В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Фото: Екатерина Афанасьичева.
Проблема. С ужасающим постоянством в СМИ появляются статьи про конфликты между учениками, которые порой приводят к определенным последствиям. И всегда после них возникает вопрос, а можно ли было всё это предотвратить.
Решение. На самом деле, подобные стычки могут иметь позитивный, мобилизующий характер, если вокруг того, кого обидели, сплачиваются другие ученики. Но как различить конфликт и откровенно опасный буллинг?
Оглавление:
- Виды школьных конфликтов между учениками
- Плюсы и минусы конфликтов в школе
- Отличие конфликта от травли (буллинга)
- 9 основных причин конфликтов между учениками
- Как решить конфликт между учениками в школе
Виды школьных конфликтов между учениками
Конфликт между учениками – нормальное явление. Профессиональная деятельность педагога, кроме обучения и ведения воспитательной работы, предполагает общение с другими учителями, учениками и родителями. Каждый день в школе происходит большое количество различных контактов, поэтому нередко встречаются и конфликтные ситуации. Полностью предотвратить их невозможно. Да и не всегда следует уходить от конфликтов.
Дело в том, что грамотное разрешение напряженных ситуаций позволяет сблизить учеников, повысить уровень их взаимопонимания и обеспечить положительные результаты воспитательной работы.
Конфликт между учениками предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации). Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:
- стороны конфликта;
- предмет конфликта.
По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:
- Деструктивный. В этом случае наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием и т.д.
- Конструктивный. Такой вид конфликта приводит к тому, что его участники получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов столкновения.
Плюсы и минусы конфликтов в школе
Что положительного в конфликтах между учениками
-
Конфликтные ситуации позволяют выявить слабое место во взаимоотношениях.
- Конфликты вскрывают «невидимые» моменты взаимоотношений (человек демонстрирует хорошее отношение, но «за спиной» способен говорить и делать плохие вещи).
- Происходит выход негативных эмоций, снимается напряженность в отношениях. При наличии скрытого конфликта накапливается негатив внутри человека. После того как накопленное выплескивается, наступает облегчение.
- Конфликтная ситуация заставляет пересматривать свои взгляды, мнения, привычки.
- Нередко конфликты способствуют сплочению коллектива. К примеру, на его участников производится внешнее давление, в результате которого они объединяют усилия для совместного противостояния.
Негативные составляющие конфликта между учениками
- Сильные переживания и отрицательные эмоции.
- Ухудшение взаимоотношений.
- Нарушение микроклимата в классе.
- Снижение успеваемости и качества учебы.
- Неэффективное использование времени (исследования показали, что 1 мин. конфликта приводит к 12 мин. постконфликтных переживаний).
Отличие конфликта от травли (буллинга)
Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. У взрослых людей вырабатывается определенный опыт, позволяющий оказывать противостояние «атакам» в свою сторону, но дети не всегда могут с этим справиться. Они особенно остро переживают такие ситуации в школьные годы. Конфликт между учениками в классе может развиваться уже с первых дней учебы.
Буллинг (травля) представляет собой систематическое проявление агрессии в отношении определенных детей. Он является глубокой проблемой современной школы. Буллинг развивается на «неравенстве сил». Это явление не всегда проявляется в физических нападениях. Нередко встречаются случаи психологической травли.
Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Он развивается на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликт между учениками считается разрешенным, если устранен инцидент. В школьной практике такие случаи возникают не только между детьми, в них могут участвовать родители и даже педагоги.
Причинами конфликтных ситуаций в школе могут выступать самые разные факторы, начиная от детской обиды и заканчивая столкновением мнений по вопросам организации учебного процесса.
9 основных причин конфликтов между учениками
Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:
- борьба за лидерство;
- соперничество;
- ложь, сплетни;
- оскорбления;
- нанесенные обиды;
- враждебное отношение детей к «любимчикам» педагога;
- неприязнь к конкретной личности;
- детская влюбленность при отсутствии взаимности;
- борьба за внимание девочки/мальчика.
В начальной школе конфликты между учениками выглядят достаточно безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Подобные ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут вновь становятся друзьями.
С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Они начинают давать оценку душевным качествам соучеников. На этом фоне конфликты становятся более серьезными и могут приводить даже к потасовкам.
Есть немало примеров, когда отдельные ученики превращаются в изгоев и постоянно испытывают гонения в школе. Тому, кто оказался в такой ситуации, становится невыносимо дальнейшее нахождение в коллективе одноклассников. Вместо того чтобы постараться найти причину такого отношения и измениться самому, такие дети часто меняют школу.
Одной из причин негативного отношения со стороны учеников может быть склонность к «ябедничеству» учителям на одноклассников. Свой «доносчик» есть в каждом классе. Дети к этому относятся очень болезненно. Они ценят преданность и хотят, чтобы класс был крепкой, единой командой. Как только на одного из учеников «падает тень» доносчика, он попадает в категорию предателей.
Нередко ябеды испытывают не только психологическое, но и физическое давление. Их одноклассники считают, что доносчика нужно обязательно проучить, чтобы он прекратил «закладывать» их учителям или родителям. Педагоги должны принять меры, чтобы пресечь попытки физического воздействия на детей, как в школе, так и за ее пределами. Они несут непосредственную ответственность за здоровье своих учеников.
Еще одним качеством, которое вызывает нетерпимость у детей, является зазнайство. Встречаются ситуации, когда отличники или ученики, которым знания даются легко, ведут себя высокомерно по отношению к соученикам. Подобные случаи могут провоцировать конфликтные ситуации.
Количество «двоечников» и «троечников» всегда больше, чем отличников, они держатся более сплоченно и будут стараться наказать заносчивого одноклассника. Такие противостояния встречаются практически в каждом классе. Ученики, которые учатся плохо, могут испытывать зависть к отличникам. Развитию конфликтной ситуации нередко способствуют и сами педагоги, если они перед всем классом стыдят «двоечников» и хвалят своих любимчиков.
Отличники, которые не дают списывать тем, кто учится плохо, могут попасть в список «личных врагов» школьных хулиганов. Испытывая обиду, двоечник может при удобном случае «подставить» более удачливого одноклассника. Он может подменить домашнее задание, высмеять перед классом, прицепить на спину листок с обидной фразой, подложить жевательную резинку на стул и т.д. Список «подстав» и шуток очень обширный и ограничен лишь фантазией школьников.
Как решить конфликт между учениками в школе
Есть много примеров, когда конфликты между учениками в школе происходят непублично. При этом их свидетели и участники скрывают это от взрослых. Педагогу важно научиться выявлять конфликты на основании косвенных признаков. К примеру:
- в классе ощущается напряженность и некомфортная обстановка;
- нередко возникают неловкие паузы;
- появляются признаки, что ученики что-то скрывают от учителя.
Существуют ряд ситуаций, которые потенциально могут приводить к конфликтам между учениками. Педагогу следует проявить повышенную бдительность, если:
- В классе появился новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.
- Один из учеников начинает вести себя неадекватно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.
- Один учащийся сильно отличается от остальных соучеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д. существует высокая вероятность, что он будет изгоем в своем классе.
Рассмотрим основные способы разрешения конфликтных ситуаций в школьных коллективах:
- Чтобы урегулировать конфликт и найти правильное его решение, нужно стать примером для учеников. Учитель должен демонстрировать уважительное и справедливое отношение к окружающим, включая детей. Большое влияние на формирование взаимоотношений в классе оказывают педагогическая тактичность и модель взаимодействия учителя с детьми (особенно если речь идет о классном руководителе).
- После выявления конфликта между учениками необходимо разобраться, насколько далеко зашла ситуация. Чтобы избежать обострения, следует поспособствовать, чтобы ее участники самостоятельно урегулировали взаимоотношения.
- Даже если кажется, что конфликт зашел в тупик, педагог не должен срочно вмешиваться в разбор противостояния. Нужно постараться помочь конфликтующим сторонам советом, как устранить разногласия и наладить отношения.
- В работу по разрешению конфликта следует вовлекать всех его участников. Она должна быть совместной. Нужно помочь конфликтующим ученикам наладить диалог между собой. Нельзя кого-то обвинять или давить на одну из сторон. Нужно помнить, что в конфликте между учениками, чаще всего, виноваты все участники. Необходимо способствовать конструктивному диалогу, обсуждению сложившейся ситуации и поиску компромиссных решений. Важно научить детей слушать друг друга и уметь поставить себя на место оппонента.
- Если все использованные приемы не помогли устранить конфликт, проблему нельзя замалчивать. Нужно привлечь к ее разрешению завуча или директора, родителей, психолога и т.д.
считается разрешенным, если ликвидированы его причины. В ситуации, когда устранить проблему доступными методами не получается, родители могут перевести ребенка на семейное обучение. При таком подходе можно самостоятельно выбирать педагогов и исключается возможность контактов с родительским коллективом.
Конфликты между учениками в школе встречаются довольно часто. Если ситуация переходит в систематическую травлю отдельных детей и приобретает форму буллинга, в обязательном порядке необходимо вмешательство педагогов и родителей, с привлечением детского психолога.
Разгневан – потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и
мыслитель.
Работа в школе связана с быстро меняющимися
ситуациями, что, в свою очередь, может привести к
возникновению конфликтов. Как только возникает
конфликт, сразу “срабатывают” эмоции, люди
испытываем напряжение, дискомфорт, что может
нанести вред здоровью всех участников конфликта.
Поэтому классному руководителю важно иметь
элементарные представления о конфликтах, о том,
как предотвратить конфликт, грозящий погубить
добрые отношения между детьми, как вести себя в
ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как
завершить конфликт с наименьшими потерями или
разрешить его на пользу обеим сторонам.
Одной из важнейших задач педагога является
формирование у детей умения строить
взаимоотношения в процессе взаимодействия с
окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других
людей, их взгляды, привычки такими, какие они
есть. Важно обучать детей навыкам общения и в
случае необходимости корректировать их
поведение, иначе у ребенка могут закрепиться
такие формы поведения, которые станут помехой в
его отношениях с окружающими и окажутся
деструктивными для его собственного развития
Для современной психологии характерно
признание двойственной природы конфликта, в том
числе и его позитивной роли. Самая главная
позитивная функция конфликта состоит в том, что
он может являться сигналом к изменению,
возможностью сближения, разрядки напряжения,
“оздоровления” отношений и источником
развития, то есть конфликты – при правильном к
ним подходе – могут стать эффективным фактором
педагогического процесса, воспитательного
воздействия на детей, но при этом необходимо
обязательно создать доброжелательную атмосферу.
Я хочу поделиться опытом разрешения одного из
школьных конфликтов. Когда я была классным
руководителем 5 класса, в начале учебного года в
классе возник конфликт, с которым, полагаю,
встречаются многие классные руководители.
I. Предконфликтная ситуация.
В 1 четверти появились сложности, связанные с
обострением межличностных отношений: постоянные
жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и
не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на
них кричат, появились взаимные обиды, претензии
друг к другу, прослеживались отдельные случаи
драк, также на почве недопонимания. Все эти
действия представляют собой цепочку (эскалацию)
конфликтогенов, которые сыграли главную роль в
возникновении конфликта. Присутствовали
следующие типы конфликтогенов: это и стремление
к превосходству (7 человек в статусе “крутых”),
проявление агрессии (в некоторых случаях
происходили драки) и проявление эгоизма (каждый
считал, что не слушают именно его, хотя сам и не
пытался прислушиваться к мнению окружающих).
Было ясно, что в классе возникла конфликтная
ситуация.
Да, конфликту предшествовали объективные
жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками
возникновения конфликтных отношений явились потребности
детей в безопасности, общении, контактах,
взаимодействии, уважении, самовыражении и
самоутверждении.
И, действительно, дети были перевозбуждены. Они
резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в
свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят
находились на грани “психологического срыва”,
они не могли спокойно разговаривать друг с
другом, кричали, а когда я начинала с ними
беседовать с целью разобраться в ситуации (это
происходило каждый день), то большинство из них
“срывались”, начинали плакать, а обиды друг на
друга не проходили, а только усиливались. На
данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить
надвигающийся конфликт. С этой целью я каждый
день проводила индивидуальные, групповые беседы,
в которых использовала метод убеждения. Я
старалась проявлять внимание и уважительное
отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию,
мысленно ставила себя на его место, давала
каждому выговориться, упор делала на его
положительные качества. Но было время, когда я
использовала авторитарные методы во время
“разборок” с детьми. И, казалось бы, разрешили
противоречие, но во время проведения следующего
мероприятия, обязательно возникала ссора.
Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно,
что такими отношения оставлять дальше нельзя.
“Последней каплей” моего терпения стал конкурс
на “природе”, который был просто “сорван” из-за
разногласий между командами. Все ребята снова
рассорились, настроение было испорчено.
II. Непосредственно конфликт.
И это уже был, действительно, конфликт,
поскольку произошло столкновение
противоположно направленных, несовместимых друг
с другом позиций в межличностных отношениях
детей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями.
По типу это был межличностный конфликт,
так как он возник между учащимися класса из-за
несовместимости взглядов, интересов, целей,
потребностей.
Причинами конфликта были: недостаточное
понимание в процессе общения, индивидуально-личностные
особенности детей класса (60% детей класса имеют
способности и стремление быть лидерами, эта
группа ребят стремится доминировать, быть
первыми, сказать свое последнее слово; командир
класса, девочка, настолько принципиальна, что
иногда это подталкивает других ребят к
“враждебным” действиям, многим детям данного
класса присуща излишняя прямолинейность в
высказываниях, суждениях, стремление сказать
правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти
качества импонирует в ребятах), но это нравится
далеко не всем, повышенная эмоциональность,
недостаточно развитое качество личности –
толерантность, неумение контролировать свое
эмоциональное состояние бестактность отдельной
группы ребят).
Я также четко осознавала и другие причины
конфликта в этом изумительном классе. Пятый
класс – это период адаптации к новым
условиям обучения. Дети включаются в новую
систему отношений и общения со взрослыми и
товарищами. Кроме того, это ранний подростковый
период. Дают о себе знать физиологические
факторы в развитии, начинается перестройка
гармональной системы, что приводит к перепадам
самочувствия, настроения. Становясь подростком,
ребенок часто теряют психологическое
равновесие. Эти факторы способствуют обострению
межличностных отношений в коллективе.
Доминирующим становится потребность в
самоутверждении, которая может проявляться в
увеличении требовательности к другим,
чувствительности к несправедливости других, в
повышенной потребности в признании, внимании
уважении со стороны сверстников и взрослых.
Более того, у подростка появляется неадекватная
самооценка, комплексы неполноценности,
связанные с переживанием своих недостатков, в
отношении которых они болезненно ранимы.
Завышенная самооценка ведет к проявлению
нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости,
а заниженная – рождает тревожность,
неуверенность, страхи.
Поэтому я решила провести классный час, на
котором мне было важно:
- подвести детей к осознаванию конфликта в
классе, - обсуждению разных стратегий взаимодействия в
конфликте; - привести их к пониманию негативных последствий
использования деструктивной стратегии, которая
преобладала в их взаимоотношениях и важности
использования конструктивной стратегии; - мне было необходимо, чтоб дети сами выявили
причины такого положения в классе; - вместе с ними определить пути разрешения
конфликта, - то есть моя задача состояла в том, чтоб данный
конфликт послужил способом выявления и
разрешения противоречий.
Предварительная подготовка к классному часу
состояла в более глубоком изучении
межличностных отношений в классе. Кроме
наблюдения за детьми, беседы с каждым в
отдельности, я провела социометрическое
исследование, которое дополнило мое
представление об эмоциональной структуре
класса. Я провела анкету, которая включала в себя
такие вопросы, как “Всегда ли тебя устраивает то,
как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не
устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе
нравится в общении с одноклассниками? О каком
общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда
тебя не поняли?”
Для проведения классного часа мною была
создана презентация, в которую вошел небольшой
сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из
родителей “снимал” на телефон отдельные
моменты отдыха детей в том самом однодневном
походе и небольшая часть конкурса, где произошла
ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это
был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем
не менее, данный сюжет явился удачным материалом
для классного часа.
Моя стратегия поведения в конфликте.
По способу разрешения конфликта мною был
выбран конструктивный способ, отдав
предпочтение двум стилям разрешения данного
конфликта: сотрудничеству и компромиссу.
Поскольку, сотрудничество предполагает
поиск решения, удовлетворяющего интересы всех
детей класса. Оно предполагает умение сдерживать
свои эмоции, объяснять свои решения и
выслушивать другую сторону. При сотрудничестве
происходит приобретение совместного опыта
работы и вырабатываются навыки слушания.
А компромисс – это урегулирование
разногласий через взаимные уступки. Партнеры по
общению сходятся на “золотой середине”, то есть
на частичном удовлетворении интересов каждого
ребенка. Я предположила, что такая стратегия
также будет эффективной, т.к. было ясно, что все
дети желают одного и того же – улучшения
отношений. Как правило, компромисс позволяет
хоть что-то получить, чем все потерять, и дает
возможность выработать временное решение, если
на выработку другого нет времени.
Во время проведения классного часа мною были
использованы приемы конструктивного
взаимодействия: убеждение, аргументация,
попытка договориться.
Использовала метод аргументативной
дискуссии, цель которой содействовать
разрешению конфликта во мнениях. Я использовала
все положительные стороны такого известного приема
взаимодействия, как конструктивный спор по
С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы
речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось
конкретное поведение ребят (конкретность).
Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность).
Демонстрировалась ясная, открытая коммуникация,
где каждый говорил за себя и думал то, что
говорил, была хорошая “обратная связь”. Это была
“честная игра”.
III. Стадия разрешения конфликта
Последствия конфликта.
Возможно, что конфликт оказался единственным
выходом из напряженной ситуации.
Говоря о позитивных сторонах конфликта,
следует отметить, что, частным последствием
конфликта явилось усиление группового
взаимодействия.
Таким образом, налицо интегративные
последствия, которые определили выход из сложной
ситуации, конфликт привел к разрешению проблем,
усилил групповую сплоченность, привел к
взаимопониманию.
Результаты конструктивного спора (по С.
Кратохвилу) были также положительными.
Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то
научился новому (информативность), исчезла
напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили
претензии (отреагирование), обсуждение
ситуации привело к взаимопониманию, некоторому
сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая
проблема их волнует, было сохранено чувство
собственного достоинства каждого участника
беседы (сближение). Ситуация была разрешена,
проблема понята и практически разрешена, были
извинения (совершенно неожиданно для всех в
конце классного часа командир класса извинилась
перед своей одноклассницей, оправдалась за свое
поведение) и, наконец, были составлены правила
взаимодействия в классе (улучшение).
Меры по предотвращению конфликтов в будущем
1) Проведена еще серия классных часов по данной
теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в
шуточной форме “проигрывали” разные
“конфликтные ситуации из их жизни” и научились
сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне
было важно “донести” до них идею о том, что в
конфликте у человека доминирует не разум, а
эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание
просто отключается и человек не отвечает за свои
слова и действия.
Специалисты в области конфликтологии
разработали кодекс поведения в конфликте.
(Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология
управления. – Ростов – на Дону, 1997. – с.468-472).
Данные правила поведения в конфликте мы
проигрывали на классных часах. Все это было
представлено в юмористической форме, причем,
разные приемы поведения были детьми
подготовлены заранее. Было смешно и весело. А
дети обучались очень важным навыкам
взаимодействия.
Вот эти правила:
- Дайте партнеру ” выпустить пар”. Если партнер
раздражен и агрессивен, договориться с ним
зачастую невозможно, поэтому постарайтесь
помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во
время его “взрыва” рекомендуется вести себя
спокойно, уверенно, но не высокомерно. - Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
Например, задайте неожиданный вопрос совсем о
другом, но значимом для партнера деле или
доверительно попросите у конфликтующего
собеседника совета. - Не давайте партнеру отрицательных оценок, а
говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня
обманываете”, а лучше звучит: “Я чувствую себя
обманутым”. - Попросите сформулировать желаемый конечный
результат и проблему как цепь препятствий.
Проблема – это то, что надо решать, а отношение к
человеку – это фон, условия, в которых приходится
принимать решение. Не позволяйте эмоциям
управлять вами. Вместе с собеседником определите
проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите
проблему от личности. - Предложите клиенту высказать свои соображения
по разрешению возникшей проблемы и свои варианты
решения. Не надо искать виновных и объяснять
создавшееся положение. Ищите выход из него.
Вариантов должно быть много, чтобы выбрать
лучший, который сможет удовлетворить интересы
обоих партнеров по общению. - В любом случае дайте партнеру “сохранить свое
лицо”. Не следует отвечать агрессией на агрессию
и задевать достоинства партнера. Давайте оценку
поступкам, а не личности. - Отражайте, как эхо, смысл высказываний и
претензий. Употребление фраз типа “Правильно ли
я Вас понял?”, “Вы хотели сказать:” устраняет
недоразумения и демонстрирует внимание к
собеседнику, что уменьшает его агрессию. - Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою
вину. К извинениям способны уверенные и зрелые
люди, поэтому это обезоруживает партнера по
общению и и вызывает у него уважение и доверие. - Ничего не надо доказывать. В конфликте никто
никогда и никому ничего не смог доказать, так как
отрицательные эмоции блокируют способность
понимать и соглашаться. Это пустая трата времени
и бесполезное занятие. - Замолчите первым. Не от собеседника –
“противника” требуйте: “Замолчи”, “Прекрати”,
а от себя. Но молчание не должно быть окрашено
злорадством и вызовом. - Не характеризуйте состояние оппонента. Такие
фразы отрицательного эмоционального состояния
партнера, как “Что ты злишься/ нервничаешь/
бесишься”, только укрепляют и усиливают
конфликт. - Независимо от результата разрешения
противоречий старайтесь не разрушать отношения.
2) Те правила толерантного общения, которые были
выработаны на классном часе, мы с детьми
доработали и поместили их в наш классный уголок.
(Кстати, название нашего класса – города
“Волшебники”. В форме звезд эти правила
расположены над нашим “городом”). В конце каждой
недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик
“оценивает” свое поведение, учитывая то, как он
выполнял “законы города “Волшебники”, после
своей оценки, идет обсуждение в “звездочках”,
если возникают разногласия, тогда
“подключается” коллектив всего класса. Думаю,
что это хороший опыт, т.к. такой прием “работает”
на развитие толерантности, и, в результате, на
предотвращение конфликтов.
3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не
остается незамеченным. Мы “разбираемся” на
месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с
детьми.
4) В будущем планирую продолжать работу по обучению
детей навыкам эффективного поведения в
конфликтах и их конструктивного разрешения. Сейчас
накоплен большой опыт по работе с детьми в данном
направлении. (Так, например, книга под названием
“Как научить детей сотрудничать?” (1998, автор – К.
Фопель) содержит большое количество
интерактивных игр, направленных на развитие
“эмоционального” интеллекта детей.
Кроме того, в настоящее время существуют
восстановительные технологии, которые включает
в себя обучение школьников навыкам медиаторской
деятельности. В нашей школе имеется сборник
методических материалов “Организация работы
школьной службы примирения” (г. Пермь, 2007),
который содержит материалы по организации служб
примирения в образовательном учреждении. Одной
из целей работы школьной службы примирения (ШСП)
является социальная реабилитация участников
конфликтных ситуаций на основе принципов
восстановительного правосудия. Задачами ШСП
является проведение примирительных программ для
участников школьных конфликтов; обучение
школьников методам урегулирования конфликтов. В
скором времени, надеюсь, такая служба появится и
в нашей школе.
5) Как известно, одной из основных причин
конфликтов может быть недостаточно развитое
качество личности – толерантность. Авторы книги
“Воспитание толерантности у школьников”
предлагают программы работы с детьми разного
возраста, методические разработки различных
форм воспитания толерантности у детей. В своей
работе я буду продолжать пользоваться
материалами данной книги.
Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование
среди детей, которое показало, что конфликт
разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе,
дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им
приятно, что появился запрет на фамилии (без
имени) и клички. Дети стали более
уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких
случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь
останавливает. Обстановка нормализовалась.
Литература.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер,
2005. - Домашний репетитор. Обществознание для
абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева
и др.) – М.: Айрис пресс, 2007. - Журавлев В.И. Основы педагогической
конфликтологии. – М., 1995. - Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении.
– М.: Просвещение. 1992. - Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.
- Организация работы школьной службы примирения
(сборник методических материалов).- Пермь, 2007. - Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.
Воспитание толерантности у школьников. –
Ярославль: Академия развития Академия Холдинг,
2003 - Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в
педагогическом процессе. – М., 1991. - Селевко Г.К. Руководство по организации
самовоспитания школьников. “Школьные
технологии” 1999, № 6. - Шеламова Г.М. Деловая культура и психология
общения. – М.: Academa, 2004. - “Школьный психолог”.: Изд. Дом Первое сентября,
2007, № 13. - “Школьный психолог”.: Изд. Дом Первое сентября,
2008, № 10.
Взаимоотношения учеников: как выявить и решить
проблемы класса
Коныгина И.А.
педагог-психолог высшей категории, методист отдела ГАОУ ДПО г. Москвы
«Московский центр качества образования»
Важное в статье
1. Конфликты
возникают в трех зонах деятельности: учебная, социально-значимая,
внешкольная. Классный руководитель должен уметь диагностировать проблемы
класса.
2. Чтобы
выявить детей, которым нужна помощь и поддержка, определите процент
социально-активных и пассивных учащихся в основных видах
деятельности.
3. Проведите
мини-исследование в классе. Вам понадобятся карточки с описанием
ситуации, вопросами и инструкцией к заполнению.
В основе взаимоотношений в классе лежит
потребность в общении. Это и деловое общение на уроке, которое
инициирует учитель, и игровое, возникающее спонтанно. Задача классного
руководителя – сформировать у учеников навыки качественных
межличностных отношений и создать благоприятный для обучения климат.
Чтобы определить, каков психологический климат внутри
классного коллектива, над какими проблемами и как работать, используйте
метод наблюдения за свободным поведением и общением школьников.
Решайте проблемные ситуации своевременно, не допускайте развития
конфликта
60процентов
учеников 5-7-х классов хотя бы однажды вербально
оскорбляли окружающих
Постоянное взаимодействие большого количества участников
образовательной деятельности приводит к тому, что в школе
периодически возникают разногласия и сложные ситуации. Чтобы они
не переросли в серьезные конфликты, педагог должен уметь оперативно
выявлять и решать проблемы в классе.
Не допустить усугубления конфликта помогут
психолого-педагогические компетенции педагога в области формирования
личности ученика в процессе общения с окружающими. Каждый классный
руководитель обязан знать закономерности функционирования и развития групп
и коллективов, особенности воздействия на подростков массовых
социально-психологических явлений: моды, общественного мнения, массовых
коммуникаций.
Неконструктивные подходы к разрешению конфликтных
ситуаций в образовательной среде:
·
недостаточное внимание к зарождающимся разногласиям.
Приводит к взаимному непониманию, дефициту доверия, дальнейшему проявлению
враждебности во взаимодействии участников образовательной деятельности и,
как следствие, серьезному конфликту;
·
показательное стремление к разрешению проблемной ситуации
на ее первоначальной стадии. Может перейти в бездействие
и апатию со стороны вовлеченных в нее участников. В этом
случае затянувшаяся проблемная ситуация поспособствует закреплению стереотипов
конфликтного поведения.
Определите социальную статусность каждого ученика и выявите проблемные
зоны класса
Как распознать, в какой зоне взаимоотношений возникает
конфликт или проблема в классе? Воспользуйтесь методикой исследования
взаимоотношений в среде учащихся и определите социальную статусность
каждого подростка: «лидер», «социально активен», «социально пассивен»,
«одиночка». Результаты исследования выявят «проблемные зоны» класса
и помогут определить пути коррекции межличностных отношений.
Социально-психологические отношения учащихся проявляются
в трех основных зонах деятельности:
·
учебная: отношения, которые связаны с процессом обучения;
·
социально-значимая: отношения в области общественно-значимых
дел, которые требуют развитого чувства ответственности, уважительного отношения
к одноклассникам;
·
внешкольная: дружеские взаимоотношения не только
в стенах школы, но и за ее пределами.
По итогам исследования классный руководитель получит
картину взаимоотношений учеников в классе, определит процент
социально-активных и пассивных подростков в основных видах
деятельности, выявит детей, которым нужна помощь и поддержка.
Подготовьте материалы для исследования
Важно
Используйте предлагаемые ситуации или придумайте новые,
которые будут интересны ученикам вашего класса
Исследование займет 10 мин. Раздайте ученикам карточки
(приложение 1) с описанием ситуаций,
вопросами и инструкцией к заполнению. Первая ситуация показывает
сформированность межличностных отношений в учебной деятельности,
вторая – в социально-значимой, третья – во внешкольной
деятельности и дружеских предпочтениях.
Вы можете использовать свои ситуации и вопросы.
При их формулировке следите за тем, чтобы содержание отражало
взаимоотношения между учениками в классе; воспроизводило ситуацию выбора
во взаимоотношении или общении; не ограничивало возможности выбора
(кого хочу, того и указываю, даже того, кого сегодня нет в классе).
Обработайте полученные данные
Полученные данные заносятся в общую таблицу (приложение 2), где педагог отмечает количественные
показатели из карточек участников исследования. Данные по горизонтали
указывают на социальную статусность ученика в классном коллективе.
Данные по вертикали позволяют вычислить общегрупповое значение каждого
вида деятельности и определить наиболее проблемную зону
в межличностном взаимодействии подростков.
Внимание
При необходимости обратитесь к педагогу-психологу
за помощью в обработке полученных данных
Проранжируйте данные по целям исследования:
1. Показатель выраженности групповой сплоченности
в деятельности.
2. Соотношение социально-активных и социально-пассивных учеников
в классе.
3. Одиночки, которые нуждаются в помощи.
4. Лидеры класса.
В приведенном примере (приложение 2) наиболее выражен
уровень групповой сплоченности во внешкольной деятельности. Меньше всего
сплочен класс в социально-значимой деятельности. Это и есть
показатель проблемной зоны, с которой классному руководителю надо начинать
работу.
Сравните общее количество выборов каждого подростка, чтобы
определить соотношение социально-активных и пассивных учеников. Если
количество социально-активных учащихся больше, а социально-пассивных
меньше, это говорит о здоровом потенциале, который педагог может использовать
в развитии межличностных отношений. На наличие проблем в классе
укажет ситуация, когда пассивных учеников больше, чем активных. Несколько
«одиночек» – также плохой сигнал.
Как правило, самое большое количество выборов имеют
не более 2 учащихся класса – это лидеры. Подростки, не имеющие
ни одного выбора, – одиночки.
Пример. Одиночками могут
быть «новички», и их статус (одиночки) – явление временное.
Если в такую категорию попали дети с особыми возможностями
здоровья – срочно примите меры для изменения сложившихся взаимоотношений
в классе.
Дети часто сами осознают и переживают взаимоотношения
с одноклассниками и взрослыми. В школьный период подростки
переосмысляют свое поведение. Потребность в общении у них
удовлетворяется неодинаково. Это значит, что для каждого ученика в классе
возникает своя неповторимая атмосфера общения. Помогите им наладить
общение со сверстниками, создайте образовательную среду психологически
безопасную для всего класса.
ДЛЯ СПРАВКИ
Как создать безопасную среду обучения
Детский коллектив, который организован педагогически
грамотно, положительно влияет на нравственность учеников.
А она – необходимое условие для психологически безопасной
образовательной среды в пространстве отдельного класса и всей школы
в целом. Развивайте личность ребенка на основе общечеловеческих
ценностей.
Помощь классному руководителю должны оказывать
педагог-психолог, социальный педагог, администрация образовательной
организации и родители учеников.
Приложение 1
Приложение 2
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один
из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как помочь ребенку правильно реагировать на конфликты в школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.
В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.
В период с 17 по 31 октября 2019 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой на Школьном портале Московской области был проведён опрос, целью которого стало изучение уровня конфликтной среды в школьных коллективах.
В опросе приняли участие почти 19 тысяч человек – более 5,6 тысяч педагогов и 13,3 тысячи учащихся подмосковных школ.
Почти 33% опрошенных детей сообщили, что в классах постоянно или часто обзывают кого-то обидными словами или угрожают. Согласились с этим утверждением чуть больше 10% участвующих в опросе педагогов, в то время, как 89,9% из них указали, что такие ситуации случаются редко или никогда.
Почти 37% школьников сообщили, что постоянно или часто становятся свидетелями того, как высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежда, поведение, привычки и т.д.), чуть менее 14% сообщили, что сами постоянно подвергаются насмешкам.
Виды конфликтов в школе
Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:
- разногласия в детском коллективе;
- непонимание между преподавателем и ребёнком;
- споры родителей с учителями/администрацией.
Рассмотрим все эти типы подробнее.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Конфликт «Ребёнок – класс»
Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.
- Новенький
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.
Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
- «Неправильное» поведение
Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.
Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах. Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.
- Изгои
В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.
Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку. И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот. Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.
Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.
Комментарий психолога:
Всегда нужно учитывать, что перевод ученика в другой класс из-за конфликта – это крайность, которая говорит о том, что педагоги и родители допустили недоработку и не разобрались в ситуации. Для ребёнка это чревато её повтором. Такой уход становится основной моделью разрешения конфликта. Это может закрепиться на уровне подсознания и, возможно, осложнить жизнь. Поступил в вуз – бросил, потому что что-то пошло не так. Нашёл работу – все повторяется снова. В итоге такой человек не получает образования, на которое мог бы рассчитывать, не делает карьеру…
Если ребёнок конфликтует со всем классом, уместно подключить родителей соучеников. Важно, чтобы они общались и понимали, что происходит. Всё-таки в жизни школьника родители многое решают. Влияние и справедливость должны идти с их стороны. Тесное общение важно для разрешения конфликта.
Можно отметить и то, что само возникновение ситуации показывает, что единственным средством социализации школьницы было предоставление возможности для списывания. Что странно, ведь подросток хорошо развит, умён и круг его интересов, наверняка, не ограничивается школьной программой. Нужно понять, что всё-таки произошло. Арина сначала давала списывать, а потом перестала. То есть там скрывается другая история, послужившая катализатором. И чтобы разобраться в ней, стоило привлечь специалиста-психолога.
Конфликт «Ребёнок – учитель»
Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.
Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.
Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает. Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы. Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.
Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.
Комментарий психолога:
Конечно же, в случае возникновения конфликта между учеником и учителем взрослый обязан найти способ пойти на уступки. Просто потому что он взрослый и понимает курьезность ситуации. Что делать, если это не получается? Можно опять-таки подключать родителей. Потому что ребёнок не должен справляться со взрослыми. Это неравенство в весе может его сломать либо уничтожить авторитет учителя.
Другой вариант – привлечение посредника для переговоров в лице другого учителя. Приемлем, если школьник конфликтует не со всеми педагогами. Есть учитель, с которым присутствует взаимопонимание. Он может выступить в роли медиатора. Третья сила всегда ломает суть противостояния. Таким дипломатом может выступить и кто-то из класса, но велик риск не удержать равновесия во взаимоотношениях.
Подпишитесь на нашу рассылку
Конфликт «Учитель – родители»
Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер. Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.
Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек. Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына. Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.
Комментарий психолога:
В слабой позиции иногда оказываются и родители, и учителя. Не всегда претензии родителей к учителям оправданы, и нужно помнить, что в большинстве случаев конфликт можно погасить всего лишь пообщавшись друг с другом. Психология конфликтов утверждает, что в каждом поступке существует логика и прежде чем идти на открытую конфронтацию, хорошо бы понять логику визави. Иногда самому непонятному поступку обнаруживается очень простое объяснение. Нужно выключить эмоции и получить обоснования противоположной стороны.
Если чувствуется, что решение принято на эмоциях, то возьмите паузу, прежде чем включиться в конфликт. Яркие эмоции не долговечны. Они остынут, и к консенсусу будет прийти значительно легче.
И никогда нельзя забывать, что задача и учителя и родителя в конечном итоге одинакова – сделать комфортным обучение школьника, а не отстоять своё эго. Если ребёнку придётся из-за этого переводиться, то сложно будет сделать так, чтобы дальнейшее обучение его радовало.
Конфликт родителя и учителя оправдан лишь в том случае, если учитель не мотивирован эффективно обучать детей. Иногда родитель видит, что при хорошей успеваемости и высоких оценках ребёнок не получает знаний по предмету. В этом случае необходимо собрать факты и подтверждать их ситуацией с другими учащимися. Если она аналогична, предпринять усилия для смены учителя.
Конфликт «Родитель – родитель»
Комментарий психолога:
К сожалению, часто в корне конфликта с родителями в школе лежит финансовая составляющая. Если в классе собирают деньги на что-либо, то сумма, которую могут сдать не напрягаясь одни родители, для других может оказаться неподъёмной. В этом случае у них бывает очень разное понимание того, как ребёнок должен жить, развиваться и заниматься. И то, что дети учатся в одном классе, рождает конфликт, в который втягиваются целые группы родителей. Начинается противостояние офлайн и онлайн. Голосование решает, кого оставить в чате, а кого исключить.
Я в этом случае рекомендую стараться не втягиваться в конфликт родителей в классе и не участвовать в массовых баталиях. В большинстве случаев конфликт случается между двумя родителями, и если его не подогревают новые участники, то со временем всё сходит на нет.
Можно действовать и по предыдущей схеме – сделать паузу хотя бы на сутки. И в любом конфликте важно уметь переключиться. Поговорить с кем-то, кто не имеет к теме отношения. Если вас обуревают эмоции, пообщайтесь с другом, подругой, мужем. Попытайтесь разбавить гнев взвешенным мнением и только после этого возвращайтесь к разговору. Дайте мозгу возможность остыть, обрести способность теоретизировать и решать конфликт родителей в школе дипломатическим путем.
И не забывайте, что самодостаточные, счастливые, доброжелательные люди обычно не дают втянуть себя в конфликт. Оставайтесь разумными и взрослыми в этом случае.
Способы решения конфликтов в школе
Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.
- Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.
Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.
Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание. Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.
Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.
- Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.
Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.
- Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.
Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку. Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.
В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.
Комментарий психолога:
Мне кажется, что излишний драматизм и накал страстей не располагает к разрешению ситуации. Понятно, что для участников всё очень болезненно. Но, как конфликтолог, я всегда пытаюсь снизить градус, потому что в большинстве случаев преграда в разрешении конфликта – эмоции. Спокойный подход очень важен, и попытка посмотреть на всё с холодным рассудком многое решает.
Раздувание и нагнетание конфликтов и отпугивает от посещения школы, и убивает желание учиться. Но не стоит впадать и в другую крайность: мол, что если в школу не ходить, то и конфликтов не будет. В жизни от них никто не застрахован, и приобретённое умение не поддаваться эмоциям тоже ценно.