Цель урока: познакомить учащихся с
новым видом задач на движение (вдогонку).
Задачи:
- обучающие: учиться читать и
записывать информацию, представленную в виде
различных математических моделей, строить
высказывания, продолжать учиться называть цели
конкретного задания, алгоритм (план работы),
проверять, исправлять и оценивать результаты
работы так, как это было описано ранее. - развивающие: способствовать развитию
математического мышления, познавательной
активности обучающихся, умения пользоваться
математической терминологией. - воспитательные: продолжить работу по
воспитанию взаимопомощи, культуры общения,
способствующей созданию благоприятного
психологического климата; - воспитывать внимание, самостоятельность,
самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к
предмету.
Тип урока: Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Методы и приемы: словесные, наглядные,
частично-поисковые.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник
“Математика” Алматы “Атамра” 2011
Используемое оборудование:
- интерактивное оборудование (мультимедийный
проектор), компьютер, - интер.доска.
Ход урока
1. Вводно-мотивационная часть
Загадка.
Всем она давно знакома –
Ждёт послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот-
Куда хочешь поведёт.
(дорога)
– Какое действие совершают машины по дороге?
– Прочитайте дружно, хором наш девиз:
Смело иди вперед,
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
2. Актуализация знаний. Минутка чистописания
– Запишите формулы нахождения расстояния,
скорости и времени.
S = V x t
V = S : t
t = S : V
– Чем отличаются величины: расстояние и
скорость?
– Расстояние – это путь, пройденный за
несколько единиц времени;
– Cкорость – это путь, пройденный за одну
единицу времени
3. Устный счёт (задачи на движение)
Задача №1
Шофер все сильнее давит на газ
Скорость – сто километров в час.
Тебе нетрудно будет сказать,
Сколько проедет за три часа
Автомобиль со скоростью этой?
Решай поскорее – жду ответа!
Решение:
S = U х t
100 х 3 = 300 (км)
Задача №2
За 5 часов один пешеход
Тридцать пять километров пройдет.
Должен быть ответ поскорее готов:
Сколько пройдет он за восемь часов
Если скорость свою не изменит?
Решай – и учитель ответ оценит!
Решение:
1) 35 : 5 = 7 (км/ч)
2) 7 х 8 = 56 (км)
Задача №3
Возьми-ка ручку,
Открой чистый лист,
Задачу послушай: “Прошел турист
Со скоростью пять километров в час
Сто километров.” Ответ найди:
Сколько часов он был в пути?
Решение: 100 : 5 = 20 (час.)
Задача №4
Лора задачу быстро решила:
“Пятьсот километров проедет машина
За десять часов. Какова же скорость?”
Лора решала, не беспокоясь:
Пятьсот умножает на десять скоро.
Ответ получает. Права ли Лора?
Решение:
Лора не права!
500 : 10 = 50 ( км/ч)
4. Закрепление пройденного.
– С какими видами движения вы знакомы?
– Встречное движение
– Движение в противоположных направлениях.
– Движение с отставанием.
– С какой темой мы познакомились на прошлых
уроках? (- Одновременное движение с отставанием.)
Работа по группам
(Группам раздаются карточки со схемами к
задачам)
Задание: Какое направление движения
соответствует решению?
14 км/ч+12км/ч=26км/ч
14 км/ч-12км/ч=2км/ч
5. Проблемная ситуация. Решите задачи по
схемам.
– Почему не удалось решить вторую задачу? – Это
задача на движение вдогонку.
– Не умеем находить скорость сближения при
движении вдогонку.
Постановка учебной задачи.
– Какова же тема нашего урока? Задачи на
движение вдогонку.
– Какие цели мы поставим?
- познакомиться со скоростью сближения при
движении вдогонку; - научиться решать задачи на движение вдогонку.
7. “Открытие” учащимися нового
знания.
а) Работа над задачей стр. 230 №3
– Вначале понаблюдаем, что происходит с
объектами при движении вдогонку. Заполним
таблицу, чтобы сделать верные выводы.
(Текст задачи на стр.230 №3, чертежи с числовым
лучом, таблица у каждого ученика.)
– Прочитайте условие вслух.
Из городов, длина пути между которыми 240км,
одновременно в одном направлении выехали
автомобиль и автобус. Скорость автомобиля 80 км/ч,
а скорость автобуса 56км/ч. Сколько километров
будет между ними через 2 часа?
Разбор задачи:
– В какой точке находится автомобиль? В точке 0.
– А автобус? В точке 240.
– Какое между ними расстояние до начала
движения? 240 км
– Занесите в таблицу.
– Покажите на числовом луче, где будет
находиться автомобиль через час.
В точке 80.
– И где через час будет находиться автобус. В
точке 296 .
– Как изменилось расстояние между ними?
Расстояние между объектами за каждую единицу
времени будет уменьшаться на одно и то же число.
– Как это записать? (Vб – Vм)
– Составьте выражение и внесите запись в
таблицу. 240 – (80-56) x 1 = 216 км
– Покажите на числовом луче, в каких точках
будут находиться автомобиль и автобус через два
часа. В точках 160 и 352
– Как изменилось расстояние между объектами
через два часа? Уменьшилось еще на (80-56) x 2
Узнайте, какое расстояние стало между ними
через два часа, запишите выражение в таблицу 240
– (80-56) x 2 = 192 км
– Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы
узнали, как изменяется расстояние при движении
вдогонку? d = S – (V 1– V 2) x t
– Запишите формулы зависимости между
величинами: S, t, V.
Vсбл= (V 1– V 2) Sп = Vсбл. x t,
t встр.= S : (V 1– V 2), V 1= S : t – V 2
d = S – (V 1– V 2) x t
8. Для закрепления работа над задачей стр.231 №9
9. Рефлексия.
– Что такое скорость сближения.
(- Скорость сближения – расстояние, при котором
объекты сближаются за единицу времени.)
– Как найти скорость сближения при движении
вдогонку?
Vсбл = (Vб – Vм),
– Какие еще знания необходимы, чтобы успешно
решать задачи на движение вдогонку?
Sп = Vсбл. x t,
t встр.= S : (Vб – Vм), V1= S : t – V2
d = S – (Vб – Vм) x t
Презентация.
Рассмотрим задачи на движение вдогонку, в которых объекты движутся в одном направлении, но выезжают из разных пунктов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга.
При движении вдогонку объекты могут как сближаться, так и удаляться.
Если скорость объекта, который идет впереди, меньше скорости идущего вслед за ним объекта, то второй догоняет первого и они сближаются.
Чтобы найти скорость сближения, надо из большей скорости вычесть меньшую:
Если скорость идущего впереди объекта больше скорости объекта, который движется следом, то второй не сможет догнать первого и они удаляются друг от друга.
Чтобы найти скорость удаления, надо из большей скорости вычесть меньшую:
Скорость, время и расстояние связаны между собой формулой пути:
Задача 1.
Расстояние между двумя пунктами 20 км. Из этих пунктов в одном направлении одновременно выехали автомобиль и мотоциклист, причем автомобиль двигался впереди. Через 5 часов расстояние между ними стало 170 км. Найти скорость мотоциклиста, если скорость автомобиля 70 км/ч.
Решение:
v, км/ч |
t, ч |
s, км |
|
Автомобиль |
70 |
5 |
? |
Мотоциклист |
? |
5 |
? |
1) 170-20=150 (км) на столько увеличилось расстояние между автомобилем и мотоциклистом за 5 часов
2) 150:5=30 (км/ч) скорость удаления автомобиля от мотоциклиста
3) 70-30=40 (км/ч) скорость мотоциклиста.
Ответ: 40 км/ч.
Задача 2.
Расстояние между двумя станциями 40 км. Из этих станций одновременно в одном направлении вышли скорый и товарный поезда, причем товарный поезд едет впереди. Через сколько часов скорый поезд догонит товарный, если его скорость равна 80 км/ч, а скорость товарного поезда — 60 км/ч?
Решение:
v, км/ч |
t, ч |
s, км |
|
Пассажирский |
80 |
? |
? на 40 км больше |
Товарный |
60 |
? |
? |
1) 80-60=20 (км/ч) скорость сближения поездов
2) 40:20=2 (ч) через такое время скорый поезд догонит товарный.
Ответ: через 2 ч.
Задача 3.
Расстояние между пунктами равно 50 км. Из этих пунктов одновременно в одном направлении выезжают велосипедист и мотоциклист, причем велосипедист едет впереди. Скорость велосипедиста равна 13 км/ч, скорость мотоциклиста — 38 км/ч. На каком расстоянии от пункта своего выезда мотоциклист догонит велосипедиста?
Решение:
v, км/ч |
t, ч |
s, км |
|
Мотоциклист |
38 |
? |
? на 50 км больше |
Велосипедист |
13 |
? |
? |
1) 38-13=25 (км/ч) скорость сближения мотоциклиста и велосипедиста
2) 50:25=2 (ч) через столько часов после своего выезда мотоциклист догонит велосипедиста
3) 38∙2=76 (км) на таком расстоянии от пункта своего выезда мотоциклист догонит велосипедиста.
Ответ: 76 км.
Задачи в которых двигаются вдогонку из разных пунктов решаются по определенному правилу. Два объекта могут сближаться или удаляться в зависимости от их скоростей.
- Если скорость объекта, который впереди больше, то они удаляются.
- Если скорость объекта, который впереди меньше, то они сближаются
Задача 1. (S) между двумя станциями (60) км. Одновременно в одном и том же направлении выехали поезд и мотоциклист, так что поезд едет впереди. Через сколько часов мотоциклист догонит поезд, если его скорость равна (90) км/ч, а скорость поезда — (60) км/ч?
Решение:
1) (90-60=30) км/час скорость сближения.
2)(60:30 =2) часа понадобится мотоциклисту, чтобы догнать поезд.
Ответ: (2) часа.
Задача 2. (S) между двумя пристанями равно (80) км. Одновременно из этих пристаней в одном направлении выплывают катер и моторная лодка, так что моторная лодка плывет впереди. Скорость моторной лодки равна (20) км/ч, скорость катера — (40) км/ч. На каком расстоянии от своей пристани катер догонит моторную лодку?
Решение:
1)(40-20=20) км/час скорость сближения.
2)(80:20= 4) через такое время катер догонит моторную лодку.
3)(4*40=160 ) км такой путь пройдет катер, прежде чем догонит моторную лодку.
Ответ: (160 ) км.
Больше уроков и заданий по всем школьным предметам в онлайн-школе “Альфа”. Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас!
Запишитесь на бесплатное тестирование знаний!