Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки– кавычка (женский род),тапочки– тапочка (женский род), погоны–погон (мужской род). Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Матвей628 9 лет назад Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать “они”. Но в именительном падеже едиственного числа мальчик – “он”, а девочка – “она”. Исключения из этого правила – те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе. Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число – парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное – Медведь, мужской род. Мыши – Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода. Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак. Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет. Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится. Zolotynka 8 лет назад До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО – зеленыя тетради и зеленыя окна. Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова: В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д. Пашенька 9 лет назад Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений. Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) – мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно. ПавликА83 8 лет назад Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе – кошка, она, женский род. Ответ НЕТ. На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определённой степени определить всё же можно. Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестёр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и “брюки”. и “ножницы” — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара “окно — óкна”. В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или онѣ (ж. и ср.р.). Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (“рота солдат”) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (“дома”, “уши”, “веки”). Но общее правило всё же таково. При разборе слова на уроках русского языка слова, стоящие во множественном числе, разбирают по разному. В большинстве случаев разбор заканчивают указанием “множественное число” и род дальше не определяют. Если нужно узнать правописание зависимого слова, то слова во множественном числе переводят в единственное число и так выясняют род существительного, а потом определяют верное написание зависимого слова.
Vyacheslav 9 лет назад Во множественном числе род определяется так: Например имеем слово “автомобили”. Чтобы определить его род, нам надо поставить его в единственное число, то есть получится слово “автомобиль”. Это слово мужского рода. Но есть и исключения – имена существительные, которые существуют только в форме множественного числа (брюки, очки, лёгкие и т.д.). [пользователь заблокирован] 4 года назад Род во множественном числе можно определить только в том случае, если это слово имеет форму единственного числа. Например: кошки – кошка, дубы – дуб. Нужно поставить слово в единственное число и станет понятен, какой у него род (он мой – мужской, она моя- женский, оно мое – средний). Если же слово не имеет формы единственного числа, то род не определяется. Например: ножницы, брюки. Знаете ответ? |
Смотрите также: Какой род, число и падеж слов: светлую, грустную, русскую, в белёном(см)? Как просклонять фамилию Небензя по родам, числам, лицам, падежам? Рус яз Как определить род, число и падеж имён прилагательных в предложении? Как узнать историю своего рода? Интересно ли вам знать свои родовые корни? Когда и почему евреи стали вести род по женской линии? Кого бы вы выбрали для продолжения рода? Кофе – он или оно? Что такое “сила рода”? А если человек сирота, что тогда? Если вы не знаете своей родословной, вы – “дворняжка”? |
Род имён существительных в русском языке
Род имён существительных — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Узнаем, что такое род имён существительных и как его определить.
Что такое род имён существительных?
В русском языке все существительные, имеющие форму единственного числа, обладают категорией рода. У слов этой части речи, обозначающих предмет, обязательно указывают один из трёх родов — мужской, женский или средний:
- старшина, богатырь (мужской род)
- улица, речь (женский род)
- стекло, ущелье (средний род)
У слов, находящихся в форме множественного числа или имеющих форму только множественного числа, род не определяется:
- дом а́
- скатерт и
- каникул ы
- вожж и
- хлопот ы .
У одушевлённых существительных род находится в прямой зависимости от принадлежности лиц к мужскому или женскому полу:
- папа, дедушка, внук (мужской род)
- мама, тётя, женщина (женский род)
Категория рода существительных выявляется по грамматическим признакам слова в начальной форме именительного падежа единственного числа.
Как определить род существительного?
Род имён существительных определяется обычно с помощью слов-помощников:
- местоимений «он», «мой» для существительных мужского рода;
- «она», «моя» для существительных женского рода;
- «оно», «моё» для существительных среднего рода.
Понаблюдаем:
- он, мой юноша, вечер
- она, моя внучка, столица
- оно, моё создание, добро.
Род существительных определяется также по их характерному окончанию в начальной форме.
Мужской род
К мужскому роду принадлежат одушевлённые существительные I склонения с окончанием -а/-я:
- воевода
- старшина
- дядя
- слуга
- батюшка
- староста
Категорию мужского рода выявим у существительных II склонения с нулевым окончанием:
- матрос
- градусник
- гвоздь
- малыш
В русском языке слово «подмастерье», обозначающее лицо мужского пола, является существительным мужского рода.
Названия людей по профессии (директор, менеджер, врач, инженер) могут обозначать лицо мужского и женского пола, тем не менее они имеют нулевое окончание в форме именительного падежа и являются существительными мужского рода. Согласуемые с ними прилагательные употребляются в форме мужского рода, а род глагола-сказуемого зависит от имени собственного, являющегося подлежащим.
Сравним:
По телефону ответил опытн ый менеджер Н иколай .
По телефону ответил а опытн ый менеджер Екатерин а .
Женский род
Существительные женского рода определим по характерным окончаниям -а/-я или нулевому окончанию в форме именительного падежа единственного числа:
- девушк а
- сказк а
- репетици я
- кухн я
- фасоль
- ветошь
Существительные с нулевым окончанием, с твердой и мягкой основой, могут быть мужского и женского рода.
У существительных женского рода пишется опознавательный мягкий знак (рожь, вещь), а у слов мужского рода его нет (вояж, мякиш). Также их род различают по форме родительного падежа, в которой существительные мужского рода имеют окончание -а/-я, а женского рода — окончание -и:
- шалаш — постройка (чего?) шалаш а
- фонарь — свет (чего?) фонар я
- боль — нет (чего?) бол и
- пустошь — площадь (чего?) пустош и
Слово «туфля» имеет категорию женского рода. В форме родительного падежа множественного числа «туфель» (а не туфлей) оно имеет нулевое окончание.
Средний род
К среднему роду в основном принадлежат неодушевлённые существительные с окончаниями -о/-е:
- лукошк о
- полен о
- созвезди е
- мор е
- счасть е
Категорию среднего рода укажем у существительных с конечным буквосочетанием -мя:
Только несколько одушевленных имён существительных имеют средний род:
- дитя
- насекомое
- животное
- существо
Общий род существительных
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые могут обозначать носителей определенных качеств:
Среди этих слов укажем стилистически нейтральные по смыслу существительные:
В одной и той же грамматической форме такие универсальные существительные называют как лиц мужского пола, так и женского:
- маленький тихоня Саша — маленькая тихоня Таня
- круглый сирота Валера — круглая сирота Лена
- шумный забияка Вова — шумная забияка Света.
Эти слова являются существительными общего рода. Их род определяют в зависимости от смысла предложения.
Род несклоняемых существительных
Иногда доставляет трудность определить род у несклоняемых имён существительных, которые являются заимствованными словами в русском языке. В определении их рода ориентируемся на значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости имени существительного.
Одушевленные существительные, называющие человека по признаку пола, в соответствии с их значением имеют категорию мужского или женского рода:
- блестящий маэстро
- озабоченный портье
- остроумный конферансье
- известный кутюрье
- милая леди
- вежливая мадам
- юная мисс
- гордая пани
Иноязычные слова, называющие птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка животного:
- поющий колибри
- пёстрый какаду
- низкорослый зебу
- мохнатый шимпанзе
Сравним:
Шимпанзе уселась в уголке, чтобы покормить детёныша.
Неодушевленные существительные в основном имеют средний род:
- чистое метро
- весёлое шоу
- уютное кафе
- быстрое такси
Учтём, что у ряда неодушевлённых существительных род определяется по опорному слову:
- зелёная кольраби (капуста)
- вкусный сулугуни (сыр)
- стремительный торнадо (ураган)
- красивая авеню (улица)
- вкусная киви (ягода)
- соленая иваси (сельдь)
- результативный пенальти (штрафной удар)
Род географический названий и аббревиатур определяется по родовому слову:
- тихое Онтарио (озеро)
- бурная Миссисипи (река)
- уютный Бордо (город)
- ВДНХ (выставка) закрыта
- ГАИ (инспекция) сообщила
Видеоурок
Род имен существительных – что это, как его определить и как быть с существительными общего рода, несклоняемыми и аббревиатурами
Род бывает мужской, женский, средний. Но определить не так просто, как кажется.
Род – это постоянный признак существительного. То есть он никогда не меняется. Например, окно – среднего рода. Как сделать его мужским или женским? Никак. Дом – мужского, изба – женского. Тоже поменять невозможно.
Как определить род существительного
Надо подставить к существительному слова «Он мой»: Дом – он мой, Изба – она моя, Окно – оно мое. Он – мужской, она – женский, оно – средний род.
Еще можно определять просто по логике. Например, тигр – мужского рода, а вот тигрица – женского.
Род можно определить только у существительных в единственном числе. Если оно у вас во множественном – сначала поставьте в единственное. Пример: красавицы – красавица (она моя) – женский род; [ослепительные] солнца – солнце (оно мое) – средний.
Если существительное только во множественном числе – рода нет. Сани, вожжи, дрожжи, хлопоты, очки – какого они рода? Никто не знает.
Как правильно говорить
Надо говорить «Существительное мужского/женского/среднего рода». Нельзя говорить «в мужском/женском/среднем роде». Потому что «в» означает непостоянный признак. Существительное может быть во множественном или единственном числе, в каком-то падеже, но оно всегда определенного «рода».
Неправильно: «в мужском роде». Правильно: «мужского рода». Запомните.
Существительные общего рода
У них род зависит от контекста. Такими существительными могут быть слова с оценочным значением: задира, разиня, грязнуля. Или вполне себе нейтральные: сирота, инкогнито, коллега.
Чтобы определить их род, надо смотреть, к кому они относятся:
- Мама говорит сыну: «Ты такой неряха!» – мужской род.
- Мама говорит дочери: «Какая ты неряха у меня, оказывается!» – женский.
- «Она моя коллега» – женский.
- «Он мой коллега» – мужской.
В словаре у таких слов всегда будет две пометки: «м» и «ж» – то есть могут быть и мужского, и женского рода.
Вот еще классная картинка по теме из учебника В. В. Бабайцевой.
Как определить род у несклоняемых существительных
Если они обозначают неодушевленный предмет – это средний род. Пальто, депо, кино, лассо – это все слова среднего рода – «Оно мое». Есть исключения, например кофе – мужского рода.
Если они обозначают женщин, то относится к женскому роду: мадам, мадемуазель, мисс, миссис – понятно, что это не мужчина.
Все остальное обычно относится к мужскому роду: конферансье, маэстро, портье, мсье, падре и пр.
В основном, слова мужского рода, приведенные выше – это профессии. И так сложилось, что они почти всегда мужские. Хотя иногда портье в отеле может быть женщина. Редко, но бывает.
На названия животных и птиц распространяется то же правило. Они мужского рода, если контекстом не подчеркивается, что речь о самке: кенгуру, шимпанзе, какаду, пони. Если у вас предложение «Жила-была красивая пони» – то там род, конечно, женский.
Про Цеце
Цеце – женского рода. Потому что это муха.
Род географических названий
Если речь о географии, надо смотреть, о каком объекте идет речь и определять род по нему:
- Город – мужского рода (Бордо).
- Река – женского (Миссисипи, Конго).
- Озеро – среднего (Эри, Онтарио).
Род аббревиатур
Он определяется по главному слову. Аббревиатуру надо обязательно расшифровывать:
- МГУ продолжил набор студентов – Московский государственный университет продолжил набор студентов.
- МКАД будет перестроена – Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
- ЕГЭ сдан успешно – Единый государственный экзамен сдан успешно.
- ГАИ задержала мою машину – Государственная автомобильная инспекция задержала мою машину.
- НАСА улучшило свои технологии – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства улучшило свои технологии.
Но иногда бывает так, что аббревиатура начинает склоняться как обычное слово. Поэтому:
- Вуз начал набор студентов (м. р.). Хотя вуз – высшее учебное заведение, род должен быть средний.
- МИД не согласен с позицией США (м. р.). Хотя МИД – министерство иностранных дел, тоже среднего рода.
Как быть? Смотреть в словарь.
Какой словарь выбрать
Я использую для проверки онлайн-словарь от Грамоты ру. Он бесплатный, там одновременно показываются данные и орфографических, и толковых, и разных других словарей. Плюс, можно сразу посмотреть синонимы и антонимы у слов.
Добавьте прямо сейчас себе в закладки.
Про гренки
Когда у нас выходила статья про гренки, автор мне написала, что правильно будет «пожарить много гренков», а не «гренок». Потому что «гренок» – это существительное мужского рода единственного числа: «вкусный гренок, ароматный гренок».
Я посмотрел кулинарные сайты, там везде «пожарить (много) гренок». В Викисловаре я нашел вообще две статьи, по одной, в единственном числе «гренок», по другой – «гренка».
Написал так, как сам говорю, поэтому все гренки у нас в рецептах женского рода.
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/rod-imyon-suschestvitelnyh.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/rod-imen-suschestvitelnyh
[/spoiler]
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Род имен существительных
Род – это грамматический класс слов, который имеет определенные падежные окончания и свои особенности согласования.
У существительных род – это постоянный признак.
Имена существительные в единственном числе бывают 3х родов – мужского, женского и среднего.
Род имен существительных можно определить, поставив к существительному в единственном числе слова:
1. Он мой – это мужской род
Например: мой стакан, мой компьютер, мой портфель, мой телефон, мой компот, мой мя
2. Она моя – это женский род
Например: моя ложка, моя презентация, моя игра, моя бутылка, моя красота, моя коробка
3. Оно мое – это средний род
Например: мое выступление, мое окно, мое яблоко, мое желание, мое имя, мое объяснение
Кроме того, у некоторых существительных род можно определить по значению слова, т.е. одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского:
Мужской род – отец, сын, тигр, петух
Женский род – мать, дочь, тигрица, курица
Выделяются также существительные так называемого общего рода (которые по значению могут относится и к женскому, и к мужскому роду): Женя, плакса, неряха, чистюля, сладкоежка
У имен существительных, стоящих во множественном числе, род не выражен. Чтобы его определить, надо поставить слово в единственное число:
Плакаты – плакат – мужской род
Картины – картина – женский род
Облака – облако – средний род
Если у существительного нет формы единственного числа, то и рода оно не имеет: ножницы, шорты, носилки, тиски и другие.
У несклоняемых существительных – географических названий – род определяется по определяющему их слову:
Калахари – пустыня – женский род
Тбилиси – город – мужской род
Онтарио – озеро – средний род
Род имен существительных иногда с течением времени изменяется, и в произведениях прошлых лет можно встретить его устаревшее употребление.
Например, слово лебедь раньше было женского рода, а стало мужского. В морфологическом разборе указывай современный вариант рода имен существительных.
Советуем посмотреть:
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 174,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 238,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 239,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 240,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 241,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 50,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 87,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 92,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 95,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 49,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 47,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 48,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 53,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 149,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 151,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 234,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 31,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 9,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 10,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 68,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 121,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 93,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 473,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 327,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 724,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 725,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 726,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 279,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 13,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 283,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 274,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 277,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 13,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 102,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 227,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 229,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 254,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачки стр. 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 588,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 35
Конспект
открытого урока по русскому языку в
3
классе Г
«Определение
рода имен существительных во множественном числе»
Учитель:
Ревякина Т.В.
Тамбов
2018
Тема:
«Определение рода имен существительных во
множественном числе»
Учитель:
Ревякина Т.В.
Цель:
учить определять род имен существительных во множественном числе.
Планируемые результаты:
·
Учащиеся научатся определять род имен существительных,
стоящих во множественном числе; анализировать имена существительные, род
которых не определяется; уметь определять род имен существительных;
сопоставлять произношение и написание слов; соблюдать нормы русского языка в
собственной речи;
·
Выстраивать логическую цепочку
рассуждений; слушать объяснения учителя; анализировать, делать выводы;
контролировать свою работу на уроке; работать в паре;
·
Проявлять интерес к предмету.
Ход
урока
I
Организационный момент.
– Ребята, на улице зима, посмотрите
какой замечательный морозный зимний день. Сразу хочется вспомнить стихотворение
А.С.Пушкина «Зимний день». Кто хочет его прочитать?(Дети по желанию читают
стихотворение)
– Я рада видеть ваши лица и улыбки, и
думаю, что наш урок принесет всем нам радость общения.
– Откройте тетради, запишите число,
«Классная работа».
II
Актуализация темы урока.
1. Игра
-Предлагаю вам
поиграть в игру «Да-нет» и вспомнить все, что вы знаете об имени
существительном.
Если вы согласны с утверждением, то
поднимаете голову и смотрите на меня, если не согласны, то опускаете голову на
руки.
– Итак, положите голову на руки.
·
Имя существительное – это часть речи?
·
Имя существительное отвечает на вопрос что
делать? Что сделать?
·
Имя существительное отвечает на вопрос
кто?что?
·
Имя существительное обозначает действие
предмета?
·
Имя существительное обозначает предмет?
·
Имена существительные могут быть
одушевленными и неодушевленными?
·
Имена существительные могут быть
собственными и нарицательными?
·
Имена существительные подчеркиваются
волнистой линеей?
·
Имена существительные имеют род?
·
Имена существительные изменяются по
числам?
– Молодцы ребята. Эти знания помогут
вам в работе на уроке.
2. Словарная работа
На доске слова:
М.рковь, со.нце, ур.жай, валенки,
к.ртофель, ябл.ко, ботинки, ов.щи.
-Какие слова здесь записаны?
(словарные)
– Какие новые слова здесь встретились?
(ботинки, валенки)
– Произнесите слово валенки
орфоэпически.
– Сколько слогов в этом слове? (3)
– Какие? (ва-лен-ки)
– Какую орфограмму мы запомним в этом
слове?
Аналогично проводится работа со словом
ботинки.
– Запишите эти слова в словарик,
поставьте ударения, выделите орфограмму.
– К какой части речи относятся данные
словарные слова? (Имена существительные)
– Что можно определить у этих имен
существительных?
– Запишите эти слова, распределив их
по числам в два столбика, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая орфограммы.
Дети выполняют задание.
III
Самоопределение к деятельности.
– Определите род данных имен существительных.
– В каком числе это вызвало наибольшее
затруднение? (во множественном числе)
– Как вы думаете, что сегодня будем
делать на уроке? (определять род имен существительных во множественном числе)
IV
Работа по теме урока.
– Предположите, как определить род имен
существительных, стоящих во множественном числе?
Дети отвечают и
выводят алгоритм:
1. Ставлю
имя существительное в форму единственного числа
2. Подставляю
слова
он мой
она моя
оно моё
– Так ли это или нет, узнаем у
профессора Самоварова на с.12 учебника.
Учащиеся читают страницу учебника и
убеждаются в правильности вывода.
– Как определить род
имен существительных, стоящих во множественном числе? (ответы детей)
Задание учителя.
– Давайте потренируемся, запишем слова,
определив их число и род.
( ветер, листья, лужи, тучи, небо, птицы.)
Образец на доске: Ветер(ед.ч., м.р.),
листья(мн.ч.) – лист(ед.ч., м.р.)…
Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях.
V
Физкультминутка.
– Я буду называть имена
существительные, а вы поднимайте руки, если это существительное мужского рода,
в стороны, если женского рода, на пояс, если среднего рода.
(Дядя, озеро, отец, мать, туман, кино,
дочь, сестра, поле, рояль, голова, тапка.)
VI
Продолжение работы по теме урока
– Послушайте загадки, найдите среди
картинок отгадки, запишите их, подчеркните орфограммы.
Самый бойкий я
рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть
мочи
День – деньской.
(молоток)
Хоть он ростом
невелик,
А к почтению
привык:
Перед ним дубы и
клены,
И березы бьют
поклоны. (топор)
Быстро грызет,
мелко жует,
А сама не глотает.
(пила)
Два кольца, два
конца,
А посередине
гвоздик. (ножницы)
Кто ест сено без
рта тремя зубами? (вилы)
Я землю копала
Ничуть не устала.
А кто много копал,
Тот и устал.
(лопата)
Зубы имею,
А зубной боли
Не знаю. (грабли)
– Назовите среди отгадок словарные
слова. (лопата, молоток, топор)
– Какие еще орфограммы встретились?
(безударная гласная – пила, парные согласные – грабли)
– Как назвать отгадки одним словом?
(инструменты)
– Определите род в словах-отгадках.
– Назовите слова, у которых вы
затрудняетесь определить род. (ножницы, грабли, вилы)
– Почему нельзя определить их род?
– Давайте обратимся к словам
профессора Самоварова на с.12 учебника. (2-й абзац)
Дети читают правило.
– Можно ли определить род имен
существительных, употребляющихся только во множественном числе?
Класс возвращается к алгоритму.
1. Ставлю
имя существительное в форму единственного числа
2. Подставляю слова
он мой
она моя
оно моё
3. Если
имя существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не
имеет род
– Чтобы закрепить полученные знания,
давайте выполним упражнение 16 в учебнике.
Работа с учебником.
Дети записывают слова в тетради, изменяя
число имен существительных, и определяя их род.
Образец: Молотки – молоток(м.р.), яблони –
яблоня(ж.р.)…
– В каких именах существительных вам
не удалось определить род? (сумерки, сливки, каникулы)
– Почему не удалось определить род
этих имен существительных?
– Как же мы определяем род имен существительных
стоящих во множественном числе?
Работа в парах.
Один человек в паре выписывает имена
существительные, в которых возможно определить род и определяет его, а другой,
имена существительные, в которых это сделать нельзя.
Шишки, деревья, санки, линейки, часы,
кустарники, весы, брюки, клубки, очки.
Проверка.
VII
Рефлекия.
– Оцените себя на полях тетради.
«!» – молодец, все сделал верно
«+» – хорошо, были небольшие ошибки
«?» – нужна помощь учителя
VIII
Итог.
– Что нового узнали на уроке?
– Как правильно определять род имен
существительных стоящих во множественном числе ?
– Все ли было понятно?
– Какое задание показалось самым
интересным?
Список литературы:
1. Климанова
Л.Ф., Бабушкина Т.В.. Русский язык 3 класс. Ч.2. Москва.: Просвещение, 2015г.
2. Васильева
Н.Ю., Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс. Москва.: ВАКО,
2014г.
3. Климанова
Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.. Литературное чтение 3 класс. Ч.2.
Москва.: Просвещение, 2015г.
Как определить род у существительного во множественном числе
В процессе выполнения домашней работы по русскому языку, обычной переписки с друзьями, либо при написании делового письма можно столкнуться с ситуацией, когда определение рода имени существительного может вызвать затруднение. Особенно это касается имен существительных, стоящих во множественном числе.Следующие рекомендации помогут вам определиться с правильным написанием.
Вам понадобится
- Любой учебник/справочник по грамматике.
Инструкция
В первую очередь для определения рода имени существительного необходимо поставить его в форму именительного падежа единственного числа. Типичным родовым окончанием для мужского рода является нулевое окончание (завод, конь, стол), для женского рода – а/я (машина, краска, земля), для среднего рода – о/е (поле, облако, зеркало).
Существуют такие имена существительные, которые не имеют форм единственного числа (брюки, очки, часы, ножницы, весы и т.д.). Такие существительные нельзя отнести ни к одному из трех родов. Большинство таких существительных обозначают предметы, состоящие из двух частей (брюки, ножницы), поэтому такой род называют парным.
Среди множества имен существительных стоит обратить внимание на группу слов, обозначающих обувь и некоторые парные предметы. Форму единственного числа таких слов следует запомнить. Например, ботинки – один ботинок, кеды – один кед, сланцы – один сланец, туфли – одна туфля, сандалии – одна сандалия, тапки – одна тапка. А также: гамаши – одна гамаша, гетры – одна гетра. НО: гольфы – один гольф, рельсы – один рельс.
Также в русском языке есть особая группа имен существительных, обладающих значениями как мужского, так и женского рода: невежа, забияка, соня. Такие имена существительные называются существительными общего рода, и их родовая принадлежность определяется из конкретного контекста.
Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду – алиби, амплуа, конфетти, жюри, меню. Исключения: кофе, сирокко (ветер в пустыне), сулугуни (сорт сыра), пенальти, торнадо, хинди, суахили – мужской род.
Полезный совет
Наибольшие затруднения при определении рода имени существительного могут вызвать слова иностранного происхождения. В таких случаях следует обратиться к любому словарю иностранных слов и сверить написание по нему.
Источники:
- Белошапкова В.А. Современный русский язык
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.