Как найти развитие сюжета

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка” содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка” кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

С чего начинается работа над книгой? С задумки, с идеи, которая так и просится на бумагу, или на девственно-чистый вордовский лист на мониторе. Задумка бывает так горяча, что нет сил сдерживаться, даже пальцы горят, так хочется её поскорее реализовать, воплотить в текст, в образы героев, в сюжет… Стоп. Вот здесь нужно остановиться, сдержать свои творческие порывы и серьёзно обдумать развитие сюжета. Потому что если этого не сделать, то можно быстро загнать героев в тупик или оказаться перед большой сюжетной дырой, а то и пропастью. В общем, с непродуманным заранее сюжетом у автора может возникнуть масса проблем.

Поэтому давайте разберём основные этапы развития сюжета. Это поможет выстроить повествование логично и увлекательно.

Экспозиция

Это первый, но необязательный этап развития сюжета. Экспозицией называют рассказ о событиях, предшествующих действиям в книге, например, о детстве героев, о каких-то исторических реалиях, которые важны для понимания основного сюжета. Экспозиция далеко не всегда нужна, к тому же такая информация в форме ретроспективы может быть «разбросана» по всему тексту. Но в ряде случаев задуманный сюжет требует предыстории, которая часто размещается в прологе.

Завязка

А вот без этого уже никак нельзя. Без завязки книга получается «ни о чём». К тому же на этом этапе формируется интерес читателя, так что к завязке надо отнестись с максимальной серьёзностью. Содержание её зависит и от жанра, и от самого сюжета. Но всегда завязка – это событие, дающее толчок к развитию сюжета. Например, в детективе – преступление, которое надо расследовать, в любовном романе встреча героев и, возможно, возникновение конфликта, в историческом романе — какое-то событие, которое вовлечёт героев в действие, проблема, которая требует своего решения, таинственная встреча и т. д.

Хорошая, интересная завязка во многом определяет успех книги, потому что именно она пробуждает у читателя желание узнать, что там дальше.

Развитие событий. Джек Воробей из к/ф Пираты Карибского моря"

Развитие событий. Джек Воробей из к/ф Пираты Карибского моря”

Развитие событий

Это основная часть сюжета, когда решаются проблемы, развиваются отношения, завязываются интриги. То есть именно здесь, на этом этапе и есть самая «движуха». Здесь реализуются замыслы автора, и удовлетворяется интерес читателя. Иногда развитие событий напоминает аттракцион «американские горки», когда читатель взлетает на волне интереса, переживает за героев, вздыхает с облегчением, когда одна их проблема решается и снова летит вниз, замирая от восторга или ужаса. Потому что одна проблема сменяется другой. Приём этот называется «сюжетные арки», о нём я как-нибудь расскажу.

Не нужно забывать о том, что события, должны развиваться, а сюжет — иметь свою логику, когда одно событие вытекает из другого, все действия героев мотивированы и связаны причинно-следственными связями. Об этом надо позаботиться «на берегу» и все проблемы, конфликты и приключения героев продумать заранее.

 Этот этап и самый большой, и в целом он напоминает подъём на горную вершину, где читатель встретится с кульминацией.

Поворот сюжета

Интересный и важный, хоть и необязательный этап, есть неплохие и даже классические книги, где сюжет линейный и без всяких поворотов. Но они нужны, чтобы активизировать подугасший интерес читателя, да и просто оживить повествование.

Поворот сюжета — это изменение плавного его развития, появление новой линии или новый конфликт. Например, союзник неожиданно становится предателем, а враг – союзником; достигнутая с таким трудом цель оказывается ненужной или только шагом к настоящей цели, так долго налаживаемые отношения между героями вдруг рушатся в один миг и т. д.

И чем неожиданнее для читателя поворот сюжета, тем интереснее.

Кульминация. Немая сцена из пьесы Н. Гоголя "Ревизор"

Кульминация. Немая сцена из пьесы Н. Гоголя “Ревизор”

Кульминация

Это наивысшая точка, когда напряжение событий (и соответственно интерес читателя) достигает своей кульминации. Конфликт между героями обостряется до предела, ситуация становится непереносимой и должна вот-вот «взорваться». Часто герои оказываются в шаге от гибели, в невыносимых условиях на грани краха или в бездне отчаяния. Поэтому события принимают характер шквала, урагана или извержения вулкана. 

Но это не конец книги, а разрешение конфликта, поэтому кульминация читается на одном дыхании. Читатель буквально глотает текст, чтобы скорее узнать – как всё разрешится.

Развязка

Чаще всего развязка пишется спустя непродолжительное сюжетное время или почти сразу после кульминации. Когда основной конфликт решен, то нет смысла дальше растягивать повествование.

Поэтому на этом этапе события ускоряются, появляются все герои, решаются недорешенные конфликты и проблемы. В идеале на этапе развязки завершаются все сюжетные линии, враги повержены или перевоспитаны, в отношениях героев наступает «момент истины». Точка. Хотя она как раз может и не быть слишком «жирной», если автор планирует продолжение.

Эпилог

Тоже необязательный этап. Если развязка расставила все точки, то эпилога может и не быть. Однако многие читатели и авторы любят эпилоги. Они дают возможность заглянуть в будущее героев и мира. Ведь иногда хочется узнать, а как там, за пределами книги, поживают полюбившиеся персонажи.

А некоторые авторы используют эпилог как подготовку к новой истории.

Эти этапы сюжета, даже необязательные, помогают и автору, и читателю сориентироваться в книге. Их выделение связано не с какими-то непонятно кем установленными правилами, а с особенностями человеческой психологии. Так что не пренебрегайте ими. И пишите с удовольствием!

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист


17 декабря 2020

Книги

Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист

В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».


Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.

А между тем без них никак не обойтись.

Откуда берутся идеи

Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.

Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.

Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.

Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.

По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.

Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.

Идеи для сюжета

Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.

У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.

Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.

Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.

Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.

Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.

На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.

На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».

Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.

Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.

  • Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
  • Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
  • Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
  • Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
  • Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
  • Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
  • Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
  • Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.

Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».

Талант не главное

В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.

Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.

В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.

С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.

Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.

Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.

Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.

Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.

Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.

Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.

Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.

Купить книгу

Рассмотрим из чего складывается хорошая история и как удержать интерес читателя

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет — это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передает их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включенных в произведение событий, расположенных в определенной последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учетом хронологии происходящего.

Основные этапы развития сюжета

Перечисление основных этапов развития сюжета начинают с экспозиции, помогающей полностью погрузиться в атмосферу книги. Ее наличие вовсе не обязательно. Но именно благодаря экспозиции читатель узнает о месте и времени, играющих важную роль в книге. Прочие элементы сюжета также играют большую роль в литературном произведении.

Экспозиция

Экспозицию обычно размещают в прологе, который считается необязательной частью книги. Поэтому некоторые авторы предпочитают рассказывать предысторию развития событий в основной части произведения.

Завязка

Завязкой называют ситуацию, порождающую причину конфликта. Она должна создавать интригу, заинтересовывать читателя.

Развитие событий

В данной части произведения раскрываются личные качества героев, формируются взаимоотношения персонажей. Данному этапу развития сюжета свойственно нарастание эмоций. Читатель подсознательно ощущает приближение каких-то значимых событий: мрачных, волнующих и т. д.

Понятие кульминации

Кульминацию называют пиком развития событий. В этот момент происходит обострение конфликта до предела (обнаружение коварного виновника всех бед в произведении, осознание предательства близкого человека и т. д.)

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

План — это, по сути, краткое содержание произведения. Его написание дает понимание целей и задач, которые стоят перед автором книги, обеспечивает структурированность текста, сохранение его ритма и темпа. Благодаря плану отдельные элементы произведения будут глубже осмыслены автором. В него можно включить:

  • краткое описание всех глав (с ключевыми эпизодами);

  • описание всех героев (как главных, так и второстепенных). При этом уделяют особенное внимание их характерам, роли в развитии сюжета;

Виды сюжетов

Основной критерий для выделения видов сюжета — характер связей внутри них. В таком случае различают:

Концентрический сюжет — заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта — единство места и времени действия.

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» Александра Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчетливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удается сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток — предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Хроникальный (линейный)

В хроникальных сюжетных схемах события выстраиваются в хронологическом порядке, линейно. Они характерны преимущественно для объемных произведений, героям которых необходимо пройти сложный путь к определенной цели. В качестве примера можно привести «Вий» Николая Гоголя, «Капитанскую дочку» Александра Пушкина.

В рамках линейной схемы получается выстроить разнообразные истории. Известная всем история о Колобке — один из примеров хроникальных сказочных сюжетов.

Линейный параллельный сюжет

Такой сюжет встречается в романах-хрониках, многофигурных композициях. Он предусматривает наличие нескольких сюжетных линий, имеющих сравнительно мало точек соприкосновения. К такому сюжетному построению решил прибегнуть Джон Голсуорси в «Саге о Форсайтах».

Линейный дискретный сюжет

Такой сюжет нередко содержит разрозненные элементы. В произведении отсутствует четкая временнáя последовательность. Выстраивание повествования происходит немного хаотично. К примеру, сначала идут несколько абзацев, посвященных детству героя. На смену им приходит пространный рассказ о юности этого персонажа. На следующем этапе повествования вообще пропускается значительный временной период из жизни героя и приводится подробная история о том, какие испытания приготовила ему судьба спустя много лет.

Порой развития действия по линейному дискретному сюжету происходит несколько иначе. Жизнь героя представлена как череда ключевых событий, разорванных во времени. Именно так происходит в «Отцах и детях» Ивана Тургенева.

Линейный сюжет с экскурсами

Такой сюжет развивается последовательно, подразумевает хронологическое выстраивание событий. Но автор порой делает экскурсы в прошлое, рассказывая при этом о предыстории текущих событий. Описывать такие этапы развития сюжета довольно сложно для автора. Всегда есть опасность слишком увлечься воспоминаниями прошлых лет и на время забыть о проблемах повзрослевшего персонажа.

Линейный сюжет, предусматривающий обратную хронологию

Этот тип построения сюжета встречается сравнительно редко. Он подразумевает, что повествования начинается «с конца». Данный сюжет распространен преимущественно в детективных романах. В произведениях этого жанра повествование предусматривает «перемещение» от совершенного преступления в прошлое — возвращение к тому моменту, когда было запланировано убийство, появились предпосылки для мести.

Другие классификации сюжетов

В литературоведении встречается и классификация сюжетов, согласно которой они делятся на:

Адинамический сюжет предполагает, что каждое событие происходит самостоятельно. У читателя не возникает напряженного ожидания, сопровождающегося вопросом: «А что же случится дальше?» В общей композиции литературного произведения встречается достаточно много внесюжетных элементов. В этой роли часто выступают лирические отступления, привлекающие внимание читателя. Адинамический сюжет в литературе — довольно распространенное явление. Он встречается в «Моей жизни» и некоторых других произведениях Антона Чехова, «Мертвых душах» Николая Гоголя.

Динамический тип сюжета делает произведение более захватывающим и увлекательным. В таком случае развитие событий в книге происходит стремительно, неожиданно. Такой тип построения основных сюжетных элементов характерен для произведения «Накануне» Ивана Тургенева, «Повестей Белкина» Александра Пушкина.

Выделяют и другие виды сюжетов:

однолинейные. В основе таких традиционных сюжетов лежит лишь один конфликт. Чаще всего они представлены в рассказах (в частности, в произведении «Хамелеон» Антона Чехова);

многолинейные. Подобный сюжет предусматривает наличие несколько событийных линий, которые время от времени пересекаются друг с другом.

Особенности сюжетов в зависимости от вида произведения

В настоящее время роман считается одним из наиболее распространенных литературных произведений. Он отличается от повести широким диапазоном описываемых событий, более сложным содержанием.

Повесть

Повесть обладает определенными отличиями от романа. Ниже можно увидеть некоторых из них:

во многих романах присутствует один главный сюжет и несколько второстепенных, образующих сложную структуру. Повесть в этом плане выглядит гораздо проще. Такое произведение может быть лишено дополнительных сюжетных линий;

в большинстве случаев действие повести охватывает очень ограниченный временной период, романа — значительный.

На заметку! В повести на первый план выходят душевные качества героя, его внутренний мир. В свою очередь, персонажи романа часто выступают носителями смелых социальных и мировоззренческих идей.

Роман

Роман, как правило, характеризуется разветвленностью, множественностью сюжетных линий. К примеру, в литературном произведении «Обломов» подробно описаны истории:

Практически все романы предусматривают наличие большого количества персонажей. Они отличаются по темпераменту, возрастной категории, принадлежности к тем или иным социальным группам, взглядам на жизнь.

Проблематика романа достаточно глобальна. Объемное литературное произведение зачастую содержит описание обширного временного периода. Исторический «фон» литературного произведения отличается проработанностью. Он предусматривает соотнесенность судеб персонажей с особенностями эпохи.

Рассказ

Основные особенности рассказа как литературного жанра:

  • четко выраженная сюжетная линия;

  • сравнительно небольшое количество персонажей;

  • наглядность повествования. Она позволяет читателю легко визуализировать написанное.

Порой элементы сюжета в литературных произведениях не сразу выстраиваются в единое целое в воображении автора. Поэтому рекомендуется записывать все приходящие в голову интересные идеи в блокнот для заметок или фиксировать их в приложении на смартфоне. Впрочем, можно прибегнуть и к более оригинальным способам разработки своих идей. Михаил Булгаков, к примеру, делал пометки на манжетах рубашки.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Структура сюжета – то, что позволяет художественной книге сохранить целостность повествования. О ней говорят на всех без исключения литературных курсах. Некоторые из структур рассматриваются чаще всего: «7 точек сюжета» от Девида Трутьера/David Trottier, «шесть этапов» от Кристофера Воглера, «12 этапов» от Джозефа Кэмпбелла, трехактная конструкция, и другие.

От сюжета к повествованию

Самое логичное развитие сюжета от пролога к эпилогу выглядит так (это и есть те самые 7 опорных точек):

  1. Экспозицию размещают в прологе. Она знакомит читателя с сутью вещей – предысторией (о ком и о чём будет повествование).
  2. Завязка происходит в самом начале истории. Это тот толчок-событие, который зарождает конфликтную ситуацию.
  3. Далее следует логичное развитие событий. Раскрываются характеры героев, обнаруживается антагонист. Конфликт нарастает.
  4. На пике конфликта происходит кульминация – наиболее напряжённая в эмоциональном плане часть истории, когда ещё не понятно, чем же всё завершится.
  5. За кульминацией идет сюжетный поворот, неожиданно для читателя меняющий расстановку сил в истории. Открываются новые обстоятельства, у героя появляются новые союзники или враги.
  6. Развязка наступает по мере ускорения событий и прояснения всех целей героев. Это некая черта в истории, подводящая итог сказанному выше.
  7. Затем пишется эпилог. Это необязательная часть книги. Однако эпилоги позволяют читателю заглянуть в будущее и узнать, чем и как живут герои после пережитых приключений. Классическая концовка хорошей книги!

Перенос сюжетных точек на повествование

Как перенести такую структуру сюжета на повествование? Точнее, как развить повествование во времени, чтобы история не выглядела искусственной, не казалась насаждённой извне?

Проще всего опереться на человеческую природу. Провести героев через все этапы испытаний и становления личности. Точно так же, как любой человек решает в реальной жизни свои проблемы – шаг за шагом, так и вымышленный персонаж идёт к намеченной цели:

  • у героя есть недостатки/изъяны;
  • присутствует мотив действовать определённым образом;
  • появляется препятствие на пути — антагонист;
  • герой подбирает тактику действий;
  • происходит битва/открытое противостояние;
  • у героя случается озарение;
  • в конце он приходит к гармонии (меняется по сравнению с началом истории).

Что такое недостаток у героя?

Под недостатком подразумевается некие слабости или изъяны. Герой должен что-то в себе исправить, чтобы жить лучше – преодолеть слабость, развиться как личность, вырасти морально. Причём слабости не обязательно носят отрицательный характер. Иногда достоинство может иметь такую гротескную форму, что оно по своей сути куда хуже открытого морального уродства. Например, гений так убеждён в своей исключительности, что не ценит никого вокруг кроме себя и дела, которому он посвятил всю жизнь.

Также необходимо различать моральные изъяны и психологическое несовершенство. В хороших историях нравственная ущербность обычно связана с психологической.

Как отличить мораль от психологии?

Моральный изъян – это недостойное поведение героя, когда он ещё в самом начале истории причиняет зло хотя бы одному человеку.

Психологическое несовершенство – тот фактор, который в будущем приводит к моральному изъяну. Это причина, по которой герой из-за своей слабости отыгрывается на других персонажах. Тут как раз и подходит в плане писательского выбора некое достоинство, непомерно раздутое и превратившееся у персонажа в недостаток.

Важные моменты!

Первое. Герой в начале книги не осознаёт своё несовершенство. Озарение наступает гораздо позже и служит причиной для внутреннего изменения.

Второе. Герой обязательно страдает не только от психологического, но и от этического/морального несовершенства (в плохих сценариях недостатки чаще сводятся только к психологическим проблемам!). Ему нужно преодолеть себя.

Как наделить героя слабостями?

Сделать героя несовершенным как морально, так и психологически можно двумя способами:

  1. Найти психологическую слабость. Обнаружить безнравственные поступки, характерные для такой слабости. Вычленить моральную несостоятельность, служащую причиной неблаговидных поступков.
  2. Найти достоинство, которым герой восхищен, и которое полностью подчиняет себе его личность. Выявить нечто ценное для героя и подобрать отрицательную версию для этой ценности.

Основная задача одна: нащупать моральную червоточину, а затем отталкиваться от психологического несовершенства и обращать даже сильные стороны в пороки. Это основа для будущего конфликта. Кто-то обязательно пострадает от недостатков героя! В результате читатель начнёт сопереживать обиженным персонажам и будет увлечён историей.

Что такое желания и мотивы?

Мотив – движущая часть любой хорошей истории. Это цель, к которой устремляется главный герой. Нет мотива – теряется цель. Повествование становится бессмысленным.

Обычно мотивы продиктованы нуждами героев. Физиологическими или психологическими, духовными. При этом мотив – это не одно и то же, что недостаток (изъян).

Нужда – то, что находится внутри личности персонажа. Это зависимость от внутренней слабости, внутренняя проблема. Такие недостатки всегда скрыты внутри сюжета. Они как ключ к пониманию истории – читатель догадывается, как именно должен измениться герой, чтобы жить ему стало лучше, чем в начале книги.

Мотив – стремление/цель, лежащая за пределами личности. Персонаж явно идёт к чему-то. Мотив всегда на поверхности. На нём строится всё повествование. Читатель наблюдает, как и куда движется герой для достижения поставленной цели, какие трудности преодолевает на пути.

Важно не пропускать моменты, где демонстрируются слабости и нужды персонажей. Нельзя начинать сразу с мотивов! Это ускоряет историю, лишая её логичной развязки в конце. Слабости и нужды – те факторы, которые позволяют героям измениться. Что естественно вызывает интерес у читателей и делает повествование выразительным.

Помните, как часто упрекают новичков в «картонных персонажах»? Это, как раз, претензия к отсутствию слабостей и нужд – то есть, недостатков, требующих исправления и изменения к лучшему. Того, что присуще людям в реальной жизни.

Какой должен быть антагонист?

Прежде всего нужно уяснить, антагонист – это не явный и безоговорочный злодей. Он не поступает как злодей, не говорит как злодей. Такое происходит только в плохих сценариях для кино.

Его основная функция – соперничество. Потому что хорошо придуманный антагонист стремится к той же цели, что и главный герой. Найти такого антагониста непросто. Ведь противостояние базируется на глубинных противоречиях. Каждый отстаивает свою версию событий, каждый старается сделать так, чтобы все поверили именно ему.

Главные вопросы здесь: Что самое важное? Какая ценность дороже других? Это и есть фокус истории – цель, за которую борется как антагонист, так и герой. Если цель у каждого будет своя, о каком конфликте может идти речь? Зачем вступать в борьбу? Нет конфликта, нет истории!

Что важно в поиске правильного антагониста?

Первое. У героя должна быть чётко определённая цель. Тот, кто соперничает и мешает – тот и противостоит достижению его цели.

Второе. Если персонаж сражается сам с собой, речь идёт о внутреннем конфликте (о борьбе с недостатками). Внешним противником героя не может выступать он сам! Это ошибка.

Что такое тактика?

Тактика – это набор определённых действий, которые предпринимает главный персонаж истории. План действий неразрывно связан с антагонистом и мотивом в целом.

То есть, нужно устранить противника и достичь цели. Например, в детективе следователь должен собрать улики, опросить соседей погибшего, чтобы поймать убийцу. Это и есть тактика, план действий.

Что такое битва?

Под битвой подразумевается этап истории, в котором становится ясно, кто же победит в итоге. Битва (не обязательно физическое столкновение) происходит примерно в середине книги.

Соперники обмениваются ударами, пытаясь одержать верх.

Что такое озарение?

Озарение или сдвиг характера примерно совпадает по времени с битвой. Испытание требует напряжения всех сил. Герой что-то понимает о себе и вдруг прозревает.

Прозрение бывает:

  • моральным;
  • и психологическим.

В психологическом плане это сбрасывание маски, честный взгляд на себя – по сути, самый яркий, смелый и трудный поступок.

При этом герой не должен сообщать вслух, что же он понял о себе. Прозрение лучше показывать через действие – поступки. То есть, переводить психологическое прозрение в плоскость морали и этики.

Озарение имеет самую непосредственную связь с недостатком/изъяном. Недостаток – начало трансформации, озарение – конечная точка в сдвиге характера. От незрелости в начале повествования персонаж приходит к изменениям внутри себя.

Здесь два пути:

  1. Положительный – приобретение опыта, рост личности, достойная жизнь в будущем.
  2. Отрицательный – получение настолько горького опыта, что происходящее разрушает личность героя. Он деградирует.

Что такое гармония?

Гармония – завершающий аккорд истории. Испытания минули, всё опять пришло в норму. Главный герой никогда не будет прежним, он изменился навсегда: поднялся на ступеньку вверх или опустился вниз, деградировал. Никаких стремлений/целей у него больше нет.

При положительном опыте открываются лучшие качества, персонаж понимает, как ему поступать и как себя вести в жизни – становится лучше. А при отрицательном – не прозревает вовсе, либо порок в нём побеждает, что приводит к падению или гибели.

Но в любом случае – это финальная черта. За ней новая жизнь, изменившаяся в ту или иную сторону.

В заключение

Создавая историю сразу определитесь с моментом озарения. Двигаясь от него в обратном направлении, можно легко вычленить недостатки и изъяны, прояснить нужды и стремления. Этот приём гарантирует, что герой движется в нужном направлении – к финалу или прозрению (изменениям).

Практика

Вот как может выглядеть работа над всеми этапами истории:

Первое. Опишите момент озарения, когда персонаж проходит через психологическое и моральное самопознание. Выводы из этой ситуации не должны быть абстрактными!

А дальше «разгадайте кроссворд» — прощупайте для себя оставшиеся шесть этапов повествования. Но будьте готовы в любой момент править начальную точку – озарение, так как открывшиеся новые обстоятельства почти всегда изменяют течение сюжета. Чем больше работаешь над задумкой книги, тем больше правок приходится вносить в начальный замысел.

Второе. Оттолкнитесь от момента озарения к начальной точке истории – поиску психологической и моральной слабости/недостатка/нужды. Не забываете, что психологические изъяны вредят исключительно самому персонажу. А моральные недостатки отражаются на его близких и окружающих людях.  Изъянов может быть несколько. Главное, чтобы они выглядели серьёзными – отравляли жизнь, грозили её в любой момент испортить.

Проблема, встречающаяся на пути персонажа в начале, всегда обусловлена его слабостями!

Третье. Затем у героя должна появиться конкретная цель, к которой он будет стремиться в течение всей истории. Ради неё он совершает впечатляющие поступки, преодолевая препятствия.

Четвёртое. Придумайте противника, стремящегося к той же цели. Или несколько противников (но кто-то из них обязательно будет лучше, чем остальные). Главный вопрос здесь — важность конечной цели. Антагонист должен быть одержим ею, как и сам герой! При этом он умеет давить на главную слабость героя, пытаясь манипулировать им, и всегда стремится взять верх.

Пятое. У героя должен появиться план действий. Этот план в общих чертах задаёт дальнейшее повествование. Он оригинальный и достаточно сложный, чтобы позволить персонажу сменить тактику и стратегию, если начальный план вдруг не срабатывает.

Шестое и седьмое. На завершающем этапе описывается решающая битва, в которой сталкивается герой и антагонист. Исход битвы решает для них всё. Это может быть как физическое сражение, так и словесная перепалка. Но в любом случае такая битва происходит на пределе сил для главного героя. В результате битвы наступает финал – изменение образа жизни героя и наступление долгожданного равновесия/гармонии.

Что в итоге?

Очевидно, что все семь шагов (этапов) повествования не привносятся извне. Они следствие логичного развития сюжетной линии.

Структура создания сюжета сама требует от автора придумать несколько основных событий, как только появится задумка для новой истории.

В воображении обычно возникает целая серия сцен, как-то связанных с основной идеей будущего произведения. И это чрезвычайно важные образы! Обязательно зафиксируйте их в блокноте хотя бы одним-двумя предложениями, даже если они не пригодятся в окончательной версии произведения. Не нужно углубляться в излишние подробности. Главное очертить общее содержание каждого события или сцены. Чаще всего они будут касаться противодействия героя и антагониста.

Для чего нужны такие наброски? Для поиска семи структурных элементов истории, описанных выше. Понадобится от пяти до пятнадцати событий, позволяющих увидеть сюжетную линию целиком. Их нужно упорядочить в приблизительной последовательности – от завязки истории к её финалу.

Дальше всё просто: ищем озарение, переходим к нужде (слабостям, недостаткам), вычленяем мотив, находим антагониста (одариваем логичным стремлением к той же цели), даём герою тактику (план действий), описываем главное столкновение (битву), логично завершаем произведение – расписываем, чем всё закончилось, какая новая гармония или дисгармония установилась в результате.

Добавить комментарий