Как найти ритм на синтезаторе

Ритм

Ритм – это движение музыки, поэтому необходимо научиться его слышать и чувствовать для своевременного нажатия клавиш. Вы, наверно, замечали, что основа ритмического рисунка в танцевальных композициях циклически повторяется, например, так:

ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц

Пример 1

скачать

В многих стилях и направлениях чаще всего используется размер 4/4 (четыре четверти). Ритмическая основа при таком размере кратна четырём. В случае c “ун-ц, ун-ц, ун-ц, ун-ц” в каждую из 4-х долей звучит только “ун”, а “ц” звучит между долями. Количество долей определяется числителем размера. При размере 3/4 (три четверти) количество долей будет равно трём. Первая доля – сильная. Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. А теперь внимание! Начинать играть аккомпанемент нужно точно в первую долю такта. Другими словами, первый аккорд аккомпанемента должен прозвучать точно в первую долю такта. Одна из часто встречающихся ошибок начинающих музыкантов заключается в том, что они начинают играть последовательность аккордов аккомпанемента не с начала нового такта (с первой сильной долей), а с середины такта, в результате чего происходит моментальный сбой в аккомпанементе и вся композиция превращается в бессмысленный набор звуков.

Пример 2. Ритмический рисунок

скачать

Этот ритмический рисунок соответствует варианту 1 на рис. 1 Он играется в размере 4/4 и красными цифрами показаны 4 доли. Черные цифры указывают на моменты времени ударов по хай-хету. Игра по хай-хету осуществляется восьмыми, поэтому таких отсчетов 8.

Схемы ритмических рисунков

Рис. 1. Схемы ритмических рисунков

Если начать играть аккомпанемент и мелодию в первую долю первого такта, то получится правильный вариант 1. Если же начать играть аккомпанемент и мелодию в момент появления 3-й доли первого такта, то мелодия, рассчитанная на ритмическую фигуру варианта 1 будет на самом деле звучать под смещённую ритмическую фигуру, показанную красными ромбиками в варианте 2 и вместо милой композиции в тяжелом стиле получится “ужас, летящий на крыльях ночи”.

Мы рассмотрели пример, в котором ритмическая фигура занимает один такт. В некоторых стилях синтезатора ритмическая фигура может занимать два такта (риc. 2). Если с этим не разобраться и начать играть аккомпанемент и мелодию со второго такта, то произойдет изменение динамики ритма в сторону её уменьшения и смещение смысловых акцентов между аккомпанементом и мелодией. Это похоже на смещение ударения в словах и вместо “СейчАс мы пойдЁм гулЯть” будет “сЕйчас мы пОйдём гУлять”.

Схема ритмического рисунка из 2-х тактов

Рис. 2. Схема ритмического рисунка из 2-х тактов

На ЖК-дисплее многих синтезаторов есть индикатор долей, где первая сильная доля может как-то выделяться, например, большим размером круга. Если ритмическая фигура занимает один такт, то можно ориентироваться по данному индикатору. Если же ритмическая фигура занимает два или более тактов, то данный индикатор уже не поможет. Нужно учиться слышать ритм и выделять всю ритмическую фигуру в нём, что позволит осуществить правильное вступление.

В действительности один цикл партии аккомпанемента в том или ином стиле синтезатора рассчитан на определенное количество тактов. Это значит, например, что в конце 4-го такта звучит тарелка, что воспринимается как разделитель между частями одной музыкальной композиции. Куплет песни часто состоит из двух частей по 4 такта в каждом. Если начало куплета совпадает с началом цикла партии аккомпанемента, то звучание тарелки между частями куплета во многих случаях не вызовет дискомфорта. Первая часть куплета закончилась и вполне логично отделить его звуком тарелки от начала второй части. Если же исполнитель по какой-то причине начнёт играть куплет с середины цикла аккомпанемента, то тарелка будет звучать в середине частей куплета, где по смыслу её быть не должно. Для устранения рассинхронизации ритма, аккомпанемента и мелодии нужно предварительно познакомиться с партией ритма и аккомпанемента, а затем согласовать с ними мелодию. Для выравнивания всех партий можно поступить так: либо начинать играть после небольшого вступительного проигрыша (нажав соответствующую кнопку на панели управления синтезатора), либо использовать синхростарт и начать играть вместе с началом воспроизведения аккомпанемента..

Если вы испытывается затруднения с пониманием ритма и определением начала ритмической фигуры, то следует использовать счет. Каждая доля в такте имеет свой счет: 1-я доля – “раз”, 2-я доля – “два”, 3-я доля – “три” и 4-я доля – “четыре”. Первая доля является сильной, поэтому её можно произносить громче: “РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре”. Выделение сильной доли поможет услышать пульсацию и цикличность ритма.

Попробуйте прохлопать в ладоши и проговорить следующие ритмические рисунки.

Первый такт Второй такт
👏 👏     👏 👏    
Раз два три четыре Раз два три четыре

Первый такт Второй такт
👏   👏 👏 👏   👏 👏
Раз два три четыре Раз два три четыре

Что вам напоминает такой счет: “РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три”? Это ритм вальса с размером 3/4 (три четверти). А такой: “РАЗ-два-РАЗ-два-Раз-два-РАЗ-два”. Это ритм марша с размером 2/4 (две четверти).

Сложные ритмы удобнее считать расширенным счетом, который позволяет быстрее понять чередование сильных и слабых долей:

Раз-и- два-и-три-и четыре-и

Простой счет

Раз   два   три   четыре  
бум тыц бум тыц бум тыц бум тыц

, где “бум” – бочка, а “тыц” – ведущий.

Расширенный счет

Раз и два и три и четыре и
бум тыц бум тыц бум тыц бум тыц

Давайте выполним несколько упражнений, чтобы проверить, насколько хорошо у вас развито чувство ритма. Установить темп метронома синтезатора на 80. Запустите его и при каждом щелчке метронома хлопайте в ладоши, выделяя, по возможности, первую долю более сильным хлопком.

Тик тик тик тик Тик тик тик тик
👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏
Раз два три четыре Раз два три четыре

Упражнение получится быстрее, если при этом считать в слух: “Раз-два-три-четыре”. Получилось? Теперь следующее упражнение – постарайтесь хлопать в ладоши в два раза быстрее щелчков метронома.

тик   тик   тик   тик  
👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏
Раз   два   три   четыре  

Это упражнение интересно тем, что каждый второй хлопок происходит без удара метронома, т.е. мы находимся в своем цикле, который в два раза быстрее, чем цикл работы метронома. При практической игре на синтезаторе такая ситуация будет возникать часто. Например, между двумя ударами метронома требуется сыграть триоль – три звука, сыгранных равномерно. Для этого нужно самостоятельно произвести расчет моментов игры триоли относительно двух щелчков метронома (рис. 3).

Связь внешней и внутренней ритмической системы

Рис. 3. Связь разных ритмических систем

Не всегда доли метра можно услышать явно. На рис. 4 показана ритмическая фигура, в которой на вторые доли нет удара по ведущему барабану. Если чувство ритма развито слабо, то исполнитель часто пытается это компенсировать привязкой к тому или иному событию – удару по барабану или тарелке. Если удар был, значит и доля была, если нет, то это вызывает недоумение. Музыкант должен уметь играть ритмично независимо от того, слышны доли метра явно или нет. Он должен слышать (чувствовать) их внутри себя.

Ритмический рисунок

Рис. 4. Ритмическая фигура без удара по ведущему барабану на вторые доли

Попробуйте равномерно выполнить три хлопка между двумя щелчками метронома.

тик     тик     тик     тик    
👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏
Раз     два     три     четыре    

Теперь попробуйте хлопать между ударами метронома, т.е. вы должны хлопать на счет “и”

тик   тик   тик   тик  
  👏   👏   👏   👏
Раз и два и три и четыре и

Этот ритм вызывает трудности у тех, кто привык играть только в доли. А на самом деле всё просто, если использовать расширенный счет.

Что дают эти, возможно, примитивные и скучные, но крайне полезные упражнения? Они позволяют развить навык синхронного выполнения нескольких действий: сказать, хлопнуть в ладоши и услышать насколько одновременно происходит три события: ударение на слог в счете, звук от хлопка в ладоши и звук от метронома. Вместо хлопка можно стучать по столу, главное, чтобы рука или пальцы совершали действия синхронно с ударами метронома. У людей со слабо развитым чувством ритма синхронизация нескольких действий вызывает трудности, потому что они пытаются понять событие и для этого уделяют ему слишком много внимания. Например, они пытаются сказать под удар метронома, и все внимание сосредотачивают на том, чтобы вовремя вести счет под удары метронома. В результате рука отбивает ритм мимо щелчков метронома, поскольку внимания за её деятельностью уже не хватает. Отсюда и выражение “чувство ритма”, когда человек чувствует ритм, а не вычисляет его, как это может делать электроника.

А теперь повеселимся и немного побарабаним на синтезаторе. Выберите на синтезаторе голос “drum set”. Средним пальцем левой руки играется партия хай-хета, указательным пальцем правой руки – бочка, а безымянным пальцем правой руки – ведущий. Поехали.

Упражнение 1.

скачать

Упражнение 2.

скачать

Упражнение 3.

скачать

Упражнение 4.

скачать

Упражнение 5.

скачать

Упражнение 6.

скачать

Упражнение 7.

скачать

Упражнение 8.

скачать

Упражнение 9.

скачать

Упражнение 10.

скачать

Набарабанились? Тогда пройдёмте дальше к игре аккомпанемента.

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

background image

39

Приложение

ПОП МУЗЫКА 1
00 «CLUB POP»

[Клубная поп музыка]

21 «VOCAL POP«

[Вокальная поп музыка]

02 «RAP POP»

[Поп музыка в стиле рэп]

03 «FUNKY POP 1»

[Поп музыка в стиле фанк 1]

04 «SOUL BALLAD»

[Баллада в стиле соул]

05 «POP BALLAD«

[Поп баллада]

06 «LOVE BALLAD»

[Любовная баллада]

07 «FUNKY POP 2»
08 «EPIC BALLAD»

[Эпическая баллада]

09 «LITE POP»

[Легкая поп музыка]

ПОП МУЗЫКА 2
10 «16 BEAT SHUFFLE»

[16 дольный шафл]

11 «16 BEAT POP»

[16 дольный поп]

12 «16 BEAT FUN»

[16 дольный фанк]

13 «8 BEAT POP»

[8 дольный поп]

14 «8 BEAT SOUL»

[8 дольный соул]

15 «8 BEAT SHUFFLE»

[8 дольный шафл]

16 «DANCE POP 1»

[Танцевальный поп 1]

17 «DANCE POP 2«
18 «POP FUSION»

[Поп фьюжн]

19 «FOLKIE POP» [Фолк поп]
РОК МУЗЫКА 1
20 «ROCK WALTZ» [Рок вальс]
21 «SLOW ROCK 1»

[Медленный рок 1]

22 «SLOW ROCK 2»
23 «SOFT ROCK 1»

[Софт рок 1]

24 «SOFT ROCK 2»
25 «SOFT ROCK 3«
26 «POP ROCK 1» [Поп рок 1]
27 «POP ROCK 2»
28 «50’S ROCK» [Рок 50 х]
29 «60’S SOUL» [Соул 60 х]

РОК МУЗЫКА 2
30 «4 BEAT ROCK»

[5 дольный рок]

31 «ROCK» [Рок]
32 «HEAVY ROCK»

[Тяжелый рок]

33 «8 BEAT ROCK»

[8 дольный рок]

34 «STRAIGHT ROCK»

[Прямолинейный рок]

35 «HEAVY METAL»

[Хэви метал]

36 «TWIST» [Твист]
37 «NEW ORLEANS R&R»

[Новоорлеанский рок н ролл]

38 «CHICAGO BLUES»

[Чикагский блюз]

39 «R&B» [Ритм энд блюз]
JAZZ/FUSION
40 «BIG BAND» [Биг бэнд]
41 «SLOW SWING»

[Медленный свинг]

42 «SWING» [Свинг]
43 «FOX TROT» [Фокстрот]
44 «JAZZ WALTZ»

[Джазовый вальс]

45 «MODERN JAZZ»

[Современный джаз]

46 «COOL» [Кул]
47 «HARD BOP» [Хард боп]
48 «ACID JAZZ» [Эйсид джаз]
49 «LATIN FUSION» [Латин

ский фьюжн]

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ
МУЗЫКА/ ФАНК

50 «VOCAL GROOVE»

[Вокальный грув]

51 «RAVE» [Рэйв]
52 «CLUB GROOVE»

[Клубный грув]

53 «TECHNO» [Техно]
54 «TRANCE» [Транс]
55 «HOUSE» [Хаус]
56 «GROOVE SOUL»

[Грув соул]

57 «DISCO» [Диско]
58 «RAP» [Рэп]
59 «FUNK» [Фанк]
ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА
60 «POLKA 1» [Полька 1]
61 «POLKA 2«

62 «MARCH 1» [Марш 1]
63 «MARCH 2«
64 «WALTZ» [Вальс]
65 «VIENNESE WALTZ»

[Венский вальс]

66 «FRENCH WALTZ»

[Французский вальс]

67 «SLOW WALTZ»

[Медленный вальс]

68 «SERENADE» [Серенада]
69 «TANGO 1» [Танго 1]
ЛАТИНСКАЯ МУЗЫКА 1
70 «BOSSA NOVA» [Боссанова]
71 «SAMBA» [Самба]
72 «MAMBO» [Мамбо]
73 «RHUMBA» [Румба]
74 «CHA CHA CHA» [Ча ча ча]
75 «MERENGUE» [Меренгу]
76 «REGGAE» [Реггей]
77 «BOLERO» [Болеро]
78 «TANGO 2» [Танго 2]
79 «LAMBADA» [Ламбада]

ЛАТИНСКАЯ МУЗЫКА 2/
РАЗНОЕ 1

80 «PUNTA» [Панта]
81 «CUMBIA» [Кумбия]
82 «SKA» [Ска]
83 «TEX MEX» [Тех мех]
84 «SALSA» [Сальса]
85 «FOLKLORE» [Фольклор]
86 «PASODOBLE» [Пасодобль]
87 «RUMBA CATALANA»

[Румба каталана]

88 «SEVILLANA» [Севиллана]
89 «FOLK» [Фолк]
РАЗНОЕ 2
90 «COUNTRY» [Кантри]
91 «BLUEGRASS» [Блюграсс]
92 «TOWNSHIP» [Тауншип]
93 «FAST GOSPEL»

[Быстрый госпел]

94 «SLOW GOSPEL»

[Медленный госпел]

95 «ADANI» [Аданы]
96 «BALADI» [Баллады]
97 «BAROQUE» [Барокко]
98 «ENKA» [Енька]
99 «NEW AGE» [Нью эйдж]

Перечень ритмов

Нотная грамота - длительности нот и пауз, ритм, метр, размер

Из предыдущих уроков вы узнали, как в нотной записи фиксируется высота звука. Этот урок посвящен записи ритмической составляющей музыкального материала. Вы узнаете, как обозначается длительность звука, познакомитесь с понятиями “Ритм”, “Метр” и “Размер”.
На несложных примерах научитесь читать ритмическую запись, разучите популярную песенку двумя руками.

Подробное содержание урока

  • Нотная грамота: основные длительности нот и пауз.
  • Ритм. Метр. Размер.
  • Играем по нотам двумя руками американскую новогоднюю песенку “Jingle Bells”.

Нотное приложение к уроку 

Хотите предложить свою тему для видеоуроков?
Вы можете оставить свои заявки здесь:  Стол заказов

Перейти к следующему уроку

Урок 4. Ипользование встроенных тембров синтезатора. Многослойность. 

Содержание

  • 1 Виды ритмов
    • 1.1 Ровные ритмы
    • 1.2 Неровные ритмы
  • 2 Ритмические рисунки
  • 3 Ритмы на ударных инструментах
    • 3.1 Темпоритмы на тарелке
    • 3.2 Ритмы барабанов
    • 3.3 Свойства ритмических рисунков
  • 4 Виды размеров
    • 4.1 Простые размеры
    • 4.2 Сложные размеры
    • 4.3 Самые частые размеры
    • 4.4 Размеры с 8-ыми долями
    • 4.5 Переменный размер
  • 5 Полиметрия
  • 6 Виды темпов
  • 7 Влияние темпа на образ и характер музыки

Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 13 – Виды ритмов, метров, темпов | Нотная грамота | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.

Виды ритмов

У ритма в музыке есть 2 формы:

  • 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
  • 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.

Ровные ритмы

В обоих случаях ритм есть 2-х видов:

1-ый вид ритмаровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.

По длине нот они могут быть:

  • 4-ные, как в мелодии про ёлочку.  
  • 8-ые как в мелодии про горного короля.
    Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean.
  • 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.  

Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.

  • То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
  • Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.

Неровные ритмы

2-ой вид ритманеровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:

1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.  

Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.

Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.

Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.

Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.

2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».

Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева.  Об этом говорят точки и лиги в нотах.

Ритмические рисунки

Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.

1-ый ритмclave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.

Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.

Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue SystemSorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue SystemDr. Mabuse.

2-ой ритмучащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.

Пример звучания – электроорган в песне HaddawayWhat Is Love.

3-ий ритм3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет.  Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.

Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.

Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.

4-ый ритмподбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.

Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы ТатуНас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.

5-ый ритмложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.

Вот пример звучания из одной моей песни.  По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.  

6-ой ритмгалоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.  

7-ой ритмкрючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.

Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.

Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.

Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд.  Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ыMaria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.  

Ритмы на ударных инструментах

Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.

Темпоритмы на тарелке

На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.

Их есть 2 вида – ровные и неровные.

Ровные есть 3-х типов:

1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами.  Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые.  3-ий – 16ые.

Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.

Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.

Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли.  2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.

Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.

Ритмы барабанов

Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:

1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.  

2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.

На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.

В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.

1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.

2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave.  Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.

Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.

Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.

Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.

Свойства ритмических рисунков

Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.

У них 3 особенности:

  1. задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость.  А синкопированный – танцевальность.  
  2. имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.  
  3. создают основу для разных жанров и стилей музыки.

Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов.  А джазовые ритмы неровные.

Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.

2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность.  А это совмещение триолей и пунктирного ритма.  

Виды размеров

Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.

Простые размеры

Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.

Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.

Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.

Сложные размеры

И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.

На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.

Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4муза, ¾ — музыка, 4/4музыкальный.  

Сложные размеры есть 2-х видов:

1-ыйоднородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.

Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.

2-ой видсмешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.

Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».

Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».

Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.

Самые частые размеры

На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.

Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.

Обобщим 4-ные размеры. 2/4марш – чёткий и размеренный.  ¾вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.

Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.

4/4 – это популярная музыка, рок.  Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.

Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.  

Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.

  • Пример 5/4 – джазовая тема Dave BruberickTake Five.
  • Пример 6/4 – одна из моих песен.
  • Пример 7/4 – песня рок-группы Pink FloydMoney.
  • Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.

Размеры с 8-ыми долями

Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.

Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.

Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.

И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.

  • Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
  • Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».  

Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.

Переменный размер

Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:

1-ый видпериодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.

Пример – песня группы — Led ZeppelinOcean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.

2-ой видапериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.

Полиметрия

Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.

Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.

Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.

Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.

Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.

Виды темпов

Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленныениже 100, умеренные или средниеот 100 до 120 и быстрыевыше 120 ударов в минуту.

Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.

Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.

  • largo, adagio, andante – медленные,
  • moderato – умеренный,
  • allegro, viva, presto – быстрые.

Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.

То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:

  • piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
  • forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.  

Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.

Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка.  Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.

Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличениеaccelerando.

Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change.  Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.

Влияние темпа на образ и характер музыки

Темп и динамика  влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.

Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.

Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.

Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.

Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.

Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.

У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.

У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.  

Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.

Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым.  При 120 ударах он ощущается замедленным.

Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.

Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.       

Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.

В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

17:00

Самоучитель игры на синтезаторе.Урок 3. Нотная грамота – длительности нот, пауз, ритм, метр, размер.

4 янв 2016504 просмотра

  • Комментарии0

  • 0

  • Добавить в закладки

    • Пожаловаться

Автор: Анита Сокольская

Из предыдущих уроков вы узнали, как в нотной записи фиксируется высота звука.
Этот урок посвящен записи ритмической составляющей музыкального материала. Вы узнаете, как обозначается длительность звука, познакомитесь с понятиями “Ритм”, “Метр” и “Размер”.На несложных примерах научитесь читать ритмическую запись, разучите популярную песенку двумя руками.

Ноты к уроку вы можете скачать здесь:http://sintezator-online.ru/samouchitel-igryi-na-sintezatore/urok-3-notnaya-gramota-osnovnye-dlitelnosti-not-i-pauz-ritm-metr-razmer

Хотите предложить свою тему для видеоуроков?
Вы можете оставить свои заявки здесь: http://sintezator-online.ru/forum/razdel-predlozheniy/3-stol-zakazov

Другие видеоуроки и обучающие материалы вы найдете на сайте http://sintezator-online.ru

•••

Добавить комментарий