Как найти репертуар песни

Сделайте для себя лучший репертуарный лист, который приведет Вас к успеху
Сделайте для себя лучший репертуарный лист, который приведет Вас к успеху

Как правильно подобрать себе репертуар?

Как правильно подобрать себе репертуар?😐

Обратите внимание, дорогие друзья, на эту ВАЖНУЮ тему!!!

Почему Важную? Потому что от того какую Вы выберете песню, зависит Ваш успех в развитии голоса, зависит Ваше выступление на концерте или конкурсе!🌟

Итак, давайте рассмотрим на что мы должны обратить свое внимание при выборе:

✅Удобная тесситура и темп

✅Актуальность и используемость

✅Подходит ли по сложности на данный момент Вашему голосу?

✅Подходит ли песня по Вашему темпераменту

✅Дает ли эта песня развитие в вокале?

Кроме этого, мы должны распределить и классифицировать песни в репертуаре:

📌Репертуар для тренировки вокальных данных.

Т.е. это тот репертуар, который на два шага сложнее. И в таких песнях обязательно будут сложные места или ноты, которые сложно спеть. Продолжительность работы с таким репертуаром от 3 месяцев до года

📌Концертный репертуар.Или репертуар для публики.

Это тот репертуар, который предназначен для для выступления на различных концертах и мероприятиях.Если Вы еще этого не сделали, срочно приступайте к его составлению. И это должны быть НЕ СЛОЖНЫЕ песни, которые Вы сможете выучить и отработать за короткий период времени.

🌟 Тематики концертного репертуара 🌟

1. Новогодний репертуар

2. Военный репертуар

3. Рождественские песни

4. Песни, посвященные мамам

5. Песни, посвященные папам

6. Песни о любви

7. Классический джаз

8. Голосовая песня

9. Современный репертуар

10. Зарубежный репертуар

11. Лаундж репертуар (спокойная, фоновая)

📌Репертуар для конкурсов и фестивалей. Этот репертуар необходимо также долго прорабатывать. Как правило это голосовые песни – т.е. те песни, где можно раскрыть свои вокальные данные.

Итак, если Вы еще не сделали себе репертуарный список, то скорее приступайте к его составлению!

___________________________________________

Онлайн школа вокала PRO Голос Натальи Молодых

Как выбирать песни новичкам? Лучше петь то, что нравится, или ориентироваться на свои вокальные возможности? Как составить репертуар на все случаи жизни? На эти важные для каждого исполнителя вопросы отвечают преподаватели вокала Staccato.

Выбирать надо из тех песен, от которых человек кайфует, но без завышенных планок.

Пойте лёгкие песни из своего плейлиста

С чего начать петь? Единогласное мнение преподавателей нашей школы: разучивать стоит только те песни, которые искренне нравятся исполнителю.

Сабина Гаджиева на первом занятии просит ученика показать свой плейлист. «Мы выбираем две разнохарактерные песни. Одну — лиричную, вторую — движовую, энергичную. Тогда будут два разных звучания и два образа — чтобы было легко переключаться, а не повторять одно и то же».

При выборе Сабина отталкивается от желания ученика. «Нужно, чтобы песня очень нравилась и чтобы она подходила по уровню, по возможностям, диапазону. Но если даже нет, нестрашно. Мы можем поменять тональность и аранжировку — это чисто технический вопрос. При этом важно, чтобы песня была не самой лёгкой, и нам было, над чем поработать».

«В любом случае выбирать надо то, от чего человек кайфует, — считает Ольга Никифорова. — Но без завышенных планок. Песня должна быть удобной. По темпу, по настроению, по сложности и возможностям. И даже по темпераменту. Если очень спокойный человек выбирает излишне энергичную песню, ему может быть трудно. С другой стороны, бывает и такое, что человек окрыляется в процессе разбора нелёгкого произведения. Но это зависит от ученика — в таком случае он должен действительно серьёзно относиться к урокам».

«У Эми Уайнхаус — живые аранжировки, с оркестровкой; и расслабленная манера исполнения. Это не то чтобы несложно, но она — для всех», — говорит Ольга Никифорова

Ольга Захарова предлагает обращать внимание на то, какой у песни ритм. «Когда вы только начинаете, репертуар должен быть не очень быстрым по ритму, — говорит она. — Потому что голосовой аппарат просто не успеет выполнить все функции, которые на него возлагают. Это и дыхание, и звукоизвлечение. Новичку нужна спокойная и размеренная музыка — так проще успеть за всеми пассажами и мелодией».

Ольга Захарова также советует новичкам петь на английском, потому что он даёт больше возможностей для развития голоса. И рекомендует эту песню.

Не сковывайте себя рамками

Что делать, если возможности вокалиста не совпадают с желаниями? Бывает, человек будто создан петь народные песни, а ему хочется стать джазовым вокалистом. Или постичь экстремальные вокальные техники рок-звезд! Как тут быть, когда голос идеально подходит для одной музыки, но хочется петь другое?

«В классе можно пробовать что угодно! — считает Мария Карезина. — Может очень долго не получаться, а потом вдруг — раз, и получится! При этом важно быть реалистом и полагаться также на мнение преподавателя. Мы поём не только для себя и для слушателей, поэтому в классе можно экспериментировать, но вот на концерте желательно показать себя в лучшем виде».

Подберите репертуар на все случаи жизни

«Для тех вокалистов, у кого уже есть опыт, репертуар можно разделить на три группы: учебный, концертный и конкурсный — и они все разные», — объясняет Мария Карезина.

Учебный — это материал, в котором человек будет расти над собой. Исполняя его, вокалист развивает те качества, которых ему не хватает. «Песня может быть широковата по диапазону, непривычной по стилю. Например, человек привык петь русские песни, а ему предлагают R’n’B. Это тренировка того, чтобы быть универсальным артистом. Само по себе это нереально, но именно так интересно учиться новому», — говорит Мария.

Концертный — материал, где человек уверен в себе. «Здесь мы прикрываем свои слабые стороны и раскрываем сильные. Человеку должно быть легко, он должен выглядеть хорошо. Это не самые сложные, щадящие песни», — добавляет Мария Карезина.

Конкурсный репертуар — это сложные песни. Вокалисту важно показать свой диапазон и уровень. Концертный репертуар схож с учебным в том, что при разучивании обоих человек развивается.

Используйте технические возможности

Выбирая песню, посмотрите, есть ли к ней в свободном доступе минусовка. «Лучше проверить этот момент заранее, — рекомендует Сабина Гаджиева. — Хотя есть у нас одна девушка, которая обычно ищет песенки не самые попсовые: загорается ими — и заказывает минусовки. Почему бы и нет! Если хочется, то выход есть».

Мария Карезина советует мыслить стратегически. «Можно завести где-нибудь в телефоне „вокальный план“. Услышали песню — запишите, чтобы не забыть, что вам она интересна и хочется над ней поработать. Удобно распечатать тексты песен и сложить в папку или сохранить хотя бы в документе Word. Перед концертом или конкурсом будет удобно заглянуть в эту папку и вспомнить выученные песни, а не думать: „Ой, а что ж это я учил?“ А ещё рекомендую завести флешку и скачать туда минусовки песен, которые вы разучиваете. Это помогает не тратить время на поиск на занятии».

Придумывайте сами

Ольга Никифорова говорит, что её ученики-тинейджеры обычно ходят с диктофоном. «Они всегда себя записывают, слушают и переслушивают. Человек что-то напел, на инструменте пару нот набрал — получилась мелодия. Показывают мне, друг другу, потом записывают в студии. Есть вариант петь „рыбу“ — когда не на английском сразу текст, а просто некие слоги „эйшн-мэйшн“ и в таком духе. И из-за того, что в таком пении много свободы — рождается и песня, и появляется оригинальная манера исполнения».

Обменивайтесь идеями

Уроки вокала в Staccato — это не только обучение, но и комьюнити. Учащиеся знакомятся и обмениваются опытом, объединяются в группы и выступают вместе на концертах, которые регулярно проводит школа.

«Есть ребята, которые приносят песни, подходящие для дуэта. Мы их знакомим, создаём ансамбли», — говорит Сабина Гаджиева. Появляется особая энергия и новый опыт дуэтного исполнения.

«А есть у меня ученица — она уже хорошо поёт, но всё равно приходит на концерты. И говорит, что как раз за репертуаром. Шазамит, записывает. Происходит такой обмен». Как классно!

Топ-лист песен для начинающих от педагогов Staccato

Крис Айзек — Wicked Games
Адель — Rolling in the Deep
Леонард Коэн — Hallelujah
Birdy — Strange birds
Эми Уайнхаус — Stronger than me; Valerie
Элтон Джон — Sorry seems to be
Робби Уильямс — Love my live
Френк Синатра — Fly me to the moon
Нэт Кинг Коул — Love, The autumn leaves
Сэм Смит — I’m not the only one, Stay with me
Билл Уизерс — Just the two of us, Lovely day
Алексей Чумаков «Тут и там»
Animal Jazz — «Три полоски»
Ёлка — «Около тебя», «Грею счастье»

С 1984 года, когда Леонард Коэн выпустил песню Hallelujah, на неё было записано около 200 каверов. Это версия Тори Келли, записанная для мультфильма «Зверопой». Попробуйте и вы!

Надо сказать, что вопрос о грамотном подборе певческого (или вокального) репертуара довольно редко поднимается на сайтах вокала и даже в специализированной литературе. А между тем, как мне кажется, вопрос этот требует рассмотрения и пояснения, особенно когда речь идёт вообще о самом первом репертуаре (или отдельно взятой песни) в жизни человека, когда он только обучился базовым навыкам вокала.

И если уж говорить о построении репертуара, то надо тогда уж по-хорошему упомянуть, КАК репертуар подбирается в профессиональных музыкальных заведениях для тех же студентов-первокурсников. Это, на мой взгляд, пожалуй, самая правильная «модель» (или план), по которой стоило бы обучаться.

После освоения навыков и многочисленных распевок первое, что педагоги обычно дают студентам попеть, это ВОКАЛИЗЫ.


Вокализ – это пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов. Используется в том числе для развития голоса: в отношении его количественных характеристик и голосовой техники (Википедия)

Да, вокализы действительно являются как бы продолжением распевок и упражнений, поэтому обычно вокализы исполняются на распев гласных букв или на повтор одного слова какого-то, или на словосочетание (например, «Ave Maria»). Текста в вокализе нет, ибо это произведение предполагает под собой закрепление, развитие или тренировку определённых навыков пения. Просто в отличие от распевок вокализ звучит именно как некое целостное и законченное музыкальное произведение (пьеса). Многие мастера итальянской вокальной школы сами сочиняли целые сборники вокализов для разных голосов (мужских и женских) и их разной тембровой принадлежности (сопрано, тенор и т.д.). Вокализ даёт массу полезных навыков (таких, как фразировка, динамика, задачи ритма и звуковысоты и т.д.) и более системно закрепляет уже имеющиеся у студента навыки пения.

Далее после вокализа как правило идут НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – их исполнение как в сопровождении инструмента, так и пение a’cappella («а капелла» — пение без сопровождения).

Причём народные песни подбираются разного характера – одна медленная, другая быстрая, или одна песня весёлая, задорная, другая – лирическая, протяжная. В народных песнях, как вы понимаете, уже начинается работа над текстом и дикцией во время пения.


Мне кажется, что можно брать народные песни не только своей страны и на русском языке, например, но и на иностранном языке, ОСОБЕННО если в будущем человек планирует или хочет петь на этом иностранном языке. И дело тут как раз в изучении так называемой вокализации языка, то есть особенности произношения и звучания букв, звуков, созвучий и слов чужого иностранного языка, на котором поётся песня. Изучение иностранной вокализации очень развивает слух, не говоря уже о том, что даёт поющему массу опыта по работе со звуком. Как правило, в российских музыкальных ВУЗах принято петь обычно только русские народные песни.

Вслед за народными песнями идут классические АРИИ, сначала небольшие, потом всё сложнее по мастерству и продолжительнее по времени. В ариях преследуется воспитание манеры пения «кантилена», а также пение «легато» (итал. legato – плавно, связно), вокальная работа в медленном ил спокойном темпе, что сразу влияет на развитие протяжности дыхания.


Кантилена (итал. cantilena «песенка», от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии (Википедия)

Понятно, что не только в этом состоят задачи, но, пожалуй, я обозначила самые главные.

После арий идут, как правило, РОМАНСЫ, как классические, так и из современной музыки.

Далее репертуар может быть значительно расширен до нескольких разноплановых произведений. Это могут быть арии из классических и современных опер, реже – из мюзиклов. Также обязательно в программу учебного репертуара входят песни из многочисленных вокальных циклов и сборников. Сам интонационный и ритмический план песни становится всё сложнее и после классики обычно переходят на произведения современных композиторов или композиторов 20-го столетия, которые подчас значительно сложнее для исполнения в отличие от классических произведений.

Надо сказать, что после значительного опыта сольного пения, педагог может предложить студенту взять в работу дуэт, трио, квартет или другую форму камерного ансамбля. Это отдельный интереснейший и, как вы понимаете, многоголосный план работы для студента, который требует наличие партнёров (других вокалистов) для совместного музицирования.

После небольшого обзора «стандартной» классической системы подбора учебного репертуара перейдём к вопросу о подборе песни (или репертуара) в частном обучении любителей (не будущих профессионалов), которое сейчас очень распространено.


Под «учебным репертуаром» в данном случае понимается именно начальные первые произведения, в которых начинающий певец, который обучается вокалу просто «для себя», в первую очередь сможет реализовать свои базовые навыки и приобретёт для себя опыт вообще работы над песней, что значительно отличается от работы в отдельных вокальных упражнениях. Просто в данном случае не надо путать «учебный репертуар» с понятием «концертный репертуар», который в свою очередь рассчитан для профессиональных певцов, составляющих себе программу выступлений на публике.

Я об этом уже писала в статье «Обучение вокалу: грёзы и реальность» — дорогие учащиеся, прежде всего ДОВЕРЬТЕ репертуарный выбор для вас ПЕДАГОГУ! Ибо это первая проблема, с которой в данном аспекте сталкиваются преподаватели.

Часто, после освоения базовых вокальных упражнений и вообще основ вокала, когда для ученика наконец наступает тот самый долгожданный этап перехода на репертуар, встаёт животрепещущая проблема выбора – «Что будем петь?» И вот тут ученик может «сорваться с цепи», заваливая своего преподавателя всевозможными вариантами того, чего бы он сам хотел бы спеть (всю жизнь мечтал, долго ждал, лелеял надежду и т.д.)

Понятно, что педагог в любом случае выслушает все ваши пожелания, дорогие мои, но это вовсе не означает, что он ОДОБРИТ ваш выбор и что он вообще обязан следовать вашим «хочу».

Да, бывает, что со стороны ученика озвучивается вполне разумный выбор произведения, которое действительно ему подходит и ПО СИЛАМ. Но, увы, такое бывает редко… Ибо практика показывает, что учиться петь, владеть уже немного навыками и базой ещё НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ученик может адекватно рассуждать о своём голосе и его возможностях, ну и зачастую его знаний музыкальной литературы (так называются муз.произведения) просто не хватает, либо они очень убоги, чтобы выбрать себе для исполнения и изучения действительно стоящую песню, в которой будет всё то, что полезно продолжению развития вокального мастерства ученика и которая при этом будет талантливым сочинением и прекрасной музыкой (надеюсь, вы не станете отрицать, что музыка бывает разной и на той же эстраде встречается больше ширпотребных низкопробных песен, чем действительно достойных).

Так вот доверяя своему педагогу, как профессионалу в мире вокала и озвучив свои личные пожелания, пересмотрев и обсудив множество вариантов песен, где педагог даст вам предварительный анализ произведения с точки зрения его изучения вами же, ну и осветит хотя бы приблизительно перспективы вашего исполнения, вы вполне придёте к консенсусу, поверьте! И каждый будет доволен!

Чаще всего педагоги рекомендуют своим ученикам в качестве первого произведения взять в работу вещь лирического плана. Как правило, это очень красивая мелодика, гармонии, чаще всего текст любовной тематики, медленный или спокойный темп, небольшой объём самой песни. Но педагог здесь преследует свои цели ДЛЯ ВАС. А именно:

  • Развитие вашего дыхания, точнее дыхательного аппарата в целом (имеется в виду длина и ровность выдоха)
  • Выравнивание манеры пения согласно стилю музыки и жанру песни (как пример – в классике принята академическая манера пения, «округление» всех гласных звуков, в эстраде наоборот – «открытые» гласные звуки и минимализм динамики)
  • Спокойный темп даст возможность вам всё успевать в процессе пения – думать о своих действиях, отслеживать какие-то конкретные задачи, связывать отдельные навыки в цельную вокальную работу
  • Работа над штрихом «легато» (а как правило вся лирика поётся на «легато»), о котором уже упоминалось, даст возможность тонко слышать каждый свой звук, ноту, слог, слово, чувствовать и реагировать на изменения тембра звучания, преодолевать «трудные» ноты
  • Небольшой объём произведения научит вас впервые небольшой «вокальной режиссуре» песни, где вы режиссёр и исполнитель одновременно и можете исполнить именно то, что задумаете и продумаете заранее, показать в пении те эмоции, которые соответствуют данной музыке и словам, осуществите грамотную динамику (динамика – это разнообразные оттенки громкости звучания, напрямую связанные с владением техникой вокального дыхания и артикуляции, ну и с возможностями самих голосовых связок)
  • Первое произведение – это первый «мозговой штурм» и психоз, это первое волнение, первый результат и это знают все педагоги. Научиться не волноваться, собираться и сосредотачиваться, работать над собой, чтобы потом иметь удовольствие «расслабиться и просто петь для наслаждения» — это тоже ой, какая важная задача для ученика и его первый опыт исполнительства.

Я с приведёнными выше задачами абсолютно согласна, потому что мой педагогический опыт и сотни песен, изученных и воплощённых пением моих учеников, доказал много раз, что начинать свой репертуар с лирики – это правильно и уместно. Ученику это даёт очень многое, что впоследствии он будет применять в других произведениях.

Никогда не беритесь за «опасный» репертуар, в котором вас прельщает что-то, что не даёт вам адекватно мыслить и анализировать. Взявшись за крутую песню, сложную, с кучей технических заворотов, требующей большого, крепкого и ровного диапазона, совершенного владения дыханием, в быстром темпе и со сложным ритмом, изобилием голосовых  «украшений» (так называемые «мелизмы»), глобального объёма и т.д., вы можете попросту провалиться ещё на этапе изучения подобного материала. Не говоря уже о самом страшном – полном разочаровании в самом себе, как певце, в своём голосе и его звучании, да и вообще в самой выбранной вами песне, когда вы таки попробуете спеть песню полностью, запишите себя на диктофон и послушаете себя «со стороны». И если вы до этого сильно упорствовали на эту песню, желая во что бы то ни стало спеть именно её, не слушая резонных отговорок и советов педагога, то последнему ничего не останется, как сказать вам «неча на зеркало пенять, коли рожа крива» (русская пословица).

Надо честно отдавать себе отчёт – «что я могу, а что мне ещё не под силу». Поверьте, всему СВОЁ ВРЕМЯ! Многие мои ученики точно также начинали когда-то с простейших и не хитрых песен и спустя годы доходили до очень не простых ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ вокальных вещей, которые не стыдно было показывать на конкурсах, концертах и кастингах. Но помните, что всему своё время. Помните, я уже говорила как-то что время в вокале обмануть и перепрыгнуть нельзя? Рост сложности репертуара поющего ещё раз подтверждает это. Наберитесь терпения, трудитесь и любите ту музыку, которую вы исполняете именно сейчас. Учитесь «из ерунды делать шедевр». Именно с этого надо начинать. Хотя поверьте, поначалу даже самая простая на первый взгляд песня может оказаться для вас целым испытанием и школой. Это нормально. Ведь это первый ваш опыт и бояться его не надо, ему надо только радоваться!

После лирики можно как раз попробовать взять в работу что-то совершенно другого плана, как по характеру, так и по стилю, темпу, даже жанру. Вторая вещь, противоположная в чём-то первой, также даст вам очень много опыта и знаний, а точнее – их применений.

Постепенно, со временем, репертуар должен усложняться, конечно. И именно этот факт будет давать вам всё больший и больший выбор среди музыкальной литературы, что, согласитесь, не может не окрылять!  smile

Ещё вам совет. Старайтесь избегать не только низкопробных и примитивных (в музыкальном плане) песен, но и известных шлягеров, хитов, которые знает весь мир. Это ОЧЕНЬ опасно. Да, соблазнительно, понимаю, что нравится и хочется, но всё-таки сто раз подумайте, прежде чем делать ТАКОЙ выбор.

Всё-таки когда мы говорим о пении, мы наверняка имеем в виду вокал, как сценическое искусство, то есть подразумеваем, что когда мы будем петь — нас будет кто-то слушать, то есть мы будем петь «для кого-то» (в семье, среди друзей, в караоке-клубах, на сцене, на корпоративах на работе и т.д., у кого чего), а не для себя любимых в ванной, пока никто не слышит. Так ведь? Неужели вы пошли учиться и тратить свои ресурсы, нервы, силы только для того, чтобы ваших результатов никто и никогда не услышал?? Не поверю ни за что! Даже если вы в самом начале именно так и думали, поверьте, что в процессе обучения, вам захочется гораздо большего от себя, захочется «признаний» ваших трудов.

Так вот вы должны иметь в виду, что когда вы захотите исполнить «на публике» некий известный шлягер или хит (или песню известного исполнителя), то вас НЕИЗБЕЖНО будут сравнивать «с оригиналом звучания», то есть с первоначальным исполнением данной вещи, которое знают все. Вот в этом вся и проблема! Да, вроде бы публика будет понимать, что вы – это не тот знаменитый певец, к чьему исполнению данной песни все привыкли, может быть даже ваша публика будет знать, что вы «не волшебник, а только учитесь», но ВСЁ РАВНО, волей-неволей слушатели будут сравнивать вас с тем самым певцом, с тем самым «оригиналом»! Ну ничего здесь не поделаешь, психология слушателей так устроена, особенно если это не профессиональная аудитория, которая как раз сможет в своём сознании оценить именно ВАШЕ исполнение, отсекая из памяти первичный «оригинал». Поверьте моему опыту и опыту моих студентов, чащу всего (на 99%) случается именно так. И если вы не блещете вдруг подобным голосом и манерой, той самой харизмой звука и прочим, «как у того певца», то боюсь, что вас либо недооценят, либо вообще освистают. И ничего ведь публике не докажешь – что ты старался, как мог, что ты учился, что у тебя опыт ещё мал и т.д. Публика в плане оценки бывает несправедлива, особенно когда есть, С КЕМ сравнивать.

Я не говорю, что исполнять общепризнанные и известные хиты нельзя вообще. Хочется – да пойте ради Бога! Просто имейте в виду ту логику, которую я вам привела абзацем выше. «Нет предела совершенству», как говорится, и петь можно всё, что позволяет голос, способности, умения и желания. Но уж брать шлягер как свою первую вещь в репертуаре я бы точно не стала. Задумайтесь над этим.

И вообще, когда вы сами хотите себе подобрать репертуар или песню, то, как правило, вы её берёте не из неисследованных нот, а из уже знакомого вам хотя бы на слух, не так ли? А раз вы уже слышали в чьём-то исполнении эту вещь, она вам очень нравится и вы хотите её спеть, то ответьте себе сначала на вопрос – а ПОЧЕМУ вам так нравится эта вещь? Чем конкретно? Что вас в ней так привлекает?

Мой опыт показал (при подобном разговоре со студентами), что чаще всего человека привлекает именно то, КАК СПЕТА эта песня. То есть КАК она звучит у ДАННОГО ПЕВЦА, в чьём исполнении ученик данную песню знает. Гораздо реже я слышала ответы, что песня нравится из-за текста, идеи, самой музыки. Увы и ах, но непрофессионалы чаще всего рассуждают о песне, имея в виду не столько саму песню, сколько то, в каком виде они её услышали у кого-то.

Что из этого следует? А то, что ваш голос – это ВАШ голос и ЕГО возможности, а голос певца у той песни – это голос ТОГО певца. И ваши голоса РАЗНЫЕ. Не будем рассуждать, лучше или хуже, речь не об этом. Просто в вашем исполнении и при тембре (краске) именно вашего голоса песня будет звучать СОВСЕМ ИНАЧЕ, нежели вы её привыкли слышать раньше. Потому что вы привыкли её слышать тембром голоса того певца, а сие есть разница, ибо не бывает двух похожих голосов. Никто не знает на стадии начала изучения, как на самом деле песня будет звучать у вас – уж больно много факторов на это влияет. Но ваш педагог может с некоторой точностью, зная вас и ваш голос, а также его возможности, спрогнозировать  эту «будущую звуковую картинку» и дать вам в итоге вердикт, стоит заниматься этой песней или вы со своим голосом в ней проиграете.

Понимаете, у вас в данном случае может получиться очень хороший оригинальный результат, именно СВОЁ исполнение и звучание, что нисколько не испортит саму песню, а даже наоборот. Но может выйти и обратный результат. И в итоге вы будете недовольны собой, разочаруетесь, самооценка будет снижена – оно вам надо? Всегда продумывайте вместе с педагогом оба варианта, так сказать, и хороший, и проигрышный.

В общем, я надеюсь, что вы поняли, что подбор репертуара – штука серьёзная и иногда не простая, хотя очень возбуждающая и несущая позитив. Подходите ко всему с умом, грамотно, как говорится, доверяйте своему педагогу и я уверена, что вы найдёте для себя именно то, что ищете, что захочется спеть и показать всем. А ещё я уверена, что данная работа принесёт вам массу позитива и интереса! Удачи!  smile

Подборки, рекомендательные сервисы, сообщества по интересам и другие способы искать то, что точно понравится.

Как искать новую музыку: 40 работающих способов

Рейтинги и топ‑листы

Всю хорошую музыку последних десятилетий послушать невозможно, но подборки авторитетных изданий подскажут, с чего начать.

  • 500 величайших альбомов по версии Rolling Stone. В рейтинг, собранный редакторами Rolling Stone в 2012 году, вошли лучшие альбомы, по мнению более 300 музыкантов, продюсеров, журналистов и критиков.
  • Лучшие песни и альбомы десятилетий по версии Pitchfork. Здесь можно найти подборки 100 или 200 альбомов разных эпох, начиная с 60‑х. Pitchfork подвергает произведения более глубокому анализу, поэтому здесь можно долго искать и находить неизвестную качественную музыку прошлого.
  • Лучшие альбомы разных лет по версии AllMusic. Каждый год AllMusic готовит полтора десятка рейтингов лучших альбомов в разных жанрах и один общий, включающий все важные релизы за период.
  • «Тысяча и один альбом, который нужно услышать» Роберта Димери. Это книга‑энциклопедия с описанием важнейших релизов последних десятилетий. Список представлен на Discogs.
  • 50 лучших русских альбомов по версии молодых музыкантов. Рейтинг, подготовленный «Афишей» в 2010 году, в который вошли 50 лучших отечественных релизов, по мнению актуальных музыкантов прошлого десятилетия.

Сервисы

Варианты для тех, кто знает, что искать, но ещё не знает как.

  • Rate Your Music. Сервис с десятками тысяч пользовательских плейлистов. Начать можно с общего чарта с фильтрами, а закончить совсем специфическими плейлистами вроде Asian Underground или Gnawa Music.
  • Metacritic. Сервис, присваивающий музыкальным релизам, играм, фильмам и сериалам два рейтинга: Metascore и User Score. Первый вычисляется на основе рецензий от критиков, второй — исходя из пользовательских оценок.
  • Bandcamp. Сервис с бесплатным доступом к музыке и площадка для раскрутки неизвестных музыкантов. На странице каждого исполнителя можно найти список похожих артистов. Также на базе сервиса работает блог Bandcamp Daily, публикующий ежемесячные подборки новой музыки в разных жанрах.
  • SoundCloud. Здесь можно найти много эксклюзивов: демотреки, микстейпы и уникальные плейлисты. Просто придумайте, что забить в поиск, или доверьтесь вкладке Discover.
  • Стриминговые сервисы. Большинство из них ещё не умеют давать толковые рекомендации, но это не значит, что их нельзя использовать для поиска новой музыки. В Apple Music есть вкладка с плейлистами от кураторов (изданий, лейблов, других компаний), а в «Яндекс.Музыке» можно найти плейлисты от экспертов и музыкантов.
  • Pandora. А этот стриминговый сервис как раз специализируется на индивидуальных рекомендациях. К сожалению, официально Pandora у нас не представлен, но если очень хочется, можно воспользоваться нашей инструкцией.
  • YouTube. Нельзя недооценивать музыкальную базу YouTube: много эксклюзивов и редких записей существует только здесь. На видеохостинге можно найти неплохие плейлисты, а ещё можно воспользоваться специальными сервисами для прослушивания музыки с YouTube, например Listen on Repeat.
  • Last.fm. Когда‑то популярная социальная сеть для меломанов, ведущая учёт прослушанных композиций. Сейчас ей почти никто не пользуется, но база похожих артистов осталась на месте. Last.fm пригодится, если вы хотите ознакомиться с творчеством исполнителя, но не знаете, с чего начать. Популярные песни здесь показываются в порядке убывания.
  • Рекомендательные сервисы. Gnoosic, Musicroamer и Music‑Map советуют музыку на основе сложившихся предпочтений. Просто укажите любимых исполнителей, а сервисы подскажут, что слушать дальше.
  • Музыкальные «напоминалки». Album Reminder, MuzeRoom и Swarm.fm подхватывают списки артистов из ваших данных в Facebook*, Spotify или Last.fm и отправляют на почту сообщения, когда у кого‑то из этих исполнителей выходит новый релиз.
  • Интернет‑радио. Достаточно найти парочку любимых станций и заимствовать песни из их плейлистов. Начать поиск можно с нашей подборки.
  • Подкасты. Почти все выпуски музыкальных подкастов представляют собой миксы электронной музыки, но при желании можно найти и что‑то поинтереснее. Например, подкаст радиостанции Studio 21 с интервью и подборками треков.

Медиа

Сайты, которые можно добавить в закладки браузера.

  • Pitchfork. Помимо новостей и подборок, издание ежедневно публикует несколько полноценных рецензий на новые релизы. Подход к оценкам здесь своеобразный, но что‑то новенькое бывает почти каждый день.
  • Consequence of Sound. Издание, дающее релизам оценки по буквенной системе (как в американских школах). Особенную ценность представляют релизы, которые появляются на Consequence of Sound даже раньше, чем в продаже или на стриминговых сервисах.
  • «Сторона». Медиаресурс, который публикует анонсы концертов, интервью, статьи о новой и старой отечественной музыке, снимает видео с артистами и проводит фестивали.
  • The Needle Drop. Сайт с видеорецензиями известного YouTube‑критика Энтони Фантано. Особенно интересен эклектичный и тщательный плейлист с его любимой музыкой, в который за 2018 год вошло только 54 трека.
  • EarzOnFire. А это видеорецензии уже от нашего соотечественника Андрея Филиппова. Особое внимание уделяется тяжёлой сцене, но встречаются отзывы и о другой популярной музыке.
  • «Афиша Daily». «Афиша» нечасто пишет про музыку, но здесь можно найти много эксклюзивных интервью и авторских плейлистов от отечественных артистов.
  • The Flow. Медиа публикует материалы о хип‑хоп‑культуре и русском рэпе. На вкладке «Альбомы» есть краткие анонсы интересных релизов разных жанров.
  • Сайты с концертными видео. Иногда живые выступления открывают артиста совершенно по‑новому. Мы советуем обратить внимание на концерты «за крошечным столом» от Tiny Desk, выступления в городских локациях от BalconyTV и серьёзные сеты музыкантов в архивах KEXP и BBC.
  • New Music Corner. Видео, в которых исполнители слушают и комментируют новую музыку.

Каналы и сообщества

Клубы по интересам в соцсети «ВКонтакте» и музыкальные каналы в Telegram.

  • «Новые альбомы». Самые важные зарубежные альбомы в виде записей «ВКонтакте».
  • E:music. Группа‑агрегатор жанровых сообществ с музыкой «ВКонтакте». Список всех подгрупп доступен в каталоге.
  • Motherland и «Родной звук». Здесь появляется вся актуальная отечественная музыка как более‑менее известных, так и самых экспериментальных коллективов.
  • «Музыкальный телетайп». Канал‑агрегатор, собирающий самые интересные посты из музыкальных Telegram‑каналов.
  • «Сонгс фо френдс». Канал в Telegram, ежедневно публикующий последние музыкальные новости, информацию о свежих треках, клипах и альбомах. Раз в неделю автор Кирилл Мажай добавляет плейлисты с новыми синглами.
  • «Альбомы по пятницам». Этот Telegram‑канал полностью оправдывает своё название: в нём музыкальный журналист Павел Борисов еженедельно рассказывает о свежих релизах.
  • «Новая музыка. Максимально коротко». А в этом канале автор нашумевшей статьи про закат эпохи Земфиры и «Мумий Тролля» Александр Горбачёв лаконично делится мыслями о прослушанных альбомах.
  • «Всякая годная попса». Вестник западной и отечественной поп‑сцены от музыканта и журналиста Антона Вагина.
  • «См. слушает». Заметки музыкального редактора «Вечернего Урганта» Сергея Мудрика. Автор пишет о старой и новой музыке, а также еженедельно публикует перечни свежих западных и отечественных релизов.

Другое

Это стоит сделать, если способы выше не подошли.

  • Изучите трибьюты любимого исполнителя и кавер‑версии на его песни. Нравится творчество популярного музыканта? Узнайте, кто исполнял кавер‑версии его песен. Скорее всего, там будет что‑то похожее по стилистике.
  • Узнайте прочих подписчиков лейбла, с которым сотрудничает любимый артист. Найдите в англоязычной «Википедии» название лейбла, записавшего запавший вам в душу музыкальный альбом, и изучите список артистов, сотрудничающих с этой компанией. Скорее всего, там можно будет найти пару десятков исполнителей, не сильно отличающихся по жанру.
  • Начните обращать внимание на музыку в фильмах, сериалах, играх и даже рекламе. Возможно, давно известный трек заиграет для вас по‑новому.
  • Посещайте кафе и бары. В них часто играет хорошая музыка. Особенно полезно будет не только воспользоваться Shazam, но и спросить у сотрудников, по какому принципу они составляют плейлисты.
  • Ходите на концерты. Как мы уже говорили, живые выступления часто открывают артистов с новой стороны. А ещё концерты часто начинаются с выступлений групп разогрева, в музыке которых тоже можно найти что‑то интересное.

Читайте также 🧐

  • Лучшая музыка для работы, по мнению учёных
  • 12 мест, где можно бесплатно послушать или скачать новую музыку
  • 5 приложений, которые найдут для вас тексты песен

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Вы замечали, что не всегда достаточно иметь хороший голос, чтобы выиграть вокальный конкурс? Конкурсы по вокалу часто требуют многого:  хорошие актерские данные, раскованно двигаться на сцене, зрелищность номера. В желании сосредоточиться на всем и сразу «новички» забывают главный секрет, как выиграть вокальный конкурс: песня, которую вы выбрали, сильно влияет на оценки жюри.

Конечно, если у вокалиста шикарный голос, то неважно, какую песню выбрать на конкурс. Можно и «В траве сидел кузнечик» спеть так, что зал зааплодирует стоя. Но гениальные певцы потому и гениальны, что поют произведения, которые им подходят, и сразу отметают не выигрышные песни. Вот мои 9 лайфхаков, как выбрать песню для вокального конкурса. Следуйте алгоритму и все получится!


Лайфхак #1. Все новое – хорошо забытое старое

Набросайте несколько вариантов тех песен, которые вы уже слышали, и они вам запомнились. Не берите новых хитов, которые только-только появились в прокате и еще не на слуху.
Если хотите звучать уверенно, песня для конкурса вокала должна «отлежаться». Наше сознание так устроено – ему нужно вжиться в художественный образ, запомнить мелодию, закрепить основные акценты. Если песня знакома, вам будет проще ее выучить.


Лайфхак #2. Не ищите песню, ищите эмоции

Не секрет, что песня должна вам нравится, а текст – вызывать эмоциональный отклик. Это как любовь с первого взгляда. Вы услышали трек и поняли, что готовы напевать его снова и снова, да еще пританцовывать в ритм!
Даже если мотив незатейливый – берите эту песню на конкурс. Мелодию всегда можно усложнить, вставить пару сильных нот и добавить мелизмов.

В поисках эффектной сильной песни для вокального конкурса многие забывают об актерской подаче номера. Проживайте каждую строчку песни, вкладывайте эмоции в текст. Тогда выступление выйдет глубоким и драматичным.

настоящий артист проявляет харизму даже в скороговорке!


Лайфхак #3. Слушайте каверы и нестандартные версии

Что же выбрать на конкурс: хит или неизвестную песню? Доказано: узнаваемость песни влияет на положительную оценку жюри. Однако, есть песни, вызывающие негатив, потому что они повторяются из конкурса в конкурс, судьи слышали их уже ни раз.
Будьте оригинальны! Найдите модный ремикс узнаваемой песни или сделайте лиричную акустическую версию танцевального хита. Известная мелодия, но спетая по-своему, будет вашим преимуществом на любом конкурсе вокала.

Яркий пример тому версия давно набившей оскомину песни Глории Гэйнор “I Will Survive”. В оригинальном исполнении Лии МакФол она звучит стильно и совершенно по-новому:

Когда вы определились, какая песня вам нравится, поищите на нее каверы, послушайте разные исполнения на Youtube. Бывает, песня подходит по стилю на вокальный конкурс, но так популярна, что выглядит заезженной. Некоторые ресурсы подсказывают похожих исполнителей или находят похожие песни с таким же темпом. Такие как Яндекс.Музыка, Вконтакте, например. Забавный сервис с англоязычными исполнителями Music Map.


Лайфхак #4. Узнайте, чем ваш голос лучше других

Еще один лайфхак, который поможет выбрать песню для вокального конкурса: узнать какой у вас тембр и подобрать песню под него. Главное, чтобы песня ложилась на голос.
Дайте характеристику своему тембру: низкий, звонкий, с хрипотцой или нежный и тихий. Послушайте, каким голосом вы разговариваете, а НЕ поете.
Наиболее приятным и естественным кажется тот голос, который при пении тембрально мало отличается от разговорного. Найдите в своем тембре особенность. Что отличает ваш голос от других?

Если сложно оценить свой голос самостоятельно, возьмите пару уроков у педагога вокала или сходите в школу пения. Взгляд со стороны очень полезен. Рекомендую также записаться на бесплатное прослушивание, где вы исполните песню педагогу и  получите рекомендации, какие «фишки» и приемы пения добавить в конкретную песню.

Как выучить песню с педагогом за 8 уроков?

Многие вокалисты на конкурсе похожи друг на друга, они пытаются показать все свои возможности: спеть миллион мелизмов в каждой фразе, побольше покричать на верхних нотах. Но жюри слышало это ни раз. А вот именно ваш тембр, те несколько нот, которые вы у себя нашли и сделали своей манерой пения, могут оказаться наиболее запоминающимися.


Лайфхак #5. Не тянитесь к верхним нотам

Определите самые высокие ноты в песне и трезво оцените свои возможности.
Ни раз я слышала от жюри конкурсов вокала, что лучше брать простые песни, чем давиться на сложных высоких нотах.

Используйте тюнер. Его можно найти в виде приложения для смартфона или онлайн. Пропойте ноты выбранной песни с тюнером, определите самые высокие из них в данной мелодии.

как найти песню на конкурс с подходящим диапазоном?

Для начинающих вокалисток подойдут песни с верхними нотами в пределах «си» первой октавы — «до» второй. Для юношей с высокими голосами «ми» — «фа» первой октавы за глаза. Узнайте свой диапазон: Подойдет ли выбранная на конкурс песня вам по высоте.


Лайфхак #6. Найдите свой стиль музыки

Когда вы поймете, какой у вас тембр, определите ваш музыкальный стиль, так у вас появятся новые варианты, где искать песню на конкурс. вот пара советов по разным музыкальным жанрам – найдите свой:



  • Тихий нежный голос подойдет для босса-новы и акустических лаундж версий.


  • Звонкие голоса с “металлическими” нотками – для джаза, фанка и кантри.


  • Мощные низкие голоса – для блюза, соула или госпела.


  • Поп-музыка и R’N’B  предпочитают легкие подвижные и немного “плоские” назальные голоса.


  • Льющиеся, распевные и объемные голоса – никак не для рок-н-ролла, зато отлично раскроются в лиричных балладах с большим диапазоном типа Уитни Хьюстон или Мараи Кэри.


  • Если решили петь рок, то необходимо иметь красивую хрипотцу в голосе, она же “расщепление” на ложных связках

Когда вам ясно, какой стиль подходит вашему тембру, поизучайте исполнителей этого стиля, так гораздо проще выбрать песню на вокальный конкурсЧасто стиль диктует и сам конкурс вокала: российская эстрада, джаз, мюзикл, патриотическая музыка, поп и рок… Для начинающего вокалиста лучше выбрать тот конкурс, который наиболее отвечает его возможностям и манере пения.

Кстати, рекомендую послушать альбомы Glee Cast — саундтрек из нашумевшего музыкального сериала. Ребята перепели все — от хитов старых времен до современных новинок в оригинальных стилях. Есть из чего выбрать!


Лайфхак #7. Отбросьте все лишнее!

Поменьше нот, побольше красивых нот! Не увлекайтесь распевами и мелизмами в каждой строчке. Оставьте зрителя немного голодным. Если вы начинающий вокалист, берите простую мелодию, где мало нот, но спойте каждую из них качественно, до мурашек у зрителя.

То же касается и текста. Берите песню с легким текстом. Если плохо владеете иностранным языком, но песня на французском или испанском, лучше найти перевод на русский или хотя бы на английский язык. Если таких нет, откажитесь от песни.

Как быстро выучить текст песни за один день — вы узнаете в этой статье. Жюри не оценит, как вы ломаете язык и проглатываете половину слов. Текст — это образ песни, ее смысл, он должен быть доступен слушателю, и передавать его стоит предельно четко.


Лайфхак #8. Не ограничивайте себя

Не знаете, какую выбрать песню на конкурс, потому что вам нравятся несколько треков? Выучите их все! Не выбирайте одну песню, имейте что-то про запас. В идеале в вашем репертуаре должны быть минимум четыре выученных песни на всякий случай:



  • лиричная на иностранном языке (баллада, что-то из мюзикла)


  • быстрая на иностранном языке (джаз или латино)


  • лиричная на русском (патриотическая или советская)


  • быстрая на русском языке (современная, яркая и динамичная)

Так вы будете готовы на все случаи жизни: и на джазовые конкурсы, и на конкурсы патриотической песни и на кастинги в мюзикл. Песни эти должны быть отточены и лежать в вашей вокальной «копилке» на случай, если вы неожиданно наткнетесь на конкурс вокала, когда не будет времени подготовить новую песню.

Чаще жюри просит 2 разнохарактерные песни на вокальный конкурс — быструю и медленную. Кроме того, на конкурсах могут попросить спеть вас что-то еще помимо вашей программы, как часто бывает на шоу «Голос». Имея в репертуаре несколько песен вы проявите себя как профессиональный вокалист. Вот вам пример:


Лайфхак #9. Не выбирайте слишком долго!

Вот главный лайфхак: тратьте больше времени на репетиции, а не на выбор песни! Бывает, что мы выбираем и сомневаемся слишком долго, а потом начинаем учить песню второпях и она кажется сырой. Обычно первый вариант самый лучший. Даже, если вы нашли потом что-то более подходящее.

Главный секрет, как выбрать песню на конкурс вокала –

А напоследок я рекомендую вам группу Вконтакте, где можно найти песни для вокальных конкурсов самого разного уровня. И если вы знаете хорошие песни на конкурс или у вас есть просто любимый взрывной трек, о котором должен знать мир, обязательно напишите в комментариях!

Читайте  далее — «Как быстро выучить на конкурс самостоятельно»?

Добавить комментарий