Решение системы уравнений методом сложения
23 октября 2015
Этим видео я начинаю цикл уроков, посвящённых системам уравнений. Сегодня мы поговорим о решении систем линейных уравнений методом сложения — это один из самых простых способов, но одновременно и один из самых эффективных.
Способ сложения состоит из трёх простых шагов:
- Посмотреть на систему и выбрать переменную, у которой в каждом уравнении стоят одинаковые (либо противоположные) коэффициенты;
- Выполнить алгебраическое вычитание (для противоположных чисел — сложение) уравнений друг из друга, после чего привести подобные слагаемые;
- Решить новое уравнение, получившееся после второго шага.
Если всё сделать правильно, то на выходе мы получим одно-единственное уравнение с одной переменной — решить его не составит труда. Затем останется лишь подставить найденный корень в исходную система и получить окончательный ответ.
Однако на практике всё не так просто. Причин тому несколько:
- Решение уравнений способом сложения подразумевает, что во всех строчках должны присутствовать переменные с одинаковыми/противоположными коэффициентами. А что делать, если это требование не выполняется?
- Далеко не всегда после сложения/вычитания уравнений указанным способом мы получим красивую конструкцию, которая легко решается. Возможно ли как-то упростить выкладки и ускорить вычисления?
Чтобы получить ответ на эти вопросы, а заодно разобраться с несколькими дополнительными тонкостями, на которых «заваливаются» многие ученики, смотрите мой видеоурок:
Этим уроком мы начинаем цикл лекций, посвященный системам уравнений. А начнем мы из самых простых из них, а именно из те, которые содержат два уравнения и две переменных. Каждое из них будет являться линейным.
Системы — это материал 7-го класса, но этот урок также будет полезен старшеклассникам, которые хотят освежить свои знания в этой теме.
Вообще, существует два метода решения подобных систем:
- Метод сложения;
- Метод выражения одной переменной через другую.
Сегодня мы займемся именно первым методом — будем применять способ вычитания и сложения. Но для этого нужно понимать следующий факт: как только у вас есть два или более уравнений, вы вправе взять любые два из них и сложить друг с другом. Складываются они почленно, т.е. «иксы» складываются с «иксами» и приводятся подобные, «игреки» с «игреками» — вновь приводятся подобные, а то, что стоит справа от знака равенства, также складывается друг с другом, и там тоже приводятся подобные.
Результатами подобных махинаций будет новое уравнение, которое, если и имеет корни, то они обязательно будут находиться среди корней исходного уравнения. Поэтому наша задача — сделать вычитание или сложение таким образом, чтобы или $x$, или $y$ исчез.
Как этого добиться и каким инструментом для этого пользоваться — об этом мы сейчас и поговорим.
Решение легких задач с применением способа сложения
Итак, учимся применять метод сложения на примере двух простейших выражений.
Задача № 1
[left{ begin{align}& 5x-4y=22 \& 7x+4y=2 \end{align} right.]
Заметим, что у $y$ коэффициент в первом уравнении $-4$, а во втором — $+4$. Они взаимно противоположны, поэтому логично предположить, что если мы их сложим, то в полученной сумме «игреки» взаимно уничтожатся. Складываем и получаем:
[12x=24]
Решаем простейшую конструкцию:
[x=2]
Прекрасно, мы нашли «икс». Что теперь с ним делать? Мы вправе подставить его в любое из уравнений. Подставим в первое:
[5cdot 2-4y=22]
[10-4y=22]
Решаем:
[-4y=22-10]
[-4y=12left| :left( -4 right) right.]
[y=-3]
Ответ: $left( 2;-3 right)$.
Задача № 2
[left{ begin{align}& -6x+y=21 \& 6x-11y=-51 \end{align} right.]
Здесь полностью аналогичная ситуация, только уже с «иксами». Сложим их:
[0-10y=-30]
Мы получили простейшее линейное уравнение, давайте решим его:
[y=3]
Теперь давайте найдем $x$:
[6x-11cdot 3=-5]
[6x=-51+33]
[6x=-18]
[x=-3]
Ответ: $left( -3;3 right)$.
Важные моменты
Итак, только что мы решили две простейших системы линейных уравнений методом сложения. Еще раз ключевые моменты:
- Если есть противоположные коэффициенты при одной из переменных, то необходимо сложить все переменные в уравнении. В этом случае одна из них уничтожится.
- Найденную переменную подставляем в любое из уравнений системы, чтобы найти вторую.
- Окончательную запись ответа можно представить по-разному. Например, так — $x=…,y=…$, или в виде координаты точек — $left( …;… right)$. Второй вариант предпочтительней. Главное помнить, что первой координатой идет $x$, а второй — $y$.
- Правило записывать ответ в виде координат точки применимо не всегда. Например, его нельзя использовать, когда в роли переменных выступают не $x$ и $y$, а, к примеру, $a$ и $b$.
В следующих задачах мы рассмотрим прием вычитания, когда коэффициенты не противоположны.
Решение легких задач с применением метода вычитания
Задача № 1
[left{ begin{align}& 10x-3y=5 \& -6x-3y=-27 \end{align} right.]
Заметим, что противоположных коэффициентов здесь нет, однако есть одинаковые. Поэтому вычитаем из первого уравнения второе:
[10x-left( -6x right)-3y-left( -3y right)=5-left( -27 right)]
[10x+6x-3y+3y=5+27]
[16x=32left| :16 right.]
[x=2]
Теперь подставляем значение $x$ в любое из уравнений системы. Давайте в первое:
[10cdot 2-3y=5]
[20-5=3y]
[15=3y]
[y=5]
Ответ: $left( 2;5 right)$.
Задача № 2
[left{ begin{align}& 5x+4y=-22 \& 5x-2y=-4 \end{align} right.]
Мы снова видим одинаковый коэффициент $5$ при $x$ в первом и во втором уравнении. Поэтому логично предположить, что нужно из первого уравнения вычесть второе:
[0+6y=-22+4]
[6y=-18left| :6 right.]
[y=-3]
Одну переменную мы вычислили. Теперь давайте найдем вторую, например, подставив значение $y$ во вторую конструкцию:
[5x-2cdot left( -3 right)=-4]
[5x+6=-4]
[5x=-4-6]
[5x=-10left| :5 right.]
[x=-2]
Ответ: $left( -3;-2 right)$.
Нюансы решения
Итак, что мы видим? По существу, схема ничем не отличается от решения предыдущих систем. Отличие только в том, что мы уравнения не складываем, а вычитаем. Мы проводим алгебраическое вычитание.
Другими словами, как только вы видите систему, состоящую из двух уравнений с двумя неизвестными, первое, на что вам необходимо посмотреть — это на коэффициенты. Если они где-либо одинаковые, уравнения вычитаются, а если они противоположные — применяется метод сложения. Всегда это делается для того, чтобы одна из них исчезла, и в итогом уравнении, которая осталась после вычитания, осталась бы только одна переменная.
Разумеется, это еще не все. Сейчас мы рассмотрим системы, в которых уравнения вообще несогласованны. Т.е. нет в них таких переменных, которые были бы либо одинаковые, либо противоположные. В этом случае для решения таких систем применяется дополнительный прием, а именно домножение каждого из уравнений на специальный коэффициент. Как найти его и как решать вообще такие системы, сейчас мы об этом и поговорим.
Решение задач методом домножения на коэффициент
Пример № 1
[left{ begin{align}& 5x-9y=38 \& 3x+2y=8 \end{align} right.]
Мы видим, что ни при $x$, ни при $y$ коэффициенты не только не взаимно противоположны, но и вообще никак не соотносятся с другим уравнением. Эти коэффициенты никак не исчезнут, даже если мы сложим или вычтем уравнения друг из друга. Поэтому необходимо применить домножение. Давайте попытаемся избавиться от переменной $y$. Для этого мы домножим первое уравнение на коэффициент при $y$ из второго уравнения, а второе уравнение — при $y$ из первого уравнения, при этом не трогая знак. Умножаем и получаем новую систему:
[left{ begin{align}& 10x-18y=76 \& 27x+18y=72 \end{align} right.]
Смотрим на нее: при $y$ противоположные коэффициенты. В такой ситуации необходимо применять метод сложения. Сложим:
[37x=148]
[x=4]
Теперь необходимо найти $y$. Для этого подставим $x$ в первое выражение:
[5cdot 4-9y=38]
[20-9y=38]
[-9y=18left| :left( -9 right) right.]
[y=-2]
Ответ: $left( 4;-2 right)$.
Пример № 2
[left{ begin{align}& 11x+4y=-18 \& 13x-6y=-32 \end{align} right.]
Вновь коэффициенты ни при одной из переменных не согласованы. Домножим на коэффициенты при $y$:
[left{ begin{align}& 11x+4y=-18left| 6 right. \& 13x-6y=-32left| 4 right. \end{align} right.]
[left{ begin{align}& 66x+24y=-108 \& 52x-24y=-128 \end{align} right.]
Наша новая система равносильна предыдущей, однако коэффициенты при $y$ являются взаимно противоположными, и поэтому здесь легко применить метод сложения:
[118x=-136]
[x=-2]
Теперь найдем $y$, подставив $x$ в первое уравнение:
[11cdot left( -2 right)+4y=-18]
[-22+4y=-18]
[4y=4]
[y=1]
Ответ: $left( -2;1 right)$.
Нюансы решения
Ключевое правило здесь следующее: всегда умножаем лишь на положительные числа — это избавит вас от глупых и обидных ошибок, связанных с изменением знаков. А вообще, схема решения довольно проста:
- Смотрим на систему и анализируем каждое уравнение.
- Если мы видим, что ни при $y$, ни при $x$ коэффициенты не согласованы, т.е. они не являются ни равными, ни противоположными, то делаем следующее: выбираем переменную, от которой нужно избавиться, а затем смотрим на коэффициенты при этих уравнениях. Если первое уравнение домножим на коэффициент из второго, а второе, соответственное, домножим на коэффициент из первого, то в итоге мы получим систему, которая полностью равносильна предыдущей, и коэффициенты при $y$ будут согласованы. Все наши действия или преобразования направлены лишь на то, чтобы получить одну переменную в одном уравнении.
- Находим одну переменную.
- Подставляем найденную переменную в одно из двух уравнений системы и находим вторую.
- Записываем ответ в виде координаты точек, если у нас переменные $x$ и $y$.
Но даже в таком нехитром алгоритме есть свои тонкости, например, коэффициенты при $x$ или $y$ могут быть дробями и прочими «некрасивыми» числами. Эти случаи мы сейчас рассмотрим отдельно, потому что в них можно действовать несколько иначе, чем по стандартному алгоритму.
Решение задач с дробными числами
Пример № 1
[left{ begin{align}& 4m-3n=32 \& 0,8m+2,5n=-6 \end{align} right.]
Для начала заметим, что во втором уравнении присутствуют дроби. Но заметим, что можно разделить $4$ на $0,8$. Получим $5$. Давайте второе уравнение домножим на $5$:
[left{ begin{align}& 4m-3n=32 \& 4m+12,5m=-30 \end{align} right.]
Вычитаем уравнения друг из друга:
[0-15,5n=62]
[n=frac{65}{-15,5}=-frac{124}{31}=-4]
$n$ мы нашли, теперь посчитаем $m$:
[4m-3cdot left( -4 right)=32]
[4m+12=32]
[4m=20]
[m=5]
Ответ: $n=-4;m=5$
Пример № 2
[left{ begin{align}& 2,5p+1,5k=-13left| 4 right. \& 2p-5k=2left| 5 right. \end{align} right.]
Здесь, как и в предыдущей системе, присутствуют дробные коэффициенты, однако ни при одной из переменных коэффициенты в целое число раз друг в друга не укладываются. Поэтому используем стандартный алгоритм. Избавится от $p$:
[left{ begin{align}& 5p+3k=-26 \& 5p-12,5k=5 \end{align} right.]
Применяем метод вычитания:
[15,5k=-31]
[k=-frac{31}{15,5}=-frac{62}{31}=-2]
Давайте найдем $p$, подставив $k$ во вторую конструкцию:
[2p-5cdot left( -2 right)=2]
[2p-5cdot left( -2 right)=2]
[2p+10=2]
[2p=-8]
[p=-4]
Ответ: $p=-4;k=-2$.
Нюансы решения
Вот и вся оптимизация. В первом уравнении мы не стали домножать вообще ни на что, а второе уравнение домножили на $5$. В итоге мы получили согласованное и даже одинаковое уравнение при первой переменной. Во второй системе мы действовали по стандартному алгоритму.
Но как найти числа, на которые необходимо домножать уравнения? Ведь если домножать на дробные числа, мы получим новые дроби. Поэтому дроби необходимо домножить на число, которое бы дало новое целое число, а уже после этого домножать переменные на коэффициенты, следуя стандартному алгоритму.
В заключение хотел бы обратить ваше внимание на формат записи ответа. Как я уже и говорил, поскольку здесь у нас тут не $x$ и $y$, а другие значения, мы пользуемся нестандартной записью вида:
[n=-4]
[m=5]
Решение сложных систем уравнений
В качестве заключительного аккорда к сегодняшнему видеоуроку давайте рассмотрим пару действительно сложных систем. Их сложность будет состоять в том, что в них и слева, и справа будут стоять переменные. Поэтому для их решения нам придется применять предварительную обработку.
Система № 1
[left{ begin{align}& 3left( 2x-y right)+5=-2left( x+3y right)+4 \& 6left( y+1 right)-1=5left( 2x-1 right)+8 \end{align} right.]
Каждое уравнение несет в себе определенную сложность. Поэтому с каждым выражением давайте поступим как с обычной линейной конструкцией.
Первая:
[3left( 2x-y right)+5=-2left( x+3y right)+4]
[6x-3y+5=-2x-6y+4]
[6x-3y+2x+6y=4-5]
[8x+3y=-1]
Вторая:
[6left( y+1 right)-1=5left( 2x-1 right)+8]
[6y+6-1=10x-5+8]
[6y-10x=-5+8-6+1]
[-10x+6y=-2]
Итого мы получим окончательную систему, которая равносильна исходной:
[left{ begin{align}& 8x+3y=-1 \& -10x+6y=-2 \end{align} right.]
Посмотрим на коэффициенты при $y$: $3$ укладывается в $6$ два раза, поэтому домножим первое уравнение на $2$:
[left{ begin{align}& 16x+6y=-2 \& -10+6y=-2 \end{align} right.]
Коэффициенты при $y$ теперь равны, поэтому вычитаем из первого уравнения второе: $$
[26x=0]
[x=0]
Теперь найдем $y$:
[3y=-1]
[y=-frac{1}{3}]
Ответ: $left( 0;-frac{1}{3} right)$
Система № 2
[left{ begin{align}& 4left( a-3b right)-2a=3left( b+4 right)-11 \& -3left( b-2a right)-12=2left( a-5 right)+b \end{align} right.]
Преобразуем первое выражение:
[4left( a-3b right)-2a=3left( b+4 right)-11]
[4a-12b-2a=3b+12-11]
[4a-12b-2a-3b=12-11]
[2a-15b=1]
Разбираемся со вторым:
[-3left( b-2a right)-12=2left( a-5 right)+b]
[-3b+6a-12=2a-10+b]
[-3b+6a-2a-b=-10+12]
[4a-4b=2]
Итого, наша первоначальная система примет такой вид:
[left{ begin{align}& 2a-15b=1 \& 4a-4b=2 \end{align} right.]
Посмотрев на коэффициенты при $a$, мы видим, что первое уравнение нужно домножить на $2$:
[left{ begin{align}& 4a-30b=2 \& 4a-4b=2 \end{align} right.]
Вычитаем из первой конструкции вторую:
[0-26b=0]
[-26b=0]
[b=0]
Теперь найдем $a$:
[2a-0=1]
[a=frac{1}{2}]
Ответ: $left( a=frac{1}{2};b=0 right)$.
Вот и все. Надеюсь, этот видеоурок поможет вам разобраться в этой нелегкой теме, а именно в решении систем простых линейных уравнений. Дальше еще будет много уроков, посвященных этой теме: мы разберем более сложные примеры, где переменных будет больше, а сами уравнения уже будут нелинейными. До новых встреч!
Смотрите также:
- Как решать квадратные уравнения
- Тест к уроку «Десятичные дроби» (1 вариант)
- Не пишите единицы измерения в задаче B12
- Наибольшее и наименьшее значение
- Задача B4 про три дороги — стандартная задача на движение
1. решить систему уравнений:
3x−y=92x+y=11
Решение
Сложим уравнения:
+3x−y=92x+y=11¯3x−y+2x+y=9+11;3x¯−y+2x¯+y=20;5⋅x=20;x=20:5;x=4.¯¯
Подставим найденное значение (x) в любое уравнение системы,
например, во второе, и найдём (y):
2⋅x+y=11;2⋅4+y=11;8+y=11;y=11−8;y=3.¯¯
Ответ: ((4;3)).
2. Решить систему уравнений:
5x+6y=03x+4y=4
Решение
В данной системе нет противоположных коэффициентов или равных,
поэтому, чтобы избавиться от переменной (x), умножим первое уравнение на (3),
а второе — на (5), и вычтем уравнения:
5x+6y=0⋅33x+4y=4⋅5⇔−15x+18y=015x+20y=20¯15x+18y−15x+20y=0−20;15x+18y¯−15x−20y¯=−20;−2⋅y=−20;y=−20:−2y=10.¯¯
Подставим найденное значение (y) в любое уравнение системы,
например, в первое, и найдём (x):
5x+6y=0;5x+6⋅10=0;5x+60=0;5x=−60;x=−60:5x=−12.¯¯
Алгоритм решения системы линейных уравнений методом сложения
- Умножить обе части одного или обоих уравнений так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными (или равными) числами.
- Сложить (или отнять) уравнения, чтобы избавиться от одной из переменных.
- Решить второе уравнение относительно выраженной переменной.
- Решить полученное уравнение с одной переменной.
- Найти вторую переменную.
- Записать ответ в виде упорядоченной пары найденных значений переменных.
Например: $ {left{ begin{array}{c} 3x+y = 5 \ x+2y = 5 end{array} right.}$
Шаг 1
Умножаем первое уравнение на 2
${left{ begin{array}{c} 6x+2y = 10 \ x+2y = 5 end{array} right.}$
Шаг 2
Отнимаем от первого уравнения второе:
5x = 5
Шаг 4
Находим y из первого уравнения:
y = 5-3x = 2
В последовательной записи:
$$ {left{ begin{array}{c} 3x+y = 5 | times 2 \ x+2y = 5 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 6x+2y = 10 \ x+2y = 5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 5x = 5 \ x+2y = 5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 1 \ y = 5-3x = 2 end{array} right.} $$
Ответ: (1;2)
Примеры
Пример 1. Решите систему уравнений методом сложения:
$ а) {left{ begin{array}{c} 5x-4y = 3 | times 2 \ 2x-3y = 4 | times 5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 10x-8y = 6 \ 10x-15y = 20 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7y = -14 \ 2x-3y = 4 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = frac{3y+4}{2} = -1 \ y=-2 end{array} right.} $
Ответ: (-1;-2)
$ б) {left{ begin{array}{c} 4x-3y = 7 | times 3 \ 3x-4y = 0 | times 4 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 12x-9y = 21 \ 12x-16y = 0 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7y = 21 \ x = frac{4}{3} y end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 4 \ y = 3 end{array} right.} $
Ответ: (4;3)
$ в) {left{ begin{array}{c} 5a-4b = 9 | times 2 \ 2a+3b = -1 | times 5 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 10a-8b = 18 \ 10a+15b = -5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} -23b = 23 \ a = frac{-3b-1}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 1 \ b = -1 end{array} right.} $
Ответ: (1;-1)
$ г) {left{ begin{array}{c} 7a+4b = 5 \ 3a+2b = 1 | times (-2) end{array} right.} Rightarrow (+) {left{ begin{array}{c} 7a+4b = 5 \ -6a-4b = -2 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 3 \ b = frac{1-3a}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 3 \ b = -4 end{array} right.}$
Ответ: (3;-4)
Пример 2. Найдите решение системы уравнений:
$$а) {left{ begin{array}{c} frac{x}{4}-y = 7 \ 3x+ frac{y}{2} = 9 | times 2end{array} right.} Rightarrow (+) {left{ begin{array}{c} frac{x}{4} -y = 7 \ 6x+y = 18 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 6 frac{1}{4} x = 25 \ y = 18-6xend{array} right.} Rightarrow $$
$$Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 25: frac{25}{4} = 25 cdot frac{4}{25} = 4 \ y = 18-6 cdot 4 = -6 end{array} right.} $$
Ответ: (4;-6)
$б) {left{ begin{array}{c} frac{x}{2}+ frac{y}{3} = frac{1}{6} |times 2 \ frac{x}{3}+ frac{y}{2} = -frac{1}{6}| times 3 end{array} right.}Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} x+ frac{2}{3} y = frac{1}{3} \ x+ frac{3}{2} y = – frac{1}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} left( frac{2}{3}- frac{3}{2}right) y = frac{1}{3}+ frac{1}{2} \ x = frac{1}{3}- frac{2}{3} yend{array} right.} Rightarrow$
$$ Rightarrow {left{ begin{array}{c} y = frac{5}{6}:left(-frac{5}{6}right) = -1 \ x = frac{1}{3}+ frac{2}{3} = 1end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 1 \ y = -1 end{array} right.} $$
Ответ: (1;-1)
$ в) {left{ begin{array}{c} 3(5x-y)+14 = 5(x+y) \ 2(x-y)+9 = 3(x+2y)-16 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 15x-3y+14 = 5x+5y \ 2x-2y+9 = 3x+6y-16 end{array} right.} Rightarrow $
$$ Rightarrow (+) {left{ begin{array}{c} 10x-8y = -14 \ x+8y = 25 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 11x = 11 \ y = frac{25-x}{8} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 1 \ y = 3 end{array} right.}$$
Ответ: (1;3)
$ г) {left{ begin{array}{c} 5-3(2x+7y) = x+y-52 \ 4+3(7x+2y) = 23x end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 5-6x-21y = x+y-52 \ 4+21x+6y = 23x end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7x+22y = 57 \ 2x-6y = 4 |:2 end{array} right.}$
$$ Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7x+22y = 57 \ x-3y = 2 | times 7 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 7x+22y = 57 \ 7x-21y = 14 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 43y = 43 \ x = 3y+2 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 5 \ y = 1 end{array} right.}$$
Ответ: (5;1)
Пример 3*. Найдите решение системы уравнений:
$ {left{ begin{array}{c} frac{2}{x} + frac{3}{y} = 1 \ frac{3}{x} – frac{5}{y} = 11 end{array} right.} $
Введём новые переменные: $ {left{ begin{array}{c} a = frac{1}{x} \ b = frac{1}{y} end{array} right.} $
Перепишем систему и найдём решение для новых переменных:
$$ {left{ begin{array}{c}2a+3b = 1| times 3 \ 3a-5b = 11 | times 2 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 6a+9b = 3 \ 6a-10b = 22 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 19b = -19 \ a = frac{1-3b}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 2 \ b = -1 end{array} right.} $$
Исходные переменные:
$$ {left{ begin{array}{c} x = frac{1}{a} = frac{1}{2} \ y = frac{1}{b} = -1 end{array} right.} $$
Ответ:$ left(frac{1}{2} ;-1 right)$
Прежде чем перейти к разбору как решать системы уравнений, давайте разберёмся, что называют системой уравнений
с двумя неизвестными.
Запомните!
Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (чаще всего неизвестные в них называют
«x» и «y»),
которые объединены в общую систему фигурной скобкой.
Например, система уравнений может быть задана следующим образом.
Чтобы решить систему уравнений, нужно найти и «x», и «y».
Как решить систему уравнений
Существуют два основных способа решения систем уравнений. Рассмотрим оба способа решения.
Способ подстановки
или
«железобетонный» метод
Первый способ решения системы уравнений называют способом подстановки или «железобетонным».
Название «железобетонный» метод получил из-за того, что с помощью этого метода практически всегда можно
решить систему уравнений. Другими словами, если у вас не получается решить систему уравнений,
всегда пробуйте решить её методом подстановки.
Разберем способ подстановки на примере.
Выразим из первого уравнения «x + 5y = 7»
неизвестное «x».
Важно!
Чтобы выразить неизвестное, нужно выполнить два условия:
- перенести неизвестное, которое хотим выразить, в левую часть уравнения;
- разделить и левую и правую часть уравнения на нужное число так,
чтобы коэффициент при неизвестном стал равным единице.
Перенесём в первом уравнении «x + 5 y = 7» всё что
содержит «x» в левую часть,
а остальное в правую часть по
правилу переносу.
При «x» стоит коэффициент равный единице, поэтому дополнительно делить уравнение
на число не требуется.
Теперь, вместо «x» подставим во второе уравнение полученное выражение
«x = 7 − 5y» из первого уравнения.
x = 7 − 5y | |
3(7 − 5y) − 2y = 4 |
Подставив вместо «x» выражение «(7 − 5y)»
во второе уравнение,
мы получили обычное линейное уравнение с одним неизвестным «y».
Решим его по правилам
решения линейных уравнений.
Чтобы каждый раз не писать всю систему уравнений заново, решим полученное уравнение
«3(7 − 5y) − 2y = 4» отдельно.
Вынесем его решение отдельно с помощью
обозначения звездочка (*).
x = 7 − 5y | |
3(7 − 5y) − 2y = 4 (*) |
(*) 3(7 − 5y) − 2y = 4
21 − 15y − 2y = 4
− 17y = 4 − 21
− 17y = − 17 | :(−17)
y = 1
Мы нашли, что «y = 1».
Вернемся к первому уравнению «x = 7 − 5y» и вместо «y» подставим в него полученное числовое значение.
Таким образом можно найти «x».
Запишем в ответ оба полученных значения.
Ответ: x = 2; y = 1
Способ сложения
Рассмотрим другой способ решения системы уравнений. Метод называется способ сложения.
Вернемся к нашей системе уравнений еще раз.
По правилам математики уравнения системы можно складывать. Наша задача в том, чтобы сложив исходные
уравнения, получить такое уравнение, в котором останется только одно неизвестное.
Давайте сейчас сложим уравнения системы и посмотрим, что из этого выйдет.
Запомните!
При сложения уравнений системы
левая часть первого уравнения полностью складывается
с левой частью второго уравнения,
а правая часть полностью складывается с
правой частью.
x + 5y = 7 | (x + 5y) + (3x − 2y) = 7 + 4 | ||
+ => |
x + 5y + 3x − 2y = 11 |
||
3x − 2y = 4 | 4x + 3y = 11 |
При сложении уравнений мы получили уравнение «4x + 3y = 11».
По сути, сложение уравнений в исходном виде нам ничего
не дало, так как в полученном уравнении мы по прежнему имеем оба неизвестных.
Вернемся снова к исходной системе уравнений.
Чтобы при сложении неизвестное «x» взаимноуничтожилось,
нужно сделать так, чтобы в первом уравнении при «x» стоял коэффициент
«−3».
Для этого умножим первое уравнение на «−3».
Важно!
При умножении уравнения на число, на это число умножается каждый член уравнения.
x + 5y = 7 | ·(−3) | |
3x − 2y = 4 |
x ·(−3) + 5y · (−3) = 7 · (−3) |
|
3x − 2y = 4 |
−3x −15y = −21 | |
3x − 2y = 4 |
Теперь сложим уравнения.
−3x −15y = −21 | (−3x −15y ) + (3x − 2y) = −21 + 4 | ||
+ => |
−3x −15y + 3x − 2y = −21 + 4 |
||
3x − 2y = 4 | −17y = −17 |:(−17) | ||
y = 1 |
Мы нашли «y = 1».
Вернемся к первому уравнению и подставим вместо «y» полученное числовое
значение и найдем «x».
Ответ: x = 2; y = 1
Пример решения системы уравнения
способом подстановки
Выразим из первого уравнения «x».
Подставим вместо «x» во второе уравнение полученное выражение.
x = 17 + 3y | |
(17 + 3y) − 2y = −13 (*) |
(*) (17 + 3y) − 2y = −13
17 + 3y − 2y = −13
17 + y = −13
y = −13 − 17
y = −30
Подставим в первое уравнение полученное числовое значение «y = −30» и
найдем «x».
x = 17 + 3 · (−30) | |
y = −30 |
Ответ: x = −73; y = −30
Пример решения системы уравнения
способом сложения
Рассмотрим систему уравнений.
3(x − y) + 5x = 2(3x − 2) | |
4x − 2(x + y) = 4 − 3y |
Раскроем скобки и упростим выражения в обоих уравнениях.
3x − 3y + 5x = 6x − 4 | |
4x − 2x − 2y = 4 − 3y |
8x − 3y = 6x − 4 | |
2x −2y = 4 − 3y |
8x − 3y − 6x = −4 | |
2x −2y + 3y = 4 |
Мы видим, что в обоих уравнениях есть «2x».
Наша задача, чтобы при сложении уравнений «2x» взаимноуничтожились и в
полученном уравнении осталось только «y».
Для этого достаточно умножить первое уравнение на «−1».
2x − 3y = −4 |·(−1) | |
2x + y = 4 |
2x · (−1) − 3y · (−1) = −4 · (−1) |
|
2x + y = 4 |
Теперь при сложении уравнений у нас останется только «y» в уравнении.
−2x + 3y = 4 | (−2x + 3y ) + (2x + y) = 4 + 4 | ||
+ => |
−2x + 3y + 2x + y = 4 + 4 |
||
2x + y = 4 | 4y = 8 | :4 | ||
y = 2 |
Подставим в первое уравнение полученное числовое значение «y = 2» и
найдем «x».
Ответ: x = 1; y = 2
Ваши комментарии
Важно!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи
«ВКонтакте».
Оставить комментарий:
8 мая 2020 в 16:20
Алина Козлова
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Алина Козлова
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
у-2х=-3
х+у=3
0
Спасибо
Ответить
9 мая 2020 в 21:50
Ответ для Алина Козлова
Evgeny Bayron
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Evgeny Bayron
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
y=3-x
3-x-2x=-3
x=2
y-2*2=-3
y=1
0
Спасибо
Ответить
15 мая 2019 в 13:21
Марина Чернявская
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Марина Чернявская
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Решительно систему уравнений.
4x+3y =22.
-x+7y =10.
a)графическим способом.
б)способом подстановки
в)способом сложения
0
Спасибо
Ответить
15 мая 2019 в 22:31
Ответ для Марина Чернявская
Лёха Чешуйка
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 2
Лёха Чешуйка
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 2
в): Домножаем первое на 1, второе на 4:
4x+3y=22
-4x+28y=40
Складываем:
4x+(-4x)+3y+28y=22+40
31y=62
y=62/31
y=2
Подставляем y в первое:
4x+3 · 2=22
4x=22-6
4x=16
x=4
0
Спасибо
Ответить
15 мая 2019 в 22:41
Ответ для Марина Чернявская
Лёха Чешуйка
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 2
Лёха Чешуйка
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 2
б): Выражаем из второго x:
-x=10-7y
x=7y-10
Подставляем x в первое:
4(7y-10)+3y=22
28y-40+3y=22
31y=22+40
31y=62
y=2
Подставляем y в первое:
4x+3 · 2=22
4x=22-6
4x=16
x=4
0
Спасибо
Ответить
20 октября 2015 в 13:24
Елена Тутуликова
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Елена Тутуликова
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Помогите, пожалуйста, решить систему уравнений.{y + sinx = 5; {4y + 2 sinx = 19
Спасибо!
0
Спасибо
Ответить
23 октября 2015 в 21:25
Ответ для Елена Тутуликова
Елизавета Яременко
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 5
Елизавета Яременко
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 5
Я думаю{y + sinx =5; {4y + 2 sinx =19
0
Спасибо
Ответить
9 июня 2016 в 14:19
Ответ для Елена Тутуликова
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 60
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 60
sinx = 1/2
y = 9/2
0
Спасибо
Ответить
Время чтения: 7 минут.
Сегодня мы разберем, что такое система уравнений и какие существуют методы ее решения: быстро, кратко, понятно🧠
То есть, по итогу решения системы у нас будет пара значений x и y, которые мы можем подставить в два уравнения и получить верное равенство.
Способы решения систем уравнения:
- Графический метод 📈
- Способ подстановки 📝
- Способ сложения ➕
Ниже разберем каждый метод подробнее.
1. Графический метод решения
Чтобы решить систему графически, нам нужно:
- Выразить из каждого уравнения переменную y;
- Построить таблицы значений для каждого уравнения (см. картинку ниже);
- Построить графики по полученным в таблице точкам;
- Найти точку пересечения графиков – это и будет решение
Таким образом, решением данного уравнения будет являться точка (3;2), то есть x=3, y=2.
Памятка для системы уравнений графическим методом
По коэффициентам при х сразу можно понять, будет ли система иметь решения.
2. Способ подстановки
Способ подстановки говорит сам за себя – что-то берем и подставляем вместо другого. Ниже представлен алгоритм действий👇
Давай рассмотрим решение на конкретном примере.
То есть, мы выразили y из первого уравнения, подставили его во второе и нашли значение х. После чего нашли значение y. Все просто!💁♀️
3. Способ сложения
Напоминаю для тех, кто забыл:
- коэффициенты – это числа перед x и y;
- x и y – это переменные.
Получается, наша задача – это избавиться от одной из переменных, чтобы дальше решать обыкновенное уравнение с одной переменной.
Звучит не очень то и сложно. Давай разберем на примере!
В примере мы умножили первое уравнение на -2, чтобы при х вместо 5 стал коэффициент -10.
А затем сложили первое и второе уравнение: -10x + 10x = 0. Вот мы и избавились от х😏Дальше решение очень напоминает предыдущий способ.
На этом все! Ниже будет несколько примеров для тренировки. Если хочешь закрепить полученные знания, то обязательно реши их.
Остались вопросы? Можешь написать о них в комментариях!
#образование #математика #ОГЭ #егэ #впр