Как найти расстояние между скрещивающимися ребрами тетраэдра

Для начала надо понять, что за отрезок будет расстоянием между скрещивающимися ребрами.

Этот отрезок должен быть перпендикулярен этим ребрам. Для наглядности решения смотрим рисунок. Обозначим тетраэдр ABCD

Для определенности будем искать расстояние между ребрами AB и CD

1) в ∆ABD – проведем высоту DM, то есть DM ⟂ AB. А так как ∆ABD – равносторонний, То DM будет медианой => M – середина AB

2) Рассмотрим ∆ABC – равносторонний, СМ – медиана => СМ – высота, то есть СM ⟂ AB

3) Таким образом AB ⟂ плоскости(DMC), так как AB перпендикулярна двум прямым этой плоскости. => AB перпендикулярна любой прямой этой плоскости

4) Так как ∆ABD = ∆ABC (равносторонние), то у них равны и высоты DM = CM => ∆DMC – равнобедренный

5) Рассмотрим ∆DMC – р/б: Проведем высоту МN к стороне DC => MN – будет так же и медианой и N – середина DC

6) Получили MN ⟂ AB и MN ⟂ CD, то есть отрезок MN и есть расстояние между скрещивающимися ребрами.


Теперь найдем MN

7) Рассмотрим ∆AMC – прямоугольный: AC = √2; AM = AB/2 = √2/2, то по теореме Пифагора

MC² = AC² – AM² = √2² – (√2/2)² = 2 – 1/2 = 3/2

8) Рассмотрим ∆MNC – прямоугольный: NC = CD/2 = √2/2, то по теореме Пифагора

MN² = MC² – NC² = 3/2 – (√2/2)² = 3/2 – 1/2 = 1

MN = √1 = 1

Ответ: 1



Ученик

(162),
закрыт



3 года назад

Алана Алборова

Ученик

(225)


3 года назад

Пусть ABCD — правильный тетраэдр с ребром 1. Найдём расстояние между прямыми AD и BC. Пусть M — середина AD, N — середина BC
Покажем, что MN является общим перпендикуляром к прямым AD и BC. В самом деле, BM = MC; медиана MN равнобедренного треугольника BMC будет также его высотой, так что MN ⊥ BC. Точно так же медиана NM равнобедренного треугольника AND будет его высотой, поэтому MN ⊥ AD.
Итак, требуется найти MN. Имеем: BM =√3/2, BN = 1/2, и тогда по теореме Пифагора:
MN =  √BM² − √BN² =  √2/2

Среди огромного количества стереометрических
задач в учебниках геометрии, в различных
сборниках задач, пособиях по подготовке в ВУЗы
крайне редко встречаются задачи на нахождение
расстояния между скрещивающимися прямыми.
Возможно, это обусловлено как узостью их
практического применения (относительно школьной
программы, в отличие от “выигрышных” задач на
вычисление площадей и объемов), так и сложностью
данной темы.

Практика проведения ЕГЭ показывает, что многие
учащиеся вообще не приступают к выполнению
заданий по геометрии, входящих в экзаменационную
работу. Для обеспечения успешного выполнения
геометрических заданий повышенного уровня
сложности необходимо развивать гибкость
мышления, способность анализировать
предполагаемую конфигурацию и вычленять в ней
части, рассмотрение которых позволяет найти путь
решения задачи.

Школьный курс предполагает изучение четырех
способов решения задач на нахождение расстояния
между скрещивающимися прямыми. Выбор способа
обусловлен, в первую очередь, особенностями
конкретной задачи, предоставленными ею
возможностями для выбора, и, во вторую очередь,
способностями и особенностями
“пространственного мышления” конкретного
учащегося. Каждый из этих способов позволяет
решить самую главную часть задачи – построение
отрезка, перпендикулярного обеим скрещивающимся
прямым (для вычислительной же части задач
деление на способы не требуется).

Основные способы решения задач на нахождение
расстояния между скрещивающимися прямыми

Нахождение длины общего перпендикуляра двух
скрещивающихся прямых, т.е. отрезка с концами на
этих прямых и перпендикулярного каждой из этих
прямых.

Нахождение расстояния от одной из
скрещивающихся прямых до параллельной ей
плоскости, проходящей через другую прямую.

Нахождение расстояния между двумя
параллельными плоскостями, проходящими через
заданные скрещивающиеся прямые.

Нахождение расстояния от точки, являющейся
проекцией одной из скрещивающихся прямых, на
перпендикулярную ей плоскость (так называемый
“экран”) до проекции другой прямой на ту же
самую плоскость.

Проведем демонстрацию всех четырех способов на
следующей простейшей задаче: “В кубе с
ребром а найти расстояние между любым ребром
и диагональю не пересекающей его грани”. Ответ: .

1 способ.

Рисунок 1

hскр перпендикулярна плоскости боковой
грани, содержащей диагональ d и
перпендикулярна ребру, следовательно, hскр
и является расстоянием между ребром а и
диагональю d.

2 способ.

Рисунок 2

Плоскость A параллельна ребру и проходит через
данную диагональ, следовательно, данная hскр
является не только расстоянием от ребра до
плоскости A, но и расстоянием от ребра до данной
диагонали.

3 способ.

Рисунок 3

Плоскости A и B параллельны и проходят через две
данные скрещивающиеся прямые, следовательно,
расстояние между этими плоскостями равно
расстоянию между двумя скрещивающимися прямыми.

4 способ.

Рисунок 4

Плоскость A перпендикулярна ребру куба. При
проекции на A диагонали d данная диагональ
обращается в одну из сторон основания куба.
Данная hскр является расстоянием между
прямой, содержащей ребро, и проекцией диагонали
на плоскость C, а значит и между прямой,
содержащей ребро, и диагональю.

Остановимся подробнее на применении каждого
способа для изучаемых в школе многогранников.

СПОСОБ I.

Применение первого способа достаточно
ограничено: он хорошо применяется лишь в
некоторых задачах, так как достаточно сложно
определить и обосновать в простейших задачах
точное, а в сложных – ориентировочное
местоположение общего перпендикуляра двух
скрещивающихся прямых. Кроме того, при
нахождении длины этого перпендикуляра в сложных
задачах можно столкнуться с непреодолимыми
трудностями.

Примеры

Задача 1. В прямоугольном параллелепипеде с
размерами a, b, h найти расстояние между
боковым ребром и не пересекающейся с ним
диагональю основания.

Рисунок 5

Пусть AHBD.
Так как А1А перпендикулярна плоскости АВСD ,
то А1А
AH.

AH перпендикулярна обеим из двух скрещивающихся
прямых, следовательно AH?- расстояние между
прямыми А1А и BD. В прямоугольном
треугольнике ABD, зная длины катетов AB и AD, находим
высоту AH, используя формулы для вычисления
площади прямоугольного треугольника. Ответ:

Задача 2. В правильной 4-угольной пирамиде с
боковым ребром L и стороной основания a
найти расстояние между апофемой и стороной
основания, пересекающей боковую грань,
содержащую эту апофему.

Рисунок 6

SHCD как
апофема, ADCD,
так как ABCD – квадрат. Следовательно, DH –
расстояние между прямыми SH и AD. DH равно половине
стороны CD. Ответ:

СПОСОБ II

Применение этого способа также ограничено в
связи с тем, что если можно быстро построить (или
найти уже готовую) проходящую через одну из
скрещивающихся прямых плоскость, параллельную
другой прямой, то затем построение
перпендикуляра из любой точки второй прямой к
этой плоскости (внутри многогранника) вызывает
трудности. Однако в несложных задачах, где
построение (или отыскивание) указанного
перпендикуляра трудностей не вызывает, данный
способ является самым быстрым и легким, и поэтому
доступен.

Примеры

Задача 2. Решение уже указанной выше задачи
данным способом особых трудностей не вызывает.

Рисунок 7

Плоскость EFM параллельна прямой AD, т. к AD || EF.
Прямая MF лежит в этой плоскости, следовательно,
расстояние между прямой AD и плоскостью EFM равно
расстоянию между прямой AD и прямой MF. Проведем OHAD. OHEF, OHMO,
следовательно, OH(EFM),
следовательно, OH – расстояние между прямой AD и
плоскостью EFM, а значит, и расстояние между прямой
AD и прямой MF. Находим OH из треугольника AOD.

Ответ:

Задача 3. В прямоугольном параллелепипеде с
размерами a,b и h найти расстояние между
боковым ребром и не пересекающейся с ним
диагональю параллелепипеда.

Рисунок 8

Прямая AA1 параллельна плоскости BB1D1D,
B1D принадлежит этой плоскости,
следовательно расстояние от AA1 до
плоскости BB1D1D равно расстоянию между
прямыми AA1 и B1D. Проведем AHBD. Также, AH B1B,
следовательно AH(BB1D1D), следовательно AHB1D, т. е. AH –
искомое расстояние. Находим AH из прямоугольного
треугольника ABD.

Ответ:

Задача 4. В правильной шестиугольной призме
A:F1 c высотой h и стороной основания a
найти расстояние между прямыми:

Рисунок 9 Рисунок 10

а) AA1 и ED1.

Рассмотрим плоскость E1EDD1. A1E1EE1, A1E1E1D1,
следовательно

A1E1 (E1EDD1). Также A1E1 AA1.
Следовательно, A1E1 является
расстоянием от прямой AA1 до плоскости E1EDD1.
ED1(E1EDD1).,
следовательно AE1 – расстояние от прямой AA1
до прямой ED1. Находим A1E1 из
треугольника F1A1E1 по теореме
косинусов. Ответ:

б) AF и диагональю BE1.

Проведем из точки F прямую FH перпендикулярно BE.
EE1FH, FHBE, следовательно
FH(BEE1B1),
следовательно FH является расстоянием между
прямой AF и (BEE1B1), а значит и
расстоянием между прямой AF и диагональю BE1.
Ответ:

СПОСОБ III

Применение этого способа крайне ограничено,
так как плоскость, параллельную одной из прямых
(способ II) строить легче, чем две параллельные
плоскости, однако способ III можно использовать в
призмах, если скрещивающиеся прямые принадлежат
параллельным граням, а также в тех случаях, когда
в многограннике несложно построить параллельные
сечения, содержащие заданные прямые.

Примеры

Задача 4.

Рисунок 11

а) Плоскости BAA1B1 и DEE1D1
параллельны, так как AB || ED и AA1 || EE1. ED1DEE1D1,
AA1(BAA1B1),
следовательно, расстояние между прямыми AA1
и ED1 равно расстоянию между плоскостями BAA1B1
и DEE1D1. A1E1AA1, A1E1A1B1, следовательно, A1E1BAA1B1.
Аналогично доказываем, что A1E1(DEE1D1). Т.о., A1E1
является расстоянием между плоскостями BAA1B1
и DEE1D1, а значит, и между прямыми AA1
и ED1. Находим A1E1 из треугольника
A1F1E1, который является
равнобедренным с углом A1F1E1,
равным .
Ответ:

Рисунок 12

б) Расстояние между AF и диагональю BE1
находится аналогично.

Ответ:.

Задача 5. В кубе с ребром а найти
расстояние между двумя непересекающимися
диагоналями двух смежных граней.

Данная задача рассматривается как
классическая в некоторых пособиях, но, как
правило, ее решение дается способом IV, однако
является вполне доступной для решения с помощью
способа III.

Рисунок 13

Некоторую трудность в данной задаче вызывает
доказательство перпендикулярности диагонали A1C
обеим параллельным плоскостям (AB1D1 ||
BC1D). B1CBC1 и BC1A1B1, следовательно,
прямая BC1 перпендикулярна плоскости A1B1C,
и следовательно, BC1A1C. Также, A1CBD.
Следовательно, прямая A1C перпендикулярна
плоскости BC1D. Вычислительная же часть
задачи особых трудностей не вызывает, так как hскр
= EF находится как разность между диагональю куба
и высотами двух одинаковых правильных пирамид A1AB1D1
и CC1BD.

Ответ:

СПОСОБ IV.

Данный способ имеет достаточно широкое
применение. Для задач средней и повышенной
трудности его можно считать основным. Нет
необходимости применять его только тогда, когда
один из трех предыдущих способов работает проще
и быстрее, так как в таких случаях способ IV может
только усложнить решение задачи, или сделать его
труднодоступным. Данный способ очень выгодно
использовать в случае перпендикулярности
скрещивающихся прямых, так как нет необходимости
построения проекции одной из прямых на “экран”

Примеры.

Задача 5. Все та же “классическая” задача
(с непересекающимися диагоналями двух смежных
граней куба) перестает казаться сложной, как
только находится “экран” – диагональное
сечение куба.

Рисунок 14

Экран:

Рисунок 15

Рассмотрим плоскость A1B1CD. C1F (A1B1CD),
т. к. C1FB1C
и C1FA1B1.
Тогда проекцией C1D на “экран” будет
являться отрезок DF. Проведем EMDF. Отрезок EM и будет являться расстоянием
между двумя непересекающимися диагоналями двух
смежных граней. Находим EM из прямоугольного
треугольника EDF. Ответ:.

Задача 6. В правильной треугольной пирамиде
найти расстояние и угол между скрещивающимися
прямыми: боковым ребром l и стороной
основания a.

Рисунок 16

В данной и аналогичных ей задачах способ IV
быстрее других способов приводит к решению, так
как построив сечение, играющее роль “экрана”,
перпендикулярно AC (треугольник BDM), видно, что
далее нет необходимости строить проекцию другой
прямой (BM) на этот экран. DH – искомое расстояние. DH
находим из треугольника MDB, используя формулы
площади. Ответ: .

Правила форума

В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте

его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе “Помогите решить/разобраться (М)”.

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву

, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения

и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему

Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена

или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.

Severna 

 Расстояние между скрещивающимися прямыми

Сообщение02.11.2014, 22:48 


31/10/14
34

Профиль  

Shtorm 

 Re: Расстояние между скрещивающимися прямыми

Сообщение02.11.2014, 23:06 

Аватара пользователя


14/02/10
4956

Severna

, можно найти уравнения двух параллельных плоскостей проходящих через $AD$ и $CB$, или даже одной только плоскости (любой), а потом использовать формулу расстояния от точки до плоскости.

— Пн ноя 03, 2014 00:17:08 —

Помогите пожалуйста:
точки $A(-1,-3,1),,B(5,3,8),,C(-1,-3,5),,D(2,1,-4)$ являются вершинами тетраэдра. Найти расстояние между скрещивающимися ребрами $AD$ и $BC$.
Решение:
$vec{CB}(2,3,1),,vec{DA}(3,4,-5)$

Координаты векторов находятся как разность между координатами конца вектора и начала вектора. Проверьте правильность найденных координат векторов.

Профиль  

Someone 

Re: Расстояние между скрещивающимися прямыми

Сообщение03.11.2014, 01:24 

Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва

$[vec{p},vec{CB}]=begin{vmatrix}vec{i}&vec{j}&vec{k}\-19&13&-1\2&3&1end{vmatrix}=16vec{i}+17vec{j}-96vec{k}$

Расстояние между ребрами $$q=frac {lvertvec{p}timesvec{CB}rvert} {lvertvec{CB}rvert}=frac {sqrt{16^2+17^2+(-96)^2}} {sqrt{2^2+3^2+1^2}}=sqrt{frac {9761} {14}}$$

Что-то тут не так…

Расстояние между скрещивающимися прямыми $AD$ и $BC$ равно модулю проекции вектора $overrightarrow{AB}$ на общий перпендикуляр.

Профиль  

Severna 

Re: Расстояние между скрещивающимися прямыми

Сообщение03.11.2014, 18:03 


31/10/14
34

Исправила вектора – всё получилось, спасибо)

Профиль  

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы

Добавить комментарий