Предки с её помощью рвали цепи и сносили замки одним ударом. Те, кто носил её при себе видел спрятанные сокровища и клады. Искали такую траву несколькими способами.
Советовалось найти место где живет семья ежей. Накрыть самого маленького ёжика железным котелком и спрятаться. Мать – ежиха побежит в лес. Нужно ожидать пока она принесет траву во рту и как только котелок лопнет от прикосновения, нужно выбежать и отобрать стебелек.
Похожий способ забить железный костыль в дупло где живет дятел. Важно чтобы птенцы дятла оставались внутри дупла. После этого спрячьтесь поблизости и дождитесь пока дятел принесет в клюве траву и когда костыль разлетится на мелкие кусочки, выскочите из укрытия и громко закричите. От громкого крика дятел выронит стебелек и он попадет к вас.
Один способ предлагает в ночь на праздник Ивана Купала косить траву пока не лопнет железная коса. В этом месте надо оборвать всю траву и бросить в речку и говорят, что вся трава поплывет вниз по течению, а Разрыв трава против течения.
Есть много историй про это потрясающее растение и все они передают нам этот мощный колорит этих таинственных историй.
Подписывайтесь на канал «Колдовские шутки» и узнавайте много невероятных вещей.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2020 года; проверки требуют 6 правок.
В Сербии только ёж может найти расковник и помочь в его поисках людям
Разрыв-трава — согласно славянской мифологии, магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов. Считается, что поиск такой травы — очень трудное дело, и лишь определённые хтонические животные могут её обнаружить[1][2][3].
Название[править | править код]
Название этой магической травы отличается в различных регионах и у различных этносов. У сербов — это расковник, у болгар — разковниче, в некоторых регионах Македонии — «ёж-трава», в Славонии — «земляной ключ» и т. д.[3]
рус. спрыг-трава, скакун-трава, трава прыгун, трава огонь; укр. розрив-трава, закарпат. клин-трава; польск. rozryw; болг. разков, разковниче; серб. отвор трава, расковник, детелина; хорв. trava od otvora, se-otpira
Описание и приписываемые свойства[править | править код]
Согласно русскому поверью, разрыв-трава цветёт один раз в год в купальскую ночь (ср. Цветок папоротника), при этом цветение очень коротко — за время его человек едва может прочитать молитвы «Отче наш», «Богородица» и «Верую». По восточносербскому поверью, разрыв-трава ночью светится. Найти эту траву можно только случайно: попав на неё, коса переламывается; если бросить разрыв-траву вместе с другой скошенной травой в воду, она одна поплывет против течения (рус., укр., бел.). Если её положить на наковальню, кузнец не сможет сковать железо (рус.). Если на детелину наступит конь, у него выпадут гвозди из подков (серб.); для добывания разрыв-травы на луг выводили коня в железных путах, которые рассыпались при соприкосновении с ней (серб.). Способностью этого растения «пересиливать» металлы пользовались воры, закладывая её в разрез на пальце или ладони и давая ране срастись. Разрыв-траву можно было также носить под языком. После этого человек получал способность открывать замки (рус., бел., серб., хорв., з.-болг., малопол.)[4].
Сербское предание говорит о том, что очень немногие люди могут отыскать разрыв-траву[5]. Сербский фольклорист Вук Стефанович Караджич пишет о расковнике:
Это некая (возможно воображаемая) трава, благодаря которой, как считается, отмыкается любой замок и всё открывается, если ею притронуться[6].
В болгарской мифологии разрыв-трава описывается как «клевер с четырьмя лепестками». Он растёт на лугах, но только посвящённые могут его узнать[2]. Считается, что эта трава разверзает землю в месте, где зарыты сокровища[1]. Кроме этого, с помощью травы можно обращать железо в золото, трава может дать человеку вечное счастье[2] или богатство[7]. Разрыв-трава может исполнить любое желание человека[8].
Метафорическое использование[править | править код]
Легендарная трава расковниче в современном болгарском языке в метафоричном выражении означает магический ключ, панацею в широком смысле. Фраза «да намериш разковничето» означает найти решение какой-либо, как правило, сложной, проблемы[9]. Кроме этого, расковниче в болгарском языке означает название одного из водных папоротников — четырёхлистного клевера (Марсилия четырёхлистная), который, действительно, очень напоминает мифологическое описание расковника[10]. В восточной Сербии расковником называют одно из растений, используемое в народной медицине,— Гладыш шершавый[3]. В России разрыв-травою в народе называют папоротники семейства Ужовниковые — ужовник и гроздовник[11][12].
В литературе[править | править код]
Упоминается в серии рассказов Юрия Никитина «Трое из леса», с помощью разрыв-травы открывают любые замки.
Упоминается в повести Л. Н. Толстого «Казаки» в XVI главе, где один из действующих героев (старый терский казак) подробно описывает способ добычи разрыв-травы с помощью черепахи, как хтонического животного.
В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева, мальчик Ильюша рассказал о покойном барине, искавшем на «нечистом месте» разрыв-траву, который жаловался, что могила на него давит.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Стойнев, Анани; Димитър Попов, Маргарита Василева, Рачко Попов. Костенурка // Българска митология. Енциклопедичен речник (неопр.). — изд. Захари Стоянов, 2006. — С. 165. — ISBN 954-739-682-X.
- ↑ 1 2 3 Старева, Лилия. Български магии и гадания (неопр.). — Труд, 2007. — С. 243—244. — ISBN 9789545287725.
- ↑ 1 2 3 Раденковић, Љубинко Расковник у кругу сличних биљака (серб.) (недоступная ссылка — история). Slavic Gate (2000–2001). Дата обращения: 24 августа 2010. Архивировано 8 мая 2012 года.
- ↑ Белова, 2009, с. 396.
- ↑ Kulišić, Š.; P. Ž. Petrović, N. Pantelić. Raskovnik // Srpski mitološki rečnik (серб.). — Nolit, 1970.
- ↑ Миљковић, Бранко Изабране песме (серб.). Пројекат Растко (7 апреля 2000). Дата обращения: 24 августа 2010. Архивировано 12 октября 2017 года.
- ↑ Бениеш, Мая Какво е това „разковниче”? (болг.) (недоступная ссылка — история). БНР (1 января 2010). Дата обращения: 24 августа 2010. Архивировано 8 мая 2012 года.
- ↑ Бориславов, Ясен Билките – разковниче за добрия… (болг.). Бон Апети (2009). Дата обращения: 24 августа 2010. Архивировано 8 мая 2012 года.
- ↑ Разковниче (болг.). Eurodict. Дата обращения: 24 августа 2010. Архивировано 27 декабря 2018 года.
- ↑ Божилова, Е. Marsilea quadrifolia L. — Разковниче // Ръководство по систематика на висшите растения (болг.). — Pensoft Publishers, 2003. — ISBN 9789546421746.
- ↑ Цингер, А. В. Гл. 10: Разрыв-трава // Занимательная ботаника / [под ред. и c доп. проф. С. С. Станкова]. — 5-е изд. — М.: Сов. наука, 1951. — 248 с.
- ↑ Крылов, Ю. Ф., Смирнов, П. А. Разрыв-трава // Удивительный мир лекарств. — М.: Знание, 1985. — 144 с.
Литература[править | править код]
- Разрыв-трава / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 396—397. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
Ссылки[править | править код]
- Символ замка́ в мифологии славян
- Злые и добрые травы в мифологии
Если назвать кладоискательство просто увлечением, то это, несомненно, одно из древнейших хобби. Не принято говорить, но оно уже превратилось в профессию. Правда, она довольно редкая и незаметная. Лучший кладоискатель, это тот, которого и не слышно, и не видно.
В старые времена жители дремучих лесов – гномы – лишились своего дома. Люди узнали об их кладах, скрытых в земле, и в поисках этих сокровищ перекопали всю землю, оставив бедных гномов без жилища. Свое новое пристанище они нашли под черничным кустом, который сжалился над горемыками и укрыл их. В благодарность за это они расселили чернику по всему свету. Как ты думаешь, могли гномы отказаться от своей привычки прятать клады? Я сомневаюсь. Отсюда вывод: под каким-нибудь из этих черничных кустов с большой долей вероятности может оказаться клад.
Но клады обычно не лежат просто так в ожидании счастливого охотника за сокровищами. Частенько те, кто прячет свои богатства оставляет для их охраны стражу. Да не просто капканы всякие расставляет, а нечистую силу призывает. Для того чтобы такие “охраннички” не причинила вреда, собираясь искать клад, необходимо взять с собой белую восковую свечу, спрын-траву или траву Петров крест в качестве оберега.
Помимо нечистой силы. охраняющей подступы к кладам, на пути к сокровищу может встретиться и зачарованный замок или даже целая зачарованная дверь! И чаще всего так оно и случается. Под такие замки и двери укрыватели кладов делают один “ключ”. И больше никакими обычными средствами такой замок не откроешь, придется тоже прибегать к волшебству. В этом случае охотнику за сокровищами незаменимым помощником будет Разрыв-трава. Другие ее названия: ключ-трава, спрыг-трава (не путать со спрын-травой!), прыгун, скакун-трава.
В одном из преданий говорится: «Есть скакун-трава, растет она на надгробных местах, ростом высока, цветет голубым, кольцами. Она для поисков клада всегда пригодится. Если завернуть эту траву в тряпицу, она сама раскрутится и скочит. А вертеть ее надо на поле. Куда трава скочит, там огонь возгорится, тут и клад рыть нужно».
А еще разрыв-трава водится на топких болотах, и человеку самому никак не найти ее, потому что к ней нет следа и примет ее не отличишь от всякого другого зелья. Надобно найти гнездо кукушки в дупле в ту пору, как она выведет детей. Нужно забить дупло наглухо деревянным клином, после притаиться в засаде и ждать, когда прилетит кукушка. Когда она найдет детенышей взаперти, то полетит на болото, отыщет разрыв-траву и принесет в своем клюве. Чуть положит она траву к дуплу, клин выскочит вон, как будто его вышибли обухом. В это время надо стрелять в кукушку, иначе она проглотит траву, чтоб люди ее не подняли.
Как видите, разыскать разрыв-траву очень сложно. Кукушки не растят сами своих птенцов. Они яйца в чужие гнезда подкидывают. Сколько же времени придется потратить на поиски кукушки, наделенной материнским инстинктом?
Известно, что листья разрыв-травы имеют форму крестиков, а цвет подобен огню: распускается она в полночь на Ивана Купалу и держится не более пяти минут. Добыть ее самостоятельно, без помощи животных, весьма трудно и сопряжено с большою опасностью, потому что всякого, кто найдет ее, черти стараются лишить жизни.
Нередко опытные кладоискатели используют некоторые растения и для поисков клада.
Пожалуй, самым популярным при поисках сокровищ является цвет папоротника. Он цветет в одну только пору: летом, под Иванов день, в глухую полночь. При отыскании земляных богатств кладокопатели бросают папоротниковый цвет вверх. Если поблизости есть клад, этот цвет будет носиться над ним, как звезда, и упадет на землю именно там, где копать надо.
Опытные кладоискатели советуют: «Носи его в ладанке, на груди. Тогда все клады и все подземные богатства на том месте, где будешь стоять или ходить, будут перед тобой как на ладони. Захочешь их взять, приложи только папоротниковый цвет – сами тебе дадутся. Все пойдет тебе в руку и будешь богаче прежнего».
А добывается папоротниковый цвет следующим образом: под Иванов день, около полуночи нужно отправиться самому в лес, в самую глушь. Что бы ты ни видел, ни слышал – будь как без глаз и без ушей. Беги бегом вперед, не оглядывайся назад, не слушай ничего и не откликайся на зов. Тебя станут манить – не гляди, тебе станут грозить – не робей. Все вперед, да вперед, пока не увидишь, что в глуши светится. Тогда ты должен бежать прямо на это светлое, рвануть изо всей силы и крепко зажать его в руке. После этого ты должен бежать назад, все так же, не останавливаясь, не оглядываясь и не откликаясь. Если ослушаешься, горе тебе – из леса не воротишься.
Но есть еще один способ. Ведь в ту же ночь, когда цветет таинственный огненный цветок папоротника, по поверью, и зверобой также обладает этой силой. С помощью этого цветка тоже можно отыскать давно запрятанные клады.
Растение, называемое в народе плакун-трава, помогает освободить клад от заклятий и охраняющей его нечистой силы. Его собирают на заре Иванова дня, когда это растение приобретает чудесные свойства. При помощи заговоров и обрядов, кладоискатели придают растению мощную силу, позволяющую заставлять плакать служителей тьмы и покоряться, тем самым открывая путь к сокровищам.
А еще считается, что в Духов день перед восходом солнца открывает Мать Сыра Земля все свои тайны. “Богобоязненные” кладоискатели могут в это время, помолясь Святому Духу, идти добывать клады. Вот тогда необходима им «волшебная палочка» – березовая лоза. Только не каждый умеет с ней обращаться. Лозоходцы, как их называют, берут в руки развилку березы и медленно передвигаются по исследуемой местности. Там, где под землей находится припрятанный клад, конец развилки заметно к земле пригибается. Надо только уметь это почувствовать.
Но если с березовой лозой не подружишься, то все равно не стоит отчаиваться. Можно к другому дереву за помощью обратиться. Если взять ореховое дерево и вырезать из него подсвечник, поставить туда свечу и зажечь, то пламя свечи будет сильно колебаться в том месте, где зарыт клад.
Известно, что желтый цветок омелы, подобно папоротнику, может открыть все тайны и клады.
Уэльское предание гласит, что под орешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. А еще поговаривают, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове.
Омеле и самой приписывают свойство находить клады. На Иоаннов день жители Швеции изготовляют из омелы или из четырех разных пород дерева, в том числе и омелы, волшебные жезлы. После захода солнца искатель кладов кладет этот магический жезл на землю, и, в том случае, если клад зарыт в этом месте, жезл начинает двигаться, как живой.
Вот, пожалуй, и все.
«… Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы ? Да говори же, колдун! — … Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь.
— А боле нет других ?
— Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет.
— А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся.
— Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю!
— А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь?
— И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски!
— Пропадай ты со своими травами! — гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника».
А. К. Толстой. «Князь Серебряный»
Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с “нездешними существами”. Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.
До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.
Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: ” Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!”.
Современное название плакун-травы дербенник иволистый. Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава – всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: “Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро”.
Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день “Агрофены – злые коренья”, поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы – время сбора волшебных трав. Иванова ночь – особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо – это цветение папоротника или Перунова огнецвета.
Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.
Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.
Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.
Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.
Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.
Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.
Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются.
Н.И.Лажечников “Басурман”
У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.
Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.
Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: ” Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы – самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке”.
Одолень-трава – это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё – русалочий цветок.
Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.
“Царь всех трав” – так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что “кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе – узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен – приложи к ране, и тотчас всё заживёт”.
В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.
Тирлич или Ведьмино зелье – это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.
Золототысячник, или тирлич
Трава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.
Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.
Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.
Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертник
Чертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: ” Сгони червей с моей скотины – отпущу”, напасть со скотины сойдёт.
С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.
Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым
Крапива, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.
Любовные яблоки – через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.
Петуния – это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.
Знаете о цветке папоротника и мандрагоре? Но, пожалуй, самая волшебная трава из рассказов наших старых людей — это разрыв трава. Она и отпирает любые замки и запоры, и помогает найти клад. Сами понимаете, что для многих завидные свойства! Ещё она — трава, о которую ломаются косы.
Она же — гремучая трава, железняк, замок, лом, лом-трава, ломоцвет, отмычная трава, разрыв-корень, разрыв-трава, спрыг- или спрык-трава, трава-разрушевка, бель и муравей.
Ещё у античных авторов (к примеру, у Плиния Старшего, I век н.э), приводятся легенды о птицах, приносящих разрыв-траву.
Стоит, верно, присмотреться, к этому мифологическому растению, не даром она так широко известна!
Да стоит поискать современное название для этой чудо-травы!
Чем мы с вами сейчас и займёмся!
Разрыв-трава
Много про разрыв траву у нас говорят, даже и вот такое, разочаровывающее:
— У нас, знать-то, нету разрыв-травы, это волшебна трава. Ее никто не видал, она клады помогат искать». Однако западноевропейские печатные гербарии XVI-XVIII вв. называли реальные растения, соотносимые с разрыв-травой.
Так, немецкий травник Маттиолуса (1600 г.) повествует о растении из рода Lunaria, именуемом по-итальянски sferra cauallo (от итал. sferra ‘расковывать’ и cavallo ‘лошадь’), способном расковать лошадь. Это растение, которое сейчас называется лунник.
Травник Симона Сиреньского (1613 г.) (Польша) называет разрыв травой растение Hippocrepis unisiliquosa, называемому по-польски wytrych, klucz, podkownik, otwieracz, martagon. Русскоязычное название: Подковник одностручковый.
Каким растениям приписывались свойства разрыв-травы
Цикорий Cichorium intubus L.
Тысячелистник обыкновенный Achillea millefolia L.
Молочай Euphorbia iathyris L.
Вербена Verbena officinalis L.
Клевер Trifolium pratense
Гладыш Laserpitium siler
Иван-чай узколистный Epilobium (Chamaenerion) angustifolium L
Какие свойства приписывались разрыв-траве?
Вот такие разные травы могли прятаться под описанием чудо-травки. И, всё же, из травников мы знаем общее про это чудесное растение:
1.Ломать железные предметы.
а)снимать путы, подковы с лошади (земезея, муравей);
б)ломать косы (муравей, сильный лом, трава, о которой ломаются косы);
в)выворачивать сохи (трава муравей);
2.Плыть против течения (бель, «трава о которой ломаются косы», муравей).
3.Прокалывать положенную на землю одежду или ткань (муравей, сильный лом, «трава, о которой ломаются косы»).
4.Разрыв-трава около Иванова дня блестит или горит, как огонь (размык, сильный лом).
5.Чудесную траву приносит желна («трава, о которой ломаются косы»)
Как использовали разрыв-траву, судя по записям?
Главное свойство разрыв-травы — отпирать замки
Для этого корень нужно взять в руку или положить в рот («Подрезав, вложить в руку и заростить, то замок никакой не устоит»), или просто дотронуться до замка, произнося три раза приговор: «Снидет в преисподнею страны земли». Кроме того, разрыв-траве приписывалось свойство развязать всякий узел, а также спасти от удавления петлей, для чего нужно было лишь положить её в рот. Сопротивление железным предметам проявляется у разрыв-травы не только в свойствах ломать косы, срывать замки и подковы, но и в худом влиянии на кузнеца: «…кузнецу кинуть в горн – то понеси с места и кузницу, а кузнец тот в век испорчен будет от той травы».
Помогать в добывании кладов
Сведения о реальных попытках раздобыть чудесное растение, чтобы «взять» клад, сохранились в следственных делах. Как видно из следственных дел, поверья о разрыв-траве были весьма востребованы в русской кладоискательской практике XVIII-XIX вв. Однако во всех приведенных ниже примерах поиск разрыв-травы либо завершается неудачей, либо «подложная» разрыв-трава становится только приманкой, чтобы выманить у незадачливых кладоискателей деньги.
Исцелять недуги, останавливать кровь
Воздействие на кровь и, шире, на человеческое тело является одним из существенных свойств разрыв-травы. «А угожа та трава, аще кто изойдет рудою больно, и то привяжи тою травою, ино ничево не будет». С помощью разрыв-травы можно было вылечить болячки и чирьи.
Апотропейные свойства
Свойства разрыв-травы — уберечь от ведунов, противников, злых людей, обладатели её приобретали способность видеть бесов и порчельников.
Другие чудесные свойства
Счастливый обладатель разрыв-травы приобретал способность ходить по водной поверхности: «А головочьку иметь при себе в медном футляре, то в воду и по воде, что посуху, ходить будешь». Растению придавалась способность сделать человека настолько сильным, чтобы он мог поднять любое строение, даже каменное. Растение могло сделать человека неуязвимым: «А как ей тертись все свое тело нагое, и от тоя травы всякое древо ломается, и никакой ураз не берет, и раны заращивает».
Вот такие чудесные способности много столетий приписывались разрыв-траве. Может быть, стоит попробовать — волшебные растения-то у нас под боком растут!
Теперь и вы знаете, какие растения наделялись этими чудесными свойствами.
На благо!