Приложения
Ботвинников А.Д. § 9 [1]
Степакова В. В. § 1 [3]
Вышнепольский И.С. § [8]
Это интересно!
Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребра, грани, кривой поверхности и т. п. (рис. 1). Поэтому изображение любого предмета сводится к изображению его вершины, ребер, граней и кривых поверхностей.
Рис. 1. Элементы поверхности предмета
Предположим, на линии, являющейся проекцией ребра треугольной пирамиды (рис. 2), задана фронтальная проекция А” точки А. Поскольку точка А принадлежит ребру пирамиды, то проекции точки должны лежать на проекциях этого ребра. Следовательно, нужно сначала на чертеже найти проекции данного ребра, а затем при помощи линий связи отыскать на них проекции точки.
Рис. 2
При этом пользуются следующим правилом: горизонтальная проекция А’ точки А лежит на горизонтальной проекции прямой и т. д. Обе проекции точки соединяет одна линия связи.
Горизонтальная проекция А’ точки А должна лежать на горизонтальной проекции ребра, поэтому проводим из точки А” вертикальную линию связи. В месте ее пересечения с проекцией ребра находится точка А’ – горизонтальная проекция точки А. Профильная проекция А'” точки А лежит на профильной проекции ребра. Так находят проекции любых точек, лежащих на ребрах предметов.
Однако иногда приходится строить проекции точек, лежащих не на ребрах, а на гранях. Чтобы по одной проекции точки, лежащей на грани предмета, найти остальные, нужно, прежде всего, найти проекции этой грани. Затем при помощи линий связи надо отыскать проекции точки, которые должны лежать на проекциях грани.
Пусть на чертеже предмета (рис. 3, а) заданы горизонтальная проекция А’ точки А и фронтальная проекция B” точки Б. Заданные точки лежат на видимых гранях предмета.
Рис. 3
По вертикальной линии связи найдем сначала фронтальную проекцию А” точки А, а затем, пользуясь постоянной прямой чертежа, на профильной проекции грани найдем профильную проекцию А'” точки A.
Линию связи сначала проводят к той проекции, на которой грань изображается в виде отрезка прямой.
Построение проекций точки B, заданной фронтальной проекцией B”, показано линиями связи со стрелками (рис. 3, б).
Постоянную прямую чертежа можно использовать также в решении задач на построение отсутствующих проекций предметов, когда, например, по двум имеющимся на чертеже проекциям предмета нужно построить третью (рис. 4). В этом случае расположение постоянной прямой чертежа определяет место строящейся проекции.
Рис. 4
Практические задания, тесты и домашние работы
Графическая работа
Вопросы для повторения
Тест
Домашняя работа
Черчение с увлечением!
Урок №27
Тема урока: Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей
Учебно-воспитательные задачи:
1.Образовательная: Проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков
2.Воспитательная: Воспитывать навыки самостоятельной работы
3.Развивающая: Развивать память учащихся: логическую, моторную, зрительную
Ход урока
1.Вводная часть. Информация о теме и цели урока.
Опрос домашнего задания по теме «Геометрические тела, проекции многогранников, проекции тел вращения».
а) Назовите предметы , имеющие форму шара, цилиндра, конуса, призмы.
б) Какие геометрические тела вам известны?
в) Для чего нужен анализ геометрической формы предмета?
2.Изложение новой темы:
Как изображают элементы предметов. Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребра, грани, кривой поверхности и т. п. (рис. 85). Поэтому изображение любого предмета сводится к изображению его вершины, ребер, граней и кривых поверхностей.
Рис. 85. Элементы поверхности предмета
Рассмотрим этот процесс на примере построения прямоугольных проекций предмета (рис. 86).
Расположим предмет в пространстве так, чтобы каждая из двух параллельных между собой граней была параллельна одной из плоскостей проекций. Тогда эти грани изобразятся на соответствующих плоскостях проекций без искажения.
Проведем через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные плоскостям проекций, и отметим точки пересечения их с плоскостями V, H и W.
Предмет так расположен относительно плоскостей проекций, что на одном проецирующем луче оказалось по две вершины, поэтому их проекции слились в одну точку. Так, вершины А и В лежат на одном луче, перпендикулярном горизонтальной плоскости проекций H. Их горизонтальные проекции а и b совпали. Вершины А и С лежат на одном луче, проецирующем эти точки на фронтальную плоскость проекций. Их фронтальные проекции а’ и с’ также совпали. На профильной плоскости проекций W в одну точку (b” и d”) спроецировались вершины В и D.
Из двух совпадающих на изображении точек одна является изображением видимой вершины, другая — закрытой (невидимой). На горизонтальмой проекции будет видима та вершина, которая расположена в пространстве выше. Так, вершина А видима, вершина В невидима. На фронтальной проекции видимой будет та вершина, которая находится ближе к нам. Отсюда а’ изображение видимой вершины А, с’ — изображение невидимой вершины С, она закрывается при проецировании вершиной А. На изображении обозначение проекций невидимых точек берут иногда в скобки.
Соединив попарно точки на фронтальной, горизонтальной и профильной проекциях, получим изображения ребер предмета. Например, ас — горизонтальная проекция ребра АС, а’b’ фронтальная проекция ребра АB
Рис. 86. Изображения предмета
На рисунке 86 видно, что если ребро параллельно плоскости проекций, то оно на этой плоскости изображается без искажения, или, как говорят, в истинную (натуральную) величину. В этом случае проекция ребра и само ребро равны между собой. Например, проекция а’b’ — истинная величина ребра АВ на фронтальной, а проекция а”b”— на профильной плоскости проекций.
Если ребро перпендикулярно плоскости проекций, оно проецируется на нее в точку. Так, на фронтальную плоскость проекций в точку спроецировалось ребро АС, на горизонтальную плоскость—ребро АВ, на профильную — ребро BD и т. д.
Построив проекции ребер, видим, что на изображении они ограничивают проекции граней. Как и ребро, грань, параллельная плоскости проекций, проецируется на нее без искажения. Например, на профильную плоскость проекций без искажения спроецировалась грань, в которой лежат точки А, В и С. На горизонтальную плоскость проекций спроецировались без искажения нижняя и верхняя грани и т. д. Найдите эти грани на чертеже предмета в системе прямоугольных проекций.
Если грань перпендикулярна плоскости проекций, она проецируется на нее в отрезок прямой.
Таким образом, каждый отрезок прямой на изображении — это проекция ребра или проекция плоскости, перпендикулярной плоскости проекций. Ребра и грани предмета, наклоненные к плоскости проекций, проецируются на нее с искажением. Найдите такие ребра и грань на рисунке 86.
Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразится на нем каждая вершина, ребро и грань предмета. Читая чертеж, надо представить, изображение какой части предмета скрыто за каждой точкой, отрезком или фигурой.
Следует помнить, что каждый вид— это изображение всего предмета, а не одной его стороны. Разница заключается лишь в том, что одни грани спроецируются в истинную фигуру, другие— в отрезки прямых.
12.2. Построение проекций точек на поверхности предмета. Теперь рассмотрим способы построения проекций точек, лежащих на поверхностях предметов.
На рисунке 91 изображена шестиугольная пирамида. На линии, являющейся проекцией ребра, задана фронтальная проекция а точки А. Как найти ее остальные проекции?
Рис. 91. Построение проекций точки, лежащей на ребре пирамиды
Рассуждают так. Точка находится на ребре предмета. Проекции точки должны лежать на проекциях этого ребра. Следовательно, нужно сначала найти проекции ребра, а затем при помощи линий связи отыскать проекции точки.
Чтобы построить профильную проекцию предмета и, в частности, профильную проекцию ребра, на котором находится точка А, удобно воспользоваться постоянной прямой. Так называют линию, которую проводят справа от вида сверху под углом 45° к рамке чертежа (рис. 91). Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до постоянной прямой. Из точек их пересечения проводят перпендикуляры к горизонтальной прямой и строят профильную проекцию.
Рис. 92. Построение постоянной прямой
Расположение постоянной прямой определяет место строящегося вида (рис. 91). Но если три вида уже построены, как на рисунке 92, а, нужно найти точку, через которую пройдет постоянная прямая. Для этого достаточно продолжить до взаимного пересечения горизонтальную и профильную проекции оси симметрии. Через полученную точку k (рис. 92, б) проводят прямую под углом 45° к осям. Это и будет постоянная прямая.
Если осей симметрии на чертеже нет, то продолжают до пересечения в точке k1горизонтальную и профильную проекции граней, проецирующихся в виде отрезков прямых. Через точку k1 проводят постоянную прямую.
А теперь вернемся к рисунку 91. Проекции ребра, на котором лежит точка А, выделены голубым цветом. Горизонтальная проекция точки А должна лежать на горизонтальной проекции ребра. поэтому проводим из точки а’ вертикальную линию связи. В месте ее пересечения с проекцией ребра находится точка а — горизонтальная проекция точки А.
Профильная проекция а” точки А лежит на профильной проекции ребра. Ее можно определить и как точку пересечения линий связи.
Мы рассмотрели, как находят на чертеже проекции точек, лежащих на ребрах предметов. Однако часто приходится строить проекции точек, лежащих не на ребрах, а на гранях. Например, чтобы просверлить в детали отверстие, надо определить, где находится его центр.
Чтобы по одной проекции точки, лежащей на грани предмета, найти остальные, нужно прежде всего найти проекции этой грани. Такие упражнения вы уже выполняли (см. рис. 89). Затем при помощи линий связи надо отыскать проекции точки, которые должны лежать на проекциях грани.
Линию связи сначала проводят к той проекции, на которой грань изображается в виде отрезка прямой.
Рис. 93. Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета
На рисунке 93 проекции грани, содержащие проекции точки А, выделены цветом. Точка A задана фронтальной проекцией а’. Горизонтальная проекция а этой точки должна лежать на горизонтальной проекции грани. Для ее нахождения проводят вертикальную линию связи из точки а’.
Чтобы найти профильную проекцию, нужно из точки а’ провести горизонтальную линию связи. В месте ее пересечения с отрезком прямой — проекцией грани лежит точка а”.
Построение проекций точки В, изданной горизонтальной проекцией b, также показано линиями связи со стрелками.
3.Заключительная часть урока.
Итог урока: Выставление оценок
Д/З просмотреть материал урока и подготовиться к графической работе №4
Просмотр содержимого документа
«Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей »
Цели урока: (Слайд 2).
- Научиться находить и определять вершины, ребра
и грани предмета, считать и назвать их, - проецировать их на плоскости.
- Научиться применить полученные знания на
практике. - Познакомиться с понятиями вершин, ребер, граней
предмета. - Научиться находить и считать их количество.
- Ознакомимся со способом проецирования вершин,
ребер и граней предмета на плоскости проекции.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте ребята,
садитесь.
2. Объяснение нового материала (30 мин.)
Вступительное слово учителя:
Изображения любых самых простых объектов
окружающего нас мира состоят из простейших
геометрических элементов: вершин, ребер, граней и
кривых поверхностей. Изображение любого
предмета сводится к изображению вершин, ребер,
граней, кривых поверхностей.
Учитель сообщает тему урока, цели и план
изучения нового материала. (Слайд 3)
– Выполним задание по заданной теме. Запишем
домашнее задание.
– Начинаем изучение нового материала с первого
пункта плана (по гиперссылке на Слайд 4).
Появляется наглядное изображение предмета
(можно спросить геометрическую форму заготовки,
из которой изготовлено изделие).
Учитель: С понятием вершина вы
знакомились на уроках геометрии – вершина
треугольника, четырехугольника и т.д. Мы сейчас
посмотрим, что же называется вершиной данной
фигуры. Вершину – будем обозначать заглавными
буквами латинского алфавита.
После того как проявились 11 вершин, учитель
задает вопрос: все ли вершины показаны па
изображении?
Учащиеся: Нет. Не показана вершина на
заднем плане (появляется недостающая
вершина).
Учитель: Принято не показывать
вершины точками, а только обозначать (точки
исчезают, а обозначения остается). Назовите все
вершины.
Ученик: А, В, С, D, F, E, О, Р, Т, N, У, G.
Учитель: Понятие ребра вам тоже
знакомо. Как вы на геометрии называете отрезок,
соединяющий соседние вершины, например,
треугольника?
Ученик: Сторона треугольника.
Учитель: А мы будем называть отрезки,
соединяющие соседние вершины детали – ребрами.
Например, РА (на него указывает стрелка и
выделяется другим цветом), FD (на него указывает
стрелка и выделяется другим цветом). После
исчезновения указательных стрелок вопрос:
назовите еще ребра данной фигуры?
Ученик: АВ, ОР, и т.д.
Учитель: Понятие грани предмета для
вас ребята новое, но с этим понятием вы
познакомитесь подробнее в курсе геометрии. Это
многоугольники, из которых состоит поверхность
предмета. Рассмотрим грань, выделенную малиновым
цветом.
Учитель сам называет её, а стрелка указывает
(PABVNT). Другую грань, указанную стрелкой (розовую)
учитель просит назвать учеников.
Ученик: EТNP
Учитель: Назовите другие грани.
Ученик: DCBV и т.д.
После этого все указывающие стрелки исчезают.
Учитель: Мы с вами рассмотрели
вершины, ребра и грани предмета. Как вы это
усвоили мы сейчас проверим.
Вопросы:
– Сколько вершин? (12)
– Сколько ребер? (18)
– Сколько граней данного предмета? (8)
Ученики считают и сверяются с изображением
на слайде.
– Переходим к рассмотрению второго вопроса
нового материала (гиперссылка на СЛАЙД 5). Дано
наглядное изображение детали. Выполните три вида
данной детали (ученикам заранее раздается
заготовки габаритных рамок для эскизного
вычерчивания видов).
Учащиеся работают на заготовках, затем
сверяются с изображением на слайде.
Учитель: Рассмотрим на наглядном
изображении любые две вершины (А, В) и построим их
изображения на видах. Их мы будем обозначать
прописными буквами латинского алфавита, причём,
на главном один штрих, вид сверху – без штрихов,
вид слева – два штриха добавляют у буквы.
После построения проекций вершин на главном
виде учитель называет вершину, которая видна –
видимой (а), а другую, которая расположена за ней
– невидимой (b).
После всего построения делаем вывод:
проекция вершины на плоскость – есть всегда
точка
(независимо от расположения) – запись в
рабочих тетрадях.
Далее рассматривается ребро АВ и его
изображения на чертеже.
После построения делаем вывод:
проекция ребра на плоскость – зависит от его
расположения Учитель предлагает ученикам
продемонстрировать (модель: отрезок – ручка,
плоскость – парта) расположение отрезка
относительно плоскости проекции.
По гиперссылке переходим на СЛАЙД 6 –
расположение ребра относительно плоскостей
проекций.
И с СЛАЙДА 6 по гиперссылкам на СЛАЙДЫ 8,9, 10, 11,
где наглядно показано расположение отрезка
относительно плоскостей проекций. С каждого из
этих слайдов по гиперссылке возвращаемся на
СЛАЙД 6. После рассмотрения всех случаев
расположения ребра относительно плоскостей
проекции по гиперссылке возвращаемся на СЛАЙД 5.
Учитель: На наглядном изображении
выделим одну из граней (стрелка указатель).
Рассмотрим изображение проекции грани на
чертеже.
После построения делаем вывод: проекция
грани на плоскость – зависит от его
расположения.
Для рассмотрения зависимости расположения
грани относительно плоскостей проекций
переходим по гиперссылке на СЛАЙД 7 и по
гиперссылкам рассматриваем СЛАЙД 12, 13 , с каждого
из этих слайдов по гиперссылке возвращаемся на
СЛАЙД 7. После рассмотрения всех случаев
расположения грани относительно плоскостей
проекции по гиперссылке возвращаемся на СЛАЙД 5.
СЛАЙД 5 рассмотрен, по гиперссылке на СЛАЙД 3 –
план изучения нового материала.
– Переходим к рассмотрению третьего вопроса
нового материала (гиперссылка на СЛАЙД 14)
выполнение задания по заданной теме.
Учащиеся выполняют эскизно чертеж детали
(заготовка габаритных рамок для вычерчивания
видов).
3. Итог урока и запись домашнего задания
(8 мин.)
Учитель оценивает выполнение практического
задания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белоберезковская средняя общеобразовательная школа №1
Трубчевский район Брянская область
Разработка урока по черчению на тему:
Учитель ИЗО и черчения:
Кивалина Елена
Владимировна
Белая Березка
Тема урока: « Проекции вершин, ребер и граней предмета»
Цели урока: познавательные
- общеучебные: познакомить с понятиями вершина, ребро, грань; учить проецировать элементы поверхности предмета на плоскости;
- развивающие: развивать логическое мышление на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
- воспитательные: воспитывать аккуратность и точность при выполнении графических построений , внимательность, усидчивость;
коммуникативные
развитие социальной компетентности:
- умение слушать и вступать в диалог,
- участие в коллективном обсуждении;
Тип урока: комбинированный.
Методы , приемы проведения: беседа, объяснение, демонстрация, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.
Материальное обеспечение: таблицы-задания « Восстанови чертеж!», «Ошибающийся ученик»; модель детали; таблицы для устных упражнений; карточки-задания; мультимедийное оборудование.
Литература: 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Черчение: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд.М.:
Просвещение 2009.
2. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в
средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1989.
3.Кузьменко В.И. , КосолаповМ.А. Методика преподавания
черчения. М.,1981
4. Воротников И.А. Занимательное черчение:
кн. для учащихся сред. шк.М.: Просвещение,1990
Рекомендации к уроку:
Метод проекций – тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени девятиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся в область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования элементов поверхности предмета на несколько плоскостей. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственными представлениями. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных представлений и воображения. Перед обучающими эти задачи целесообразно ставить так, чтобы они имели реальный характер. Желательно, чтобы точки задавались не как абстрактные понятия, а как конкретные элементы изображаемых предметов. Таким требованиям отвечают вершины предмета. Поэтому упражнения в построении проекций точек целесообразно начать с определения проекций вершин. На этом уроке обучающееся должны получить сведения о видимых и невидимых точках, о проецировании прямых ребер и граней. Своим воспитанникам необходимо помочь уяснить, что каждая точка на чертеже есть проекция какой-либо вершины предмета , либо ребра, перпендикулярного к плоскости проекций. Каждая прямая линия чертежа – это проекция ребра или другой какой-либо линии предмета, либо проекция плоскости, перпендикулярной к плоскости проекций.
Задания на построения изображений точек, принадлежащих заданному на чертеже предмету, являются одним из средств, способствующих сознательному усвоению проецирования элементов объекта. В таких заданиях ученику необходимо произвести анализ объекта путем установления однозначного соответствия между заданными на чертеже проекциями точек и элементами поверхности , которым должны эти точки принадлежать. Для получения ответа необходимо:
- прочитать чертеж, т.е. получить пространственное представление о геометрической форме объекта;
- установить по чертежу, какому элементу поверхности принадлежит точка, одна из проекций которой задана;
- выделить этот элемент на том виде, на котором задана проекция точки;
- найти этот элемент на всех других видах чертежа, установив характер его изображения на каждом из видов;
- достроить на выделенных элементах предмета отсутствующие на чертеже проекции точки с помощью линий проекционной связи;
- проверить решение.
Данный урок позволяет осуществлению решения многих задач. Это закрепление правил построения чертежей, развитие приемов сравнения деталей и их чертежей, углубление понятия о проекционной связи между изображениями.
План урока:
- Мотивация учебной деятельности.
- Организационный момент. Рефлексия.
- Актуализация опорных знаний.
- Повторение пройденного материала.
- Построение проекций предмета.
- Виды проецирования. Параллельное, прямоугольное проецирование.
- Виды аксонометрических проекций. Изометрия.
- Формирование знаний, умений и навыков.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучение нового материала:
а) знакомство с элементами поверхности предмета;
б) повторение метода проецирования;
в) знакомство с алгоритмом построения проекций вершин, ребер, граней предмета.
3. Здоровьесберегающая пауза. Рефлексия. Решение задачи.
- Закрепление изученного материала.
- Практическая работа по карточкам. Взаимопроверка.
- Игра «Ошибающийся ученик».
- Подведение итогов.
- Беседа с обучающимися.
- Оценивание обучающихся.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
- Организационный момент. Рефлексия.
– Здравствуйте, ребята! Проверьте свое рабочее место, всё ли на месте? Сегодня на уроке вам понадобится: тетрадь, учебник, чертежные инструменты, цветные ручки (3 цветов).
– Порядок на рабочем месте,
В уме порядок уж давно.
Понять графическое построенье
Удастся всем нам все равно!
- Актуализация опорных знаний.
– Ученик по ошибке порвал чертеж, на котором изображены три проекции модели. Попробуйте восстановить взаимное расположение проекций ( приложение 1).
- Повторение изученного материала.
– Выбрать из представленных наглядных изображений детали ту, которая соответствует данному построению проекции (приложение 2).
- Какие плоскости проекций представлены?
- Какие виды соответствуют данным плоскостям?
- Какие виды аксонометрических проекций вы знаете?
- Какой вид аксонометрической проекции соответствует представленному наглядному изображению детали?
- Какие виды проецирования вы знаете?
- Какой вид проецирования представлен на данных проекциях?
- Приведите из жизненной практики пример центрального проецирования.
- Что значит параллельное прямоугольное проецирование?
- Формирование знаний, умений, навыков.
1. Сообщение темы и целей урока (по презентации).
– Ребята, изображения любых самых простых объектов окружающего нас мира состоят из простейших геометрических элементов: вершин, ребер, граней и кривых поверхностей. Изображение любого предмета сводится к изображению вершин, ребер, граней, кривых поверхностей.
– Открыли тетради. Подписали число и тему урока: «Проекции вершин, ребер, граней предмета».
– Сегодня мы познакомимся с понятиями вершина, ребро, грань предмета. Будем учиться их находить. Познакомимся со способом проецирования вершин, ребер и граней на плоскости ( приложение №3).
2. Изучение новой темы.
- Знакомство с элементами поверхности предмета (по презентации).
Вершина – это точка пересечения двух и более прямых линий, образующих угол.
Ребро – это отрезок, соединяющий соседние вершины.
Грань – это многоугольник, из которого состоит поверхность предмета.
– Сколько вершин имеет данная деталь?
– Назовите ребра данной детали.
– Назовите выделенную грань.
- Повторение метода проецирования. Объяснение нового материала.
-В чем заключается метод проецирования, когда точка находится в пространстве?
- Знакомство с алгоритмом построения проекций вершин, ребер и граней предмета.
- Построение видов детали.
- Построение вершин (на трех видах) видимых и невидимых.
- Построение ребер.
- Построение граней.
Объяснение учителя сопровождается чертежом у доски. По выбору предлагается модель детали.
- Построение видов (ученик).
- Построение проекций элементов поверхности предмета (учитель).
Ученики выполняют данное задание вместе с учителем в тетради.
Для закрепления учебного материала учитель еще раз объясняет последовательность построения проекции поверхности предмета по презентации.
- Здоровьесберегающая пауза. Рефлексия. Решение задачи.
На дворе у дома лежали бочки и ящики. Пошел дождь. После дождя хозяин решил убрать их в сарай. После бочек и ящиков на земле остались следы. Сколько было бочек и сколько ящиков? (приложение №4)
- Закрепление изученного материала.
- Практическая работа по карточкам ( приложение №5).
Взаимопроверка (по презентации).
- Игра «Ошибающийся ученик». Найди ошибки ( по таблице).
– Вы учились строить проекции вершин, ребер, граней предмета, соблюдая все правила построения. Но вот вам передали чертеж, где есть ошибки. Попробуйте теперь себя в роли учителя. Найдите ошибки.
- Подведение итогов. Оценивание обучающихся.
- Беседа с обучающимися.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что понравилось, что заинтересовало вас на уроке?
– Какие новые мысли, чувства у вас возникли на уроке? Что у нас на уроке было особенно удачным, а что не получилось? Почему?
– Добились ли мы поставленных целей?
– На следующем уроке мы рассмотрим вопрос о проецировании точки , лежащей на поверхности предмета.
2. Рефлексия. Чтение стихотворения.
- Появился в расписании замечательный предмет
Сразу стала жизнь прекрасной и полнее спору нет .
С чертежами всюду ходим дочертить их недосуг ,
Всех соседей слезно просим будь то друг или не друг . - Но сосед помочь не в силах, с чертежами ходит сам
Зря соседа мы просили помогать придется нам
Мы за шрифты дружно сели, не на шутку увлеклись .
Не страшны теперь ним мели, вверх по курсу понеслись . - Трудно было человеку десять тысяч лет назад.
Не имел он готовален, не имел карандаша,
Не резинки, не бумаги и не ГОСТов за душой,
И работал он ногами, голове давал, покой. - Хорошо теперь живется человеку на земле
Чертежи с собою носит он повсюду и везде .
Превратился в домоседа и не верит в чудеса
Потому , что он изведал все сверхтайны чертежа . - Гордо ты иди по свету, выше голову держи,
Ведь просвета в жизни нету, коль не сделал чертежи.
Береги же опыт скромный, пусть хоть маленький, но свой,
Впереди нас ждет когда-то очень трудный курсовой.
- Домашнее задание (дифференцированное).
1. п.12 (с. 69-71)- прочитать;
2. Знать элементы поверхности предмета, уметь их проецировать;
3. с. 72, упр. 21 (рис. 87-а)- в тетради;
4.* с.72, упр.21(рис. 87-б).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема урока:
Проекции вершин,
ребер и граней предмета.
Презентация
к уроку черчения
Выполнила:
Марченко Ирина Анатольевна,
учитель черчения
г. Таштагол, МБОУ ООШ№10,
Кемеровская область -
2 слайд
Цель урока:
развивать пространственное воображение;
закреплять навыки выполнения чертежей в проекционной связи;
познакомить с основными элементами предметов – вершина, ребро, грань;
учить проецировать и различать проекции ребер, вершин и граней, проецировать и обозначать проекции точек на поверхности предмета. -
3 слайд
Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребер, граней и кривых поверхностей.
Грань – это плоский многоугольник, ограничивающий поверхность многогранника.
Ребро – это сторона грани.
Вершина – это точка схода трех и более ребер.
Кривая поверхность – это совокупность всех положений некоторой линии движущейся в пространстве. -
4 слайд
В
А
Р
О
E
F
T
D
С
V
N
G
вершин
ребер
граней
-?
-?
-?
Напиши сколько -
5 слайд
а – видимая вершина;
(b) – невидимая вершина
Проекция вершины на плоскость – есть всегда точка (независимо от расположения).
Проекция ребра на плоскость – зависит от его расположения.
Проекция грани на плоскость – зависит от его расположения.А
В
а
b
Построения проекций вершин ребер и граней предмета.
а
/
(b)
/
b
/
/
а
/
/ -
6 слайд
Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чём испытывали затруднения?
Что понравилось на уроке? -
7 слайд
B
A
Выполните три вида
данной детали;
На видах проставьте:
проекции вершин А, В
проекцию ребра АВДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать §12 стр. 69-79
Выполнить чертеж в тетради по алгоритму.
Образец выполнения работы
см. на следующем слайде. -
8 слайд
На рис 93.в учебнике даны точки А и В.
А вам надо построить-А) три вида данной детали;
Б) указать на трех видах данное ребро АВ, как показано на данном рисунке
Образец выполнения данной работы смотри на следующем слайде
B
A -
9 слайд
а
b
Построение проекции ребра данного предмета.
а
/
(b)
/
b
/
/
а
/
/
Например дано наглядное изображение предмета:
1. Построй габаритные прямоугольники
2. Построй три вида данного предмета, соблюдая проекционные связи и расположение видов).Укажи оси симметрии на тех изображениях, где это необходимо.
3. Укажи, соблюдая проекционные связи, вершины А и В .
А
В
Рис.93
4. Укажи, соблюдая проекционные связи, ребро АВ . -
10 слайд
за внимание и работу!
Спасибо