Как найти равный вектор в кубе

Красивая математика или как представить 7-ми мерный куб

Однажды от своих родственников я услышал такую фразу: “Люди на МехМате МГУ не могут быть нормальными, ведь они могут представить себе 7-ми мерное пространство!”

И когда я это услышал, мне тоже показалось, что это – что-то нереальное, невозможное. Но вот прошли года, и когда я снова услышал эту фразу, меня повергло в шок – я тоже могу представить 7-ми мерное пространство и не сломаться. Или я уже не из тех, кто может спокойно гулять по улицам?

Ответ, казалось бы, так прост и так несложен, но многие просто не задумывались над этим вопросом, и поэтому это кажется чем-то странным и нереальным.

Так вот, в данной статье я хочу задуматься, ответить и рассказать, что же за простой ответ скрывается под таким странным вопросом: “Что такое 7-ми мерное пространство?”

В данной статье я попытаюсь рассказать свое понимание многомерного пространства, как я представляю его в своей голове. Возможно, что-то может показаться немного нестрогим – так оно и есть, понятное дело, я пропускаю некоторые детали и пытаюсь писать максимально научно-популярным языком. Надеюсь, Вам понравится мое видение многомерного пространства и Вы почувствуете ту же красоту математики, которую я вижу в данной иллюстрации чего-то непонятного.

Я постараюсь описать некоторые детали с самых азов, вкратце, чтобы любой желающий мог бы разобраться в моих словах.

Оглавление

Выражаю благодарность @AnnRemi за помощь в редактировании и опускании на землю моих амбиций по статье.

Начало начал, или что такое вектор

Вектор: наверняка каждый сталкивался с таким понятием в школе, это не сложно и очень понятно.

Вектором называется направленный отрезок или просто луч, имеющий конкретную длину.

То есть если луч, как и прямая – понятие бесконечное и простирается вправо и влево в бесконечность, то вектор – понятие ограниченное длиной. Обычная стрелочка, нарисованная на бумаге – вектор. Линейкой мы можем измерить длину этой стрелочки, а направление “этой длины” показывает сама стрелка. Важно понимать, что нам не важно, откуда отложен наш вектор, из какой точки. Нужно знать только длину и направление. Обычно мы изображаем наш вектор в осях координат – так удобно находить его параметры.

Вектор AB в осях координат

Для удобства мы отмечаем на оси Х и на оси У проекции наших точек. Теперь, чтобы посчитать длину нашего вектора достаточно воспользоваться Теоремой Пифагора

Направление, или угол наклона относительно оси Х легко посчитать, например, через тангенс, ведь мы знаем длины обоих катетов треугольника

Понятие радиус-вектора

Как мы уже увидели, в векторе нам важны только две вещи: длина и направление, так зачем его рисовать где-то в середине нашей координатной плоскости. Давайте сместим наш вектор к началу оси координат. Тогда нам надо будет хранить только координаты конца вектора – а координаты начала вектора у нас будут нулевыми.

Смещенная ось координат

Так теперь надо будет меньше мучаться – храним в векторе просто координаты его конца.

Такие вектора называются в школе радиус-векторами, но в дальнейшем мы будем все вектора брать радиус-векторами, ведь, как мы помним, все вектора имеющие одно направление и одну длину – одинаковые, один и тот же вектор, так почему бы нам не взять тот, который удобнее всего записывается.

Трехмерный вектор

Если мы уже разобрались, что такое вектор на плоскости – давайте перейдем к вектору в трехмерном пространстве – в объемном мире.

Достаточно просто представить себе стрелку в объеме – достаточно вспомнить, как Вы что-то измеряли рулеткой. Прислонили конец к шкафу, другой к полу, и померили его диагональ. Ну или не шкаф. каждому свое. Но точно можно сказать, что такое трехмерный вектор.

Но давайте немного формулизируем то, что мы поняли. Представим трехмерные координаты и в них наш радиус-вектор AB.

Трехмерный вектор AB

Понятно, что нам теперь совсем не хватит двух координат для описания вектора AB. Так что давайте добавим третью координату, просто дописав ее в конце.

Хммм. интересно, а по какому признаку мы можем вот так просто приписывать координаты? Может, можно просто так добить вектор до семимерного? Ну в принципе, нас никто остановить не может, и мы именно так и поступим, но сначала немного окунемся в линейную алгебру.

Базис в пространстве

Базис — упорядоченный набор векторов в векторном пространстве, такой, что любой вектор этого пространства может быть единственным образом представлен в виде линейной комбинации векторов из этого набора.

Линейная комбинация – это сумма некоторого набора элементов множества с допустимыми коэффициентами.

Также я собираюсь использовать в дальнейшем удобное следствие определения базиса: мы можем расширять наш базис с помощью векторов, линейно независимых с базисными.

Что значит расширить базис? Добавить еще один вектор, тем самым расширяя наше пространство еще в одном направлении.

Выше мы уже научились строить трехмерное пространство – просто объемный мир, в котором мы живем. Давайте попробуем расширить наш базис. Самым очевидным расширением базиса будет добавление времени, как еще одного параметра. То есть четырехмерное измерение – это объемная жизнь с привязкой ко времени. Ну разве это не похоже на обычную жизнь человека? То есть все это время мы жили в четырехмерном пространстве, а не трехмерном.

И, как не сложно заметить, время линейно независимо от объема, то есть наше расширение базиса вполне корректно.

7ми мерное пространство и почему только 7ми?

Как нам представить 5ти мерное пространство? Но мы же уже сказали, что на самом деле пространство – это то, что его задает – базис. То есть давайте теперь мыслить о пространстве, как о наборе параметров каждой его точки. Например для трехмерного объекта мы помним 3 координаты в пространстве – по x, y, z. И у нас это не вызывает диссонанса.

Давайте к координатам припишем еще и время, в которое у нас наблюдалась данное расположение тел. Например, у нас катится шар и мы следим за положением его центра. В момент времени 0 шар покоился. В 0,0. 01 он уже сместился. В момент времени 9. 9,0 он уже находится в совершенно другом месте. Но зачем нам так думать? Пусть эта точка шара существует одновременно везде, где проехался шар, только мы будем помнить, что в каждой точке мы еще приписываем время, когда шар был именно в данной позиции. Вот Вам и 4х мерное пространство – не сложно.

Казалось, так можно навесить еще какие-то параметры, такие как скорость ветра, влажность воздуха, сила трения и так далее, но давайте не будем извращаться и перейдем к более жизненному понятию.

Допустим у нас есть разные гаечки (прошу прощения, если я ошибусь в параметрах или названиях, я совсем не инженер). Для удобной фасовки и продажи гаек надо распределить их на группы одинаковых. Но как мы будем их отличать? Давайте запишем какой-то набор параметров (не претендующий на правильность):

Сплав метала гайки

Внутреннее сечение гайки

Внешняя форма гайки

Направление резьбы гайки

Максимальная нагрузка на гайку

Самозажимающаяся ли гайка?

Максимальная температура, при которой гайка выдерживает достаточную нагрузку

Понятно, что таких параметров может быть сколь угодно много. Но мы остановимся на 7ми – именно столько заявлено в заголовке статьи. Важно помнить! каждый параметр обязан быть независим от любого предыдущего. В нашем случае это условие выполняется: направление резьбы никак не зависит от сплава метала или от внутреннего сечения гайки. И так с каждым из параметров.

То есть только что мы создали свой, очень странный базис, где элементами нашего пространства выступают гайки, и мы их можем удобно расфасовать. Это и есть элементарное представление нашего 7ми и не только 7ми, но и большего, пространства.

Пространство – не куб!

В заголовке статьи я обещал куб, но пока говорил только о пространстве. Давайте определим, что же такое куб.

Например, в 2х мерном пространстве куб, очевидно,- это квадрат. То есть объект с точками вершинами:

В трехмерном пространстве куб – есть куб. С координатами:

Как мы заметили, в двумерном пространстве у куба 4 = 2^2 вершин, в трехмерном 8 = 2^3. Совпадение? Маловероятно. Ну и правильно, ведь из простейшей комбинаторики мы помним, что количество вершин равно 2^n для n-мерного куба. Ведь мы либо берем каждый из базисных n векторов, либо нет.

Тогда для построение 7ми или n-мерного куба нам достаточно взять точки с фиксированными координатами (0 или a) по каждой из осей.

Интересный факт

Именно из-за удобства понимания и описания n-мерного куба мы меряем любую n-мерную поверхность таким способом. Площадь квартиры с помощью квадратных метров, длину прямой в метрах, объем в кубических метрах. Это все кубы разной размерности. И в математике нам очень удобно оперировать именно такими понятиями. Примерно так мы определяем меру множества, которая очень важна для теории интегралов, теории вероятностей, теории меры и очень много где еще.

Послесловие

Как Вы, наверное, заметили, я привожу совсем иное понимание многомерного куба, в отличие от общепринятого.

Не то, чтобы красивые картинки многомерных кубов не вызывали у меня восхищения – совсем нет, но в этом есть что-то нереальное, непонятное и неприложимое. Я совсем не претендую на прикладное значение сортировки гаек, но мне кажется довольно захватывающим такое представление многомерности: как что-то такое далекое может быть таким емким.

4х мерный куб – Тессеракт

На самом деле я просто не имею настолько развитого пространственного воображения: я не понимаю, как можно визуализировать 4х, 5ти и более мерный куб на 2D картинке.

Также такая иллюстрация не позволяет представить, как увеличить пространство еще в одном направлении. Так что именно данная тема не рассматривается в моей статье, но, если Вас заинтересовал Тессеракт, есть огромная куча других, очень интересных, статей, описывающих его построение и даже расширение.

Сумма векторов в кубе

Сложение векторов. Векторная сумма. Правила сложения векторов. Геометрическая сумма. Он-лайн калькулятор.

Сложение векторов. Векторная сумма. Правила сложения векторов. Геометрическая сумма. Он-лайн калькулятор

В механике существуют два типа величин:

  • скалярные величины, задающие некоторое числовое значение — время, температура, масса и т.д.
  • векторные величины, которые вместе с некоторым числовым значением задают направление — скорость, сила и т.д..

Рассмотрим сначала алгебраический подход к сложению векторов.

Покоординатное сложение векторов.

Тогда координаты вектора, получившегося при сложении этих двух векторов вычисляются по формуле:

В двумерном случае все абсолютно анологично, просто отбрасываем третью координату.

Теперь перейдем к геометрическому смыслу сложения двух векторов:

При сложении векторов нужно учитывать и их числовые значения, и направления. Есть несколько широко используемых методов сложения:

Правило параллелограмма. Сложение векторов по правилу параллелограмма.

Процедура сложения векторов по правилу параллелограмма заключается в следующем:

  • нарисовать первый вектор, учитывая его величину и направление
  • от начала первого вектора нарисовать второй вектор, также используя и его величину, и его направление
  • дополнить рисунок до параллелограмма, считая, что два нарисованных вектора — это его стороны
  • результирующим вектором будет диагональ параллелограмма, причем его начало будет совпадать с началом первого (а, значит, и второго) вектора.

Правило треугольника. Сложение векторов по правилу треугольника.

Сложение векторов по правилу треугольника заключается в следующем:

  • нарисовать первый вектор, используя данные о его длине ( числовой величине) и направлении
  • от конца первого вектора нарисовать второй вектор, также учитывая и его размер, и его направление
  • результирующим вектором будет вектор, начало которого совпадает с началом первого вектора, а конец — с концом второго.

Тригонометрический способ. Сложение векторов тригонометрическим способом.

Результирующий вектор сложения двух компланарных векторов может быть вычислен с помощью теоремы косинусов:

  • Fрез. = [ F1 2 + F2 2 -2 F1 F2 cos(180 о -α) ] 1/2 (1)
    • где
      • F = числовое значение вектора
      • α = угол между векторами 1 и 2

Угол между результирующим вектором и одним из исходных векторов может быть вычислен по теореме синусов:

  • β = arcsin[ F2 *sin(180 o -α) / FR ] (2)
    • где
      • α = угол между исходными векторами

Пример — сложение векторов.

Сила 1 равна 5кН и воздействует на тело в направлении, на 80 o отличающемся от направления действия второй силы, равной 8 кН.

Результирующая сила вычисляется следующим образом:

Fрез = [ (5 кН) 2 + (8 кН) 2 — 2 (5 кН)(8 kН) cos(180 o — (80 o )) ] 1/2

Угол между результирующей силой и первой силой равен:

А угол между второй и результирующей силой можно посчитать следующим образом: as

α = arcsin [ (5 кН) sin(180 o — (80 o )) / (10,2 кН) ]

Он-лайн калькулятор сложения векторов.

Калькулятор ниже может быть использован для любвых векторных величин ( силы, скорости и т.д.) Точка начала вектора совпадает с началами обоих исходных векторов.

Консультации и техническая
поддержка сайта: Zavarka Team

Сложение и вычитание векторов

Теорема 1 От любой точки ( K ) можно отложить вектор единственный ( overrightarrow ) .

Существование: Имеем два следующих случая:

Здесь получаем, что искомый нами вектор совпадает с вектором ( overrightarrow ) .

Из данного выше построения сразу же будет следовать единственность данного вектора.

Сумма векторов. Сложение векторов. Правило треугольника

Сложение векторов выполняется по правилу треугольника или по правилу параллелограмма.

Такая операция выполняется по правилу многоугольника.

Сумма векторов в координатах
При сложении двух векторов соответствующие координаты складываются.
( vec + vec = left( + , + , + > right) )

Отметим несколько свойств сложения двух векторов:

Для произвольного вектора ( overrightarrow ) выполняется равенство

Для произвольных точек ( A, B и C ) справедливо следующее равенство

Замечание Таким способом также можно строить сумму любого числа векторов. Тогда оно будет носить название правила многоугольника.

Разность векторов. Вычитание векторов

Разность двух одинаковых векторов равна нулевому вектору :
( vec — vec = vec )

Длина нулевого вектора равна нулю:
( left| vec right| = 0 )

Разность векторов в координатах
При вычитании двух векторов соответствующие координаты также вычитаются.
( vec — vec = left( — , — , — > right) )

Умножение вектора на число

Пусть нам дан вектор ( overrightarrow ) и действительное число ( k ) .

Длина вектора ( overrightarrow ) равна ( left|overrightarrow right|=left|kright||overrightarrow| ) ;

Обозначение: ( overrightarrow =koverrightarrow ) .

Геометрия. 10 класс

Сумма векторов

В кубе назовите вектор, равный сумме $overrightarrow+overrightarrow C_ >+overrightarrow > $

Вектор в пространстве

Установите соответствие между выражением и вектором $Х$

Длина вектора

Дано: АВ = 3 ВС = 4 СС1 = 12

Длина вектора АС1 =

Длина вектора

Диагонали параллелепипеда пересекаются в точке О.

Варианты ответа (введите порядковый номер):

Вектор в пространстве

Упростите выражение и выберите правильный результат преобразования:

Вектор в пространстве

В тетраэдре ABCD точка Е — середина АD.

Докажите, что $overrightarrow =frac (overrightarrow +overrightarrow )$

Сложим полученные равенства $overrightarrow +overrightarrow+overrightarrow +overrightarrow =2overrightarrow $

Векторы в пространстве и метод координат

Существует два способа решения задач по стереометрии

Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение.

Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется.

Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми.

Система координат в пространстве

Выберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб.

Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2.

Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:

Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала.

Длина вектора в пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора.

Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле:

Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма

Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы и .

Произведение вектора на число:

Скалярное произведение векторов:

Косинус угла между векторами:

Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях.

1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж:

Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1.

Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами и . Для этого нужны их координаты.

Запишем координаты векторов:

и найдем косинус угла между векторами и :

2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания.

Координаты точек A, B и C найти легко:

Из прямоугольного треугольника AOS найдем

Координаты вершины пирамиды:

Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K.

Найдем координаты векторов и

и угол между ними:

Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму:

3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1

Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы.

Запишем координаты точек:

Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины
отрезка.

Найдем координаты векторов и , а затем угол между ними:

Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.

Плоскость в пространстве задается уравнением:

Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.

Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство.

Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.

Покажем, как это делается.

Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2).

Уравнение плоскости выглядит так:

Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K.

То есть A + C + D = 0.

Аналогично для точки K:

Получили систему из трех уравнений:

В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.

Пусть, например, D = −2. Тогда:

Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение:

Решив систему, получим:

Уравнение плоскости MNK имеет вид:

Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми:

Вектор — это нормаль к плоскости MNK.

Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку имеет вид:

Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:

Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин.

Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла.

Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен.

4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1.

Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.

Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости.

Итак, первый вектор нормали у нас уже есть:

Напишем уравнение плоскости AEF.

Берем уравнение плоскости и по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F.

Пусть С = -1. Тогда A = B = 2.

Уравнение плоскости AEF:

Нормаль к плоскости AEF:

Найдем угол между плоскостями:

5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3.

Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» 🙂

Строим чертеж. Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать “параллелепипед”.

Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти?

«Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда.

Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор или, еще проще, вектор .

Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны:

Координаты вектора — тоже:

Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним:

Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле

Получим:

Ответ:

Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов.

Пусть — вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), — нормаль к плоскости α.

Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле:

6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1.

Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат

Находим координаты вектора .

Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор .

Найдем угол между прямой и плоскостью:

Ответ:

Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле:

7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = . Высота параллелепипеда AA1 = . Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB.

Построим чертеж и выпишем координаты точек:

Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D

Решим эту систему. Выберем

Тогда

Уравнение плоскости A1DB имеет вид:

Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB:

В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой.

[spoiler title=”источники:”]

http://b4.cooksy.ru/articles/summa-vektorov-v-kube

http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/vektory-v-prostranstve-i-metod-koordinat/

[/spoiler]

Конспект урока: Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

Другие разделы

План урока

  • Компланарные векторы;
  • Правило параллелепипеда;
  • Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Цели урока

  • Знать определение компланарных векторов;
  • Знать и уметь доказывать признак компланарности трёх векторов;
  • Знать и уметь применять правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов;
  • Знать и уметь доказывать теорему о разложении вектора по трём некомпланарным векторам;
  • Уметь находить разложение вектора по трём данным некомпланарным векторам.

Разминка

  • Какие векторы называются коллинеарными?
  • Сколько плоскостей проходит через три точки, не лежащие на одной прямой?
  • Две стороны треугольника параллельны плоскости α. Параллельна ли третья сторона плоскости α?

 Компланарные векторы


Определение 1


Компланарные векторы
— это векторы, которые параллельны одной плоскости или лежат в одной плоскости (рис. 1).



Рис. 1. Компланарные вектора

Можно также сказать, что векторы называются компланарными, если при откладывании их от одной точки они будут лежать в одной плоскости (другими словами, имеются равные им векторы, лежащие в одной плоскости).

Из определения следует, что любые два векторы компланарны, а три произвольных вектора могут быть как компланарными, так и не компланарными.


Рис. 2.

На рисунке 2 изображён параллелепипед.

Векторы D1D2→, A1C2→, A1C1→  компланарны, так как если отложить от точки A1 вектор, равный D1D2→, то получится A1A2→,  а векторы A1A2→, A1C2→, A1C1→ лежат в одной плоскости A2A1C1.

Векторы A1D1→, A1B1→, A1A2→  не компланарны, так вектор A1A2→ не лежит в плоскости D1A1B1.


Теорема 1 (признак компланарности трёх векторов)

Если вектор c→ можно разложить по векторам a→ и b→, т.е. представить в виде с→=xa→+yb→, где x и y – некоторые числа, то векторы a→, b→ и c→ компланарны.


Доказательство


Рис. 3. К теореме 1

Если векторы a→ и b→ коллинеарны, то компланарность векторов a→, b→ и c→ очевидна.

Рассмотрим случай когда векторы a→ и b→ не коллинеарны.

Отложим от произвольной точки O векторы OA→=a→ и OB→=b→ (рис. 3).

Векторы OA→ и OB→ лежат в плоскости OAB. В этой же плоскости лежат векторы OA1→=x·OA→  и OB1→=y·OB→, а значит и их сумма лежит в этой плоскости:

c→=OC→=OA1→+OB1→=x·OA→+y·OB→.

Таким образом векторы a→, b→ и c→ лежат в одной плоскости, т. е. компланарны.

Теорема доказана.

Из теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам (эта теорема доказывалась в курсе планиметрии) следует и обратное утверждение.


Теорема 2 (обратная признаку компланарности)

Если векторы a→, b→ и c→ компланарны, а векторы a→ и b→ не коллинеарны, то вектор c→ можно разложить по векторам a→ и b→, т.е. представить в виде с→=xa→+yb→, причём коэффициенты разложения x и y определяются единственным образом.


Упражнение 1

Дан куб ABCDA1B1C1D1. Определите, являются ли компланарными векторы:

а) AB1→, AD→ и B1D→;      б) B1C1→, C1D→ и B1D→;

в) AB→, AD→ и AA1→;        г) DA→, DC→ и DB1→.


Правило параллелепипеда

Опишем так называемое правило параллелепипеда, которым можно пользоваться при сложении трёх некомпланарных векторов.


Рис. 4. Правило параллелепипеда

Пусть даны некомпланарные векторы a→, b→ и c→. От произвольной точки A1 отложим векторы A1B1→=a→, A1D1→=b→, A1A2→=c→. Построим параллелепипед A1B1C1D1A2B2C2D2 так, чтобы отрезки A1B1, A1D1, A1A2 были его рёбрами (рис. 4). Тогда вектор A1С2→ является суммой данных векторов a→, b→ и c→, т.е. A1С2→=a→+b→+c→.


Упражнение 2 

В кубе ABCDA1B1C1D1 найдите вектор, начало и конец которого являются вершины куба, равный сумме векторов:

а) C1B1→+C1D1→+C1C→;         б) BA→+BC→+BB1→;

в) AB→+A1D1→+AA1→;              г) B1A1→+BC→+B1B→.


Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

Представление вектора p→ в виде p→=xa→+yb→+zc→, где x, y и z – некоторые числа, называют
разложением вектора p→ по векторам a→, b→ и c→
. Числа x, y и z называются
коэффициентами разложения
.

Сформулируем и докажем теорему о разложении вектора по трём некомпланарным векторам.


Теорема 3

Любой вектор можно разложить по трём данным некомпланарным векторам, причём коэффициенты разложения определяются единственным образом.


Доказательство


Рис. 5. К доказательству теоремы 3

Даны некомпланарные векторы a→, b→ и c→. Отложим от произвольной точки O векторы OA→=a→ , OB→=b→, OC→=c→,  OP→=p→ (рис. 5).

Проведём через точку P прямую, параллельную прямой OC.

Пусть P1 – точка пересечения этой прямой с плоскостью AOB. Через точку P1 проведём прямую, параллельную прямой OB. 

Пусть P2 – точка пересечения этой прямой с прямой OA. Согласно правилу многоугольника

 OP→=OP2→+P2P1→+P1P→,

OP2→∥OA→, P2P1→∥OB→, P1P→∥OC→. Следовательно, существуют числа x, y и z такие, что OP2→=x·OA→, P2P1→=y·OB→, P1P→=z·OC→.

Таким образом, 

OP→=x·OA→+y·OB→+z·OC→

p→=x·a→+y·b→+z·c→.

Докажем теперь, что коэффициенты разложения определяются единственным образом.

Предположим, что некоторый вектор p→ можно разложить по некомпланарным векторам a→, b→ и c→ двумя разными способами, т.е. p→=x1·a→+y1·b→+z1·c→ и  p→=x2·a→+y2·b→+z2·c→.

Вычитая из первого равенства второе, получим

0→=x1-x2·a→+y1-y2·b→+z1-z2·c→.

Так как векторы a→, b→ и c→ не компланарны, то это равенство возможно только в случае, если x1-x2=0, y1-y2=0, z1-z2=0  ⇒x1=x2, y1=y2, z1=z2.

Следовательно, коэффициенты разложения p→=x·a→+y·b→+z·c→ определяются единственным образом. 

Теорема доказана.


Упражнение 3 

В параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 разложите:

а) вектор AC1→ по векторам AB→, AD→ и AA1→;

б) вектор AA1→ по векторам D1A1→, D1C1→ и  A1C→;

в) вектор D1B→ по векторам D1A1→, D1C1→ и  D1D→;

г) вектор BB1→ по векторам CB→, CD→ и  B1D→.


Контрольные вопросы

  1. Какие векторы называются компланарными?
  2. Сформулируйте признак компланарности трёх векторов.
  3. В чем заключается правило параллелепипеда, используемое при сложении трёх некомпланарных векторов?
  4. Сформулируйте теорему о разложении вектора по трём неколлинеарным векторам.

Ответы

Упражнение 1

а) да;    б) да;    в) нет;    г) нет.

Упражнение 2

а) C1A→;     б) BD1→;     в) AC1→;    г)B1D.

Упражнение 3

а) AC1→=AB→+AD→+AA1→;             

б) AA1→=D1C1→-D1A1→-A1C→;

в) D1B→=D1A1→+D1C1→+D1D→;      

г) BB1→=CD→-B1D→-CB→.

Предыдущий урок

Сфера и шар

Сфера и шар

Следующий урок

Движения

Преобразования на плоскости и в пространстве

В пространстве, как и на плоскости, можно использовать вектора. Правила работы с ними похожи на уже известные нам действия с плоскими векторами.

Напомним, что в курсе планиметрии мы уже подробно изучали вектора и действия с ними. При этом предполагалось, что все вектора располагаются в одной плоскости. Однако можно расширить понятие вектора так, чтобы они использовались и в стереометрии. В таком случае вектора уже могут располагаться в различных плоскостях.

Начнем с определения вектора:

Вектором называется направленный отрезок, он имеет направление и величину.

Длина вектора соответствует длине отрезка, задающего этот вектор.

Вектор – это направленный отрезок прямой. Исходя из определения, под вектором в геометрии отрезок на плоскости или в пространстве, который имеет направление, и это направление задается началом и концом.

В математике для обозначения вектора обычно используют строчные латинские буквы, однако над вектором всегда ставится небольшая стрелочка, например:

 →

  a . Если известны граничные точки вектора – его начало и конец, к примеру A и B, то вектор обозначается так:

 →

 AB.

А теперь — обратите внимание на следующую схему (она представлена ниже).

Конец вектора обозначают с помощью стрелки.

Здесь показаны сразу три вектора: У вектора АВ начало находится в точке А, а конец – в точке В. Аналогично у вектора СD точка С – это начало, а D – это конец. В обоих случаях начало и конец – это различные точки, поэтому АВ и CD именуют ненулевыми векторами. Если же начало и конец находятся в одной точке, например в Т, то получается нулевой вектор ТТ.

Всякую точку в пространстве можно рассматривать как нулевой вектор:

Нулевой вектор — это вектор, у которого начало и конец находится в одной и той же точке.

Длина вектора АВ — это длина соответствующего ему отрезка АВ. Для обозначения длины используют квадратные скобки.

Из определения становится очевидным, что нулевой вектор может иметь любое направление на плоскости и в пространстве.

Естественно, что нулевой вектор имеет нулевую длину. Далее напомним понятие коллинеарных векторов:

Коллинеарные вектора — это вектора, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых.

Коллинеарные вектора могут быть либо сонаправленными, либо противоположно направленными. Сонаправленные вектора находятся на сонаправленных лучах.

Компланарные векторы — векторы, лежащие в одной плоскости или в параллельных плоскостях.

Признак компланарности трёх векторов

Если вектор с можно разложить по векторам а и b, то есть, представить в виде с=ха+yb, где x и y – некоторые числа, то векторы а, b и с компланарны.

Правило параллелепипеда — правило сложения трёх некомпланарных векторов, состоящее в том, что все три вектора откладывают из одной точки и строят параллелепипед таким образом, чтобы данные векторы были его рёбрами. Тогда вектор, отложенный из той же точки и совпадающий с диагональю параллелепипед, будет суммой трёх данных векторов.

          →                                                                          →  → → 

Вектор р разложен по трём некомпланарным векторам а, b и с, если его можно представить в виде

→  →

 р = ха + yb + zc,

где x, y и z — коэффициенты разложения.

Теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. Любой вектор можно разложить по трём данным некомпланарным векторам, причём коэффициенты разложения определяются единственным образом.

Прямоугольная система координат в пространстве — три взаимно перпендикулярные прямые x, y, z, на которых выбраны направление и единица измерения отрезков, которые лежат в трёх разных плоскостях xy, yz, xz и имеют общую точку пересечения O.

Оси координат — прямые x, y, z с выбранными на них направлениями.

Начало координат — точка их пересечения О.

Оси координат в пространстве обозначают Ox, Oy, Oz (соответственно ось абсцисс, ось ординат, ось аппликат).

Координатные векторы — единичные векторы, направление которых совпадает с положительным направлением координатных осей.

        →                                                                                    →

Вектор i совпадает по направлению с осью абсцисс, вектор j совпадает по

                                                           

направлению с осью ординат, вектор k– с осью аппликант.

                            → 

Любой вектор с можно разложить по координатным векторам:

   →   →   → → 

     с = xi + yj + zk

                                → 

Координаты вектора с в данной системе координат — коэффициенты разложения x, y и k, которые определяются единственным образом:

→ 

c (x ; y ; z).

Разложение вектора на некомпланарные вектора

Иногда вектор можно разложить не на два, а на три вектора. Выглядит такое разложение так:

 →   →   →

  p = xa + yb + zc 

Здесь p, a, b, c — это некоторые сектора, а x, y, z — это какие-то действительные числа. Оказывается, что справедлива следующая теорема.

Теорема. Любой вектор в пространстве можно разложить по трем заранее заданным некомпланарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.

Пример решения задачи на разложение вектора по трем некомпланарным

Задача: дан куб  с ребром m. Точка К – середина ребра . Разложить вектор по векторам и найти его длину.

Решение: построим заданный куб

Векторами и задается плоскость квадрата . Третий вектор не лежит в этой плоскости, отсюда заключаем, что три заданных вектора , и некомпланарны, и мы можем выразить через них искомый вектор . Найдем вектор по правилу многоугольника. Очевидно, что в данной задаче для этого есть множество способов, но мы выбираем самый короткий путь: . вектор мы по условию обозначили как вектор . Вектор согласно свойствам куба равен вектору , обозначенному за вектор .

Вектор составляет половину вектора , так как точка К – середина ребра по условию: . Вектор согласно свойствам куба, равен вектору , обозначенному как вектор . Имеем:

Так, заданный вектор выражен через три некомпланарных вектора. Осталось найти его длину. Здесь нужно применить теорему Пифагора. Рассмотрим прямоугольный треугольник . Он прямоугольный потому, что ребро перпендикулярно всей плоскости основания , значит и любой прямой в этой плоскости, значит прямой . Один из катетов равен m как ребро куба. Катет найдем из другого прямоугольного треугольника – , где он уже является гипотенузой. Здесь катет равен m как ребро куба. Катет равен , так как точка К – середина ребра . Имеем:

Для закрепления нового материала повторите новые для себя определения, правила, теоремы. Также запомните Признак компланарности трёх векторов. Это пригодится вам в дальнейшей изучении материала.

Сумма векторов

В кубе назовите вектор, равный сумме $overrightarrow{AB}+overrightarrow{B_{1} C_{1}}+overrightarrow{DD_{1}} $

$overrightarrow{AC_1}$

$overrightarrow{A_1C}$

$overrightarrow{BD_1}$

$overrightarrow{CA_1}$

Вектор в пространстве

Установите соответствие между выражением и вектором $Х$

Длина вектора

Задача:

Дано: АВ = 3 ВС = 4 СС1 = 12

Длина вектора АС1 =

Длина вектора

Задача:

Диагонали параллелепипеда пересекаются в точке О.

Варианты ответа (введите порядковый номер):

1) 1,5

2) 0,5

3) -3

4) -2

Вектор в пространстве

Задача:

Упростите выражение и выберите правильный результат преобразования:

$3overrightarrow{a}+2(overrightarrow{b}+frac{1}{2}overrightarrow{c})-3(frac{2}{3}overrightarrow{b}+overrightarrow{a})+overrightarrow{c}$

Варианты ответа:

1) $overrightarrow{2c}$

2) $overrightarrow{0}$

3) $overrightarrow{4a}$

4) $overrightarrow{3b}$

Обратитесь к материалам урока

Вектор в пространстве

В тетраэдре ABCD точка Е – середина АD.

Докажите, что  $overrightarrow{FE}=frac{1}{2}(overrightarrow{FA}+overrightarrow{FD})$

Обратитесь к материалам урока

Так как $overrightarrow{AE}+overrightarrow{DE}=0$, то $overrightarrow{FA}+overrightarrow{FD}=2overrightarrow{FE}$, значит $overrightarrow{FE}=frac{1}{2}(overrightarrow{FA}+overrightarrow{FD})$

$overrightarrow{FD}+overrightarrow{DE}=overrightarrow{FE}$

Сложим полученные равенства $overrightarrow{FA}+overrightarrow{AE}+overrightarrow{FD}+overrightarrow{DE}=2overrightarrow{FE}$

$overrightarrow{FA}+overrightarrow{AE}=overrightarrow{FE}$

Вектор в пространстве

Задача:

Дано: Ребро куба $ABCDA_{1} B_{1} C_{1} D_{1}$ равно 2.

Найдите $midoverrightarrow{BC_{1}}-overrightarrow{BA_{1}}mid$

Варианты ответа:

$2sqrt{2}$

$frac{sqrt{2}}{2}$

2

$sqrt{2}$

Свойства векторов

Даны точки А, В, С.

Известно, что $overrightarrow{AB}=koverrightarrow{BC}$

Отметьте верные утверждения знаком “+” неверное утверждение знаком “-“.

Все точки лежат в одной плоскости Векторы АВ и ВС коллинеарны Точки А, В и С не лежат на одной прямой

Сумма векторов

Укажите вектор равный …

Варианты ответа:

1) $overrightarrow{0}$

2) $overrightarrow{AC}$

3) $2overrightarrow{BD}$

Вспомните правила действий над векторами

Длина вектора

АВ = 5 AC = 4 BC = 3 BD = 6 AD = 4

M, N, K середины ребер AC, BC, CD.

Укажите длину векторов: 

Обратитесь к материалам урока

Свойства векторов

Даны векторы $overrightarrow{MK}-overrightarrow{AK} -overrightarrow{MN}$ и  $overrightarrow{DC}-overrightarrow{DA}-overrightarrow{NC}$.

Являются ли векторы

1) противоположными__

2) равными__

3) сонаправленными__

Ответьте на вопросы вариантами 1, если да и 2, если нет

Обратитесь к материалам урока

Вектор в пространстве

АВСА1В1С1 – правильная призма. F и K середины ребер A1B1 и B1C1

Какое утверждение неверное?

Обратитесь к материалам урока

$overrightarrow{KF}=frac{1}{2}overrightarrow{AC}$

$midoverrightarrow{AF}mid=midoverrightarrow{BK}mid$

$overrightarrow{AF}=overrightarrow{BK}$

Векторы в кубе

Ответьте на вопросы

По рисунку

Векторы в кубе

Укажите векторы.

Варианты ответа:

1) B1D1

2) D1A

3) DC1

4) B1C

Добавить комментарий