Как найти размещение в математике

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 апреля 2022 года; проверки требуют 3 правки.

В комбинаторике размеще́нием (из n по k) называется упорядоченный набор из k различных элементов из некоторого множества различных n элементов.

Пример 1: langle 1,3,2,5rangle — это 4-элементное размещение из 6-элементного множества {1,2,3,4,5,6 }.

Пример 2: некоторые размещения элементов множества {1,2,3,4,5,6 } по 2:
langle 1,2rangle langle 1,3rangle langle 1,4rangle langle 1,5rangle
langle 2,1rangle langle 2,3rangle langle 2,4ranglelangle 2,6rangle

В отличие от сочетаний, размещения учитывают порядок следования предметов. Так, например, наборы langle 2, 1, 3 rangle и langle 3, 2, 1 rangle являются различными размещениями, хотя состоят из одних и тех же элементов {1, 2, 3} (то есть совпадают как сочетания).

Заполнить ряд – значит надо поместить на каком-нибудь месте этого ряда какой-либо объект из данного множества (причём каждый объект можно использовать всего лишь один раз). Ряд, заполненный объектами данного множества, называется размещением , т. е. мы разместили объекты на данных местах. [1]

Число размещений[править | править код]

Число размещений из n по k, обозначаемое A_{n}^{k}, равно убывающему факториалу:

{displaystyle A_{n}^{k}=n^{underline {k}}=(n)_{k}=n(n-1)cdot ldots cdot (n-k+1)={frac {n!}{(n-k)!}}}.

Элементарным образом выражается через символ Похгаммера:

{displaystyle A_{n}^{k}=(n-k+1)_{k}}.

Последнее выражение имеет естественную комбинаторную интерпретацию: каждое размещение из n по k однозначно соответствует некоторому сочетанию из n по k и некоторой перестановке элементов этого сочетания; число сочетаний из n по k равно биномиальному коэффициенту tbinom{n}{k}, в то время как перестановок на k элементах ровно k! штук.

При k = n число размещений равно числу перестановок порядка n:[2][3][4]

{displaystyle A_{n}^{n}=P_{n}=n!}.

Справедливо следующее утверждение:{displaystyle A_{n}^{n-1}=A_{n}^{n}}. Доказывается тривиально:

{displaystyle A_{n}^{n-1}={frac {n!}{(n-(n-1))!}}={frac {n!}{(n-n+1)!}}=n!=A_{n}^{n}}.

Все 60 вариаций без повторения трех из пяти чисел

Размещение с повторениями[править | править код]

Размещение с повторениями или выборка с возвращением[5] — это размещение «предметов» в предположении, что каждый «предмет» может участвовать в размещении несколько раз.

Число размещений с повторениями[править | править код]

По правилу умножения число размещений с повторениями из n по k, обозначаемое bar{A}_n^k, равно:[6][2][5]

{displaystyle {bar {A}}_{n}^{k}=n^{k}}.

Например, число вариантов 3-значного кода, в котором каждый знак является цифрой от 0 до 9 и может повторяться, равно:

{displaystyle {bar {A}}_{10}^{3}=10^{3}=1000}.

Ещё один пример: размещений с повторениями из 4 элементов a, b, c, d по 2 равно 42 = 16, эти размещения следующие:

aa, ab, ac, ad, ba, bb, bc, bd, ca, cb, cc, cd, da, db, dc, dd.

Все 125 вариантов с повторением трех из пяти чисел

См. также[править | править код]

  • Обобщённая схема размещения
  • Сочетание
  • Перестановка

Ссылки[править | править код]

  1. ISBN 978-5-406-05433-8 Учебник по математике для СПО под редакцией Башмакова М.И. Архивная копия от 9 декабря 2019 на Wayback Machine
  2. 1 2 Виленкин Н.Я. Глава III. Комбинаторика кортежей и множеств. Размещения с повторениями // Популярная комбинаторика. — М.: Наука, 1975. — С. 80. — 208 с.
  3. Теория конфигураций и теория перечислений. Дата обращения: 30 декабря 2009. Архивировано 23 января 2010 года.
  4. Глава 3. Элементы комбинаторики Архивная копия от 4 января 2010 на Wayback Machine. // Лекции по теории вероятностей.
  5. 1 2 Корн Г., Корн Т. Табл. 18.7-2(2.b), 18.7-3(2.b) // Справочник по математике для научных работников и инженеров. — М.: Наука, 1973. — С. 568. — 832 с.
  6. Комбинаторный анализ // Математическая энциклопедия / Под ред. И. М. Виноградова. — М., 1977. — Т. 2. — С. 974. — (Сов. энциклопедия).

Формула числа размещений

Спасибо за ваши закладки и рекомендации

Определение числа размещений

Пусть имеется $n$ различных объектов.
Будем выбирать из них $k$ объектов и переставлять всеми возможными способами между собой (то есть меняется и состав выбранных объектов, и их порядок). Получившиеся комбинации называются размещениями из $n$ объектов по $k$, а их число равно

$$A_n^k=frac{n!}{(n-k)!}=ncdot (n-1)cdot … cdot (n-k+1) $$

Если вы уже знакомы с сочетаниями, то легко заметите, что чтобы найти размещения, надо взять все возможные сочетания, а потом в каждом еще поменять порядок всеми возможными способами (то есть фактически сделать еще перестановки). Поэтому число размещений еще выражается через число перестановок и сочетаний так:

$$A_n^k= C_n^k cdot k! = C_n^k cdot P_k.$$

число размещений из 3 элементов по 2

Получилась такая изящная формула, объединяющая три других формулы комбинаторики (три концепции: размещений, сочетаний и перестановок).

Пример всех размещений из $n=3$ объектов (различных фруктов) в группы по $m=2$ с учетом порядка – на картинке справа. Согласно формуле, их должно быть ровно $$A_3^2=3cdot (3-2+1)=3cdot 2 =6.$$

Чтобы вычислить число размещений $A_n^k$ онлайн, используйте калькулятор ниже.

Видеоролик о размещениях

Не все понятно? Посмотрите наш видеообзор для формулы размещений: как использовать Excel для нахождения числа размещений, как решать типовые задачи и использовать онлайн-калькулятор.

Расчетный файл из видео можно бесплатно скачать

Полезная страница? Сохрани или расскажи друзьям

Полезные ссылки

  • Онлайн-учебник по теории вероятностей
  • Как решать задачи по комбинаторике?
  • Примеры решений задач по теории вероятностей
  • Решить теорию вероятности на заказ

Решенные задачи

Размещением из (n) элементов по (m) элементов (

m≤n

) называется упорядоченная выборка элементов (m) из данного множества элементов (n).

Количество размещений из (n) элементов по (m) элементов обозначается

Anm

 (читается как «размещение из (n) элементов по (m) элементов»).

             a.bmp

 (m) показывает количество элементов размещения (сколько элементов выбирается)

     ↑

(n) показывает количество элементов данного множества

 

Размещения вычисляются по формуле

Anm=n!(n−m)!

.

1. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр (2; 3; 4; 5; 6) (если цифры не должны повторяться)?

Решение:

выбираются (2) элемента из множества (5) элементов.

В данном случае (n = 5) (т. к. дано множество с (5) цифрами), а (m = 2) (т. к. нужно выбрать (2) цифры для числа).

По формуле:  

A52=5!5−2!=5!3!=5⋅4⋅3!3!=5⋅4⋅3!3!=20

.

Ответ: из данных цифр можно составить (20) двузначных чисел с различными цифрами.

2. Даны элементы (3) разных цветов: ELLLL.PNG. Сколькими различными способами можно выбрать (2) из них, если порядок важен?

Решение:

эту задачу можно решить двумя способами: полным перебором или подставив величины в формулу.

1) ELLLL1.PNG                    2) ELLLL2.PNG                    3) ELLLL4.PNG     

4) ELLLL3.PNG                    5) ELLLL5.PNG                    6) ELLLL6.PNG        

Как видно на картинке, два элемента из всех данных можно выбрать (6) различными способами.

Подставив величины в формулу ((n = 3) и (m= 2)), получаем такой же результат:

A32=3!(3−2)!=3!1!=1⋅2⋅31=61=6

.

3. У стола осталось (6) свободных мест. Сколькими различными способами места могут занять (4) человека?

Решение:

основное множество составляют (6) свободных мест, значит, (n = 6), выборку составляют (4) человека, значит, (m = 4). Так как важен порядок, в котором люди займут места, количество выборок равно количеству размещений из (6) элементов по (4) элемента, т. е.

A64=6!6−4!=6!2!=2!⋅3⋅4⋅5⋅62!=3⋅4⋅5⋅6=360

.

Ответ: за столом (6) свободных мест четыре человека могут занять (360) различными способами.

4. Упрости выражение:

a) 

An−13=(n−1)!(n−1−3)!=(n−1)!(n−4)!=(n−4)!⋅(n−3)⋅(n−2)⋅(n−1)(n−4)!==(n−3)⋅(n−2)⋅(n−1).

b) 

Ann−1=n!(n−(n−1))!=n!1!=n!1=n!

     (Запомни, (0! = 1)  и  (1! = 1)).

c) 

Ann=n!(n−n)!=n!0!=n!1=n!      

5. Вычисли значение выражения:

  A74−A53A52=7!(7−4)!−5!(5−3)!5!(5−2)!=7!3!−5!2!5!3!=7!2!⋅3−5!2!5!3!=7!−5!⋅33!5!3!==5!⋅6⋅7−5!⋅33!5!3!=5!6⋅7−3⋅3!3!⋅5!=6⋅7−3=42−3=39.

Размещения

  1. Размещения без повторений
  2. Размещения с повторениями
  3. Примеры

п.1. Размещения без повторений

Размещениe без повторений – это упорядоченная ⟨n,k⟩ – выборка без повторений,     kn. Общее количество размещений без повторений: $$ mathrm{ A_n^k=frac{n!}{(n-k)!} } $$

Например:
Для создания 3-значного пароля используются символы из алфавита {+,*,A,!,2}.
Сколько всего паролей без повторения символов можно составить?
По условию n = 5, k = 3. Рассматриваем размещение 5 символов по 3 позициям без повторений: (mathrm{ A_5^3=frac{5!}{(5-3)!}=5cdot 4cdot 3 = 60 })
Всего 60 паролей.
Результат можно получить непосредственно из правила произведения. Действительно, на первой позиции – 5 вариантов символов, на второй – 4 оставшихся, на третьей – 3 оставшихся. Итого, по правилу произведения: 5 · 4 · 3 = 60 паролей.

п.2. Размещения с повторениями

Размещение с повторением – это упорядоченная ⟨n,k⟩ – выборка с повторениями. Общее количество размещений с повторениями: $$ mathrm{ overline{A}_n^k=n^k } $$

Например:
Для создания 3-значного пароля используются символы из алфавита {+,*,A,!,2}.
Сколько всего паролей можно составить?
По условию n=5, k=3. Рассматриваем размещение 5 символов по 3 позициям с повторениями: (mathrm{ overline{A}_5^3=5^3=125. })
Всего 125 паролей.
Результат можно получить непосредственно из правила произведения. Действительно, на первой позиции 5 вариантов символов, на второй – 5 вариантов, и на третьей – 5 вариантов. Итого, по правилу произведения: 5 · 5 · 5 = 53 = 125 паролей.

п.3. Примеры

Пример 1. Исследуйте различие между перестановкой без повторений и размещением без повторений ⟨3,2⟩-выборок для трёх разноцветных фишек. Изобразите полученные решения.

Рассматриваем фишки: Пример 1

1) Для перестановок, ⟨3,3⟩-выборок, получаем:

Пример 1 В каждом ряду – отдельная перестановка.
Видно, как образуется факториал. Для каждой отдельной фишки – одна перестановка. Для каждой пары фишек – две перестановки: 2 · 1. Когда добавляем третью, получаем: 3 · 2 · 1
Итого: P3 = 3 · 2 · 1 = 6 перестановок.

2) Для размещений без повторений, ⟨3,2⟩-выборок, получаем:

Пример 1 В каждом ряду – отдельное размещение.
В первом столбце слева – 3 варианта по цвету.
Во втором столбце остается только 2 варианта.
Итого: (mathrm{A_3^2=3cdot 2=6}) размещений.

Пример 2. Исследуйте перестановки без повторений и размещения для ⟨4,3⟩ выборок и для ⟨4,2⟩ выборок без повторений из 4 разноцветных фишек.
Изобразите полученные решения.

Рассматриваем фишки: Пример 2

Пример 3. Исследуйте различие между перестановкой с повторениями и размещением с повторениями. Сделайте вывод.
Перестановка с повторениями: сколько слов можно получить, переставляя буквы в слове «МАМА»? Запишите все эти слова в лексикографическом порядке.
Размещение с повторениями: сколько 4-буквенных слов можно получить, используя две буквы: «М» и «А»? Запишите все эти слова в лексикографическом порядке.

1) Для перестановки с повторениями получаем: begin{gather*} mathrm{ a_1=M,k_1=2, a_2=A,k_2=2 }\ mathrm{ k=k_1+k_2=2+2=4 }\ mathrm{ P_4(2;2)=frac{4!}{2!cdot 2!}=frac{24}{2cdot 2}=6 } end{gather*} Все 6 слов в лексикографическом порядке:

AAMM≺AMAM≺AMMA≺MAAM≺MAMA≺MMAA

2) Для размещения с повторениями получаем: begin{gather*} mathrm{ n=2, k=4 }\ mathrm{ overline{A}_2^4=2^4=16 } end{gather*} Все 16 слов в лексикографическом порядке:

AAAA≺AAAM≺AAMA≺AAMM≺AMAA≺AMAM≺AMMA≺AMMM≺
≺MAAA≺MAAM≺MAMA≺MAMM≺MMAA≺MMAM≺MMMA≺MMMM

Вывод: вариантов для размещения с повторениями получается больше, т.к. они включают слова с одной, тремя и четырьмя «М» и «А». А в перестановки с повторениями входят только слова с двумя «М» и двумя «А».

Пример 4. В базе данных с номерами телефонов содержатся все 7-значные номера.
1) Сколько в книге номеров, в которых цифры не повторяются?
2) Сколько в книге всего номеров?
3) Сколько в книге номеров, у которых 4 последних цифры одинаковые?
4) Сколько в книге номеров, у которых 4 последних цифры одинаковые, а 3 первых цифры отличаются от 4 последних?
1) Цифр – всего 10: {0;1;2;…;9}

n=10,   k=7

Количество семизначных номеров без повторений равно количеству размещений без повторений: $$ mathrm{ A_{10}^7=10cdot 9cdot 8cdot 7cdot 6cdot 5cdot 4=604800 } $$ 2) Количество всех семизначных номеров равно количеству размещений с повторениями: $$ mathrm{ overline{A}_{10}^7=10^7=10 000 000 } $$ 3) 4 последних одинаковых цифры рассматриваем как одну «склеенную» цифру;
а 7-значный номер – как 4-значный, с последней «склеенной цифрой».
Количество всех4-значных номеров равно количеству размещений с повторениями: $$ mathrm{ overline{A}_{10}^4=10^4=10 000 } $$ 4) Если 10 вариантов 4 последних цифр: {0;1;2;…;9}, тогда для каждой из 3 первых цифр остается 9 вариантов. Если 10 вариантов для 3 первых цифр, тогда для 4 последних остается 9 вариантов.
По правилу суммы и произведения общее количество таких номеров: $$ mathrm{ N=frac{9^3cdot 10+10^3cdot 9}{2}=8145 } $$ Ответ: 1) 604 800 2) 10 000 000; 3) 10 000; 4) 8145.

Комбинаторика в школе теперь изучается с начальной школы.

Комбинаторика – это область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих данному множеству.

Рассмотрим сегодня, чем отличаются следующие условия: перестановка, размещение, сочетание.

Перестановка

Берутся все элементы и меняются только их места.

Например:

Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 6 без повторения цифр в числе?

Чтобы получить трехзначные числа без повторения необходимо переставить данные цифры.

126, 162, 216, 261, 621, 612.

Всего 6 вариантов.

Если речь пойдет о четырехзначном числе, то комбинаций получится гораздо больше. Но это количество подчиняется закону:

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

“!” – знак факториала.

Факториал числа — это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число).

Сколько четырехзначных чисел можно получить из цифр 3, 7 , 4, 2 без повторения цифр в числе?

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

А теперь тоже самое, только с небольшим подвохом.

Сколько четырехзначных чисел можно получить из цифр 3, 0 , 4, 2 без повторения цифр в числе?

Подумайте какие числа необходимо исключить из подсчета и какое их количество?

Размещение

Размещения – это упорядоченные совокупности элементов, отличающиеся друг от друга либо составом, либо порядком элементов.

Для более простого понимания размещения рассмотрим следующий пример.

Есть буквы А, Б, В и Г. Сколько комбинаций из 2ух различных букв можно получить?

AБ, АВ, АГ, БА, БВ, БГ, ВА, ВБ, ВГ, ГА, ГБ, ГВ

Размещением (из n по k) называется упорядоченный набор из k различных элементов из некоторого множества различных n элементов.

В данном примере n=4, k=2, т.е. это размещение из 4 по 2 без повторения.

Общая формула, по которой можно всегда рассчитать число размещений без повторения:

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

Для создания 3-значного пароля используются символы из алфавита {+,*,A,!,2}. Сколько всего паролей без повторения символов можно составить?

По условию задачи n=5, k=3.

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

А если элементы могут повторяться?

Тогда

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

Смотрите как поменяется решение, если убрать одну фразу из задачи

Для создания 3-значного пароля используются символы из алфавита {+,*,A,!,2}. Сколько всего паролей без повторения символов можно составить?

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

Сочетание

Сочетание отличается от размещения тем, что в этом случае не важен порядок элементов.

В классе 4 человека (Петя, Света, Игорь, Ваня) наиболее успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в математической олимпиаде?

В данном случае комбинация ПС и СП будет одной и той же (Света и Петя)

Давайте посмотрим сколько сочетаний можно получить в данном примере:

ПС, ПИ, ПВ, СИ, СВ, ИВ

Т.е. всего 6 вариантов.

Есть и для сочетаний своя формула:

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

В классе 8 человек наиболее успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в математической олимпиаде?

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

Заданий связанных с комбинаторикой на экзамене в 9-ом классе НЕТ, но они могут косвенно встретиться в задании 10 на теорию вероятности.

Понимание таких тем будет полезно в дальнейшем…

Всем успешной подготовки

Продолжение следует…

Не забудь нажать на пальчик вверх после прочтения и подписаться. За это отдельная благодарность

(✿◠‿◠)

Перестановка, размещение и сочетание в комбинаторике. Разбираемся, в чем отличия

Добавить комментарий