Правило сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаками
Никита Суханов
Ученик
(249),
закрыт
6 лет назад
Лучший ответ
Семен Аркадьевич
Высший разум
(340149)
8 лет назад
Правило сложения и вычитания дробей с разными знаками ничем не отличается отправил сложения целых чисел с разными знаками. Только добавляется правило сложения и вычитания дробей. И правило сравнения дробей.
Остальные ответы
Аля Раскина
Ученик
(216)
8 лет назад
например,
3/5 – (-3/5) = 3/5+3/5=6/5=1 1/5
-3/5-2/5=-5/5=-1
-3/5+2/5=-1/5
3/5-2/5=1/5
Похожие вопросы
Математика
6 класс
Урок № 44
Обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с дробями с разными знаками»
Перечень рассматриваемых вопросов:
– обобщение знаний по теме «Действия с дробями с разными знаками»;
– систематизация знаний по теме «Действия с дробями с разными знаками».
Тезаурус
Отрицательной дробью называют такое число, которое получится, если перед положительной дробью поставить знак «минус». Знак «минус» показывает, что это число на координатной оси изображается точкой, которая находится слева от нуля.
Рациональные числа – множество целых чисел, множество дробей (положительных и отрицательных) и ноль.
Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.
Частное двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителя первой дроби и знаменателя второй, а знаменатель – произведению знаменателя первой дроби и числителя второй дроби.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
Дополнительная литература:
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На протяжении нескольких уроков мы изучали понятия, правила, законы и свойства сложения и вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных дробей. Сегодня мы обобщим и закрепим пройденный материал.
Отрицательная дробь
Если пред положительной дробью поставить знак «–», то получим новое число, которое называется отрицательным дробным числом или отрицательной дробью.
Числа, которые отличаются только знаками, называют противоположными.
Модулем отрицательной дроби называют противоположную ей дробь.
Модули противоположных чисел равны.
Основное свойство дроби
Если числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же целое, не равное нулю число, то получится равная ей дробь.
Это равенство означает, что если числитель и знаменатель дроби имеют общий множитель n (целое, не равное нулю число), то дробь можно сократить на n. При этом получается дробь, равная данной.
Правила сравнения дробей
Две дроби с общим знаменателем и равными числителями равны.
Из двух дробей с общим положительным знаменателем больше та, у которой числитель больше.
Чтобы сравнить две дроби с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю и сравнить полученные дроби.
Сложение дробей
Сумма дробей с одинаковыми положительными знаменателями есть дробь с тем же знаменателем и суммой их числителей.
Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями необходимо сначала привести их к общему знаменателю, а потом сложить числители полученных дробей.
Сумма противоположных дробей равна нулю.
Разность дробей
Разностью двух дробей называют такую дробь, которая в сумме с вычитаемым даёт уменьшаемое.
Чтобы вычислить разность дробей с разными знаменателями, нужно сначала привести их к общему положительному знаменателю.
Произведение дробей
Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.
Чтобы умножить два числа с одинаковыми знаками, надо поставить знак «плюс» и умножить модули этих чисел.
Чтобы умножить два числа с разными знаками, надо поставить знак «минус» и умножить модули этих чисел.
Свойства умножения
Степенью числа a с натуральным показателем n (n > 1) называют произведение n множителей, каждый из которых равен a.
Частное дробей
Частное двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителя первой дроби и знаменателя второй, а знаменатель – произведению знаменателя первой дроби и числителя второй дроби.
Чтобы одну дробь разделить на другую, отличную от нуля, можно делимое умножить на дробь, обратную делителю.
Частным двух дробей с одинаковыми знаками является положительная дробь, модуль которой равен частному модулей этих дробей.
Частное дробей с разными знаками есть отрицательная дробь, модуль которой равен частному модулей делимого и делителя.
Законы сложения и умножения
Переместительный закон сложения
От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
a + b = b + a
Сочетательный закон сложения
Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего чисел.
(a + b) + c = a + (b + c) = a + b + c
Распределительный закон
Чтобы число умножить на сумму двух других чисел, нужно это число умножить на каждое слагаемое, а результаты сложить.
a ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ c
Переместительный закон умножения
От перестановки множителей произведение не изменится.
a ∙ b = b ∙ a
Сочетательный закон умножения
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.
(a ∙ b) ∙ c = a ∙ (b ∙ c) = а ∙ b ∙ c
Дополнительный материал
Исторические сведения
Завершая тему «Действия с дробями с разными знаками», хотелось бы вспомнить немного истории о дробях.
Дроби всегда считались одним из самых сложных разделов математики. История дробей насчитывает много тысячелетий. Учёные Вавилона и Древнего Египта умели делить целое на части. Со временем действия, которые можно выполнять с дробями, становились сложнее. В каждом древнем государстве были свои понятия, связанные с дробями.
Современное обозначение дробей было введено в Древней Индии. Сама же дробная черта появилась около 300 лет назад. А название «числитель» и «знаменатель» ввёл византийский учёный Максим Плануд примерно 700 лет назад.
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Разместите нужные подписи под изображениями.
Какие законы сложения и умножения изображены?
(a ∙ b) ∙ c = a ∙ (b ∙ c) = а ∙ b ∙ c
(a + b) + c = a + (b + c) = a + b + c
a ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ c
Варианты ответов:
распределительный закон
сочетательный закон сложения
сочетательный закон умножения
Для ответа на вопрос задания обратимся к теоретическому материалу урока.
Правильный ответ
(a ∙ b) ∙ c = a ∙ (b ∙ c) = а ∙ b ∙ c
сочетательный закон умножения
(a + b) + c = a + (b + c) = a + b + c
сочетательный закон сложения
a ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ c
распределительный закон
Тип 2. Вставьте в текст нужные слова.
Если перед _____ дробью поставить знак «–», то получим новое число, которое называется _____ дробным _____ или отрицательной _____.
Варианты слов для вставки:
отрицательным
положительной
отрицательной
числом
дробью
Для ответа на вопрос задания обратимся к теоретическому материалу урока.
Правильный ответ:
Если пред положительной дробью поставить знак «–», то получим новое число, которое называется отрицательным дробным числом или отрицательной дробью.
Данная статья начинает изучение действий с алгебраическими дробями: рассмотрим подробно такие действия как сложение и вычитание алгебраических дробей. Разберем схему сложения и вычитания алгебраических дробей как с одинаковыми знаменателями, так и с разными. Изучим, как сложить алгебраическую дробь с многочленом и как произвести их вычитание. На конкретных примерах поясним каждый шаг поиска решения задач.
Действия сложения и вычитания при одинаковых знаменателях
Схема сложения обыкновенных дробей применима и для алгебраических. Мы знаем, что при сложении или вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями необходимо сложить или вычесть их числители, а знаменатель остается исходным.
К примеру: 37+27=3+27=57 и 511-411=5-411=111.
Соответственно аналогичным образом записывается правило сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями:
Чтобы осуществить сложение или вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями, нужно соответственно сложить или вычесть числители исходных дробей, а знаменатель записать без изменений.
Данное правило дает возможность сделать вывод, что результат сложения или вычитания алгебраических дробей – новая алгебраическая дробь (в частном случае: многочлен, одночлен или число).
Укажем пример применения сформулированного правила.
Заданы алгебраические дроби: x2+2·x·y-5×2·y-2 и 3-x·yx2·y-2. Необходимо осуществить их сложение.
Решение
Исходные дроби содержат одинаковые знаменатели. Согласно правилу, выполним сложение числителей заданных дробей, а знаменатель оставим неизменным.
Сложив многочлены, являющиеся числителями исходных дробей, получим: x2+2·x·y−5+3−x·y=x2+(2·x·y−x·y)−5+3=x2+x·y−2.
Тогда искомая сумма будет записана как: x2+x·y-2×2·y-2.
В практике, как во многих случаях, решение приводится цепочкой равенств, наглядно показывающей все этапы решения:
x2+2·x·y-5×2·y-2+3-x·yx2·y-2=x2+2·x·y-5+3-x·yx2·y-2=x2+x·y-2×2·y-2
Ответ: x2+2·x·y-5×2·y-2+3-x·yx2·y-2=x2+x·y-2×2·y-2.
Результатом сложения или вычитания может стать сократимая дробь, в этом случае оптимально ее сократить.
Необходимо вычесть из алгебраической дроби xx2-4·y2 дробь 2·yx2-4·y2.
Решение
Знаменатели исходных дробей равны. Произведем действия с числителями, а именно: вычтем из числителя первой дроби числитель второй, после чего запишем результат, оставляя знаменатель неизменным:
xx2-4·y2-2·yx2-4·y2=x-2·yx2-4·y2
Мы видим, что полученная дробь – сократимая. Осуществим ее сокращение, преобразовав знаменатель при помощи формулы разности квадратов:
x-2·yx2-4·y2=x-2·y(x-2·y)·(x+2·y)=1x+2·y
Ответ: xx2-4·y2-2·yx2-4·y2=1x+2·y.
По такому же принципу складываются или вычитаются три и более алгебраических дробей при одинаковых знаменателях. К примеру:
1×5+2·x3-1+3·x-x4x5+2·x3-1-x2x5+2·x3-1-2·x3x5+2·x3-1=1+3·x-x4-x2-2·x3x5+2·x3-1
Действия сложения и вычитания при разных знаменателях
Вновь обратимся к схеме действий с обыкновенными дробями: чтобы выполнить сложение или вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, необходимо привести их к общему знаменателю, а затем сложить полученные дроби с одинаковыми знаменателями.
К примеру, 25+13=615+515=1115 или 12-37=714-614=114.
Так же по аналогии сформулируем правило сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями:
Чтобы осуществить сложение или вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями, необходимо:
- исходные дроби привести к общему знаменателю;
- выполнить сложение или вычитание полученных дробей с одинаковыми знаменателями.
Очевидно, что ключевым здесь будет навык приведения алгебраических дробей к общему знаменателю. Разберем подробнее.
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю
Чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю, необходимо осуществить тождественное преобразование заданных дробей, в результате которого знаменатели исходных дробей становятся одинаковыми. Здесь оптимально действовать по следующему алгоритму приведения алгебраических дробей к общему знаменателю:
- сначала определяем общий знаменатель алгебраических дробей;
- затем находим дополнительные множители для каждой из дробей, разделив общий знаменатель на знаменатели исходных дробей;
- последним действием числители и знаменатели заданных алгебраических дробей умножаются на соответствующие дополнительные множители.
Заданы алгебраические дроби: a+22·a3-4·a2, a+33·a2-6·a и a+14·a5-16·a3. Необходимо привести их к общему знаменателю.
Решение
Действуем по указанному выше алгоритму. Определим общий знаменатель исходных дробей. С этой целью разложим знаменатели заданных дробей на множители: 2·a3−4·a2=2·a2·(a−2), 3·a2−6·a=3·a·(a−2) и 4·a5−16·a3=4·a3·(a−2)·(a+2). Отсюда можем записать общий знаменатель: 12·a3·(a−2)·(a+2).
Теперь нам предстоит найти дополнительные множители. Разделим, согласно алгоритму, найденный общий знаменатель на знаменатели исходных дробей:
- для первой дроби: 12·a3·(a−2)·(a+2):(2·a2·(a−2))=6·a·(a+2);
- для второй дроби: 12·a3·(a−2)·(a+2):(3·a·(a−2))=4·a2·(a+2);
- для третьей дроби: 12·a3·(a−2)·(a+2):(4·a3·(a−2)·(a+2))=3.
Следующий шаг – умножение числителей и знаменателей заданных дробей на найденные дополнительные множители:
a+22·a3-4·a2=(a+2)·6·a·(a+2)(2·a3-4·a2)·6·a·(a+2)=6·a·(a+2)212·a3·(a-2)·(a+2)a+33·a2-6·a=(a+3)·4·a2·(a+2)3·a2-6·a·4·a2·(a+2)=4·a2·(a+3)·(a+2)12·a3·(a-2)·(a+2)a+14·a5-16·a3=(a+1)·3(4·a5-16·a3)·3=3·(a+1)12·a3·(a-2)·(a+2)
Ответ: a+22·a3-4·a2=6·a·(a+2)212·a3·(a-2)·(a+2);a+33·a2-6·a=4·a2·(a+3)·(a+2)12·a3·(a-2)·(a+2);a+14·a5-16·a3=3·(a+1)12·a3·(a-2)·(a+2).
Так, мы привели исходные дроби к общему знаменателю. В случае необходимости далее можно преобразовать полученный результат в вид алгебраических дробей, осуществив умножение многочленов и одночленов в числителях и знаменателях.
Уточним также такой момент: найденный общий знаменатель оптимально оставлять в виде произведения на случай необходимости сократить конечную дробь.
Мы рассмотрели подробно схему приведения исходных алгебраических дробей к общему знаменателю, теперь можем приступить к разбору примеров на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Заданы алгебраические дроби: 1-2·xx2+x и 2·x+5×2+3·x+2. Необходимо осуществить действие их сложения.
Решение
Исходные дроби имеют разные знаменатели, поэтому первым действием приведем их к общему знаменателю. Раскладываем знаменатели на множители: x2+x=x·(x+1), а x2+3·x+2=(x+1)·(x+2), т.к. корни квадратного трехчлена x2+3·x+2 это числа: -1 и -2. Определяем общий знаменатель: x·(x+1)·(x+2), тогда дополнительные множители будут: x+2 и –x для первой и второй дробей соответственно.
Таким образом: 1-2·xx2+x=1-2·xx·(x+1)=(1-2·x)·(x+2)x·(x+1)·(x+2)=x+2-2·x2-4·xx·(x+1)·x+2=2-2·x2-3·xx·(x+1)·(x+2) и 2·x+5×2+3·x+2=2·x+5(x+1)·(x+2)=2·x+5·x(x+1)·(x+2)·x=2·x2+5·xx·(x+1)·(x+2)
Теперь сложим дроби, которые мы привели к общему знаменателю:
2-2·x2-3·xx·(x+1)·(x+2)+2·x2+5·xx·(x+1)·(x+2)==2-2·x2-3·x+2·x2+5·xx·(x+1)·(x+2)=2·2·xx·(x+1)·(x+2)
Полученную дробь возможно сократить на общий множитель x+1:
2+2·xx·(x+1)·(x+2)=2·(x+1)x·(x+1)·(x+2)=2x·(x+2)
И, напоследок, полученный результат запишем в виде алгебраической дроби, заменив произведение в знаменателе многочленом:
2x·(x+2)=2×2+2·x
Запишем ход решения кратко в виде цепочки равенств:
1-2·xx2+x+2·x+5×2+3·x+2=1-2·xx·(x+1)+2·x+5(x+1)·(x+2)==1-2·x·(x+2)x·x+1·x+2+2·x+5·x(x+1)·(x+2)·x=2-2·x2-3·xx·(x+1)·(x+2)+2·x2+5·xx·(x+1)·(x+2)==2-2·x2-3·x+2·x2+5·xx·(x+1)·(x+2)=2·x+1x·(x+1)·(x+2)=2x·(x+2)=2×2+2·x
Ответ: 1-2·xx2+x+2·x+5×2+3·x+2=2×2+2·x
Обратите внимание еще на такую деталь: перед тем, как алгебраические дроби сложить или вычесть, при наличии возможности их желательно преобразовать с целью упрощения.
Необходимо осуществить вычитание дробей: 2113·x-221 и 3·x-117-2·x.
Решение
Преобразуем исходные алгебраические дроби для упрощения дальнейшего решения. Вынесем за скобки числовые коэффициенты переменных в знаменателе:
2113·x-221=243·x-221=243·x-114 и 3·x-117-2·x=3·x-1-2·x-114
Данное преобразование однозначно дало нам пользу: мы явно видим наличие общего множителя.
Избавимся вообще от числовых коэффициентов в знаменателях. Для этого используем основное свойство алгебраических дробей: числитель и знаменатель первой дроби умножим на 34, а второй на -12, тогда получим:
243·x-114=34·234·43·x-114=32x-114 и 3·x-1-2·x-114=-12·3·x-1-12·-2·x-114=-32·x+12x-114.
Совершим действие, которое нам позволит избавиться от дробных коэффициентов: умножим полученные дроби на 14:
32x-114=14·3214·x-114=2114·x-1 и -32·x+12x-114=14·-32·x+12x-114=-21·x+714·x-1.
Наконец, выполним требуемое в условии задачи действие – вычитание:
2113·x-221-3·x-117-2·x=2114·x-1–21·x+714·x-1=21–21·x+714·x-1=21·x+1414·x-1
Ответ: 2113·x-221-3·x-117-2·x=21·x+1414·x-1.
Сложение и вычитание алгебраической дроби и многочлена
Данное действие сводится также к сложению или вычитанию алгебраических дробей: необходимо представить исходный многочлен как дробь со знаменателем 1.
Необходимо произвести сложение многочлена x2−3 с алгебраической дробью 3·xx+2.
Решение
Запишем многочлен как алгебраическую дробь со знаменателем 1: x2-31
Теперь можем выполнить сложение по правилу сложения дробей с разными знаменателями:
x2-3+3·xx+2=x2-31+3·xx+2=x2-3·(x+2)1·x+2+3·xx+2==x3+2·x2-3·x-6x+2+3·xx+2=x3+2·x2-3·x-6+3·xx+2==x3+2·x2-6x+2
Ответ: x2-3+3·xx+2=x3+2·x2-6x+2.
Преподаватель математики и информатики. Кафедра бизнес-информатики Российского университета транспорта
Алгебраические дроби складывают и вычитают по
правилам сложения и вычитания
обыкновенных дробей.
Сложение алгебраических дробей
Запомните!
Складывать можно только дроби с одинаковыми знаменателями!
Нельзя складывать дроби без преобразований
Можно складывать дроби
При сложении алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями:
- числитель первой дроби складывается с числителем второй дроби;
- знаменатель остаётся прежним.
Рассмотрим пример сложения алгебраических дробей.
Так как знаменатель у обеих дробей «2а», значит, дроби можно сложить.
Сложим числитель первой дроби с числителем второй дроби, а знаменатель оставим прежним.
При сложении дробей в полученном числителе
приведем подобные.
Вычитание алгебраических дробей
Запомните!
Вычитать можно только дроби с одинаковыми знаменателями!
При вычитании алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями:
- из числителя первой дроби вычитается числитель второй дроби.
- знаменатель остаётся прежним.
Важно!
Обязательно заключите в скобки весь числитель вычитаемой дроби.
Иначе вы сделаете ошибку в знаках при раскрытии скобок вычитаемой дроби.
Рассмотрим пример вычитания алгебраических дробей.
Так как у обеих алгебраических дробей знаменатель «2с», значит, эти дроби можно вычитать.
Вычтем из числителя первой дроби «(a + d)» числитель второй дроби
«(a − b)».
Не забудем заключить числитель вычитаемой дроби в скобки. При раскрытии скобок используем
правило раскрытия скобок.
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю
Рассмотрим другой пример. Требуется сложить алгебраические дроби.
В таком виде сложить дроби нельзя, так как у них разные знаменатели.
Прежде чем складывать алгебраические дроби их необходимо привести к общему знаменателю.
Правила приведения алгебраических дробей к общему знаменателю очень похожи на
правила приведения к общему знаменателю
обыкновенных дробей.
.
В итоге мы должны получить многочлен, который без остатка разделится на каждый прежний знаменатель дробей.
Чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю необходимо сделать следующее.
- Работаем с числовыми коэффициентами. Определяем
НОК
(наименьшее общее кратное) для всех числовых коэффициентов. - Работаем с многочленами. Определяем все различные многочлены в наибольших степенях.
- Произведение числового коэффициента и всех различных многочленов в наибольших степенях и будет общим знаменателем.
- Определяем, на что нужно умножить каждую алгебраическую дробь, чтобы получить общий знаменатель.
Вернемся к нашему примеру.
Рассмотрим знаменатели «15a» и «3» обеих дробей и найдем для них общий знаменатель.
- Работаем с числовыми коэффициентами. Находим НОК (наименьшее общее кратное — это число, которое без остатка
делится на каждый числовый коэффициент).
Для «15» и «3» — это «15». - Работаем с многочленами. Необходимо перечислить все многочлены в наибольших степенях.
В знаменателях «15a» и «5» есть только
один одночлен — «а». - Перемножим НОК из п.1 «15» и одночлен «а» из п.2. У нас получится «15a». Это и будет общим знаменателем.
- Для каждой дроби зададим себе вопрос: «На что нужно умножить знаменатель этой дроби, чтобы получить «15a»?».
Рассмотрим первую дробь. В этой дроби и так знаменатель «15a», значит, ее не требуется ни на что умножать.
Рассмотрим вторую дробь. Зададим вопрос: «На что нужно умножить «3», чтобы получить «15a»?»
Ответ — на «5a».
При приведении к общему знаменателю дроби умножаем на «5a»
и числитель, и знаменатель.
Сокращенную запись приведения алгебраической дроби к общему знаменателю можно записать через
«домики».
Для этого держим в уме общий знаменатель. Над каждой дробью сверху «в домике» пишем, на что умножаем каждую из дробей.
Теперь, когда у дробей одинаковые знаменатели, дроби можно сложить.
Рассмотрим пример вычитания дробей с разными знаменателями.
В таком виде вычитать дроби нельзя, так как у них разные знаменатели. Чтобы вычесть дроби, необходимо привести их к общему знаменателю.
Рассмотрим знаменатели «(x − y)» и «(x + y)» обеих дробей и найдем для них общий знаменатель.
- Работаем с числовыми коэффициентами. Числовых коэффициентов в знаменателях нет, поэтому переходим к многочленам.
- Работаем с многочленами. Находим все различные многочлены из знаменателей в наибольших степенях и перемножаем их.
Важно!
Многочлены необходимо рассматривать целиком!
Для удобства заключайте целый многочлен в скобки.
У нас есть два различных многочлена в знаменателях «(x − y)» и «(x + y)».
Их произведение будет общим знаменателем, т.е. «(x − y)(x + y)» — общий знаменатель.
Теперь дроби можно вычитать, т.к. у них одинаковый знаменатель.
Сложение и вычитание алгебраических дробей с помощью формул сокращенного умножения
В некоторых примерах, чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю, нужно использовать
формулы сокращенного умножения.
Рассмотрим пример сложения алгебраических дробей, где нам потребуется использовать формулу разности квадратов.
В первой алгебраической дроби знаменатель «(p2 − 36)». Очевидно, что к нему можно
применить формулу разности квадратов.
После разложения многочлена «(p2 − 36)» на произведение
многочленов
«(p + 6)(p − 6)»
видно, что в дробях повторяется многочлен «(p + 6)».
Значит, общим знаменателем дробей будет произведение многочленов «(p + 6)(p − 6)».
Важно!
Прежде чем приводить многочлены к общему знаменателю, попытайтесь
использовать формулы сокращённого умножения или вынесение общего множителя за скобки.
Примеры сложения и вычитания дробей с разными знаменателями с использованием формул сокращенного умножения.
Сложение и вычитание алгебраических дробей с вынесением общего множителя за скобки
На первый взгляд одинаковых многочленов в обеих дробях нет.
Вынесем общий множитель
«а» за скобки в обоих знаменателях.
После вынесения общего множителя «а» за скобки, в
обоих знаменателях появился одинаковый одночлен «а».
Значит, общий знаменатель для обеих дробей будет выглядеть так: «а(а + 1)(b + 1)».
Сложение алгебраической дроби с одночленом или числом
Рассмотрим пример. Требуется сложить алгебраическую дробь с одночленом (буквой).
Чтобы сложить одночлен или число с алгебраической дробью,
нужно представить одночлен в виде дроби со знаменателем «1».
Представим одночлен «а» как алгебраическую дробь со знаменателем «1».
Подобное действие можно сделать, так как при делении на единицу получается тот же самый одночлен.
Теперь приведем алгебраические дроби к общему знаменателю «(а − 1)» и решим пример.
Ваши комментарии
Важно!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи
«ВКонтакте».
Оставить комментарий:
Технологическая
карта урока.
Предмет: Математика
ФИО |
Быкова Галина Николаевна |
Место работы |
МБОУ Горская СОШ |
Должность |
Учитель математики |
Предмет |
Математика |
Класс |
6 |
Тема и |
Сложение |
Базовый |
С.М.Никольский, Математика: |
Тип урока: Урок
открытия новых знаний
Форма проведения
урока: Урок проблемного изложения материала.
Время
проведения: 21 декабря 2017 года.
Участники: 6
класс
Оборудование.
Школьная доска,
экран, проектор, компьютер, презентация, карточки-задания на урок, карточки с
дробями, карточки с алгоритмом сложения (вычитания) дробей .
Цель
урока: Сформулировать
правила сложения и вычитания дробей с разными знаками и научиться их применять.
Задачи:
Для
учителя:
1.
Образовательные:
– вывести с
учащимися алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаками;
– сформировать у
учащихся умения и навыки сложения и вычитания дробей с разными знаками.
2.
Развивающие:
– развивать у
учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
– развивать у
учащихся умение самостоятельно находить способы решения;
– развивать
критическое мышление;
– развивать
слуховую и зрительную память;
– развивать
внимание;
– развивать
грамотную математическую речь.
3.
Воспитательные:
– воспитывать волю
и настойчивость для достижения конечного результата;
– формировать у
учащихся интерес к предмету;
– воспитывать
доброжелательные, уважительные отношения друг к другу;
– воспитывать
умение объективно оценивать свой труд.
Для
учащихся:
–освоить
знания о том , как происходит сложения и вычитания дробей с
разными знаками;
-выработать умения
сложения и вычитания дробей с разными знаками;
-освоить алгоритм
сложения и вычитания дробей с разными знаками и понять логику его построения;
-выработать умения
применять алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаками;
-развивать умения
самостоятельно определять цели учебной деятельности, планировать пути
достижения целей, контролировать и оценивать учебную деятельность по
результатам.
Планируемый
результат обучения, в том числе и формирование УУД:
к концу
урока учащиеся
– знают алгоритм
сложения и вычитания дробей с разными знаками;
– умеют выполнять
сложения и вычитания дробей с разными знаками.
Познавательные
УУД: развивать
у учащихся умение самостоятельно находить способы решения, развивать
критическое мышление.
Коммуникативные
УУД: воспитывать
доброжелательные, уважительные отношения друг к другу;
Регулятивные
УУД: развивать
у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные
УУД: воспитывать
волю и настойчивость для достижения конечного результата, умение объективно
оценивать свой труд, развивать слуховую и зрительную память, грамотную
математическую речь .
Основные
понятия:
сложения и вычитания дробей с разными знаками
Интернет –
ресурсы: http://school-collection.edu.ru
Технологическая
карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Комментарий, |
1.Организационный этап. (2мин) |
Добрый -А вы (выслушивает -Это Сегодня -Откройте Наш урок Слайд «Человек Чем – Как вы Предлагаю « |
Ученики приветствуют Записывают Отвечают |
Фронтальная Индивидуальная |
Установление |
|
2.Актуализа-ция (6 мин) |
Слайд« Продолжи
( Каждый Следующее « Опрос-игра» . 1.К доске вызываются 5 -3/8;-1/8;1/2;5/8;7/8. -Построиться в порядке 2.Сложите четвертую и 3.Вычтите из пятой 7/8-5/8=2/8=1/4 4. Сложите вторую с |
1.Привести 2.Если 3.У 4.Разделить 5.Получиться 6.Числитель Учащиеся Решают, записывают Проверяют. Высказывают Сталкиваются |
Фронтальная |
Постановка Умение с |
Идёт Актуализация Развитие |
3. Постановка проблемы, (2мин) |
-Почему у вас не -Умеете ли вы -Ответить на этот -Запишем тему урока в -Как вы думаете, чему -А вам нравиться (сила воли, упорство, -Ребята, я думаю что |
объяснить -Нет. – Сложение Записывают –освоить –выработать –освоить –выработать |
Фронтальная |
-Смыслообра-зование -познаватель-ная -выдвижение -построение |
Учащиеся |
5. ( 4 |
-Давайте (правила -Какие –Откройте Учитель Работа в Учащиеся 1 +(-) После составления алгоритма разместить его на |
Учащиеся Читают В Алгоритм сложения 1)Суммой( 2) Если 3) При без изменения. 4) При без 5)При 6)Если |
Групповая в парах |
Логические |
|
6. Этап ( 5 мин) |
– – Поэтому Открываем 508( по |
-Нет -Необходимо Один -После |
Индивидуальная Фронтальная |
Контроль, |
|
7.Физминутка ( 2 мин) |
У вас на столах у каждого лежит дробь. Встаньте, -неправильная; -правильная; -сократимая; -несократимая; -больше нуля; -меньше нуля. Молодцы! |
Учащиеся Отдыхают, |
Фронтальная |
Переключение |
|
8. Этап ( 11 |
-На -А -Вы Работа в Решаем 1 – + (-) + (-) – + – – – – – – – -Найти Проверка Ответы: 1 ряд: 2 ряд: – 3 ряд: -Каждый -Ребята, Давайте Математики «+» и Вы а) в) б) г) одно знаком (– Предлагаю « 1 1) – ; а) 11/17; б) 6/17; 2) – ; а) -3/5; б)3/5; в) 3) – ; а) 7/30; б)11/30; 4) – +(- ); а) -9/15; б) 9/15; 5) – + .; а) 2/14; б) 5/24; в) 2 вариант 1) а)14/19; б) -14/19; в) 2) а) 4/31; б) -4/31; в) 3) а) 4/23; б) -4/23; в) 4) – +(- ); а) -5/8; б)5/8; в) 5) – + а) 4/25; б) -7/30; в)7/30 г) 2/5 Ответы: Взаимопроверка 1 вариант: б) а) в) а) б) 2 вариант: в) а) г) а) |
Читают Говорят Самостоятельно Проверяют. Выставляют |
Фронтальная В парах |
Коррекция Контроль Оценка Коррекция Оценка Логические |
Активизация Развитие Развитие Обратная Дифференцируемый Вырабатывается |
9. ( 4 мин) |
Организация – Какую – Наша – Что – Какие – Молодцы, -Поднимите Не На -Наклейте –Ребятам При выходе |
Обучающиеся Оценивают -Наносят |
Индивидуальная |
Оценивание Выделение Рефлексия. Воспитание |
Обобщение Установка |
11 (2мин) |
А теперь П.3.4 Творческое Используя Истории Слайд. Чем Пусть А |
Пишут в
Творческое Используя Истории |
Фронтальная |
Осмысление |
Закрепление |
Подведение итогов (2 мин) |
Вот и Подведем Кто же лучше На уроке Учащиеся Спасибо за урок! |