Как проверить предохранители и где находятся блоки предохранителей в вашем автомобиле.
Перегоревший предохранитель может раздражать, но это на самом деле помогает предотвратить электрические повреждения и даже возгорание. К счастью, предохранители стоят недорого и их легко заменить. Если в вашем автомобиле перестал работать какой-либо из агрегатов, будь-то свет, поворотники, сигнал, прикуриватель и т.д., самое время проверить предохранители.
#1 Как найти блок предохранителей в автомобиле?
Откройте капот вашего автомобиля и приступайте к поиску блока предохранителей. Многие автомобили имеют 2 или более блока предохранителей, но нет универсального стандарта для их размещения. Большинство производителей помещают их рядом с двигателем или аккумулятором автомобиля (под капотом), под рулевым колесом или внутри бардачка (в салоне автомобиля). Ищите серый или черный ящик; он может быть помечен как «Предохранители» — («Fuses»).
- Если в указанных местах вы не обнаружили блока с предохранителями, обратитесь к руководству (книжке) вашего автомобиля. Если у вас нет в наличии руководства, начните поиск в интернете — «Где находится блок предохранителей» + марка, модель и год вашего авто.
#2 Найдите предохранитель, который управляет устройством, которое перестало работать.
Поднимите защелку на боковой стороне коробки предохранителей, чтобы ослабить крышку. Проверьте внутреннюю сторону крышки на наличие схемы устройств, которыми управляет каждый предохранитель.
- Обязательно заглушите автомобиль перед устранением неполадок в блоке предохранителей.
#3 Извлеките перегоревший предохранитель из блока с помощью съемников или пинцета.
Некоторые автомобили комплектуются небольшими пластиковыми съемниками предохранителей, которые вы можете использовать, чтобы выдернуть предохранитель из блока. Если у вас нет съемника, можно попробовать использовать пинцет. В крайнем случае, вы можете осторожно вытащить предохранитель из блока пальцами.
- Держите ключи вне зажигания.
#4 Проверьте предохранитель на наличие обрыва нити накала (контакта).
Автомобильные предохранители маленькие, поэтому немного сложно найти признаки того, что он перегорел. Поднесите его к свету и внимательно посмотрите внутрь, чтобы найти тонкий провод, который соединяет 2 стороны предохранителя. Если провод разорван или вы видите обугленные следы, значит, предохранитель перегорел.
- Если вы не можете визуально определить, перегорел ли предохранитель, вам может потребоваться проверить предохранители с помощью мультиметра (тестора), чтобы определить, работает ли он.
#5 Установите новый предохранитель с силой тока, соответствующей тому, который перегорел.
Отправляйтесь в автомобильный магазин, чтобы найти предохранители для вашего автомобиля. Принесите перегоревший предохранитель с собой, чтобы убедиться, что вы купите тот, который нужен. После того, как вы приобрели правильную замену, просто вставьте ее в слот, откуда ранее удалили перегоревший предохранитель.
- Автомобильные предохранители имеют цветовую маркировку, поэтому, если предохранители другого цвета, вы сразу узнаете, что они не совпадают. Кроме того, убедитесь, что форма зубца нового предохранителя соответствует старому. При необходимости обратитесь к сотруднику магазина за помощью в поиске нужной замены.
#6 Проверьте автомобильные предохранители с помощью индикаторной отвертки с лампочкой.
Вставьте ключ в замок зажигания и включите его в первое положение. Раскройте блок с предохранителями и коснитесь тестером в малюсенький порт на предохранителе (см. видео выше). Если тестер загорается, предохранитель работает правильно.
- Использование тестового света — отличный способ найти перегоревший предохранитель, когда вы не можете идентифицировать визуальные признаки, такие как сломанная нить накала или черные метки.
Источник
Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять
Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?
Как устроено и применяется реле
К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.
Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.
Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.
В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.
Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.
Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:
Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.
Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.
К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…
Что нужно знать о работе реле?
Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.
Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».
Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.
Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.
Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.
В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.
Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.
Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.
Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.
Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.
Источник
Как проверить предохранители и где находятся блоки предохранителей в вашем автомобиле.
Перегоревший предохранитель может раздражать, но это на самом деле помогает предотвратить электрические повреждения и даже возгорание. К счастью, предохранители стоят недорого и их легко заменить. Если в вашем автомобиле перестал работать какой-либо из агрегатов, будь-то свет, поворотники, сигнал, прикуриватель и т.д., самое время проверить предохранители.
#1 Как найти блок предохранителей в автомобиле?
Откройте капот вашего автомобиля и приступайте к поиску блока предохранителей. Многие автомобили имеют 2 или более блока предохранителей, но нет универсального стандарта для их размещения. Большинство производителей помещают их рядом с двигателем или аккумулятором автомобиля (под капотом), под рулевым колесом или внутри бардачка (в салоне автомобиля). Ищите серый или черный ящик; он может быть помечен как «Предохранители» — («Fuses»).
- Если в указанных местах вы не обнаружили блока с предохранителями, обратитесь к руководству (книжке) вашего автомобиля. Если у вас нет в наличии руководства, начните поиск в интернете — «Где находится блок предохранителей» + марка, модель и год вашего авто.
#2 Найдите предохранитель, который управляет устройством, которое перестало работать.
Поднимите защелку на боковой стороне коробки предохранителей, чтобы ослабить крышку. Проверьте внутреннюю сторону крышки на наличие схемы устройств, которыми управляет каждый предохранитель.
- Обязательно заглушите автомобиль перед устранением неполадок в блоке предохранителей.
#3 Извлеките перегоревший предохранитель из блока с помощью съемников или пинцета.
Некоторые автомобили комплектуются небольшими пластиковыми съемниками предохранителей, которые вы можете использовать, чтобы выдернуть предохранитель из блока. Если у вас нет съемника, можно попробовать использовать пинцет. В крайнем случае, вы можете осторожно вытащить предохранитель из блока пальцами.
- Держите ключи вне зажигания.
#4 Проверьте предохранитель на наличие обрыва нити накала (контакта).
Автомобильные предохранители маленькие, поэтому немного сложно найти признаки того, что он перегорел. Поднесите его к свету и внимательно посмотрите внутрь, чтобы найти тонкий провод, который соединяет 2 стороны предохранителя. Если провод разорван или вы видите обугленные следы, значит, предохранитель перегорел.
- Если вы не можете визуально определить, перегорел ли предохранитель, вам может потребоваться проверить предохранители с помощью мультиметра (тестора), чтобы определить, работает ли он.
#5 Установите новый предохранитель с силой тока, соответствующей тому, который перегорел.
Отправляйтесь в автомобильный магазин, чтобы найти предохранители для вашего автомобиля. Принесите перегоревший предохранитель с собой, чтобы убедиться, что вы купите тот, который нужен. После того, как вы приобрели правильную замену, просто вставьте ее в слот, откуда ранее удалили перегоревший предохранитель.
- Автомобильные предохранители имеют цветовую маркировку, поэтому, если предохранители другого цвета, вы сразу узнаете, что они не совпадают. Кроме того, убедитесь, что форма зубца нового предохранителя соответствует старому. При необходимости обратитесь к сотруднику магазина за помощью в поиске нужной замены.
#6 Проверьте автомобильные предохранители с помощью индикаторной отвертки с лампочкой.
Вставьте ключ в замок зажигания и включите его в первое положение. Раскройте блок с предохранителями и коснитесь тестером в малюсенький порт на предохранителе (см. видео выше). Если тестер загорается, предохранитель работает правильно.
- Использование тестового света — отличный способ найти перегоревший предохранитель, когда вы не можете идентифицировать визуальные признаки, такие как сломанная нить накала или черные метки.
Источник
Как проверить предохранители и где находятся блоки предохранителей в вашем автомобиле.
Автомобильные предохранители защищают электрические цепи автомобиля от короткого замыкания. Автомобильные предохранители — устройства, которые путем разрушения одного или нескольких специально предназначенных элементов размыкают цепь, в которую они включены, отключая ток, когда он превышает заданное значение в течение достаточного времени.
При выборе предохранителей следует учитывать следующие основные соображения:
- Номинальное напряжение предохранителя должно быть не меньше номинального напряжения сети.
- Номинальный ток предохранителя должен быть не меньше номинального тока установки.
- Номинальный ток отключения должен быть не меньше периодической составляющей ожидаемого тока КЗ.
- Автомобильные предохранители, установленные в цепях двигателей, должны проверяться по пусковому току двигателя (не должны перегорать при нормальном пуске.
- При включении нескольких предохранителей последовательно они должны проверяться на селективность (вначале сгорают автомобильные предохранители, ближайшие к месту короткого замыкания)
- Автомобильные предохранители, расположенные в первичной цепи силового трансформатора, должны выдерживать 10-кратный номинальный первичный ток в течение 0,1с
- Времятоковая характеристика предохранителя должна идти ниже времятоковой характеристики нагрузки.
#1 Как найти блок предохранителей в автомобиле?
Откройте капот вашего автомобиля и приступайте к поиску блока предохранителей. Многие автомобили имеют 2 или более блока предохранителей, но нет универсального стандарта для их размещения. Большинство производителей помещают их рядом с двигателем или аккумулятором автомобиля (под капотом), под рулевым колесом или внутри бардачка (в салоне автомобиля). Ищите серый или черный ящик; он может быть помечен как «Предохранители» — («Fuses»).
- Если в указанных местах вы не обнаружили блока с предохранителями, обратитесь к руководству (книжке) вашего автомобиля. Если у вас нет в наличии руководства, начните поиск в интернете — «Где находится блок предохранителей» + марка, модель и год вашего авто.
Монтажный блок
Монтажный блок реле и предохранителей представляет собой центральное распределительное устройство, к которому при помощи колодок традиционно присоединяются жгуты проводов из разных зон машины. Блок устанавливают как под капотом, так и в автомобильном салоне.
Конструкция включает в себя:
- пластмассовый корпус;
- печатные платы;
- электромагнитные, а также электронные реле для управления режимами работы использования электрической энергии;
- встроенная бортовая система, необходимая для полноценного контроля работоспособности разных узлов и агрегатов;
- набор предохранителей на разные номинальные токи.
Чаще всего на крышке монтажного блока можно обнаружить символы функционального назначения, позволяющие понять, по какой схеме следует проводить подключение. Для исключения ошибок, связанных с неправильным присоединением, однотипные колодки отличаются разными номерами и цветовым исполнением вставок.
Монтажные блоки обычно отличаются составом реле, от которых зависят функциональные возможности и особенности управления транспортным средством. Подкапотный блок
Подкапотный блок предохранителей – это основа защиты электрической системы транспортного средства. Данный агрегат установлен в моторном отсеке, а точнее – с левой стороны по ходу движения машины, вблизи бачка омывающей жидкости. Оборудование также включает в себя реле и предохранители, отвечающие за функциональное состояние автомобиля.
Каждый предохранитель должен быть исправным. При появлении перебоев в функционировании электротехники или световых приборов, непонятных щелчков следует заподозрить перегорание. В обязательном порядке перегоревшие предохранители заменяются на новые с соблюдением схемы подключения. От учета этих особенностей зависит функциональность и безопасность машины.
Мы подскажем где находится нужный предохранитель!
Приветствуем всех гостей проекта gdepred.ru! Из этой статьи вы узнаете о том, где находится предохранитель стоп-сигналов ВАЗ 2107. Также мы перечислим 5 возможных причин данной неисправности и расскажем…
Приветствуем всех гостей проекта gdepred.ru! В этом посте мы расскажем о том, где находится реле поворотников на ВАЗ 2107, также мы опишем симптомы выхода его из строя и…
В этом кратком, но ёмком посте мы рассказали о том, где находится реле дворников на ВАЗ 2107, как его заменить, а также перечислили другие возможные причины отказа стеклоочистителей….
Приветствуем всех гостей проекта gdepred.ru! Из этого поста вы узнаете где находится предохранитель генератора на ВАЗ 2107 в новом и старом монтажном блоке. В блоке нового образца за…
Приветствуем гостей проекта gdepred.ru! Из этой краткой статьи вы узнаете где находится реле вентилятора охлаждения на ВАЗ 2107 с инжекторным мотором. Также мы перечислим другие возможные причины отказа…
Доброго времени суток! В этом кратком, но ёмком посте мы расскажем где находится предохранитель прикуривателя ВАЗ 2107. Также мы расскажем о других причинах, из-за которых может не работать…
Приветствуем всех гостей проекта GdePred.ru! В этой статье мы расскажем о том, где находится предохранитель заднего хода на ВАЗ 2107. Также мы перечислим другие возможные причины данной неисправности….
Приветствуем всех гостей проекта GdePred.ru! В этой статье мы расскажем где находится предохранитель дворников ВАЗ 2107. Также мы опишем другие возможные неисправности стеклоочистителей на данном автомобиле. За работу…
Всем привет! В этой статье мы расскажем о том, где находится предохранитель бензонасоса на ВАЗ 2107 с инжекторным мотором. Также перечислим другие возможные причины отказа работы топливного насоса….
Мы подскажем где находится нужный предохранитель!
Приветствуем всех гостей проекта gdepred.ru! Из этой статьи вы узнаете о том, где находится предохранитель стоп-сигналов ВАЗ 2107. Также мы перечислим 5 возможных причин данной неисправности и расскажем…
Приветствуем всех гостей проекта gdepred.ru! В этом посте мы расскажем о том, где находится реле поворотников на ВАЗ 2107, также мы опишем симптомы выхода его из строя и…
В этом кратком, но ёмком посте мы рассказали о том, где находится реле дворников на ВАЗ 2107, как его заменить, а также перечислили другие возможные причины отказа стеклоочистителей….
Приветствуем всех гостей проекта gdepred.ru! Из этого поста вы узнаете где находится предохранитель генератора на ВАЗ 2107 в новом и старом монтажном блоке. В блоке нового образца за…
Приветствуем гостей проекта gdepred.ru! Из этой краткой статьи вы узнаете где находится реле вентилятора охлаждения на ВАЗ 2107 с инжекторным мотором. Также мы перечислим другие возможные причины отказа…
Доброго времени суток! В этом кратком, но ёмком посте мы расскажем где находится предохранитель прикуривателя ВАЗ 2107. Также мы расскажем о других причинах, из-за которых может не работать…
Приветствуем всех гостей проекта GdePred.ru! В этой статье мы расскажем о том, где находится предохранитель заднего хода на ВАЗ 2107. Также мы перечислим другие возможные причины данной неисправности….
Приветствуем всех гостей проекта GdePred.ru! В этой статье мы расскажем где находится предохранитель дворников ВАЗ 2107. Также мы опишем другие возможные неисправности стеклоочистителей на данном автомобиле. За работу…
Всем привет! В этой статье мы расскажем о том, где находится предохранитель бензонасоса на ВАЗ 2107 с инжекторным мотором. Также перечислим другие возможные причины отказа работы топливного насоса….
Защита электропроводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита сетей в квартирах и домах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают немалые токи.
Каждое электрическое устройство в автомобиле нуждается только в определенном, заданном количестве тока. Согласно этому расходу тока устанавливается сечение соответствующего провода. Если расход тока в этой электрической цепи повышается, например, при подключении дополнительного потребителя или даже в результате короткого замыкания, то электрический провод перегружается. Вследствие этого провод может начать нагреваться или даже накаливаться, если своевременно не прервать подачу тока. Именно эту задачу выполняют предохранители.
Уточните марку авто по которому вам потребовалась схема блока предохранителей и реле
Американские авто | |
Chevrolet | Ford |
Немецкие авто | |
Audi | BMW |
Mercedes | Opel |
Volkswagen |
Корейские авто | |
Daewoo | |
Hyundai | Kia |
Российские авто |
Лада (ВАЗ) |
Японские авто | |
Honda | Lexus |
Mazda | Mitsubishi |
Nissan | Subaru |
Suzuki | Toyota |
Infiniti |
Специфика замены 1. По блок схеме нужно определить, какие потребители подключены к вышедшему из строя предохранителю, и имеются ли какие-либо разъемы, с помощью которых возможно их отключение. Устанавливая исправную плавку вставку, поэтапно переподключая все потребители, определяют что вывело из строя легкоплавкий элемент. 2. При монтаже нового предохранителя следует применять только аналогичный вид такого же номинала по току. Если номинальный ток сделать выше, то он не будет срабатывать при нештатных ситуациях. Например, если на стеклоочистителях заклинит электродвигатель, то он не сработает, что вызовет расплавление электрической проводки и дальнейшим деструктивным последствиям. Даже незначительная попытка увеличения номинала может привести к возгоранию 3. Если все питающиеся элементы работают исправно, то необходимо проверить сам монтажный блок предохранителей, а также электропроводочные жгуты, которые отходят от него. Это весьма трудоемкая работа, где требуется некоторая квалификация.
#4 Проверьте предохранитель на наличие обрыва нити накала (контакта).
Автомобильные предохранители маленькие, поэтому немного сложно найти признаки того, что он перегорел. Поднесите его к свету и внимательно посмотрите внутрь, чтобы найти тонкий провод, который соединяет 2 стороны предохранителя. Если провод разорван или вы видите обугленные следы, значит, предохранитель перегорел.
- Если вы не можете визуально определить, перегорел ли предохранитель, вам может потребоваться проверить предохранители с помощью мультиметра (тестора), чтобы определить, работает ли он.
Основные причины
На плечи каждого предохранителя возлагается ответственность за стабильную работу определённых электроцепей. Если легкоплавкий элемент расплавился, то произошла какая-то неисправность. Иногда такие ситуации единичные, то есть после замены предохранителя проблема больше не повторяется. Но зачастую это превращается в тенденцию.
Специалисты выделяют несколько основных причин, почему в машине горят защитные предохранители. Если разобраться в причине и найти источник неприятностей, удастся вернуть машину к нормальному режиму работы.
- плохое соединение. Не исключено, что при установке или в процессе эксплуатации по неровным дорогам нарушилось качество контакта между предохранителем и колодкой. Порой всё дело в качестве самих изделий, которые не способны гарантировать плотное соединение. В этой ситуации лучшим решением будет покупка более качественных элементов защиты,
- износ. Бытует довольно распространённое мнение, что при первом же превышении нагрузки на предохранитель он сразу же выходит из строя. Это не совсем соответствует действительности. Когда ситуация критическая и нагрузка действительно огромная, плавкий элемент сразу разрушается, чтобы оборвать цепь. Но когда нагрузка лишь немного превышает норму, плавкая составляющая выходит из строя постепенно. Сечение уменьшается, и в результате через несколько сеансов нагрузки окончательно перегорает. Поскольку предохранители являются расходным материалом, им свойственно выходить из строя без наличия серьёзных проблем в самом автомобиле,
- неправильный выбор по номиналу. У каждого предохранителя есть своё значение номинала. Это сила тока, которую он способен через себя пропустить. Если устанавливается элемент с неправильным значением, он не выдерживает воздействующую на него нагрузку, и быстро выходит из строя,
- резкие скачки напряжения. Если в электроцепи, за которую отвечает предохранитель, возникает резкий скачок, элемент плавится и выходит из строя,
- нарушения в пути следования тока. Каждый предохранитель рассчитан на определённую нагрузку и устанавливается на соответствующую его номиналу электрическую цепь. Если сократить длину цепи, снизится сопротивление, и предохранитель будет пропускать через себя ток с большим значением. На современных авто электроника не рассчитана на перегрузки. Потому в их электроцепи ставят специальные чувствительные защитные элементы. При критических нагрузках они плавятся и разрывают цепь, тем самым защищая оборудование от поломок.
Когда в машине выходят из строя устройства и узлы, зависимые от электричества, перед их ремонтом или заменой рекомендуется сначала проверить состояние предохранителей. Они могли просто перегореть, из-за чего системы перестали работать. Банальная замена элемент позволит восстановить работоспособность.
#5 Установите новый предохранитель с силой тока, соответствующей тому, который перегорел.
Отправляйтесь в автомобильный магазин, чтобы найти предохранители для вашего автомобиля. Принесите перегоревший предохранитель с собой, чтобы убедиться, что вы купите тот, который нужен. После того, как вы приобрели правильную замену, просто вставьте ее в слот, откуда ранее удалили перегоревший предохранитель.
- Автомобильные предохранители имеют цветовую маркировку, поэтому, если предохранители другого цвета, вы сразу узнаете, что они не совпадают. Кроме того, убедитесь, что форма зубца нового предохранителя соответствует старому. При необходимости обратитесь к сотруднику магазина за помощью в поиске нужной замены.
Что свидетельствует о выходе из строя предохранителя
В автомобилях Тойота Королла предусмотрена защита электрооборудования от токов короткого замыкания. При возникновении неисправности в электрической цепи, особенно при коротком замыкании, ток защищаемой цепи возрастает многократно. Плавкий предохранитель перегорает, тем самым защищает провода от возгорания.
Все приборы защиты имеют на панели, где их устанавливают, свои обозначения. Они нужны для того, чтобы имелась возможность для их быстрого обнаружения, потом замены. Плавкие предохранители снабжены ножевидными контактами, легко вынимаются из своих гнёзд, легко заменяются. Замена их не требует наличия специального оборудования, а проводится вручную.
При отказе в работе какого-либо элемента электрической цепи или целого электронного устройства первым делом необходимо проверить защиту этого узла.
Сделать это просто, так как корпус предохранителей изготовлен из прозрачной пластмассы и если внимательно присмотреться, то можно визуально увидеть перегоревшую нить. Также для проверки можно использовать омметр или тестер. Бывают случаи, когда может начать плавиться корпус прибора.
Это интересно: Рейтинг лучших моделей ламп для противотуманных фар
Источник
Любому автомобилисту время от времени бывает нужна схема предохранителей, также именуемая картой. С помощью значков или коротких буквенных обозначений она показывает, за работу какого устройства отвечает каждый из расцепителей, которых в современном ТС более ста. Не имея под рукой такого списка, бывает сложно найти сгоревшую деталь.
Содержание
- Что такое автомобильные предохранители
- Разновидности и типы предохранителей
- Устройство и принцип действия предохранителей в авто
- Что такое реле, и зачем они нужны
- Как найти блок предохранителей и понять, за какое устройство они отвечают
- Схема реле и предохранителей в авто
- Обозначения предохранителей
- Проверка работоспособности предохранителя
- Как заменить перегоревший предохранитель
- Обзор
Что такое автомобильные предохранители
Все компоненты бортовой электросети – провода, контакты, разъемы и пр. – рассчитаны на некоторый максимальный ток. Превышение данной величины приводит к перегреву токоведущих элементов с последующим возгоранием. На этот случай каждый сегмент сети защищают предохранителем – он размыкает цепь при перегрузке.
В автомобиле расцепители сгруппированы в блоки, что облегчает поиск и замену неисправной детали.
Разновидности и типы предохранителей
В ТС применяют 2 типа расцепителей:
- пальчиковые, или классические;
- плоские штекерные, или ножевые.
Первые считаются устаревшими и в современных автомобилях не встречаются. Пальчиковый предохранитель представляет собой стержень из пластмассы или керамики с надетым на него токоведущим элементом. Установка производится в гнездо с 2 подпружиненными контактами.
У ножевого расцепителя токопроводящий элемент находится внутри пластикового или стеклянного корпуса, снаружи имеются 2 вывода. Их вставляют в отверстия гнезда, как вилку в розетку.
В зависимости от размера эти предохранители делятся на 3 типа:
- mini – 16 мм (стандартные и низкие);
- medium – 19 мм;
- maxi – 34 мм.
Цвет детали зависит от номинала. Например, 10-амперный расцепитель имеет красный корпус.
Устройство и принцип действия предохранителей в авто
В ТС применяют самую дешевую и компактную разновидность расцепителей – с легкоплавкой вставкой. Ее изготавливают из свинца, олова или алюминия. Принцип действия состоит в том, что при протекании тока выше номинального вставка плавится и в цепи образуется разрыв. Чтобы сократить время срабатывания, некоторые производители применяют подпружиненные элементы.
Что такое реле, и зачем они нужны
Эти коммутационные аппараты позволяют замкнуть силовые контакты мощной электроцепи с помощью небольшой кнопки, которая при подключении напрямую просто сгорела бы.
В машине такие устройства подают питание на стартер, бензонасос, фары и т.д.
Коммутатор состоит из 2 частей:
- электромагнита (выглядит как катушка), включенного в слаботочную цепь управления;
- сердечника, соединенного с контактами мощной проводки.
При нажатии кнопки в салоне автомобиля питание подается на соленоид реле. Тот магнитным полем втягивает в себя сердечник, вследствие чего силовые контакты замыкаются.
Как найти блок предохранителей и понять, за какое устройство они отвечают
Группы расцепителей устанавливают в колодки, помещенные в пластиковые коробки с крышкой. Количество и расположение таких боксов зависят от марки автомобиля. У большинства их 2, но бывают и исключения. Например, в Toyota Corolla имеется 5 блоков.
Автопроизводители помещают коробки с расцепителями в самые разные места. Чаще всего – в моторный отсек возле аккумулятора или за панель управления. Реже – под заднее сиденье или в багажник.
Описание местоположения и распиновка приведены в руководстве по эксплуатации ТС.
Схема реле и предохранителей в авто
На обратной стороне крышки блока изображена карта расцепителей. Для каждого предохранителя указаны номер, под которым он установлен, номинальный ток и защищаемое устройство. Например, в Volkswagen Polo 5-го поколения расцепитель для прикуривателя стоит на позиции F42, на чертеже рядом с его обозначением проставлены буквы CIG (сокр. от cigarette). Расшифровка значков и литерных сочетаний приведена в инструкции к авто.
Если схема предохранителей на крышке блока отсутствует, рекомендуется сделать ее самостоятельно, опираясь на сведения из мануала. Она пригодится, когда потребуется срочный ремонт в полевых условиях.
Аналогичную карту составляют и для реле.
Обозначения предохранителей
Автопроизводители используют разную символику, но чаще всего встречается следующая:
- предохранитель для прикуривателя – C-Light, CIG, или CIGAR, Power Outlet;
- для стеклоподъемника – EW (от Electric Window);
- для заднего и переднего стеклоочистителей – FW b RW соответственно (от Front Wiper и Rear Wiper);
- для противотуманных фар – FL (от Fog Lamp);
- для передних фар – Head-RH для правой и Head-LH для левой;
- для кондиционера – AC (от Air Conditioner);
- для клаксона – Horn;
- для обогревателя – HTR (от Heater);
- для регулятора холостого хода – I/UP.
Полная расшифровка представлена в руководстве по эксплуатации автомобиля. Учтите, что даже в поколениях одной и той же модели расцепители могут стоять в разных местах. Убедитесь, что используете правильную инструкцию.
Если документация утеряна, назначение расцепителей уточняют опытным путем: по очереди извлекают из гнезд и смотрят, какая система перестала работать.
Проверка работоспособности предохранителя
Состояние детали оценивают:
- Визуально – сгоревшую нить видно сквозь окно в корпусе.
- С помощью мультиметра – определяют наличие напряжения на обоих выводах (при включенном зажигании) или замеряют сопротивление плавкой вставки (для этого предохранитель надо извлечь из гнезда).
Если потенциала на одном из выводов не оказалось либо прибор определил бесконечно большое сопротивление – деталь меняют.
Как заменить перегоревший предохранитель
Замену производят в таком порядке:
- Выключают зажигание.
- Открывают капот и отсоединяют от аккумулятора минусовую клемму (массу).
- Извлекают расцепитель пластмассовым пинцетом, прикрепленным к крышке блока, или небольшими плоскогубцами.
- Устанавливают новый.
Теперь нужно снова подсоединить клемму к аккумулятору, включить зажигание и проверить отказавшую систему на работоспособность. Если все в порядке – установить крышку на место и закрыть капот.
Обзор
Содержание
- 1 Что такое предохранители
- 2 Устройство, виды и принцип действия
- 3 Зачем нужны реле
- 3.1 Что нужно знать о работе реле?
- 3.2 Проверка реле
- 4 Принцип работы предохранителя
- 5 Как вытащить предохранитель в машине
- 6 Порог срабатывания предохранителей
- 7 Автомобильные предохранители и их классификация
- 8 Типы предохранителей
- 9 Где находятся предохранители и как заменить перегоревший предохранитель?
- 10 Расположение предохранителей
- 11 Проверка сгоревших элементов
- 11.1 Визуальная проверка
- 11.2 Проверка мультиметром
- 11.3 Замена классических предохранителей
- 11.4 Замена флажковых предохранителей
Что такое предохранители
Автомобильные предохранители являются важным участком электрической цепи. Они предохраняют потребители от различных неисправностей, а также, защищают проводку и автомобиль в целом от возникновения пожаров.
Допустим, неопытный автомобилист производит ремонт автомобиля. Он забыл отключить минусовую клемму аккумулятора перед выполнением работ и при ремонте случайно замкнул плюсовой провод какого-то потребителя на массу автомобиля. Возникло короткое замыкание. В этот момент сила тока становится максимальной, а проводник начинает нагреваться.
Подобное явление может вывести из строя защищаемый прибор, аккумулятор или вообще вызвать пожар в машине. Чтобы этого не допустить, применяют предохранители. Выглядят они вот так:
Кроме того, предохранители могут отключить цепь при возникновении неисправности.
Их цвет подобран не случайно. Он является маркировкой номинального тока, на который рассчитан этот предохранитель. При превышении этого номинала, плавкая вставка внутри него перегорает. Номинал зависит от защищаемого потребителя или группы потребителей.
Устройство, виды и принцип действия
Предохранитель — это коммутационный электрический аппарат, который предназначается для отключения защищенной электрической цепи путем ее размыканием или разрушения (сгорание, оплавливание), специально для этого предусмотренных токоведущих элементов во время прохождения по ним тока высокого напряжения. Основные его элементы — корпус, вставка из плавкого металла и контактная часть.
Принцип работы довольно простой: если в сеть подается высокое напряжение, плавится вставка, которая обычно изготавливается из фарфоровых или фибровых материалов. Вставка является обязательным элементом всех предохранителей, внутри нее находится дугогасительное устройство. Все приспособления, которые используются при защите электроустановок, можно подразделить на четыре класса:
- С плавкой вставкой, то есть с токопроводящим элементом. Когда происходит какой-то сбой в сети и напряжение достигает своего максимума, этот элемент начинает плавиться от перегрева. Именно так и устраняется напряжение со схемы электрического прибора. Токопроводящие части делаются в основном из металла, чаще всего из меди, свинца и железа. Принцип работы здесь состоит в том, что создается такой рабочий баланс, когда избыточное тепло выводится.
- Механические устройства. Они вставлены в кабель, на котором случается короткое замыкание. Но благодаря этому устройству кабель размыкается, и опасное напряжение к электроустановке уже не поступает. В защитных устройствах данного вида имеется датчик, который следит за силой тока.
- Электронные предохранители. У них имеются встроенные транзисторы, которые отвечают за токовую коммутацию. Если увеличивается сила тока и она превышает допустимое значение, контакт замыкается, и высокая нагрузка на проводники перестает поступать.
- Самовосстанавливающиеся. Эти элементы при возникновении аварийной ситуации отключаются, но остаются работоспособными. Пока вставка холодная, она проводит электричество. Как только она разогревается до определенной температуры, сопротивление увеличивается, и она теряет свои токопроводящие свойства. После того как вставка остынет, ток снова может по ней проходить.
Плавкие защитные элементы считаются самыми надежными и стоят сравнительно недорого. Их очень легко продиагностировать на исправность. Для этого нужно просто посмотреть деталь на просвет — будет видно, цела плавка или нет. Выпускаются они в стеклянном корпусе. При их использовании даже не нужно устанавливать трансформаторы. Плавкие предохранители по своему размеру делятся на микро, мини (14−15 мм), норма (18 мм) и макси (34 мм).
Для работы в цепях высокого напряжения используют и другие типы защитных механизмов: газовые, жидкостные. Есть даже стреляющие. В обычных условиях их увидеть нельзя — это очень мощное оборудование.
Зачем нужны реле
Автомобильные реле представляют собой электромагниты, которые имеют катушку и металлический сердечник. Они помогают замкнуть многие цепи, имеющие большую силу тока дистанционно при помощи небольших кнопок.
К примеру, цепь стартера потребляет большой ток при прокрутке. Чтобы включить стартер нужны мощные контакты и хороший выключатель, коим является замок зажигания.
При попытке подключить маленькую кнопку старта, она просто сгорит. Обгоревшие контакты не смогут пропускать электричество, а соответственно, больше не пригодны для использования. Поэтому, чтобы кнопка Старт-Стоп работала, используют реле.
Так подключение, к примеру, звукового сигнала выглядит схематично:
Как многие заметили, управление здесь осуществляется по минусу.
Что нужно знать о работе реле?
Напряжение срабатывания
Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…
Коммутируемый ток
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.
Нумерация выводов
Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».
Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.
Материал и тип выводов
Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.
Плюс и минус питания
Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.
В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.
Реле с диодом параллельно катушке
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.
Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.
Температура корпуса
Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.
Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.
Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.
Принцип работы предохранителя
В автомобилях используются плавкие предохранители и подбираются в соответствии с номинальной допустимой нагрузкой. В случае чрезвычайной ситуации, когда напряжение возрастает, плавкая вставка предохранителя разрушается и размыкает электрическую цепь.
Процесс саморазрушения запускается в случае:
- Короткого замыкания – возникает в том случае, если была нарушена изоляция токопроводящих частей или неправильного подключения приборов. Проблема перетертых кабелей изоляции в автомобиле вообще одна из самых частых причин перегорания предохранителей.
- Несовместимости мощностей устройства-потребителя и номинальной силы тока, дозволенная для конкретной электрической цепи. С этой проблемой сталкиваются те, кто решил установить в свою машину дополнительное электрооборудование (освещение, магнитолы и иже с ними). Такие мощные потребители энергии питаются от базовой электропроводки, которая не рассчитана на столь высокую величину тока. Из-за превышения мощности тока провода оплавляются и приводят к короткому замыканию, что и выводит предохранители из строя.
Как вытащить предохранитель в машине
В блоке предохранителей автомобиля обычно находится пластмассовый пинцет, который можно использовать для демонтажа.
В некоторых автомобилях (например, Хонда) для демонтажа применяется инструмент специальной формы.
При отсутствии специального инструмента предохранитель можно достать и вручную.
Большие предохранители извлекаются с помощью пассатижей. Для демонтажа некоторых типов предохранителей (FJ12, FJ14, FJ15) требуется воспользоваться ключом либо отверткой.
Порог срабатывания предохранителей
Из описанного выше становится ясно, что предохранитель в автомобиле разрушается в случае превышения номинального значения электричества. Плавкая часть предохранителя перегревается и сгорает.
Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U.
- Inom – это номинальная величина тока, которая измеряется в Амперах;
- Pmax – это максимально возможная нагрузка, которую может обрабатывать тот или иной прибор. Мощность указывается на приборах и измеряется в Ваттах;
- U – это уровень напряжения сети. Данный показатель измеряется в Вольтах. Уровень напряжения в сети автомобиля составляет 12 Вольт.
Автомобильные предохранители и их классификация
На автомобиле предохранители, в большинстве своем, располагаются в блоках. Чаще всего на машине два или больше блока предохранителей. Один из них находится под капотом или в районе багажного отделения. Он называется основным и включает в себя наибольшее количество предохранителей. Другой блок располагается под передней панелью в салоне, но у всех автомобилей в разных местах. Также предохранители могут отдельно располагаться по всей машине – по 1, 2 или 3 штуки.
Автомобильные предохранители классифицируются по двум параметрам – размер и номинальный ток срабатывания.
Выбирая автомобильный предохранитель, следует обратить внимание на размер:
Помимо размера, при покупке предохранителя следует знать его номинальный ток. Чаще всего в автомобилях устанавливаются элементы, которые обладают номинальным током от 5 до 30 А. Проще всего определить ток предохранителя по его цвету, и ниже представлена таблица, в которой указано, как между собой связан цвет и номинальный ток предохранителя.
Типы предохранителей
Плавкие предохранители категоризуются по номинальной мощности, а также по размеру самих предохранителей.
По размеру предохранители делятся на:
- Микро – самые компактные.
- Мини – чуть больше (16 миллиметров).
- Норма – обычный размер (19 миллиметров).
- Макси – самый крупный (34 миллиметра).
Куда важнее разделение по силе тока. Для удобства они все помечены определенными цветами, но ориентироваться только на цвет не стоит, так как в автомобилях ВАЗ предохранители помечаются цветами, отличными от таковых в иномарках, потому что никаких стандартов в этой области не существует.
Где находятся предохранители и как заменить перегоревший предохранитель?
Когда с электроприборами или светом автомобиля что-то идёт не так, то настаёт самое время проверить блок предохранителей и найти в нём нужный предохранитель, чтобы увидеть и чаще всего убедиться, что причина именно в нём. Так повелось, что наиболее часто проблемы с неработающей электроникой в авто возникают именно из-за перегоревшего предохранителя. Впрочем, сам перегоревший предохранитель также может указывать на более глубокие проблемы самого разного рода, которые, возможно, придётся диагностировать, если это будет повторяться. Итак, где же найти предохранители в машинах разных марок и моделей?
На самом деле существует три типа автомобильных предохранителей:
- керамические,
- стеклянные трубки
- плоские.
Если Ваш автомобиль выпущен раньше, чем, скажем, 1980 год или чуть позднее, то у Вас вероятнее всего предохранители в виде керамических трубок. Стеклянные трубки — ещё один устаревший тип предохранителей, который также встречается сегодня довольно редко. И третий тип — в виде плоского блока — скорее всего, будет в Вашем автомобиле. Плоские предохранители подключаются к блоку-щиту, просто всовываясь туда. Теперь давайте перейдём к главному вопросу: где находятся предохранители и как нам их найти в автомобиле?
Расположение предохранителей
Первое, с чем придется столкнуться автолюбителю при попытке проверить состояние предохранителей или заменить их, – поиск предохранительного блока. Дело в том, что выяснить, где предохранитель расположен, задача нетривиальная. В разных моделях машин блок с предохранителями расположен в разных частях салона или даже под капотом. Иногда количество предохранителей сильно возрастает, и производитель авто ставит по несколько блоков в разных частях машины. Из-за подобного беспорядка предложить универсальную схему или инструкцию для поиска предохранительного блока просто невозможно. Например, в машинах отечественного производства предохранители находятся под капотом (классический вариант расположения для «Жигулей»). В иномарках ситуация сложнее. Предохранители в «Тойоте-Королла» расположены справа от руля на приборной панели. Казалось бы, производители одной страны должны быть схожи в выборе расположения элементов, но на деле все иначе. Предохранители в «Ниссан-Альмера» расположены слева от руля, в небольшом кармане.
Проверка сгоревших элементов
Автомобилистам следует разобраться в том, как нужно проверять предохранители в машине. Перегрузка в электросети не всегда приводит к выходу из строя самих предохранителей. Их легче всего проверить, потому обычно диагностику начинают именно отсюда.
Когда электроприбор перестаёт функционировать, далеко не факт, что виной всему защитный элемент. Тут наиболее правильным и рациональным решением будет проверка состояния устройства, отвечающего за неисправный прибор в машине.
Очень полезным инструментом в процессе диагностики станет карта предохранителей. На всех современных авто она располагается непосредственно на крышке предохранительного блока.
Существует несколько основных методов проверки:
- визуальный,
- способ замены,
- мультиметром.
Наиболее простым считается способ путём замены. Нужно лишь на место потенциально неисправного устройства установить новый предохранитель. Но справедливо считать эту методику идентичной визуальному осмотру. Ведь по внешним аспектам проще определять, чем менять подряд каждый из расположенных в блоке предохранителей.
Визуальная проверка
Начнём с того, как понять, сгорел ли в машине предохранитель, отталкиваясь сугубо от внешнего вида элемента. Этот метод считают самым верным, поскольку визуально многим довольно легко убедиться в том, что произошёл обрыв легкоплавкого компонента.
Для проверки потребуется извлечь элемент, подвести к свету и внимательно на него посмотреть. Опытному автомобилисту не составит труда узнать и понять, сгорел предохранитель в его машине или нет. Новички понимают это не сразу, что вызывает несколько больше вопросов касательно того, как получить точный ответ.
Изношенный предохранитель идентифицировать не сложно. Это проявляется в виде оборванной проволоки (легкоплавкий сплав) или обгорелых следов. Подобные симптомы указывают на то, что электроцепь разорвалась, и предохранитель нуждается в замене.
Подобный метод проверки актуален для тех предохранителей, которые изготавливаются на основе стекла или прозрачного пластика. Таких в легковых автомобилях большинство.
Но у способа есть также существенный недостаток. Проверка выполняется человеком, без применения каких-либо приборов. В некоторых случаях, особенно у новичков, визуальный осмотр не даёт 100% гарантии правильного диагноза. Потому намного правильнее и эффективнее проверять предохранители, используя мультиметры.
Проверка мультиметром
Это отличный способ, как можно определить в машине сгоревший предохранитель. Подобным методом вычислять может каждый, поскольку ничего особо сложного в процедуре нет. Единственным условием является наличие мультиметра. Можно проверить также и обычным тестером, но мультиметром в дальнейшем удаётся решить ряд других вопросов. Это более универсальный прибор. Имея в руках автомобильный мультиметр, следует детальнее разобраться в том, как самостоятельно проверить потенциально перегоревший предохранитель.
С помощью такого устройства выполняется проверка 2 методами:
- по напряжению,
- по сопротивлению.
Начнём с методики, которая предусматривает проверку состояния по напряжению. Здесь требуется выполнить следующие процедуры:
- включить измерительный прибор в режиме проверки напряжения,
- включить электроцепь машины, где имеются проблемы,
- проверить параметры напряжения на одном выводе защитного элемента, а затем на втором,
- если напряжения на одном из выводов нет, устройство сгорело, и его требуется заменить.
Способ предельно простой, за что и ценится автомобилистами. Достаточно буквально пары минут, чтобы убедиться в работоспособности предохранителя или подтвердить факт его выхода из строя.
Но в определённых ситуациях проверять по напряжению не очень легко. В основном это касается предохранителей, отвечающих за работу клаксона и дверного замка. Тут на помощь приходит альтернативный метод.
Если по каким-то причинам проверка по напряжению вам не подходит, воспользуйтесь способом диагностики по сопротивлению.
- мультиметр переключается в режим измерения Ом. Это единицы сопротивления,
- выводы измерительного прибора соединяются с выводами предохранителя,
- если на экране ноль, элемент вышел из строя и нуждается в замене.
И тут ничего сложного нет, потому с поставленной задачей легко справится даже начинающий автомобилист, который лишь недавно приступил к самостоятельной эксплуатации транспортного средства.
Фактически для проверки нужно только немного свободного времени и хороший мультиметр с соответствующими режимами измерения. Купить прибор не сложно, зато его возможности огромные в плане самостоятельной диагностики автомобиля.
Замена классических предохранителей
Такой тип предохранителей широко использовался в классических моделях АвтоВАЗа и первых Самарах. Представляет собой стержень из пластика или керамики, с надетой на него плавкой вставкой определенной ширины из тонкого металла. Именно эта вставка разрывается при возникновении короткого замыкания в проводке авто. Такие предохранители устанавливаются между двух металлических лапок блока – каждый между своей парой.
Классические “пальчиковые” предохранители устанавливаются между двумя упругими лапками.
Для замены «пальчикового» предохранителя его нужно просто вытащить из пространства между лапками, немного отжав подвижную лапку (вторая, как правило, жестко закреплена в блоке). Новый предохранитель вставляется аналогично. При этом нужно проследить, чтобы концы предохранителя установились в отверстия или углубления на лапках и он не болтается на своем месте.
Известным минусом классических монтажных блоков с «пальчиковыми» предохранителями является то, что лапки со временем теряют упругость и могут отдаляться друг от друга. Поэтому, если новый предохранитель даже после правильной установки продолжает болтаться, выньте его, подожмите подвижную лапку к верхней (уменьшив зазор между ними) и вставьте предохранитель обратно.
Замена флажковых предохранителей
Флажковые предохранители имеют совсем другую конструкцию. Плавкая вставка помещена в пластиковый корпус и имеет два наружных контакта. Этими контактами флажковый предохранитель устанавливается в соответствующие отверстия монтажного блока и обеспечивает при этом очень надежное соединение.
Вытащить такой предохранитель гораздо сложнее, чем «пальчиковый». Для этого используется специальный пластиковый пинцет, который, как правило, размещается в отдельном гнезде монтажного блока. Этим пинцетом берут предохранитель за пластиковый корпус-флажок и вытаскивают из гнезда.
Если специального пинцета под рукой нет, а предохранитель вытащить нужно, можно использовать небольшую плоскую отвертку, поддевая предохранитель за пластиковый корпус у самого основания. При этом нужно следить, чтобы металлическое жало отвертки не касалось каких-либо контактов в блоке (соседние предохранители, реле, свободные гнезда).
Флажковые предохранители удобнее всего извлекать из гнезда специальным пинцетом
На худой конец, флажковый предохранитель можно вытащить и пальцами, но не всегда есть возможность подцепить его. В монтажных блоках многих автомобилей предохранители установлены настолько тесно, что крепкие мужские пальцы просто не пролазят между ними, а у женских не хватит сил.
Устанавливаются флажковые предохранители чрезвычайно просто – они одним движением вставляются в нужное гнездо подобно вилке в розетку. И при этом не болтаются. Если же предохранитель такого типа имеет свободный ход в гнезде, это говорит о неисправности гнезда. Его форма и размер, как правило, нарушаются из-за сильного нагрева, вызванного тотальным окислением контактов. В этом случае блок придется разбирать. Современные монтажные блоки достаточно сложны, поэтому без хороших знаний автомобильной электрики и навыков, эту работу лучше доверить специалистам.
Заменяя предохранитель, обязательно убедитесь, что новый имеет подходящий номинал по току. Слишком слабый будет сгорать без повода, а сильный – может мужественно выстоять в критический момент и тогда… До этого лучше не доводить.
Источники
- https://soulcar.ru/elektrooborudovanie-avtomobilya-3/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0/
- https://AutoMotoKit.ru/obsluzhivanie-avto/kak-dostat-predohranitel-v-mashine.html
- https://www.kolesa.ru/article/avtomobilnye-rele-kak-ustroeny-kak-ih-vybirat-i-proveryat
- https://AvtoKart.ru/dvigateli/mesto-raspolozheniya-predohranitelej-2.html
- https://dorpex.ru/avtomobilnyie-sovetyi/remont-avtomobilya/kak-samostoyatelno-proverit-sostoyanie-i-zamenit-predohraniteli-v-avtomobile
- https://russia-avto.ru/remont/elektrika/kak-pomenyat-predohranitel-v-avtomobile
Рассмотрены автомобили 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 года выпускаЧасть -1
Где находится монтажный блок предохранителей?
В салоне автомобиля в торце панели приборов с левой стороны (на левой передней части боковины)
Расположение блоков — левый руль:
Расположение блоков — правый руль:
Как добраться до блока предохранителей в салоне. Просто снимите крышку, закрывающую блок предохранителей.
На внутреннюю сторону крышки нанесена схема расположения предохранителей
Номера предохранителей в салоне:
Расшифровка предохранителей:
В специальном гнезде корпуса монтажного блока предохранителей и реле, расположенного в салоне, закреплён пинцет для извлечения предохранителей из монтажных блоков
Расположение реле на лицевой панели блока предохранителей в салоне:
1 -реле обогрева заднего стекла (стекла двери задка); 2 — реле электродвигателя привода дроссельной заслонки; 3-реле противотуманных фонарей; 4 — реле стеклоподъемников; 5, 6 — реле-прерыватели .
Реле на внутренней стороне блока предохранителей в салоне
1 -реле зажигания; 2 — реле дополнительного оборудования; 3 — реле воздухонагнетателя системы вентиляции, отопления и кондиционирования
Расположение блока реле и блока предохранителей под капотом
1 — бачок гидроусилителя рулевого управления; 2, 17-трубопроводы системы кондиционирования; 3-катушки зажигания; 4- впускной коллектор; 5-дроссельный узел; 6-шланг системы вентиляции картера двигателя; 7 — воздухоподводящий патрубок; 8 — бачок главного тормозного цилиндра и главного цилиндра привода выключения сцепления; 9- корпус воздушного фильтра; 10- аккумуляторная батарея; 11 — монтажный блок плавких вставок и предохранителей; 12- радиатор системы охлаждения двигателя; 13 — шланг системы охлаждения двигателя; 14-термоэкран выпускного коллектора и нейтрализатора; 15-крышка головки блока цилиндров; 16 — генератор; 18- расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 19-наливная горловина бачка омывателя ветрового стекла (и стекла двери задка автомобилей с кузовами хэтчбек и универсал); 20- монтажный блок реле .
Как добраться.
Для получения доступа к монтажному блоку предохранителей и плавких вставок, расположенному в подкапотном пространстве, отожмите фиксатор.
и снимите крышку
На крышке нанесена схема расположения предохранителей и плавких вставок
Номера предохранителей и плавких вставок в монтажном блоке расположенном под капотом
Расположение реле в монтажном блоке расположенном в моторном отсеке
1-реле противотуманных фар; 2, 4, 6, 10 — реле вентиляторов радиаторов; 3 — реле дополнительного оборудования; 5- реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; 7- реле включения режимов «Р» (парковка) «N» (нейтраль) автоматической коробки передач или вариатора; 8 — реле включения ближнего света фар в дневное время; 9 — реле звукового сигала.
Продолжение — часть 2 www.drive2.ru/l/5995796/