Виды рифмовки в стихотворении
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1004.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1004.
Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.
Виды рифм
Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.
Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:
- мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.
- женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.
- дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.
- гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.
Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.
Выделяют три вида рифмовки:
- смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
- перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:
- кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба
-
Ольга Самсонова
5/5
-
Svetlana Yakimova
5/5
-
Дмитрий Пахомов
5/5
-
София Сиражитдинова’
5/5
-
Виктория Прилука
5/5
-
Galina Kravtsova
5/5
-
Валентина Смыслова
5/5
-
Артур Тухватулин
5/5
-
Лана Агабабян
5/5
-
Фарида Гаскарова
5/5
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1004.
А какая ваша оценка?
Как правильно определить способ рифмовки в стихотворении? Примеры? Чтобы определить способ рифмовки необходимо знать:
Под рифмовкой в литературе понимают способ чередования рифм в любом произведении, написанном в стихотворной форме. Тип построения ( композиции ) рифм в строфе бывает: 1). Смежный ( AABB ), когда рифмуются соседние строфы/ строки, например, первая и вторая, третья и четвертая, то есть каждые две строки. Ее еще называют парной. 2). Перекрестный ( ABAB ), рифма заложена в первой и третьей, второй и четвертой строках, то есть через строчку. 3). Кольцевой ( ABBA ), рифма в первой и четвертой, второй и третьей строфах. В поэзии можно встретить и примеры смешанного построения. Для определения варианта рифмовки нужно внимательно прочитать стихотворение/ стихотворное произведение и выяснить, какие именно строфы составляют рифму. Возьмем, например, стихотворение про Рассеяного Самуила Яковлевича Маршака: В рифму 1-я и 2-я строки, 3-я и 4-я строки. Это образец парной рифмовки. или ( М.А. Татарков ) Рифмуются 1-я и 3-я, 2-я и 4-я строки. Это перекрестная рифма. система выбрала этот ответ лучшим Victor D 2 месяца назад Определение способа рифмовки в стихотворении зависит от того, какие звуки в конце строк повторяются. Существует несколько типов рифмовки, которые можно использовать в стихотворении:
Ксарфакс 4 года назад Рифмовкой называется порядок (способ) чередования рифм в стихотворении / стихотворном произведении. К наиболее распространённым способам рифмовки относятся: 1) Смежная рифмовка (ААBB). Здесь рифмуются: 1 и 2 стихи, 3 и 4 стихи. 2) Перекрёстная рифмовка (АBАB). Здесь рифмуются: 1 и 3 стихи, 2 и 4 стихи. 3) Кольцевая (опоясанная) рифмовка (АBBА). Здесь рифмуются: 1 и 4 стихи, 2 и 3 стихи. Определение способа рифмовки. Если стихотворение состоит из строф-четверостиший, то определить способ рифмовки совсем несложно. Достаточно взять последнее слово (словосочетание / набор слов) из первой строчки (стиха) любого четверостишия и найти соответствующую ему рифму в последующих строчках. Например, если рифма нашлась во 2 строчке, то скорее всего это будет смежная рифмовка – чтобы в этом убедиться, нужно проверить, рифмуются ли между собой 3 и 4 строчки. Пример 1. А.А. Фет “Георгины”. Рифмуются слова из 1 и 3 стиха – “низко” / “одалиска”, “томных” / “нескромных” и т.п., а также слова из 2 и 4 стиха – “твоих” / “них”, “ресниц” / “лиц” и т.п. Таким образом, здесь перекрёстная рифмовка. Пример 2. А.С. Пушкин “Узник”. Рифмуются слова из 1 и 2 стиха – “сырой” / “молодой”, “окно” / “одно”, “пора” / “гора”, а также слова из 3 и 4 стиха – “крылом” / “окном”, “своим” / “улетим”, “края” / “да я”. Таким образом, здесь смежная рифмовка. ** В некоторых случаях возможны варианты, когда часть строк стихов рифмуется. Если не рифмуется 1 и 3 стих – это холостая рифмовка (ABCB), а если не рифмуется 2 и 4 стих – это гиперхолостая рифмовка (АBАC). В известном стихотворении А.Н. Плещеева “Травка зеленеет” встречается именно холостая рифмовка: ** Также возможен вариант, когда рифмуются не стихи, а целые четверостишия. Например, это стихотворение Б.Л. Пастернака под названием “Гроза моментальная навек”: ** В строфах с 5-6 стихами и более сложных строфах рифмовка нередко бывает смешанной. Например, в стихотворении А.А. Фета “Пчёлы” рифмовка по схеме АБААБ: А онегинская строфа последовательно включает в себя перекрёстную рифмовку, парную рифмовку и опоясывающую рифмовку (AbAb CCdd EffE gg): Бутафога 2 месяца назад Обычно рифма (созвучие в окончании слов) находится в стихотворениях и она бывает разной: смешная, перекрестная, кольцевая. Под смежной (ее ещё называют парной) понимают созвучие первой и второй строки, третьей и четвертой. Под перекрестной понимают созвучие первой с третьей строкой, второй с четвертой. Под кольцевой понимают созвучие первой с четвертой строкой, второй с третьей строкой. Есть несколько видов рифмовки. 1 Парная (смежная) – аабб. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной. (К. Бальмонт). 2 Перекрестная – абаб Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске Что случится на моём веку́. (Б.Пастернак) 3 Кольцевая (опоясывающая) – абба С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду. (А. Ахматова) 4 Смешанная О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реКИ,— И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тосКИ!.. (Н. Некрасов) – в данном примере рифмовка аабаб, буквы капсом – это я так выделила рифму. Чтобы определить способ рифмовки, нужно посмотреть, какие строки рифмуются, вот и все. Vodila более года назад Добавим к сказанному еще интересные виды рифмовок. Оказывается, можно смотреть на ударение в последнем слове строки и тогда можно выделить следующие виды рифмовок по ударению: 1) мужскую рифму (когда ударение падает на последнюю гласную в слове); пример: подарил – поблагодарил 2) женскую рифму (здесь ударение падает на предпоследнюю гласную в слове); например: вниманья – воспоминанья. 3) дактилическую рифму (когда ударение падает на третью гласную с конца); пример: начальниках – охранниках. 4) гипердактилическую рифму (когда ударение падает на четвертую гласную с конца); например: подтягиваются – растягиваются. Лара Изюминка 2 года назад На самом деле, чтобы определить способ рифмовки, нужно знать, а какие спосбы рифмовки вообще существуют. Итак Разберемся что же вообще такое рифмовка. Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихе. Существует несколько способов рифмовки:
2 Перекрёстная рифмовка «АBАB». Здесь рифмуются 1 и 3 , а также 2 и 4 строки. 3 Бывает еще кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА» . когда рифмуются 1 и 4 строки, а также 2 и 3 строки. Например, 4 Также встречается и так называемая холостая рифмовка «АВСВ». Когда рифмуется 2 и 4 стих, а вот 1 и 3 стих не рифмуются. 5 вид рифмовки – смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Лара Степанова более месяца назад Приведем несколько способов рифмовки 1 способ это Парная (смежная) – ее обозначение аабб. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? 2 способ Перекрестная – абаб Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; 3 Кольцевая (опоясывающая) – абба Ливень стучал тяжело, Луч серебристый пронзил облака. Им любовались мы долго, пока Солнышко, солнце взошло! 4 Смешанная Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» в данном примере рифмовка аасбббс. Чтобы определить способ рифмовки, нужно просто посмотреть, какие строки рифмуются. Если говорить о перекрестной рифмовке АВАВ, то в данной конструкции рифмовка 1 и 3 стиха, а также 2 и 4. Если говорить об опоясанной рифмовке, а именно, Кольцевой, АВВА, то 1,4 стихи будут рифмованы, а также 2,3. В смежной рифмовке ААВВ будут рифмованы 1,2, а также 3 и 4. Знаете ответ? |
Памятка, как определить вид рифмы стихотворения
Для того чтобы научиться определять вид рифмы стихотворения, нужно познакомиться с основными понятиями по теме.
Стихотворение — это небольшое произведение о чувствах, переживаниях героя. Состоит из стихов, а также у него есть рифма, ритм.
Рифмы — похожие по звучанию окончания строк в стихотворении.
Рифмы могут быть перекрёстные, смежные (парные), кольцевые (опоясывающие).
Схема рифмы — буквенное обозначение рифмующихся слов. А и В — разные рифмы.
Арифмия — приём, когда в строфе чередуются строки с рифмой со строками, где рифмы нет.
Приведем примеры рифм из стихотворения Е. А. Баратынского «Где сладкий шёпот…».
1. Перекрёстная рифма.
Рифмуются слова (1)-ой и (3)-ей, (2)-ой и (4)-ой строк. Схема рифмы — АВАВ.
1. Где сладкий шёпот
2. Моих лесов?
3. Потоков ро́пот,
4. Цветы лугов?
Рифмы (1)-ой и (3)-ей строк — «шёпот» и «ро́пот». Рифмы (2)-ой и (4)-ой строки — «лесов» и «лугов».
2. Кольцевая (опоясывающая) рифма. Рифмуются слова (1)-ой и (4)-ой, и (2)-ой и (3)-ей строк. Схема рифмы — АВВА.
1. Деревья го́лы;
2. Ковёр зимы
3. Покрыл холмы,
4. Луга и до́лы.
Рифмы (1)-ой и (4)-ой строки — «голы» и «до́лы». Рифмы (2)-ой и (3)-ей строки — «зимы» и «холмы».
3. Смежная (парная) рифма. Рифмуются слова (1)-ой и (2)-ой, (3)-ей и (4)-ой строки. Схема рифмы — ААВВ.
1. Под ледяной
2. Своей корой
3. Ручей немеет;
4. Всё цепенеет…
Рифмы (1)-ой и (2)-ой строк — «ледяной» и «корой». Рифмы (3)-ей и (4)-ой строки — «немеет» и «цепенеет».
Определим вид рифмы в отрывке стихотворения Е. А. Баратынского «Где сладкий шёпот…».
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
1. Найдём рифмы. В этом отрывке рифмуются слова «злой» — «мглой» и «воет» — «кроет».
2. Пронумеруем строки отрывка.
1. Лишь ветер злой,
2. Бушуя, воет
3. И небо кроет
4. Седою мглой.
3. Определим, в каких по счету строках находятся рифмующиеся слова. Рифмуются слова (1)-ой и (4)-ой, и (2)-ой и (3)-ей строк.
4. Это кольцевая (опоясывающая) рифма.
Не всегда слова в конце строк в стихотворении рифмуются. Приведем пример отсутствия рифмы из стихотворения Е. А. Баратынского ««Весна, весна! Как воздух чист!».
1. Шумят ручьи! блестят ручьи!
2. Взревев, река несёт
3. На торжествующем хребте
4. Поднятый ею лёд!
Рифмы (2) и (4) строки — «несёт» и «лёд».
В конце (1) и (3) строки рифмы отсутствуют. Такой приём называется — арифмия.
Источники:
Стихотворение: Боратынский Е.А. Стихотворения Евгения Абрамовича Боратынского // Казань. Типо-лит. И.С. Перова. 1900 г. С. — 229.
Баратынский Е. А. Стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского // Казань. Типо-лит. И. С. Перова. 1900 г. С. — 283.
Текст: Ольга Лапенкова
Для человека, который не углубляется в теорию литературоведения, рифма — это просто созвучие слов, расположенных на концах строчек. Если такие строки в стихотворении имеются, значит, произведение написано с рифмой; если нет, перед нами белый стих. Как, например, у А. А. Ахматовой:
- Когда человек умирает,
- Изменяются его портреты.
- По-другому глаза глядят, и губы
- Улыбаются другой улыбкой.
- Я заметила это, вернувшись
- С похорон одного поэта.
- И с тех пор проверяла часто,
- И моя догадка подтвердилась.
Однако у понятия «рифма» есть ещё одно значение. В литературоведении термин «рифма» обозначает, на какой слог (если считать с конца строчки) падает ударение:
- •на первый слог — мужская рифма;
- •на второй слог — женская рифма;
- •на третий — дактилическая рифма.
Поскольку в лирике не бывает ничего случайного, каждый тип рифмы добавляет что-то новое к мелодике произведения. Так, мужская рифма «утяжеляет» звучание стиха, а женская, наоборот, делает его более плавным. Давайте посмотрим, как это работает у отечественных классиков.
Мужская рифма
Мужская рифма буквально «припечатывает» внимание читателя к концу каждой строчки. Стихотворение, в котором используются только мужские рифмы, звучит предельно убедительно, чётко и строго. Поэтому такое решение не очень-то подходит для стихотворений о любви или природе — в общем, о чём-то трогательном и нежном. А вот если лирический герой сталкивается с нешуточными испытаниями или даже оказывается на границе между жизнью и смертью, мужская рифма оказывается как нельзя кстати. Не случайно у А. С. Пушкина читаем:
УЗНИК
- Сижу за решёткой в темнице сырой.
- Вскормлённый в неволе орёл молодой,
- Мой грустный товарищ, махая крылом,
- Кровавую пищу клюёт под окном,
- Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
- Как будто со мною задумал одно.
- Зовет меня взглядом и криком своим
- И вымолвить хочет: «Давай улетим!
- Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
- Туда, где за тучей белеет гора,
- Туда, где синеют морские края,
- Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Впрочем, иногда мужская рифма встречается и в юмористических произведениях. Как, например, у Д. И. Хармса в детском стихотворении «Очень-очень вкусный пирог», где читатель должен сам «дописать» концовку каждого двустишия:
- Я захотел устроить бал,
- И я гостей к себе…
- Купил муку, купил творог,
- Испёк рассыпчатый…
- Пирог, ножи и вилки тут —
- Но что-то гости…
- Я ждал, пока хватило сил,
- Потом кусочек…
- Потом подвинул стул и сел
- И весь пирог в минуту…
- Когда же гости подошли,
- То даже крошек…
Что же, отгадать мужскую рифму намного легче, чем женскую или дактилическую: выбери автор другой способ, читатель вместо развлечения получил бы головную боль.
Женская рифма
Женская рифма звучит более плавно и нежно, чем мужская, поэтому она отлично подходит для любовной и философской лирики. Об этом прекрасно знал, в частности, Н. А. Некрасов, который написал вот такое стихотворение:
- Мы с тобой бестолковые люди:
- Что минута, то вспышка готова!
- Облегченье взволнованной груди,
- Неразумное, резкое слово.
- Говори же, когда ты сердита,
- Всё, что душу волнует и мучит!
- Будем, друг мой, сердиться открыто:
- Легче мир — и скорее наскучит.
- Если проза в любви неизбежна,
- Так возьмем и с неё долю счастья:
- После ссоры так полно, так нежно
- Возвращенье любви и участья…
Если читать это стихотворение без спешки и с выражением, то создастся впечатление, что лирический герой ведёт возлюбленную в танце. Во многом это заслуга трёхсложного размера (стихотворение написано анапестом) — но также, конечно, и женской рифмы. Обратите внимание: ударение в каждой строчке падает на второй слог с конца!
Дактилическая рифма
Если женская рифма — это плавность и нежность, то дактилическая — задумчивость, медлительность и, во многих случаях, тоска и скорбь. Если речь в стихотворении идёт о чём-то обыденном, то такое творческое решение может утомить читателя и вызвать у него зевоту. Так что неудивительно, что дактилическая рифма встречается редко. Красноречивый пример — стихотворение И. С. Никитина, написанное от лица человека, которому осталось жить несколько дней или даже часов:
- Вырыта заступом яма глубокая,
- Жизнь невесёлая, жизнь одинокая,
- Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
- Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая… <…>
- Что же? усни, моя доля суровая!
- Крепко закроется крышка сосновая,
- Плотно сырою землёю придавится,
- Только одним человеком убавится… <…>
- Вот она — слышится песнь беззаботная,
- Гостья погоста, певунья залётная,
- В воздухе синем на воле купается;
- Звонкая песнь серебром рассыпается… <…>
И правда, как ещё передать отчаяние умирающего, у которого была не очень-то весёлая жизнь — но, сколько бы в ней ни было тяжести и тоски, прощаться с ней не хочется?
Чередование рифм
Выше были приведены случаи «чистого» употребления той или иной рифмы. Так, у Пушкина в «Узнике» в каждой строчке встречалась исключительно мужская рифма, у Некрасова в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…» — женская, у Никитина в стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…» — дактилическая.
Однако такие ситуации — скорее исключение, нежели правило. Обычно авторы чередуют несколько рифм на протяжении всего произведения. Помните программное четверостишие Ф. И. Тютчева?
- Умом Россию не понять,
- Аршином общим не измерить:
- У ней особенная стать —
- В Россию можно только верить.
Так вот, в нём чередуются мужская и женская рифма: в первой и третьей строчках — мужская, во второй и четвёртой — женская. Благодаря такому решению четверостишие звучит бодро, музыкально, нескучно.
Что такое рифмовка в литературе
Ещё в литературоведении существует понятие «рифмовка». Оно обозначает, в каком порядке в стихотворении расположены зарифмованные строчки.
Чтобы составить простую и удобную схему, для обозначения созвучных строчек можно использовать латинские буквы. Значит, «рисунок» каждого из трёх вариантов рифмовки будет выглядеть так:
- •парная рифмовка — aabb;
- •перекрёстная рифмовка — abab;
- •кольцевая, или опоясывающая, — abba.
Рассмотрим каждый вариант на примерах.
Парная рифмовка
Парная рифмовка — это когда созвучные строчки расположены одна за другой. Такое решение характерно для лёгких стихотворений — детских и/или юмористических. Здесь снова уместно процитировать Д. И. Хармса. Название его стихотворения «Страсть» вроде бы намекает, что речь пойдёт о вещах сложных и серьёзных, но содержание обманывает наши ожидания:
СТРАСТЬ
- Я не имею больше власти
- таить в себе любовные страсти.
- Меня натура победила,
- я, озверев, грызу удила,
- из носа валит дым столбом
- и волос движется от страсти надо лбом. <…>
- Я не имею больше власти
- таить в себе любовные страсти,
- они кипят во мне от злости,
- что мой предмет любви меня к себе не приглашает в гости.
- Уже два дня не видел я предмета.
- На третий кончу жизнь из пистолета. <…>
Впрочем, иногда парная рифмовка используется и в серьёзных — и даже трагичных — стихотворениях. Этим приёмом любил пользоваться О. Э. Мандельштам, который в разгар сталинских репрессий написал:
ЛЕНИНГРАД
- Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
- До прожилок, до детских припухлых желёз.
- Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
- Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
- Узнавай же скорее декабрьский денёк,
- Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
- Петербург, я ещё не хочу умирать:
- У тебя телефонов моих номера.
- Петербург, у меня ещё есть адреса,
- По которым найду мертвецов голоса.
- Я на лестнице чёрной живу, и в висок
- Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
- И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
- Шевеля кандалами цепочек дверных.
Лирический герой вспоминает о друзьях и знакомых, ставших жертвами режима, и понимает: следующим может быть он сам… Но почему в таком жутком стихотворении автор использует нарочито обманчивую парную рифмовку?
Скорее всего, чтобы показать будничность, привычность происходящего для жителей Петербурга. Парная рифмовка здесь позволяет подчеркнуть, что перед нами трагедия не одного человека, а всего народа.
Перекрёстная рифмовка
При перекрёстном типе рифмовки созвучные строки располагаются через одну: первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Как, например, у З. Н. Гиппиус:
ЗАКАТ
- Освещена последняя сосна.
- Под нею тёмный кряж пушится.
- Сейчас погаснет и она.
- День конченый — не повторится.
- День кончился. Что было в нём?
- Не знаю, пролетел, как птица.
- Он был обыкновенным днём,
- А всё-таки — не повторится.
Это самый привычный и поэтому нейтральный вариант рифмовки: не слишком быстрый, не слишком медленный. Для считалочек или прибауток он вряд ли подойдёт. Для неповоротливой, мрачной элегии — тоже.
Кольцевая, или опоясывающая, рифмовка
Кольцевая рифмовка — это когда первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей. Таким образом, первая и последняя строчки в четверостишии образуют как бы «рамку» или «пояс» (отсюда другое название этой рифмовки — опоясывающая). Схема стихотворения в таком случае получается замысловатой, тяжеловесной. Поэтому она отлично подходит для долгих размышлений о высоком. Или для мистических историй, как у Н. С. Гумилёва:
УКРОТИТЕЛЬ ЗВЕРЕЙ
- Снова заученно-смелой походкой
- Я приближаюсь к заветным дверям,
- Звери меня дожидаются там,
- Пёстрые звери за крепкой решеткой.
- Будут рычать и пугаться бича,
- Будут сегодня ещё вероломней
- Или покорней… не всё ли равно мне,
- Если я молод и кровь горяча?
- Только… я вижу всё чаще и чаще
- (Вижу и знаю, что это лишь бред)
- Странного зверя, которого нет,
- Он — золотой, шестикрылый, молчащий.
- Долго и зорко следит он за мной
- И за движеньями всеми моими,
- Он никогда не играет с другими
- И никогда не придет за едой.
- Если мне смерть суждена на арене,
- Смерть укротителя, знаю теперь,
- Этот, незримый для публики, зверь
- Первым мои перекусит колени.
- Фанни, завял вами данный цветок,
- Вы ж, как всегда, веселы на канате,
- Зверь мой, он дремлет у вашей кровати,
- Смотрит в глаза вам, как преданный дог.
Лирический герой, укротитель зверей, предчувствует скорую гибель — и предполагает, что она будет связана с девушкой по имени Фанни. Но что это значит? Герой не вовремя размечтается о любви — и пропустит момент, когда один из зверей приготовится к нападению? Или девушка сама расправится с бывшим приятелем?
Второе предположение выглядит не очень-то правдоподобно, но коварные женщины — частые гости в текстах Гумилёва. Чего стоит только стихотворение «Отравленный» (название говорит само за себя).
Как определить рифму стихотворения
Расположение рифмы в словах, строках и стихах любого поэтического произведения не закреплено строгими правилами, а потому определить вид этой своенравной организующей силы поэзии не всегда удается. Для классификации типов рифм используются три основных признака, вычислив которые, можно будет понять, как именно построено стихотворение.
Инструкция
Посчитайте, на каком слоге слова стоит ударение в рифмованном стихе. Счет ведется от конца слова к началу. Если ударным оказался первый с конца слог, перед вами пример мужской рифмы (пришли – нашли).
Когда ударение падает на предпоследний слог, рифму называют женской. В этом случае в словах совпадает больше звуков, потому что задействованным оказывается и следующий за ударным слог.
Реже встречаются дактилическая и гипердактилическая рифма. Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.
Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения, построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.
Строки, рифмующиеся через одну(первая – с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.
Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются буквами латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.
В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и неточные. При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный гласный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.