Как найти размер дефицита

Спрос на товар – функция вида:

Qd= 20 – 4×p.

Предложение товара – функция вида:

Qs= – 4 + 4×p.

При каких ценах товар будет дефицитен?

Как велик будет товарный дефицит при цене р = 2?

При каких ценах товар будет неликвиден? Выводы обосновать.

Решение:

Найдём равновесную цену. Приравняв функции спроса и предложения, решим уравнение относительно Р.

Qd = Qs

20 – 4×p = – 4 + 4×p

р = 3

Следовательно, равновесие на рынке наступает при цене равной 3. Если цена снизится, то равновесие на рынке нарушится, образуется дефицит товара, так как желающих и способных купить по цене меньше 3 будет больше, чем готовых продать.

Итак, при р ˂ 3 товар будет дефицитен.

Для определения величины товарного дефицита, можно подствить значение цены в функцию:

Qd – Qs = 20 – 4×p – (– 4 + 4×p) = 24 – 8×p

При р = 2 товарный дефицит будет равен:

Qd – Qs = 24 – 8 × 2 = 8

При цене Р ˃ 3 товар будет в избытке, желающих и готовых продать будет больше, желающих и готовых купить данный товар. Товар при этом будет неликвиден.

Бухгалтерия

Как финансируется дефицит местного бюджета

Определим ключевые особенности финансирования бюджетного дефицита, классификацию источников и их особенности.

Дефицитный бюджет: основные понятия и причины

Дефицит бюджета (ДБ) — это разница между поступившими доходами соответствующего бюджета и произведенными расходами за аналогичный период. Размер ДБ устанавливается высшим органом законодательной власти соответствующего уровня. Например, федеральный ДБ утверждается Федеральным законом (ст. 92 и 92.1 БК РФ).

Чтобы покрыть образовавшуюся разницу между доходами и расходами, государство привлекает источники финансирования бюджетного дефицита.

Причины образования ДБ:

  1. Кризисные проявления и колебания в экономическом и финансовом секторах государства.
  2. Неустойчивость финансово-экономических инструментов, цен на мировых рынках и денежно-кредитных систем.
  3. Снижение эффективности управления финансами государства, неактуальность политики.
  4. Чрезвычайные ситуации или следствия неблагоприятных погодных условий.
  5. Напряженная военно-политическая обстановка, как следствие увеличения расходов на оборону государства.
  6. Экономическая зависимость от финансовой поддержки других государств, высокие издержки на обслуживание госдолга.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Представим условную классификацию в удобной блок-схеме:

Законодательством определены отличительные особенности определения и формирования ИФДБ с учетом уровня бюджетной системы (федеральный, региональный, местный).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Полный перечень внутренних и внешних ИФДБ поименован в ст. 94 БК РФ. К таковым относятся бюджетные кредиты, кредиты кредитно-финансовых организаций, ценные бумаги в национальной и иностранной валюте, которые были выпущены, оформлены или получены от имени Правительства РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

Исчерпывающий перечень ИФДБ регионального уровня закреплен в статье 95 БК РФ. К таковым относят кредиты, в том числе и бюджетные, ценные бумаги и акции, доходы от продажи имущества, которые оформлены, выпущены или получены от имени правительства субъекта РФ.

Предельный объем ДБ не может превышать 15 процентов от совокупного объема доходов, утвержденных на соответствующий финансовый год. Причем в сумму совокупных доходов безвозмездные поступления включать недопустимо.

Для субъектов РФ, у которых объем дотаций из федбюджета превышает 40 % из расчета за два года из трех последних, предельный объем ДБ установлен в размере 10 %.

Источники финансирования дефицита местного бюджета

Статья 96 БК РФ регламентирует полный состав внешних и внутренних ИФДБ. К таковым относят аналогичные поступления и суммы денежных средств только на местном уровне.

Предельный объем ДБ муниципального уровня не может превышать 10 % от совокупных доходов за финансовый год без учета безвозмездных поступлений, а также налоговых доходов, рассчитанных по дополнительным нормам отчисления.

Предельный лимит ДБ в 5 % установлен для муниципальных образований, объем дотаций федерального и регионального уровней которых превышает 50 % (расчет за два года из трех последних).

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Разбираемся, как финансируются организации, что включает это понятие, а также проводим анализ источников финансирования.

20 апреля 2018

Основные фонды создаются путем капитальных вложений. Каковы источники финансирования капитальных вложений и виды источников финансирования, расскажем в статье.

15 января 2019

Заявление на скидку по взносам на травматизм — это документ, позволяющий оформить льготу на страховые платежи в ФСС. Льгота достигает 40%.

24 октября 2019

Аудит финансовой и бухгалтерской отчетности учреждения — это независимый контроль, который проводят для выявления достоверных сведений о текущем состоянии экономической деятельности организации.

1 марта 2022

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности превышения ограничения, установленного п. 2 ст. 92.1, см. ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений, снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, в пределах положительной разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах, а также в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности превышения ограничения, установленного п. 3 ст. 92.1, см. ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 02.08.2019 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Оценка размера дефицита бюджета

Дефицит
бюджета не представляет опасности для
состояния гос-х финансов при наличии
двух условий:

  1. если
    размер дефицита не превышает допустимый
    уровень

  2. если
    существуют реальные источники
    финансирования дефицита

Первоначально
любой дефицит бюджета определяется в
абсолютной сумме для определения
источников его покрытия. Для оценки
уровня дефицита опр-ют его относительный
размер, сравнивая его с опр-ми показателями.
Для оценки уровня дефицита государственного
бюджета его сравнивают с ВВП. Считают
относительно безопасным уровнем дефицит
бюджета не превышающий 2-3%. При 1%ВВП
бюджет считается практически бездифицитным.
Норма
предельного размера дефицита в 3%
закреплена для стран ЕС в соответствии
Маастрихтский договором. Был подписан
7 февраля 1992 года в городе Маасритх –
Нидерланды, положивший начало ЕС. Вступил
в силу с 1 ноября 1993 года. Страны, входящие
в ЕС должны соблюдать 5 критериев:

-по
дефициту бюджета не более 3% ВВП

-гос
долг менее 60% ВВП

-уровень
инфляции не должен превышать более чем
на 1,5 % среднего значение трех стран с
более стабильными ценами

-государство
должно участвовать в поддержании курса
нац валюты в заданном диапазоне

-долгосрочные
процентные ставки по гос-м облигациям
не должны превышать более чем на 2%
—-среднее значение соот-х ставок в
странах с самой низкой инфляцией

Второй
варианта оценки дефицита бюджета – это
сравнение его с доходами в т.ч. с
собственными. Данный критерий применяется
в настоящее время в РФ для оценки уровня
дефицита бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов.

Дефицит
бюджета сравнивается с доходами бюджета
без учета в них безвозмездных поступлений
т.е. сравнивается с суммой налоговых и
неналоговых доходов.

Третий
вариант: дефицит бюджета можно сравнить
с расходами бюджета в целом, а также без
учета в них расходов на обслуживание
государственного долга.

В
России наибольший дефицит бюджета
наблюдался в 1991 г при распаде СССР –
20% ВВП. Наибольший в мире был зафиксирован
при нападении Ирака на Кувейт, в Кувейте
без зафиксирован 200% ВВП. В 1998 году в
России финн кризис и дефицит составил
4,5%ВВП. После кризиса уменьшен гос долг,
дох превысили расх, расх сократили и
сформировали рез фонд, что позволило в
2009 году выйти из кризиса с меньшими
потериями. К 2011 году 3,6% ВВП. В 2000
г-бездефицитный бюджет.

Источники
финансирования дефицита бюджета:

В
мировой практике известны несколько
способов финансирования дефицита
бюджета. Однако не все из них допускаются
в наст время бюджетным законодательством
РФ:

1)
эмиссионный способ
– означающий покрытия дефицита бюджета
путем денежно-кредитной эмиссии не
обеспеченной соответветрствующей
товарной массой. Покрытия путем денежной
эмиссии осущ-ся путем эмиссии бумажных
денег без соот-го товарного обеспечения.
Кредитная эмиссия – покрытие дефицита
бюдж за счет кр-ой эмиссии осущ в рез-те
предоставления кредитов ЦБ правительству
на длительный срок и под низкий процент
или при покупке ценных бумаг при их
первичном размещении. Данный
способ-инфляционный, применялся в РФ с
1992 – 1994 годы. Последствия – галопирующа
инфляция и все что с ней связано. В
результате от этого метода пришлось
отказаться. В БК РФ указано, что кредиты
ЦБ а также приобретение ЦБ гос-х цен бум
при их размещении не могут быть источниками
финансирования дефицита бюджета. Сейчас
не применяется, не предусмотрен
действующим законодательством.

2)
долговое финансирование бюджетного
дифицита
путем заимствования ДС на внутр и внешних
финансовых рынках в результате привлечения
кредитов иностранных и отечественных
коммерческих банков, междунар.фин.организаций
(МФО) и размещения займов. Данный способ
стал широко применяться в РФ с 1995 года
до середины 1998 года, а после финансового
кризиса стал использоваться, но более
осмотрительно. Последствиями данного
способа явл-ся: увеличение гос.долга и
связанных с этим расходов на его
обслуживание, которые покрываются за
счет гос бюджета и увеличивают его
дефицит. Данный способ финансирования
дефицита предусмотрен в БК РФ. Разрешается
привлекать займы и кредиты на фед уровне
и уровне субъектов РФ, как на внутреннем
так и на внешнем финансовых ранках. На
муниципальном уровне разрешается делать
только внутренние заимствования. Для
субъектов РФ при размещении внешних
займов необходимо пройти процедуру
согласования в правительстве РФ и
получить соответствующее разрешение.

3)
продажа имущества и запасов,
земельных участков, находящихся в
гос-ой или муниц собственности. Российским
зак-ом предусмотрено поступление в
качестве источника финансирования
дефицита бюджета доходов продажи акций
и иных форм участия в капитале органов
гос власти и органов местного
самоуправления, т.е. поступления от
приватизации данной части гос или
муниципального имущества. Доходы от
продажи акций и др видов муниц им-ва
поступают в бюджет как часть неналоговых
доходов. Кроме того для финн-ия дефицита
фед бюджета могут исп-ся доходы от
реализации гос-х запасов, драгоценных
металлов и драгоценных камней. Этот
способ является неинфляционным. На
федеральном уровне могут быть использованы
запасы драг.ме и камней.

4)
резервный способ-
является главным. Когда для финн-ия
дефицита бюджета создаются спец резервные
фонды. Первым стал стабилизационный
фонд РФ, созданный в 2004 году. В
стабилизационный фонд дБ поступать
ср-ва получ доп-но при увеличении цен
на нефть по сравнению с уровнем заложенным
в бюджете. 2004 – 25; $ за баррель с 2007 –
27$. Механизм резервируемости действует
с 2001 года, но и без оформления статуса
отд фонда. В февраля 2008 года стабилизац
фонд был разделен на 2 фонда:

– это
резервный фонд,
предназначенный для финансирования
дефицита фед бюджета в случае
недостаточности нефтегазового трансферта,
созданного за счет нефтегазовых доходов.
Размер рез фонда предусмотрен не более
10% ВВП.


При превышении суммы резервного фонда
выше указанного размера нефтегазовые
доходы начинают поступают в фонд
нац благосостояния
(ФНБ), предназначенного для софинансирования
добровольных пенсионных накоплений и
обеспечения сбалансированности (покрытия
дефицита пенс фонда РФ)

Нефтегазовые
доходы исп-ся на:

  1. нефтегазовый
    транферт на ифн дефецита фед бюджета
    до 3,7% ВВП

  2. рез
    фонд до 10% ВВП

  3. ФНБ

На
2011 год дефицит бюджета предусмотрен в
размере 3,6% ВВП.

Источники
финн-ия дефицита фед бюджета если дефицит
бюдж 3,6%:

  1. исп-ие
    ср-в рез фонда на 16%

  2. за
    счет пост-ий от приватизации фед
    собственности на 16,4%

  3. иные
    источники в виде заимствований ср-в на
    внутр и внешним финн рынкам 65,1%, внеш –
    2,5%

Источники
финн-ия дефицита не стоит путать с
мерами упр-ия дефицита бюдж
:

  1. мобилизация
    доп-х доходов в т.ч. и за счет налоговых
    доходов.

  2. Рац
    Фин-ие расходов в т.ч. своевременное
    секвестрование(урезание) второстепенных
    расходов при неполном поступлении
    расходов.

  3. Создание
    резервов, на случай неполного поступления
    доходов

  4. Законодательные
    ограничения размера дефицита и
    привлекаемых источников финансирования

Меры
по упр-ию дефицита бюджета в РФ предусм
в БК РФ.

В
соотв-ии с росс-им кодексом РФ дефицит
бюджета на очередной финн год не может
превышать размер не нефтегазового
дефицита фед бюджета. Не нефтегазовый
дефицит фед бюдж предст собой разницу
между объемом доходов фед бюджета без
учета в них нефтегазовых доходов и
доходов от упр-ия средсвами рез фонда
и фонда нац благосостояния и общим
фондом расходов фед бюджета в соот-ем
году.

Дефицит
ненфтегазовые = (Д – Днефтегах – Дупр
рез фондом и ФНБ) – Расходы

Не
нефтегазовый дефицит не должен превышать
4,7 % ВВП.

На
покрытие ненефтегазового дефицит
напр-ся нефтегазовый трансферт за счет
получ-х нефтегазовых дох-в в размере до
3,7 % ВВП. Ост-ые источники финн-ия дефицита
бюджета не могут превышать 1% прогнозируемого
ВВП.

В
случае недостаточности нефтегазового
трансферта т.е. меньше 3,7 используются
ср-ва рез фонда.

Рассмотренный
порядок финн-ия дефицита фед бюджета
применим в стабильных условиях и в
первые был использован в 2008 году. В наст
время его действие приостановлено
офиц-но до первого января 2013 года, но
предпологается вернуться в начале 2012
года.

Дефицит
бюжета субъектов РФ по БУ РФ не должен
превышать 15% утвержденного годового
объема доходов бюджета без учета объема
безвозмездных поступлений. При
значительной доле межбюджетных
трансфертов более 60% за 2 из 3 последних
лет данная норма снижается до 10%.

Например:
Налог. – 8000, ненал -2000, безв – 5000

пред
допуст дефицит 8000+2000 * 15 % = 1500

15000
+ 1500 = 16500 – допустимые расходы

Если
расх будут 17250, то процент будет 2250/10000
= 22,5%, что превышает 15 %.

Дефицит
местного бюджета не должен превышать
10% утв объемом доходов без учета объема
безвозмездных пот-ий или пост нал-х
дох-в по доп-м нормативам. Для муниц-х
образований в дох-х которых межбюдж
трансферты без субвенций сост-ют более
70% за посл-ие два из трех лет, норма
предельного размера дефицита уст-ся 5%

Источники
финансирования дифицитов бюджетов
различных уровней в соответствии с БК
РФ-К ЭКЗАМЕНУ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пояснения к расчетам табл. 2.16

Определение оптимального размера заказа закупки сырья и материалов в натуральных единицах по формуле:

EOQ = [(2 x Qsg x OPR) : C]1 / 2;

EOQ1 = [(2 x 2500 x 40) : 0,36]1 / 2 = 745,356.

Оптимальный размер закупки сырья и материалов в условных единицах в первый бюджетный период составляет 745 ед.

EOQ2 = [(2 x 2600 x 42) : 0,39]1 / 2 = 748,33.

Оптимальный размер закупки сырья и материалов в условных единицах во второй бюджетный период составляет 748 ед.

EOQ3 = [(2 x 2700 x 44) : 0,426]1 / 2 = 746,82.

Оптимальный размер закупки сырья и материалов в условных единицах в третий бюджетный период составляет 747 ед.

EOQ4 = [(2 x 2600 x 46) : 0,435]1 / 2 = 741,54.

Оптимальный размер закупки сырья и материалов в условных единицах в четвертой бюджетный период составляет 742 ед.

В рамках модели EOQ оптимум достигается в точке, где величина операционных издержек равна величине издержек по содержанию запасов.

На практике очень часто используют модифицированную модель EOQ, которая позволяет иметь на складе минимальный размер запаса на случай непредвиденных обстоятельств (резкое изменение рыночной конъюнктуры, задержка поставок и т.д.). В такой модели помимо рассмотренных ранее факторов используются факторы: время от момента заказа материалов до поступления на склад или до момента списания в производство; ежедневное потребление.

Величина неприкосновенного запаса (НЗ), постоянно имеющегося на складе, которая обеспечивает определенную маржу безопасности:

НЗ = (ЕПmах – ЕПmin) x Тдост,

где

ЕПmах, ЕПmin – соответственно максимально возможное и минимально возможное ежедневное потребление материалов в натуральных единицах;

Тдост – срок поставки материалов в днях.

Максимально возможное ежедневное потребление материального ресурса определяется исходя из проектной мощности оборудования. Срок поставки материалов определяется как сумма времени оформления документов на заказ, отправка документов поставщику, их акцепта поставщиком и время доставки материалов от поставщика на склад. Увеличение НЗ уменьшает вероятность остановки производства.

Пример 38. Определить величину неприкосновенного запаса предприятия в зависимости от изменения объема производства, если известно, что при плане 100 ед. продукции ежедневные материальные затраты по плану составляют 20 усл. ед., а максимально возможное ежедневное потребление исходя из учета мощности оборудования может составить 30 усл. ед., а срок поставки материалов – шесть дней.

Таблица
2.17.
Расчет динамики величины неприкосновенного запаса материального ресурса при увеличении объема производства

Показатель 1 2 3 4
1. Объем производства, усл. ед. 100 100 x 1,05 = 105 100 x 1,08 = 105 100 x 1,10 = 110
2. Нормальное ежедневное потребление материалов 20 20 x 1,05 = 21 20 x 1,08 = 21,6 20 x 1,10 = 22
3. Максимально возможное потребление, усл. ед. 30 30 30 30
4. Превышение максимального потребления над нормальным потреблением (стр. 2 – стр. 3) 10 9 8,4 8
5. Срок поставки материалов, дни 6 6 6 6
6. Потребность в материальном ресурсе за период срока поставки по норме, усл.ед. (стр. 5 x стр. 2) 120 126 130 132
7. Максимально возможное потребление материалов за период срока поставки, усл.ед. (стр. 3 x стр. 6) 180 180 180 180
8. Величина неприкосновенного запаса, усл.ед. (стр. 7 – стр. 6) 60 54 50 48
9. Темп прироста неприкосновенного запаса 1 0,9 0,8333 0,8

Расчетные данные табл. 2.17 позволяют сделать следующие выводы. Увеличение загрузки производственных мощностей приводит к увеличению потребности в материальных ресурсах, но при этом происходит снижение размера неприкосновенного запаса.

При расчете неприкосновенного запаса необходимо сопоставлять выгоду от резервирования и издержки по содержанию НЗ в результате непредвиденных ситуаций.

При расчетах оптимальной партии материальных ресурсов необходимо учитывать возможные потери предприятия в результате нехватки определенного вида сырья. В этих случаях размер оптимальной партии должен быть больше по сравнению с величиной без учета потерь.

Размер оптимальной партии материального ресурса с учетом дефицита можно определить по формуле:

EOQ(SP) = [(2 x Qsg x OPR) : C]S

x [(C + SP1) : SP1]1 / 2,

где SP1 – потери из-за дефицита единицы сырья.

Пример 39. Годовая потребность предприятия в сырье вида “С” составляет 25 000 усл. ед. Расходы, связанные с организацией заказа на поставку одной партии материальных ресурсов (продукции), – 24 тыс. руб. Издержки по содержанию единицы сырья на складе в год – 0,015 тыс. руб., потери из-за дефицита единицы сырья могут составить 0,25 тыс. руб.

Определить размер оптимальной партии, промежуток времени между поставками без учета дефицита и с учетом дефицита.

Решение:

По условию Qsg = 25 000 усл. ед.; OPR = 24 тыс. руб.;

C = 0,015 тыс. руб.; SP1 = 0,25 тыс. руб.

Расчеты без учета дефицита:

  1. Размер оптимальной партии без учета дефицита:

    EOQ = [(2 x Qsg x OPR) : C]S = [(2 x 25 000 x 12) : 0,015]1 / 2 = 6325 (усл. ед.).

  2. Оптимальное число поставок в год без учета дефицита:

    N = Qsg : EOQ = 25 000 : 6326 = 4 (партии).

    Оптимальный интервал времени между поставками:

    t = 360 : N = 360 : 4 = 90 (дней).

    Расчеты с учетом дефицита:

  3. Размер оптимальной партии c учетом дефицита:

    EOQ(SP) = [(2 x Qsg x OPR) : C]S

    x [(C + SP1) : SP1]1 / 2 =

    =[(2 x 25 000 x 12) : 0,015]1 / 2 x [0,015 + 0,25) : 0,25]1 / 2 = 6325 x 1,029563 = 6512 (усл. ед.).

  4. Оптимальное число поставок в год без учета дефицита:

    N = Qsg : EOQ(SP) = 25 000 : 6512 = 4 (партии).

    Оптимальный интервал времени между поставками:

    t = 360 : N = 360 : 4 = 90 (дней).

Модель EPR

Данная модель является модификацией модели EOQ и используется для определения оптимального размера партии выпуска продукции.

EPR = [(2 x Q x S1) : C1]1 / 2,

где

Q – плановый выпуск данного вида продукции в единичный (бюджетный) период времени (неделя, квартал, год);

S1 – удельные издержки по переработке на единицу продукции;

C1 – стоимость хранения единицы запаса данного вида готовой продукции в течение единичного периода.

Пример 40. Предприятие должно выпускать каждый квартал 2000 единиц готовой продукции. Издержки по переработке и хранению единицы продукции составляют соответственно 5 и 0,8 тыс. руб. Определить размер партии выпуска продукции, чтобы затраты по переработке и хранению были минимальными. Как изменится размер партии, если издержки по переработке продукции могут увеличиться на 15%.

Решение:

  1. Определим количество единиц продукции в одной партии:

    EPR = [(2 x Q x S1) : C1]1 / 2 = [(2 x 2000 x 5) : 0,8]1 / 2 = 158 (ед.).

  2. Определим количество партий в бюджетный период:

    К = V : EPR = 2000 : 158 = 13 (партий).

    Таким образом, если осуществлять производство продукции партиями, в каждой из которых 158 единиц производимой продукции, то совокупные издержки по переработке и хранению продукции будут минимальными.

  3. Совокупные затраты на переработку и хранение одной партии составят:

    SПХ = S1 x EPR = 5 x 158 + 0,8

    x 158 = 916,4 (тыс. руб.).

  4. Определим количество единиц продукции в одной партии при условии, что издержки по переработке и хранению единицы продукции увеличатся на 15 и 27%:

    EPRпр = [(2 x Q x S1пр) : C1пр]1 / 2 = [(2 x 2000 x 5 x 1,15) : (0,8 )]1 / 2 = 170 (ед.).

  5. Определим количество партий в бюджетный период в результате изменения:

    К = V : EPRпр = 2000 : 170 = 12 (партий).

    Таким образом, если издержки по переработке продукции будут увеличены на 15%, то совокупные издержки будут минимальными, если увеличить объем производства до 170 ед., соответственно количество партий снизится на единицу.

  6. Совокупные затраты на переработку и хранение одной партии составят:

    SПХпр = S1пр x EPRпр = 5 x 1,15

    x 170 + 0,8 x 170 = 1113,5 (тыс. руб.).

  7. Определим изменение совокупных затрат на переработку и хранение одной партии:

    ΔSПХ = SПХпр – SПХ = 1113,5 – 916,4 = 197,1 (тыс. руб.);

    Тпр(SПХ) = 197,1 : 916,4 x 100% = 21,51%.

Таким образом, увеличение издержек по переработке продукции на 15% приведет к увеличению совокупных затрат по переработке и хранению на 21,51%.

При использовании методов оптимизации запасов необходимо сопоставлять затраты на хранение, учет и другие расходы, связанные с обеспечением ритмичности поставок, с размером экономии, который может получить организация за счет оптимизации закупок и хранения материально-оборотных активов.

Для оценки качества мероприятий по управлению материальными ресурсами необходимо осуществлять контроль текущей деятельности, сопоставлять нормативные и фактические затраты, определять, за счет каких факторов происходило изменение части финансовых ресурсов, находящихся в сверхнормативных запасах. Для этого достаточно использовать методы факторного анализа.

Например, размер финансовых ресурсов, необходимых для финансирования материальных запасов, определяется по формуле:

ОБСз = Ндx См,

где

Нд – норматив запасов в днях;

См – среднедневной объем расходования материальных ресурсов.

Размер изменения потребности в оборотных средствах в процессе управления запасами за счет изменения нормы запасов в днях и среднедневного объема расходования определяются по формулам:

ΔОБСз(Нд) = (Ндф – Ндп)x Смп;

ΔОБСз(См) = Ндф x (Смф – Смп),

где

Ндф, Ндп – фактические и нормативные запасы сырья в днях;

Смф, Смп – среднедневные фактические и плановые расходы сырья в стоимостном выражении.

Пример 41. По плану предприятия норма запаса сырья “С1” 10 дней, плановые ежедневные расходы сырья – 50 тыс. руб. В результате мероприятий по управлению сбытом продукции и запасами фактическая норма запаса сырья в днях составила семь дней, а ежедневные расходы увеличились до 60 тыс. руб. Определить изменение финансовых ресурсов, вложенных в производственные запасы.

Решение:

  • Определим оборотные средства, вложенные в запасы по плану и по факту:

ОБСп = 10x 50 = 500 (тыс. руб.);

ОБСф = 7 x 60 = 420 (тыс. руб.).

  • Определим изменение оборотных средств:

ΔОБС = 420 – 500 = -80 (тыс. руб.).

  • Определим изменение оборотных средств за счет изменения нормы запасов в днях и среднедневного объема расходования:

ΔОБСз(Нд) = (Ндф – Ндп)x Смп = (7 – 10) x 50 = -150 (тыс. руб.).

Снижение нормы запасов в днях привело к уменьшению финансовых ресурсов, вложенных в запасы на 150 тыс. руб.:

Добавить комментарий