Как найти регионального оператора вывоза мусора

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

(п. 7 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

(п. 8 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

(п. 9 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

(п. 10 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 – 14.4 настоящего Федерального закона для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

(п. 11 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

12. Региональные операторы, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов) по результатам торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Условия проведения торгов, предусмотренных настоящим пунктом, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения.

(п. 12 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)

13. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя оказывается комплексная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренная пунктом 12 настоящей статьи:

установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 24.8 настоящего Федерального закона случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, и порядок проведения таких торгов не применяются;

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, указанные в пункте 10 настоящей статьи, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, в том числе поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, на основании документов, указанных в пункте 10 настоящей статьи, а также на основании договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенных с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающими комплексную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и не вправе отказываться от заключения таких договоров;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающий комплексную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, вправе привлекать иных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию услуг по транспортированию, утилизации твердых коммунальных отходов.

(п. 13 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)

Региональный оператор по обращению с ТКО

Содержание:

  1. Причины появления региональных операторов
  2. Длинный путь к региональному оператору – хроника событий
  3. Что такое Российский Экологический оператор
  4. Кто и как выбирает регионального оператора ТКО
  5. На каком основании действует регоператор ТКО
  6. Кто должен заключать договор с оператором?
  7. Обязан ли региональный оператор заниматься ликвидацией стихийных свалок
  8. С какими отходами работает региональный оператор?
  9. Как начисляется плата за ТКО?
  10. Кто устанавливает контейнеры?
  11. Можно ли уменьшить плату, если в квартире долгое время никто не живет?
  12. Список региональных операторов ТКО в Московской области

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО. Согласно федеральному закону № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года, только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере.

Региональным оператором может стать компания с правовым статусом юридического лица, соответствующая требованиям:

  • Регистрация на территории РФ;
  • Сфера деятельности, связанная с обращением с ТКО;
  • Действует на основании лицензии в области обращения с отходами, куда входят их сбор, транспортировка, обезвреживание, утилизация, а также допуск к размещению отходов классов опасности с 1 по 4.

В каждом субъекте РФ работает 1 или несколько операторов. Количество зависит от особенностей территориальной схемы и требований, обозначенных в региональной программе обращения с отходами.

Рассчитать стоимость вывоза

Тип мусора
Выберите и нажмите «далее»



Строительный



Бытовой



Промышленный



Снег

Объем контейнера
Выберите и нажмите «далее»

Выберите округ
или
станцию метро

Выберите и нажмите «далее»

ЦАО

САО

СВАО

ВАО

ЮВАО

ЮАО

ЮЗАО

ЗАО

СЗАО

Контактные данные
для связи

Заполните и нажмите «отправить»

Сумма от ??? руб.

Данный расчет является предварительным и зависит от объема вывоза в месяц.

Заполняя данную форму, я даю согласие на обработку персональных
данных

quiz-last

Ваша заявка успешно отправлена.

Наш менеджер свяжется с вами
в ближайшее время
для выяснения деталей заказа и уточнения цены

Причины появления региональных операторов

Громкой преамбулой мусорной реформы стали несколько крупных скандалов в отрасли. Особенно ярко запомнились два:

  • Волоколамск, 2018 год – от отравления свалочными газами пострадали несколько десятков подростков;
  • Архангельская область, декабрь 2018 года – народ вышел на митинги, выступая против захоронения в регионе отходов из Москвы.

Волнения прокатились в Сочи, Ставропольском крае, Коми, Ленинградской области – народ требовал разобраться с законностью образования полигонов и их близким расположением к населенным пунктам.

Беспорядки на рынке обращения с отходами, в первую очередь, были вызваны отсутствием жесткого централизованного управления. В сфере сбора мусора до реформы работали сотни компаний, причем не только муниципальных, но и частных. Лишь в некоторых областях – например, Воронежской, Липецкой, в зауральском регионе, где уже на тот момент была создана неплохая структура управления отраслью, чувствовался порядок. В остальных округах в лучшем случае царила атмосфера разрозненности, в худшем творился хаос.

Вторая причина беспорядков – высокая степень криминализации сферы обращения с отходами. Известно, что примерно в 70% случаев расчет с подрядчиками осуществлялся наличными. Суммы оплаченных средств не фиксировались в документах. В некоторых регионах управление отраслью полностью находилась в руках криминальных структур.

Чтобы справиться с конкурентами, компании занимались демпингом, устанавливали расценки ниже тарифов, действовавших на официально функционировавших полигонах. Иногда такие места сбора мусора закрывали под давлением конкурентов. Это создавало еще больше проблем, так как оставшиеся объекты не справлялись с переработкой огромных мусорных потоков.

Эксперты уверены, что только реформа способна вывести участников сферы обращения с отходами в белую зону. Это позволит установить полноценный контроль за перемещением мусора. Поэтому в качестве основной задачи мусорной реформы называют декриминализацию сектора и создание в каждом регионе своего ответственного игрока, который будет работать законно, оплачивая налоги.

Длинный путь к региональному оператору – хроника событий

Сегодняшний этап мусорной реформы – не единственная попытка навести порядок в секторе обращения с отходами. Ранее уже предпринимались шаги по созданию на мусорном рынке единого правового поля:

Год

Событие

1998

Принят 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон призван навести в отрасли порядок. Власти занялись созданием реестров размещения отходов, в которых находились сведения обо всех разрешенных местах захоронения

2004

Второй шаг реформы. Контроль за обращением с отходами передали в руки муниципальных органов. На деле схема не заработала, как хотелось бы, так как городским и сельским администрациям не удалось создать надежной системы контроля над местами захоронений, и хаотичные свалки никуда не исчезли

2008

Лицензирование деятельности в сфере обращения с отходами упразднили. Получение лицензии осталось обязательным для компаний, работающих с опасными отходами

2014

Работа над поправками велась в течение 5 лет, но изменения вводили не все сразу, а частями. В том же году в профессиональном обиходе появились термины «обработка, утилизация, переработка отходов». Стала чаще звучать мысль о необходимости перехода к раздельному сбору мусора и созданию необходимой для этого инфраструктуры

2016

Возобновили лицензирование всех видов деятельности в рамках обращения с отходами. Появилось понятие «расширенная ответственность производителя»: на изготовителей продуктов в упаковке возложили ответственность за ее переработку. Введен экологический сбор 

2019

Региональные операторы появились на всей территории РФ, кроме Москвы, СПб (для этих регионов введена отсрочка до 2022 года)

И так…

В правительстве и регионах, наконец, осознали, что сфера обращения с отходами дальше не может саморегулироваться. В России поняли, что мусорный сектор – такая же тарифицируемая отрасль, как энергоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и другие ветки коммунального хозяйства.

Только таким образом мусорный рынок сможет перейти под контроль государства. Подобный опыт давно существовал и развивается в западных странах. На европейском пространстве сфера переработки отходов жестко контролируется государством. Нашим соседям удалось добиться абсолютной прозрачности данных для граждан и компаний.

Единственно верным решением для введения полного контроля над движением мусора стало введение нового ответственного звена – регионального оператора.

Что такое Российский Экологический оператор

 

Определение Регионального Экологического оператора дает Федеральный закон от 26.07.2019 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В статье 24.14. говорится, что РЭО – это подразделение, ведущее деятельность в сфере обращения с ТКО согласно требованиям федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных актов, а также действующее в соответствии с уставом. В отличие от региональных операторов, работающих на местах, уполномочен формировать комплексную систему обращения с ТКО, обеспечивать исполнение законодательных норм во вверенной сфере, заниматься вовлечением инвестиций в отрасль, выполнять другую работу в рамках национального проекта «Экология».

Другие функции и обязанности Российского Экологического оператора:

  • Выкупать земельные участки для объектов капитального строительства, необходимых для работы в сфере обращения с ТКО;
  • Покупать здания, сооружения, спецтехнику, оборудование, необходимое для обработки, утилизации отходов;
  • Регулировать деятельность региональных операторов, помогать им в работе.

Государственный оператор не выполняет одинаковые функции с региональными представительствами. Объединение играет роль своего рода интегратора, следящего за ходом реформы, помогающего региональным операторам выполнять возложенные на них обязанности.

Официальный статус РЭО можно обозначить как публично-правовой. В настоящее время во главе учреждения стоит экс-заместитель председателя московского правительства Д. Буцаев.  

Кто и как выбирает регионального оператора ТКО

Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»от 24.06.1998 (изменения вступили в силу с 14.06.2020),статье 24.6, пункту 4,компания – юридическое лицо – может приступать к работе в качестве регионального оператора по результатам конкурса, который проходит под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. За победившей фирмой закрепляют зону ответственности. К конкурсантам выдвигают жесткие, но справедливые требования. Кроме пребывания в статусе юрлица и ведения деятельности в соответствующей сфере, компании желательно обладать следующими качествами:

  • Иметь банковскую гарантию;
  • Быть надежным провайдером услуг на рынке обращения с отходами;
  • Предоставлять оперативную обратную связь жителям региона;
  • Иметь высокий инвестиционный показатель;
  • Иногда проверяется наличие совершенной технической базы.

В целом – огромный список критериев, которые позволяют составить благоприятный прогноз на развитие ситуации на региональном мусорном рынке в целом. 

Возможно вас заинтересует:

На каком основании действует регоператор ТКО

Региональный оператор ведет работу по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на вверенной территории на основании следующих документов:

  • Территориальной схемы в области обращения с отходами;
  • Правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством РФ;
  • Соглашения, составленного между региональным оператором, управлением ЖКХ, со связанными Министерствами.

Регионального оператора выбирают на срок до 10 лет. Компанию могут преждевременно лишить лицензии и права на ведение деятельности в сфере обращения с отходами. Причины, ведущие к этому:

  • Неоднократное нарушение правил обращения с отходами, в том числе, повлекшие вред жизни, здоровью граждан;
  • Задолженность по оплате в размере, установленном законом;
  • Нарушение схем транспортировки отходов;
  • Нарушение условий предоставления банковской гарантии.

Кто должен заключать договор с оператором?

Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны иметь договор на оказание услуг, заключенный с региональным оператором. То есть, все частные лица, учреждения и компании, образующие отходы, обязаны пользоваться услугами регоператора и оплачивать его работу.

Всех собственников ТКО можно разделить на 3 группы:

  • Владельцы квартир, помещений (жилых и нежилых) в многоквартирных домах;
  • Владельцы частных домов;
  • Владельцы бизнеса, ведущие деятельность в статусе юридического лица, индивидуальных предпринимателей.

ТКО образуется не только в местах постоянного проживания людей. Мусор остается на территориях домовладений сезонного или периодического пользования. Поэтому обязанность по заключению договора на вывоз мусора возникает также у собственников дач, участков в садоводческих товариществах.

Жителям многоквартирных и частных домов не обязательно заключать договор в привычном формате, например, на специальном распечатанном бланке. Как правило, региональный оператор публикует форму на странице официального сайта. Документ рассматривается в качестве договора публичной оферты. Все собственники помещений и прописанные в них граждане заключают договор автоматически, если в течение нескольких дней после публикации бланка на сайте не направляют в адрес компании несогласие с указанными правилами.

Подписание договора на вывоз ТКО осуществляется путем совершения конклюдентных действий. Это значит, что каждая сторона выполняет принятые по договору обязательства (региональный оператор вывозит мусор, а потребители складывают его в специально отведенных местах), фактически не подписывая документ.

Общим собранием жителей многоквартирного дома может быть принято решение о заключении прямого договора с региональным оператором, или официальное оформление производится через управляющую компанию, которая в свою очередь подписывает договор с РО.

Отсутствие договора на вывоз ТКО не освобождает жителей от обязанности оплачивать работу регионального оператора.

Обязан ли региональный оператор заниматься ликвидациейстихийных свалок

 

Согласно Постановлению Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г. ликвидация стихийных свалок – прямая обязанность регионального оператора. Закон для таких случаев предусмотрел конкретный порядок действий. При обнаружении свалки с объемом мусора не менее 1 куб.м. в месте, не предназначенном для складирования и хранения ТКО, региональный оператор обязан:

  • В течение 5 дней после обнаружения направить уведомление собственнику участка о том, что на его территории находятся ТКО. При отсутствии частного владельца РО обязан уведомить органы муниципальной власти, экологического надзора;
  • Обязать собственника земельного участка ликвидировать свалку в течение 30-ти дней со дня получения уведомления.

Вместе с уведомлениями региональный оператор направляет владельцу земель с несанкционированной свалкой проект, в котором дан четкий план действия по ликвидации мусора. Это могут быть рекомендации по самостоятельному устранению груды мусора, либо требование по обращению за услугой по вывозу ТКО к региональному оператору за отдельное вознаграждение. 

Если собственник участка не выполнил требование, региональный оператор сам занимается ликвидацией свалки. По окончании работ подрядчик имеет право обратиться в суд за взысканием расходов.

С какими отходами работает региональный оператор?

Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

Твердые коммунальные отходы – это вид отходов, образующихся в бытовой сфере в процессе жизнедеятельности обычных людей. Сюда же входят товары, потребительские свойства которых были утрачены после применения физическими лицами, проживающими в жилых помещениях. К ТКО относятся отходы бизнеса – индивидуальных предпринимателей, юридических лиц –, схожие с отходами, образующимися физическими лицами, по составу и свойствам. С полным списком отходов, которые включены в категорию твердых коммунальных, можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступил в силу 22.05.2017

Региональным операторам разрешается работать с другими видами отходов, отличных от ТКО (статья 24.7, пункт 1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как начисляется плата за ТКО?

Существует три варианта расчета платы за услуги регионального оператора:

  • По количеству собственников и прописанных в квартире (доме) граждан;
  • По площади объекта;
  • Дифференцированный способ.

Во всех трех случаях за основу расчетов берут тариф или норматив накопления отходов, устанавливаемые государством. Какой порядок расчета платы за вывоз мусора использовать – решают органы исполнительной власти в регионе обслуживания.

Способ первый самый распространенный: расчет за вывоз мусора по количеству проживающих. В этом случае за основу принимают тариф, установленный на одного гражданина. Не во всех квартирах и домах есть официально зарегистрированные лица. В таком случае расчет производится по количеству собственников. Подробнее – в Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства от 06.05.2011 № 354, пункте 148/36).
Способ второй Расчет платы за услуги регионального оператора по площади помещения. В таких случаях в расчетах фигурируют три составляющих – площадь объекта, тариф на обращение с ТКО, норматив накопления. Не важно, сколько людей проживает в квартире, доме.
Способ третий Расчет за услуги регионального оператора при раздельном сборе мусора. Основной показатель при таком варианте расчета – это объем контейнера. Значение умножают на количество емкостей, задействованных в сборе ТКО. Суммарный объем умножают на тариф или на количество проживающих граждан – в зависимости от того, какой способ используется на территории субъекта РФ. 

Кто устанавливает контейнеры?

 

Предоставление контейнеров для складирования и сбора мусора не входит в обязанности регионального оператора. Покупка и размещение емкостей в специально отведенном месте, а также контроль за порядком на контейнерной площадке – прерогатива управляющей компании, ТСЖ или самих собственников квартир, домов.

Ответственность регионального оператора за безопасное обращение с отходами начинается с момента, когда ТКО будут погружены в мусоровоз – таковы правила, установленные пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Остальные обязанности по содержанию контейнеров и площадок распределены следующим образом:

  • Собственники помещений в многоквартирных домах –несут ответственность за содержание контейнерных площадок, а также следят за порядком на специальных площадках, отведенных под крупногабаритный мусор, находящихся на придомовой территории;
  • Органам местного самоуправления вменяется обязанность за содержанием контейнерных площадок для ТКО и крупногабарита, расположенных вне территорий, входящих в состав общей собственности многоквартирного дома;
  • Региональный оператор обязан убирать с земли только тот мусор, который упал в процессе погрузки в мусоровоз. За порядком на прилегающей территории в целом обязана следить управляющая компания (говорится в том же Постановлении Правительства № 1156).

В квартире долго никто не живет – как сделать перерасчет

За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.

Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:

  • Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
  • Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.

В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:

  • Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
  • Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).

Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.

Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.

После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:

Надзорный орган

Причина жалобы

Росприроднадзор

Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии

Роспотребнадзор

Нарушения санитарно-эпидемиологических норм

Государственный орган, подписавший соглашение с РО

Нарушение требований, изложенных в соглашении

Энергетическая комиссия

Проверка обоснованности установленных тарифов

Список региональных операторов ТКО по Московской области

Подмосковье разделено на 7 территориальных кластеров. В каждом действует свой региональный оператор:

Территория (кластер)

Региональный оператор

Территория обслуживания

Контакты

Сергиево-Посадский

«Сергиево-Посадский региональный оператор», ООО

Сергиев Посад, Пушкино, Талдом, Дмитров, Мытищи, Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Королев, Химки, Лобня

8 (499) 322-47-23

Ногинский

«Хартия», ООО

Павловский Посад, Щелково, Богородский, Ликино-Дулево, Балашиха, Звездный городок, Красноармейск, Лосино-Петровский, Орехово-Зуево, Реутов, Фрязино, Черноголовка, Электрогорск, Электросталь

8(499) 750-24-68

Алексинский

«Экопромсервис», ООО

Солнечногорск, Клин

8 (495) 648-08-05

Воскресенский

«ЭкоЛайн-Воскресенск», ООО

Воскресенск, Егорьевск, Раменское, Шатура, Рошаль, Люберцы, Бронницы, Жуковский.

8 (800) 511-76-72

Рузский

«Рузский региональный оператор», ООО

Наро-Фоминск, Руза, Одинцово, Истра, Красногорск, Власиха, Восход, Звенигород, Краснознаменск, Молодежный, Волоколамск, Лотошино, Можайск, Шаховская

8 (499) 110-27-53

Чеховский

«МСК-НТ», ООО

Серпухов, Подольск, Чехов, Протвино, Пущино

8 (800) 234-36-70

Каширский

«Каширский региональный оператор», ООО

Луховицы, Ленинский район, Ступино, Кашира, Коломна, Дзержинский, Зарайск, Котельники, Домодедово, Лыткарино, Озеры, Серебряные Пруды

8 (499) 444-01-73

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник
многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца
накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими
    действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У
    него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он
подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в
помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать
причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит
доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного
лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное
место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

А как же принцип
свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные
отношение в соответствие:

  1. С
    требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С
    обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения
договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном
порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО
заключается в том, что потребителю необходимо:

  1. Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
  2. Направить письменную заявку на заключение соглашения.

Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт
    или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие
    документы;
  3. Технический
    паспорт недвижимости;
  4. Справку
    о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают
договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в
многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор
заключают:

  1. Управляющая
    компания (УК);
  2. Товарищество
    собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный
    кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор
    с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии,
    на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по
    управлению многоквартирным домом;
  3. Документы,
    в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество
    жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг
по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом
заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях
сроки рассмотрения продлеваются?

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке
дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он
обязан:

  1. Выявить
    недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить
    письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить
    рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель
обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано,
заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по
которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора
на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного
владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10
рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В
документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.
Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по
организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора
с региональным оператором ТКО:

  1. Он
    размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С
    этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать
    заявку;
  3. Если
    они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз
    ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Что должно
содержать соглашение?

Что должно содержать соглашение?

Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется
    услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность,
    порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и
    по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий
    договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или
    ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения
    соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении
прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь,
осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них
граждан.

Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет
или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например,
региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с
110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение
    в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование
    от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности
    граждан дома;
  3. На
    основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый
    период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика
переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и
судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого
определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется
решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует
финансовые потери.

Типовая форма договора с региональным оператором.

Образец договора с региональным оператором ТКО (11157 Загрузок)

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора
с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном
порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к
административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (ст.8.2 КоАП РФ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО
подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения
договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм.
Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и
другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований
или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность
предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а
юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф
за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а
индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора,
его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р.
То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны
привлекаются к административной ответственности.

Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО

Региональные операторы по обращению с ТКО Татарстана

ООО “Благоустройство и Озеленение” – подробнее

Лениногорский район, Лениногорск, улица Чайковского, 36

Тетюшский район, Тетюши, улица Куйбышева, 9

Казань, улица Николая Ершова, 29б

+7 (843) 500-55-88
+7 (967) 770-61-71

пн-чт: с 09:00 до 16:00, перерыв: с 12:00 до 13:00

+7 (843) 272-51-33
+7 (843) 272-50-25
+7 (843) 274-90-70
+7 (843) 297-53-27
+7 (843) 297-38-09

Мы нашли 4 региональных оператора по обращению с ТКО в Татарстане и заметили, что еще никто не поделился своим мнением. Будьте первым, выберите интересующий вас адрес и оставьте свой отзыв о работе учреждения!

К 2019 году должна завершиться масштабная «мусорная» реформа. Регионы сейчас вовсю выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, утверждают региональные программы и территориальные схемы обращения с отходами. Читайте о том, кто такой регоператор, чем он занимается и как заполняет ГИС ЖКХ.

Должна ли УО платить за негативное воздействие на окружающую среду

Должна ли УО платить за негативное воздействие на окружающую среду

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО

Регоператор по обращению с ТКО – компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами. Только она может осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Региональным оператором становится только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, отвечающее следующим требованиям:

  • зарегистрировано в России;
  • осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

На территории субъекта действует один или несколько региональных операторов. Это зависит от региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы.

Выбрать региональных операторов нужно к 1 мая 2018 года. По данным на 9 апреля с этим справились только 45 регионов. С отстающими работает Минстрой РФ.

Чем занимается региональный оператор

Региональный оператор по обращению с ТКО занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делает он это не самостоятельно, а через помощников – операторов по обращению с ТКО.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: приёмку – транспортировку – обработку – захоронение. Услуги регоператора оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.

Ответственность за обращение с ТКО появляется у регионального оператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления. Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п. 13 ПП РФ № 1156.

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Бывает, что дом расположен на спорной земле, не поставленной на кадастровый учёт, собственник которой не установлен. В таком случае содержать её будет региональный оператор до тех пор, пока собственник не будет достоверно установлен.

Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Ему сообщают о несанкционированной свалке, он выезжает на место, составляет акт, делает в доказательство фотографии. Затем определяет координаты свалки и отправляет уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО – обеспечивать переработку мусора. Сейчас в системе обращения с ТКО работают множество компаний, проконтролировать которые очень сложно. Они вывозят отходы на законные и незаконные объекты. Регоператор должен будет направлять потоки ТКО на законные объекты и обрабатывать их перед размещением.

Что касается перехода на раздельный сбор мусора, за который будет также отвечать региональный оператор, то он будет проходить постепенно.

Права и обязанности исполнителя КУ по обращению с ТКО

Права и обязанности исполнителя КУ по обращению с ТКО

Как выбрать регионального оператора по обращению с ТКО

Выбирается региональный оператор на 10 лет по итогам открытого конкурса (ч. 4 ст. 24.6 № 89-ФЗ). Конкурс проводит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881.

ПП РФ № № 881 предусматривает два механизма проведения конкурсного отбора регионального оператора:

  1. В два этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.
  2. В один этап оценки и сопоставления заявок. Этот механизм можно применить только при первом проведении конкурсного отбора регионального оператора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора.

Критериями оценки и сопоставления заявок являются стоимость и качество услуг регоператора.

В первом случае на первом этапе конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, чтобы выявить лучшие условия исполнения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Второй этап проводится в случае поступления уведомлений от участников конкурсного отбора после объявления результатов первого этапа. В данном этапе принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию ТКО или имеют обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов.

Побеждает в конкурсе победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап не состоялся.

По итогам конкурса определяется дата начала деятельности регоператора, до этой даты все потребители услуги по обращению с ТКО должны обратиться к региональному оператору для заключения договора.

Потребители услуги по обращению с ТКО – это собственники помещений в МКД, юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяева частных домовладений. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за услуги по обращению с ТКО.

С региональным оператором по обращению с ТКО можно перейти на прямые договоры. Такое решение могут принять собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у УО долги за два месяца.

Цена за услуги регионального оператора по обращению с ТКО определяется в пределах утверждённого в регионе единого тарифа на услугу регионального оператора. С момента начала действия в регионе регионального оператора услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО начинает относиться к коммунальным услугам и на неё распространяются все льготы, которые предоставляются по всем остальным коммунальным услугам.

Выборы, выборы... регионального оператора по обращению с ТКО

Выборы, выборы… регионального оператора по обращению с ТКО

Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ

Региональные операторы по обращению с ТКО, как и другие поставщики информации, размещают сведения о своей работе в ГИС ЖКХ. Делают это они согласно разделу 11 приказа № 74/114/пр. Обратите внимание, с 1 октября 2018 года начинает действовать обновлённая версия приказа, состав информации для раскрытия немного изменится.

Мы перечислим данные, актуальные на сегодняшний день. Регоператор по обращению с ТКО размещает в системе сведения о (об):

  • самом себе: ОГРН, ФИО руководителя, адрес и телефон, часы приёма и режим работы, адреса сайта и электронной почты, платёжные реквизиты, сведения о банке и др.;
  • состоянии расчётов с лицами, управляющими МКД (по каждому договору) и соответствующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • состоянии расчётов с потребителями и соответствующие договоры на оказание услуг;
  • лицевых счетах, присвоенных потребителям, по каждому жилому или нежилому помещению в МКД, жилому дому;
  • качестве услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • договорах, заключенных с операторами по обращению с ТКО;
  • местах накопления твердых коммунальных отходов;
  • ответах на обращения по вопросам ЖКХ, поступивших с использованием системы.

Пока в регионах выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, напомним про следующие два шага, которые нужно успеть сделать до начала 2019 года:

  • до 1 июля 2018 года – обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования;
  • не позднее 1 января 2019 года – обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 78 050 подписчикам

Статьи по теме

Мусорная реформа – 2019

Мусорная реформа – 2019

Вероятность переноса «мусорной» реформы на 2019 год стала ещё более реальной. Вчера законопроект о поэтапном внедрении новой системы обращения с отходами был одобрен депутатами Государственной думы РФ…

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Добавить комментарий