Как найти разносклоняемые существительные в тексте

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.

Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми

При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:

  1. муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
  2. мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
  3. женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).

Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.

Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Таблица склонения существительных на -мя

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Особенности склонения существительных данной категории:

  1. В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание , как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
  2. В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
  3. У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
  4. У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
  5. У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
  6. Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.

Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Склонение слов путь, дитя

Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:

  • в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием , как у сущ.III склонения;
  • в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).

Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).

Разносклоняемые имена существительные

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го скло­не­ния.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому:

В фор­ме роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей в един­ствен­ном чис­ле име­ют окон­ча­ние -и подоб­но суще­стви­тель­ным тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер как у сло­ва «ночь» жен­ско­го рода.

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ночи; древ­ко (чего?) зна­мени;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ночи; зна­мени;
  • п.п. думаю (о чём?) о ночи, о зна­мени.

Список слов-исключений. Как запомнить?

Не приходится задумываться о том, что слова принадлежат к особой группе — настолько часто их употребляют в речи. Сюда входят десять существительных на -мя — пламя, знамя, вымя, темя, стремя, племя, бремя, имя, время, семя. Кроме того, к этой же группе относятся существительное путь и дитя.

Лишь после небольших исследований становится ясно, что слова действительно по своим признакам не соответствуют ни одному типу склонения. Например, разносклоняемые существительные знамя, племя, время и другие семь существительных, оканчивающихся на -мя, имеют средний род и могли бы принадлежать ко второму типу склонения. Но среди слов, относящихся ко второму типу склонения, не предусматривается окончание -я, которое наблюдается в каждом из слов-исключений. Кроме того, при изменении этих существительных по падежам обнаруживаются формы третьего и второго склонения. Обнаружившиеся факты дают полное право отнести эти существительные к разносклоняемым.

Разносклоняемые имена существительные

Подобные несовпадения имеют и два других слова — это дитя и путь. Окончание в форме именительного падежа единственного числа последнего из них указывает на принадлежность ко второму склонению. Формы некоторых косвенных падежей позволяют причислить слово к третьему. Вывод напрашивается сам собой — существительное принадлежит к особой категории слов.

В программе изучения русского языка разносклоняемые имена существительные изучаются отдельной темой ввиду своей сложности. Для грамотного их употребления в устной и письменной речи необходимо знать о существовании категории таких слов, а также помнить правила изменения по падежам.

Разносклоняемые имена существительные

Школьные учителя для достижения наилучших результатов при изучении темы используют в работе всевозможные памятки, таблицы, схемы, занимательные тексты, рифмовки. Все усилия можно оправдать тем, что материал в обязательном порядке включается в тесты, проверяющие уровень освоения языка у выпускников школ во время проведения ЕГЭ и ГИА.

Склонение слов «время» и «путь»

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

  • и.п. (что?) время, вре­мена
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мени, вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мени, вре­менам
  • в.п. (что?) время, вре­мена
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­менем, вре­менами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мени, о вре­менах
  • и.п. (что?) путь, пути
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пути, путей
  • д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
  • в.п. вижу (что?) путь, пути
  • т.п. любу­юсь (чем?) путём, путями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях

В фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные при­ни­ма­ют окон­ча­ние -ем/-ём суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния.

  • т.п. любу­юсь (чем?) морем, огнём;
  • т.п. иду (чем?) путём; гор­жусь (чем?) зна­менем, именем, пла­менем и т.д.

При изме­не­нии суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя, в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей един­ствен­но­го чис­ла и во всех паде­жах мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен/-ён:

  • зна­мя — знамени, знамён
  • имя — имени, имён
  • пле­мя — племени, племён

В мор­фем­ном соста­ве слов «семя» и «стре­мя» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ян-:

  • семя — семени, семян;
  • стре­мя -стремени, стремян.

Будем учи­ты­вать, что раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «пла­мя» и «темя» не име­ют форм мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Склонение существительного «дитя»

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Существительное «дитя» в роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном паде­же име­ет фор­му «дитя­ти», как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в тво­ри­тель­ном — «дитя­тей» (дитя­тею).

  • ули­ца — улицей,
  • армия — армией

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

  • и. п. (кто?) дитя
  • р. п. голо­сок (кого?) дитяти
  • д. п. иду (к кому?) к дитяти
  • в. п. колы­шу (кого?) дитя
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитятей (дитятею)
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитяти

Особенности склонения имен существительных

Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:

[spoiler title=”источники:”]

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/chto-takoe-raznosklonyaemye-suschestvitelnye-primery.html

https://rusinfo.info/cto-takoe-raznosklonaemye-susestvitelnye

[/spoiler]

Разносклоняемые существительные — это 10 слов, заканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.

Узнаем, что такое разносклоняемые существительные в русском языке, рассмотрев особенности их изменения по падежам.

Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.

Разносклоняемые существительные

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же  эти слова не являются существительными второго склонения.

Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:

В форме родительного, дательного и предложного падежей в единственном числе имеют окончание подобно существительным третьего склонения, например как у слова «ночь» женского рода.

Понаблюдаем:

  • р.п. наступление (чего?) ночи;  древко (чего?) знамени;
  • д.п. радуюсь (чему?) ночи; знамени;
  • п.п. думаю (о чём?) о ночи, о знамени.

Склонение слов «время» и «путь»

Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:

  • и.п. (что?) время, времена
  • р.п. много (чего?) времени, времён
  • д.п. (чему?) времени, временам
  • в.п. (что?) время, времена
  • т.п. располагаю (чем?) временем, временами
  • п.п. забочусь (о чём?) о времени, о временах
  • и.п. (что?) путь, пути
  • р.п. направление (чего?) пути, путей
  • д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
  • в.п. вижу (что?) путь, пути
  • т.п. любуюсь (чем?) путём, путями
  • п.п. нахожусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях

В форме творительного падежа разносклоняемые существительные принимают окончание -ем/-ём существительных второго склонения.

Сравним:

  • т.п. любуюсь (чем?) морем, огнём;
  • т.п. иду (чем?) путём; горжусь (чем?) знаменем, именем, пламенем и т.д.

При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:

  • знамя — знамени, знамён  
  • имя — имени, имён  
  • племя — племени, племён  

В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:

  • семя — семени, семян;
  • стремя — стремени, стремян.

Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.

Склонение существительного «дитя»

Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.

Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).

Сравним:

  • улица — улицей,
  • армия — армией

Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:

  • и. п. (кто?) дитя
  • р. п. голосок (кого?) дитяти
  • д. п. иду (к кому?) к дитяти
  • в. п. колышу (кого?) дитя
  • т. п. любуюсь (кем?) дитятей (дитятею)
  • п. п. расскажем (о ком?) о дитяти

Видео «Разносклоняемые имена существительные»

Тест

Средняя оценка: 4.2.
Проголосовало: 45

Разносклоняемые существительные


Разносклоняемые существительные

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1991.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1991.

Разносклоняемые существительные имеют ряд особенностей. Здесь вы прочтёте, какие слова относятся к разносклоняемым существительным, какие они имеют падежные окончания в единственном и во множественном числе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое разносклоняемые существительные?

Разносклоняемые имена существительные – класс существительных, которые при изменении по падежам имеют окончания разных типов склонения. К разносклоняемым существительным относятся:

  • Десять существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: знамя, время, бремя, вымя, племя, семя, темя, имя, пламя, стремя;
  • Существительное среднего рода – дитя;
  • Существительное мужского рода – путь.

Разносклоняемые существительные относятся к непродуктивному типу склонения и изучаются в 6 классе.

Падежные окончания разносклоняемых существительных

Разносклоняемые существительные при изменении по падежам в Т. п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д. п. и П. п. единственного числа – как существительные 3 склонения.

Примеры изменения по падежам разносклоняемых существительных представлены в таблице.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Ед. число Мн. число
И. п. Дитя,

Путь,

Стремя,

Имя

Дети,

Пути,

Стремена,

Имена

Р. п. Дитяти,

Пути,

Стремени,

Имени

Детей,

Путей,

Стремян,

Имен

Д. п. Дитяти,

Пути,

Стремени,

Имени

Детям,

Путям,

Стременам,

Именам

В. п. Дитя,

Путь,

Стремя,

Имя

Детей,

Пути,

Стремена,

Имена

Т. п. Дитятей (дитятею),

Путем,

Стременем,

Именем

Детьми,

Путями,

Стременами,

Именами

П. п. О дитяти,

О пути,

О стремени,

Об имени

О детях,

О путях,

О стременах,

Об именах

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Наталия Семушкина

    5/5

  • Андрей Рыскин

    5/5

  • Александр Сухих

    3/5

  • Андрей Дошик

    5/5

  • Звуки Дождя

    5/5

  • Kirill Birukov

    5/5

  • Кирилл Рыков

    5/5

  • Илья Фрич

    5/5

  • Джабраил Алгиреев

    5/5

  • Татьяна Ходырева

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1991.


А какая ваша оценка?

В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.

Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми

При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:

  1. муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
  2. мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
  3. женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).

Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.

Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

и два: путь (муж.р.), дитя (средн.р.).

Таблица склонения существительных на -мя

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Особенности склонения существительных данной категории:

  1. В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание , как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
  2. В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
  3. У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
  4. У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
  5. У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
  6. Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.

Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Склонение слов путь, дитя

Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Правило для слова «путь»

В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:

  • в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием , как у сущ.III склонения;
  • в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).

Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).

Разносклоняемые существительные. Урок-исследование для 6-го класса

 Цели:

·        
Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их
особенностями склонения, правописания.

·        
Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в
тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в
окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний
существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

ХОД УРОКА

1. Приветствие,
определение формы урока

– Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование.

-Проверим готовность к уроку. Запись даты
в рабочую тетрадь.

-Ребята, на протяжении полутора лет (а это
5 и 6 классы) мы путешествуем по большому материку в огромном мире знаний. Как
он называется? (материк Языкознание)

– Давайте вспомним,по каким странам  мы
уже путешествовал  с начала этого учебного года

2. Тест – пятиминутка

1.Раздел науки о языке, который изучает
звуки.

2.Раздел науки о языке, который изучает
правильное произношение.

3. Раздел науки о языке, который изучает 
устойчивые обороты слов.

4. Раздел науки о языке, который изучает значимые
части слов.

5. Раздел науки о языке, который изучает
части речи.

Взаимопроверка

– На прошлой неделе мы начали
увлекательнейшее путешествие по стране Морфология.

– Добро пожаловать в город Имя
существительное!

3. Фронтальный опрос.

1 Что такое начальная форма имени
существительного?

2.Перечислите постоянные признаки имени
существительного. Примеры

3. Как изменяются существительные?(По
числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))

4. Как называется изменение имён
существительных по падежам?

5. Сколько склонений у существительных?

6. Какие существительные относятся к 1
склонению?

7. Какие существительные относятся ко 2
склонению?

8. Какие существительные относятся к 3
склонению?

4. Распределительный диктант. Введение в систему знаний.

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег,
небо, з..мля, степь, всадник, д…рога, лошадь , время, пламя.

Нет места
последним словам?

 – Почему?    (Род средний, а окончание ).

Ну и куда мы его
отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание
– –я. Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается,
нет для него вообще?

– Конечно же, есть. Эти
существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. 

И тема нашего урока «Разносклоняемые
имена существительные».

К разносклоняемым существительным относятся:

1.Десять существительных на –мя. (не путать
с окончанием!)

Но я не стану вам их просто перечислять, вы
сами их найдёте и выпишите из стихотворения,  которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.

 (бремя,
время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);

– Значение каких
слов вам непонятно?

–  В каком словаре
узнаём значение? (В Толковом)

 Бремя –
1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть
(книж.) 

 Племя— в
обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство (

 Темя —
макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум
теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя
горы 
— самая вершина.

Стремя,
стремена 
ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга,
дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для
упора ног всадника.

Дежурный по словарю: «Гореть синим
пламенем»
(употребление
разносклоняемого существительного)

 2.Существительное
путь.

– Попробуем доказать, что
данные существительные являются разносклоняемыми. Просклоняйте существительные  Конь,
время, степь, путь.

Вывод: в
родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти
существительные имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в
творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения  
ем (-ём).


Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?

(Окончание -и в родительном,
дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении;
окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Сколько открытий мы с вами совершили,
немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам

разносклоняемые существительные. Выполним
движения:

Размахивать знаменем 

Разбрасывать семена 

Согнуться под бременем 

Почесать темя

Отправляясь в путь, 

 Имя своё
не забудь.

-Продолжаем дальше нашу
работу.
Вернёмся к слову  время

И.п. –   время.
Тут просто, основа   врем,   а окончание  –я. Ставим в
Родительный падеж.
Р.п. –   времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась?

 Почему? Была врем,
 стала времен.  Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть
скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется
только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе.

Вот так-то! Вот какой суффикс!
В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д. п. –   времени  В .п. –   время  Т.п. –   временем. П.п .
–   о времени

Кстати! –
Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р. п.-времени,
если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Например: сколько
времени длятся зимние каникулы? Но если мы хотим узнать, сколько показывают
часы, необходимо говорить: Который час?

4.Закрепление.

– Поработаем со
стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое__________

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове
__________,

Как написать свою фамилию и
__________,

Зачем на лошадь надевать седло
и__________ –

Необразованное было
это____________ .

Трудно было им жить в эти
годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без
бот.

Никто не знал, как развевает
ветер ___________ ,

Что кислород всегда
поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить
простое __________,

С утра до вечера они чесали
______________

В стародавнее древнее
  
время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове
 
вымя,

Как написать свою фамилию и
 
имя,

Зачем на лошадь надевать седло
и 
стремя –

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти
годы,

Угнетало их  бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без
бот.

Никто не знал, как развевает
ветер 
знамя,

Что кислород всегда
поддерживает 
пламя,

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить
простое 
семя,

С утра до вечера они чесали
 
темя.

Выборочный
диктант.

– Выписать разносклоняемые существительные,
определить род, число, падеж, выделить суффиксы и окончания. 

1.Потерянного времени не воротишь. 

2.Большого
пламени не задуешь.

 3.Добрый
совет ко времени хорош. 

4. Не в золоте богатство  человека, а в добром
имени .

5.Подведение
итогов урока. Д/З
 
– С какой группой существительных мы сегодня
познакомились?

– В чем
особенности их склонения? 

– Какие имена существительные относятся к
разносклоняемым?

– Почему они
так называются? 

– Какие суффиксы появляются при склонении этих
существительных? 

Добавить комментарий