Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
- муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
- мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
- женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Таблица склонения существительных на -мя
Особенности склонения существительных данной категории:
- В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание -и, как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
- В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
- У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
- У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
- У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
- Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
- в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием -и, как у сущ.III склонения;
- в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Разносклоняемые имена существительные
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
В форме родительного, дательного и предложного падежей в единственном числе имеют окончание -и подобно существительным третьего склонения, например как у слова «ночь» женского рода.
- р.п. наступление (чего?) ночи; древко (чего?) знамени;
- д.п. радуюсь (чему?) ночи; знамени;
- п.п. думаю (о чём?) о ночи, о знамени.
Список слов-исключений. Как запомнить?
Не приходится задумываться о том, что слова принадлежат к особой группе — настолько часто их употребляют в речи. Сюда входят десять существительных на -мя — пламя, знамя, вымя, темя, стремя, племя, бремя, имя, время, семя. Кроме того, к этой же группе относятся существительное путь и дитя.
Лишь после небольших исследований становится ясно, что слова действительно по своим признакам не соответствуют ни одному типу склонения. Например, разносклоняемые существительные знамя, племя, время и другие семь существительных, оканчивающихся на -мя, имеют средний род и могли бы принадлежать ко второму типу склонения. Но среди слов, относящихся ко второму типу склонения, не предусматривается окончание -я, которое наблюдается в каждом из слов-исключений. Кроме того, при изменении этих существительных по падежам обнаруживаются формы третьего и второго склонения. Обнаружившиеся факты дают полное право отнести эти существительные к разносклоняемым.
Подобные несовпадения имеют и два других слова — это дитя и путь. Окончание в форме именительного падежа единственного числа последнего из них указывает на принадлежность ко второму склонению. Формы некоторых косвенных падежей позволяют причислить слово к третьему. Вывод напрашивается сам собой — существительное принадлежит к особой категории слов.
В программе изучения русского языка разносклоняемые имена существительные изучаются отдельной темой ввиду своей сложности. Для грамотного их употребления в устной и письменной речи необходимо знать о существовании категории таких слов, а также помнить правила изменения по падежам.
Школьные учителя для достижения наилучших результатов при изучении темы используют в работе всевозможные памятки, таблицы, схемы, занимательные тексты, рифмовки. Все усилия можно оправдать тем, что материал в обязательном порядке включается в тесты, проверяющие уровень освоения языка у выпускников школ во время проведения ЕГЭ и ГИА.
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
- и.п. (что?) время, времена
- р.п. много (чего?) времени, времён
- д.п. (чему?) времени, временам
- в.п. (что?) время, времена
- т.п. располагаю (чем?) временем, временами
- п.п. забочусь (о чём?) о времени, о временах
- и.п. (что?) путь, пути
- р.п. направление (чего?) пути, путей
- д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
- в.п. вижу (что?) путь, пути
- т.п. любуюсь (чем?) путём, путями
- п.п. нахожусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях
В форме творительного падежа разносклоняемые существительные принимают окончание -ем/-ём существительных второго склонения.
- т.п. любуюсь (чем?) морем, огнём;
- т.п. иду (чем?) путём; горжусь (чем?) знаменем, именем, пламенем и т.д.
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
- знамя — знамени, знамён
- имя — имени, имён
- племя — племени, племён
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
- семя — семени, семян;
- стремя -стремени, стремян.
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
- улица — улицей,
- армия — армией
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
- и. п. (кто?) дитя
- р. п. голосок (кого?) дитяти
- д. п. иду (к кому?) к дитяти
- в. п. колышу (кого?) дитя
- т. п. любуюсь (кем?) дитятей (дитятею)
- п. п. расскажем (о ком?) о дитяти
Особенности склонения имен существительных
Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:
[spoiler title=”источники:”]
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/chto-takoe-raznosklonyaemye-suschestvitelnye-primery.html
https://rusinfo.info/cto-takoe-raznosklonaemye-susestvitelnye
[/spoiler]
Разносклоняемые существительные — это 10 слов, заканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.
Узнаем, что такое разносклоняемые существительные в русском языке, рассмотрев особенности их изменения по падежам.
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
В форме родительного, дательного и предложного падежей в единственном числе имеют окончание -и подобно существительным третьего склонения, например как у слова «ночь» женского рода.
Понаблюдаем:
- р.п. наступление (чего?) ночи; древко (чего?) знамени;
- д.п. радуюсь (чему?) ночи; знамени;
- п.п. думаю (о чём?) о ночи, о знамени.
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
- и.п. (что?) время, времена
- р.п. много (чего?) времени, времён
- д.п. (чему?) времени, временам
- в.п. (что?) время, времена
- т.п. располагаю (чем?) временем, временами
- п.п. забочусь (о чём?) о времени, о временах
- и.п. (что?) путь, пути
- р.п. направление (чего?) пути, путей
- д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
- в.п. вижу (что?) путь, пути
- т.п. любуюсь (чем?) путём, путями
- п.п. нахожусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях
В форме творительного падежа разносклоняемые существительные принимают окончание -ем/-ём существительных второго склонения.
Сравним:
- т.п. любуюсь (чем?) морем, огнём;
- т.п. иду (чем?) путём; горжусь (чем?) знаменем, именем, пламенем и т.д.
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
- знамя — знамени, знамён
- имя — имени, имён
- племя — племени, племён
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
- семя — семени, семян;
- стремя — стремени, стремян.
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
Сравним:
- улица — улицей,
- армия — армией
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
- и. п. (кто?) дитя
- р. п. голосок (кого?) дитяти
- д. п. иду (к кому?) к дитяти
- в. п. колышу (кого?) дитя
- т. п. любуюсь (кем?) дитятей (дитятею)
- п. п. расскажем (о ком?) о дитяти
Видео «Разносклоняемые имена существительные»
Тест
Средняя оценка: 4.2.
Проголосовало: 45
Разносклоняемые существительные
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1991.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1991.
Разносклоняемые существительные имеют ряд особенностей. Здесь вы прочтёте, какие слова относятся к разносклоняемым существительным, какие они имеют падежные окончания в единственном и во множественном числе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое разносклоняемые существительные?
Разносклоняемые имена существительные – класс существительных, которые при изменении по падежам имеют окончания разных типов склонения. К разносклоняемым существительным относятся:
- Десять существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: знамя, время, бремя, вымя, племя, семя, темя, имя, пламя, стремя;
- Существительное среднего рода – дитя;
- Существительное мужского рода – путь.
Разносклоняемые существительные относятся к непродуктивному типу склонения и изучаются в 6 классе.
Падежные окончания разносклоняемых существительных
Разносклоняемые существительные при изменении по падежам в Т. п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д. п. и П. п. единственного числа – как существительные 3 склонения.
Примеры изменения по падежам разносклоняемых существительных представлены в таблице.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Ед. число | Мн. число | |
И. п. | Дитя,
Путь, Стремя, Имя |
Дети,
Пути, Стремена, Имена |
Р. п. | Дитяти,
Пути, Стремени, Имени |
Детей,
Путей, Стремян, Имен |
Д. п. | Дитяти,
Пути, Стремени, Имени |
Детям,
Путям, Стременам, Именам |
В. п. | Дитя,
Путь, Стремя, Имя |
Детей,
Пути, Стремена, Имена |
Т. п. | Дитятей (дитятею),
Путем, Стременем, Именем |
Детьми,
Путями, Стременами, Именами |
П. п. | О дитяти,
О пути, О стремени, Об имени |
О детях,
О путях, О стременах, Об именах |
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Наталия Семушкина
5/5
-
Андрей Рыскин
5/5
-
Александр Сухих
3/5
-
Андрей Дошик
5/5
-
Звуки Дождя
5/5
-
Kirill Birukov
5/5
-
Кирилл Рыков
5/5
-
Илья Фрич
5/5
-
Джабраил Алгиреев
5/5
-
Татьяна Ходырева
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1991.
А какая ваша оценка?
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
- муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
- мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
- женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
и два: путь (муж.р.), дитя (средн.р.).
Таблица склонения существительных на -мя
Особенности склонения существительных данной категории:
- В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание -и, как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
- В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
- У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
- У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
- У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
- Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
- в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием -и, как у сущ.III склонения;
- в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Разносклоняемые существительные. Урок-исследование для 6-го класса
Цели:
·
Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их
особенностями склонения, правописания.
·
Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в
тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в
окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний
существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА
1. Приветствие,
определение формы урока
– Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование.
-Проверим готовность к уроку. Запись даты
в рабочую тетрадь.
-Ребята, на протяжении полутора лет (а это
5 и 6 классы) мы путешествуем по большому материку в огромном мире знаний. Как
он называется? (материк Языкознание)
– Давайте вспомним,по каким странам мы
уже путешествовал с начала этого учебного года
2. Тест – пятиминутка
1.Раздел науки о языке, который изучает
звуки.
2.Раздел науки о языке, который изучает
правильное произношение.
3. Раздел науки о языке, который изучает
устойчивые обороты слов.
4. Раздел науки о языке, который изучает значимые
части слов.
5. Раздел науки о языке, который изучает
части речи.
Взаимопроверка
– На прошлой неделе мы начали
увлекательнейшее путешествие по стране Морфология.
– Добро пожаловать в город Имя
существительное!
3. Фронтальный опрос.
1 Что такое начальная форма имени
существительного?
2.Перечислите постоянные признаки имени
существительного. Примеры
3. Как изменяются существительные?(По
числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))
4. Как называется изменение имён
существительных по падежам?
5. Сколько склонений у существительных?
6. Какие существительные относятся к 1
склонению?
7. Какие существительные относятся ко 2
склонению?
8. Какие существительные относятся к 3
склонению?
4. Распределительный диктант. Введение в систему знаний.
Зима, буря, метель, буран, пурга, снег,
небо, з..мля, степь, всадник, д…рога, лошадь , время, пламя.
– Нет места
последним словам?
– Почему? (Род средний, а окончание -я).
– Ну и куда мы его
отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание
– –я. Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается,
нет для него вообще?
– Конечно же, есть. Эти
существительные так и называют сейчас – разносклоняемые.
И тема нашего урока «Разносклоняемые
имена существительные».
К разносклоняемым существительным относятся:
1.Десять существительных на –мя. (не путать
с окончанием!)
Но я не стану вам их просто перечислять, вы
сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.
(бремя,
время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);
– Значение каких
слов вам непонятно?
– В каком словаре
узнаём значение? (В Толковом)
Бремя –
1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть
(книж.)
Племя— в
обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство (
Темя —
макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум
теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя
горы — самая вершина.
Стремя,
стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга,
дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для
упора ног всадника.
Дежурный по словарю: «Гореть синим
пламенем» (употребление
разносклоняемого существительного)
2.Существительное
путь.
– Попробуем доказать, что
данные существительные являются разносклоняемыми. Просклоняйте существительные Конь,
время, степь, путь.
Вывод: в
родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти
существительные имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в
творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения –
ем (-ём).
–
Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?
(Окончание -и в родительном,
дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении;
окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Сколько открытий мы с вами совершили,
немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам
разносклоняемые существительные. Выполним
движения:
Размахивать знаменем
Разбрасывать семена
Согнуться под бременем
Почесать темя
Отправляясь в путь,
Имя своё
не забудь.
-Продолжаем дальше нашу
работу. Вернёмся к слову время
И.п. – время.
Тут просто, основа врем, а окончание –я. Ставим в
Родительный падеж.
Р.п. – времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась?
Почему? Была врем,
стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть
скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется
только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе.
Вот так-то! Вот какой суффикс!
В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д. п. – времени В .п. – время Т.п. – временем. П.п .
– о времени
Кстати! –
Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р. п.-времени,
если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Например: сколько
времени длятся зимние каникулы? Но если мы хотим узнать, сколько показывают
часы, необходимо говорить: Который час?
4.Закрепление.
– Поработаем со
стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове
__________,
Как написать свою фамилию и
__________,
Зачем на лошадь надевать седло
и__________ –
Необразованное было
это____________ .
Трудно было им жить в эти
годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без
бот.
Никто не знал, как развевает
ветер ___________ ,
Что кислород всегда
поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить
простое __________,
С утра до вечера они чесали
______________
В стародавнее древнее
время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове
вымя,
Как написать свою фамилию и
имя,
Зачем на лошадь надевать седло
и стремя –
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти
годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без
бот.
Никто не знал, как развевает
ветер знамя,
Что кислород всегда
поддерживает пламя,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить
простое семя,
С утра до вечера они чесали
темя.
Выборочный
диктант.
– Выписать разносклоняемые существительные,
определить род, число, падеж, выделить суффиксы и окончания.
1.Потерянного времени не воротишь.
2.Большого
пламени не задуешь.
3.Добрый
совет ко времени хорош.
4. Не в золоте богатство человека, а в добром
имени .
5.Подведение
итогов урока. Д/З
– С какой группой существительных мы сегодня
познакомились?
– В чем
особенности их склонения?
– Какие имена существительные относятся к
разносклоняемым?
– Почему они
так называются?
– Какие суффиксы появляются при склонении этих
существительных?