22 января 2014
Это первый урок из серии видеоуроков, посвященных задачам B13. Перед нами стандартная задача, которую часто дают на пробниках и контрольных работах. Однако решать ее мы будем весьма нестандартным методом.:)
Задача B13. Дан многогранник, изображенный на рисунке. Все двугранные углы прямые. Найдите, насколько расстояние между вершинами
A
и C2 отличается от квадрата расстояния между вершинами
E
и G1. В ответ запишите положительное число.
Для решения любых таких задач нам потребуется обобщенная теорема Пифагора. Давайте отмотаем время назад и вспомним, что такое обычная теорема Пифагора. У нас есть прямоугольный треугольник с катетами
a
,
b
и гипотенузой
c
:
В этом случае квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов:
c
2 =
a
2 +
b
2
Теорема Пифагора в пространстве
Но все это рассматривается лишь на плоскости, потому что треугольник — это плоская фигура. Однако та же самая формула работает и в пространстве.
Теорема Пифагора в пространстве. Рассмотрим прямоугольный параллелепипед, или, просто говоря, кирпич. Такой параллелепипед однозначно задается своими сторонами
a
,
b
и
c
. Кроме того, у него есть главная диагональ. Эта диагональ соединяет наиболее удаленные точки параллелепипеда. Разумеется, если параллелепипед прямоугольный, то таких диагоналей сразу несколько, при этом все они будут равны и будут считаться по одной и той же формуле.
Диагональ обозначим буквой
l
. В этом случае можно записать формулу:
l
2 =
a
2 +
b
2 +
c
2
Как связана теорема Пифагора и расстояния между точками в пространстве
Возможно, кто-то сейчас спросит: а какое отношение диагональ, тем более, в параллелепипеде имеет к нашему прямоугольному треугольнику со сторонами
a
,
b
и
c
? Отношение, на самом деле, самое прямое. Давайте достроим наш треугольник до прямоугольника, и получим, что гипотенуза
c
является диагональю на прямоугольнике.
Таким образом, перед нами, по сути, аналог теоремы Пифагора для трехмерного пространства. Давайте немножко перепишем ее:
Внимательные ученики наверняка заметят, что эта формула очень похожа на формулу расстояния в трехмерном пространстве между точками
a
и
b
. Разумеется, при условии, что точка
A
лежала бы в начале координат, а точка
B
имела координаты, равные длинам сторон нашего параллелепипеда:
A
= (0; 0; 0);
B
= (
a
,
b
,
c
).
Однако ничего удивительного в этом нет, потому что длина диагонали
l
— это как раз и есть расстояние между наиболее удаленными точками параллелепипеда.
Метод обхода точек
Но хватит теории, давайте перейдем непосредственно к нашей задаче. Итак, в первую очередь нужно найти расстояние от точки
A
до точки
C
2. И вот для того, чтобы найти это расстояние, сейчас мы воспользуемся замечательным приемом, который называется обход точек.
Метод обхода точек заключается в следующем:
- Построим систему координат с осями, параллельными ребрам нашего многогранника. Назовем эти оси x, y и z.
- А теперь давайте поставим ручку в нашу точку A и попытаемся каким-то образом, двигаясь по ребрам, добраться до точки C
2.
Нахождение диагонали методом обхода точек
Разумеется, последовательность осей может быть любой, решение и ответ от этого не изменится. И двигаться из одной точки в другую тоже можно по-разному. Например, можно идти к точке
B
, затем к точке
C
, затем вверх до точки
B
2 и, наконец, двигаться вдаль — и мы попадем в точку
C
2:
Давайте разметим, полученный нами путь:
- Из точки A в точку B мы двигались вдоль оси x в положительном направлении. Запишем: 1x;
- От точки B в точку C мы двигались вдоль оси игрек опять же по положительному направлению, то есть вглубь. Так и запишем 1y;
- Затем мы шагнули на два шага вверх из точки C в точку B
2. так и напишем: 2z; - Еще один шаг из точки B
2 в точку C
2 вдоль y, т. е. вглубь нашего рисунка. Запишем: 1y.
А теперь, когда мы отметили каждое звено нашей ломанной, соединяющие точки
A
и
C
2, выпишем, сколько шагов мы получили вдоль каждой координатной оси с учетом знаков:
- x: 1;
- y: 1 + 1 = 2;
- z: 2.
Теперь возвращается к нашей обобщенной теореме Пифагора и замечаем, что оси
x
,
y
и
z
— это, по сути,
a
,
b
и
c
, т. е. длины сторон параллелепипеда. Следовательно, мы можем посчитать длину диагонали этого параллелепипеда:
Вот и все! Мы получили расстояние от точки
A
до
C
2, согласно рисунку нашего многогранника.
Диагональ параллелепипеда не зависит от маршрута обхода
Однако внимательные ученики спросят: а что будет, если мы пойдем по другому пути? Ведь от точки
A
до точки
C
2 можно идти и другим путем: сначала вверх до точки
A
1, затем вглубь до точки
G
1, затем вверх до точки
A
2, затем снова в глубину до точки
D
2, и, наконец вправо до точки
C
2:
Получили совсем другой маршрут, и возникает логичный вопрос: не будет длина на этом маршруте иметь совсем другое значение координат
x
,
y
и
z
, и, соответственно, другое значение
l
? Давайте проверим.
Размечаем наш второй маршрут:
- из точки A в точку A
1 мы попадаем, смещением оси z на единичку: 1z; - из точки A
1 в точку G
1 мы попадаем, смещением по y на единичку: 1y; - из точки G
1 в точку A
2 — смещение по z: 1z; - из точки A
2 в точку D
2 — смещение по y: 1y; - от D
2 до C
2 — смещение вправо, т.е. в положительную сторону по x: 1x.
Выписываем полученные смещения:
- x: 1
- y: 1 + 1 = 2
- z: 1 + 1 = 2
Итого выражение для диагонали
l
получилось в точности тем же самым:
Таким образом, мы убедились, что итоговое значение величины
l
, т. е. расстояние между точками
A
и
C
2 не зависит от того, каким маршрутом мы будем идти из одной точки в другую. Следовательно, при решении реальных задач вы вправе выбрать любой маршрут, который будет удобен именно вам. И вообще, тот факт, что расстояние между двумя точками не зависит от того, как это расстояние мерить, на самом деле вполне логичен. Мы же занимаемся математикой, а не гаданием на кофейной гуще. Поэтому, по какому бы пути мы не пошли, ответ получится одним и тем же.
Расстояние между двумя точками в пространстве не зависит от того, как мы это расстояние считаем. Если все расчеты выполнены правильно, ответ получится одним и тем же.
Вычисление квадрата расстояния методом обхода точек
Возвращаемся к нашему заданию и переходим ко второй его части. Нужно найти расстояние между точкой
E
и точкой
G
1. Опять предлагаю воспользоваться методом обхода точек. Начнем путь от точки
E
, будем двигаться к точке
D
, потом из точки
D
в точку
D
1, и потом от
D
1 напрямую в точку
G
1:
Размечаем нашу ломанную:
- из точки E в точку D мы попадаем смещением по оси y на единицу в сторону, противоположную положительному направлению оси: -1y;
- затем мы поднимаемся вверх на одну единицу по оси z, т. е. этот отрезок ломанной обозначаем как 1z;
- потом мы смещаемся влево из точки D
1 в точку G
1 на две единицы вдоль оси x и получаем -2x.
Давайте запишем, что у нас получилось:
- x: -2
- y: -1
- z: 1
По каждой из осей зафиксировано лишь одно смещение, ничего складывать, как в предыдущих случаях, не надо. Просто находим длину отрезка, соединяющего точки
E
и
G
1. Давайте назовем этот отрезок
l
2. Его длина равна:
Окончательное решение задачи B13
Вспоминаем, что от нас требуется найти в условии задачи. А от нас требуется квадрат расстояния между этими вершинами. Следовательно, нам нужна величина:
l
2
2 = 6
При произведении в квадрат корень исчезает.
Внимательно читайте условие задачи. Недостаточно просто найти длину отрезка или значение переменной — нужно предъявить именно ту величину, которую у нас спрашивают.
Осталось найти ту самую разницу, которую от нас требуют найти в условии задачи. Назовем ее ∆:
∆ = 6 − 3 = 3
Вот мы и нашли ответ — он равен 3.
Ключевой прием — обход точек
Еще раз — ключевая идея решения всей этой задачи. Она состоит в том, чтобы прямо на рисунке начертить путь из одной искомой точки в другую и посмотреть: вдоль каких координатных осей выполняется смещение и насколько. Затем мы выписываем эти смещения и считаем общее расстояние по обобщенной теореме Пифагора.
При этом возникает замечательный эффект: итоговое расстояние, которое мы считаем, не зависит от того, какой маршрут обхода мы выберем. В любом случае, как бы мы ни шли из одной точки в другую, расстояние получится одним и тем же. Разумеется, при условии, что все вычисления будут выполнены верно.
Аналогичным образом мы считаем второе расстояние. Пусть вас совершенно не смущает, что тут получаются отрицательные координаты, потому что при возведении в квадрат минусы сжигаются. Наконец, остается сосчитать ту самую разницу, которую требуется найти в условии задачи. Тут вообще все очень просто, и никаких дополнительных пояснений не требуется.
Краткая сводка по задачам B13
Итак, мы решили задачу B13 мы будем методом обхода точек. Давайте еще раз посмотрим, из каких шагов состояло наше решение:
- Добавить к рисунку оси координат, параллельные ребрам многогранника;
- Начертить «траекторию движения» от одной точки до другой, двигаясь исключительно по ребрам исходного многогранника;
- Выяснить, вдоль какой оси происходит смещение на каждом отрезке полученной ломаной, и посчитать общее смещение;
- Найти итоговое расстояние по обобщенной теореме Пифагора: l
2 = a
2 + b
2 + c
2, где a, b, c — суммарные смещения вдоль каждой из осей.
Но что будет, если выбрать другой маршрут? Не случится ли так, что при этом возникнут другие суммарные смещения и, следовательно, другое расстояние? Спешу вас обрадовать: суммарные смещения и расстояние между точками не зависит от выбранного маршрута. Мы убедились в этом лично, когда рассмотрели альтернативный маршрут обхода.
В общем, чертите путь так, как вам удобно — ответ всегда будет одним и тем же. В этом и состоит прелесть метода обхода точек.
Смотрите также:
- Обход точек в стереометрии — 2
- Разбор задачи 8 из ЕГЭ на площадь полной поверхности призмы/параллелепипеда.
- Решение ЕГЭ-2011: вариант 1, часть B
- Метод коэффициентов, часть 1
- Задача B5: площадь сектора
- Решение задач на движение по воде
В данной статье хочу рассказать вам об определённом типе задач по стереометрии, одну из которых, возможно, предстоит решить именно вам на ЕГЭ по математике. Это задачи на решение составных многогранников:
Обычно требуется найти расстояние (или квадрат расстояния) между двумя точками; какой-либо угол, либо значение одной из тригонометрических функций обозначенного в условии угла.
Для решения необходимо знать совсем не много теории: теорему Пифагора; определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса в прямоугольном треугольнике; значения углов тригонометрических функций.
Рассмотрим задачи:
Найдите расстояние между вершинами А и С2 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые. Результат умножьте на корень из шести и запишите ответ.
Соединим точки А и С2 и рассмотрим прямоугольный треугольник АА2С2:
По теореме Пифагора:
Ответ: 6
Найдите угол САD2 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые. Ответ дайте в градусах.
Соединим точки C, А, D2:
Рассмотрим треугольник CАD2: AC = CD2 = AD2, так как являются диагоналями квадратов со сторонами равными 8. Следовательно, треугольник CАD2 – равносторонний, то есть все его углы равны 60°.
Таким образом, угол CАD2 = 60°.
Ответ: 60
Найдите квадрат расстояния между вершинами В2 и D3 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Соединим точки B2, B3 и D3. Рассмотрим прямоугольный треугольник B2B3D3:
По теореме Пифагора:
Ответ: 12
Найдите тангенс угла АBB3 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Соединим точки В и B3, из точки B3 опустим перпендикуляр на ребро АВ, точку пересечения обозначим как К. Рассмотрим прямоугольный треугольник КВB3:
Ответ: 2
Найдите квадрат расстояния между вершинами D и C2 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Соединим точки В и C2, а так же C2 и С:
Рассмотрим прямоугольный треугольник СВС2. По теореме Пифагора:
Ответ: 46
245376. Найдите квадрат расстояния между вершинами В2 и D2 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Посмотреть решение
245380. Найдите тангенс угла AВB3 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Посмотреть решение
245382. Найдите квадрат расстояния между вершинами D и C2 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Посмотреть решение
При решении подобных заданий главное – это «увидеть» треугольник, в который входит искомый элемент (отрезок, угол) и построить этот треугольник. А далее уже использовать указанную в начале статьи теорию.
Есть ещё задачи с параллелепипедами:
245359 245360 245361 245362 245363
Процесс решения в них сводится к решению прямоугольного треугольника: нужно найти расстояние между вершинами (квадрат расстояния), либо заданный угол.
Мы продолжим рассматривать задачи по стереометрии? не пропустите! На этом всё. Как видите, ничего сложного. Успеха вам!
С уважением, Александр.
P.S: Буду благодарен Вам, если расскажете о сайте в социальных сетях.
Параллельность в пространстве
- Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не имеют общих точек.
- Если две прямые на плоскости перпендикулярны к третьей прямой, то они параллельны.
- Если две прямые в трехмерном пространстве перпендикулярны к одной плоскости, то они параллельны.
- Если прямая a, не лежащая в плоскости $α$, параллельна некоторой прямой $b$, которая лежит в плоскости $α$, то прямая a параллельна плоскости $α$.
- Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым, лежащим в другой плоскости, то такие плоскости параллельны.
Перпендикулярность в пространстве
- Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен $90°$.
- Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в этой плоскости.
- Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то заданные плоскости перпендикулярны.
- Теорема о трех перпендикулярах: если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна и самой наклонной.
- Если из одной точки проведены к плоскости перпендикуляр и наклонные, то:
- Перпендикуляр короче наклонных.
- Равные наклонные имеют равные проекции на плоскости.
- Большей наклонной соответствует большая проекция на плоскости.
Скрещивающиеся прямые
- Если одна из двух прямых лежит на плоскости, а другая прямая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на первой прямой, то эти прямые скрещиваются.
- Через две скрещивающиеся прямые проходит единственная пара параллельных плоскостей.
- Расстояние между скрещивающимися прямыми – это расстояние от некоторой точки одной из скрещивающихся прямых до плоскости, проходящей через другую прямую параллельно первой прямой.
- Угол между скрещивающимися прямыми – это острый угол между двумя пересекающимися прямыми, которые соответственно параллельны заданным скрещивающимся прямым.
Многогранники
Введем общие обозначения
$P_{осн}$ – периметр основания;
$S_{осн}$ – площадь основания;
$S_{бок}$ – площадь боковой поверхности;
$S_{п.п}$ – площадь полной поверхности;
$V$ – объем фигуры.
Название | Определение и свойства фигуры | Обозначения и формулы объема, площади |
Прямоугольный параллелепипед | 1. Все двугранные углы прямоугольного параллелепипеда – прямые. 2. Противоположные грани попарно равны и параллельны. 3. Диагонали прямоугольного параллелепипеда равны. 4. Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений (длины, ширины, высоты). $B_1D^2=AD^2+DC^2+C_1C^2$ |
$V=a·b·c$, где $a, b$ и $с$ – длина, ширина и высота. $S_{бок}=P_{осн}·c=2(a+b)·c$ $S_{п.п}=2(ab+bc+ac)$. |
Куб | 1. Противоположные грани попарно параллельны. 2. Все двугранные углы куба – прямые. 3. Диагональ куба в $√3$ раз больше его ребра. $B_1 D=АВ√3$ |
Пусть $а$ – длина ребра куба, $d$ – диагональ куба, тогда справедливы формулы: $V=a^3={d^3}/{3√3}$. $S_{п.п}=6а^2=2d^2$ $R={a√3}/{2}$, где $R$ – радиус сферы, описанной около куба. $r={a}/{2}$, где $r$ – радиус сферы, вписанной в куб. |
Призма |
Призма – это многогранник, состоящий из двух равных многоугольников, расположенных в параллельных плоскостях, и $n$-го количества параллелограммов.
|
$S_{бок}=P_{осн}·h$ $S_{п.п}=S_{бок}+2S_{осн}$ $V=S_{осн}·h$ |
Пирамида |
|
Формулы вычисления объема и площади поверхности правильной пирамиды. $h_a$ – высота боковой грани (апофема) $S_{бок}={P_{осн}·h_a}/{2}$ $S_{п.п}=S_{бок}+S_{осн}$ $V={1}/{3} S_{осн}·h$ |
Усеченная пирамида |
|
$V={h(F+f+√{Ff})}/{3}$ Где $F,f$ – площади оснований; $h$ – высота (расстояние между основаниями); Для правильной ус. пирамиды $S_{бок}={(P+p)·a}/{2}$, где $P$ и $p$ – периметры оснований; $а$ – апофема. |
Цилиндр |
|
$S_{бок.пов.}=2πR·h$ $S_{полной.пов.}=2πR(R+h)$ $V=πR^2·h$ |
Конус |
|
$S_{бок.пов.}=πR·l$ $S_{полной.пов.}=πR^2+πR·l=πR(R+l)$ $V={πR^2·h}/{3}$ |
Усеченный конус |
|
$S_{бок}=πl(R+r)$ $S_{п.п.}=π(R^2+r^2+l(R+r))$ $V={πH(R^2+r^2+Rr)}/{3}$ Где $R$ и $r$ – радиусы оснований; $Н$ – высота усеченного конуса. |
Сфера, шар |
|
$S_{п.п}=4π·R^2=π·d^2$, где $R$ – радиус сферы, $d$ – диаметр сферы $V={4π·R^3}/{3}={π·d^3}/{6}$, где $R$ – радиус шара, $d$ – диаметр шара. |
Тетраэдр
Радиус описанной сферы тетраэдра.
Вокруг тетраэдра можно описать сферу, радиус которой находим по формуле, где $R$ – радиус описанной сферы, $a$ – ребро тетраэдра.
$R={a√6}/{4}$
Радиус вписанной в тетраэдр сферы.
В тетраэдр можно вписать сферу, радиус вписанной сферы находим по формуле, приведенной ниже.
Где $r$ – радиус вписанной в тетраэдр сферы,
$a$ – ребро тетраэдра.
$r={a√6}/{12}$
Составные многогранники
Задачи на нахождение объема составного многогранника:
- Разделить составной многогранник на несколько параллелепипедов.
- Найти объем каждого параллелепипеда.
- Сложить объемы.
Задачи на нахождение площади поверхности составного многогранника.
– Если можно составной многогранник представить в виде прямой призмы, то находим площадь поверхности по формуле:
$S_{полн.пов.}=P_{осн}·h+2S_{осн}$
Чтобы найти площадь основания призмы, надо разделить его на прямоугольники и найти площадь каждого.
– Если составной многогранник нельзя представить в виде призмы, то площадь полной поверхности можно найти как сумму площадей всех граней, ограничивающих поверхность.
Пример:
Найдите площадь поверхности многогранника, изображённого на рисунке (все двугранные углы прямые).
Представим данный многогранник как прямую призму с высотой равной $12$.
$S_{полн.пов.}=P_{осн}·h+2S_{осн}$
$P_{осн}=8+6+6+2+2+4=28$
Чтобы найти площадь основания, разделим его на два прямоугольника и найдем площадь каждого:
$S_1=6·6=36$
$S_2=2·4=8$
$S_осн=36+8=44$
Далее подставим все данные в формулу и найдем площадь поверхности многогранника
$S_{полн.пов.}=28·12+2·44=336+88=424$
Ответ: $424$
– Если составной многогранник нельзя представить в виде призмы, то площадь полной поверхности можно найти как сумму площадей всех граней, ограничивающих поверхность.
Задачи на нахождение расстояния между точками составного многогранника.
В данных задачах приведены составные многогранники, у которых двугранные углы прямые. Надо соединить расстояние между заданными точками и достроить его до прямоугольного треугольника. Далее остается воспользоваться теоремой Пифагора для нахождения нужной стороны.
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
$АС^2+ВС^2=АВ^2$
Задачи на нахождение угла или значения одной из тригонометрических функций обозначенного в условии угла составного многогранника.
Так как в данных задачах приведены составные многогранники, у которых все двугранные углы прямые, то достроим угол до прямоугольного треугольника и найдем его значение по тригонометрическим значениям.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике:
В прямоугольном треугольнике $АВС$, с прямым углом $С$:
Для острого угла $В: АС$ – противолежащий катет; $ВС$ – прилежащий катет.
Для острого угла $А: ВС$ – противолежащий катет; $АС$ – прилежащий катет.
- Синусом ($sin$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
- Косинусом ($cos$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
- Тангенсом ($tg$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету.
Значения тригонометрических функций некоторых углов:
$α$ | $30$ | $45$ | $60$ |
$sinα$ | ${1}/{2}$ | ${√2}/{2}$ | ${√3}/{2}$ |
$cosα$ | ${√3}/{2}$ | ${√2}/{2}$ | ${1}/{2}$ |
$tgα$ | ${√3}/{3}$ | $1$ | $√3$ |
$ctgα$ | $√3$ | $1$ | ${√3}/{3}$ |
Связь между сторонами правильного n-угольника и радиусами описанной и вписанной окружностей
$АВ=a_n$ – сторона правильного многоугольника
$R$ – радиус описанной окружности
$r$ – радиус вписанной окружности
$n$ – количество сторон и углов
$a_n=2·R·sin{180°}/{n}$;
$r=R·cos{180°}/{n}$;
$a_n=2·r·tg{180°}/{n}$.
Формула нахождения градусной меры угла в правильном многоугольнике:
$α={(n-2)·180°}/{n}$
Формулы площадей треугольников и многоугольников, которые могут находиться в основании многогранников
В основании лежит треугольник
1. $S={a·h_a}/{2}$, где $h_a$ – высота, проведенная к стороне а
2. $S={a·b·sinα}/{2}$, где $a, b$ – соседние стороны, $α$ – угол между этими соседними сторонами.
3. $S=p·r$, где $r$ – радиус вписанной окружности
4. $S={a·b·c}/{4R}$, где $R$ – радиус описанной окружности
5. Для прямоугольного треугольника $S={a·b}/{2}$, где $а$ и $b$ – катеты прямоугольного треугольника.
В основании лежит четырехугольник
Прямоугольник
$S=a·b$, где $а$ и $b$ – смежные стороны.
Ромб
$S={d_1·d_2}/{2}$, где $d_1$ и $d_2$ – диагонали ромба
$S=a^2·sinα$, где $а$ – длина стороны ромба, а $α$ – угол между соседними сторонами.
Трапеция
$S={(a+b)·h}/{2}$, где $а$ и $b$ – основания трапеции, $h$ – высота трапеции.
Площади правильных многоугольников:
1. Для равностороннего треугольника $S={a^{2}√3}/{4}$, где $а$ – длина стороны.
2. Квадрат
$S=a^2$, где $а$ – сторона квадрата.
3. Правильный шестиугольник
Шестиугольник разделим на шесть правильных треугольников и найдем площадь как:
$S=6·S_{треугольника}={6·a^{2}√3}/{4}={3·a^{2}√3}/{2}$, где $а$ – сторона правильного шестиугольника.
В данной работе рассмотрена задача поиска минимального расстояния между многогранником и точкой, не лежащей внутри него. Предложен алгоритм решения этой задачи и способ его применения в 3D-моделировании.
Ключевые слова:
многогранник, расстояние, алгоритм
.
Введение
При реализации метода 3D-моделирования Ray Marching необходимым является определение минимального расстояния от некоторой точки до трехмерного объекта [1]. В данной статье предлагается алгоритм поиска такого расстояния от точки до выпуклого многогранника.
Математическая постановка задачи
Определение 1.
Пусть дан выпуклый многогранник и точка вне его. Минимальным расстоянием от этой точки до данного многогранника назовем длину отрезка между указанной точкой и ближайшей к ней точкой, принадлежащей многограннику.
Задача.
Втрехмерном евклидовом пространстве найти минимальное расстояние от точки
с известными координатами до выпуклого многогранника
с известными координатами вершин.
Обозначения, используемые в
статье
и
— точка вне многогранника и многогранник соответственно, между которыми определяется минимальное расстояние;
— плоскость, содержащая произвольные точки
, не лежащие на одной прямой;
— расстояние между объектами
и
, каждый из которых может быть точкой, прямой или плоскостью;
— минимальное расстояние между точкой
и выпуклым многогранником
;
,
,
— координаты точки
по осям
,
,
соответственно.
Алгоритм решения
Определим, какие из вершин многогранника
являются тремя ближайшими к
и назовем их
так, что
Проверим выполнение следующего условия:
-
Проекция точки
на
находится внутри треугольника
или на его границе
Рис. 1.
Пусть
— проекция
на плоскость
(рис. 1). Если она находится внутри треугольника
или на его границе, то выполнено равенство:
(см. доказательство Теоремы 1). Для того, чтобы проверить выполнение этого условия, находим координаты точки
.
Зная координаты точек
, составляем уравнение плоскости
и определяем координаты вектора нормали к ней. Используя координаты точки
и координаты направляющего вектора прямой
(являющегося вектором нормали
) составляем каноническое уравнение прямой
. Зная его и уравнение плоскости
определяем координаты точки
, которая является точкой пересечения прямой
и
. Далее проверяем принадлежность точки
треугольнику
. Метод проверки описан в статье [2]. При выполнении данного условия
. Находим его как расстояние между двумя точками в пространстве.
В случае невыполнения условия пункта 1, переходим к проверке следующего условия.
-
Проекция точки
на прямую
принадлежит отрезку
Рис. 2.
Пусть
— проекция
на прямую
(рис. 2). Если
принадлежит отрезку
, то выполнено равенство:
(см. доказательство Теоремы 2). Для проверки выполнения этого условия находим координаты точки
.
Для этого определяем координаты вектора
, являющегося направляющим вектором прямой
, и подставляем их в каноническое уравнение прямой
. Далее составляем уравнение плоскости
, проходящей через точку
перпендикулярно прямой
и находим координаты точки пересечения плоскости
с прямой
, являющиеся координатами точки
.
Если выполнена система неравенств:
, то
принадлежит отрезку
.
При выполнении данного условия
. Находим его как расстояние между двумя точками в пространстве.
При невыполнении пунктов 1 и 2 (рис. 3) задача сводится к поиску расстояния между
и
, поскольку расстояние от
до
не является ни расстоянием от
до ближайшей грани
, ни расстоянием от
до ближайшего ребра
.
Рис. 3.
Для проверки корректности данного алгоритма рассмотрим следующие теоремы.
Теорема 1.
Минимальное расстояние от некоторой точки
, лежащей вне выпуклого многогранника, до этого многогранника равно расстоянию от
до ближайшей к ней грани этого многогранника тогда и только тогда, когда проекция точки
на плоскость, содержащую эту грань, принадлежит треугольнику, образованному тремя ближайшими к
вершинами многогранника.
Доказательство
. Пусть
— ближайшие к
вершины многогранника
, при этом
. Пусть
— проекция точки
на
.
Пусть
лежит принадлежит треугольнику
. Тогда
— ближайшая к
точка треугольника
, поскольку
— высота пирамиды
. Поскольку треугольник
принадлежит ближайшей к
грани многогранника, то расстоянием от
до этой грани является длина отрезка
. Расстояние до ближайшей к
грани многогранника меньше, чем расстояние от
до любой другой грани многогранника, следовательно, длина отрезка
и есть минимальное расстояние от
до многогранника.
Пусть
находится вне треугольника
. Следовательно,
находится вне грани, которой принадлежит этот треугольник. Эта грань — единственная, принадлежащая плоскости
, поскольку многогранник выпуклый. Поэтому
не принадлежит многограннику, следовательно, отрезок
не является минимальным расстоянием от
до многогранника.
Теорема 2.
Минимальное расстояние от некоторой точки
, лежащей вне выпуклого многогранника, до этого многогранника равно расстоянию от
до ближайшего к ней ребра этого многогранника тогда и только тогда, когда проекция точки
на прямую, содержащую это ребро, принадлежит этому ребру, а проекция точки
на плоскость, образованную тремя ближайшими к
вершинами многогранника совпадает с проекцией
на ближайшее к ней ребро многогранника или лежит вне треугольника, образованного тремя ближайшими к
вершинами многогранника.
Доказательство.
Пусть
— ближайшие к
вершины многогранника
, при этом
;
— прямая, содержащая отрезок
;
— проекция точки
на
;
— проекция точки
на
.
Пусть
принадлежит отрезку
,
лежит вне треугольника
. Проведем плоскость
, содержащую
и не имеющую общих точек с двумя гранями многогранника, пересекающимися по ребру
. Все точки многогранника, за исключением точек, принадлежащих ребру
, будут находится по другую сторону плоскости
относительно точки
, поэтому расстояние от
до любой точки многогранника будет больше, чем расстояние от
до
. Поскольку
и есть расстояние от
до
и
принадлежит многограннику, длина отрезка
является минимальным расстоянием от
до многогранника.
Пусть
принадлежит отрезку
,
совпадает с
. В этом случае по теореме 1 минимальное расстояние от
до многогранника есть
. Поскольку
совпадает с
,
является минимальным расстоянием от
до многогранника.
Пусть
не принадлежит отрезку
. Отрезок
— единственное ребро многогранника, принадлежащее
, поскольку многогранник выпуклый, следовательно,
не принадлежит многограннику, и поэтому отрезок
не является минимальным расстоянием от
до многогранника.
Применение данного алгоритма
Ray Marching — одна из относительно новых технологий, используемых для рендеринга трехмерных сцен. При ее реализации для рендеринга непрозрачных объектов можно использовать поля расстояний со знаком, что позволит оптимизировать вычислительный процесс. Поле расстояния — это функция, определяющая расстояние от точки до поверхности объекта [3]. Вышеописанный метод может быть использован для определения минимальных расстояний до любых выпуклых многогранников.
Литература:
- Ray Marching Distance Fields in Real-time on WebGL. — Текст: электронный // semanticscholar: [сайт]. — URL: https://pdfs.semanticscholar.org/a964/750aa212bd490d258221bc9756e7e58c5317.pdf (дата обращения: 18.07.2020).
- Weisstein, Eric W. Triangle Interior. — Текст: электронный // mathworld: [сайт]. — URL: https://mathworld.wolfram.com/TriangleInterior.html (дата обращения: 18.07.2020).
- GPU Ray Marching of Distance Fields / J. T. Lukasz. — Текст: электронный // DTU.compute: [сайт]. — URL: http://www2.imm.dtu.dk/pubdb/edoc/imm6392.pdf (дата обращения: 19.07.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): минимальное расстояние, многогранник, вершина многогранника, выпуклый многогранник, расстояние, длина отрезка, проекция, треугольник, грань, уравнение плоскости.
СДАМ ГИА:
РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Математика профильного уровня
Математика профильного уровня
≡ Математика
Базовый уровень
Профильный уровень
Информатика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
Литература
История
Сайты, меню, вход, новости
СДАМ ГИАРЕШУ ЕГЭРЕШУ ОГЭРЕШУ ВПРРЕШУ ЦТ
Об экзамене
Каталог заданий
Варианты
Ученику
Учителю
Школа
Эксперту
Справочник
Карточки
Теория
Сказать спасибо
Вопрос — ответ
Чужой компьютер
Зарегистрироваться
Восстановить пароль
Войти через ВКонтакте
Играть в ЕГЭ-игрушку
Новости
1 мая
Новый сервис: можно исправить ошибки!
29 апреля
Разместили актуальные шкалы ЕГЭ — 2023
24 апреля
Учителю: обновленный классный журнал
7 апреля
Новый сервис: ссылка, чтобы записаться к учителю
30 марта
Решения досрочных ЕГЭ по математике
31 октября
Сертификаты для учителей о работе на Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
НАШИ БОТЫ
Все новости
ЧУЖОЕ НЕ БРАТЬ!
Экзамер из Таганрога
10 апреля
Предприниматель Щеголихин скопировал сайт Решу ЕГЭ
Наша группа
Каталог заданий.
Элементы составных многогранников
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 2 № 245370
i
На рисунке изображён многогранник, все двугранные углы многогранника прямые. Найдите расстояние между вершинами A и .
Аналоги к заданию № 245370: 274953 275367 274955 … Все
Решение
·
Видеокурс
·
Помощь
2
Тип 2 № 245371
i
Найдите квадрат расстояния между вершинами D и многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые.
Аналоги к заданию № 245371: 275369 275859 275863 … Все
Решение
·
1 комментарий
·
Видеокурс
·
Помощь
3
Тип 2 № 245372
i
На рисунке изображён многогранник, все двугранные углы многогранника прямые. Найдите расстояние между вершинами и .
Аналоги к заданию № 245372: 275869 276367 275871 … Все
Решение
·
Видеокурс
·
Помощь
4
Тип 2 № 245373
i
Найдите угол CAD2 многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые. Ответ дайте в градусах.
Аналоги к заданию № 245373: 276369 276867 276371 … Все
Решение
·
Видеокурс
·
Помощь
5
Тип 2 № 245374
i
Найдите угол ABD многогранника, изображенного на рисунке. Все двугранные углы многогранника прямые. Ответ дайте в градусах.
Аналоги к заданию № 245374: 276869 277367 276871 … Все
Решение
·
Видеокурс
·
Помощь
Пройти тестирование по этим заданиям
О проекте · Редакция · Правовая информация · О рекламе
© Гущин Д. Д., 2011—2023