пример: 4 * 8 = 4+4+4+4+4+4+4+4 = 32.

Распределительный закон умножения

Элементарное математическое умножение было изобретено в то время, когда у человечества возникла необходимость выполнять большие вычисления, которые просто неудобно записывать в виде элементарного сложения. Всем хорошо известно, что можно 8 раз сложить число 4, а можно 4 раза сложить число 8, но итоговый результат от этого не поменяется. Именно в этом и состоит смысл переместительного умножения всех задействованных элементов. Умножение позволило человеку решить довольно много проблем, но вместе с этим в алгебру пришло и деление, но уже как противоположная математическая операция.

Ключевые особенности

Чтобы даже на начальном этапе ученик мог выполнить умножение суммы некоторых чисел, необходимо просто умножить каждое слагаемое по отдельности и сложить полученный результат. К примеру: (j + d) * s = sj + sd либо s * (j + d) = sj + sd. Чтобы немного упростить способ решения задачи, описанное правило можно использовать в обратном порядке: s * j + s * d = s * (j + d). В этом случае общий множитель выносится за пределы скобок.

Если попробовать задействовать многофункциональное распределительное свойство сложения, то в итоге можно будет решить следующие математические примеры:

Ученик выполняет умножение

  • Классическая задача: 35 * 6. Следует представить число 35 как сумму двух чисел 30 и 5, которую просто нужно перемножить на 6: (30 + 5) * 6. Все вычисления выполняются элементарно: 30 * 6 + 5 * 6 = 210.
  • Еще один пример: 4 * (20 + 13). Для решения нужно умножить число 4 на каждое задействованное слагаемое: 4 * 20 + 4 * 13. Сложение примет следующий вид: 80 + 52 = 132.
  • Также следует рассмотреть более сложный пример: 8 * (45 — 3). Необходимо перемножить на число 9 уменьшаемое 45, а также вычитаемое 3. Пример: 8 * 45 — 8 * 3. Если все сделать верно, то итоговый результат примет следующий вид: 360 — 24 = 336.

Умелое применение распределительного свойства умножения поможет избежать распространенных ошибок. Так, основное правило актуально не только по отношению к сумме, но и к разности двух и более выражений. Для укрепления полученных навыков можно попробовать самостоятельно придумать задачу.

Основные математические возможности

Чтобы можно было выполнить определенные арифметические действия по отношению к числу, необходимо поочередно умножить его на каждое слагаемое и в итоге сложить полученные произведения. А это значит, что для любых частных чисел l, r, w верным будет следующее равенство: w * (l + r) = w * l + w * r. Этот пример отлично выражает распределительный закон сложения и последующего умножения. Так как число и сумма являются множителями, то после смены их места расположения, задействовав для этого переместительное свойство, можно будет сформировать наиболее подходящее свойство.

Всего специалисты выделяют три свойства распределительного умножения:

  • Элементарное сочетательное. Именно это свойство применяется для тех примеров, где используется минимум 3 множителя. Основная мысль сочетательного свойства в том, что можно легко перемножить первые два множителя, а только потом умножить результат на третий множитель. Стоит учесть, что порядок перемножения может быть абсолютно любым.
  • Переместительное. Произведение не меняется от перемены мест множителя. Для примера из двух множителей это свойство не является критичным, но для заданий с тремя и более множителями это направление может сэкономить много свободного времени.
  • Распределительное. В математике это свойство получило большой спрос для умножения числа на сумму либо разность. Распределительный подход сокращает время решения задачи при правильном подходе. Суть свойства в том, что во время умножения числа на разность либо конкретную сумму можно каждое слагаемое умножить на основное число, а уже потом выполнить сложение.

Законы умножения

Все перечисленные направления имеют свои особенности и правила использования на практике, которые обязательно нужно учесть для лучшего усвоения этой темы.

Правила вычитания

Умножение и последующее вычитание натуральных чисел обязательно связывается распределительным свойством. Учащимся обязательно нужно запомнить формулировку этого правила: умножить определенную разность двух рациональных чисел на конкретное число — это вычитание из произведения уменьшаемого числа произведения данного или неизвестного вычитаемого числа. Все математические примеры записываются при помощи обычных букв: (s — r)* n = s * n — r * n. Задействованными символами могут называться определенные рациональные целые и дробные числа.

Умножение и последующее вычитание натуральных чисел

Элементарные примеры распределительного свойства умножения позволяют ученикам освоить технику решения распространенных математических задач. Если необходимо убедиться в равенстве уравнения 5 * (8 — 3) = 5 * 8 — 5 * 3, тогда нужно выполнить несколько арифметических действий. Так как пример 8 − 3 всегда равен 5, то произведение 5 * (8 — 3) всегда будет иметь следующий результат: 5 * 5 = 5+5+5+5+5=25. Теперь нужно вычислить разность между 5 * 8 и 5 * 3. Решение выглядит следующим образом: 5 * 8 − 5 * 3 = (5+5+5+5+5+5+5+5) — (5+5+5) = 40 — 15 = 25. Это значит, что равенство 5 * (8 − 3) = 5 * 8 − 5 * 3.

Использование двух и более слагаемых

Распространенное в алгебре распределительное свойство элементарного умножения активно применяется не только по отношению к двум слагаемым, но и для неограниченного количества арифметических элементов. Этот подход можно применить для всех форм дробей, что очень удобно. Стандартная формула имеет следующий вид:

  • d x (e + t + h) = d x e + d x t + d x h .
  • d x (e — t — h) = dxe — dxt — dxh.

Распределительное свойство элементарного умножения

В качестве примера следует рассмотреть следующее уравнение: 678 * 4. Чтобы понять все нюансы, надо представить число 678 как сумму трех чисел: 600, 70 и 8. Если это сделать, то в итоге можно получить следующее решение: (600 + 70 + 8) * 4 = 600 * 4 + 70 * 4 + 8 * 4 = 2400 + 280 + 32 = 2712. Для более быстрого решения задачи нужно упростить несколько выражений, используя для этого упомянутое ранее свойство.

Если в качестве примера взять уравнение 8 * (4х + 3у), тогда первым делом раскрывают имеющиеся скобки, применяя для этого распределительный закон умножения: 8 * 4х + 8 * 3у = 32х + 24у. Конечно, полученный результат сложить просто невозможно, так как заявленные слагаемые не являются подобными, к тому же они имеют разную буквенную часть. Именно поэтому ответ будет выглядеть следующим образом: 32х + 24у.

Если ученик научится использовать при решении различных примеров универсальное распределительное свойство сложения и умножения, то в итоге он сможет легко решать даже самые сложные математические примеры, так как многие ситуации можно свести к устному счету. Также будет существенно экономиться время при решении многоуровневых задач. Благодаря полученным знаниям, можно будет с легкостью упростить выражения. Эксперты рекомендуют дважды проверять выполненную работу, так как только в этом случае можно будет избежать ошибок.

Умножение нуля

Несмотря на то что ноль не относится к категории естественных чисел, этому направлению тоже нужно уделить повышенное внимание. Это связано с тем, что такое свойство используется во время умножения натуральных чисел столбиком. Если строго соблюдать смысл умножения, тогда произведение 0 * х, где х выступает в роли произвольного естественного числа больше единицы, представляет собой сумму х слагаемых. В такой ситуации актуальной является следующая формула: 0 * х = 0+0+0+0+….+0. Свойства математического сложения позволяют специалистам утверждать, что последняя сумма неизбежно будет равна нулю.

Чтобы иметь возможность сохранить справедливость элементарного умножения используемого числа на единицу, можно считать верным следующее равенство: 0 * 1 = 0. Это значит, что для любого естественного числа х выполняется равенство 0 * х = 0. Чтобы оставалось актуальным переместительное свойство умножения, нужно помнить о справедливости равенства х * 0 = 0 для всех натуральных чисел х.

Умножение нуля

Произведение естественного числа и нуля равно нулю 0 * х = 0, а также х * 0 = 0. Используемый x представляет собой произвольное натуральное число. Экспертами было доказано, что последнее утверждение играет важную роль формулировки свойства умножения ранее полученного числа и нуля. К примеру, произведение чисел 87 и 0 равно нулю. Если попробовать умножить 0 на 897689, то в итоге тоже получим ноль.

Распределительное свойство относительно разности

Правильное решение математических уравнений возможно только в том случае, если ученик предварительно хорошо изучил теоретическую часть этой темы. Чтобы выполнить элементарное умножение разности на число, необходимо предварительно умножить на него уменьшаемое, а только после этого — вычитаемое, и выполнить вычисление полученных результатов. Пример: g x (y — u) = g x y — g x u или (y — u) x g = g x y — g x u .

Понять все нюансы помогут следующие три примера:

Решение математических уравнений

  • Для решения уравнения 78 * (12 — 5) принято использовать распределительный закон. Первым делом умножают 78 на оба числа: 78 * 12 — 78 * 5. Необходимо отыскать разность полученных значений: 936 — 390 = 546 и записать полученный результат. Ответ: 546.
  • Следующий пример: 78 * 5. Нужно найти значение математического выражения, используя для этого ранее изученные свойства. Следует представить 78 как разность двух чисел 83 и 5. Решение будет выглядеть следующим образом: 78 * 5 = (83 − 5) * 5 = 83 * 5 − 5 * 5 = 390.
  • Еще один арифметический пример: 9 * (2 + 30). Решение этого уравнения довольно простое: 9 * 2 + 9 * 30 = 18 + 270 = 288.

Решать такие задачи элементарно и быстро, но для этого нужно хорошо усвоить все правила, а также рекомендации специалистов, так как только в этом случае можно будет избежать грубых ошибок.

Манипуляции с натуральным числом

Этот раздел связан с умножением единицы на конкретное число. Если следовать смыслу умножения, то в итоге произведение изучаемого арифметического выражения х будет равно сумме х слагаемых, каждое из которых тоже равно единице. Действует элементарная формула: 1 * х = 1+1+1+….+1 = х. Пример: произведение чисел 1 и 78 равно 78, а результатом умножения 1 и 456 есть число 456.

Умножением единицы на конкретное число

Произведение х * 1 лишено какого-либо смысла, так как это арифметическое выражение представляет собой сумму одного слагаемого, которое равно число х, но сложение определяют для двух и более слагаемых. Чтобы сохранить справедливое переместительное свойство поэтапного умножения, нужно считать верным равенство х * 1 = х.

Опытные математики утверждают, что произведение двух разных чисел, одно из которых приравнивается к нулю, равно другому числу. Это утверждение выступает в качестве официальной формулировки умножения единицы и определенного числа. При помощи букв это свойство записывается так: 1 * х = х * 1 = х. За основу могут использоваться любые натуральные числа.

Многим может показаться, что сегодня нет необходимости разбираться во всех свойствах распределительного умножения, так как под рукой всегда есть калькулятор. Но даже у программ существуют свои ограничения, что просто недопустимо в банковской отрасли и правительственных отраслях. Именно поэтому бухгалтеры в обязательном порядке изучают все особенности применения распределительного закона умножения.

Свойства умножения

  • Переместительное свойство умножения
  • Сочетательное свойство умножения
  • Распределительное свойство умножения

Переместительное свойство умножения

От перестановки сомножителей местами произведение не меняется.

Следовательно, для любых чисел  a  и  b  верно равенство:

a · b = b · a,

выражающее переместительное свойство умножения.

Примеры:

6 · 7 = 7 · 6 = 42;

4 · 2 · 3 = 3 · 2 · 4 = 24.

Обратите внимание, что данное свойство можно применять и к произведениям, в которых более двух множителей.

Сочетательное свойство умножения

Результат умножения трёх и более множителей не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  c  верно равенство:

a · b · c = (a · b) · c = a · (b · c),

выражающее сочетательное свойство умножения.

Пример:

3 · 2 · 5 = 3 · (2 · 5) = 3 · 10 = 30

или

3 · 2 · 5 = (3 · 2) · 5 = 6 · 5 = 30.

Сочетательное свойство используется для удобства и упрощения вычислений при умножении. Например:

25 · 15 · 4 = (25 · 4) · 15 = 100 · 15 = 1500.

В данном случае можно было вычислить всё последовательно:

25 · 15 · 4 = (25 · 15) · 4 = 375 · 4 = 1500,

но проще и легче сначала умножить  25  на  4  и получить  100,  а уже потом умножить  100  на  15.

Распределительное свойство умножения

Сначала рассмотрим распределительное свойство умножения относительно сложения:

Чтобы число умножить на сумму чисел, можно это число умножить отдельно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

m · (a + b) = m · a + m · b,

выражающее распределительное свойство умножения.

Так как в данном случае число и сумма являются множителями, то, поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:

Чтобы сумму чисел умножить на число, можно каждое слагаемое отдельно умножить на это число и полученные произведения сложить.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

(a + b) · m = a · m + b · m.

Теперь рассмотрим распределительное свойство умножения относительно вычитания:

Чтобы число умножить на разность чисел, можно это число умножить отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого полученного произведения вычесть второе.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

m · (ab) = m · am · b.

Так как в данном случае число и разность являются множителями, то поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:

Чтобы разность чисел умножить на число, можно уменьшаемое и вычитаемое отдельно умножить на это число и из первого полученного произведения вычесть второе.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

(ab) · m = a · mb · m.

Переход от умножения:

m · (a + b)    и    m · (ab)

соответственно к сложению и вычитанию:

m · a + m · b    и    m · am · b

называется раскрытием скобок.

Переход от сложения и вычитания:

m · a + m · b    и    m · am · b

к умножению:

m · (a + b)    и    m · (ab)

называется вынесением общего множителя за скобки.

  • Ответы к учебнику для 5 класса. А. Г. Мерзляк
  • Переход на главную страницу сайта

Вопросы к параграфу

1. Сформулируйте сочетательное свойство умножения.

Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего числа.

2. Как записывают в буквенном виде сочетательное свойство умножения?

(ab)c = a(bc)

3. Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения.

Чтобы число умножить на сумму двух чисел, можно это число умножить на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

4. Как записывают в буквенном виде распределительное свойство умножения относительно сложения? Вычитания?

a(b + c) = ab + ac — распределительное свойство умножения относительно сложения.

a(b — c) = ab — ac — распределительное свойство умножения относительно вычитания.

Решаем устно

1. Заполните цепочку вычислений:

Мерзляк 5 класс - § 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения

2. Произведение чисел 3 и 8 умножьте на 100.

(3 • 8) • 100 = 24 • 100 = 2 400

3. Число 3 умножьте на произведение чисел 8 и 100.

3 • (8 • 100) = 3 • 800 = 2 400

4. Найдите произведение суммы чисел 8 и 7 и числа 6.

(8 + 7) • 6 = 15 • 6 = 90

5. Найдите сумму произведений чисел 8 и 6 и чисел 7 и 6.

8 • 6 + 7 • 6 = 48 + 42 = 90

6. Можно ли представить число 6 в виде произведения 100 множителей?

Да, можно. Например:

  • 6 = 6 • 1 • 1 • 1 • … • 1, где 99 множителей из 100 — это единицы;
  • 6 = 2 • 3 • 1 • 1 • 1 • … • 1, где 98 множителей из 100 — это единиц;
  • и т.д.

7. В инкубаторе было 1 000 яиц. Из каждых 100 яиц вылупилось 95 цыплят. Сколько всего вылупилось цыплят?

1 000 : 100 • 95 = 10 • 95 = 950 (цыплят) — вылупилось в инкубаторе.

Упражнения

420. Вычислите удобным способом:

  1. 2 • 328 • 5 = 328 • (2 • 5) = 328 • 10 = 3 280
  2. 125 • 43 • 8 = (125 • 8) • 43 = 1 000 • 43 = 43 000
  3. 25 • 243 • 4 = (25 • 4) • 243 = 100 • 243 = 24 300
  4. 4 • 36 • 5 = (4 • 5) • 36 = 20 • 36 = 720
  5. 50 • 236 • 2 = (50 • 2) • 236 = 100 • 236 = 23 600
  6. 250 • 3 • 4 = (250 • 4) • 3 = 1000 • 3 = 3 000

421. Вычислите удобным способом:

  1. 4 • 17 • 25 = (4 • 25) • 17 = 100 • 17 = 1 700
  2. 5 • 673 • 2 = (5 • 2) • 673 = 10 • 673 = 6 730
  3. 8 • 475 • 125 = (8 • 125) • 475 = 1 000 • 475 = 475 000
  4. 73 • 5 • 4 =73 • (5 • 4) = 73 • 20 = 1 460
  5. 2 • 916 • 50 = (2 • 50) • 916 = 10 • 916 = 9 160
  6. 5 • 9 • 200 = (5 • 200) • 9 = 1 000 • 9 = 9 000

422. Упростите выражение:

  1. 13 •2a = 26a
  2. 9x • 8 = 72x
  3. 23 • 4b = 92b
  4. 28 • y • 5 = 140y
  5. 6a • 8b = 48ab
  6. 11x • 14y = 154xy
  7. 27m • 3n = 81mn
  8. 4a • 8 • b • 3 • c = 96abc
  9. 12x • 3y • 5z = 180xyz

423. Упростите выражение:

  1. 12 • 3x = 36x
  2. 10x • 6 = 60x
  3. 5a • 7b = 35ab
  4. 8m • 12n = 96mn
  5. 2a • 3b • 4c = 24abc
  6. 5x • 2y • 10z = 100xyz

424. Вычислите значение выражения наиболее удобным способом:

  1. 318 • 78 + 318 • 22 = 318 • (78 + 22) = 318 •  100 = 31 800
  2. 856 • 92 — 853 • 92 = (856 — 853) • 92 = 3 •  92 = 276
  3. 943 • 268 + 943 • 232 = 943 • (268 + 232) = 843 • 500 = 471 500
  4. 65 • 246 — 65 • 229 — 65 • 17 = 65 • (246 — 229 — 17) = 65 • 10 = 650

425. Вычислите значение выражения наиболее удобным способом:

  1. 47 • 632 + 632 • 53 = (47 + 53) • 632 = 100 • 632 = 63 200
  2. 598 • 49 — 597 • 49 = (598 — 597) • 49 = 1 • 49 = 49
  3. 754 • 324 — 754 • 314 = 754 • (324 — 314) = 754 • 10 = 7 540
  4. 37 • 46 — 18 • 37 + 37 • 72 = 37 • (46 — 18 + 72) = 37 •  100 = 3 700

426. Раскройте скобки:

  1. 2(а + 5) = 2 • a + 2 • 5 = 2a + 10
  2. 8 (7 — х) = 8 • 7 — 8 • x = 56 — 8x
  3. 12(х + у) = 12 • x + 12 • y = 12x + 12y
  4. (с — 9) • 11 = c • 11 — 9 • 11 = 11c — 99
  5. (8 + у) • 16 = 8 • 16 + y • 16 = 128 — 16y
  6. 15(4a — 3) = 15 • 4a — 15 • 3 = 60a — 45
  7. 7(6а + 8b) = 7 • 6a + 7 • 8b = 42a + 56b
  8. 10(2m — 3n + 4k) = 10 • 2m — 10 • 3n + 10 • 4k = 20m — 30n + 40k
  9. (24х + 17y — 36z) • 4 = 24x • 4 + 17y • 4 — 36z • 4 = 96x + 68y — 144z

427. Раскройте скобки:

  1. 4(a+2) = 4 • a + 4 •  2 = 4a + 8
  2. 3(m — 5) = 3 • m — 3 • 5 = 3m — 15
  3. (p — q) • 9 = p • 9 — q • 9 = 9p — 9q
  4. 12(a + b) = 12 • a + 12 • b = 12a + 12b
  5. 5(2m — 1) = 5 • 2m — 5 • 1 = 10m — 5
  6. (3c + 5d) • 14 = 3c • 14 + 5d • 14 = 42c + 70d

428. Упростите выражение:

  1. 6a + 8a = 14a
  2. 28c — 15c = 13c
  3. 13y — 2y = 11y
  4. m + 29m = 30m
  5. 98p — p = 97p
  6. 17k + k = 18k
  7. 4x + 13x + 15x = 32x
  8. 67z — 18z + 37 = 49z + 37
  9. 35x + x — 6 = 36x — 6

429. Упростите выражение:

  1. 13b + 19b = 32b
  2. 44d — 37d = 7d
  3. 34n + n = 35n
  4. 127q — q = 126q
  5. 36y — 19y + 23y = 40y
  6. 49a + 21a + 30 = 70a + 30

430. Упростите выражение и найдите его значение:

1) 25x • 4у, если х= 12, у = 11

25x • 4y = 100xy

если х= 12, у = 11, то

100xy = 100 • 12 • 11 = 13 200

2) 8k • 125с, если k = 58, с = 8

8k • 125с = 1 000kc

если k = 58, с = 8, то

1 000kc = 1 000 • 58 • 8 = 464 000

431. Упростите выражение и найдите его значение:

1) 5а • 20b, если а = 4, b = 68

5а • 20b = 100ab

если а = 4, b = 68, то

100ab = 100 • 4 • 68 = 27 200

2) 4m • 50n, если m = 22, n = 34

4m • 50n = 200mn

если m = 22, n = 34, то

200mn = 200 • 22 • 34 = 149 600

432. Вычислите наиболее удобным способом значение выражения:

1) 398 • 36 + 36b, если b = 602

398 • 36 + 36b = 36 (398 + b) = 36 • (398 + 602) = 36 • 1 000 = 36 000

2) 986b — 86 • 83, если b = 83

986b — 86 • 83 =986 • 83 — 86 • 83 = (986 — 86) • 83 = 900 • 83 = 74 700

433. Вычислите наиболее удобным способом значение выражения:

1) 631 • 18 + х • 369, если х = 18

631 • 18 + х • 369 = 631 • 18 + 18 • 369 = 18 • (631 + 369) = 18 • 1 000 = 18 000

2) 58а — 58 • 824, если а = 1 024

58a — 58 • 824 = 58 • (a — 824) = 58 • (1 024 — 824) = 58 • 200 = 11 600

434. Упростите выражение и найдите его значение:

1) 13р + 37p, если р = 14

13p + 37p = (13 + 37) • p = 50 • p = 50 • 14 = 700

2) 72b — 43b, если b = 54

72b — 43b = (72 — 43) b = 29b = 29 • 54 = 1 566

3) 38x + 17x — 54x + x, если х = 678

38x + 17x — 54x + x = (38 + 17 — 54 + 1) x = 2x = 2 • 678 = 1 356

4) 86с — 35с — с + 296, если с = 47

86с — 35с — с + 296 = (86 — 35 — 1) + 296 = 50c + 296 = 50 • 47 — 296 = 2 350 — 296 = 2 646

435. Упростите выражение и найдите его значение:

1) 34x + 66x, если х = 8;

34x + 66x = (34 + 66) • x = 100x = 100 • 8 = 800

2) 54а — 39а, если а = 26;

54a — 39a = (54 — 39) a = 15a = 15 • 26 = 390

3) 18m — 5m+ 7m, если m = 394;

18m — 5m + 7m = 20m = 20 • 394 = 7 880

4) 19z — 12z + 33z — 192, если z = 82.

19z — 12z + 33z — 192 = 40z — 192 = 40 • 82 — 192 = 3 280 — 192 = 3 088

436. Вычислите удобным способом:

  1. 16 • 25 = 4 • (4 • 25) = 4 • 100 = 400
  2. 25 • 8 • 5 = (25 • 4) • (2 • 5) = 100 • 10 = 1 000
  3. 15 • 12 = (15 • 2) • 6 = 30 • 6 = 180
  4. 375 • 24 = (375 • 4) • 6 = 1 500 • 6 = 9 000

437. Вычислите удобным способом:

  1. 25 • 14 • 6 = 25 • 2 • 7 • 2 • 3 = (25 • 2 • 2) • (7 • 3) = 100 • 21 = 2 100
  2. 125 • 25 • 32 = 125 • 25 • 8 • 4 = (125 • 8) • (25 • 4) = 1 000 • 100 = 100 000
  3. 75 • 36 = (75 • 4) • 9 = 300 • 9 = 2 700
  4. 96 • 50 = 48 • (2 • 50) =48 • 100 = 4 800

438. Вычислите значение выражения, используя распределительное свойство умножения:

  1. 43 • 64 + 43 • 23 — 87 • 33 = 43 • (64 + 23) — 87 • 33 = 43 • 87 — 87 • 33 = 87 • (43 — 33) = 87 • 10 = 870
  2. 84 • 53 — 84 • 28 + 16 • 61 — 16 • 36 = 84 • (53 — 28) + 16 • (61 — 36) = 84 • 25 + 16 • 25 = (84 + 16) • 25 = 100 • 25 = 2 500

439. Вычислите значение выражения, используя распределительное свойство умножения:

  1. 93 • 24 — 27 • 24 + 66 • 76 = (93 — 27) • 24 + 66 • 76 = 66 • 24 + 66 • 76 = 66 • (24 + 76) = 66 • 100 = 6 600
  2. 82 • 46 + 82 • 54 + 135 • 18 — 18 • 35 = 82 • (46 + 54) + 18 • (135 — 35) = 82 • 100 + 18 • 100 = (82 + 18) • 100 = 100 • 100 = 10 000

440. Выполните умножение:

Мерзляк 5 класс - § 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения

441. Выполните умножение:

Мерзляк 5 класс - § 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения

442. Сколькими нулями оканчивается произведение всех натуральных чисел:

1) от 1 до 10 включительно

Нам даны натуральные числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Выберем числа или пары чисел, при перемножении которых можно получить ноль:

  • произведение 4 • 5 — даёт на конце 0 (можно выбрать число 5 и любое чётное число)
  • умножение на 10 — даёт на конце 0

Значит произведение чисел от 1 до 10 включительно будет оканчиваться 2 нулями.

2) от 15 до 24 включительно

Нам даны натуральные числа: 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24.

Выберем числа или пары чисел, при перемножении которых можно получить ноль:

  • произведение 15 • 16 — даёт на конце 0, так как 5 • 6 на конце даёт 0 (можно выбрать число оканчивающееся на 5 и любое чётное число)
  • умножение на 20 — даёт на конце 0

Значит произведение чисел от 15 до 24 включительно будет оканчиваться 2 нулями.

3) от 10 до 30 включительно

Выберем из указанного диапазона числа или пары чисел, при перемножении которых можно получить ноль:

  • умножение на 10 — даёт на конце 0
  • произведение 15 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 20 — даёт на конце 0
  • произведение 25 и двух чётных чисел — даёт на конце 00, так как 25 = 5 • 5, то есть при каждом умножении чётного числа на 5 мы будем получать очередной 0 на конце
  • умножение на 30 — даёт на конце 0

Значит произведение чисел от 15 до 24 включительно будет оканчиваться 6 нулями.

4) от 1 до 100 включительно?

  • произведение 5 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 10 — даёт на конце 0
  • произведение 15 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 20 — даёт на конце 0
  • произведение 25 и двух чётных чисел — даёт на конце 00, так как 25 = 5 • 5, то есть при каждом умножении чётного числа на 5 мы будем получать очередной 0 на конце
  • умножение на 30 — даёт на конце 0
  • произведение 35 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 40 — даёт на конце 0
  • произведение 45 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 50 — даёт на конце 00, так как 50 = 5 • 10, то есть при умножении чётного числа на 5 мы будем получать очередной 0 на конце, а также при умножении на 10 мы тоже получим 0
  • произведение 55 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 60 — даёт на конце 0
  • произведение 65 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 70 — даёт на конце 0
  • произведение 75 и двух чётных чисел — даёт на конце 00, так как 75 = 25 • 3 = 5 • 5 • 3, то есть при каждом умножении чётного числа на 5 мы будем получать очередной 0 на конце
  • умножение на 80 — даёт на конце 0
  • произведение 85 и чётного числа — даёт на конце 0
  • умножение на 90 — даёт на конце 0
  • произведение 95 и чётного числа — даёт на конце 0
  • произведение 100 — даёт на конце 00, так как 100 = 10 • 10, то есть при каждом умножении на 10 мы будем получать очередной 0 на конце

Значит произведение чисел от 1 до 100 включительно будет оканчиваться 24 нулями. Их нам дадут числа:

  • 25, 50, 75, 100 — по 2 нуля каждое число, то есть эт0 8 нулей;
  • остальные числа, оканчивающиеся на 0 — это 10, 20, 30, 40, 60, 70, 80, 90 — 8 нулей;
  • остальные числа, оканчивающиеся на 5 — это 5, 15, 35, 45, 55, 65, 85, 95 — 8 нулей.

8 + 8 + 8 = 24 (нуля).

Ответ: 1) 2 нуля; 2) 2 нуля; 3) 6 нулей; 4) 24 нуля.

Упражнения для повторения

443. Угол ABC — прямой, луч ВР — биссектриса угла АВК, луч ВМ — биссектриса угла СВК (рис. 145). Какова градусная мера угла МВР?

Мерзляк 5 класс - § 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения

По условию: ∠CBM = ∠MBK, ∠ABP = ∠PBK

Значит можно записать, что ∠CBM + ∠ABP = ∠MBK + ∠PBK.

∠MBP = ∠MBK + ∠PBK. Соответственно и ∠CBM + ∠ABP = ∠MBP.

∠ABC = (∠CBM + ∠ABP) + (∠MBK + ∠PBK) = 2 • MBP.

∠ABC = 90º — прямой угол.

Можем найти ∠MBP:

∠MBP = 90º : 2 = 45º

Ответ: ∠MBP = 45º.

444. По двору бегали котята и цыплята. Вместе у них было 14 голов и 38 ног. Сколько котят и сколько цыплят бегало по двору?

1) Представим, что все котята встали на задние лапы. Тогда, если всего во дворе бегало 14 животных (голов), то на земле останется 28 лап:

14 • 2 = 28 (лап) — если все животные будут стоять на только на 2 лапах.

2) Мы знаем, что в действительности у всех животных во дворе было 38 лап. У цыплят всего по 2 ноги, значит не на земле находятся только лапы котят. Найдём сколько их:

38 — 28 = 10 (лап) — котят не на земле.

3) у каждого котёнка по 4 лапы: две стоят на земле и две подняты. Всего поднятых лам у нас 10. Значит можем посчитать сколько во дворе котят:

10 : 2 = 5 (котят) — во дворе.

4) Если всего животных 14, а из них 5 котята, то можем посчитать количество цыплят:

14 — 5 = 9 (цыплят) — по дворе.

5) Проверим правильность наших рассуждений — посчитаем лапы всех котят и цыплят:

2 • 9 + 4 • 5 = 18 + 20 = 38 (лап) — было у животных во дворе.

Наши расчёты были правильны.

Ответ: во дворе бегало 9 цыплят и 5 котят.

445. Семья из двух взрослых и ребёнка может поехать на отдых поездом или на автомобиле. Билет на поезд для одного взрослого стоит 1 440 р., а для ребёнка в два раза меньше. Автомобиль расходует 12 л бензина на 100 км, а цена одного литра бензина составляет 40 р. Расстояние до места отдыха равно 600 км. Каким видом транспорта этой семье дешевле доехать до места отдыха?

Мерзляк 5 класс - § 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения

1) 1 440 : 2 = 720 (рублей) — стоит детский билет на поезд.

2) 1 440 • 2 + 720 = 2 880 + 720 = 3 600 (рублей) — потребуется на билеты на поезд всей семье.

3) 40 • 12 = 480 (рублей) — потребуется на бензин на 100 км дороги на автомобиле.

4) 600 : 100 = 6 (раз) — больше весь путь, чем 100 километров дороги.

5) 480 • 6 = 2 880 (рублей) — потребуется на бензин на весь путь.

6) 2 880 рублей < 3 600 рублей — значит семье выгоднее ехать к месту отдыха на автомобиле.

Ответ: Дешевле доехать на автомобиле.

Задача от мудрой совы

466. В 5 классе учатся трое друзей: Миша, Дима и Саша. Один из них занимается футболом, второй — плаванием, а третий — боксом. У футболиста нет ни брата, ни сестры, он самый младший из друзей. Миша старше боксёра и дружит с сестрой Димы. Каким видом спорта занимается каждый из друзей?

Составим таблицу и последовательно её заполним:

  1. Мы знаем, что Миша старше боксёра, а футболист самый младший из друзей. Значит Миша не может быть футболистом. Ставим «нет» на пересечении строки «футбол» и столбца «Миша». 
  2. Мы знаем, что у футболиста нет ни брата, ни сестры, а у Димы есть сестра, с которой дружит Миша. Значит Дима тоже не может быть футболистом. Ставим «нет» на пересечении строки «футбол» и столбца «Дима».
  3. Единственный, кто может быть футболистом, это Саша. Ставим «да» на пересечении строки «футбол» и столбца «Саша».
  4. Если Саша занимается футболом, то можно утверждать, что он не занимается боксом или плаванием. Значит ставим «нет» на пересечении строки «плавание» и столбца «Саша», а также ставим «нет» на пересечении строки «бокс» и столбца «Саша».
  5. Мы знаем, что Миша старше боксёра, значит Миша не боксёр. Ставим «нет» на пересечении строки «бокс» и столбца «Миша».
  6. Миша не боксёр и не футболист. Значит Миша занимается плаванием. Ставим «да» на пересечении строки «плавание» и столбца «Миша».
  7. Если пловец Миша, то Дима не занимается плаванием. Ставим «нет» на пресечении строки «плавание» и «Дима».
  8. Мы видим, что Дима может быть только боксёром. Ставим «да» в последнюю оставшуюся ячейку — на пересечении строки «бокс» и столбца «Дима».

Мерзляк 5 класс - § 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения

Ответ: Миша занимается плаванием, Дима занимается боксом, а Саша занимается футболом.

  • Ответы к учебнику для 5 класса. А. Г. Мерзляк
  • Переход на главную страницу сайта

Представим себе такую историю…

– 3 умножить
на 2 и умножить на 12… так, так, так… Получается 72, – считал Саша.

– Саша, что ты там считаешь? – спросил у
друга Паша.

– Папа привёз мне 3 коробки с шоколадными
плитками, в каждой коробке по 2 плитки, а в каждой плитке по 12 долек. Мне
стало так интересно, это же сколько шоколадных долек я съем. Представляешь,
получилось 72
шоколадные дольки, – радовался Саша.

– Здорово! – сказал Паша. – Но я бы посчитал
дольки по-другому. Смотри, у тебя есть 3 коробки, а в каждой коробке 2 шоколадные
плитки по 12 шоколадных долек каждая… Посчитаем… тоже получается, что у тебя 72 шоколадные дольки.

– Как же это так? – задумался Саша. – Мы с
тобой считали совсем по-разному, а количество долек получилось одинаковое.
Разве может быть такое?

– Не знаю, – ответил Паша, – но точно знаю,
кто может нам помочь!

– Ребята, прежде чем я вам объясню, почему у
вас получилось одинаковое количество шоколадных долек, давайте немного
разомнёмся и выполним устные задания, – предложил Электроша.

– Давайте сверимся! Посмотрите, что у вас
должно было получиться!

– А теперь вернёмся к вашему вопросу, –
продолжил Электроша. – Чтобы посчитать количество
шоколадных долек, Саша 3 умножил на 2 и тем самым выяснил сколько шоколадных
плиток ему привёз папа. А так как в каждой шоколадной плитке по 12 долек, то
Саша полученное произведение умножил на 12. И получил, что всего у него 72
шоколадные дольки.

– Точно, Электроша!
Я так и считал, – подтвердил Саша.

– В свою очередь, Паша решил посчитать
количество шоколадных долек другим способом. Он 3 умножил на произведение 2 и 12,
так как в трёх коробках будет по 2 умножить на 12 шоколадных долек. И тоже
получил, что всего 72 шоколадные дольки.

– Да,
именно таким способом я считал, – сказал Паша.

– Вы заметили, что способы подсчёта разные, а
в результате получается одно и то же число – 72, – продолжил Электроша. – А почему так случилось? Да потому, что оба
способа подсчёта верны и показывают нам очередное свойство умножения, которое
называется сочетательное свойство умножения.

Запомните! Чтобы произведение двух чисел умножить на
третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего
чисел.

В буквенном виде это свойство записывают так: .

Сочетательное свойство умножения разрешает в
произведении ставить скобки и объединять множители как удобнее.

– Вот, например, давайте найдём значение
выражения: , – предложил ребятам Электроша.

– Электроша, это
сложный пример, – задумались мальчишки, – в уме нам такой не решить. Сначала
нужно умножить 737 на 25, а потом ещё и на 4. Без калькулятора тут нам не
обойтись.

– Ребята, пример кажется сложным только на
первый взгляд, – подбодрил ребят Электроша. – Давайте
применим сочетательное свойство умножения и возьмём в скобки множители 25 и 4.
Смотрите, произведение 25 и 4 совсем не сложно найти в уме, оно равно 100.
Останется посчитать, чему будет равно произведение 737 и 100.


Получится 73 700, –
сказали мальчишки.

– Молодцы! – похвалил ребят Электроша. – Вы заметили, как быстро мы справились с
решением примера?

– Да… мы решили его за 5 секунд, – радовались
мальчишки.

– Польза от сочетательного свойства умножения
будет ещё больше, если применить его вместе с переместительным свойством. И
помните, прежде чем начать вычисления, нужно всегда подумать, как это сделать
проще!

– Давайте решим вот такой пример: .

– Сначала воспользуемся переместительным
свойством умножения и переставим местами множители 5 и 824, – начал Паша. – А
потом применим сочетательное свойство умножения и заключим в скобки множители 5
и 20.

– 5 умноженное на 20 равно 100, – продолжил
Саша. – А теперь 824 умножим на 100. Получим 82 400.

– Молодцы! – похвалил ребят Электроша. – А теперь давайте решим вот такую задачку: Саша
за 1 минуту может решить 3 примера, а Паша за это же время может решить 4 примера.
Сколько примеров решат за 5 минут Саша и Паша вместе?

– Электроша, это же
задача про нас! – обрадовались ребята.

– В задаче сказано, что я могу решить 3 примера
за 1 минуту, – начал Саша. – Значит, за 5 минут я могу решить 5 умножить на 3 примеров.

– А я за 1 минуту могу решить 4 примера, –
продолжил Паша. – Тогда за 5 минут я смогу решить 5 умножить на 4 примеров.


Осталось сложить наши решённые примеры, – сказали мальчишки. – И получим, что за 5 минут мы
вместе можем решить 35 примеров.

– Молодцы! – похвалил ребят Электроша. – Но эту же задачу можно было решить и другим
способом. Смотрите, за 1 минуту вы можете вместе решить 3 + 4 примеров. Тогда
за 5 минут вы вместе решите 5 умноженное на сумму 3 и 4. Посчитаем… тоже
получаем 35 примеров.

Посмотрите, правые части наших равенств
равны, значит, будут равны и левые части. Получаем равенство, которое
иллюстрирует распределительное свойство умножения относительно сложения.

Запомните! Чтобы число умножить на сумму двух чисел,
можно это число умножить на каждое из слагаемых и полученные произведения
сложить.

В буквенном виде это свойство записывают так: .

Из распределительного свойства умножения
относительно сложения следует, что это равенство справедливо и справа налево: .

Кстати, распределительное свойство умножения
относительно сложения справедливо для трёх и более слагаемых.


Напомните мне, какую формулу мы применяем для нахождения периметра
прямоугольника, –
спросил у ребят Электроша.

, – ответили мальчишки.

– Молодцы! Применяя распределительное
свойство умножения относительно сложения, формулу для нахождения периметра
прямоугольника можно записать и в таком виде: 𝑃=2𝑎+2𝑏=2(𝑎+𝑏).

– Распределительное свойство умножения
действует и относительно вычитания, – продолжил Электроша.

Запомните! Чтобы число умножить на разность двух чисел,
можно это число умножить на уменьшаемое и вычитаемое и
из первого произведения вычесть второе.

В буквенном виде это свойство записывают так: . Равенства справедливы для всех натуральных чисел при или .

– Давайте решим вот такой пример: , – предложил Электроша.

– Электроша, но тут
какие-то сложные вычисления получаются, – расстроился Саша.

– Тут совсем нет ничего сложного, – подбодрил
Сашу Электроша. – Применяя распределительное свойство
умножения относительно вычитания, мы можем записать это выражение как 4 умножить
на 250 минус 4 умножить на 25. Ну а теперь вы можете вычислить?

– Да, – обрадовались мальчишки. – Первое
произведение равно 1000, второе – 100. Тогда разность произведений будет равна 900.

– А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы
всё поняли, и выполним задание.

Задание первое: вычислите наиболее удобным
способом:

а) ;

б) ;

в) .

Решение: первое выражение: . Применим переместительное свойство умножения и поменяем местами второй
и третий множители. Затем применим сочетательное свойство умножения и заключим
в скобки первый и второй множители. Тогда в скобках получим 10. Осталось 10 умножить
на 497. В результате получим 4970.

Следующее выражение: . Применим распределительное свойство умножения относительно сложения
(справа налево). Получим произведение 209 и суммы чисел 19 и 81. В скобках
получаем 100. 209 умножим на 100. В результате получим 20 900.

И последнее выражение: . Применим распределительное свойство умножения относительно вычитания.
Получим произведение 28 и разности чисел 160 и 60. В скобках получаем 100.
Тогда 28 умножим на 100. В результате получим 2800.

Добавить комментарий