Ритмом называют не только размер силлабо-тонического (построенного на чередовании в определенном порядке безударных и ударных слогов) стихотворения. К ритмообразующим элементам относят рифму, цезуру и т. д., но вы, наверное, говорите о размере.
Чтобы его определить, как уже сказали, нужно расставить ударения и выделить слоги. Например:
Ударные слоги выделены голубым. Ударение падает на второй слог. Размер двухсложный (ударные чередуются с безударными, в стопе два слога).
Существует много размеров, к примеру:
На картинке ударные слоги выделены как длинная черточка.
Есть программы для определения стихотворного размера. Одна из них – “Ритм во мне”. Онлайн проанализировать произведения можно здесь.
Что такое тропы, где искать рифму и как определить размер стихотворения? Что нужно знать о стихосложении и как научиться в нем разбираться? На эти и другие вопросы для «Культуры.РФ» ответил Александр Пашков, заведующий кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
От языка прозы, то есть от нашей повседневной речи, поэзия отличается организацией. Только в поэзии есть особенный стихотворный ритм, который складывается из повторов определенных элементов текста: слов, звуков, похожих отрезков речи и других. И если рифмы в стихотворении может и не быть, например в верлибре или белом стихе, то без ритма поэзия не может существовать.
Ритм в поэзии проявляется на всех уровнях произведения. Например, в графике — то есть в записи текста. В отличие от прозы, все стихотворения записываются в столбик — и именно так задается ритм: повторяются речевые отрезки примерно равной длины. Не важно, короткие они:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Александр Пушкин, «Зимний вечер» (отрывок)
Или длинные:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Александр Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (отрывок)
В обоих стихотворениях Александра Пушкина текст записан в столбик, а не сплошь на странице. Так что визуально перепутать поэзию с прозой невозможно.
Ритм как универсальный поэтический принцип повтора проявляется не только в особой графике, размере и рифме, но и в других компонентах текста. Например, в том, что стихотворные строки могут либо начинаться, либо завершаться одинаковыми словами или даже словосочетаниями.
Единоначатие (одинаковое начало строк) в литературоведении называют анафорой. Самый известный пример такого поэтического приема — стихотворение Константина Симонова «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара…
«Обратный» прием — одинаковое завершение строк — называется эпифорой:
Эти слава и цветы –
дань талатнищу.
Любят голос твой, но ты –
всем до лампочки.
Пара падает в траву,
сломав лавочку,
под мелодию твою…
Ты им до лампочки.
Друг на исповедь пришел,
пополам почти.
Ну, а что с твоей душой –
ему до лампочки.
Андрей Вознесенский, «Певец»
Подобные повторы обычно составляют нерв стихотворения, его стержень, и часто заключают в себе важную авторскую мысль.
Беседовала Екатерина Тарасова
Размер и ритм в стихотворении – это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.
Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.
Влияние гармонии на восприятие произведения
Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах – это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.
Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация “Памятник” написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.
Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.
Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.
Определение ритма в стихотворении
Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм – это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы – в стопы.
Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.
Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.
Разнообразие чередований звуковых элементов
Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.
Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.
Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.
В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки – это благозвучие.
Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.
Образ маятника
Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность – это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.
Образующие элементы ритма – это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.
Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.
Первый уровень – это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй – тропы, третий – поэтические строки, четвертый уровень – это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.
Сложные строфы и ритмика
Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм – это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.
Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, – это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.
Ритм и рифма
Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.
Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае – под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.
Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.
Какие бывают ритмы
Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.
Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)
Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест – три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.
Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.
Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.
На́ш бо́г бе́г,
Се́рдце — на́ш бараба́н
Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.
Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма
Поясним эти основные понятия. Ассонанс – это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.
Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.
Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.
И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.
Вывод
Разбор стихотворений по стопам и определение размера – это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.
Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, – взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.
Как определить ритм стихотворения
Ритм – это именно то, что отличает стихотворение от прозы. Он основывается на чередовании слогов – ударных и безударных. Ритмичность стиха задается цикличностью, закономерностью такого чередования.
Инструкция
Самые малые единицы стихотворения, образующие его ритм, – это слоги. Они бывают ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу – двустишие, трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.
Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный – «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ – / – / – / -/ – / – / – // – / – / – / -/ – / – / – /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная – она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- – / – – / – – / – — – / – – / – – / – — – / – – / – – / – — – / – – / – – / – -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.
В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три – трехстопного. Двустопные – это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, ударение приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / – / – / – / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль – размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ – – / – – / – – / – -Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / – – / – – / — / – – / – – /Анапест – трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».
Обратите внимание
Не всегда авторы строго придерживаются одного ритмического рисунка. Но чередование стоп все равно, как правило, тяготеет к тому или иному стихотворному размеру, двусложному или трехсложному.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах – это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.
Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил.
Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.
Определение ритма в стихотворении
Ритм – это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы – в стопы. Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.
Ритм и рифма
Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее. Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае – под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.
Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.
Примеры:
Четырёхстопный ямб:
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
(Фёдор Тютчев)
Четырёхстопный хорей:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
(А.С.Пушкин)
Разбор стихотворений по стопам и определение размера – это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры. Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, – взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.