Как найти размер налоговых доходов

Все налоги высчитываются по схожей методике, и произвести расчет довольно просто, нужно только знать исходные данные и основные правила. Хотя, конечно, бывают довольно неоднозначные ситуации, когда требуется разбираться в разных нюансах вычислений. Если с первого раза высчитать налог правильно не удалось или вы сомневаетесь в полученном результате, то стоит обратиться к специалистам по налоговому праву.

Общий метод расчета налогов в России

Высчитать размер налога в России сможет каждый. Нужно только взять исходные данные и произвести расчет. Полученная сумма должна быть уменьшена на положенные вам льготы. Результатом расчета и окажется размер налога.

В целом, нужно умножить налоговую базу на налоговую ставку. После этого по методике, индивидуальной для каждого вида налога, следует применить льготы. Чтобы высчитывать налог, основываясь на правильных данных, нужно получить общее представление о налоговой системе России.

Налоговая система России

Высчитывать налоги следует, опираясь на законодательство. Иначе легко совершить ошибку, которая приведет к административной ответственности в виде штрафа или уголовному наказанию в виде лишения свободы. Чтобы ответственность стала уголовной, ошибка должна быть крупной.

По ст. 198 и 199 Уголовного кодекса (УК РФ) физические лица за уклонение от уплаты налоговых платежей могут получить до трех лет лишения свободы, а должностные лица предприятий — до шести. Если вы попытаетесь доказать, что просто ошиблись, вам не поверят. Поэтому внимательно читайте эту статью или сразу наймите для подсчета специалиста.

Основным документом, которым следует пользоваться, чтобы высчитать налог, является Налоговый Кодекс России (НК РФ). Ст.17 этого документа определяет общие правила расчета налоговых платежей в России. Для каждого введенного платежа должны быть установлены:

  1. Налогоплательщики. Если вы или ваше предприятие по конкретному налогу не попали в список налогоплательщиков, можно расслабиться и ничего не высчитывать.
  2. Объект налогообложения. Это то, за что, собственно, и придется платить. Объекты налогообложения бывают разными: это могут быть денежные суммы или физические объекты. Если у вас нет объекта налогообложения — например, вы не получили прибыль — то высчитывать налог не нужно.
  3. Налоговая база. Это характеристика объекта налогообложения, с которой и считают налог. Налоговые базы для разных бюджетных платежей имеют разное выражение. Это могут быть денежные суммы в виде прибылей, доходов или стоимости, либо некие физические характеристики, такие как количество объектов налогообложения, или, например, мощность двигателя машины.
  4. Налоговый период. Это срок, за который нужно высчитать и уплатить налог. Например, для налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговый период — прошлый год. То есть со всех доходов, полученных в прошлом году, вы должны заплатить в бюджет единовременно в году текущем.
  5. Налоговая ставка. Это то, на что умножают налоговую базу, чтобы вычислить налог. Ставка может выражаться либо в процентах от суммы налоговой базы, либо в конкретной сумме денег, которую необходимо уплатить, если налоговая база имеет не денежное, а числовое выражение.
  6. Порядок исчисления. Это как раз полное описание правил, по которым и нужно высчитать суммы налогов для уплаты в бюджет.
  7. Порядок и сроки уплаты. Это метод расчета с бюджетом и срок, в который необходимо рассчитаться.

Все эти сведения понадобятся вам для того, чтобы определить, являетесь ли вы налогоплательщиком, и посчитать сумму налога.

Где взять исходные данные, чтобы высчитать налог

В России существует 15 налогов. Они подразделяются на федеральные, региональные и местные. Общие правила обложения каждым из них содержатся в ч. 2 НК РФ. Однако, если для того, чтобы рассчитать федеральные налоги, там имеется все необходимое, то для региональных и местных платежей потребуются еще и решения соответствующих органов власти.

Федеральными являются налоги:

  • на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • на прибыль организаций;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный;
  • сбор за пользование биоресурсами;
  • госпошлина;
  • на дополнительный доход от добычи углеводородов.

Региональные:

  • на имущество организаций;
  • на занятие игорным бизнесом;
  • на транспорт.

Местные:

  • на земельные участки;
  • на имущество (недвижимость) физических лиц;
  • торговый сбор.

Региональные и местные платежи идут в бюджеты соответствующих территорий. Размеры ставок этих платежей и методы их применения могут существенно различаться даже в соседних регионах и населенных пунктах. Могу различаться и списки категорий лиц, имеющих право на льготы, и размеры льгот.

Ставки и льготы по региональным и местным бюджетным платежам необходимо выяснять в решениях властей соответствующего уровня. Все исходные данные для федерального налогообложения имеются в Налоговом Кодексе.

Как высчитать конкретный налог

Физические лица в России уплачивают 4 вида налогов:

  • НДФЛ;
  • земельный;
  • транспортный;
  • имущественный.

Чтобы показать на примере, как рассчитать размер платежа, возьмем НДФЛ, так как это федеральный налог, и все исходные данные по нему имеются в НК РФ. Вы — налоговый резидент России, то есть на законных основаниях провели в РФ 183 календарных дня в прошлом году, гражданство здесь значения не имеет. В течение года вы получили доход — 500 тыс. рублей, из них 100 тыс. — выигрыш в лотерею, остальные 400 тыс. получили, например, от сдачи внаем жилья.

Порядок действий

Открываем гл. 23 НК РФ. Убеждаемся, что вы являетесь плательщиком НДФЛ, что ваши доходы подлежат обложению, и открываем налоговые ставки. Налоговых ставок по НДФЛ — 6. К вам относятся 2 из них — стандартная ставка 13% для дохода от сдачи внаем жилья и ставка 35% для выигрыша.

Проверяем наличие льгот по налогообложению. Существует несколько видов налоговых вычетов. Все они применяются к налоговой базе, и только тогда, когда платежи с нее осуществляются по ставке 13%. Размер налогового вычета отнимается от налоговой базы и результат умножается на налоговую ставку. То есть сэкономить удастся не весь размер вычета, а только 13% от него. Предположим, что прав на вычет у вас нет.

Что касается выигрыша в лотерею, то есть некоторое послабление — 4 000 рублей такого дохода не подлежат обложению. Значит, 35% нужно будет отчислить не со 100 000, а с 96 000 рублей.

Расчет

Высчитаем размер налога на каждую часть дохода:

  • на доход от сдачи квартиры: 400 000 х 13%= 52 000 рублей.
  • на доход от выигрыша: 96 000 х 35%= 33 600 рублей.

Складываем полученные результаты: 52 000 + 35 000 = 87 000 рублей, именно столько вы должны уплатить в федеральный бюджет.

Если вы не получаете никаких доходов, кроме зарплаты, заниматься расчетом НДФЛ вам не нужно. Налог рассчитал, забрал и перечислил в бюджет работодатель, который по закону является налоговым агентом.

Изложенная выше методика позволяет высчитать любой налог:

  1. Открываем соответствующую главу НК РФ.
  2. Убеждаемся, что нужно платить.
  3. Проверяем наличие льгот по уплате. Если они есть, уменьшаем сумму платежа тем способом, который указан в НК РФ или региональных/местных решениях.
  4. Определяем налоговую базу.
  5. Определяем налоговые ставки по НК РФ или по решениям соответствующих органов власти.
  6. Проводим вычисление суммы, подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с установленными для конкретного налога правилами.

При наличии опыта посчитать налог не сложно. Если же такого опыта нет, лучше обратиться за помощью к специалистам

В интернете есть огромное количество налоговых калькуляторов. Часть из них принадлежит государственным органам, например, ФНС. Такими сервисами можно пользоваться. Калькуляторы частных сайтов могут выдавать ошибочные результаты или даже использоваться для мошенничества. Рекомендуем использовать только сервисы, принадлежащие государственным ресурсам. Если вам сложно высчитать налог самостоятельно, лучше нанять специалиста, чем подвергать себя риску.

Источники:

Уклонение физических лиц от налогов

Уклонение юридических лиц от налогов

Основные параметры налогов.

Федеральные налоги

Добавить в «Нужное»

Как рассчитать налог на прибыль

По общему правилу организации, применяющие общий режим налогообложения, по итогам отчетных периодов, а также по итогам года должны производить расчет налога на прибыль (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Налог на прибыль организаций-2020: как рассчитать

Формула расчета налога на прибыль в 2020 году такая же, как и в предыдущие годы:

Как считать налог на прибыль: определяем налоговую базу

Прежде чем посчитать сумму самого налога на прибыль, необходимо определить размер налоговой базы. При этом условно налоговую базу по налогу на прибыль можно разделить на промежуточную и итоговую.

Промежуточная налоговая база по налогу на прибыль

Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

При расчете промежуточной базы по налогу на прибыль нужно учитывать следующее:

  • налоговую базу нужно уменьшить на доходы, которые включены в сумму внереализационных доходов, но учитываются в особом порядке. К таким доходам, в частности, относятся дивиденды, полученные от иностранных организаций (п. 5.3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@). Они облагаются налогом на прибыль по другой ставке;
  • в случае получения убытка от операций, финансовые результаты по которым учитываются с учетом положений ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ (например, организация получила убыток от реализации ОС), налоговую базу нужно скорректировать. К примеру, при получении убытка от продажи основного средства вся выручка от продажи ОС будет учтена в доходах, остаточная стоимость – в расходах. И нужно скорректировать налоговую базу на сумму убытка, не учитываемого в отчетном периоде.

Итоговая налоговая база по налогу на прибыль

База для исчисления налога на прибыль (итоговая налоговая база) определяется следующим образом:

Если промежуточная налоговая база или итоговая налоговая база имеют отрицательное значение, то считать налог на прибыль не нужно. Ведь организация по итогам отчетного/налогового периода получила убыток, с которого налог не исчисляется.

Как посчитать налог на прибыль: пример

Допустим, что организация по итогам I квартала месяцев 2020 года имеет следующие показатели:

  • доходы от реализации – 1 500 000 руб.;
  • расходы, уменьшающие доходы от реализации – 950 000 руб.;
  • внереализационные доходы – 15 000 руб.;
  • внереализационные расходы – 35 000 руб.;

Воспользовавшись приведенными выше формулами, рассчитаем сумму налога на прибыль:

Промежуточная налоговая база составит 530 000 руб. (1 500 000 руб. + 15 000 руб. – 950 000 руб. – 35 000 руб.).

Итоговая налоговая база составит 530 000 руб. (530 000 руб. – 0 руб.).

Сумма налога на прибыль составит 106 000 руб. (530 000 руб. х 20%).

Форум для бухгалтера:

Содержание страницы

  • Понятие налога на прибыль
  • Плательщики налога
  • Объект налогообложения
  • Расчет налога
  • Особые условия расчёта налога для отдельных видов деятельности
  • Налоговый период. Отчетный период
  • Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Перенос убытков на будущее
  • Налоговая декларация
  • Сроки уплаты налога и авансовых платежей
  • Налоговый учет
  • Особенности регионального законодательства

Понятие налога на прибыль

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.

Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

  • Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
  • Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, – для целей применения этого международного договора
  • Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
  • Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»
  • Налогоплательщики, зарегистрированные на территории Курильских островов

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов.

Налогоплательщики

Прибыль для целей налогообложения

Статья налогового кодекса

Российские организации Доходы, уменьшенные на расходы

п. 1 ст. 247 НК РФ

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство Доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства

п. 2 ст. 247 НК РФ

Иные иностранные организации Доходы, полученные в РФ

п. 3 ст. 247 НК РФ

Объект налогообложения

Доходы. Классификация доходов.

Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении
прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения. Их перечень предусмотрен ст. 251 НК РФ.

Для большинства видов хозяйственной деятельности определен перечень наиболее часто встречаемых доходов, не учитываемых при налогообложении.

  • в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка;
  • в виде взносов в уставный капитал организации;
  • в виде имущества или средств, которое получено по договорам кредита или займа; При этом не включается в доход выгода от экономии на процентах по договору беспроцентного займа либо займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования
    Банка России;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Перечень льготируемых доходов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Поэтому все иные доходы, которые не указаны в этом перечне, нужно учесть для уплаты налога на прибыль.

Расходы. Группировка расходов

Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.), и на
внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница,  судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, который нельзя  учитывать по налогообложению прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, 
взносы в уставный капитал, погашение кредитов и пр.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком затраты.

  • Материальные расходы (пп.1 и 4
    п.1 ст. 254 НК РФ)
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг ст. 256-259 НК
    РФ
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255
    НК РФ)

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Прямые расходы ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Это значит, что прямые расходы учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций 
только по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Расходы, установленные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные организацией доходы. Этот перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все поименованные в нем расходы, ни
при каких обстоятельствах не могут уменьшать доходы организации.

Расчет налога

При расчете налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен четко знать, какие доходы и расходы он может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными
методами. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической
оплаты расходов. Доходы (расходы) при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся).

  • доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;
  • если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) – по доходам в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) и по иным аналогичным доходам;
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика – по доходам в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций; в виде безвозмездно полученных денежных средств и по иным аналогичным
    доходам.

Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты
расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком – приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных
    прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод, как для доходов, так и для расходов.

Нельзя применять один метод для расходов, а другой для доходов.

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг)
этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Порядок расчета налога

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер
налога
=Ставка
налога
*
Налоговая
база

Расчет налоговой базы должен содержать (cт. 315 НК РФ):

  • Период, за который определяется налоговая база
  • Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде
  • Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации
  • Прибыль (убыток) от реализации
  • Сумма внереализационных доходов
  • Прибыль (убыток) от внереализационных операций
  • Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период
  • Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

20%

2% в федеральный бюджет (3% в 2017 – 2024 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков, перечень которых приведен ниже.

18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 – 2024 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до
13,5% (12,5 % в 2017 – 2024 годах).

Ставка может быть еще ниже:

  • для резидентов (участников) особых экономических зон и свободных экономических зон (п. 1, п. 1.7 ст. 284 НК РФ);
  • для участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 284.1 НК РФ; п. 3 ст. 284.3 НК РФ);
  • для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивостока (п. 1.8 ст. 284 НК РФ,
    ст. 284.4 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль:

30%

Прибыль по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счетах депо, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту (п.4.2 ст.284 НК РФ).

20% – в федеральный бюджет

  • Прибыль от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, полученная:

    – организациями, владеющими лицензиями на пользование участком недр, на котором расположено данное месторождение или предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку такого месторождения;

    – операторами такого месторождения (п.1.4, п.6 ст.284 НК РФ);
  • Прибыль контролируемых налогоплательщиками иностранных компаний (п.1.6, п.6 ст.284 НК РФ);
  • Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, к которым применяются иные налоговые ставки (пп.1 п.2 ст.284 НК РФ).

15%

  • Доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных, муниципальных и иных ценных бумаг (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ)
  • Доходы в виде дивидендов, полученных иностранной организацией по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

13%

  • Доходы в виде дивидендов, полученные от российских и иностранных организаций российскими организациями (пп.2 п.3 ст.284 НК РФ);
  • Доходы в виде дивидендов, полученные по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками (пп.2 п.3 ст.284 НК РФ).

10%

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания  или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок
(
пп.2 п.2 ст.284 НК РФ)

9%

Доходы в виде процентов по некоторым муниципальным ценным бумагам (пп.2 п.4 ст.284 НК РФ).

0% в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации

  • по доходам сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, отвечающих требованиям статьи 346.2 НК РФ, от деятельности, связанной
    с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст.284 НК РФ);
  • в отношении прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с регулированием денежного обращения (п.5 ст.284 НК РФ);
  • в отношении прибыли, организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (п.1.1 ст.284, ст. 284.1 НК РФ);
  • в отношении прибыли участников проекта “Сколково”, прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль (п.5.1 ст.284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан (п. 1.9 ст. 284 НК РФ).

0% в федеральный бюджет

  • по доходам в виде процентов по некоторым государственным и муниципальным ценным бумагам (пп.3 п.4 ст.284 НК РФ);
  • по доходам в виде дивидендов, полученных российскими организациями, непрерывно владеющими в течение 365 дней не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации
    (пп.1 п.3 ст.284 НК РФ);
  • по доходам от выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст.284 и ст. 284.2 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций – резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций – резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединённых решением Правительства Российской Федерации
    в кластер (п.1.2 ст.284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций – участников региональных инвестиционных проектов (п. 1.5 и 1.5-1 ст. 284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций – участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (п.1.7 ст.284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской
    Федерации» (п.1.8 ст. 284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций, получивших статус резидента свободного порта Владивостока (п. 1.8 ст. 284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций-участников особой экономической зоны в Магаданской области (п. 1.10 ст. 284 НК РФ);
  • в отношении прибыли организаций-резидентов особой экономической зоны в Калининградской области (п. 6 ст. 288 НК РФ).

Особые условия расчёта налога для отдельных видов деятельности

Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения доходов и расходов некоторых организаций, которые зависят от осуществляемого этими организациями вида деятельности. Таким образом, в гл. 25 НК РФ рассматриваются не только общие подходы к формированию налоговой базы, исчислению и уплате налога на прибыль, но и особенности налогообложения прибыли, связанные со спецификой некоторых отраслей или групп предприятий.

  • Банки (cт. 290, 291, 292 НК РФ)
  • Страховые организации (страховщики) (cт. 293, 294, 294.1 НК РФ)
  • Негосударственные пенсионные фонды (cт. 295, 296 НК РФ)
  • Участники рынка ценных бумаг (cт. 298, 299 НК РФ)
  • Клиринговые организации (cт. 299.1, 299.2 НК РФ)
  • Особенности по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 301 – 305 и 326 -327 НК РФ)
  • Особенности при исполнении договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества (ст. 276, 278 и
    332 НК РФ)
  • Особенности налогообложения иностранных организаций ( ст. 307-310 НК РФ)

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

По налогу на прибыль организаций налоговым периодом признается календарный год.

Отчетный период

Квартал

Полугодие

9 месяцев

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. (cт. 286 НК РФ)

  • Авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартальные) уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.
  • Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода, если иное не установлено настоящей статьей.
  • Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
  • Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом.

В основном все налогоплательщики налога на прибыль уплачивают авансовые платежи ежемесячно (п.2 ст.286 НК РФ)

Организации, которые уплачивают авансовые платежи только поквартально (4 раза в год) указаны в пункте 3 статьи 286 НК РФ

Порядок расчета ежеквартальных авансовых платежей

Сумма квартального авансового платежа, которую организация должна уплатить в бюджет за отчетный период, например, по итогам полугодия:

АК
к доплате
=АК
отчетный

АК
предыдущий

где:
АК к доплате – это сумма квартального авансового платежа, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по итогам отчетного периода
АК отчетный – это сумма квартального авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода
АК предыдущий – это сумма квартального авансового платежа, уплаченная по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде)

Например: Налоговая база за полугодие составила 85 000 руб. Согласно первой формуле рассчитаем размер налога = 85 000 x 20% = 17 000 руб.

В первом квартале сумма исчисленного налога составила 15 000 тыс. руб.

Следовательно, согласно второй формуле рассчитаем итоговый квартальный аванс, подлежащий к уплате по итогам полугодия

17 000 – 15 000 = 2 000 руб.

Порядок расчета ежемесячных авансовых платежей

Платежи по налогу на прибыль в течение отчетных периодов налогоплательщики производят авансом – равномерными платежами каждый месяц. Суммы таких ежемесячных авансовых платежей, которые должны быть уплачены в следующем отчетном периоде рассчитываются
налогоплательщиком исходя из суммы авансового платежа, исчисленной за предыдущий отчетный период.

Пример 1, из декларации за 1 квартал:

Сумма ежемесячных авансовых платежей во втором квартале равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале

Показатель строки 290 делится  на три, в результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь.

Показатель строки  290 декларации по налогу на прибыль равен сумме показателей строк 120, 130, 140 – Федеральный бюджет, 220, 230, 240 – Бюджет субъекта подраздела 1.2 Раздела 1 Декларации по налогу на прибыль  (п. 5.11. Раздела V. Порядка
заполнения Листа 02 “Расчет налога на прибыль организаций” Декларации приказа от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на
прибыль организаций, порядка её заполнения».

Пример 2, из декларации за полугодие:

Авансовый платеж по итогам полугодия равен сумме исчисленного налога на прибыль, полученного за полугодие, за минусом суммы исчисленного налога на прибыль за первый квартал.

Показатель строки 290 делится на три, в результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. Показатель строки 290 декларации по налогу на прибыль равен сумме показателей строк 120, 130, 140 – Федеральный бюджет,
220, 230, 240 – Бюджет субъекта подраздела 1.2 Раздела 1 Декларации по налогу на прибыль (п. 5.11. Раздела V. Порядка заполнения Листа 02 “Расчет налога на прибыль организаций” Декларации приказа от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения».

Пример 3 из декларации за девять месяцев:

Величина платежа по итогам девяти месяцев, равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за полугодие

Показатель строки 290 делится на три, в результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за октябрь, ноябрь и декабрь.

Показатель строки 290 декларации по налогу на прибыль равен сумме показателей строк 120, 130, 140 – Федеральный бюджет, 220, 230, 240 – Бюджет субъекта подраздела 1.2 Раздела 1 Декларации по налогу на прибыль (п. 5.11. Раздела V. Порядка заполнения
Листа 02 “Расчет налога на прибыль организаций” Декларации приказа от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций,
порядка её заполнения».

Если при расчете ежемесячных авансовых платежей разница отрицательна или равна нулю, то ежемесячные авансовые платежи не уплачиваются.

Ежемесячные авансовые платежи на I квартал года равны ежемесячным авансовым платежам, рассчитанным на IV квартал предыдущего налогового периода, которые в свою очередь определяются по итогам девяти месяцев.

Вновь созданные организации уплачивают не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их государственной регистрации. Затем налогоплательщик должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает 5 млн. рублей в месяц или 15 млн. рублей в квартал, компания может продолжать уплачивать только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей.

Определение ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли

Данный способ организация может применять добровольно. (п.2 ст. 286 НК РФ)

Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

  • Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе.
  • Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь.
  • Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль.
  • И так далее вплоть до декабря.

Организации, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, представляют налоговые декларации по налогу на прибыль 12 раз в год.

Перенос убытков на будущее

Организации, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить положительную налоговую базу текущего периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.(cт. 283 НК РФ)

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

В отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2024 года налоговая база по налогу за соответствующий период может быть уменьшена на убытки предыдущих периодов не более чем на 50 %.

Организация ООО «Альфа» получила убытки в течение двух лет подряд:

– по итогам 2009 года – 180 000 руб.

– по итогам 2010 года – 300 000 руб.

По итогам 2011 года Общество получило прибыль – 200 000 руб.

Налогоплательщик вправе при соблюдении условий статьи 283 НК РФ перенести убытки, уменьшив тем самым налоговую базу, но, не превысив её.

Таким образом, на 2011 год организация сможет перенести убыток 2009 года в сумме 180 000 руб. и часть убытка 2010 года в сумме 20 000 руб.

В налоговой декларации в Листе 02:

Показатель налоговой декларации Код строки Сумма (руб.)
Налоговая база 100 200 000
Сумма убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период (стр. 150 Приложения 4 к Листу 02) 110 200 000
Налоговая база для исчисления налога (стр. 100 – стр. 110) 120 0

Таким образом, с учетом перенесенных убытков налоговая база равна нулю (200 000-180 000-20 000 руб.).

Оставшаяся часть суммы убытка за 2010 год в размере 280 000 руб. (300 000 – 20 000) может быть учтена в последующих периодах.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется (cт. 289 НК РФ) :

  • Не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Декларацию необходимо представлять в налоговую инспекцию:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периода Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:

  • уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
  • уплачиваемые ежеквартально
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежи подлежащие уплате в течение квартала Ежемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя дохода Не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим месяцем

Налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера)
  • аналитические регистры налогового учета
  • расчет налоговой базы

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства


Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Ставка налога, зачисляемого в бюджет города Москвы составляет 17%.

  • Законом города Москвы от 23.11.2016 № 37 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций-резидентов и управляющих компаний особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы» установлены пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы в размере:

– 0% для организаций-резидентов особых экономических зон в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территориях особых экономических зон;

– 12,5 % для организаций-управляющих компаний особых экономических зон в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой в целях реализации соглашений об управлении особыми экономическими зонами.

  • Законом города Москвы от 12.07.2017 № 22 «Об особенностях налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории города Москвы» установлены пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы в размере:

– 10% для организаций, включенных в реестр организаций-участников региональных инвестиционных проектов;

– 0% для инвесторов, являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с федеральным законодательством от имени Российской Федерации определенным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • Законом города Москвы от 20.11.2019 № 28 «Об инвестиционном налоговом вычете» установлено право налогоплательщиков на применение на территории города Москвы инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций в размере 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, и в размере 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением частичной ликвидации основного средства).

Как посчитать УСН «доходы»

Чтобы произвести расчет налога УСН, налогоплательщику, выбравшему объект «доходы», следует выполнить следующие действия:

  • рассчитать налоговую базу;
  • определить размер авансового платежа;
  • определить окончательную сумму налога к уплате.

Правила и формулы, действующие на каждом этапе, не допускают двойственного толкования. Особенности могут коснуться только размера ставки данного вида налога, так как регионам дано право устанавливать ставки, отличные от 6%. Правда, только в сторону уменьшения. Сниженная ставка не может быть ниже 1% (за исключением ставки 0% для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах и впервые зарегистрированных после вступления в силу в субъекте Федерации закона о «налоговых каникулах»). Однако наиболее широко применяемой остается ставка 6%, и на нее мы будем ориентироваться в нашей статье.

При превышении лимитов по доходам и численности необходимо применять повышенную ставку налога – 8%. Подробнее об этом мы писали здесь.

Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и узнайте как рассчитать налоги, если вы переходите с УСН на ОСНО. 

Как рассчитывается УСН: определение налоговой базы

Перед тем как рассчитать налог УСН 6%, надо найти значение налоговой базы. Определение налоговой базы при этом объекте налогообложения не представляет больших трудностей, поскольку не предполагает вычета расходов и, соответственно, проведения работы по установлению состава последних для целей налогообложения.

Для того чтобы узнать налоговую базу за период начисления налога, фактически полученные доходы подсчитываются поквартально нарастающим итогом. В конце налогового периода (года) подводится общий результат по доходам за этот период.

Как рассчитать налог 6% УСН: определяем размер авансовых платежей

Авансовый платеж, соответствующий налоговой базе, рассчитанной с начала года до конца отчетного периода, определяется по следующей формуле:

АвПр = Нб × 6%,

где:

Нб — налоговая база, представляющая собой доход налогоплательщика, идущий нарастающим итогом с начала года.

Однако сумма авансового платежа, подлежащая уплате по итогам отчетного периода, будет рассчитываться по другой формуле:

АвПу = АвПр – Нвыч – Тс – АвПпред,

где:

АвПр — авансовый платеж, соответствующий налоговой базе, рассчитанной с начала года до конца отчетного периода;

Нвыч — налоговый вычет, равный сумме страховых взносов, уплаченных в фонды, пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам, перечисленных платежей на добровольное страхование в пользу работников;

Как рассчитать налоговый вычет при УСН подробно рассказали эксперты в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и изучите материал бесплатно.

Тс — сумма  торгового сбора, оплаченного в бюджет (если вид деятельности, осуществляемый налогоплательщиком, подпадает под этот сбор);

АвПпред — сумма авансов, уплаченных по итогам предыдущих отчетных периодов (такое вычитание предусмотрено пп. 3, 5 ст. 346.21 НК РФ).

Величина налогового вычета для ИП, работающих на себя и не имеющих работников, не ограничивается (абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ), т. е. этот вычет для ИП может уменьшить сумму начисленного налога до 0. Предприниматель, у которого есть наемные работники, вправе применить налоговый вычет только в размере 50% от величины налога, рассчитанного от налоговой базы (абз. 5 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Это ограничение касается только страховых взносов, пособий по временной нетрудоспособности и платежей на добровольное страхование. На торговый сбор оно не распространяется (п. 8 ст. 346.21 НК РФ, письмо Минфина России от 07.10.2015 № 03-11-03/2/57373). И даже когда за счет суммы взносов, пособий и платежей на добровольное страхование достигнута максимально возможная величина вычета, начисленный налог можно дополнительно уменьшить на сумму торгового сбора.

Налогоплательщику при этом обязательно нужно стоять на учете как плательщику такого сбора.

Об особенностях начисления торгового сбора читайте в этой рубрике.

УСН: формула расчета окончательного платежа

По итогам года проводится последний за налоговый период расчет налога УСН 6%, подлежащего доплате в бюджет. Следует иметь в виду, что может образоваться и переплата. Такая сумма будет либо зачтена в счет будущих платежей, либо возвращена на счет налогоплательщика.

Формула, по которой производится расчет налога УСН – доходы, установлена пп. 1, 3, 5, 8 ст. 346.21 НК РФ и выглядит следующим образом:

Н = Нг – Нвыч – Тс – АвП,

где:

Нг — сумма налога, представляющая собой результат умножения налоговой базы, рассчитанной за весь год, на 6%;

АвП — сумма авансовых платежей, которые исчислены в течение отчетных периодов отчетного года.

Подробнее о том, что такое единый налог, который платится при УСН, читайте в статье «Какие налоги заменяет УСН?».

Если вы применяете УСН «доходы минус расходы», порядок расчета налога будет отличаться. Как правильно рассчитать налог к уплате и что такое минимальный налог, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и изучите материалы бесплатно. 

Условия примера для расчета УСН «доходы» за 2022 год

Рассмотрим поэтапно, как при УСН – доходы рассчитать налог. Для этого приведем пример, как считать УСН 6%.

Пример

ООО «Омега», использующее в своей деятельности УСН с объектом «доходы», в 2022 году получило доход в объеме 3 200 000 руб. С разбивкой по месяцам это выглядит так:

  • январь — 280 000 руб.;
  • февраль — 310 000 руб.;
  • март — 260 000 руб.;
  • апрель — 280 000 руб.;
  • май — 260 000 руб.;
  • июнь — 250 000 руб.;
  • июль — 200 000 руб.;
  • август — 245 000 руб.;
  • сентябрь — 220 000 руб.;
  • октябрь — 285 000 руб.;
  • ноябрь — 230 000 руб.;
  • декабрь — 380 000 руб.

По итогам квартала доход составил 850 000 руб., полугодия — 1 640 000 руб., 9 месяцев — 2 305 000 руб., года — 3 200 000 руб.

В налоговом периоде ООО «Омега» уплатило в фонды страховых взносов:

  • за 1-й квартал — 21 000 руб.;
  • за полугодие — 44 300 руб.;
  • за 9 месяцев — 66 000 руб.;
  • за весь год — 87 000 руб.

Были также выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Их общая сумма составила 24 000 руб., в том числе:

  • во 2-м квартале — 17 000 руб.;
  • в 3-м квартале — 7 000 руб.

С 2-го полугодия ООО «Омега» начало осуществлять торговую деятельность и в 4-м квартале уплатило торговый сбор в сумме 12 000 руб.

Расчет УСН-налога за 2022 год

ООО «Омега» будет производить при УСН 6% расчет налога следующим образом.

Перед тем как рассчитать налог УСН – доходы за год, бухгалтеру следует определить суммы всех авансовых платежей.

  1. Как рассчитать налог УСН: определение суммы авансового платежа по итогам 1 квартала.

Сначала делается по УСН 6% расчет авансового платежа, приходящегося на налоговую базу этого отчетного периода:

850 000 руб. × 6% = 51 000 руб.

Затем к полученной сумме применяется вычет. То есть она уменьшается на страховые взносы, уплаченные в 1-м квартале. Поскольку организация вправе сделать такое уменьшение не больше чем на половину начисленной суммы, перед этим уменьшением нужно проверить выполнение условия о возможности применения вычета в полном размере:

51 000 руб. × 50% = 25 500 руб.

Это условие соблюдается, поскольку взносы равны 21 000 руб., а максимальный размер вычета — 25 500 руб. То есть аванс можно уменьшать на всю сумму взносов:

51 000 руб. – 21 000 руб. = 30 000 руб.

Авансовый платеж к уплате по итогам 1-го квартала будет равен 30 000 руб.

  1. Как рассчитать налог по УСН 6%: определение суммы авансового платежа по итогам полугодия.

Сначала рассчитывается авансовый платеж, приходящийся на налоговую базу данного отчетного периода. Налоговая база при этом определяется нарастающим итогом. В результате получаем:

1 640 000 руб. × 6% = 98 400 руб.

Полученную сумму следует уменьшить на страховые взносы, уплаченные за полугодие, и на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных сотрудникам за первые 3 дня болезни во 2-м квартале. Общий размер взносов и пособий за полугодие составляет:

44 300 руб. + 17 000 руб. = 61 300 руб.

Однако вычесть эту сумму из 98 400 руб. не получится, поскольку максимальный размер вычета меньше нее и составляет всего 49 200 руб. (98 400 руб. х 50%). По этой причине авансовый платеж можно уменьшить только на 49 200 руб. В итоге получим:

98 400 руб. – 49 200 руб. = 49 200 руб.

Теперь определяем авансовый платеж по итогам полугодия, вычитая из этой суммы аванс по итогам первого квартала:

49 200 руб. – 30 000 руб. = 19 200 руб.

Таким образом, по итогам полугодия сумма аванса к уплате составит 19 200 руб.

  1. Как посчитать налог УСН 6%: определение суммы авансового платежа по итогам 9 месяцев.

Сначала рассчитывается авансовый платеж, приходящийся на налоговую базу этого отчетного периода. В результате получаем:

2 305 000 руб. × 6% = 138 300 руб.

Полученную сумму следует уменьшить на страховые взносы, уплаченные за 9 месяцев, и на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных сотрудникам за первые 3 дня болезни во 2 и 3 кварталах. Общий размер взносов и пособий за период составляет:

66 300 руб. + 17 000 руб. + 7 000 руб. = 90 300 руб.

Однако эту сумму не получится вычесть из 138 300 руб., поскольку максимальный размер вычета меньше нее и составляет всего 69 150 руб. (138 300 руб. × 50%). По этой причине авансовый платеж можно уменьшить только на 69 150 руб. В итоге получим:

138 300 руб. – 69 150 руб. = 69 150 руб.

Теперь определим авансовый платеж по итогам 9 месяцев, вычитая из этой суммы авансы, начисленные к уплате по итогам первого квартала и полугодия:

69 150 руб. – 30 000 руб. – 19 200 руб. = 19 950 руб.

Таким образом, по итогам 9 месяцев сумма аванса к уплате составит 19 950 руб.

  1. Как рассчитать УСН 6%: определение окончательной суммы налога, уплачиваемого по итогам налогового периода.

Следует провести расчет УСН 6% по авансовому платежу, приходящемуся на налоговую базу налогового периода (года). В результате получаем:

3 200 000 руб. × 6% = 192 000 руб.

Полученную сумму следует уменьшить на страховые взносы, уплаченные за весь год, и на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных сотрудникам за первые 3 дня болезни за весь год. Общий размер взносов и пособий за период составляет:

87 000 руб. + 17 000 руб. + 7 000 руб. = 111 000 руб.

Однако эту сумму не получится вычесть из 192 000 руб., поскольку максимальный размер вычета меньше нее и составляет всего 96 000 руб. (192 000 руб. × 50%). По этой причине платеж можно уменьшить только на 96 000 руб., относящихся к взносам и пособиям. Однако в 4-м квартале имел место еще и платеж по торговому сбору (12 000 руб.). На его величину вычет можно увеличить. В итоге получим:

192 000 руб. – 96 000 руб. – 12 000 руб. = 84 000 руб.

Теперь делается по УСН расчет налога, подлежащего уплате за год, путем вычитания из этой суммы всех авансов, начисленных к уплате по итогам 1-го квартала, полугодия и 9 месяцев:

84 000 руб. – 30 000 руб. – 19 200 руб. – 19 950 руб. = 14 850 руб.

Таким образом, по итогам года сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, составит 14 850 руб.

Сделать расчет авансовых платежей и налога по вашим данным поможет наш калькулятор УСН 6%.

Рассчитанные суммы авансовых платежей и УСН-налога по итогам года отражаются в налоговой декларации.

Скачать актуальный бланк и образец заполнения декларации по УСН «доходы» можно здесь.

Декларация представляется в ИНФС (по правилам до 2023 года):

  • юридическими лицами — не позднее 31 марта;
  • индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля.

ВАЖНО! С 2023 года в связи с введением единого налогового платежа меняются сроки сдачи деклараций. Все сроки для представления отчетности переносятся на 25 число: юрлица сдают декларацию до 25 марта 2023 года, индивидуальные предприниматели – до 25 апреля 2023 года. 

Сдача декларации в более поздние сроки повлечет за собой начисление штрафа по ст. 119 НК РФ.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Уплата авансовых платежей в 2022 году осуществляется по итогам каждого отчетного периода:

  • за 1 квартал — не позднее 25.04.2022;
  • за 2 квартал — не позднее 25.07.2022;
  • за 3 квартал — не позднее 25.10.2022.

ВАЖНО! С 2023 года меняются сроки уплаты налогов. Они также переносятся на единую дату – 28 число. Таким образом, срок уплаты налога УСН за 2022 год юридическими лицами – 28 марта 2023 года, индивидуальными предпринимателями – 28 апреля 2023 года.

Образец платежки на уплату УСН «доходы» можно посмотреть здесь. 

В случае нарушения плательщиками сроков уплаты налога и авансовых платежей начисляются пени.

Рассчитать пени юридическим лицам поможет наш калькулятор пеней.

Итоги

Расчет УСН-налога при объекте «доходы» делается поквартально: 3 раза при этом рассчитываются суммы авансов, а по итогам года определяется окончательная величина налога. Базой расчета являются полученные за период (каждый раз определяемый нарастающим итогом) доходы, которые умножаются на ставку (обычно составляющую 6%, но в регионах допускается ее снижение).

Полученную по такому расчету сумму налога можно уменьшить на уплаченные за соответствующий период страховые взносы, пособия по нетрудоспособности и платежи по добровольному страхованию. Для работодателей величина такого вычета не может превысить 50%, а для ИП, не имеющих работников, возможно уменьшение начислений на 100%. Дополняющей вычет величиной (сверх 50%) окажется сумма уплаченного за период торгового сбора.

Во всех периодах, кроме 1 квартала, рассчитанная таким образом сумма дополнительно уменьшается на величину начисленных в предыдущих отчетных периодах авансов.

С 2023 года меняются сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, – по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100 процентов;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2026 абз. 4 ст. 50 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 4 ст. 50 приостановлено с 01.01.2018 до 01.01.2026. О нормативах зачисления налога в 2018 – 2025 гг. см. ФЗ от 27.11.2017 N 345-ФЗ.

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” (далее – Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”) и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 25 процентов;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;

абзацы шестой – восьмой утратили силу с 1 января 2020 года. – Федеральный закон от 15.04.2019 N 62-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, – по нормативу 16 процентов;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2009 года. – Федеральный закон от 30.12.2008 N 310-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100 процентов;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 абз. 14 ст. 50 утрачивает силу (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 14 ст. 50 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2025. О нормативах зачисления в федеральный бюджет соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018), от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, – по нормативу 12 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 145-ФЗ)

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 22.09.2009 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) – по нормативу 40 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 19.12.2006 N 237-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации – по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции – по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 20 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 20 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

водного налога – по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. – Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) – по нормативу 100 процентов;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 24.11.2014 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – по нормативу 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – по нормативу 75 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 45-ФЗ)

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзаце тридцать девятом настоящей статьи), – по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, – по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачиваемой на основании налогового уведомления налогоплательщиками, для которых выполнено условие, предусмотренное абзацем четвертым пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде угля коксующегося – по нормативу 70 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) – по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд – по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде, – по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

акциза на сталь жидкую – по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”, в том числе минимального налога, – по нормативу 46 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 25.02.2022 N 22-ФЗ)

Добавить комментарий