Как найти род имен существительных множественного числа

Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки– кавычка (женский род),тапочки– тапочка (женский род), погоны–погон (мужской род).

Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Матве­й628
[90.1K]

9 лет назад 

Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать “они”. Но в именительном падеже едиственного числа мальчик – “он”, а девочка – “она”.

Исключения из этого правила – те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.

Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число – парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное – Медведь, мужской род. Мыши – Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода.

Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак.

Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет.

Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится.

Zolot­ynka
[551K]

8 лет назад 

До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО – зеленыя тетради и зеленыя окна.

Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова:

В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д.

Пашен­ька
[189K]

9 лет назад 

Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений.

Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) – мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно.

Павли­кА83
[70.4K]

8 лет назад 

Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе – кошка, она, женский род. Ответ НЕТ.

На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определённой степени определить всё же можно.

Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестёр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и “брюки”. и “ножницы” — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара “окно — óкна”.

В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или онѣ (ж. и ср.р.).

Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (“рота солдат”) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (“дома”, “уши”, “веки”). Но общее правило всё же таково.

При разборе слова на уроках русского языка слова, стоящие во множественном числе, разбирают по разному.

В большинстве случаев разбор заканчивают указанием “множественное число” и род дальше не определяют. Если нужно узнать правописание зависимого слова, то слова во множественном числе переводят в единственное число и так выясняют род существительного, а потом определяют верное написание зависимого слова.

  1. Если у существительного есть единственное число, то по его начальной форме мы определяем род такого существительного, то есть нужен именительный падеж этого сллова в единственном числе. Например, ботинки – ботинок (м. р.) , доски – доска (ж. р.) , поля – поле (ср. р.) .
  2. У существительные, которые единственного числа не имеют, категория рода не определяется: сутки, брюки, сани, шорты, ворота и другие.

Vyach­eslav
[9.7K]

9 лет назад 

Во множественном числе род определяется так:

Например имеем слово “автомобили”. Чтобы определить его род, нам надо поставить его в единственное число, то есть получится слово “автомобиль”. Это слово мужского рода.

Но есть и исключения – имена существительные, которые существуют только в форме множественного числа (брюки, очки, лёгкие и т.д.).

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[72]

4 года назад 

Род во множественном числе можно определить только в том случае, если это слово имеет форму единственного числа.

Например: кошки – кошка, дубы – дуб.

Нужно поставить слово в единственное число и станет понятен, какой у него род (он мой – мужской, она моя- женский, оно мое – средний).

Если же слово не имеет формы единственного числа, то род не определяется.

Например: ножницы, брюки.

Знаете ответ?

Смотрите также:

Какой род, число и падеж слов: светлую, грустную, русскую, в белёном(см)?

Как просклонять фамилию Небензя по родам, числам, лицам, падежам?

Рус яз Как определить род, число и падеж имён прилагательных в предложении?

Как узнать историю своего рода?

Интересно ли вам знать свои родовые корни?

Когда и почему евреи стали вести род по женской линии?

Кого бы вы выбрали для продолжения рода?

Кофе – он или оно?

Что такое “сила рода”? А если человек сирота, что тогда?

Если вы не знаете своей родословной, вы – “дворняжка”?

Род имён существительных в русском языке

Род имён суще­стви­тель­ных — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Узнаем, что такое род имён суще­стви­тель­ных и как его определить.

Что такое род имён существительных?

В рус­ском язы­ке все суще­стви­тель­ные, име­ю­щие фор­му един­ствен­но­го чис­ла, обла­да­ют кате­го­ри­ей рода. У слов этой части речи, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, обя­за­тель­но ука­зы­ва­ют один из трёх родов — муж­ской, жен­ский или средний:

  • стар­ши­на, бога­тырь (муж­ской род)
  • ули­ца, речь (жен­ский род)
  • стек­ло, уще­лье (сред­ний род)

У слов, нахо­дя­щих­ся в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла или име­ю­щих фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется:

  • дом а́
  • ска­терт и
  • кани­кул ы
  • вожж и
  • хло­пот ы .

Род имен существительных

У оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных род нахо­дит­ся в пря­мой зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти лиц к муж­ско­му или жен­ско­му полу:

  • папа, дедуш­ка, внук (муж­ской род)
  • мама, тётя, жен­щи­на (жен­ский род)

Категория рода суще­стви­тель­ных выяв­ля­ет­ся по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам сло­ва в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Как определить род существительного?

Род имён суще­стви­тель­ных опре­де­ля­ет­ся обыч­но с помо­щью слов-помощников:

  • место­име­ний «он», «мой» для суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода;
  • «она», «моя» для суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода;
  • «оно», «моё» для суще­стви­тель­ных сред­не­го рода.

Понаблюдаем:

  • он, мой юно­ша, вечер
  • она, моя внуч­ка, столица
  • оно, моё созда­ние, доб­ро.

Род суще­стви­тель­ных опре­де­ля­ет­ся так­же по их харак­тер­но­му окон­ча­нию в началь­ной форме.

Род имен существительных

Мужской род

К муж­ско­му роду при­над­ле­жат оду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные I скло­не­ния с окон­ча­ни­ем -а/-я:

  • вое­во­да
  • стар­ши­на
  • дядя
  • слу­га
  • батюш­ка
  • ста­ро­ста

Категорию муж­ско­го рода выявим у суще­стви­тель­ных II скло­не­ния с нуле­вым окон­ча­ни­ем:

  • мат­рос
  • гра­дус­ник
  • гвоздь
  • малыш

В рус­ском язы­ке сло­во «под­ма­сте­рье», обо­зна­ча­ю­щее лицо муж­ско­го пола, явля­ет­ся суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода.

Названия людей по про­фес­сии (дирек­тор, мене­джер, врач, инже­нер) могут обо­зна­чать лицо муж­ско­го и жен­ско­го пола, тем не менее они име­ют нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа и явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го рода. Согласуемые с ними при­ла­га­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в фор­ме муж­ско­го рода, а род глагола-сказуемого зави­сит от име­ни соб­ствен­но­го, явля­ю­ще­го­ся подлежащим.

Сравним:

По теле­фо­ну отве­тил опытн ый мене­джер Н ико­лай .

По теле­фо­ну отве­тил а опытн ый мене­джер Екатерин а .

Женский род

Существительные жен­ско­го рода опре­де­лим по харак­тер­ным окон­ча­ни­ям -а/-я или нуле­во­му окон­ча­нию в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • девушк а
  • сказк а
  • репе­ти­ци я
  • кухн я
  • фасоль
  • ветошь

Существительные с нуле­вым окон­ча­ни­ем, с твер­дой и мяг­кой осно­вой, могут быть муж­ско­го и жен­ско­го рода.

У суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пишет­ся опо­зна­ва­тель­ный мяг­кий знак (рожь, вещь), а у слов муж­ско­го рода его нет (вояж, мякиш). Также их род раз­ли­ча­ют по фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, в кото­рой суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода име­ют окон­ча­ние -а/-я, а жен­ско­го рода — окон­ча­ние :

  • шалаш — построй­ка (чего?) шалаш а
  • фонарь — свет (чего?) фонар я
  • боль — нет (чего?) бол и
  • пустошь — пло­щадь (чего?) пустош и

Слово «туф­ля» име­ет кате­го­рию жен­ско­го рода. В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «туфель» (а не туф­лей) оно име­ет нуле­вое окончание.

Средний род

К сред­не­му роду в основ­ном при­над­ле­жат неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­я­ми -о/-е:

  • лукошк о
  • полен о
  • созвез­ди е
  • мор е
  • счасть е

Категорию сред­не­го рода ука­жем у суще­стви­тель­ных с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя:

Только несколь­ко оду­шев­лен­ных имён суще­стви­тель­ных име­ют сред­ний род:

  • дитя
  • насе­ко­мое
  • живот­ное
  • суще­ство

Общий род существительных

В рус­ском язы­ке име­ют­ся суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/-я, кото­рые могут обо­зна­чать носи­те­лей опре­де­лен­ных качеств:

Среди этих слов ука­жем сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ные по смыс­лу существительные:

В одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме такие уни­вер­саль­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют как лиц муж­ско­го пола, так и женского:

  • малень­кий тихо­ня Саша — малень­кая тихо­ня Таня
  • круг­лый сиро­та Валера — круг­лая сиро­та Лена
  • шум­ный заби­я­ка Вова — шум­ная заби­я­ка Света.

Эти сло­ва явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми обще­го рода. Их род опре­де­ля­ют в зави­си­мо­сти от смыс­ла предложения.

Род несклоняемых существительных

Иногда достав­ля­ет труд­ность опре­де­лить род у нескло­ня­е­мых имён суще­стви­тель­ных, кото­рые явля­ют­ся заим­ство­ван­ны­ми сло­ва­ми в рус­ском язы­ке. В опре­де­ле­нии их рода ори­ен­ти­ру­ем­ся на зна­че­ние сло­ва и кате­го­рию одушевлённости/неодушевлённости име­ни суще­стви­тель­но­го.

Одушевленные суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка по при­зна­ку пола, в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем име­ют кате­го­рию муж­ско­го или жен­ско­го рода:

  • бле­стя­щий маэстро
  • оза­бо­чен­ный портье
  • ост­ро­ум­ный конферансье
  • извест­ный кутюрье
  • милая леди
  • веж­ли­вая мадам
  • юная мисс
  • гор­дая пани

Иноязычные сло­ва, назы­ва­ю­щие птиц и живот­ных, име­ют кате­го­рию муж­ско­го рода, если в кон­тек­сте не ука­за­на сам­ка животного:

  • пою­щий колибри
  • пёст­рый какаду
  • низ­ко­рос­лый зебу
  • мох­на­тый шимпанзе

Сравним:

Шимпанзе усе­лась в угол­ке, что­бы покор­мить детёныша.

Неодушевленные суще­стви­тель­ные в основ­ном име­ют сред­ний род:

  • чистое мет­ро
  • весё­лое шоу
  • уют­ное кафе
  • быст­рое такси

Учтём, что у ряда неоду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных род опре­де­ля­ет­ся по опор­но­му слову:

  • зелё­ная коль­ра­би (капу­ста)
  • вкус­ный сулу­гу­ни (сыр)
  • стре­ми­тель­ный тор­на­до (ура­ган)
  • кра­си­вая аве­ню (ули­ца)
  • вкус­ная киви (яго­да)
  • соле­ная ива­си (сельдь)
  • резуль­та­тив­ный пеналь­ти (штраф­ной удар)

Род гео­гра­фи­че­ский назва­ний и аббре­ви­а­тур опре­де­ля­ет­ся по родо­во­му слову:

  • тихое Онтарио (озе­ро)
  • бур­ная Миссисипи (река)
  • уют­ный Бордо (город)
  • ВДНХ (выстав­ка) закрыта
  • ГАИ (инспек­ция) сообщила

Видеоурок

Род имен существительных – что это, как его определить и как быть с существительными общего рода, несклоняемыми и аббревиатурами

Род бывает мужской, женский, средний. Но определить не так просто, как кажется.

Род имен существительных – как его определить

Род – это постоянный признак существительного. То есть он никогда не меняется. Например, окно – среднего рода. Как сделать его мужским или женским? Никак. Дом – мужского, изба – женского. Тоже поменять невозможно.

Как определить род существительного

Надо подставить к существительному слова «Он мой»: Дом – он мой, Изба – она моя, Окно – оно мое. Он – мужской, она – женский, оно – средний род.

Еще можно определять просто по логике. Например, тигр – мужского рода, а вот тигрица – женского.

Род можно определить только у существительных в единственном числе. Если оно у вас во множественном – сначала поставьте в единственное. Пример: красавицы – красавица (она моя) – женский род; [ослепительные] солнца – солнце (оно мое) – средний.

Если существительное только во множественном числе – рода нет. Сани, вожжи, дрожжи, хлопоты, очки – какого они рода? Никто не знает.

Как правильно говорить

Надо говорить «Существительное мужского/женского/среднего рода». Нельзя говорить «в мужском/женском/среднем роде». Потому что «в» означает непостоянный признак. Существительное может быть во множественном или единственном числе, в каком-то падеже, но оно всегда определенного «рода».

Неправильно: «в мужском роде». Правильно: «мужского рода». Запомните.

Существительные общего рода

У них род зависит от контекста. Такими существительными могут быть слова с оценочным значением: задира, разиня, грязнуля. Или вполне себе нейтральные: сирота, инкогнито, коллега.

Чтобы определить их род, надо смотреть, к кому они относятся:

  1. Мама говорит сыну: «Ты такой неряха!» – мужской род.
  2. Мама говорит дочери: «Какая ты неряха у меня, оказывается!» – женский.
  3. «Она моя коллега» – женский.
  4. «Он мой коллега» – мужской.

В словаре у таких слов всегда будет две пометки: «м» и «ж» – то есть могут быть и мужского, и женского рода.

Пример существительного общего рода

Вот еще классная картинка по теме из учебника В. В. Бабайцевой.

Пример со словом Задира

Как определить род у несклоняемых существительных

Если они обозначают неодушевленный предмет – это средний род. Пальто, депо, кино, лассо – это все слова среднего рода – «Оно мое». Есть исключения, например кофе – мужского рода.

Если они обозначают женщин, то относится к женскому роду: мадам, мадемуазель, мисс, миссис – понятно, что это не мужчина.

Все остальное обычно относится к мужскому роду: конферансье, маэстро, портье, мсье, падре и пр.

В основном, слова мужского рода, приведенные выше – это профессии. И так сложилось, что они почти всегда мужские. Хотя иногда портье в отеле может быть женщина. Редко, но бывает.

На названия животных и птиц распространяется то же правило. Они мужского рода, если контекстом не подчеркивается, что речь о самке: кенгуру, шимпанзе, какаду, пони. Если у вас предложение «Жила-была красивая пони» – то там род, конечно, женский.

Про Цеце

Цеце – женского рода. Потому что это муха.

Род географических названий

Если речь о географии, надо смотреть, о каком объекте идет речь и определять род по нему:

  1. Город – мужского рода (Бордо).
  2. Река – женского (Миссисипи, Конго).
  3. Озеро – среднего (Эри, Онтарио).

Род аббревиатур

Он определяется по главному слову. Аббревиатуру надо обязательно расшифровывать:

  1. МГУ продолжил набор студентов – Московский государственный университет продолжил набор студентов.
  2. МКАД будет перестроена – Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
  3. ЕГЭ сдан успешно – Единый государственный экзамен сдан успешно.
  4. ГАИ задержала мою машину – Государственная автомобильная инспекция задержала мою машину.
  5. НАСА улучшило свои технологии – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства улучшило свои технологии.

Но иногда бывает так, что аббревиатура начинает склоняться как обычное слово. Поэтому:

  1. Вуз начал набор студентов (м. р.). Хотя вуз – высшее учебное заведение, род должен быть средний.
  2. МИД не согласен с позицией США (м. р.). Хотя МИД – министерство иностранных дел, тоже среднего рода.

Как быть? Смотреть в словарь.

Какой словарь выбрать

Я использую для проверки онлайн-словарь от Грамоты ру. Он бесплатный, там одновременно показываются данные и орфографических, и толковых, и разных других словарей. Плюс, можно сразу посмотреть синонимы и антонимы у слов.

Добавьте прямо сейчас себе в закладки.

Про гренки

Когда у нас выходила статья про гренки, автор мне написала, что правильно будет «пожарить много гренков», а не «гренок». Потому что «гренок» – это существительное мужского рода единственного числа: «вкусный гренок, ароматный гренок».

Я посмотрел кулинарные сайты, там везде «пожарить (много) гренок». В Викисловаре я нашел вообще две статьи, по одной, в единственном числе «гренок», по другой – «гренка».

Написал так, как сам говорю, поэтому все гренки у нас в рецептах женского рода.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/rod-imyon-suschestvitelnyh.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/rod-imen-suschestvitelnyh

[/spoiler]

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Род имен существительных

Род – это грамматический класс слов, который имеет определенные падежные окончания и свои особенности согласования.

У существительных род – это постоянный признак.

Имена существительные в единственном числе бывают 3х родов – мужского, женского и среднего.

Род имен существительных можно определить, поставив к существительному в единственном числе слова:

1. Он мой – это мужской род

Например: мой стакан, мой компьютер, мой портфель, мой телефон, мой компот, мой мя

2. Она моя – это женский род

Например: моя ложка, моя презентация, моя игра, моя бутылка, моя красота, моя коробка

3. Оно мое – это средний род

Например: мое выступление, мое окно, мое яблоко, мое желание, мое имя, мое объяснение

Кроме того, у некоторых существительных род можно определить по значению слова, т.е. одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского:

Мужской родотец, сын, тигр, петух

Женский родмать, дочь, тигрица, курица

Выделяются также существительные так называемого общего рода (которые по значению могут относится и к женскому, и к мужскому роду): Женя, плакса, неряха, чистюля, сладкоежка

У имен существительных, стоящих во множественном числе, род не выражен. Чтобы его определить, надо поставить слово в единственное число:

Плакаты – плакат – мужской род

Картины – картина – женский род

Облака – облако – средний род

Если у существительного нет формы единственного числа, то и рода оно не имеет: ножницы, шорты, носилки, тиски и другие.

У несклоняемых существительных – географических названий – род определяется по определяющему их слову:

Калахари – пустыняженский род

Тбилиси – городмужской род

Онтарио – озеро средний род

Род имен существительных иногда с течением времени изменяется, и в произведениях прошлых лет можно встретить его устаревшее употребление.

Например, слово лебедь раньше было женского рода, а стало мужского. В морфологическом разборе указывай современный вариант рода имен существительных. 

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 174,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 238,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 239,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 240,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 241,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 87,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 92,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 95,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 49,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 47,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 48,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 53,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 149,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 151,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 234,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 31,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 10,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 121,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 93,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 473,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 327,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 724,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 725,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 726,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 13,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 283,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 274,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 277,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 13,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 102,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 227,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 229,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 254,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачки стр. 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 588,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 35

Конспект
открытого урока по русскому языку в

3
классе Г

«Определение
рода имен существительных во множественном числе
»

Учитель:
Ревякина Т.В.

Тамбов
2018

Тема:
«Определение рода имен существительных во
множественном числе»

Учитель:
Ревякина Т.В.

Цель:
учить определять род имен существительных во множественном числе.

Планируемые результаты:

·        
Учащиеся научатся определять род имен существительных,
стоящих во множественном числе; анализировать имена существительные, род
которых не определяется; уметь определять род имен существительных;
сопоставлять произношение и написание слов; соблюдать нормы русского языка в
собственной речи;

·        
Выстраивать логическую цепочку
рассуждений; слушать объяснения учителя; анализировать, делать выводы;
контролировать свою работу на уроке; работать в паре;

·        
Проявлять интерес к предмету.

Ход
урока

I
Организационный момент.

    – Ребята, на улице зима, посмотрите
какой замечательный морозный зимний день. Сразу хочется вспомнить стихотворение
А.С.Пушкина «Зимний день». Кто хочет его прочитать?(Дети по желанию читают
стихотворение)

     – Я рада видеть ваши лица и улыбки, и
думаю, что наш урок принесет всем нам радость общения.

    – Откройте тетради, запишите число,
«Классная работа».

II
Актуализация темы урока.

1.      Игра

  -Предлагаю вам
поиграть в игру «Да-нет» и вспомнить все, что вы знаете об имени
существительном.

    Если вы согласны с утверждением, то
поднимаете голову и смотрите на меня, если не согласны, то опускаете голову на
руки.

    – Итак, положите голову на руки.

·        
Имя существительное – это часть речи?

·        
Имя существительное отвечает на вопрос что
делать? Что сделать?

·        
Имя существительное отвечает на вопрос
кто?что?

·        
Имя существительное обозначает действие
предмета?

·        
Имя существительное обозначает предмет?

·        
Имена существительные могут быть
одушевленными и неодушевленными?

·        
Имена существительные могут быть
собственными и нарицательными?

·        
Имена существительные подчеркиваются
волнистой линеей?

·        
Имена существительные имеют род?

·        
Имена существительные изменяются по
числам?

    – Молодцы ребята. Эти знания помогут
вам в работе на уроке.

2. Словарная работа

На доске слова:

М.рковь, со.нце, ур.жай, валенки,
к.ртофель, ябл.ко, ботинки, ов.щи.

    -Какие слова здесь записаны?
(словарные)

    – Какие новые слова здесь встретились?
(ботинки, валенки)

    – Произнесите слово валенки
орфоэпически.

    – Сколько слогов в этом слове? (3)

    – Какие? (ва-лен-ки)

    – Какую орфограмму мы запомним в этом
слове?

Аналогично проводится работа со словом
ботинки.

   – Запишите эти слова в словарик,
поставьте ударения, выделите орфограмму.

    – К какой части речи относятся данные
словарные слова? (Имена существительные)

    – Что можно определить у этих имен
существительных?

    – Запишите эти слова, распределив их
по числам в два столбика, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая орфограммы.

Дети выполняют задание.

III
Самоопределение к деятельности.

   – Определите род данных имен существительных.

    – В каком числе это вызвало наибольшее
затруднение? (во множественном числе)

     – Как вы думаете, что сегодня будем
делать на уроке? (определять род имен существительных во множественном числе)

   IV
Работа по теме урока.

   – Предположите, как определить род имен
существительных, стоящих во множественном числе?

Дети отвечают и
выводят алгоритм:

1. Ставлю
имя существительное в форму единственного числа

2. Подставляю
слова

он мой

она моя

оно моё

    – Так ли это или нет, узнаем у
профессора Самоварова на с.12 учебника.

Учащиеся читают страницу учебника и
убеждаются в правильности вывода.

  – Как определить род
имен существительных, стоящих во множественном числе? (ответы детей)

Задание учителя.

  – Давайте потренируемся, запишем слова,
определив их число и род.

( ветер, листья, лужи, тучи, небо, птицы.)

Образец на доске: Ветер(ед.ч., м.р.),
листья(мн.ч.) – лист(ед.ч., м.р.)…

Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях.

V
Физкультминутка.

   – Я буду называть имена
существительные, а вы поднимайте руки, если это существительное мужского рода,
в стороны, если женского рода, на пояс, если среднего рода.

(Дядя, озеро, отец, мать, туман, кино,
дочь, сестра, поле, рояль, голова, тапка.)

VI
Продолжение работы по теме урока

    – Послушайте загадки, найдите среди
картинок отгадки, запишите их, подчеркните орфограммы.

Самый бойкий я
рабочий

В мастерской,

Колочу я что есть
мочи

День – деньской.
(молоток)

Хоть он ростом
невелик,

А к почтению
привык:

Перед ним дубы и
клены,

И березы бьют
поклоны. (топор)

Быстро грызет,
мелко жует,

А сама не глотает.
(пила)

Два кольца, два
конца,

А посередине
гвоздик. (ножницы)

Кто ест сено без
рта тремя зубами? (вилы)

Я землю копала

Ничуть не устала.

А кто много копал,

 Тот и устал.
(лопата)

Зубы имею,

А зубной боли

Не знаю. (грабли)

    – Назовите среди отгадок словарные
слова. (лопата, молоток, топор)

    – Какие еще орфограммы встретились?
(безударная гласная – пила, парные согласные – грабли)

    – Как назвать отгадки одним словом?
(инструменты)

    – Определите род в словах-отгадках.

    – Назовите слова, у которых вы
затрудняетесь определить род. (ножницы, грабли, вилы)

    – Почему нельзя определить их род?

    – Давайте обратимся к словам
профессора Самоварова на с.12 учебника. (2-й абзац)

Дети читают правило.

    – Можно ли определить род имен
существительных, употребляющихся только во множественном числе?

Класс возвращается к алгоритму.

1. Ставлю
имя существительное в форму единственного числа

2. Подставляю слова

он мой

она моя

оно моё

3. Если
имя существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не
имеет род

    – Чтобы закрепить полученные знания,
давайте выполним упражнение 16 в учебнике.

Работа с учебником.

Дети записывают слова  в тетради, изменяя
число имен существительных, и определяя их род.

Образец: Молотки – молоток(м.р.), яблони –
яблоня(ж.р.)…

    – В каких именах существительных вам
не удалось определить род? (сумерки, сливки, каникулы)

    – Почему не удалось определить род
этих имен существительных?

    – Как же мы определяем род имен существительных
стоящих во множественном числе?

Работа в парах.

Один человек в паре выписывает имена
существительные, в которых возможно определить род и определяет его, а другой,
имена существительные, в которых это сделать нельзя.

     Шишки, деревья, санки, линейки, часы,
кустарники, весы, брюки, клубки, очки.

Проверка.

VII
Рефлекия.

    – Оцените себя на полях тетради.

«!» – молодец, все сделал верно

«+» – хорошо, были небольшие ошибки

«?» – нужна помощь учителя

VIII
Итог.

    – Что нового узнали на уроке?

    – Как правильно определять род имен
существительных стоящих во множественном числе ?

    – Все ли было понятно?

    – Какое задание показалось самым
интересным?

Список литературы:

1.      Климанова
Л.Ф., Бабушкина Т.В..  Русский язык 3 класс. Ч.2.  Москва.: Просвещение, 2015г.

2.      Васильева
Н.Ю., Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по русскому языку  3 класс. Москва.: ВАКО,
 2014г.

3.      Климанова
Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.. Литературное чтение 3 класс. Ч.2.
Москва.: Просвещение, 2015г.

Как определить род у существительного во множественном числе

В процессе выполнения домашней работы по русскому языку, обычной переписки с друзьями, либо при написании делового письма можно столкнуться с ситуацией, когда определение рода имени существительного может вызвать затруднение. Особенно это касается имен существительных, стоящих во множественном числе.Следующие рекомендации помогут вам определиться с правильным написанием.

Как определить род у существительного во множественном числе

Вам понадобится

  • Любой учебник/справочник по грамматике.

Инструкция

В первую очередь для определения рода имени существительного необходимо поставить его в форму именительного падежа единственного числа. Типичным родовым окончанием для мужского рода является нулевое окончание (завод, конь, стол), для женского рода – а/я (машина, краска, земля), для среднего рода – о/е (поле, облако, зеркало).

Существуют такие имена существительные, которые не имеют форм единственного числа (брюки, очки, часы, ножницы, весы и т.д.). Такие существительные нельзя отнести ни к одному из трех родов. Большинство таких существительных обозначают предметы, состоящие из двух частей (брюки, ножницы), поэтому такой род называют парным.

Среди множества имен существительных стоит обратить внимание на группу слов, обозначающих обувь и некоторые парные предметы. Форму единственного числа таких слов следует запомнить. Например, ботинки – один ботинок, кеды – один кед, сланцы – один сланец, туфли – одна туфля, сандалии – одна сандалия, тапки – одна тапка. А также: гамаши – одна гамаша, гетры – одна гетра. НО: гольфы – один гольф, рельсы – один рельс.

Также в русском языке есть особая группа имен существительных, обладающих значениями как мужского, так и женского рода: невежа, забияка, соня. Такие имена существительные называются существительными общего рода, и их родовая принадлежность определяется из конкретного контекста.

Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду – алиби, амплуа, конфетти, жюри, меню. Исключения: кофе, сирокко (ветер в пустыне), сулугуни (сорт сыра), пенальти, торнадо, хинди, суахили – мужской род.

Полезный совет

Наибольшие затруднения при определении рода имени существительного могут вызвать слова иностранного происхождения. В таких случаях следует обратиться к любому словарю иностранных слов и сверить написание по нему.

Источники:

  • Белошапкова В.А. Современный русский язык

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий