Как найти равновесие на воде

Урок первый: ищем баланс

Урок первый: ищем баланс

Это до смешного простая часть «плавания-единоборства». По крайней мере, для некоторых пловцов. У вас может даже возникнуть искушение пропустить этот урок. Не делайте этого! Вы все еще можете улучшить свой баланс. И по мере того как он будет улучшаться, вы будете затрачивать меньше энергии при любой скорости плавания.

То же самое и в противоположной ситуации: если каждый гребок для вас — разочаровывающая битва, если вы устаете после двух заплывов, если вы все время чувствуете, что кончики ваших пальцев вот-вот заскребут о дно бассейна, Урок первый может дать вам небывалое чувство. Вы поймете, что можете просто лежать на воде, спокойно грести, что напряжение и дискомфорт тают на глазах. Как только вы это осознаете, вам станет гораздо легче плавать, а все остальные уроки пройдут гораздо более гладко.

Сначала голова?

На протяжении нескольких лет, когда я смотрю записи того, как пловцы плывут под водой, первое, что я замечаю, — это как отчаянно их ноги и руки заняты тем, чтобы не утонуть. Они думают, что это называется «грести», но на самом деле энергия, затрачиваемая ими, не идет на создание поступательного движения. Почти вся она тратится на борьбу с этим чувством утопления. Пока вы не научитесь непринужденно сохранять баланс без помощи рук, вы не сможете эффективно грести. Таким образом, ваш первый шаг — заставить воду поддерживать вас, не используя при этом руки. В упражнениях, где ведущую роль играет голова, вы научитесь балансировке своего тела только с помощью правильного положения головы и распределения веса, поскольку будете лишены возможности прибегнуть к помощи рук.

Четыре простых секрета успеха:

1. Когда вы упражняетесь, представьте, что вас буксируют на веревке, прикрепленной к вашей макушке. Позвоночник должен быть на одной линии с головой, длинным и прямым.

2. Занимайтесь с легкостью. Двигайтесь как можно тише и экономней, не бороздите поверхность воды. Старайтесь достичь почти буддийского спокойствия.

3. Гребок ногами делайте тихо и мягко, длинными, прямыми, гибкими ногами. Держите ступни «в тени» вашего тела, точно в кильватере. Если вы чувствуете, что плывете медленно, не надо двигаться сильнее. Попытайтесь уменьшить сопротивление, улучшив свой баланс и еще сильнее вытянув тело в одну линию.

4. Когда вы практикуете Урок первый, самое важное — заниматься в мелком бассейне, где вы можете встать в любой момент. Когда вы выполняете упражнения, в которых ведущую роль играет голова, даже дистанция в 25 метров может оказаться чересчур утомительной, особенно если у вас слабый гребок ногами. Пока вы не сможете проплыть 5 или 10 метров без усилий, не надо двигаться дальше (именно поэтому мелкие бассейны лучше всего подходят для Урока первого!). Если вы устали или работаете слишком усердно, не пересиливайте себя. Вместо этого встаньте, сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь перед тем, как продолжить работу.

Упражнение 1: учимся держать основной баланс, лежа на спине

Зачем мы это делаем

Это простейший способ расслабиться и получить удовольствие от того, как вода поддерживает ваше тело. Вам не нужно волноваться о дыхании, так что вы можете просто лежать на воде и ощущать баланс. Непринужденность и устойчивость — ключевые моменты баланса; обучитесь им сейчас, а затем сохраните их при выполнении других упражнений.

Придерживайтесь следующей последовательности (на каждом этапе мягко работайте ногами):

1. Погрузите голову в воду. Расположите лицо параллельно поверхности, вода должна касаться вашего лба, низа подбородка и внешних краев очков. Немного подберите подбородок, чтобы голова была на одной линии с телом. Если другие пловцы сильно брызжут вам в лицо, можете использовать зажим для носа, чтобы меньше отвлекаться. Потратьте от пяти до десяти минут на то, чтобы найти правильное положение головы, или попросите напарника свериться с иллюстрацией. Терпеливо тренируйтесь, пока такое положение не начнет казаться более естественным и близость воды к лицу не станет комфортной. Во всех последующих упражнениях погружайте голову в воду, прежде чем делать что-либо еще.

2. Округлите спину. Когда плечи направлены назад, а грудь вперед, держать баланс труднее. Немного округлите плечи, чтобы спина была подобна днищу лодки. Держите плечи в этом нейтральном положении во время всех упражнений на баланс.

3. Держитесь на поверхности воды. Вы сохраняете баланс благодаря легким — вашему поплавку. Все еще пряча в воде голову и округляя спину, перенесите вес тела на верхнюю часть спины, пока ваши бедра не станут легкими. Если вы сбалансированы, при каждом толчке бедра будут частично приподниматься из воды. Не надо брызгаться. Ваши колени и ступни должны лишь рябить воду. В последующих упражнениях удерживайте баланс таким же образом (рис. 6).

Рис. 6

4. Просто лежите. Настоящее испытание — ничего не делать руками. Если вы хотите поддерживать себя или слегка грести ими, вы не сбалансированы. Если вода вас по-настоящему держит, вы можете использовать руки только для того, чтобы принять форму торпеды.

5. Время для практики. Ограничьте свои заплывы 25 метрами или менее. Как только вы начнете терять состояние непринужденности и расслабленности, отдохните, пока не обретете их снова.

Сфокусируйтесь на ощущении покоя, достигаемом, когда вы просто лежите, мягко работая ногами. Позвольте воде делать всю работу. Представьте, что вы устойчивы настолько, что можете спокойно держать бокал шампанского на лбу. Это ощущение — верный признак баланса! Сохраните его, когда будете переходить к следующим упражнениям.

Помощь «утопающим»

Худые, «жилистые» пловцы или пловцы с длинными ногами (и в особенности обладающие обеими этими особенностями) обычно сталкиваются с тем, что даже продолжительные тренировки на баланс (упражнения 1–3) не позволяют им достичь полного комфорта. Эти упражнения имеют большое значение для изучения восстановительной позиции между циклами «упражнений на смену рук» в Уроках третьем, четвертом и пятом. Вы научитесь управлять чувством баланса при выполнении упражнения 4 и последующих.

Вместо того чтобы мучительно пытаться держать «тяжелые» бедра на поверхности воды, я рекомендую с самого начала попросить друга или партнера по плаванию помочь вам при изучении упражнений на баланс. Ваш партнер может осторожно буксировать вас за голову или плечи в упражнениях 1 и 2 или за вытянутую руку в упражнении 3. Пока вас буксируют, полностью сосредоточьтесь на расслаблении; двигайте ногами аккуратно и экономно; проскальзывайте «сквозь игольное ушко» в воде; запоминайте ощущение непринужденной поддержки.

Задав импульс движения, ваш партнер может отпустить вас и следовать впереди, готовясь возобновить буксировку, если заметит, что вы снова начинаете испытывать трудности. Помощь партнера может впоследствии облегчить вам самостоятельную работу. Вы фокусируетесь на ощущении — и гребках ногами — так же, как когда вас буксировали. Сделайте так несколько раз, пытаясь удерживать импульс движения каждый раз немного дольше (система «дружеской поддержки» во время изучения упражнений на баланс и некоторых других детально проиллюстрирована в видеоматериале Freestyle Made Easy).

В целом «утопающие» испытывают наибольшие трудности в ходе трех первых упражнений, поэтому я советую не мириться с чувством беспомощности во время бесконечных попыток отработать их. Выполняйте эти упражнения оперативно, с терпением и разумным усилием. Затем переходите к упражнению 4, скольжению, в ходе которого «утопающие» в конце концов начинают понимать ощущение баланса. Для индивидуальной работы вы также можете использовать ласты, как это детально описано в блоке в конце этого урока.

Упражнение 2: найдите свою «точку баланса»

Зачем мы это делаем

В основном вы будете плыть на боку, начинать и заканчивать каждое упражнение на боку, однако «боковой баланс» почти никогда на боку не находится. На настоящее равновесие и баланс влияет тип вашего тела. Если вы худой и жилистый, ваша «точка баланса» будет, скорее всего, почти на спине. Найти эту точку необходимо, с нее вы будете начинать и ею заканчивать каждое движение. Когда вы ее найдете, вы будете упражняться непринужденно и быстро, если же вы не уделите этому достаточно времени, то будете перенапрягаться.

Последовательность движений

1. Начните как в первом упражнении. Ладони прижаты к бедрам, аккуратные гребки ногами. Оставайтесь на спине, пока не найдете правильное положение головы и не почувствуете себя непринужденно сбалансированным.

2. Не двигая головой, повернитесь на бок так, чтобы костяшки пальцев верхней руки едва касались воды. Ваша цель — найти положение, в котором верхняя рука находится над водой от плеча до костяшек и при этом вы чувствуете себя так же комфортно, как лежа на спине. Если вы чувствуете себя неудобно, лягте на спину и повернитесь снова, но не так резко.

3. Удостоверьтесь, что ваша голова находится в том же положении, что и в упражнении 1, вода должна касаться внешних краев ваших очков.

4. Проверьте, не ощущаете ли вы дискомфорт: поднимите голову, вытяните шею, округлите спину, помогая себе нижней рукой. Если вы чувствуете какое-либо напряжение, вернитесь на спину и повернитесь снова, но не так резко.

5. Как только вы освоитесь с «точкой баланса», сосредоточьтесь на том, чтобы ваше тело оставалось длинным и словно проскальзывало «сквозь игольное ушко» в воде, затем на том, чтобы ощущение непринужденности и внутреннего спокойствия стало естественным (рис. 7).

Рис. 7

6. Повторите то же самое, но на другом боку. На одной стороне вы можете чувствовать себя более комфортно, чем на другой. Я называю их «шоколадной» (лучший баланс) и «ванильной» сторонами. Улучшение баланса на «ванильной» стороне обычно означает огромный сдвиг. Перемежайте бассейн или минуту на одном боку с бассейном или минутой на другом.

7. Когда вы освоитесь с обеими сторонами, начните практиковать «активный баланс». Легко двигая ногами на одном боку, сделайте три йогических вдоха (выше объяснялось, что это такое), затем перевернитесь на другой бок и проделайте то же самое. Два ключевых навыка в «активном балансе» — это: 1) постоянно сохранять баланс, когда переворачиваетесь на другой бок, и 2) двигаться непринужденно при начале переворота. Переворачивайтесь, не используя руки, не усиливая работу ног, не поднимая брызг. Держите голову в устойчивом положении, когда меняете стороны, как будто у вас на лбу стоит бокал шампанского.

План отработки Урока первого

Сейчас ваша главная задача — обучиться (терпеливо и вдумчиво) правильно отрабатывать все упражнения. Отведите неограниченное время на то, чтобы добиться непринужденности. Вам не нужно соблюдать временной график, чтобы приступить к Уроку второму. Если вы усвоите все положения и привычки Урока первого, ваши навыки будут увереннее и осмысленнее в каждой последующей стадии обучения.

Работа ногами, ласты, упражнения и плавание: вся история

Почему я двигаюсь назад, когда начинаю работать ногами?

Главная причина — негибкие лодыжки. «Взрослый ученик» — классический случай. С годами мы теряем гибкость (если не занимаемся специальной растяжкой или йогой), и если вы не начали плавать в юности, на протяжении двадцати или сорока лет можете постепенно терять гибкость лодыжек. Активные занятия бегом обычно ускоряют этот процесс.

Если вы начали плавать в молодости и продолжали это делать, то могли сохранить гибкость лодыжек.

Вторая причина — недостаточная координация. Правильная, порхающая работа ног несколько парадоксальна. Ваш опыт ударов ногой (футбол, шины, младший брат) учит вас сгибать колено под углом 90°. Однако эффективный удар в плавании происходит под углом лишь около 30° за счет движения задней и четырехглавой мышц. Дети обучаются ему спонтанно; взрослый пловец зачастую должен сознательно разучиться работать ногами по-старому и обучиться правильному способу.

Как исправить это? Есть четыре отличных способа.

Работа ногами в вертикальном положении. Она не очень увеличит вашу гибкость, но улучшит координацию. Зависните в воде вертикально с руками, прижатыми к груди. Рот должен находиться немного над поверхностью воды, как показано на рис. 8. Если вы чувствуете, что тонете, зажмите в подмышках колобашки или обнимите плавательную доску. Сосредоточьтесь на создании длинной линии от бедра до кончиков пальцев, когда толкаете ногами. Нога должна быть длинной и гибкой, а не жесткой. Используя мышцы верхней части бедра, двигайте всю ногу наподобие маятника. (Хорошее упражнение для начинающих с нуля — просто сидеть на краю бассейна, качать ногами и двигать воду туда-сюда практически прямыми ногами. Пытайтесь использовать для этого гибкость и растяжимость лодыжек. Попробуйте поболтать одной ступней, чтобы лучше ощутить ею воду.) Отрабатывайте вертикальные гребки по 15 секунд или более, перемежая работу с отдыхом такой же продолжительности. Потом, используя то же ощущение, делайте гребки в боковой позиции, описанной ниже.

Рис. 8

Буксирование. Система «дружеской поддержки» по буксировке и отпусканию, описанная выше, тоже может помочь в исправлении неэффективных привычек. Самый неэффективный ответ на вялый гребок — грести сильнее. Когда партнер вас буксирует, гораздо легче сконцентрироваться на мягких гребках, сохраняя длинную гибкую линию от бедер до кончиков пальцев ног. Держите ступни «в тени» торса. Когда вас отпустят, продолжайте грести так же, как когда вас буксировали.

Гребки на боку. Они могут помочь улучшить и гибкость, и координацию. Каждое упражнение нашей серии начинается и заканчивается в «точке баланса». На боку вы с большей долей вероятности согнете ногу под углом 30°.

Когда вы лежите на животе, как будто на плавательной доске, вы, скорее всего, будете совершать «велосипедные» движения, потому что это обусловлено гравитацией. Если вы лежите на боку, ваши колени не сгибаются в ту сторону, в которую работает гравитация, и вы с гораздо меньшей долей вероятности будете совершать «велосипедные» движения.

Растяжка. Она не улучшит вашу координацию. Растяжка может увеличить подвижность лодыжек, но она не дает внезапного появления способности быстро и легко грести ногами.

Помогут ли ласты?

Основное преимущество ласт в том, что они легко сгибаются, компенсируя негнущуюся лодыжку. Для того чтобы гребок был поступательным, что-то должно сгибаться и двигать воду, примерно как наклонная лопасть пропеллера двигает воздух. Когда ваша лодыжка отказывается это делать, естественно, что ее заменяет колено, а это только усугубляет ситуацию. Во-первых, потому, что согнутое колено заставляет вашу ногу выйти из кильватерного потока и превращает ее в источник торможения. Из-за этого вы не продвигаетесь вперед. Во-вторых, потому, что согнутое колено делает ваши движения «скребущими» и вы начинаете двигаться назад. Наденьте ласты, двигайтесь правильно, и очень скоро вы улучшите и гибкость, и координацию.

Должен ли я надевать ласты при выполнении упражнений? «Точка баланса» в каждом упражнении «ПП» облегчает движения и помогает сохранить координацию. Это хорошо. Но если у вас слабый гребок ногами, то всякий раз при возвращении в «точку баланса» вы можете перестать двигаться. Это плохо. Если ваше тело останавливается после каждого цикла, вы в итоге можете просто болтаться в бассейне, тратя энергию в попытках преодолеть инерцию, вместо того чтобы эффективно сохранять импульс. Так что приличная работа ног — необходимое условие успешной отработки упражнений. И поскольку смысл упражнений — обучить вас легкости и экономии, ласты могут дать огромное преимущество, если позволяют вам тренироваться с непринужденностью.

Но я советую вам завершить Урок первый уже без помощи ласт. Это поможет вам убедиться, что вы используете их для того, чтобы сохранить импульс, а не для того, чтобы замаскировать свои проблемы с балансом. Но если вы все же надеваете ласты во время отработки упражнений, пусть они работают как следует. Делайте ноги гибкими, расслабленными и длинными. Работайте ими как можно мягче, чтобы ласты не подавили нужное движение, которое вы пытаетесь выучить.

Должен ли я надевать ласты, когда плаваю? Если у вас нет цели проплыть короткую дистанцию быстро, я выступаю за непринужденный гребок ногой, то есть тот, который вы едва замечаете. Если с помощью упражнений вы обрели баланс, будет гораздо легче позволить ногам просто следовать за телом. Я не советую пловцам часто надевать ласты. Они могут заставить вас грести слишком сильно. Вы можете потерять ощущение баланса, плавности и общей цельности тела. Так что… используйте ласты, если они помогают вам обрести легкость во время отработки упражнений. Но не сопротивляйтесь идее потренироваться без них. И снимите ласты, когда начнете плавать.

Отрабатывайте каждое упражнение, не глядя на время и не думая заранее о том, сколько вам нужно сделать повторов.

Работайте, пока выполнение упражнения не станет непринужденным.

Продолжайте делать упражнение до тех пор, пока оно не наскучит.

Только после этого переходите к следующему упражнению.

Обещайте себе «избегать борьбы» на любой стадии. Как только вы почувствуете, что теряете контроль, остановитесь и отдохните, переключитесь на предыдущее упражнение. Если вы этого не сделаете, «борьба» отпечатается в вашей мускульной памяти и ваше тело станет возвращаться к неэффективной тренировке всякий раз, когда начнет уставать.

Наиболее полная серия для Урока первого — 25 метров на спине, 25 на правом боку, 25 на левом и 25 «активного баланса». Делайте от 3 до 5 йогических вдоховвыдохов после каждых 25 метров. Когда ощущение «точки баланса» улучшится, вы сможете реже выполнять первое упражнение, фокусируясь на отработке бокового и активного баланса.

Если при переходе к следующему упражнению вы уделите 5–10 минут настройке «точки баланса», это принесет пользу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

УРОК АРГЕНТИНСКОГО

УРОК АРГЕНТИНСКОГО
Бела, решив, что Италии для него достаточно, сорвался с места и отправился в Аргентину, где потренировал «Кильмес», а затем приехал на Кипр и принял местный «Апоэль» из Никосии. Вот тут-то, осенью 1953-го, его и застала телеграмма из Милана. Белу Гуттманна

Наш энергетический баланс

Наш энергетический баланс
Энергетические запросы организма во время марафонского бега весьма велики. За 2,5—3 час бега расходуется около 2600 калорий, что значительно превышает энерготраты ведущего малоподвижный образ жизни человека за день. Во время забега энергия

Европейский урок

Европейский урок
Мне обычно нужно два месяца, чтобы достичь лучшей своей формы. Это происходит в начале каждого сезона.Я предупреждаю об этом Эрбена, к которому обращаюсь подчеркнуто вежливо, называя его «месье». Загадочная для меня личность этот Эрбен. Ему сорок лет.

Урок мастера Мацумура

Урок мастера Мацумура
Среди окинавских мастеров каратэ, под руководством которых я тренировался, был мастер Мацумура Сокон, о котором рассказывали удивительную историю: он победил в поединке другого мастера каратэ, не нанося ему ни одного удара. Эта история широко

Энергетический баланс

Энергетический баланс
Количество пищи, которую должен употреблять спортсмен, напрямую зависит от энергетических нужд организма. Однако рассчитать их не так просто. Они состоят не только из затрат энергии на тренировках, но и из ее расхода в остальное время, который

Урок лжи

Урок лжи
Самой большой катастрофой будет то, что разыгрывающий «вычислит» вас, отказываясь играть тузом. Ну и что? У вас король, который «не играл» в любом случае. Вы же фактически предприняли единственно возможную попытку слегка повысить шансы на успех. Если один раз из

Урок 3. Седловка.

Урок 3.
Седловка.
Прежде всего надо убедиться в чистоте коня. Нельзя седлать невычищенную лошадь. Чистка производится с помощью щетки и скребницы. Щетка берется в правую руку (для правшей), скребницу — в левую (Рис.4). Щеткой несильно проводят против шерсти, затем с

Урок 13. Дурные привычки

Урок 13.
Дурные привычки
В этом разделе мы разберем лишь те формы поведения лошадей, которые могут помешать начинающему всаднику получать удовольствие от верховой езды.В конюшиеНекоторые дурные привычки мы уже рассматривали на предыдущих уроках. Это нежелание лошади

Урок 14. Преодоление препятствий

Урок 14.
Преодоление препятствий
Конкур, или преодоление препятствий в конном спорте — тема, которую невозможно раскрыть в одном занятии. Из имеющейся литературы на русском языке, автор считает возможным предложить интересующимся лишь одну переводную книгу Д.М. Диллон

Урок 15. Пути совершенствования

Урок 15.
Пути совершенствования
Если исходить из того, что каждая лошадь — личность, а человек учится всю жизнь, то совершенствоваться в верховой езде можно бесконечно. Любая незнакомая лошадь может открыть Вам что-то новое. Поэтому первый совет такой. Как бы Вы не

Урок 9 Тема: самокодирование

Урок 9
Тема: самокодирование
Самокодирование – самоубеждение в форме самоприказа. Убеждение основывается на логических доказательствах. Отличительными чертами приказа являются краткость и категоричность.Следовательно, самокодирование – это самовведение в сознание

Урок 10 Тема: беглость

Урок 10
Тема: беглость
Цель урока – научиться достигать необходимого состояния в боевой психорегулирующей тренировке рационально и быстро (за считанные минуты).Беглость – своего рода техника этой тренировки. Она всегда избирательна и рационально укорочена. Например,

Урок первый Стопа

Урок первый
Стопа
Вернемся во времена, когда охотники и собиратели не носили кроссовки фирмы Nike. Они изготавливали мокасины, плетенки и сандалии на тонкой эластичной подошве, чтобы защитить стопы. Обувь была минималистичная с низкой пяткой, поэтому двигались они

Серии упражнений на базовый баланс

Серии упражнений на базовый баланс
Эти 500-метровые серии используют 7 упражнений на баланс. Они направлены на то, чтобы помочь вам обрести ощущение непринужденной поддержки воды. Это поможет всем вашим движениям обрести гладкость и экономность, позволит вам экономить

Как научиться плавать стоя

Вода — очень опасная для человека среда, и случиться по разным, порой абсолютно непредвиденным причинам (в большом или малом водоеме, в реке, пруду или в открытом море и уж тем более в океане), может все, что угодно.

Люди выпадают за борт лодок, кораблей и остаются один на один со стихией, их относит от берега течением, и, выбившись из сил в попытках достичь суши, бедолагам приходится дрейфовать в открытом море… Бороться со стихией на открытой воде — крайне сложная задача, которая при несоблюдении мер безопасности легко может привести к гибели. Достаточно запаниковать, начать непроизвольно барахтаться в воде, и вот силы уже покидают человека, он может захлебнуться и утонуть.

Поэтому в таких экстремальных условиях жизненно важно, не поддаваясь панике, принять в воде правильное положение, которое позволит держать голову над водой без необходимости прикладывать большие физические усилия.

В целом, таких энергоэффективных положений существует всего два:

  • на спине;
  • стоя. 

Вот о второй технике плавания стоя мы бы и хотели рассказать, ведь это основа выживания и тот необходимый минимум навыков, который позволит безопасно находиться в водоеме даже в непогоду или во время шторма.

Дело в том, что когда человек лежит на спине, хоть ему и не будет требоваться больших усилий, чтобы держаться на поверхности воды, но любая волна легко захлестнет его лицо, и тогда он наглотается воды. Но при использовании техники плавания стоя такое может произойти с меньшей вероятностью, поскольку она дает возможность маневра и защищает лицо от волн.

Итак, вот что нужно делать, чтобы энергоэффективно использовать технику плавания стоя, которая позволит оставаться на плаву долгое время:

  1. Сориентируйте свое тело в воде вертикально;
  2. Слегка наклоните голову назад;
  3. Двигайте руками маленькими круговыми нисходящими движениями, ориентируя ладони вниз;
  4. Поднимите ноги, как будто сидите на низком стуле;
  5. Производите обеими ногами небольшие, короткие удары вниз и в стороны, вновь подтягивая их под центр вашего тела;
  6. Поэкспериментируйте с ритмом круговых движений и ударов руками, пока вода не достигнет уровня подбородка.

Обложка: survivalhood.com

Обрести равновесие: что помогает кораблю держаться на воде

Единственный непревзойденный специалист в вопросах равновесия — это природа. Человеку ее не догнать! Но догонять необходимо. Например, очевидно, что экипажу корабля, раскачиваемого волнами, надо четко представлять положение судна, из которого его выводит качка. Такое положение называется равновесной посадкой. Контролировать ее «на глазок» в штормовом море невозможно, но без контроля кораблю не выжить. А приборов, которые бы этим занимались, еще недавно не существовало. Разработать их заставили трагедии на отечественном флоте.

2649
0
0


отправить по
e-mail

Обрести равновесие: что помогает кораблю держаться на воде

     

8 АПРЕЛЯ 1970 ГОДА в третьем отсеке К-8, атомной подводной лодки первого поколения, раздался аварийный сигнал. Экипаж принял его за учебную тревогу, но вскоре сигнал повторился в седьмом отсеке — там загорелся патрон регенерации воздуха. Возгорание быстро переросло в пожар. Матросы из соседних помещений бросились задраивать люки, слыша крики товарищей, которые уже задыхались от угарного газа. В седьмом отсеке добровольно остались четверо офицеров, чтобы заглушить реакторы — на АПЛ их два — и избежать атомной катастрофы. После этого остановились турбины и генераторы — корабль оказался обесточен. Продув балласт, лодка всплыла на поверхность океана. Но открыть люк из восьмого отсека на верхнюю палубу не могли несколько часов — почти все его заложники отравились газом. Четверо суток моряки боролись с огнём, который охватывал один отсек за другим. Болгарское торговое судно «Авиор» пришло на помощь и эвакуировало 43 человека, затем подоспели теплоходы «Комсомолец Литвы» и «Касимов». В ночь с 10 на 11 апреля начался шторм, взять подлодку на буксир не смогли — канаты рвались. Когда эвакуировали последних желающих, из воды торчал только нос с рубкой. После того, как в двух кормовых отсеках выгорели уплотнения забортных кабелей, в корпус хлынула вода. Лодка наклонилась на корму — возник так называемый отрицательный дифферент, который быстро увеличивался, — и устремилась под воду. Вместе со своим кораблём погибли 52 моряка. 

СПУСТЯ 16 ЛЕТ в Атлантическом океане произошла авария на другой советской АПЛ — К-219. Катастрофа развивалась аналогично событиям на К-8. К счастью, почти весь экипаж успели перевести на подошедший надводный корабль, поэтому жертв было меньше — лодку не смогли покинуть четверо моряков. Вместе с ними на дне оказались погребены два атомных реактора и 16 ракет с ядерными боеголовками. А в 1989-м погибла уникальная АПЛ «Комсомолец», незадолго до этого внесенная в Книгу рекордов Гиннесса как рекордсмен мира по глубине погружения.

К-8 – атомная подводная лодка (АПЛ) первого поколения. Фото: www.novosti-n.org  

ОСТОЙЧИВОСТЬ — это способность возвращаться в положение равновесия после того, как прекратится воздействие внешних сил. Поперечным колебаниям судна (крену) противостоит поперечная остойчивость, а отклонениям в продольной плоскости корабля (дифференту) — продольная. Особенно чувствительны к дифферентам длинные подводные лодки: дополнительная весовая нагрузка, возникающая при затоплении носового или кормового отсеков, действует на большом плече относительно центра тяжести корабля и существенно нарушает общий баланс. И чем глубже погружаются концевые отсеки, тем интенсивнее они затопляются. Поэтому продольная остойчивость для ПЛ имеет первостатейную важность.

ДИФФЕРЕНТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПЛ, компенсируются перекладкой горизонтальных гидродинамических рулей. На лодке, не имеющей хода, эти рули не способны воздействовать на пространственное положение. В этом случае противостоять дифференту можно, лишь манипулируя балластными цистернами, которые находятся в носу, корме и вдоль бортов. Одни цистерны прокачиваются, другие заполняются забортной водой, и ПЛ приводится к состоянию равновесной посадки — как при спокойном море. Такой посадке соответствуют нулевые значения углов крена и дифферента, а погружение корпуса в воду должно соответствовать расчетному значению, т. е. по конструктивную ватерлинию.

Казалось бы, все несложно. А если фактическая посадка лодки даже при отсутствии качки не соответствует равновесной из-за повреждений? В этом случае углы крена и дифферента не равны нулю, а осадка (уровень погружения) оказывается не по конструктивную ватерлинию. Борясь за выживание ПЛ в аварийной ситуации, необходимо постоянно отслеживать возможные изменения параметров посадки, чтобы не допустить их выхода за критические значения, после которых восстановить равновесие уже невозможно. Сделать это, находясь внутри корпуса лодки, которая раскачивается одновременно в трех направлениях, очень непросто — вестибулярный аппарат человека в подобной ситуации подводит, а средств объективного контроля пространственного положения ПЛ не было.   

После гибели «Комсомольца» на одно из судостроительных предприятий возложили разработку комплекса аппаратных средств для объективного контроля параметров посадки аварийной ПЛ, находящейся в штормовом море.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ к конструированию будущих приборов, разработчикам предстояло найти алгоритм решения непростой задачи: как из огромного массива показаний датчиков вычленить те равновесные значения, относительно которых происходят колебания.

Опытно-конструкторская работа стартовала в 1993 году. По итогам расчетов и экспериментов к использованию был принят алгоритм, предложенный профессором Севастопольского Приборостроительного института Ю. И. Нечаевым. Согласно принятому алгоритму, следовало в реальном времени непрерывно измерять текущие значения всех трех параметров посадки корабля. В бушующем море все они носят случайный характер, поэтому Нечаев предложил накапливать значения за определенный период, усреднять их, а потом дополнять результаты поправками, вычисляемыми с учетом угловых и линейных ускорений.

КОМПЛЕКТ ПРИБОРОВ, функционирующий в соответствии с принятым алгоритмом, включает в себя датчики значений крена, дифферента и осадки. Датчики, предназначенные для измерения углов крена и дифферента, унифицированы между собой. Датчик крена размещается в плоскости мидель-шпангоута лодки (вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна), а датчик дифферента — в ее диаметральной плоскости. Оба датчика измеряют значения избыточного давления либо разрежения, возникающих при изменениях пространственного положения приборов, жестко связанных с элементами конструкции корабля. 

Подводная лодка «Комсомолец» на глубине 1685 м в Норвежском море. Иллюстрация: Richard Schlecht, www.defence.ru  

НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ нашим ученым — они нашли довольно простое решение. Датчики реагируют на изменение давлений жидкости и воздуха. Чувствительный элемент приборов — мембранная коробка, с внутренней полостью которой герметично соединена трубка, имеющая на противоположном конце эластичную диафрагму. Все пространство между диафрагмой и мембранной коробкой под вакуумом заполнено жидкостью. В горизонтальном положении трубки ни давления, ни разрежения в мембранной коробке не возникает.

Когда при крене (или дифференте) корабля конец трубки, ограниченный диафрагмой, оказывается выше мембранной коробки. В ее полости в этот момент появляется избыточное давление столба жидкости, а при наклоне в противоположную сторону конец трубки оказывается ниже мембранной коробки, в полости которой создается разрежение. Эластичная диафрагма, практически лишенная жесткости, компенсирует тепловое расширение жидкости и колебания давления воздуха в отсеках ПЛ. Упругий прогиб мембранной коробки под воздействием давления (либо разрежения) приводит к линейному перемещению сердечника электрического преобразователя. Если сердечник в исходном положении, датчик показывает нулевое значение. При перемещении сердечника на выходе преобразователя возникает сигнал соответствующей полярности. Датчики крена и дифферента отличаются друг от друга лишь длиной заполненной жидкостью трубки (в случае с дифферентом она длиннее). 

ОСАДКА ПЛ КОНТРОЛИРУЕТСЯ парой датчиков перепадов давления с разными пределами измерения. Динамическая полость каждого из них связана с забортным пространством под днищем лодки, а статическая — с атмосферой. Датчики установлены на разных уровнях в одной вертикальной плоскости. В зависимости от фактического значения осадки перепад давления в обоих датчиках изменяется с учетом уровня их размещения. По мере увеличения или снижения осадки показания снимаются с верхнего или нижнего датчика. При пересчете перепада давления в осадку учитываются текущие значения углов крена и дифферента.
Также в комплект приборов входят блок вторичных преобразователей всех четырех датчиков и информационно-вычислительный блок (ИВБ) — мини-ЭВМ, запрограммированная для реализации алгоритма перехода от измеренных текущих к равновесным значениям параметров посадки корабля.

В свое время идеи алгоритма, заложенного в КПОРП, рассматривались в контексте их использования на плавучей пусковой платформе «Одиссей» международного консорциума «Морской старт». Но здесь у приборов комплекта предполагалось иное назначение — не участие в борьбе за жизнь аварийного корабля, а выдача информации, необходимой для стабилизации пространственного положения платформы перед стартом с нее ракеты.

ПЕРВЫМ МЕСТОМ СЛУЖБЫ комплекса КПОРП стал головной корабль из серии АПЛ IV поколения. Для адаптации приборов к конкретному кораблю в память ИВБ загрузили необходимые фактические значения параметров корабля, а выходные сигналы КПОРП завели в автоматику управления общекорабельными системами этой АПЛ. Учитывая, что КПОРП должен надежно функционировать именно в аварийных ситуациях (возгорание или затопления отдельных отсеков АПЛ), они включены в корабельную сеть бесперебойного электропитания, а приборы комплекта дублированы и разнесены по разным отсекам. Хотя в повседневных условиях КПОРП находится в «спящем» режиме, его приборы постоянно остаются под питанием, а электрические цепи подвергаются периодическому контролю.

После стендовых, а затем и заводских швартовных испытаний в составе корабля функционирование КПОРП проверялось в реальных морских условиях при штормовом воздействии (только без создания аварийной ситуации). По результатам всего комплекса испытаний принято решение о создании модификации КПОРП, адаптированной к другому проекту АПЛ также IV поколения. Сейчас разрабатывается техническое задание на разработку аналога КПОРП для надводных кораблей, где условия эксплуатации существенно отличны от таковых на АПЛ. В будущем аналогичные комплексы должны стать непременным атрибутом проектируемых кораблей различных классов — ведь море остается морем, иногда бушующим.

Технологии

Константин Ришес

Устойчивость судна или равновесие на воде.

Подробности
Обновлено 16.06.2021 16:22
Просмотров: 375

Любые водные суда должны обладать обязательным запасом непотопляемости. Ни один человек, находящийся на борту судна, не хочет, чтобы его судно перевернулось и затонуло! Остойчивость – это “способность наклоненного судна выпрямляться” или “способность судна противодействовать наклонению”.

Судно плавает на поверхности воды под действием двух основных сил: силы тяжести и Архимедовой силы. Сила тяжести – “тянет судно вниз”, равна его весу и приложена к центру тяжести судна ЦТ. Сила плавучести или Архимедова сила – “выталкивает судно из воды”, равна его водоизмещению и приложена в центре подводного объема ЦВ судна.

В “прямом” положении судна эти силы уравновешивают друг друга и лежат на одной вертикальной линии.

При крене форма подводной части корпуса изменится, ЦВ сместится в сторону накрененного борта, и возникнет так называемый восстанавливающий момент, который противодействует крену. При наклонении судна ЦВ как бы поворачивается вокруг точки, называемой метацентром m.

Расстояние от метацентра m до центра тяжести ЦТ (метацентрическая высота) является характеристикой остойчивости судна. Чем меньше судно, тем больше должна быть метацентрическая высота. Так, например, у гребной шлюпки достаточная метацентрическая высота 0.3 м обеспечивает безопасную посадку и вставание людей в лодке.

Как же оценить, насколько безопасна, например, парусная яхта? Какова вероятность восстановления яхты из положения “килем вверх” ?
В случае полного опрокидывания у хороших яхт даже небольшой случайной волны достаточно для того, чтобы яхта вернулась в прямое положение.

Существует достаточно много способов повышения остойчивости судна. Вот некоторые из них:
Высокую остойчивость можно обеспечить за счет веса неподвижного балласта. Причем необходимо понизить ЦТ.  Чем ниже расположен центр тяжести яхты, тем она остойчивее. Существует простое правило: каждый килограмм под ватерлинией повышает остойчивость, а каждый килограмм над ватерлинией ухудшает ее.

Для этих целей используется, например, неподвижный балластный киль (однако яхты с таким килем тяжелы). Таким килем оборудованы классические яхты. Среди положительных качеств “классических” яхт “ – абсолютная остойчивость”, т.е. яхта восстанавливается практически из любого положения. Так для классической яхты “Contessa 32” потеря остойчивости наступает только при крене 155° . Будучи опрокинутой днищем вверх, “Contessa 32” легко спрямляется.

Более широкие и высокобортные суда имеют большую остойчивость формы. Важно также, чтобы при накренении через люки и палубные отверстия во внутренние помещения яхты не попадала забортная вода. Попадание воды внутрь судна способно свести “на нет” преимущества от высокой остойчивости.

Суда с водонепроницаемой надстройкой могут иметь очень высокую остойчивость на больших кренах. Именно на этом принципе основана идея неопрокидываемых спасательных шлюпок неваляшек. Спасательные шлюпки и плоты некоторых типов практически неопрокидываемые, т.к. даже после полного переворачивания они возвращаются в нормальное положение. А у парусной яхты есть еще один очень эффективный способ повышения остойчивости – откренивание, т.е. перемещение веса экипажа, балласта, качающегося киля и т.д. по ширине судна. В настоящее время применяются консоли, трапеции, бортовые балластные цистерны, перемещаемый балласт, качающиеся кили, а также такие “экзотические” приспособления, как управляемые подводные крылья. В последнее время на яхтах вошли в моду рубки, обеспечивающие неостойчивость в опрокинутом положении.

Для судов разных классов существуют определенные нормы и требования Российского Морского Регистра к остойчивости. Именно длина считается важнейшим фактором безопасности. Большие по размеру и более тяжелые яхты полагаются наиболее надежными. Положенная парусами на воду яхта должна самостоятельно спрямляться из этого положения.

Итак, непотопляемость или остойчивость судна достигается путем разумного компромисса между обеспечением ходовых качеств и одновременно безопасности в эксплуатации. Использование принципа действия Ваньки-встаньки обеспечивает нашу безопасность при плавании на любых судах!

Упражнения на баланс и координацию в плавании

За последние 2 месяца без воды и бассейнов сухие тренировки успели прочно вписаться в тренировочный режим каждого пловца. Мы даже и не догадывались, что плавание может быть настолько «сухим»! Однако, из всего – и даже из этой ситуации – мы можем извлечь пользу: находясь дома, в безопасности, мы можем более детально совершенствовать то, чему ранее, возможно, не уделяли должного внимания. Например, координации мышц и балансу тела (его стабилизации) в воде.

В воде пловец лишен опоры – и для удержания баланса он вынужден создавать такую опору сам, с помощью эффективной и скоординированной работы собственных мышц. Если во время сухих тренировок повторять одни и те же упражнения на конкретные группы мышц – может возникнуть мышечный дисбаланс, когда, например, одна из крупных мышц, задействованных в гребке, может стать чрезмерно сильной и развитой по сравнению с некоторыми более мелкими мышцами-стабилизаторами.

Мы же предлагаем обратиться к упражнениям на баланс пловца в воде, но в условиях суши – чтобы тренировать и включать все мышцы, а также координировать их работу между собой. Для этого нам понадобятся такие аксессуары, которые создают для пловца неустойчивость и заставляют его балансировать. Например, фитболы и полусферы босу: в нашей статье мы подробнее расскажем о них рассмотрим несколько упражнений для пловцов, которые можно выполнять дома.

Что такое фитбол?

Фитбол (также гимнастический мяч, швейцарский мяч – не путать с медболом!) – инвентарь, без которого сейчас сложно представить тренажерные залы, фитнес-клубы, занятия йогой, пилатесом и другими разновидностями физической нагрузки. Вот уже несколько десятков лет он входит в большинство комплексов упражнений на реабилитацию мышц после травм, улучшение гибкости, лечебную физкультуру, похудение и даже избавление от целлюлита! 

Чаще всего фитболы выполнены из прочного ПВХ материала, выдерживающего сотни килограмов нагрузки. Они накачаны воздухом, но при необходимости их можно быстро сдувать и надувать обратно. Мячи отличаются между собой диаметром. Для пловцов и всех спортсменов удобство занятий с фитболом в том, что для них не обязательно участие тренера и не требуется дополнительных снарядов, что позволяет успешно тренироваться дома. Рекомендуется уделять занятиям с гимнастическим мячом в день не менее 40 минут, при этом максимально напрягая мышцы. Перерыв между упражнениями – 30 секунд. Перед началом занятий необходимо выполнить разминку, чтобы разогреть мышцы.

ТОП-3 Упражнения с фитболом для пловцов

Пресс на фитболе

Качаем пресс, сидя на фитболе. Сложность упражнения в том, что, находясь на фитболе, ваши мышцы уже напряжены. А упражнение на пресс добавит дополнительную нагрузку на мышцы живота. Можно повторять упражнение 10-15 раз, делая по 2-4 подхода.

Баланс в стрелочке

Казалось бы, стрелочка – привычное положение тела для пловца – но теперь оно на суше! Это упражнение позволяет проработать чувство равновесия, подключая в работу вестибулярный аппарат. Оно необходимо пловцам, учитывая специфику положения их тела в воде. При выполнении задействуются не только мышцы спины и позвоночника, но и мелкие мышцы – стабилизаторы, которые обычными упражнениями при сухих тренировках проработать сложно.

Укрепление задней поверхности бедра и ягодиц

Это упражнение поможет укрепить мышцы задней поверхности бедра, мышцы ягодиц и кора. Для его выполнения необходимо лечь на спину на пол. Пятки положите на фитбол. Руки держите вдоль туловища. Вы приподнимаете ягодицы относительно пола, и ваше тело от лопаток до пяток образует прямую линию. Ягодицы и задняя поверхность бедра напряжены на протяжении всего упражнения. Следите за поясницей и не допускайте излишнего прогиба. Старайтесь не допускать отклонения от прямой при движении с фитболом.

Упражнения на фитболе для плавания баттерфляем

Ранее в одной из наших статей мы расказывали об упражнениях с фитболом от Чада ле Кло, помогающих проработать технику плавания баттерфляем. Если вы ее упустили – ничего страшного, у вас есть шанс все наверстать прямо сейчас. Включайте видео и выполняйте все упражнения вместе с олимпийским чемпионом Чадом ле Кло! Подробнее о каждом упражнении вы можете прочитать здесь.

Что такое босу?

Если фитболы и гимнастические мячи можно назвать «олдскулом» или классической школой тренировок, то этот аксессуар претендует на звание новой, уникальной фитнес-программы. В последнее время в сухом плавании он набирает все большую популярность, т.к. опять же при тренировке с ним задействовано все тело – ведь его основная функция – это координация действий ваших мышц и баланс. Речь о балансировочных полусферах босу – именно о них рассказываем ниже.

Босу (также балансировочная полусфера, балансировочная подушка) – двусторонняя полусфера для тренировок как на поддержание баланса тела, так и для реабилитации мышц или просто занятий ОФП. Босу выполнена в виде не слишком большой по своему диаметру (около 50-70 см) полусферы. С одной стороны она плоская, твердая, выполнена из пластика. С противоположной – мягкая, напоминающая фитбол – надутый воздухом шар, только с более плотной поверхностью. Для пловцов главным ключом будет неустойчивость полусферы, которая заставит тренировать баланс и координацию. Для тех, кто хочет добавить упражнения не только на баланс и координацию, но и на силу рук – рекомендуем обратить внимание на босу с эспандерами. 

ТОП-5 Упражнений с босу для пловцов

Держим баланс на старте

Пловец из Греции, серебряный призёр Чемпионата мира 2019 года Кристиан Голомеев поделился видео с тренировки, где он балансирует на мяче босу. Поверьте, это достаточно затруднительное упражнение. Зачем же оно пловцу, спросите вы? Эффект от этого упражнения легко спроецировать, если представить, что вы стоите на бортике и готовитесь к старту. Ваши мышцы будут подготовлены – вам будет легче стабилизировать положение своего тела, вы сможете сохранить равновесие как в стойке, так и во время отталкивания и входа в воду. А значит – обеспечите себе еще более быстрый и эффективный старт! 

Тренируем взрывную силу рук

Как мы уже говорили выше – нахождение на босу задействует все ваши мышцы и заставляет вас балансировать, что делать уже достаточно непросто. Попробуйте не только стоять на босу, но и приседать. Руки при этом вытянуты и держат тяжелый мяч – для дополнительной нагрузки. Через 1 приседание резким движением бросайте мяч на пол – чтобы тренировать взрывную силу рук. Данный навык важен на старте. На видео Кристиан Голомеев с помощью мяча тренирует взрывную силу рук, усложняя свое упражнение приседаниями.

Отжимания на босу

Одно из классических упражнений – отжимание – выполняется спортсменами в большинстве случаев на полу. А теперь представьте, что вам необходимо выполнять его на неровной, неустойчивой поверхности. Это усложняет задачу! Тело, находящееся в «балансирующем» положении, вынуждено сохранять его еще и во время отжиманий. А если делать все медленно, обдуманно – вы точно прочувствуете работу каждой мышечной группы!

Есть огромное количество разнообразных упражнений для пловцов с фитболом и босу. Мы рассмотрели 6 основных – на баланс и координацию работы мышц, которые помогут пловцам в домашних условиях проработать мышцы-стабилизаторы, важные для поддержания правильного положения тела в воде и эффективного плавания. Они удобны тем, что подходят для самостоятельного выполнения без тренера. Вы можете выбрать как один из двух аксессуаров, так и использовать оба – и фитбол, и босу очень эффективны. Главное – держать мышцы в тонусе, а тело в – форме, и быть готовыми к открытию бассейнов. Делитесь в комментариях – как вы поддерживаете свою форму дома, и есть ли у вас любимые упражнения с фитболом или босу?

Источник: www.proswim.ru
Копирование, распространение и перепечатка информации, доступной на нашем сайте, запрещено.
Игнорирование данного пункта является нарушением законодательства об авторском праве. При появлении наших
материалов на других сайтах мы будем вынуждены обратиться в суд. Авторские права защищены.

Добавить комментарий