#хакнем_математика 👈 рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по математике как для школьников, так и для взрослых 🥳 🥳
Приветствую, сообщество Хакнем! Спросите любого школьника — любят ли они решать текстовые задачи? Уверена, процентов 70 – 80 ответят, что терпеть не могут и не умеют. Сегодняшняя статья именно для них — разберём решение текстовых задач на движение по прямой. В ОГЭ по математике 9 класса это задание № 22 из второй части.
Задача
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 27 км, вышел турист. Через полчаса навстречу ему из пункта В вышел пешеход и встретил туриста в 12 км от А. Найдите скорость туриста, если известно, что она была на 2 км/ч меньше скорости пешехода.
Решение:
1) Прежде, чем решать задачу, сделайте схематично рисунок, чтобы лучше понять условие задачи.
1) Как правило, то, что неизвестно в задаче, то и обозначаем за х, в данной задаче неизвестна скорость туриста.
Пусть х км/ч – скорость туриста (х>0). Известно, что скорость пешехода на 2 км/ч больше, тогда (х+2) км/ч — скорость пешехода.
2) Определимся теперь с расстоянием, которое прошёл каждый:
расстояние между А и В равно 27 км, турист и пешеход двигались навстречу друг другу, и встретились на расстоянии 12 км от пункта А, т. е. турист прошёл 12 км, а пешеход 27 — 12 = 15 км.
3) Всегда в задачах на движение рекомендую составлять таблицу.
Обращаю внимание на следующее правило — два столбца заполняем из условия задачи, третий — используя формулу (*):
где s — расстояние, v — скорость, t — время.
Итак, со скоростью и расстоянием мы разобрались (внесём данные в таблицу):
Из формулы (*) выражаем время t =s/v, таким образом, используя данные 2-х столбов, получаем время туриста 12 / x, а время пешехода 15 / x+2
1) Для составления уравнения, используем условие задачи о том, что пешеход вышел позже туриста на 30 мин. = ½ часа.
Не забывайте переводить величины в нужные единицы измерения.
Таким образом, время пешехода на ½ часа меньше, т.е.
12 / х > 15 / (x+2) на ½ часа.
Чтобы составить уравнение (приравнять левую и правую части) прибавим к той, что меньше ½:
Составим и решим уравнение (не забудьте про ОДЗ: x не равно 0 и не равно (-2), хотя при обозначении за x км/ч скорости, я указывала, что (х>0):
Самое главное в задачах: чётко понять условие, разложить всё по полочкам, правильно составить уравнение и решить его. Надеюсь, моя статья поможет вам в подготовке к экзамену! Удачи!
#хакнем_математика 👈 подпишись на этот хэштег, чтобы получать новый интересный и познавательный контент по математике 🥳
Автор: #ирина_чудневцева 41 год, город Ярославль, мама 16-летнего подростка.
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория
Атрибут
Всего: 303 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Тип 21 № 74
i
Катер прошёл от одной пристани до другой, расстояние между которыми по реке равно 48 км, сделал стоянку на 20 мин и вернулся обратно через ч после начала поездки. Найдите скорость течения реки, если известно, что скорость катера в стоячей воде равна 20 км/ч.
Источники:
Банк заданий ФИПИ.
Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60°, а расстояние от точки А до точки О равно 8.
Источники:
Банк заданий ФИПИ.
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 19 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода и встретились в 9 км от А. Найдите скорость пешехода, шедшего из А, если известно, что он шёл со скоростью, на 1 км/ч большей, чем пешеход, шедший из В, и сделал в пути получасовую остановку.
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 27 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода и встретились в 15 км от А. Найдите скорость пешехода, шедшего из А, если известно, что он шёл со скоростью, на 2 км/ч большей, чем второй пешеход, и сделал в пути получасовую остановку.
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 19 км, вышел пешеход. Через полчаса навстречу ему из пункта В вышел турист и встретил пешехода в 9 км от В. Турист шёл со скоростью, на 1 км/ч большей, чем пешеход. Найдите скорость пешехода, шедшего из А.
Источники:
Банк заданий ФИПИ.
Мальчик и девочка, расставшись на перекрестке, пошли по взаимно перпендикулярным дорогам, мальчик со скоростью 4 км/ч, девочка — 3 км/ч. Какое расстояние (в километрах) будет между ними через 30 минут?
Два парохода вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 15 км/ч и 20 км/ч. Какое расстояние (в километрах) будет между ними через 2 часа?
В 60 м одна от другой растут две сосны. Высота одной 31 м, а другой — 6 м. Найдите расстояние (в метрах) между их верхушками.
Человек ростом 1,8 м стоит на расстоянии 12 м от столба, на котором висит фонарь на высоте 5,4 м. Найдите длину тени человека в метрах.
Глубина крепостного рва равна 8 м, ширина 5 м, а высота крепостной стены от ее основания 20 м. Длина лестницы, по которой можно взобраться на стену, на 2 м больше, чем расстояние от края рва до верхней точки стены (см. рис.). Найдите длину лестницы.
Источник: ГИА-2012. Математика. Диагностическая работа №2 (5 вар)
Лестница соединяет точки A и B , расстояние между которыми равно 25 м. Высота каждой ступени равна 14 см, а длина — 48 см. Найдите высоту BC (в метрах), на которую поднимается лестница.
Источник: ГИА-2012. Математика. Тренировочная работа № 3 (1 вар)
Расстояние между городами А и В равно 375 км. Город С находится между городами А и В. Из города А в город В выехал автомобиль, а через 1 час 30 минут следом за ним со скоростью 75 км/ч выехал мотоциклист, догнал автомобиль в городе С и повернул обратно. Когда он вернулся в А, автомобиль прибыл в В. Найдите расстояние от А до С.
Источник: ГИА-2013. Математика. Диагностическая работа № 2.(1 вар)
Расстояние между пристанями А и В равно 80 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через 2 часа вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот прошел 22 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Источник: ГИА-2013. Математика. Диагностическая работа № 2.(5 вар)
Расстояние между пристанями А и В равно 126 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через 1 час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот прошел 34 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Источник: ГИА-2013. Математика. Диагностическая работа № 2.(6 вар)
Пристани и расположены на реке, скорость течения которой на этом участке равна 3 км/ч. Лодка проходит туда и обратно без остановок со средней скоростью 8 км/ч. Найдите собственную скорость лодки.
Источник: ГИА-2012. Математика. Тренировочная работа №1 (1 вар.)
Источник: ГИА-2012. Математика. Тренировочная работа №1 (2 вар.)
На клетчатой бумаге с размером клетки 1см x 1см отмечены точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до прямой ВС. Ответ выразите в сантиметрах.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1см x 1см отмечены точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до прямой ВС. Ответ выразите в сантиметрах.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1см x 1см отмечены точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до середины отрезка ВС. Ответ выразите в сантиметрах.
Источник: Диагностическая работа 01.10.2013 Вариант МА90105
На клетчатой бумаге с размером клетки 1см x 1см отмечены точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до середины отрезка ВС. Ответ выразите в сантиметрах.
Источник: Диагностическая работа 01.10.2013 Вариант МА90106
Всего: 303 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Требуется найти расстояние от деревни Васильевка до села Плодородное по прямой по прямой.
Для удобства обозначим пункты на плане первыми буквами названий населённых пунктов.
Таким образом, требуется найти длину отрезка (displaystyle mathbf {ВП}) в километрах.
Шаг 1. Найдём длину (displaystyle mathbf {ВП}) в клетках: (displaystyle mathbf {ВП}=15{small.})
Шаг 2. Выразим длину отрезка в километрах
По условию длина стороны каждой клетки равна (displaystyle 3)км.
Значит, отрезок длиной (displaystyle 15)клеток соответствует расстоянию
(displaystyle 15 cdot3=45)км.
Значит, расстояние от Васильевки до Плодородного по прямой составляет (displaystyle 45)км.
Ответ: (displaystyle 45)
Задача «ДОРОГА»
Миша летом отдыхает у дедушки и бабушки в деревне Николаевке.
Миша с дедушкой собираются съездить на велосипедах в село Игнатьево
на железнодорожную станцию. Из Николаевки в Игнатьево можно проехать по прямой лесной дорожке.
Николаевка
Игнатьево
Свистуха
Березовка
Есть более длинный путь по шоссе – через деревню Свистуху до деревни Березовки, где нужно повернуть под прямым углом налево на другое шоссе, ведущее в Игнатьево. Есть и третий маршрут: в Свистухе можно повернуть на прямую тропинку, которая идет мимо пруда прямо в Игнатьево.
Николаевка
Игнатьево
Свистуха
Березовка
По шоссе Миша с дедушкой едут со скоростью 20 км/ч, а по лесной
дорожке и тропинке 15 км/ч. Расстояние по шоссе от Николаевки
до Свистухи равно 16 км, от Николаевки до Березовки – 36 км,
а от Березовки до Игнатьево 15 км.
Николаевка
Игнатьево
Свистуха
Березовка
Из Николаевки в Игнатьево можно проехать по прямой лесной дорожке.
Есть более длинный путь по шоссе – через деревню Свистуху до деревни
Березовки, где нужно повернуть под прямым углом налево на другое шоссе,
ведущее в Игнатьево. Есть и третий маршрут: в Свистухе можно повернуть на
прямую тропинку, которая идет мимо пруда прямо в Игнатьево.
Задача №1
Определите, какими цифрами на плане обозначены
населенные пункты. В ответ запишите полученную
последовательность из четырех цифр.
Пункты
Березовка
Игнатьево
Николаевка
Свистуха
Цифры
Из Николаевки в Игнатьево можно проехать по прямой лесной дорожке.
Есть более длинный путь по шоссе – через деревню Свистуху до деревни
Березовки, где нужно повернуть под прямым углом налево на другое шоссе,
ведущее в Игнатьево. Есть и третий маршрут: в Свистухе можно повернуть на
прямую тропинку, которая идет мимо пруда прямо в Игнатьево.
Задача №1
Ответ: 1243.
Определите, какими цифрами на плане обозначены
населенные пункты. В ответ запишите полученную
последовательность из четырех цифр.
Пункты
Березовка
Игнатьево
Николаевка
Свистуха
Цифры
Расстояние по шоссе от Николаевки до Свистухи равно 16 км,
от Николаевки до Березовки – 36 км, а от Березовки до Игнатьево 15 км.
Сколько километров проедут Миша с дедушкой , если они поедут
по шоссе через Березовку?
Николаевка
Игнатьево
Свистуха
Березовка
Задача №2
Расстояние по шоссе от Николаевки до Свистухи равно 16 км,
от Николаевки до Березовки – 36 км, а от Березовки до Игнатьево 15 км.
Сколько километров проедут Миша с дедушкой , если они поедут
по шоссе через Березовку?
Николаевка
Игнатьево
Свистуха
Березовка
Задача №2
36 км + 15 км = 51 км
Ответ: 51.
Найдите расстояние от деревни Николаевка до села Игнатьево по прямой.
Ответ дайте в километрах.
Николаевка
Игнатьево
Задача №3
Березовка
Найдите расстояние от деревни Николаевка до села Игнатьево по прямой.
Ответ дайте в километрах.
Николаевка
Игнатьево
Задача №3
Ответ: 39.
Березовка
По шоссе Миша с дедушкой едут со скоростью 20 км/ч. Расстояние от
Николаевки до Березовки 36 км, а от Березовки до Игнатьево 15 км.
Сколько минут затратят на дорогу Миша с дедушкой, если поедут
на станцию через Березовку?
Николаевка
Игнатьево
Задача №4
Березовка
По шоссе Миша с дедушкой едут со скоростью 20 км/ч. Расстояние от
Николаевки до Березовки 36 км, а от Березовки до Игнатьево 15 км.
Сколько минут затратят на дорогу Миша с дедушкой, если поедут
на станцию через Березовку?
Николаевка
Игнатьево
Задача №4
Ответ: 153.
Березовка
Определите, на какой маршрут до станции потребуется меньше всего времени. В ответе укажите, сколько минут потратят на дорогу Миша с дедушкой, если поедут этим маршрутом.
Н
И
Задача №5
Б
С
Н
И
И
Н
С
По лесной тропинке Миша с дедушкой едут со скоростью 15 км/ч.
Расстояние от Николаевки до Игнатьево 39 км.
Сколько минут затратят на дорогу Миша с дедушкой,
если поедут по прямой?
Николаевка
Игнатьево
Задача №5
Определите, на какой маршрут до станции потребуется меньше всего времени. В ответе укажите, сколько минут потратят на дорогу Миша с дедушкой, если поедут этим маршрутом.
Н
И
Задача №5
Б
С
Н
И
И
Н
С
По шоссе Миша с дедушкой едут со скоростью 20 км/ч, по лесной тропинке со скоростью 15 км/ч. Расстояние от Николаевки до
Свистухи 16 км. Сколько минут затратят на дорогу Миша с дедушкой,
если поедут на станцию через Свистуху?
Николаевка
Игнатьево
Задача №5
Свистуха
Березовка
МБОУ «Карповская СОШ»
Учитель географии Н.А. Красильникова
Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешной сдачи ОГЭ по географии.
Разработка примерных индивидуальных образовательных маршрутов на сегодняшний день носит поисковый характер. Каждый педагог, имея представление об индивидуализации обучения, разрабатывает и применяет индивидуальные образовательные траектории, индивидуальные маршруты, позволяющие видеть процесс изменения (динамику) в развитии и обучении ребенка и вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Универсального рецепта по созданию подобного рода движения пока не существует. При том, что это актуально и востребовано.
Цель индивидуального образовательного маршрута — достижение необходимо уровня образования посредством реализации индивидуализации и дифференциации в обучении в соответствии с образовательным стандартом.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому учащемуся на основе планирования индивидуального «продвижения» в изучении учебного материала достигать высоких результатов. Педагогу отводится роль помощника, партнера в обще деле и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации учащихся в образовательной среде как свободной личности. Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому учащемуся в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута состоят в следующем:
-
наличие диагностических материалов, позволяющих определить уровень усвоения учебного материала учащимися по той или иной теме;
-
целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
-
организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
-
обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
-
создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Представленные индивидуальные маршруты (ИОМ) позволяют реализовать личностно -ориентированный подход при подготовке к ОГЭ. Максимально учитывает интеллектуальные способности детей, позволяет определить уровень готовности учащихся на определенном этапе и построить личную траекторию дальнейшей подготовки как ученику, так и учителю. Внедрение данной маршрутной системы позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе проверки овладения знаниями.
Выполняя задания на сайтах «Решу ОГЭ», «ФИПИ» и других сайтах, учащиеся тренируют свои умения решать задания ОГЭ. После закрепления учащимися заданий, учитель дает контрольный срез знаний и отмечает результат в ИОМе. Если учащийся успешно выполнил задание, ему ставится «зачет». Если же возникли определенные трудности в решении, то учитель проводит повторную консультацию и затем дает контрольный тест. Как правило, учащиеся справляются с заданиями, а некоторые выполняют на все 100%.
По результатам зачетных работ, учитель формирует прогноз сдачи ОГЭ по географии. Также продолжают работу по тем заданиям, где обнаружены проблемы.
Учитель также выстраивает урок с учетом выявленных проблемных зон, помогает преодолеть пробелы знаний учащихся на индивидуальных и групповых консультациях.
Использование в процессе подготовки учащихся к ОГЭ индивидуального образовательного маршрута, обеспечивает создание собственного пространства, в том числе выбора способов, методики для подготовки к государственной аттестации, в том числе ребенок может построить свой личный ИОМ путем создания набора трудно решаемых заданий.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
Выявление причин неуспеваемости.
В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки.
Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем.
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
-
пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
-
пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
-
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
-
ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
-
трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
-
слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
-
несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
-
недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
-
недостаточное развитие мотивационной сферы.
Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое.
Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
-
создавать проблемные ситуации;
-
активизировать самостоятельное мышление;
-
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
-
выстраивать позитивные отношения с группой;
-
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания.
Примерный индивидуальный образовательный маршрут по географии
(подготовка к ОГЭ)
Отметка о выполнении
1
Географические особенности природы и народов Земли
2
Географическое положение России
3
Особенности природы России
4
Геоэкологические проблемы
5
Отрасли хозяйства России, особенности размещение
6
Природные ресурсы, их использование и охрана
7
Особенности населения России
8
Территориальная обеспеченность ресурсами
9
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами
10
Географические явления и процессы в геосферах
11
Разные территории Земли: анализ карты
12
Причины возникновения геоэкологических проблем
13
Существенные признаки географических объектов и явлений
14
Географические координаты
15
Географические явления и процессы в геосферах (C1)
16
Географические объекты и явления
17
Разные территории Земли: анализ карт
18
Расстояние на карте
19
Чтение карт различного содержания (C2)
20
Направление на карте
21
Чтение и анализ карт
22
Географические объекты и явления
23
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами (C3)
24
Определение поясного времени
25
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России
26
Географические явления и процессы в геосферах
27
Анализ информации о разных территориях Земли
28
Выявление эмпирических зависимостей
29
Географические следствия движений Земли
30
Выявление признаков географических объектов и явлений
Подпись учащегося
Подпись педагога