Как найти региональный бюджет

Для последних лет характерна некая регионализация экономических и социальных процессов. Всё чаще функции регулирования данных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Таким образом, наблюдается усиление роли региональных бюджетов, что позволяет значительно увеличить их использование и расширить область применения.

Современные условия располагают к тому, чтобы региональные власти обеспечивали комплексное развитие регионов, а также равномерное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Серьёзно увеличивается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Составляющая региональных бюджетов

Ключевым звеном территориальных бюджетов является региональных бюджет. Его основная задача состоит в том, чтобы финансово обеспечивать задачи, которые выполняются государственными органами управления субъекта РФ.

Посредством региональных бюджетов государство активно проводит экономическую политику.

Замечание 1

Основой для увеличения региональных бюджетов является финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды через предоставление региональным властям средств от государства. Это способствует расширению круга финансируемых мероприятий.

При помощи региональных бюджетов государство выравнивает уровни экономического и социального развития территорий, которые могли исторически, географически или из-за военных действий могли отстать в своём развитии как в экономическом, так и в социальном от других районов страны. Чтобы преодолеть такую отсталость необходимо разрабатывать региональные программы, которые будут финансироваться из региональных бюджетов.

Доходы региональных бюджетов

Согласно Бюджетного кодекса РФ доходы региональных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов. В региональные бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от различных региональных налогов. Они представлены:

  • Налогами на имущество организаций – норматив составляет 100%.
  • Налог на игорный бизнес – норматив составляет 100%.
  • Транспортный налог – норматив составляет 100%.

В бюджеты субъектов РФ также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами. Они представляют собой:

  • Налог на прибыль организации по ставке, которая установлена для зачисления указанного налога в бюджеты РФ.
  • Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья.
  • Акциз на спиртосодержащую продукцию.
  • Акциз на автомобильный бензин, в том числе прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.
  • Акцизы на алкогольную продукцию.
  • Акцизы на пиво.
  • Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, исключение составляет только газ горючий природный.
  • Налог на добычу общераспространённых ископаемых.
  • Налог на добычу полезных ископаемых, без учёта ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространённых полезных ископаемых.
  • Сбор за использование объектов водных биологических ресурсов, без учёта внутренних водных объектов.
  • Налог на пользование объектами животного мира.
  • Государственная пошлина, которая подлежит зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов.

Следует отметить также неналоговые доходы бюджетов, которые складываются в субъектах РФ из:

  • Части прибыли унитарных предприятий, которые были созданы субъектами РФ и остаётся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет страны, размеры которых установлены законодательством субъектов РФ.
  • Взносы, которые делаются за негативное влияние на окружающую среду.
  • Платежей, которые вносят за использование лесным фондом в части, большей, чем минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
  • Платежей, которые производятся за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и обработкой этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В таблице ниже приведены составы доходов региональных бюджетов. Подробно и понятно охарактеризованы доходы бюджетов субъектов РФ за 2009 г. в млрд. руб.

Показатели Сумма

%

к итогу

Доходы бюджета – всего 4950,4  

Налоговые и неналоговый доходы.

В том числе:

3299,2 66,6
Налог на прибыль 1057,8 21,3
Налог на доходы физических лиц 1170,4 23,6
Налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 246,0 4,9
Налоги на совокупный доход 79,2 1,6

Налоги на имущество.

В том числе:

441,8 8,9
Налог на имущество физических лиц 1,4 0,02
Налог на имущество организаций 373,5 7,5
Транспортный налог 49,1 1,0
Налог на игорный бизнес 10.7 0,2
Земельный налог 6.9 0,1
Налога, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 73,8 1,5
Государственная пошлина 1,9 0,04

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

116,4 2,3
Платежи при пользовании природными ресурсами 14,6 0,3
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 46,7 0,9
Доходы от предпринимательской деятельности, иной приносящей доход деятельности 44,5 0,8
Безвозмездные поступления 1606,8 32,4

Региональные налоги – 9%. Самым большим вливанием здесь является налог на имущество организаций – 7%. Очевидно предположить, что всего 2% приходится на доходы от использования государственного имущества.Основную часть региональных бюджетов составляют отчисления от федеральных налогов – это приблизительно 50%, а также поступления дотаций, субвенций и трансфертов – 30%.

Расходы региональных бюджетов

Направления, по которым в основном используются региональные бюджеты, следующие:

  • Обеспечить работу органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
  • Для обслуживания и погашения государственного долга субъектов РФ.
  • На проведение выборов или референдумов субъектов РФ.
  • Для реализации региональных целевых программ.
  • На приобретение государственной собственности субъектов РФ.
  • На развитие международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Последние в свою очередь делятся на несколько направлений:

  • Содержание и модернизацию предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
  • Обеспечение работы СМИ субъектов РФ.
  • Финансирование местных бюджетов из региональных.
  • Осуществление государственных полномочий, которые передаются на муниципальный уровень.
  • Компенсирование расходов, которые возникают в результате решений, принятых государственными органами власти РФ, которые в свою очередь приводят к росту бюджетных расходов или, наоборот, сокращению бюджетных доходов местных бюджетов.

На таблице ниже показаны состав и структура расходов региональных бюджетов. В ней подробно описаны расходы бюджетов субъектов РФ за 2009 г. в млрд. руб.

Показатели Сумма

%

к итогу

Расходы бюджета – всего. В том числе: 5227,5  
Общегосударственные вопросы 241,9 4,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 212,1 4,0
Национальная экономика. В том числе 981,7 18,3
Топливно-энергетический комплекс 29,9 0,05
Сельское хозяйство и рыболовство 180,7 3,4
Лесное хозяйство 23,0 0,04
Транспорт 119,4 2,3
Дорожное хозяйство 329,6 6,3
Жилищно-коммунальное хозяйство В том числе: 406,0 8,6
Жилищное хозяйство 227,1 4,3
Коммунальное хозяйство 109,3 2,1
Благоустройство 38,0 0,07
Образование 459,0 8,6
Культура, кинематография, средства массовой информации 117,5 2,2
Здравоохранение, физическая культура и спорт 480,2 9,2
Социальная политика 766,2 14,4
Межбюджетные трансферты 1548,4 29,2
Дефицит (профицит) -276,8  

Из таблиц становится очевидно, что ключевое место в расходах закреплено за ассигнованием на народное хозяйство – более 18%. Здесь промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и прочее. После этих расходов идут расходы на социально-культурные мероприятия, которые проводятся в рамках развития образования, культуры и искусства, а также здравоохранения и физической культуры – порядка 20%, расходы на содержание правоохранительных органов, которые составляют около 4%.

Замечание 2

Стоит отметить, что для региональных бюджетов характерны высокие отчисления для финансовой помощи муниципальным образованиям. Их объём в общей массе составляет около 29% от всех расходов.

Также, не лишним будет упоминание о том, что региональные бюджеты представляют собой достаточно серьёзный источник бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство, на это уходит порядка 64% всех расходов консолидированного бюджета РФ, кроме этого на транспорт, дорожное хозяйство и информатику уходит 45% расходов.

Серьёзная часть расходов бюджетов регионов уходит на финансирование промышленности и энергетической отрасли – 40%, а также немалая их доля тратится на жилищно-коммунальное хозяйство – 40%, здравоохранение – 29%, культуру и искусство – 36%.

Сегодня сложно контролировать изменения, которые посредством производства и других факторов происходят в окружающей среде. Нарушения в природной среде происходят из-за развития производительных сил, увеличения количества новых производств в области химической и биологической промышленности, химизации сельского хозяйства, даже резко возросшее количество жителей городов усиливает нагрузку на природу. Это негативное влияние неблагоприятно сказывается на условиях жизни населения и заставляет увеличивать затраты на поддержание необходимого состояния окружающей среды. В силу этих обстоятельств регулярно увеличиваются расходы региональных бюджетов ассигнования на охрану и защиту окружающей среды.

Ещё совсем недавно все мероприятия, которые направлены на финансирование охраны окружающей среды, производились через средства ведомств и мероприятий. Однако после перехода предприятий и организаций к самоокупаемости, всё чаще стали говорить о тенденции снижения участия предприятий в природоохранных мероприятиях, поскольку это приводит к увеличению стоимости продукции и снижению финансового благополучия предприятия. Также следует сказать, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды не такое эффективное, в силу того, что мероприятия недостаточно скоординированы, а средства тратятся не по назначению.

В таких условиях усиливается влияние бюджетного финансирования, в том числе и за счёт региональных бюджетов. По большому счёту по всем каналам этих бюджетов финансируются мероприятия, которые направлены на развитие систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке, а также захоронению бытовых отходов. Кроме этих мер, данные мероприятия подразумевают защиту водных, лесных и земельных ресурсов от последствий ведения хозяйственной деятельности.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Местный и региональный бюджет – это бюджеты низшего и среднего уровня бюджетной системы Российской Федерации, предназначенные для финансирования расходных обязательств муниципальных образований и регионов.

Понятие местного и регионального бюджета

В Российской Федерации действует трехуровневая бюджетная система, представленная федеральным, региональными и местными бюджетами.

Региональные и муниципальные бюджеты предназначены для аккумулирования средств, необходимых для финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Местные и региональные бюджеты обеспечивают финансовые основы осуществления муниципальной и региональной власти.

Региональный бюджет – это центральное звено бюджетов отдельных территорий. Его назначение состоит финансирование обеспечение задач, которые возлагается на органы государственного управления региональном уровне.

Местный бюджет – это бюджет муниципального образования, обеспечивающий финансовую основу его развития в социально-экономическом плане. Местные бюджеты являются низовым звеном бюджетной системы Российской Федерации.

Особенности формирования и исполнения местного бюджета

Местный бюджет является ключевым звеном местных финансов, выступающих в качестве инструмента реализации государственных, региональных и муниципальных программ развития.

Местный бюджет выступает в качестве канала доведения до граждан результатов производства за счет распределения средств фондов потребления.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации местный бюджет представляет собой форму аккумулирования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач муниципального управления.

«Местный и региональный бюджет» 👇

Местный бюджет обеспечивает реализацию следующих функций:

  • функции финансового обеспечения функционирования органов муниципального управления за счет формирования денежных фондов;
  • функцию использования и перераспределения денежных фондов;
  • функцию контроля деятельности органов муниципального управления и муниципальных учреждений и предприятий.

Государственными властями местные бюджеты используются как экономический инструмент, предназначенный для решения задач социально-экономического развития. Посредством местных бюджетов государство оказывает влияние на производственные процессы, контролирует бизнес, своевременность поступления финансовых ресурсов.

Местные власти наделены самостоятельностью управления формированием и исполнением местного бюджета. Доходы местных бюджетов включают налоговые и неналоговые доходы. К последним относятся доходы от муниципальной собственности, оказания муниципальных услуг, поступления из других бюджетов.

Особенности формирования и использования регионального бюджета

Многие государства на современном этапе развития общества стремятся к повышению нагрузки на региональную бюджетную систему. Региональные финансы используются для финансирования сферы образования, здравоохранения, искусства, культуры, коммунального обслуживания граждан и так далее.

Это способствует смещению центра решения социальных задач от федеральной власти к региональным властям.

Региональный бюджет выступает в качестве финансовой категории, обусловленной выполнением социальных, политических, экономических функций административно-территориальным образованием, объективно нуждающимся в ресурсах для финансирования своего существования.

В соответствии с Бюджетным кодексом региональный бюджет представляет собой форму аккумулирования и расходования финансовых ресурсов, которые предназначены для обеспечения функций и задач, являющихся предметами ведения региональных властей.

Региональные бюджеты находятся в постоянном взаимодействии с бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Так, из федерального бюджета в региональный бюджет направляются финансовые средства, предназначенные для финансирования определенных федеральных и региональных программ развития. В свою очередь, региональный бюджет предоставляет финансовые ресурсы бюджетам муниципальных образований, предназначеные для финансирования делегированных государственных полномочий или муниципальных программ.

Вмешательство федерального бюджета в финансирование региональных бюджетов обусловлено высокой территориальной, социальной и экономической дифференциацией российских регионов, которую федеральные власти стремятся преодолеть. Кроме того, российская бюджетная система построена по принципу централизации, предусматривающему максимальное аккумулирование средств на федеральном уровне.

Региональный бюджет обладает следующими специфическими чертами:

  • во-первых, обладает закреплённой возможностью получения финансовой помощи из федерального бюджета;
  • во-вторых, выступает в качестве средства регулирования муниципальных бюджетов.

Современные экономические условия налагают на региональные бюджеты дополнительную нагрузку, реализовать которую в полной мере они не могут. В связи с этим зачастую региональные бюджеты характеризуются дефицитом, обусловленным превышением бюджетных расходов наш доходами. Стремление региональных властей к преодолению бюджетного дефицита ведет к урезанию статей расходов региональных бюджетов.

Региональные бюджеты формируются за счет собственных и регулирующих доходов. В состав собственных доходов региональных бюджетов включаются региональные налоги, доходы от региональной собственности и платных услуг, в состав регулирующих – отчисления федеральных сборов и налогов, субвенции, дотации, субсидии и трансферы.

Состав расходов регионального бюджета обусловлен нуждами и особенностями конкретного региона. Средства региональных бюджетов используются для финансирования жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, решения экологических проблем.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

МинфинРоссии

  • En
  • 220 лет Минфину России

  • Министерство

  • Деятельность

  • Организационная структура

  • Открытое министерство

  • Государственная служба

  • Планы и отчёты

  • Государственные услуги и функции

  • Документы

  • Обращения

  • Открытые данные

  • Статистика

  • Информационные системы

  • Исполнение судебных актов

  • Контакты

  • Пресс-центр

  • Противодействие коррупции

  • Финансовая грамотность

  • Выдача разрешений

  • COVID-19

  • Антимонопольный комплаенс

  • Статистика

Бюджеты субъектов Российской Федерации

  • Краткая информация об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации
  • Государственный долг субъектов Российской Федерации и долг муниципальных образований

Краткая информация об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации

Все документы

  • Бюджеты субъектов РФ
  • Статистика

Опубликовано: 12.05.2023Изменено: 12.05.2023

Документ
Краткая ежегодная информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (млрд. руб.)

12.05.2023

Скачать:

Документ xlsx, 21.33 kb

  • Бюджеты субъектов РФ
  • Статистика

Опубликовано: 12.05.2023Изменено: 12.05.2023

Документ
Краткая ежеквартальная информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (млрд. руб., накоплено с начала года)

12.05.2023

Скачать:

Документ xlsx, 37.57 kb

  • Бюджеты субъектов РФ
  • Статистика

Опубликовано: 12.05.2023Изменено: 12.05.2023

Документ
Краткая ежемесячная информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (млрд. руб., накоплено с начала года)

12.05.2023

Скачать:

Документ xlsx, 81.92 kb

Все документы

Государственный долг субъектов Российской Федерации и долг муниципальных образований

Все документы

  • Госдолг
  • Бюджеты субъектов РФ
  • Статистика

Опубликовано: 17.05.2023Изменено: 17.05.2023

Документ
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований

17.05.2023

Скачать:

Документ xlsx, 32.58 kb

  • Госдолг
  • Бюджеты субъектов РФ
  • Статистика

Опубликовано: 02.12.2020Изменено: 02.12.2020

Документ
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований (2011-2019)

02.12.2020

Скачать:

Документ xlsx, 52.88 kb

Все документы

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Финансовый паспорт

Ежемесячные данные по исполнению бюджетов РФ

Финансовый паспорт субъекта РФ

Информация о доходах, расходах, источниках финансирования, кредиторской задолженности, а также справочная информация по субъекту РФ

Долговая нагрузка

Данные по долговой нагрузке на бюджет субъектов РФ и данные об объеме государственного долга по видам долговых обязательств

Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации

Оперативные (ежедневные) данные об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации

Дефицит

Ежемесячные данные по дефициту бюджета

Кредиты

Ежемесячные данные по кредитам бюджетов субъектов Российской Федерации

Поделиться ссылкой:

Основополагающее место в финансовой структуре каждой страны принадлежит государственному бюджету. Главный план доходно-расходной составляющей экономико-социальной и политической жизнедеятельности страны имеет силу в течение всего финансового года. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет державную «смету» как форму наполнения и расходования денежных фондов, целью которых является полноценное выполнение задач и функций государства.

Какой бюджет считают региональным?

Бюджетная система представляет собой механизм реализации функционирования главного финансового плана в любом государстве. Ее действенность и работоспособность крайне важны для эффективного воплощения столь необходимого принципа социального равенства и справедливости, в одинаковом соотношении выполняемых по всей территории России.

Федеральный и региональный бюджет являются важными элементами в процессе перераспределения и последующего использования общегосударственного дохода. Поскольку результатом деятельности субъектов хозяйствования в каждой стране являются показатели валового внутреннего продукта и национального дохода, крайне важной процедурой считается их распределение.

региональный бюджет

Региональный бюджет представляет собой центральное звено финансовых планов административно-территориальных единиц государства. Их естественным предназначением считают полное материальное обеспечение функций, возложенных на управленческие органы того или иного субъекта РФ.

Как составляется бюджет региональный?

Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:

  • налоги на приобретенные объекты недвижимости;
  • на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
  • так называемые транспортные и дорожные налоги;
  • налоги на игорный бизнес;
  • лицензионные ежемесячные сборы.

Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Особенности доходов региональных бюджетов

Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.

федеральный и региональный бюджет

Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:

  • дотации;
  • кредиты;
  • трансферты;
  • субвенции.

Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.

Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:

  • Дотациями называют средства, которые переведены из вышестоящего бюджета для уравновешивания нижестоящих в случае дефицита последних. Начисления обязательно происходят в фиксированной сумме.
  • Трансфертом является денежный ресурс, направленный бюджету местного уровня из федеральной казны для фактического выравнивания региональной обеспеченности бюджетов.
  • Субвенция, в отличие от предыдущих видов начислений, представляет собой конкретное финансовое выделение из федерального бюджета в местный для реализации конкретной важной социальной программы.

Основные статьи расходов регионального бюджета

расходы регионального бюджета

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

  • предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
  • погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
  • обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
  • реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
  • приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
  • создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
  • обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
  • финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
  • предоставление средств бюджетам местного уровня;
  • выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

доходы регионального бюджета

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда.

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

региональные бюджеты российской федерации

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

  • Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
  • Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
  • Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
  • Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.

Специфика взаимоотношений федерального и регионального бюджетов

Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.

При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.

Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.

региональные муниципальные бюджеты

Так, властные структуры вправе выполнять проверки по уточнению деятельности местных органов в сфере наполняемости бюджетов, их расходования и соблюдения должных мер экономии.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.

Проблемы бюджетной системы РФ

По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.

региональный бюджет бюджет области

Достижение высоких результатов в процессе оптимизации и преобразования политико-экономической сферы деятельности государственных органов и местного самоуправления нуждается в построении улучшенной модели бюджетной структуры РФ. Система, в первую очередь, не являющаяся противовесом федеративного устройства страны, способна качественно распределить общественно-финансовые ресурсы на всех уровнях. Региональный бюджет развития административно-территориальной единицы, находясь в прямой зависимости от взаимоотношений с федеральным центром, отражает собой уровень социально-экономического развития государства.

В целом, бюджетная система РФ имеет достаточно высокие шансы на совершенствование и улучшение эффективности, поэтому органам государственного управления финансами необходимо устранить следующее:

  • несоответствие объемов расходных обязательств, взятых на себя властными органами, доходам региональных и местных бюджетов;
  • недочеты нормативно-законодательной базы, регламентирующей отрасль межбюджетных отношений;
  • излишнее дифференцирование субъектов российского государства по социально-экономическому фактору;
  • неравномерная и непродуманная схема распределения дотаций, субсидий и субвенций из федерального в региональные бюджеты, неспособная стимулировать желание субъектов-получателей развития финансово-экономической деятельности.

Заключение

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.

Добавить комментарий