Навеяно блогом Дин, где в который раз упоминался так называемый «ритмика текста». У самой часто было, когда читаешь, и вроде текст и хороший, но звучит как бубнилка. А потом говоришь об этом в личке (или в рецензии) автору, а автор вообще не в курсе, о чем я. И читатели у него могут быть не в курсе – «я читал, мне было все норм».
Не скажу, что чувство ритма равно музыкальному слуху, ибо у меня последнего нет, а первое похоже есть, но безусловно есть люди, которые ритм текста не чувствуют от слова совсем. Мало того, даже те, у кого это чувство ритма есть, в своем тексте часто совсем не замечают до вычитки, что что-то не так.
Поэтому решила расписать это явление, благо его объективно можно выписать схемкой, для тех, кто страдает от подобной критики на свой текст.
И так о чем вообще речь?
Сравните два куска текста (не смысл текста, а как легко читается):
Текст 1:
Мы приехали в город и купили машину. Машина оказалась старой и ржавой. Продавец сказал, что мы идиоты. Петя ушел и не вернулся. Потеряв его след, Катя взревела.
Текст 2:
По приезду в город мы сразу купили машину: в конце концов, Петя мечтал об этом с самого детства. Но, увы, его мечта длилась недолго. Под слоем краски обнаружилась ржавчина, шины стерлись, а на счетчике светилось пугающее число. Некоторое время Петя осматривал свое приобретение, затем молча вышел из гаража. Говорят, Катя так и не смогла его найти.
Да, безусловно, нижний текст не шедевр русской классики, но скорее всего он читается проще и плавней, чем верхний. Потому что использовать постоянно предложение одной длины с одной и той же ритмикой, это как в песне повторять одну и ту же фразу, без вариаций.
К счастью, не обязательно это в тексте видеть и чувствовать. Это можно банально расписать, как в стихах.
Правила довольно интуитивные:
- У каждого слова есть ударные слоги и неударные слоги.
- Фраза идет от заглавной буквы до точки. Запятая не считается как конец.
- Мелкие слова из одного слога могут читаться как неударные, в зависимости от фразы
Из всего списка самое сложное последнее правило. Но если зачтете текст в слух, думаю вы услышите, где слова сливаются, а где делается акцент на одногослоговом слове.
Примеры:
“Мы не против” – та-та-ТА-та – Ударения на “мы” и “не” нет.
“Он у нас красавец” – ТА-та-та-та-ТА-та – Ударение на “он” есть, на “нас” и “у” нет.
Поэтому если мы можем выписать весь верхний текст:
та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА-та (14 слогов, 4 ударных)
та-ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та (12 слогов, 4 ударных)
та-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та (11 слогов, 4 ударных)
ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та (9 слогов, 4 ударных)
та-та-тА-та-та-ТА-ТА-та-та-ТА-та (11 слогов, 4 ударных)
Что мы видим? У каждой фразы одинаковое окончание (ТА-та), длина фраз разная, но с очень небольшим разбросом, и в каждой фразе одинаковое количество ударных слогов.
Если же мы разберем нижний текст, то будет другая картинка:
та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-ТА-ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та
(31 слог, 12 ударных)
та-та-ТА-та-ТА-та-ТА-ТА-та-та-ТА-та (12 слогов, 5 ударных)
та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-та-ТА
(32 слога, 11 ударных)
ТА-та-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-та-ТА-ТА-та-ТА-та-та-та-та-ТА
(31 слога, 10 ударных)
та-та-ТА-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-ТА-та-та-ТА (14 слогов, 6 ударных)
Окончания у фраз разные, длина варьируется значительно в параграфе, и количество ударных слогов меняется от фразы к фразе.
Безусловно, нет четкого рецепта, как создать в тексте музыку. Но если вы выписали ваш параграф, и в нем все фразы на похожее количество слогов и с одинаковым количеством ударных, скорее всего он далек от музыкального.
Как это лечится? Фразу можно удлинить или укоротить при помощи прилагательных (убрать или добавить), можно вставлять деепричастные обороты, заменять короткие слова длинными синонимами и наоборот. Очень много подробностей в тексте не обязательно говорить именно такими словами и ровно в таком порядке слов. А некоторые подробности вообще не принципиальны.
Катя стремительно вбежала в свою комнату (14 слогов, 5 ударных)
Катя вбежала в свою комнату (10 слогов, 4 ударных)
Катя ворвалась в свою комнату (11 слогов , 4 ударных)
Безусловно, надо следить, чтобы от подобных перестановок не страдал смысл. Я, например, не уверена, что «стремительно вбежала» это не тавтология. Но смысл метода, надеюсь, понятен.
разбор куска из книги “Доля Слабых”, приведенного как пример в блоге Дин
В маленькой кособокой землянке, вырытой на краю поселения, двое еще не легли. Из-за дверного полога слышались тихие голоса: взрослый и детский. Мягкий уютный свет разгонял тьму внутри — костерок только-что подкормили. В сложенном из глиняных кирпичей очаге тихо потрескивали сухие ветки. Низкие языки пламени робко тянулись за дымом к круглой дыре наверху. Слабый сквозняк заставлял их подрагивать, бередя пятна-тени на стенах. Пряный можжевеловый аромат вяло боролся с запахами топленого жира и пота.
ТА-та-та-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА
(28 слогов, 9 ударных)
ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-та-ТА-ТА-та-та-ТА-та
(22 слога, 8 ударных)
ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та
(22 слога, 9 ударных)
ТА-та-та-та-ТА-та-та-та-та-ТА-та-та-ТА-ТА-та-та-ТА-та-та-та-та-ТА-та-ТА-та
(25 слогов, 8 ударных)
ТА-та-та-та-та-ТА-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА
(24 слога, 9 ударных)
ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-та-та-ТА-ТА-та-ТА-та-та-ТА-та
(22 слога, 8 ударных)
ТА-та-та-та-ТА-та-та-та-та-ТА-ТА-та-та-ТА-ТА-та-та-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА-та
(27 слогов, 9 ударных)
То есть все фразы начинаются одинаково (с ударного слога, ТА-та), длина почти не меняется, а количество ударных либо 8, либо 9. Я бы сказала, что тут ритмика объективно хромает.
Вот и вторая статья о средствах передачи эмоций в тексте. В первой я рассказала о лингвистических средствах – словах. (Ссылка на нее в конце текста). И это понятно, ведь текст – просто набор слов. Так ли это?
Конечно, он состоит из слов, но эмоции передаются не только с помощью их описания. Вот, например, музыка. Эмоции в ней есть, да еще какие! А слов-то нет. Вы скажите, что музыка – это не то, это звуки. А слова разве не звуки? Тоже звуки, и о звучании написанных слов мы с вами еще поговорим. А сегодня речь пойдет о другом выразительном средстве, общем и для музыки, и для текста. О ритме.
Что такое ритм
Это чередование элементов в определенной последовательности. Он есть не только в искусстве, но и в живой природе, в динамике физиологических и психических процессов в нашем организме. Философы, например, говорят, что ритм – это форма проявления жизни. Мы так углубляться не будем, хоть это и интересно.
В тексте ритм проявляется чередование предложений разной длины, слов в предложении и даже слогов. Такое чередование выполняет две функции:
- создает настроение;
- выражает динамику событий, о которых рассказывает автор.
И то и другое очень важно для восприятия текста. Правильно подобранный ритм поддерживает внимание читателя, тянет за собой, заставляет буквально проглатывать одни куски повествования и, останавливаясь, вдумчиво смаковать другие.
Виды ритма в тексте
Ритм текста обычно разделяют на монотонный и динамичный. Разные гуру и коучи советуют копирайтерам использовать динамичный ритм и игнорировать монотонный. Но в художественном произведении оба эти вида важны и нужны, если, конечно, используются к месту.
Монотонный ритм
Он считается скучным, сонным и даже нудным. Для него характерны средние (5–10 слов) и длинные (10–20 слов) предложения. Монотонность ритма усиливают:
- причастные и деепричастные обороты;
- второстепенные члены;
- придаточные предложения:
Они, кстати, не только замедляют ритм, но и делают тест более тяжелым, густым, как мед или кисель. Например: «Тихо-тихо, едва слышно в сонном мареве утра распахивает свои нежные крылья заря. Упоительная нега мягкой подушки настолько притягательна, что одна лишь мысль о необходимости встать вызывает легкий ужас и желание еще глубже забраться под теплое воздушное одеяло».
Монотонный ритм хорошо подходит для передачи спокойного, умиротворенного настроения. В этом ритме можно написать эссе, небольшую миниатюру, но в крупных произведениях его нужно использовать очень дозировано. Потому что там должен быть конфликт, экшен, динамика, а, значит, и другой ритм.
Динамичный ритм
Его еще называют рваным. Суть такого ритма в чередовании длинных и коротких предложений, а внутри предложений – слов разной длины. Динамичный ритм необходим для передачи состояния возбуждения: от драки, погони, опасности, в постельной сцене. Этот ритм воздействует на мозг, создавая ощущение напряжения, необходимое для восприятия эмоциональной сцены. Такая эмоциональная настройка мозга хорошо заметна на примере музыкального сопровождения триллеров. Музыка буквально нагнетает напряжение, создает состояние саспенса, тревожное и жуткое ощущение.
Ритм текста тоже на это способен, хоть подобное искусство и не каждому доступно, это проявление настоящего писательского таланта. Но вот создать в тексте ощущение быстро развивающихся событий с помощью рваного ритма намного проще.
Вот пример, когда неспешное развитие событий сменяется динамичной сценой. «Унылое кружение по камере неожиданно завершилось у тюремной двери, которая оказалась незапертой. Это шанс! Мы вскочили и рванули наружу. А потом дальше по коридору, понеслись, спотыкаясь, запинаясь и поддерживая друг друга. Туда, где виднеется полоска света. Еще один поворот, рывок. Неожиданно возникший охранник буквально сметен мощным ударом кулака. Стоп, еще один! Удар! Кто-то вскрикнул сзади, заставив меня дернуться, притормозить. Но это потом. Главное, выбраться отсюда на улицу. Еще один рывок, поворот – и мы на свободе. Еще один шаг. И один вдох». Ну, где-то так.
Но и большой текст, написанный исключительно динамичным стилем тоже тяжел для восприятия, поэтому их лучше чередовать, создавая особый ритм уже целого произведения.
И еще одна маленькая хитрость
Текст состоит из слов, слова из слогов. Вы знаете, что в стихах важно чередование ударных и безударных слогов, причем даже больше чем рифма. Так вот в художественном произведении это тоже важно. И такое чередование создает особую мелодию текста и хорошо передает настроение. Точнее, оно должно возникать само, отражая настроение автора.
Вот как медленный монотонный ритм передает атмосферу «томного летнего полдня на веранде пропахшей медом и вереском загородной усадьбы Кольцовых». Обратите внимание на ударные слоги в части предложения в кавычках. Если не принимать в расчет предлог и союз (при чтении они как бы проглатываются), то мы получим вот такой ритм ударных слогов: 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 2. Этакий ритм вальса получился.
Чтобы почувствовать ритм своего текста, нужно прочитать его вслух. Возможно, не всю книгу, отрывками. Но есть люди, у которых хорошо развито чувство текста и чувство ритма, они создают нужный интуитивно. А всем остальным нужно учиться. Это непросто, но возможно. Было бы желание.
Что-то я сегодня расписалась. Надеюсь, вы осилили статью и порадуете меня лайком.
Первая статья о средствах передачи эмоций в тексте здесь.
Ритмом называют не только размер силлабо-тонического (построенного на чередовании в определенном порядке безударных и ударных слогов) стихотворения. К ритмообразующим элементам относят рифму, цезуру и т. д., но вы, наверное, говорите о размере.
Чтобы его определить, как уже сказали, нужно расставить ударения и выделить слоги. Например:
Ударные слоги выделены голубым. Ударение падает на второй слог. Размер двухсложный (ударные чередуются с безударными, в стопе два слога).
Существует много размеров, к примеру:
На картинке ударные слоги выделены как длинная черточка.
Есть программы для определения стихотворного размера. Одна из них – “Ритм во мне”. Онлайн проанализировать произведения можно здесь.
Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.
Что такое ритм текста
Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.
Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.
Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.
В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.
Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.
А теперь давайте рассмотрим еще один пример.
Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.
Видите? В отличие от предыдущего, этот текст воспринимается гораздо легче, и “проглатывается” на одном дыхании. Во многом благодаря ритму. Также я использовал во втором случае принцип “скользкой горки” Шугермана. Подробнее о ней Вы можете прочитать в статье “Как начать текст”.
Немного научного подхода
Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.
Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.
Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.
Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.
Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:
- Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.
- Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.
Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.
Формирование ритма текста
Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:
Предложения делятся по своей длине условно на три группы:
- Маленькие (1-4 слова)
- Средние (5-10 слов)
- Большие (11-23 слов)
Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.
При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).
Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма
Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.
С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.
Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.
Резюме
Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.
И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.