Как найти речевой штамп

Содержание

  1. Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить
  2. Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи
  3. Примеры канцеляризмов и чем заменить
  4. Примеры речевых клише и чем заменить
  5. Примеры речевых штампов и чем заменить
  6. Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы
  7. Как найти канцеляризмы, штампы и клише
  8. Как избавиться от речевых штампов
  9. Коротко о главном
  10. Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише
  11. Фразеологизмы и штампы: чем они отличаются
  12. Фразеологизмы
  13. Штампы
  14. Почему же фразеологизмы – хорошо, а штампы – плохо?

Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить

Штампы – это надоевшие всем слова и выражения, потерявшие свою уникальность и смысл. Клише – это устоявшиеся словосочетания, шаблонные конструкции. Канцеляризмы – это слова и словосочетания, употребляемые в документах. Они уместны в официально-деловом стиле, но не подходят для информационного стиля, то есть их не должно быть в речи копирайтера. Собственно, как и первых двух групп мусорных слов. А теперь разберем все подробнее и с примерами.

Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи

Наверняка, вы уже встречали в ТЗ от заказчика такую формулировку: приведение к хорошему информационному стилю. Что это значит? Это означает, что текст нужно очистить от канцеляризмов, штампов, клише, стоп-слов и другого мусора. Последнему мы уделим внимание в другой статье, а в этой разберем первые три элемента.

Канцеляризмы, клише и штампы – похожие, но разные понятия. Дадим каждому из них определение простыми словами:

Понятие Определение Пример употребления (выделено жирным) Чем заменить
Клише Это стереотипы в речи, стандартные словосочетания, слова и предложения. Клише, штампы и канцеляризмы делают текст скучным и нудным. Из этого следует, что от штампов, клише и канцеляризмов нужно избавляться. Из-за клише, штампов и канцеляризмов текст становится скучным. Чтобы писать живые тексты, нужно избавиться от мусорных слов.
Канцеляризмы Это слова, предложения и словосочетания, присущие деловому стилю. Недоверие к отзывам в интернете – издержка профессии копирайтера. Копирайтер знает, что в интернете много заказных отзывов, поэтому настороженно относится ко всем отзывам.
Штампы в речи Это избитые выражения, которые не несут смысловой нагрузки. Я выполню заказ в кратчайшие сроки. Я напишу статью за 2 дня.

Канцеляризмы, клише и штампы – это мусорные слова. Они перегружают текст, утяжеляют слог, не несут смысловой нагрузки, нарушают ритм текста и не учитываются поисковыми алгоритмами. Сводите их употребление к минимуму.

Обратите внимание! Штамп – более широкое понятие, чем два других. Иногда писатели называют канцеляризмы и клише штампами.

А теперь разберем еще подробнее примеры слов из каждой группы и варианты замены.

Примеры канцеляризмов и чем заменить

Канцелярит – это язык бюрократов. Вспомните, как выступает перед камерой должностное лицо, например, полицейский, социальный работник или чиновник. Это робот, который говорит сложными словами и будто по сценарию. Как машина. Его речь скучная и непонятная. Потом приходится переводить с русского на русский. Для того, чтобы ваши статьи не приходилось переводить с русского на русский, и нужно находить, заменять или убирать канцеляризмы.

Примеры употребления канцеляризмов в речи:

  • осуществляется;
  • подвергнуть гибели;
  • затяжка ремонта;
  • следовательно;
  • действительно;
  • обнаружил;
  • данный;
  • является;
  • не играет никакой роли;
  • производить ремонт;
  • за неимением;
  • на данном этапе;
  • не придал должного значения;
  • издержки профессии;
  • во избежание;
  • заблаговременно и т.д.

Канцеляризмами являются (виды):

  • отглагольные существительные (выполнение, примирение, недоразвитие = возвращение глагола для каждого случая);
  • имитация действия, или расщепление сказуемого (оказывать помощь = помогать, строить планы = планировать);
  • производные предлоги (в силу = потому что, в виду = потому что, за счет = благодаря, с целью = для того, чтобы, по причине = из-за);
  • страдательный залог (нужно сделать = сделайте, нами были выявлены = мы выявили);
  • шаблоны (на сегодняшний день, все идет по плану, имеет место быть);
  • цепочка из существительных (увеличение индекса читабельности текста достигается за счет удаления мусорных слов = чтобы улучшить индекс читабельности, нужно найти и удалить мусор).

Примеры слов-канцеляризмов и варианты, чем их заменить (листайте галерею картинок):

Пример речи с канцеляризмами:

Еще один пример употребления канцеляризмов в тексте и достойной замены:

Еще один интересный пример употребления канцеляризмов (правильнее сказать так:

«Я – жилец этого дома»):

Интересно! Понятие «канцелярит» было введено К.И. Чуковским (1962 год, книга «Живой как жизнь»). Поэт сравнил бюрократизм в речи с болезнью языка.

Примеры речевых клише и чем заменить

Примеры устоявшихся слов и словосочетаний (клише):

  • в книге исследуется;
  • из этого следует, что;
  • нельзя не заметить;
  • это еще нужно доказать;
  • здравствуйте, уважаемые …;
  • встреча прошла на высшем уровне;
  • о … можно забыть;
  • во-первых, …, во-вторых, …;
  • ярким примером является;
  • никого не хочу обидеть;
  • таким образом;
  • можно сделать вывод, что …;
  • однако;
  • итак;
  • в настоящее время;
  • как мы видим;
  • в заключение;
  • подытожим и прочее (все перечислить невозможно).

Клише – это все, что убивает уникальность и оригинальность текста. Клише делают статью скучной, обычной, похожей на тысячи других. При злоупотреблении подобными выражениями об авторском стиле можно забыть (оп, клише, но уместное). Не забывайте, что клише – это еще и способ связи между утверждением и аргументом. Нельзя убрать из речи все подобные слова и выражения. Они нужны для поддержания логики изложения.

Чем заменить клише? По возможности убирайте их из текста. Или заменяйте нестандартными, вашими выражениями.

Примеры речевых штампов и чем заменить

Примеры штампов в речи:

  • в короткие сроки;
  • имеем большой опыт;
  • гибкая ценовая политика;
  • широкий ассортимент;
  • лидер рынка;
  • качественные услуги;
  • индивидуальный подход;
  • нацеленность на результат;
  • в свете последних событий;
  • уникальная возможность;
  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • является;
  • инновационный.

Чем заменить штампы? Штампы, как и клише лучше исключать. Если исключить не получается, то нужно заменит оригинальным словом или словосочетанием. А также нужно сконцентрироваться на пользе и содержании слов. Например, штамп «мы занимаем лидирующие позиции на рынке» замените реальными цифрами, подтверждающими это. А выражение «в кратчайшие сроки» замените информацией о сроках доставки/изготовления заказа/обработки заявки (или что там у вас).

Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы

Зачем нужны канцеляризмы, или причины их употребления копирайтерами:

  1. Наращивание объема. Используя вводные слова и выражения, формы из двух-трех слов, которые можно заменить одним термином, копирайтер наращивает пару килознаков. Пример: «Таким образом, мы с вами видим, что вопреки распространенному мнению о прибыльности работы на фрилансе, заработать здесь бывает весьма непросто». Как изменить: «Уровень дохода на фрилансе зависит от активности и опыта копирайтера. В начале карьеры средний заработок – 10 тыс. рублей в месяц.
  2. Автоматизация и упрощение работы. Зачем тратить время на поиски интересных фактов, точных данных и статистики, если можно написать: «Уже много лет», «Испокон веков», «Гарантия лучших цен» и т.д.
  3. Придание солидности тексту и авторитетности автору. Если в тексте мало сути и пользы, то остается брать всякими «обращаю ваше внимание», «довожу до вашего сведения» и т.п.
  4. Уход от негатива. Например, если человек боится прямо и эмоционально говорить о том, что его беспокоит, то он прячется за мусором: «Таким образом, мы приходим к выводу, что данные из этого источника заставляют усомниться в подлинности действий и обоснованности теорий автора». Почему не сказать, что те-то и те-то факты разоблачают автора/опровергают его теорию?

Канцеляризмы, может быть, и упрощают жизнь копирайтеру, но чтение его статей утяжеляют. Люди не хотят читать такие тексты. А если и начинают читать, то бросают. Они не хотят разбираться в бюрократических и научных терминах. Они хотят быстро получить понятный ответ на свой вопрос. Как вы догадались, извращение канцеляризмами и штампами приводит к снижению поведенческих факторов. Проще говоря, автор теряет аудиторию/работу. Его репутация портится.

Как найти канцеляризмы, штампы и клише

Чтобы найти в тексте канцеляризмы, нужно внимательно вычитывать статью. Правда, на мой взгляд, только профессиональный редактор или корректор может выявить все недочеты. Я же, как и многие другие копирайтеры использую бесплатную программу Главред. Она определяет читабельность текста, находит все мусорные слова и подсказывает, чем их заменить.

Как проверить текст на канцеляризмы через Главред:

  1. Заходите на сайт Главреда (регистрация не нужна).
  2. Вставляете текст в поле для проверки.
  3. Ждете, когда внизу появится цифра.

Хороший показатель – 8+. Если меньше, то лучше доработать.

Чтобы отредактировать текст, наведите курсор на те слова, которые подчеркнуты. Посмотрите комментарий и замените выражение. Пример (листайте галерею):

Еще одна программа-помощник – Словарь канцеляризмов онлайн. Подбор синоним в рамках информационного стиля.

Как избавиться от речевых штампов

Как улучшить свою речь и тексты:

  1. Пишите кратко и по существу. Знаю, иногда хочется добавить штамп для красоты, плавности перехода. Добавляйте, но не злоупотребляйте.
  2. Заменяйте избитые выражения мощными уникальными и современными аналогами, подбирайте синонимы, придумывайте свои выражения. Например, вместо «зуб даю» можно написать: «Если это не так, то не пить мне больше кофе. А вы знаете, как я люблю кофе».
  3. Удаляйте или заменяйте конкретными фактами штампы и клише. Вместо стереотипов вставляйте свои, уникальные и эмоциональные, экспрессивные слова и выражения. Не бойтесь быть собой. Главное – не уходить в мат и жаргон (хотя иногда и это уместно – зависит от ниши и заказчика).
  4. Пишите человеческим языком для людей. Не усложняйте, ориентируйтесь на жизнь. Пишите так же, как разговариваете. Например, вы же не говорите в быту: «Довожу до твоего сведения, что…». Вы сразу говорите то, что хотели сказать.
  5. Думайте о своем читателе. Он пришел за ответом на конкретный вопрос. Ему не нужна лирика или то, что он уже прочитал, слышал от других или может сказать сам.
  6. Перед сдачей и публикацией статьи внимательно вычитывайте ее.Подробнее о правилах вычитки теста

Чтобы очистить не только конкретный текст, но и речь в целом, читайте больше художественной литературы. Расширяйте словарный запас, больше общайтесь, отдельное внимание уделите словарям синонимов. А также развивайте креативность, творческое мышление. Чем нестандартнее вы мыслите, тем меньше в вашей речи автопилота в виде штампов.

Кроме этого, рекомендую прочитать книгу М. Ильяхова «Пиши. Сокращай». И вот еще полезная статья того же автора о том, что такое информационный стиль. В ней даны примеры, как бороться со штампами и канцеляризмами.

Коротко о главном

Канцеляризмы, клише и штампы в речи копирайтера – это словесный мусор. Они не несут смысловой нагрузки, понижают читабельность текста. Зачем от них избавляться? Чтобы ваши статьи читались и дочитывались. Почему сложно избавиться от штампов? Потому что они ускоряют и упрощают работу. Проще написать статью по стандартному каркасу, чем заморачиваться с уникальностью примеров и нестандартностью выражений. Проще, но эффективнее ли? Нет.

Теперь вы знаете все о том, что такое речевые клише, канцеляризмы и штампы. Осталось потренироваться. Например, начните с этой статьи. В ней много штампов. Один подзаголовок «Коротко о главном» чего стоит. Избитое же выражение, да?

Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише

Интересное и полезное видео о канцеляризмах (В. Н. Дийков очень просто и интересно рассказывает, я местами улыбалась):

Источник

Фразеологизмы и штампы: чем они отличаются

Вы когда-нибудь задумывались, чем отличаются фразеологизмы от штампов? И то и другое часто употребляется в речи, и то и другое представляет собой устойчивые выражения. Однако фразеологизмы — вполне приемлемый элемент речи, тогда как штампы все ругают и даже считают убийцами текста. Попробуем разобраться, в чем их отличие.

Фразеологизмы

В нашей речи как устной, так и письменной, кроме слов и предложений, встречаются и другие единицы. Это фразеологизмы. Они состоят из двух или более слов, но по смыслу заменяют одно понятие, причем часто довольно сложное. Это устойчивые выражения, слова в которых как бы сцеплены в единую фразеологическую единицу. Главная их заслуга в том, что они несут глубокий смысл, который бывает непросто передать по-другому. Причем часто этот смысл не сводится к значению слов, составляющих фразеологизм.

Вот некоторые примеры таких устойчивых выражений:

  • вознестись до небес;
  • вставлять палки в колеса;
  • язык хорошо подвешен;
  • язык без костей;
  • хлопот полон рот;
  • уши вянут;
  • витать в облаках;
  • воду в ступе толочь;
  • вооруженный до зубов и т. д.

Есть много устойчивых выражений, известных в разных странах, но все же больше идиом. Так называются фразеологизмы, смысл которых понятен только носителям языка, а вот перевести их иностранцу бывает непросто, еще сложнее объяснить, например, почему вооружен до зубов. При чем тут зубы? И почему от пустой болтовни вянут уши, а не зацветают, например.

Некоторые фразеологизмы имеют вид поговорок, то есть являются народным творчеством, а другие связаны с историческими фактами и личностями. Например, фразу «победителей не судят» сказала Екатерина II в ответ на требование предать суду А. В. Суворова за неподчинение приказу. А высказывание «после нас хоть потоп» приписывают французскому королю Людовику XV.

Можно сказать, фразеологизмы – это речевые мемы, причем очень устойчивые, яркие, образные и удобные для употребления.

Искажение устойчивого выражения считается стилистической ошибкой. В них нельзя ни переставлять слова, ни заменять их на другие. Так, «язык хорошо висит» — это ошибка, искажение выражения «язык хорошо подвешен». «Калачом не заманишь» — это правильно, а «не заманить куличом» — ошибка. То есть искажать устойчивые выражения нельзя, на то они и устойчивые. А если автору хочется соригинальничать, то пусть придумает свой яркий и образный речевой оборот.

Штампы

Теперь разберемся со штампами. Чем они отличаются от фразеологизмов?

  • Чаще всего штампы довольно банальны, в них утверждается очевидная истина и отсутствует глубокий смысл.
  • Смысл штампов, в отличие от фразеологизмов, не выходит за рамки значения составляющих их слов.
  • От частого употребления они «затерлись», даже если когда-то это была красивая метафора или емкое выражение.
  • Штампы «привязаны» к определенному стилю. Например, канцеляризмы – штампы официально-делового стиля. Из него они перекочевали и в устную речь, и в художественные произведения.

Правда, бывают и довольно яркие штампы, которые при первом употреблении воспринимались на уровне гениальности. Но так всем понравились, что их начали употреблять и в дело, и не в дело. Вот примеры штампов:

  • одержать победу;
  • встреча на высшем уровне;
  • мы работаем для людей;
  • бурные и продолжительные аплодисменты;
  • голубой свод небес;
  • создать неудобства;
  • черное золото (о нефти) и т. д.

В художественных текстах штампов встречается немало, причем туда они попадают и из делового стиля, и из журналистики, и заводятся сами. В каждом литературном жанре есть свои варианты штампов, достойных написания пародий. Вот примеры из любовных романов:

  • длинноногая блондинка;
  • выразительный взгляд;
  • голубоглазый блондин;
  • кубики пресса;
  • выразительно приподнятая бровь;
  • иронично изогнутые губы;
  • бегающие по спине мурашки, а то и марширующие толпами;
  • бабочки в животе;
  • челюсть отвисла;
  • моя тушка (еще недавно очень популярная) и т. д.

Тот, кто читает любовные романы и романтическое фэнтези , с легкостью продолжит список. В других жанрах штампы тоже есть, можете поделиться в комментариях.

Почему же фразеологизмы – хорошо, а штампы – плохо?

Потому что фразеологизмы яркие, с глубоким смыслом, и никто их не вставляет по десятку на страницу. А вот штампы, мало того, заезжены до скуки смертной, так еще и заполняют иногда весь текст. Потому что иные авторы не только пишут, но и мыслят штампами. Они кочуют из текста в текст, заставляя читателя испытывать чувство дежавю. Вроде и книга другая, и автор незнакомый, а кажется, что все много раз читано.

Кстати, в художественном тексте штампы могут быть и в сюжете, и в образах героев, и а описании мира. Но об этом как-нибудь в другой раз.

А сейчас я, надеюсь, вы прониклись необходимостью избавляться от штампов? Прежде чем сказать вам до свидания, я хочу вас, мои дорогие, предупредить. Через пару дней я улетаю в отпуск. Поэтому не скучайте. В течение 10 дней статьи будут появляться, а вот на комментарии отвечать не смогу. Вы уж там сами пообщайтесь. Хорошо?

Источник

Детектор штампов от ЛитРес

Разбираемся, как избегать литературных клише и выработать свой авторский стиль

Мы все пользуемся в разговорной речи так называемыми штампами. В этом нет ничего страшного или стыдного. Часто наша задача заключается в том, чтобы сообщить другому человеку информацию. И это легко сделать с помощью готовых идиом. Однако в художественном тексте с использованием таких фраз нужно быть аккуратней, ведь автор не просто пишет отчет о действиях героя, он создает художественный мир. А главный недостаток штампов заключается в том, что они тормозят историю. Клише мешают писателю рассказать, а читателю — увидеть происходящее.

В этом материале разберем, что такое литературные клише, как научиться их различать в тексте и в каких случаях они уместны.

Что такое речевой штамп?

Сердце забилось быстрее, пока Нина, лениво потягивая коктейль, провожала взглядом любимого человека. Слезы душили ее. Она не давала волю чувствам, хотя обида захлестнула ее с головой.

Предыдущие 3 предложения полностью состоят из литературных штампов. Остановитесь на секунду и перечитайте этот короткий текст. Сколько вам удалось найти устойчивых выражений? Давайте сверим наши ощущения.

Речевой штамп — это установленный традицией оборот. Он часто используется бездумно и воспринимается читателем на автомате. Именно этим он опасен для художественного текста, одна из главных задач которого — вовлечь человека в повествование и вызвать эмоции. Иначе можно сказать, что речевой штамп — это образное выражение, которое из-за частого использования потеряло точность. Какие формы могут принимать литературные клише?

  • Фразеологизмы, которые мы берем из устной речи: «как об стенку горох», «водой не разольешь», «делать из мухи слона».

  • Другой тип клише — книжные идиомы и архаизмы. К ним можно отнести такие фразы, как «грудь взымается», «не ведает, что творит», «познать бедность и нужду».

  • Устойчивые выражения, которые мы позаимствовали из классической литературы или, наоборот, из современных книг. В первом случае это будут фразы «горящие» или «лучистые» глаза. Во втором случае — «боевой раскрас».

  • Сочетание прилагательное или причастие с существительным часто превращается в речевой штамп. Например, «потухший взгляд», «чудесный день», «невероятный красавец», «потрясающий опыт», «незабываемое приключение».

  • Не менее часто штампы возникают из устойчивых сочетаний наречий с глаголами. Например, «решительно встал», «публично заявил», «смело бросил в лицо» (в том смысле, что сказал человеку правду).

Почему штамп портит литературное произведение?

Во-первых, большое количество клише мешает автору выработать свой стиль. А это одна из важных характеристик писателя. Например, именно стиль делает творчество Михаила Зощенко или Николая Гоголя узнаваемым. А на цитаты чаще всего расходятся именно авторские находки в описании героя. Так Федор Достоевский в повести «Записки из подполья» использовал следующую характеристику: «Я тщеславен так, как будто с меня кожу содрали, и мне уж от одного воздуха больно».

Во-вторых, литературный штамп — самый простой способ описать что-либо. Но такой фразеологизм мало что сообщает читателю. Он практически не вызывает эмоций и дает минимум информации о персонаже. Например, фраза «Максим изнывал от жары» формирует представление о состоянии героя. Но это описание никак не помогает нам увидеть персонажа и понять, что именно он делает и где находится. Можно сказать то же самое своими словами. «Максим вышел во двор и третий раз за день облил себя водой из ведра. Ему все равно было жарко». Мы сразу представляем себе эту сцену, узнаем, где герой находится и кое-что понимаем о его характере и привычках.

Бывают ли штампы уместны в тексте?

Из любого правила есть исключения. Прежде всего штампы уместны в прямой речи персонажей, если они помогают раскрыть их характер. Есть такое понятие «речевая характеристика героя». С ее помощью мы без лишних описаний осознаем, кто перед нами. Профессор, разнорабочий и дама из XIX века говорят по-разному. Не будет ошибкой, если во время беседы ваш герой, даже если он прекрасно образован, использует идиому. Как мы писали выше, в разговорной речи они допустимы и не считаются плохим тоном.

Другой пример, когда штампы могут появиться в тексте, — осознанный авторский прием. Так нередко поступал Михаил Зощенко. В рассказе «Обезьяний язык» в авторской речи встречаются фразы: «оратор простер руку», «сурово кивали головами», «соседи, разгоряченные спором» и т. д. В этом случае штампы создают комический эффект, которого добивается автор. Такая концентрация клише в тексте позволяет высмеять не только ситуацию, героев, но и сами идиомы, которые тут явно избыточны.

Если вы сейчас вооружитесь нашим детектором штампов и прочтете классический роман, обязательно найдете какое-то количество клише. Нельзя сходу говорить, что это ошибка писателя. Так или иначе устоявшиеся речевые конструкции проникают в нашу жизнь. Самое главное избегать штампов в ключевых сценах или в описании героя. Тут язык должен быть живым, авторским, иначе читатель так и не прочувствует историю, которую вы хотели ему рассказать.

Как проверить, если штампы в вашем произведении

  • Самый простой способ — внимательно перечитать текст после того, как он готов. В тот момент, когда вы работаете над материалом, можно не отвлекаться на поиск штампов. Если вы сразу же чувствуете, что используете речевое клише, замените его в процессе работы. Остальное оставьте до этапа редактуры.

  • Все фразы, которые вызвали у вас сомнения, выпишите отдельно и составьте свой собственный словарь штампов. Это полезная практика, поскольку вы сразу же увидите, какие идиомы используете чаще всего. В будущем вы будете лучше видеть собственные ошибки и научитесь писать более оригинальным, авторским языком.

  • Проверьте, как часто фразы встречаются в произведениях других авторов. Для этого воспользуйтесь либо поиском books.google.com, либо национальным корпусом русского языка ruscorpora.ru. В поисковой строке введите словосочетание и посмотрите, случаи его употребления. Например, на запрос «жизнь кипит» Google показал больше 700 примеров. Очевидно, что эта фраза — штамп.

  • Можно провести поиск по сайту ЛитРес, чтобы посмотреть, как часто ваши коллеги используют те или иные фразы. Для этого в поисковой строке Google или Яндекса (чтобы получить полную картину, лучше использовать обе программы) напишите простую формулу. Введите надпись site: (не забудьте поставить двоеточие!) и без пробелов название сайта litres.ru. Через пробел в кавычках напишите фразу, которую хотите искать. Пусть это будет снова «жизнь кипит».
    Целиком формула будет выглядеть так: site:litres.ru «жизнь кипит»
    Google насчитал, что все опубликованные на ЛитРес авторы, в том числе и классики, использовали эту фразу примерно 290 раз.

журналист, редактор блога ЛитРес.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Вместе с авторами книги “Дерзкий репетитор по русскому языку. Для тех, кто хочет говорить и писать правильно” разбираемся, что такое речевые штампы и как от них избавиться.

Как узнать речевые штампы?

Что такое штампы?

Когда в первый раз отправляешься в спортзал, ты не знаешь, с чего начать, на каких тренажёрах заниматься и что именно делать. Так как лениво во всём разбираться самостоятельно, приходится обращаться за помощью к тренеру.

Тот показывает определённый порядок упражнений, и через несколько тренировок у тебя уже появляется опыт. Ты начинаешь понимать, что вот здесь нужно вытянуть грудь, рукоятки держать обратным хватом, а вес лучше поставить килограммов 40. Не приходится каждый раз придумывать что-то новое. Появляется шаблон, по которому ты занимаешься.

Штамп — тоже шаблон, но только для мысли. Это речевой оборот, который кто-то удачно сформулировал. Остальные используют его, чтобы донести свои мысли.

Например, зачем подбирать оригинальные слова для обидной критики, если можно сказать:

Твоя техника оставляет желать лучшего.

А если хочешь пристыдить, можешь прикрикнуть:

Опять тренировку пропустил. Ни стыда ни совести!

Завершить монолог можно ещё одной стильной фразой, тем самым собрав комбо из штампов:

Почему молчишь? Воды в рот набрал?

Как и слова-паразиты, штампы часто используют вместо пауз во время разговора. Пока ты произносишь фразу-заготовку, можно придумать, про что рассказывать дальше.

Почему штампы — это зло

В молодости штамп был красивой и яркой фразой. Но спустя десятилетия он постарел, обзавёлся морщинами и кучей других проблем. Например, следующими.

Штампы банальные. Они быстро набивают оскомину. Улавливаешь иронию? Если попытаешься познакомиться с девушкой с помощью фразы “Твои глаза голубые, как океан”, с большой вероятностью будешь послан куда подальше. Парней с таким банальным подкатом разворачивали даже во времена охоты на мамонтов.

Штампы поверхностные. Они выдают неуверенность автора в собственных словах. Если видишь штамп, знай, что автор, скорее всего, плохо разбирается в теме.

Члены ОПГ “Еноты-полоскуны” были известны только варварскими преступлениями.

Что это были за преступления? Почему они варварские? Никто не объясняет.

Штампы часто используют не в тему. Так как первоначальный смысл фразы успел подзабыться, штампы появляются там, где со смысловой точки зрения их быть не должно.

Коля мне написал, что сегодня возьмёт отгул, его кондрашка хватила.

Первоначально выделенная фраза использовалась, чтобы рассказать о смерти, но никак не о болезни.

Итак, штампы — это зло. Они не впечатляют, запутывают и часто не несут никакого смысла. И если штампы вредные, по логике с ними надо бороться как с вредителями.

Что такое речевые штампы

Как найти штамп

Признак первый — “Где-то я это уже видел”. Если при чтении текста у тебя возникает дежавю, перед тобой явный штамп. И неважно, речь идёт про великую и могучую русскую культуру или про ценности загнивающего Запада.

Признак второй — “Можно сказать короче”. Часто штампы выражают мысль, которую можно сформулировать одним словом:

ни для кого ни секрет — известно;

гром среди ясного неба — неожиданно;

куда ни глянь — везде.

Признак третий — “Непонятно, что хотят сказать”. Если после прочтения фразы у тебя в голове туман, скорее всего, это из-за очередного штампа. Я директор динамично развивающейся компании — что это за компания? Чем она занимается? Почему её развитие динамичное? Больше вопросов, чем ответов (это предложение, кстати, тоже штамп).

Как избавляться от штампов

Перечитывай текст. К некоторым штампам мы так привыкли, что нам приходится делать мысленное усилие, чтобы заметить их. Если ты много работаешь с текстом, перечитывай всё, что пишешь, несколько раз.

Придумывай собственные сравнения. Твои глаза голубые, как океан. А как насчёт голубые, как обложка справочника Розенталя?

Можно было, конечно, придумать менее кринжовый пример, но думаю, что суть мы донесли.

Пиши только о том, в чём разбираешься. Как мы уже говорили, штампы часто встречаются в текстах авторов, которые плохо понимают, о чём пишут. Если хочешь избавиться от штампов, глубже изучай тему. Тогда вместо динамично развивающейся компании появится за два года наш штат вырос с 3 до 126 сотрудников.

“В современном русском литературном языке есть фразеологическое выражение со значением ‘недостаточно хорошо, неудовлетворительно, не соответствует определенным требованиям’ — оставляет желать лучшего (варианты – много лучшего или многого). В толковых словарях не отмечается, что это выражение может употребляться с отрицанием не [Добавлено к журнальному тексту рукой автора: ФСРЯ 298] –”

2023-05-14, Suldom

Мне кажется, все 3 моих первых примера – фразеологизмы. Но даже если это называется не так (я на самом деле слаба в теории), то в любом случае далеко не каждое устоявшееся речевое выражение- штамп. У штампа другой смысл.
А что их тыкают без соображения куда ни попадя (тоже “штамп”, по логике авторов статьи) – так это косяк пользователя, а не вред штампов.

2023-05-14, Ящер

Штампы – С радостными лицами шли люди по праздничной улице, и даже солнце улыбалось, глядя на них. Весело и дружно шагали мы по нарядной улице, и даже пасмурная погода не мешала хорошему настроению. А поговорки сами по себе не штампы а становятся трюизмами, штампами , когда ими отделываются от серьезного обсуждения, имхо.

2023-05-14, Елена-подписчик

Куда ни глянь – штамп, который предлагается заменить на “везде”
мне нравятся штампы
Фраза “Иду я по улице и вижу, что везде цветут тюльпаны” меня озадачит. Я подумаю “А как это везде? В урнах, на подоконниках, на скамейках?”
Фраза “Иду я по улице, и куда ни глянь – цветут тюльпаны ” мне понятнее

2023-05-14, Степная кошка

Зло это современный интернетный язык, на мой взгляд. Жесть, бред, от слова совсем, тьфу. И слова эти у всех в репертуаре, так как интернет сейчас наиболее читаемое. Вчера у Аллегровой в песне услышала этот бред, вроде песня хорошая, но этот бред испортил весь смысл. Че к штампам то привязались)

2023-05-14, One of a kind

нет, это фразеологизмы. штампы: лучше поздно, чем никогда; лучше сделать, чем потом сожалеть о несделанном; если надо объяснять, то не надо объяснять. ну и есть народные мудрости-штампы в виде всяких поговорок. в штампе содержится законченная мысль

2023-05-14, ALora

“куда ни глянь” – это не штамп. я статью не прочитала, поэтому сначала недоумевала, откуда вдруг взялись фразеологизмы, которые народ начал приводить в качестве примеров. а оно воно что – автор статьи вводит в заблуждение

2023-05-14, ALora

Всего 28 отзывов Прочитать все отзывы.

Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Поговорим сегодня о штампах.

«Штампы — это зло! От них надо избавляться» — такова общепринятая позиция. Об этом пишут на литературных сайтах и форумах, на каждом углу вещают критики и ведущие писательских курсов. Однако не всё так однозначно, тем более понятие «речевой штамп» довольно расплывчатое.

Речевые штампы в тексте: все не так однозначно

Что это такое

Речевые штампы – это словосочетания, фразеологизмы или речевые обороты, которые настолько часто повторяются из текста в текст, что начинают раздражать, как какой-нибудь затасканный шлягер, который звучит «из каждого утюга». Иногда таких речевых оборотов в тексте столько, что он уже перестаёт быть авторским, тем более уникальным. Кстати, некоторые авторы Дзена возмущаются по поводу того, что их каналы ограничивают в показах за неуникальный контент, хотя статьи они писали сами. Сами-то сами, но чьими словами? Часто такая проблема возникает из-за чрезмерного увлечения штампами. Программа проверки уникальности эти выражения определяет как заимствованные, ведь они используются в десятках других статей и на многих сайтах. Какая уж тут уникальность!

В зависимости от сферы, в которой они появились, речевые штампы бывают разного вида:

  • Публицистические или журналистские: «усталые, но довольные они возвращались домой»; «из достоверных источников стало известно»; «общеизвестно, что…»; «власти делают всё возможное»; «сколько копий сломано»; «встреча на высшем уровне»; «ни для кого не секрет»; «окунуться в атмосферу»; «высокие темпы роста» и т. д.
  • Канцелярские: «ввиду отсутствия», «вышеупомянутые» и «нижеподписавшиеся»; «находится в состоянии»; «осуществлять» «нельзя не отметить»; «имеет место» и др.
  • Копирайтерско-рекламные: «гибкая система скидок»; «ведущий производитель»; «динамично развивающаяся компания»; «высокопрофессиональная работа»; «индивидуальный подход к каждому клиенту» и т. д.
  • Научные штампы: «одна из актуальных проблем»; «интерес к проблеме обусловлен»; «данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы»; «как отмечалось выше» и др.
  • Литературные: «длинноногая блондинка»; «холодна как лёд»; «пронизывающий взгляд»; «кошачья грация»; «руки как крылья»; «брутальный мужчина»; «волевой подбородок»; «скупая мужская слеза»; «бросить обвинения»; «обрести свободу» и т. д.
Долго думала, какими картинками вас порадовать. Ну не штампами же на самом деле?. Решила, пусть будут собаки с книжками. Тем более собаки занимают в нашей семье не меньшее место, чем кошки. У меня к ним особое отношение. Художник Frank Paton.
Долго думала, какими картинками вас порадовать. Ну не штампами же на самом деле?. Решила, пусть будут собаки с книжками. Тем более собаки занимают в нашей семье не меньшее место, чем кошки. У меня к ним особое отношение. Художник Frank Paton.

Это, конечно, только примеры. На самом деле штампов огромное количество, и вполне можно изъясняться почти исключительно ими, вставляя в некоторых местах предлоги. Интересно, что границы разных видов штампов не жёстко заданы. Затёртые слова и выражения из делового и научного стилей могут попадать в публицистический, литературный и вновь формирующийся рекламно-копирайтерский. А вот из литературного в деловой и научный не могут. Их там на дух не переносят.

Как рождаются штампы

Рождение таких словосочетаний — процесс довольно интересный. В момент появления они штампами совсем не являются, а даже, наоборот, эти уникальные, оригинальные фразы делают текст ярче, выразительнее. Они максимально точно позволяют автору донести свою идею до читателей. И почувствовать свою гениальность, чего уж там. Собственно, и канцелярит тоже во многом состоит из слов, максимально точно передающих нужную в деловом стиле информацию.

Но беда таких словосочетаний в том, что они привлекают своей оригинальностью или точностью, и другие авторы с энтузиазмом начинают их вставлять в свои тексты. Постоянное повторение делает эти оригинальные когда-то выражения, сначала привычными и скучными, а потом и затёртыми, и раздражающими. А в эпоху интернета процесс тиражирования ускоряется во много раз. И получается, что очень быстро уникальные авторские фразы становятся штампами.

В качестве примера могу привести популярное сейчас выражение, которое уже превратилось в штамп: «сделать кусь». Многие из тех, кто его частенько употребляет, даже не знают, что впервые оно появилось в книге О. Громыко и А. Уланова «Космобиолухи» в инструкции к Шоаррской киберлисе, как «лживый кусь». Совсем немного времени понадобилось, чтобы этот «кусь» разлетелся по всему Рунету.

 Взгляд такой виноватый. А вы не раскидываете книги где попало. Не вводите собачку в искушение. Художник  Daniel Kevin.
Взгляд такой виноватый. А вы не раскидываете книги где попало. Не вводите собачку в искушение. Художник Daniel Kevin.

Такая судьба у многих авторских фразеологизмов — став народным достоянием, они быстро утрачивают оригинальность и превращаются в штампы. Поэтому граница между оригинальным высказыванием и штампом очень размыта, точнее, её нет вообще. Однако это не значит, что все фразеологизмы и привычные метафоры запрещены к употреблению. Но об этом чуть позже.

А сейчас разберёмся, в чём же привлекательность штампов для авторов, почему они даже против нашей воли вылезают в тексте.

Немного психологии

Ну, куда же без неё, ведь текст рождается в голове. Итак, человеческая мысль всегда движется по проторённому пути, сбить её с этого пути очень непросто. Всё дело в условно-временных и ассоциативных связях, которые возникают в коре головного мозга в результате повторения одних и тех же действий или одних и тех же слов.

То есть однажды встреченное выражение может и не запомниться, а вот если словосочетание встречается часто и в разных текстах, то оно прочно закрепляется в памяти. И такие фразы начинают выскакивать непроизвольно, когда появляется необходимость сформулировать какую-то мысль. Действительно, зачем мозгу напрягаться и придумывать что-то новое, если слов в памяти и так достаточно?

Поэтому я всегда говорю, что много читающий человек и хорошо пишущий – это далеко не всегда один и тот же человек. Тут важно научиться контролировать процесс словесного оформления мыслей и образов, но это лишние энергозатраты. Значительно легче, проще и приятнее писать с ходу теми словам и выражениями, которые первыми приходят в голову. А это чаще всего штампы.

Художник Пауль Герман Вагнер.
Художник Пауль Герман Вагнер.

Можно ли считать штампы абсолютным злом?

Сразу отвечу – нет. Это часть нашего языка, во многом продукт коллективного сознания. Они как бы объединяют людей, позволяя не только быстро сформулировать свою мысль, но и также быстро понять собеседника, а не гадать, что кроется за его «оригинальничанием». Но тут следует соблюдать меру и не переходить грань, когда речь полностью утрачивает индивидуальность и просто становится набором штампов.

Что касается художественных текстов, то тут штампы выполняют ещё две функции.

  • Они создают эффект узнавания. Интересно, что этот эффект очень древний и связан с реакцией мозга на всё знакомое, привычное, а значит, проверенное и безопасное. Эффект узнавание во время чтения также вызывает положительную реакцию на текст, словно пришёл в знакомое место или встретил хорошо знакомого человека. Правда здесь есть и оборотная сторона, когда знакомое превращается в скучное. И в этом случае грань между пользой и вредом штампов очень неуловимая, её легко перейти и лишить свой текст индивидуальности, а у читателя вызвать раздражение и скуку.
  • Функция триггеров. Триггер в психологии – это крючочек, цепляющий человека и вызывающий у него определенную реакцию. Подробно о триггерах в литературе можно прочитать в другой статье. Так вот, штампы – один из видов триггеров, они быстро узнаются читателем и также быстро вызывают у него нужные автору ассоциации и эмоциональные реакции.

Но совет избавляться от штампов даётся не зря. Так как далеко не каждый автор способен так вписать их в текст, что они, сохраняя свои функции, остаются незаметны читателю, а значит, не вызывают скуки и раздражения. А насколько он способен так умело использовать штампы, решает каждый писатель сам. И ответом на такое решение будет реакция читателя. А она может быть негативной и в случае чрезмерного оригинальничания, когда, пытаясь понять, что хотел сказать автор, приходится продираться сквозь текст как сквозь колючий, пусть и красивый, кустарник.

На этом сегодня всё. Удачи и творческого настроения!

Каждый начинающий писатель однажды узнает о существовании штампов, неотъемлемой часть речи, которая однако становится врагом любого автора. Происходит примерно то же, что в романе Джерома Клапки Джерома, когда герой обнаружил у себя практически все болезни из прочитанной им медицинской энциклопедии. Авторы начинают искать и главное — находить штампы повсюду. Многие впадают в отчаяние, появляется ощущение, что писать без штампов невозможно. К счастью, это не так: если потрудиться, с этим явлением можно справиться. Подробно со штампами разбирается Марина Степнова на своем онлайн-курсе «Язык и стиль» в Creative Writing School. Предлагаем вместе изучить тему.

Что такое штамп

Штамп — это фраза, обкатанная в языке до устойчивого выражения. Фраза, которую мы произносим не думая. Когда-то штампы были метафорами: появившись впервые выражения «золотые руки» или «слепая любовь» воспринимались как свежие и новые. Но от частоты употребления эти образы утратили свою индивидуальность. Бледный как смерть, острый как бритва, круглая дура, лес рук — все это штампы, однако в устной и письменной речи отношение к ним разное.

В речи штампы не просто неизбежны, они обязательны. Люди разговаривают не словами, а конструкциями, и чем больше в нашей речи разнообразных конструкций, тем она богаче. Использование устоявшихся речевых структур помогает нам понимать других и быть понятыми.

Литературные герои в своей речи могут пользоваться штампами столько, сколько захочет автор. Штамп даже может стать речевой характеристикой героя, как например, сделал Достоевский с капитаном Лебядкиным, героем романа «Бесы». Лебядкин пишет стихи, сплошь состоящие из штампов, но именно это делает его интересным. Благодаря штампам, Достоевский создает образ героя-графомана, приписывая ему пародийно-гротескный стиль изложения.

Однако не речевой, а литературный штамп — явление, опасное для автора. Выражение, которое использовалось сотни, даже тысячи раз, изначально мертво, поэтому будет мертв и текст, наполненный штампами. А ведь найти свой язык и стиль, индивидуальные как отпечатки пальца, — одна из сверхзадач любого автора. Ярко оперенных писателей, таких как Набоков, Платонов, Хемингуэй, можно узнать по нескольким предложениям или даже словосочетаниям. Текст автора, который пока не нашел свой стиль, легко перепутать с сотнями других текстов. Одно из направлений в работе над собственным стилем — отказ от захватанного, чужого языка.

Как научиться находить штампы

Литературный штамп есть там, где нет автора, нет авторского взгляда и языка. Вместе с тем из штампов можно сложить вполне гладкий текст со всеми присущими ему признаками — в нем будут герои и описание их внешности, события и сюжет, локация, запах и вкус и так далее. Но если прочитанное не вызывает чувств, эмоционального отклика, текст точно содержит штампы. Затертые, заезженные метафоры и фразеологизмы не придают речи образности, а могут вызвать лишь у недоумение.

Вот пример такого текста:

Был тихий июньский вечер. Из приоткрытого окна тянуло свежестью, плыл манящий аромат цветов. Пышные кроны деревьев заслоняли двор, гудела мошкара, в комнате нудно бубнил телевизор. На кухне бабушка хлопотала у плиты, гремела сковородками. Пахло пирогами. Я сидел на продавленном диване, обхватив колени руками, и с нетерпением ждал прихода Лёли. Я был угловатым подростком, а она первой красавицей класса. Подруги звали ее недотрогой, а ребята млели в ее присутствии.
Взвизгнули покрышки. Я подошел к окну, прижался лбом к холодному стеклу и почувствовал, как сердце на мгновение сжалось — и забилось быстрее. Из кабины вышел респектабельный мужчина лет сорока из тех, что работают в крупных фирмах и быстро идут по карьерной лестнице. От него веяло силой. Мужчина распахнул дверцу — и наружу выпорхнула Лёля. Белокурые локоны обрамляли кукольное личико, короткое платье обтягивало точеную фигурку. О ее скулы можно было порезаться. Мужчина хотел что-то сказать, но не успел, Лёля запрокинула голову, доверчиво прикрыла небесно-голубые глаза и порывисто обняла его.
На губах мужчины мелькнула самодовольная ухмылка.
Я отпрянул от окна и спрятал лицо в горячих ладонях. Сердце билось так, что было готово выпрыгнуть из груди. В голове что-то щелкнуло. Разум помутился. Вся моя жизнь летела в тартары.

Единственное индивидуальное, что есть в этом фрагменте, — имя главной героини. Все остальное — набор штампов, которые не дают жизни тексту, художественно не выражают ровным счетом ничего.

Откуда берутся штампы

1. Устаревшие штампы

Дивный вечер, грудь вздымалась, ее лицо обрамляли локоны — то, что было свежо в середине XIX века, в веке XXI отбрасывает текст в никуда. Исключения составляют случаи, когда автор использует штампы как стилистический прием.

Даже у Бунина, Набокова и авторов начала XX века, многие выражения уже стали штампами, что уж говорить, например, про Пушкина. Возьмем фрагмент из «Капитанской дочки»:
Я схватил её руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала её… и вдруг её губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне.

Если бы такой текст написал автор сегодня, фрагмент был бы если не неудачный, то безликий, а во времена Пушкина это был прекрасный и новый язык.

2. Современные штампы

Боевая раскраска, такие скулы, что можно порезаться, подарите своим близким частичку радости — эти фразы приходят не только из речи, но и из медиа и интернета. Неприятность современных штампов в том, что они обновляются очень быстро: ничто не стареет с такой скоростью, как остро актуальное. То, что было вчера было популярным мемом, через считанные недели превращается в затертый штамп. Раздражение вызывают фразы, еще недавно фигурировавшие во многих постах в соцсетях: это все, что вы должны знать о…, только мне одному кажется, что…, тот неловкий момент, когда…

Задача автора — ярко, страстно рассказать и прожить интересную историю с живыми героям так, чтобы ее читали как минимум через 50-70 лет. За это время любые современные находки превратятся в пустоту.

3. Фразеологизмы и устойчивые выражения

Бежать сломя голову, странно посмотрел, потухший взгляд, изумрудные глаза, потерянный вид, покосившаяся изба — практическая любая встреча прилагательного и существительного, а также глагола и наречия чревата появлением штампа. Среди этих фраз голоса автора нет.

Как работать со штампами

Штампы похожи на осколки стекла, обкатанные морем, — эти зеленые или коричневатые камешки почти неотличимы друг от друга. Задача автора — использовать первоначальные бутылочные стекла, каждое из которые имеет свою неповторимую форму. Это требует кропотливой работы, однако не стоит пытаться избавиться от штампов совсем. Иногда можно написать: «Был чудесный вечер», если это необходимо, — один штамп не испортит текст, если в остальном он написан ярко и индивидуально.

Есть пять способов борьбы со штампами:

1. Не использовать штампы

Это самый простой способ. Если ваша героиня круглая дура, напишите, что она была глупой. Вы не украсите свой текст, но вы и не обезличите его, что очень важно.

2. Сказать прямо.

Любой штамп можно перефразировать в простую конкретную фразу. Вместо «бледный как смерть» используйте «он побледнел», а вместо «белокурых локонов» — светлые волосы.

Как и в первом случае такой способ не сделает текст богаче, но и не вызовет читательского раздражения.

3. Развернуть в метафору.

Сложная задача, которая может потребовать несколько дней или даже недель труда. Надо взять штамп и вернуть его к состоянию первоначального образа, из которого штамп и появился. Проще всего искать метафоры получается у поэтов, прозаикам стоит у них поучиться. Приведу пример.

Затасканый штамп «косые лучи заходящего солнца» Борис Пастернак превратил в яркий и запоминающийся образ в стихотворении «Август»:

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Превращение еще одного штампа «длинноногий угловатый подросток» мы находим у Беллы Ахмадулиной:

Пришла. Стоит. Ей восемнадцать лет.
— Вам сколько лет? — Ответила: — Осьмнадцать.-
Многоугольник скул, локтей, колен.
Надменность, угловатость и косматость.

Попробуем заменить метафорой затасканную фразу «она сидела на диване, обхватив колени тонкими руками». На что похожа девушка в такой позе? Возможно, она похожа на какой-то знак, руну или, скажем, на китайский иероглиф «хлеб» — горячая, ноздреватая, вся в ямочках, посыпанная маком родинок. И вот мы уже понимаем, что речь не о сотнях тысяч девушек, которые сидят на продавленных диванах, а о вполне конкретной, которая, хоть и приняла эту ужасную литературную позу, но все равно живая.

Еще пример штампа, метафоры к которому находили студенты на моих занятиях. Как иначе мы можем сказать «изумрудные глаза»? Глаза в которых всегда как будто стояло отражение тихого лесного пруда. Глаза цвета крапивы или цвета июня. Такие глаза, будто она смотрит через донышко темно-зеленой бутылки.

Конечно, не стоит превращать в метафору каждый штамп, иначе можно добиться обратного эффекта — слишком загустить текст, переборщить с сахарам и специями, Но если это важный момент повествования или вы чувствуете, что придумали действительно уникальную метафору, то штамп можно превратить в бриллиант вашей собственной огранки.

4. Индивидуализировать

Штамп — это стертая метафора, которая утратила свое первоначальное драгоценное значение, пустота, которую можно и нужно заполнить. В наших силах вернуть штампу индивидуальность, и процесс этот увлекательный и творческий.

Возьмем для примера фразу «бледный как смерть» и преобразим ее:
Она была бледная как смерть, но не та настоящая смерть с агонией, рыданиями, с поминками и жирными блинами, а смерть воображаемая, литературная, в которой люди просто закрывают глаза, чтобы открыв их оказаться в раю.

Другой пример — штамп «пухлые малиновые губы»: У нее были губы цвета малины, которые я воровал в соседском огороде с 5 лет, за что был неоднократно нещадно бить, но все бесполезно.

Внутри штампа можно рассказать маленькую историю, которая изменит его до неузнаваемости, лишит силы. Стоит вдохнуть хоть немного авторского и штамп уходит. Как и метафоры, такой способ стоит использовать только в важных местах и характеристиках.

5. Высмеять

Еще один интересный прием, который хорошо работает в юмористических или сатирических текстах. Вы можете показать читателю, что иронизируете над штампом сами, и предложить посмеяться читателю вместе с вами. Удачное высмеивание штампа может показать вас как остроумного автора.

Возьмем для примера штамп «Сердце, казалось, вот-вот выпрыгнет из груди». Вот как слушатели предложили его обыграть на занятиях:
Его сердце выпрыгнуло бы из груди, если б не обжорство — казалось в нем нет сердца, одна только карбонара.
Бабка моя была такой практичной, что когда у деда выпрыгивало сердце при виде проходящих мимо красавиц, она ловила его сковородкой и жарила с чесноком.
Сердце хотело выпрыгнуть у него из груди, потом передумало и проскакало в левую пятку.

Еще один распространенный штамп «прижался лбом к холодному стеклу», который авторы используют, когда хотят передать волнение героя. Вот как можно его высмеять:
Он прижаться бы лбом к холодному стеклу, но тропиках его не было, поэтому он окунул голову в ведерко со льдом из-под шаманского.
Он прижался лбом к холодному стеклу и посмотрел на меня сквозь бутылку: Будешь?

Добавить комментарий