Решение систем уравнений
Содержание:
Графический метод решения систем уравнений
Вспоминаем то, что знаем
Что такое график уравнения с двумя неизвестными?
Что представляет собой график линейного уравнения с двумя неизвестными?
Решите графическим методом систему линейных уравнений:
Открываем новые знания
Решите графическим методом систему уравнений:
Как можно решить систему двух уравнений с двумя неизвестными с помощью графиков уравнений этой системы? Отвечаем, проверяем себя по тексту
В курсе алгебры 7-го класса вы изучали системы линейных уравнений.
Для их решения вы применяли три метода: графический, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Эти же методы служат и для решения других систем двух уравнений с двумя неизвестными, в которых могут содержаться уравнения второй степени или другие рациональные уравнения — как целые, так и дробные.
По этой ссылке вы найдёте полный курс лекций по высшей математике:
Начнём с графического метода
Этот метод основан на том, что каждому уравнению с двумя неизвестными соответствует некоторое множество точек координатной плоскости (график этого уравнения). Построив графики уравнений, мы найдём точки пересечения этих графиков (если они есть), и пары чисел — координаты точек пересечения — будут представлять собой решения системы уравнений.
Найденные решения будут, вообще говоря, приближёнными, в зависимости от точности построений соответствующих графиков.
Таким образом, решить графически систему уравнений — значит найти общие точки графиков уравнений, входящих в систему.
Возможно вам будут полезны данные страницы:
Примеры с решением
Пример 1:
Решим систему уравнений:
Построим графики уравнений
Графиком первого уравнения является парабола, с вершиной в точке (0; 1) и ветвями, направленными вверх, графиком второго — прямая, проходящая через точки (0; 3) и (-3; 0).
Парабола и прямая пересекаются в точках А(2; 5) и В(— 1; 2).
Проверкой убеждаемся, что найденные пары чисел действительно являются решениями системы.
Ответ: (2; 5) и (-1; 2).
Пример 2:
Выясним количество решений системы уравнений:
Построим графики уравнений
Графики этих уравнений — окружности. Центр первой окружности — начало координат, а её радиус равен 2; центр второй окружности — точка Р(1; — 1), её радиус равен 3.
Окружности пересекаются в двух точках М и N, координаты которых можно найти приближённо. Поскольку нам нужно определить только количество решений, мы делать этого не будем.
Ответ: Два решения.
Решение систем уравнений методом подстановки
Вспоминаем то, что знаем
Расскажите, как решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки.
Решите систему линейных уравнений методом подстановки:
Открываем новые знания
Как вы думаете, можно ли применять метод подстановки при решении систем, где не все уравнения являются линейными? При каком условии это удастся сделать?
Решите систему уравнений методом подстановки:
Как решить систему двух уравнений с двумя неизвестными методом подстановки?
Всякую ли систему двух уравнений с двумя неизвестными можно решить методом подстановки?
Ранее вы решали системы уравнений первой степени.
Теперь познакомимся с системами, в которых хотя бы одно уравнение не является линейным. Как и прежде, распространённым методом решения систем является метод подстановки.
Пример 3:
Пусть (х; у) — решение системы.
Выразим х из уравнения
Подставим найденное выражение в первое уравнение:
Решим полученное уравнение:
Убедиться, что найденные пары чисел действительно являются решениями системы, можно подстановкой.
Чуть сложнее дело обстоит в следующем примере.
Пример 4:
Решим систему уравнений:
Пусть (х; у) — решение системы.
Выразим у из линейного уравнения:
Подставим найденное выражение в первое уравнение системы:
После преобразований получим:
Ответ: (-0,5; 0,5), (4; 5).
Если это целесообразно, то можно осуществлять подстановку некоторого выражения «в целом».
Пример 5:
Подставим во второе уравнение тогда его можно переписать в виде:
Теперь выразим х через у из первого уравнения системы:
Подставим в полученное ранее уравнение ху = 2:
Корни этого уравнения:
.
Иногда решить систему можно, используя метод алгебраического сложения.
Пример 6:
Сложим уравнения, предварительно умножив первое уравнение на —1. В результате получим:
.
Корни этого уравнения:
Подставим найденные значения в первое уравнение. Рассмотрим два случая:
1)
2) , получим уравнение корней нет.
Иногда упростить решение удаётся, используя различные варианты замены неизвестных.
Пример 7:
Решим систему уравнений:
Обозначим
Второе уравнение системы примет вид:
Решим полученное уравнение. Получим, умножая обе части на 2а:
Осталось решить методом подстановки линейные системы:
Ответ: (2; 1), (1; 2). Решение задач с помощью систем уравнений Знакомимся с новыми знаниями
Напомним, что при решении задач обычно действуют следующим образом:
1) обозначают буквами какие-нибудь неизвестные величины, выражают через них другие величины, составляют систему уравнений;
2) решают полученную систему;
3) отвечают на вопрос задачи.
Пример 8:
Периметр прямоугольника равен 34 см, а его диагональ 13 см. Найдите стороны прямоугольника.
Пусть х см — длина, у см — ширина (х у), тогда периметр прямоугольника — см.
Воспользуемся теоремой Пифагора:
Решим систему. Выразим из первого уравнения у:
Подставим во второе уравнение:
Корни уравнения:
Найдём
С учётом условия получим ответ: длина — 12 см, ширина — 5 см.
Пример 9:
Если произведение двух положительных чисел увеличить на первое из них, то получится 128. Если это же произведение увеличить на второе из них то получится 135. Найдите эти числа.
Пусть х — первое число, у — второе число.
Тогда: — произведение, увеличенное на первое число, ху 4-у — произведение, увеличенное на второе число.
Вычтем из второго уравнения первое. Получим:
Дальше будем решать методом подстановки:
Подставим в первое уравнение выражение для у:
Корни уравнения: (не подходит по смыслу задачи).
Найдём у из уравнения:
Получим ответ: 16 и 7.
Симметричные системы уравнений с двумя неизвестными
Уравнение с двумя неизвестными называется симметричным, если при перестановке этих неизвестных местами уравнение не меняется. Например, уравнение симметричное, так как при перестановке входящих в него неизвестных оно приобретает вид , то есть не меняется. А вот уравнение не симметричное, так как при перестановке входящих в него неизвестных оно приобретает вид , то есть меняется.
Система двух уравнений с двумя неизвестными называется симметричной, если каждое уравнение этой системы симметричное.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В определении симметричной системы уравнений требуется, чтобы каждое уравнение в отдельности не менялось.
Например, если в системе уравнений
переставить местами неизвестные х и у, то получим систему:
Видно, что система в целом не изменилась (уравнения поменялись местами по сравнению с первоначальной системой). Но такая система не является симметричной, так как каждое из уравнений в отдельности изменилось.
Убедитесь, что симметричные системы с двумя неизвестными х и у можно решать с помощью замены неизвестных:
Сначала научитесь выражать через неизвестные выражения:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Системы уравнений с двумя переменными
п.1. Понятие системы уравнений с двумя переменными и её решения
п.2. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными
Поскольку каждое из уравнений с двумя переменными можно изобразить в виде графика на плоскости, графический метод решения систем таких уравнений достаточно удобен.
п.3. Примеры
Пример 1. Решите графическим способом систему уравнений:
а) ( left< begin < l >mathrm & \ mathrm <4x+3y=0>& endright. )
( mathrm ) – окружность с центром в начале координат
( mathrm <4x+3y=0>) – прямая ( mathrm )
Система имеет два решения (–3; 4) и (3; –4)
Ответ: <(–3; 4) ; (3; –4)>.
б) ( left< begin < l >mathrm & \ mathrm & endright. )
( mathrm ) – гипербола ( mathrm )
y – x = 4 – прямая y = x + 4
Система имеет два решения (–5; –1) и (1; 5)
Ответ: <(–5; –1) ; (1; 5)>.
в) ( left< begin < l >mathrm & \ mathrm & endright. )
x 2 + y = 1 – парабола y = –x 2 + 1
x 2 – y = 7 – парабола y = x 2 – 7
Система имеет два решения (–2; –3) и (2; –3)
Ответ: <(–2; –3) ; (2; –3)>.
г) ( left< begin < l >mathrm & \ mathrm & endright. )
xy = 1 – гипербола ( mathrm )
x 2 + y 2 = 2 – окружность с центром в начале координат, радиусом ( mathrm<sqrt<2>> )
Система имеет два решения (–1; –1) и (1; 1)
Ответ: <(–1; –1) ; (1; 1)>.
Пример 2*. Решите графическим способом систему уравнений
a) ( left< begin < l >mathrm & \ mathrm <frac1x-y=1>& endright. )
x 3 – y = 1 – кубическая парабола y = x 3 – 1, смещённая на 1 вниз.
( mathrm <frac1x-y=1>) – гипербола ( mathrm ), смещённая на 1 вниз
Система имеет два решения (–1; –2) и (1; 0)
Ответ: <(–1; –2) ; (1; 0)>.
б) ( left< begin < l >mathrm <|x|+|y|=2>& \ mathrm & endright. )
|x| + |y| = 2 – квадрат с диагоналями 4, лежащими на осях
x 2 + y 2 = 4 – окружность с центром в начале координат, радиусом 2
Система имеет четыре решения (2; 0), (0; 2) , (–2; 0) и (0; –2)
Ответ: <(2; 0) ; (0; 2) ; (–2; 0) ; (0; –2)>.
в) ( left< begin < l >mathrm & \ mathrm & endright. )
y – x 2 = 4x + 6 – парабола y = (x 2 + 4x + 4) + 2 = (x + 2) 2 + 2, ветками вверх, смещённая на 2 влево и на 2 вверх
y + |x| = 6 – ломаная, y = –|x| + 6. Для x > 0, y = –x + 6, для x 0, y = x, для x
Как найти решение системы уравнений по рисунку
Другими словами, если задано несколько уравнений с одной, двумя или больше неизвестными, и все эти уравнения (равенства) должны одновременно выполняться , такую группу уравнений мы называем системой.
Объединяем уравнения в систему с помощью фигурной скобки:
Графический метод
Недаром ответ записывается так же, как координаты какой-нибудь точки.
Ведь если построить графики для каждого уравнения в одной системе координат, решениями системы уравнений будут точки пересечения графиков.
Например, построим графики уравнений из предыдущего примера.
Пример 1
Для этого сперва выразим y y y в каждом уравнении, чтобы получить функцию (ведь мы привыкли строить функции относительно x x x ):
Для того чтобы графически решить систему уравнений с двумя переменными нужно:
1) построить графики уравнений в одной системе координат;
2) найти координаты точек пересечения этих графиков (координаты точек пересечения графиков и есть решения системы);
Разберем это задание на примере.
Решить графически систему линейных уравнений.
Графическое решение системы уравнений с двумя переменными сводится к отыскиванию координат общих точек графиков уравнений.
Пример 2
Графиком линейной функции является прямая. Две прямые на плоскости могут пересекаться в одной точке, быть параллельными или совпадать. Соответственно система уравнений может:
а) иметь единственное решение;
б) не иметь решений;
в) иметь бесконечное множество решений.
2) Решением системы уравнений является точка (если уравнения являются линейными) пересечения графиков.
Пример 3
Графическое решение системы
Пример 4
Решить графическим способом систему уравнений.
Графиком каждого уравнения служит прямая линия, для построения которой достаточно знать координаты двух точек. Мы составили таблицы значений х и у для каждого из уравнений системы.
Прямую y=2x-3 провели через точки (0; -3) и (2; 1).
Прямую y=x+1 провели через точки (0; 1) и (2; 3).
Графики данных уравнений системы 1) пересекаются в точке А(4; 5). Это и есть единственное решение данной системы.
Пример 5
Выражаем у через х из каждого уравнения системы 2), а затем составим таблицу значений переменных х и у для каждого из полученных уравнений.
Прямую y=2x+9 проводим через точки (0; 9) и (-3; 3). Прямую y=-1,5x+2 проводим через точки (0; 2) и (2; -1).
Наши прямые пересеклись в точке В(-2; 5).
ОБЯЗАТЕЛЬНО: Познакомимся с видео, где нам объяснят как решаются системы линейных уравнений графическим способом. РАССКАЖУТ, КАК РЕШАТЬ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИ.
Видео YouTube
[spoiler title=”источники:”]
http://reshator.com/sprav/algebra/9-klass/sistemy-uravnenij-s-dvumya-peremennymi/
http://www.sites.google.com/site/7klassdistancionnoeobucenie/sistema-linejnyh-uravnenij-graficeskij-sposob-resenia
[/spoiler]
Время чтения: 7 минут.
Сегодня мы разберем, что такое система уравнений и какие существуют методы ее решения: быстро, кратко, понятно🧠
То есть, по итогу решения системы у нас будет пара значений x и y, которые мы можем подставить в два уравнения и получить верное равенство.
Способы решения систем уравнения:
- Графический метод 📈
- Способ подстановки 📝
- Способ сложения ➕
Ниже разберем каждый метод подробнее.
1. Графический метод решения
Чтобы решить систему графически, нам нужно:
- Выразить из каждого уравнения переменную y;
- Построить таблицы значений для каждого уравнения (см. картинку ниже);
- Построить графики по полученным в таблице точкам;
- Найти точку пересечения графиков – это и будет решение
Таким образом, решением данного уравнения будет являться точка (3;2), то есть x=3, y=2.
Памятка для системы уравнений графическим методом
По коэффициентам при х сразу можно понять, будет ли система иметь решения.
2. Способ подстановки
Способ подстановки говорит сам за себя – что-то берем и подставляем вместо другого. Ниже представлен алгоритм действий👇
Давай рассмотрим решение на конкретном примере.
То есть, мы выразили y из первого уравнения, подставили его во второе и нашли значение х. После чего нашли значение y. Все просто!💁♀️
3. Способ сложения
Напоминаю для тех, кто забыл:
- коэффициенты – это числа перед x и y;
- x и y – это переменные.
Получается, наша задача – это избавиться от одной из переменных, чтобы дальше решать обыкновенное уравнение с одной переменной.
Звучит не очень то и сложно. Давай разберем на примере!
В примере мы умножили первое уравнение на -2, чтобы при х вместо 5 стал коэффициент -10.
А затем сложили первое и второе уравнение: -10x + 10x = 0. Вот мы и избавились от х😏Дальше решение очень напоминает предыдущий способ.
На этом все! Ниже будет несколько примеров для тренировки. Если хочешь закрепить полученные знания, то обязательно реши их.
Остались вопросы? Можешь написать о них в комментариях!
#образование #математика #ОГЭ #егэ #впр
Графический метод решения системы линейных уравнений
- Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений
- Алгоритм графического метода решения системы линейных уравнений
- Примеры
Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений
Рассмотрим систему двух уравнений: $ {left{ begin{array}{c} 3x-y = 5 \ 3x+2y = 8end{array} right.}$
Построим график каждого из уравнений и найдём точку пересечения.
Подставим координаты точки пересечения в уравнение:
$ {left{ begin{array}{c}3 cdot 2-1 ≡ 5\ 3cdot2+2cdot1 ≡ 8end{array} right.} Rightarrow$ (2;1) – решение системы
Таким образом, точка пересечения графиков уравнений является решением системы.
Графики двух уравнений системы могут пересекаться, быть параллельными и совпадать. Получаем разное количество решений системы в зависимости от соотношения коэффициентов уравнений:
$ frac{a_1}{a_2} neq frac{b_1}{b_2} $
$ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} neq frac{c_1}{c_2} $
$ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} = frac{c_1}{c_2} $
Прямые пересекаются
Прямые параллельны
Прямые совпадают
Одно решение
Нет решений
Бесконечное множество решений
Алгоритм графического метода решения системы линейных уравнений
1. Построить графики уравнений системы в одной координатной плоскости.
2а. Если $ frac{a_1}{a_2} neq frac{b_1}{b_2} $ найти точку пересечения – единственное решение системы.
2б. Если $ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} neq frac{c_1}{c_2} $ прямые параллельны и решений нет.
2в. Если $ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} = frac{c_1}{c_2} $ прямые совпадают, решений бесконечное множество.
Примеры
Пример 1. Решите графически систему уравнений. Сколько решений вы получили в зависимости от соотношения коэффициентов?
а)$ {left{ begin{array}{c} 5x+2y = 3 \ x-y = 4end{array} right.}$
Точка пересечения (1;-1)
Одно решение: $ frac{5}{1} neq frac{2}{-1}$
б) $ {left{ begin{array}{c}2x+y = 3 \ 4x+2y = 1end{array} right.}$
Прямые параллельны, решений нет:
$ frac{2}{4} = frac{1}{2} neq frac{3}{1}$
в) $ {left{ begin{array}{c}4x-y = 2 \ x+y = 3end{array} right.}$
Точка пересечения (1;2)
Одно решение: $ frac{4}{1} neq frac{-1}{1}$
г) $ {left{ begin{array}{c}2x-3y = 5 \ 4x-6y = 10end{array} right.}$
Прямые совпадают, бесконечное множество решений:
$ frac{2}{4} = frac{-3}{-6} = frac{5}{10} $
Пример 2*. Решите графически систему уравнений:
а)$ {left{ begin{array}{c} |x|-y = 0 \ x+3y = 4end{array} right.}$
В первом уравнении y всегда положительный: $y ge 0,∀x$
$ {left{ begin{array}{c}y(x) = |x| = {left{ begin{array}{c} x, x ge 0 \ -x, x lt 0 end{array} right.} \ x+3y = 4 end{array} right.} $
Два решения: (-2;2) и (1;1)
б)$ {left{ begin{array}{c} x-|y| = 0 \ 3x+y = 4end{array} right.}$
В первом уравнении x всегда положительный: $x ge 0,∀x$
$ {left{ begin{array}{c}y(x) = |y| = {left{ begin{array}{c} y, y ge 0 \ -y, y lt 0 end{array} right.} \ 3x+y = 4 end{array} right.} $
Два решения: (2;-2) и (1;1)
в)$ {left{ begin{array}{c} x^2-4y^2 = 0 \ 3|x|-2y = 8end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} (x-2y)(x+2y) = 0 \ y = 1,5|x|-4end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y = frac{1}{2} x \ y = -frac{1}{2} x end{array} right. \ y = {left{ begin{array}{c} 1,5x-4,x ge 0 \ -1,5x-4,x lt 0 end{array} right.} end{array} right.} $
Из первого уравнения получаем две прямых, из второго – ломаную.
Четыре решения:
(-4;2);(-2;-1);(2;-1);(4;2)
г)$ {left{ begin{array}{c}|y-x| = 4 \ |x+y| = 2end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y-x = 4 \ y-x = -4 end{array} right. \ left[ begin{array}{cc} x+y = 2 \ x+y = -2 end{array} right. end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y = x+4 \ y = x-4 end{array} right. \ left[ begin{array}{cc} y = -x+2 \ y = -x-2 end{array} right. end{array} right.}$
Из первого уравнения получаем одну пару параллельных прямых, из второго уравнения – вторую пару параллельных прямых.
Четыре решения:
(-3;1);(-1;3);(3;-1);(1;-3)
Рейтинг пользователей
Графический
способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
Приступаем к рассмотрению способов
решения линейных уравнений с двумя переменными. В школьном курсе алгебры
изучаются три способа решения систем.
1.
Графический способ (с помощью графиков).
2.
Способ подстановки.
3.
Способ сложения.
Разбираем каждый из них подробно. В этой
теме внимание уделено графическому способу. Название говорит само за себя:
нужно строить графики. Мы уже выяснили, что линейное уравнение с двумя переменными
легко преобразуется в линейную функцию путём выражения переменной у через
переменную х (используя правила переноса и деления/умножения на одно и то же
число). Преобразовав таким образом каждое уравнение, входящее в систему, и,
построив графики, можно визуально определить решение системы, т.е. точку
пересечения этих графиков. Останется только лишь как можно более точно выяснить
координаты этой точки. Это и есть решение системы.
При решении системы линейных уравнений с
двумя переменными графическим способом, необходимо:
Ø
в каждом уравнении выразить переменную у через переменную х;
Ø
на одной системе координат построить график каждой полученной
функции;
Ø
найти общие точки построенных прямых;
Ø
определить, если это возможно, координаты общих точек прямых.
Они и есть решение системы.
Например, решить графическим способом
систему
Выразим переменную у через переменную х.
Описываем функции.
– линейная функция,
графиком является прямая, проходящая через точки
–
линейная функция, графиком является прямая, проходящая через точки
На одной системе координат строим
графики описанных функций.
Находим координаты точки А – точки пересечения прямых. .
Значит, система имеет единственное решение
У графического способа решения систем
есть существенный недостаток. Найденное решение не всегда бывает точным, т.к.
на системе координат иногда невозможно выбрать такой единичный отрезок, чтобы
чётко определить координаты точки пересечения. Зачастую решение является
приближённым.
1.
Решить
систему уравнений графическим способом:
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
7) |
8) |
9) |
10) |
11) |
12) |
13) |
14) |
15) |
16) |
2.
Составьте
системы уравнений, графики которых изображены на рисунках, и найдите по рисунку
их решения.
а)
б) в)
г)
д) е)
ж)
з) и)
3.
Используя
графический способ, определите, имеет ли решения система уравнений:
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
7) |
8) |
9) |
10) |
11) |
12) |
4.
Решить
графически систему уравнений. Выяснить, проходит ли третья прямая через точку
пересечения первых двух.
5.
Решить
графически систему уравнений:
1) |
2) |
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике 5-9 класс
- Алгебра
- Системы линейных уравнений с двумя переменными
- Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Рассмотрим задачу:
Разность двух чисел равна 4, а их произведение 12. Найдите эти числа.
Решение:
Обозначим первое число буквой , а второе буквой . По условию задачи разность чисел равна 4, т.е. – = 4.
Так как произведение чисел равно 12, то = 12.
Мы составили два уравнения с двумя переменными. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти такие значения переменных, которые обращают в верное равенство каждое из уравнений – = 4 и = 12, т.е. найти общие решения этих уравнений. В таких случаях говорят, что требуется решить систему уравнений.
Систему уравнений записывают с помощью фигурной скобки. Поэтому, составленную нами систему уравнений, можно записать так:
Пара значений переменных = 6, = 2 является решением каждого уравнения системы, т.к. оба равенства 6 – 2 = 4 и 62 = 12 являются верными. Такую пару называют решением системы.
Решением системы уравнений с двумя переменными называют пару значений переменных, обращающую каждое уравнение в верное равенство.
Решить систему уравнений – это значит найти все ее решения или убедиться, что их нет.
Для того чтобы решить систему линейных уравнений с двумя переменными, можно использовать использовать графики уравнений.
Решим систему уравнений:
Выразив из уравнения переменную через переменную , получим линейную функцию . Построим в координатной плоскости график этой функции.
Для этого составим таблицу значений функции для некоторых значений аргумента .
Отметим на координатной плоскости точки с координатами (1; 0) и (3; 2) и проведем через них прямую, которая является графиком линейной функции .
Выразив из уравнения переменную через переменную (для этого перенесем переменную из левой части уравнения в правую, изменив ее знак, и разделим обе части уравнения на 2), получим линейную функцию . Построим в той же координатной плоскости график этой функции.
Для этого составим таблицу значений функции для некоторых значений аргумента .
Отметим на имеющейся координатной плоскости точки с координатами (1; 3) и (5; 1) и проведем через них прямую, которая является графиком линейной функции .
Мы получили, что прямые, которые соответствуют уравнениям и , пересекаются в точке Р(3; 2), координаты этой точки удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т.е. являются решением системы. Значит, рассматриваемая система имеет единственное решение: = 3, = 2.
Описанный выше метод решения системы уравнений называют графическим.
Суть графического метода решения системы уравнений с двумя переменными:
1) построить на одной координатной плоскости графики уравнений, входящих в систему;
2) найти координаты всех точек пересечения построенных графиков;
3) полученные пары чисел и будут искомыми решениями.
Заметим, что графический способ обычно позволяет находить решения лишь приближенно. Поэтому графический метод эффективен в тех случаях, когда требуется определить количество решений системы.
Определим, сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными.
1) Если одно из уравнений системы не имеет решения, то и вся система решений не имеет.
2) Если графиком одного из уравнений системы является вся плоскость, то система имеет бесконечно много решений.
3) Если графиками уравнений, входящих в систему линейных уравнений, являются прямые, то количество решений этой системы зависит от взаимного расположения двух прямых на плоскости:
- если прямые пересекаются, то система имеет единственное решение.
Рассмотренная нами выше система
имеет единственное решение = 3, = 2.
- если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений.
Рассмотрим систему
Если умножить обе части первого уравнения этой системы на 3, то решения этого уравнения, а значит, и всей системы не изменятся. Получим:
В полученной системе первое и второе уравнения одинаковые, значит, решения этой системы совпадают с решениями уравнения . Но это уравнение имеет бесконечно много решений, а следовательно, и рассматриваемая система имеет бесконечно много решений.
- если прямые параллельны, то система решений не имеет.
Рассмотрим систему
Если умножить обе части первого уравнения этой системы на 5, то решения этого уравнения, а значит, и всей системы не изменятся. Получим:
Очевидно, что не существует такой пары значений и , при которых выражение одновременно принимает значения и 45, и 11. Следовательно, рассматриваемая система не имеет решений.
Советуем посмотреть:
Уравнения с двумя переменными
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Решение систем линейных уравнений методом подстановки
Решение систем линейных уравнений методом сложения
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
Введение в алгебру
Линейное уравнение с одной переменной
Решение задач с помощью уравнений
Тождественно равные выражения. Тождества
Степень с натуральным показателем
Свойства степени с натуральным показателем
Одночлены
Многочлены
Сложение и вычитание многочленов
Умножение одночлена на многочлен
Умножение многочлена на многочлен
Разложение многочленов на множители
Формулы сокращенного умножения
Функции
Системы линейных уравнений с двумя переменными
Алгебра
Правило встречается в следующих упражнениях:
7 класс
Номер 1007,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1017,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1089,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1091,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1094,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1227,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 6,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 4,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 5,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 7,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
8 класс
Номер 91,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 134,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 173,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 310,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 333,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 337,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 338,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 355,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 420,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 435,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник