Как найти родительный падеж в предложении

Родительный падеж — это грамматическая форма имен существительных, которая отвечает на вопросы кого? чего?

Узнаем, что такое родительный падеж имён существительных в русском языке, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в словосочетании и предложении. Приведем примеры существительных в форме родительного падежа.

В русском языке имена существительные имеют стройную систему изменения по падежам и числам. Термином «падеж» называют способность имён существительных изменять свою начальную форму именительного падежа на другие падежи. В русском языке выделяют шесть падежей имён существительных.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(доволен)
кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:

  • (кто?) старшина, тётя, (что?) рука, баня — первое склонение;
  • (кто?) строитель  ; (что?) ствол  , дерево — второе склонение;
  • (кто?) дочь  , (что?) брошь   — третье склонение.

За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.

Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?

Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозяин — не было (кого?) хозяина;
  • земля — нет (чего?) земли.

Родительный падеж

Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.

Понаблюдаем:

1 склонение

  • р. п. не было (кого?) старшины — старшин  
  • р. п. нет (кого?) тёти — тёть  

2 склонение

  • р. п. не было (кого?) строителя — строителей
  • р. п. нет (чего?) ствола — стволов
  • р. п.  нет (чего?) дерева — деревьев

3 склонение

  • р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
  • р. п. нет (чего?) броши — брошей.

Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание .

Правильно:

  • время — нет времени;
  • племя — вождь племени;
  • человек без имени.

Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:

  • голос (чей?) мамымамин голос;
  • лапа (чья?) елиеловая лапа;
  • сообщение (чьё?) папы — папино сообщение.

Родительный падеж существительных

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:

до, от, без, из, для, с, у, из-за, около, мимо, вслед, возле, кроме, вне, ради и пр.

Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.

Примеры

  • остаться до вторника;
  • отплыть от берега;
  • остаться без света;
  • капает с ветки;
  • показаться из-за дома;
  • растет среди поля;
  • пройти мимо здания;
  • остановиться возле калитки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные мужского рода второго склонения в форме родительного падежа единственного числа имеют вариантные окончания -а/-я или -у/-ю:

  • ложка мёда — хочется мёду
  • стакан кипятка — дайте кипятку
  • зубок чеснока — поесть чесноку.

Формы родительного падежа с окончанием -а/-я являются стилистически нейтральными. В литературной речи используются слова с окончанием -а/-я, причём в выборе этой формы имеет значение, если существительное употребляется с определением:

  • стакан чая — стакан тёплого чая;
  • сугробы снега — сугробы пушистого снега;
  • струя воздуха — струя тёплого воздуха.

Существительные с окончанием -у/-ю отличаются разговорным характером. Они употребляются в бытовой речи в следующих случаях:

1. существительные с предлогами из, до, с, от

  • выйти из лесу;
  • ослабеть с голоду;
  • семь лет от роду;
  • пройти до дому;

2. при обозначении части от целого у вещественных существительных

  • выпить лимонаду;
  • долить кипятку;
  • предложить чаю;
  • насыпать перцу;
  • достать сыру;

3. существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к-

  • попробовать кваску;
  • положить сахарку;
  • попробовать сырку;
  • подносить медку;

4. отвлечённые существительные с количественным значением

  • много шуму;
  • наболтать вздору;
  • наделать скандалу;

5. во фразеологических сочетаниях

  • припустить что было духу;
  • не до смеху;
  • с миру по нитке;
  • сбить с толку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В предложении существительные в форме родительного падежа чаще всего выполняют синтаксическую роль второстепенных членов:

  • дополнения
  • несогласованного определения
  • обстоятельства

В составе неделимых сочетаний со словами более, менее, свыше, ряд, часть, большинство, меньшинство, много, мало, сколько, несколько, столько и пр., а также с числительными форма родительного падежа существительных является подлежащим.

Примеры

Мы не знаем (чего?) горя со спокойным малышом.

Ветка (чья?) клёна стучится мне в окно.

Дети выбежали (откуда?) из дверей школы.

В лесу под деревьями еще лежит много снега.

Двое рыбаков сидят в лодке посреди озера.

Пять котят весело резвились во дворе.

Большинство ребят согласились прийти на тренировку завтра утром.

Меньшинство депутатов проголосовали против проекта.

Часть страниц книги оказалась с карандашными пометками.

Свыше пятидесяти озёр Тверской области привлекают туристов для отдыха.

Видеоурок

Научила ребенка определять падежи: теперь нет проблем на уроках русского языка

Детям сложно дается определение падежа у имен существительных. Понимание приходит не сразу. Поэтому после изучения этой темы в школе, у дочки остались вопросы. Мне потребовалось полчаса, чтобы моя дочка разобралась, как определять падеж у имен существительных .

Сейчас я опишу сложные моменты при определении падежей. А в конце статьи будет небольшой план, как объяснить падежи ребенку.

Итак, если вы заметили, что ваш ребенок не понимает, как определить падеж, то обратите внимание на следующие моменты:

  1. Знает ли ваш ребенок названия падежей и вопросы к ним.
  2. Умеет ли ребенок задавать к слову вопрос.

Например, предложение Я расскажу маме о котенке. Нужно определить падеж существительного «маме».

  • Ищем слово, от которого задаем вопрос. Это будет слово «расскажу». Расскажу кому? маме.
  • Вспоминаем, что вопрос кому? – это дательный падеж.

Падеж имен существительных – это формы одного и того же слова, которые выражают связь существительного с другими словами в предложении.

Запомнить порядок и названия падежей помогут стихи. С детства многие знают эти строки: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

В Интернете нашла много вариантов «запоминалок»:

Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

А мы с дочкой сочинили такую «запоминалку»: Имя Рождает, Дает и Винит, Творит, Предлагает.

Распечатайте ребенку такую табличку.

Падеж. Вспомогательные слова (или слова-помощники). Вопросы.
Падеж. Вспомогательные слова (или слова-помощники). Вопросы.

Потренируйтесь вместе с ребенком определять падеж, используя вопросы и слова-помощники. Очень помогают тексты-истории, в которых одно и тоже слово употребляются в разных падежах.

Котенок сидел на лавочке. (Кто? Котенок – именительный)

Я тихонечко подошла и потрогала котенка. (вижу кого? котенка – винительный)

Потом я дала котенку сосиску. (дать кому? Котенку – дательный)

И пошла домой, чтобы рассказать дочке о котенке (думать о ком? о котенке – предложный)

Дочка вышла на улицу и закричала, что нет котенка. (нет кого? котенка – родительный)

А потом он нашелся в кустах, и теперь дочка гордится своим котенком (горжусь кем? котенком – творительный)

Небольшие “секретики” запоминания у какого падежа какой вопрос.

  • Именительный падеж.
    Запоминается легко, обычно, – кто? что?
  • Родительный падеж
    Родить кого-то – кого? чего?
  • Дательный падеж
    Дать – кому? чему?
  • Винительный падеж
    Винить – кого? что?
  • Творительный падеж
    Творить – кем? чем?
  • Предложный падеж
    Предлагаю подумать – о ком? о чем?

Как различать именительный и винительный падежи на примере существительного “сухарик” в предложении – Котенок грызет сухарик

  • Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
    Сухарик – неодушевленное
  • Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кто? что? или кого? что?
    Грызет кого? что? (нельзя задать кто? что?) сухарик.
  • Используйте слова-помощники. Именительный – вспомогательное слово – есть, Винительный – вижу.
    Вижу что? сухарик.
  • Существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим, а в винительном – дополнением.
    Котенок грызет сухарик. Здесь существительное “сухарик” в винительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является дополнением.
    Сухарик лежит в тарелке у котенка. Здесь существительное “сухарик” в именительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является подлежащим.
  • У винительного падежа может быть предлог, а у именительного не бывает предлогов.
    В данном случает нам этот способ не поможет.
  • Замена одушевленного неодушевленным и наоборот.
    Котенок грызет мышку.
    Грызет кого? мышку

Делаем вывод: существительное “сухарик” стоит в винительном падеже.

Как различить родительный и винительный падежи на примере существительного “котенка” в предложении – Мышка убежала от котенка.

  • Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
    Котенок – одушевленное
  • Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кого? чего? или кого? что?
    Убежала от кого? чего? (нельзя задать кого? что?) от котенка.
  • Используйте слова-помощники. Родительный – нет, Винительный – вижу.
  • Предлоги родительного падежа – от, до, из, без, у, для, около, с
    предлоги винительного падежа – в, на, за, через, про

Делаем вывод: существительное “котенка” стоит в родительном падеже.

Как объяснить ребенку про падежи:

  1. Научите задавать ребенка вопрос к существительному и находить слово, от которого задается вопрос.
  2. Убедитесь, что ребенок знает названия падежей.
  3. Проверьте, что ребенок выучил вопросы падежей.
  4. Напомните ему о вспомогательных словах (словах-помощниках)
  5. Потренируйтесь определять падеж на рассказе о котенке (опубликован в начале статьи).
  6. Просклоняйте вместе несколько имен существительных – одушевленных и неодушевленных.
Так склоняют существительные школьники в своих тетрадях.
Так склоняют существительные школьники в своих тетрадях.

Затем возьмите любую книгу, откройте ее на любой странице, находите существительные и вместе с ребенком определяйте падеж.

Если Вам этот план не помог, то возможно, вы сами забыли, как определять падежи. Или у ребенка есть пробел в знаниях.

Всегда можно обратиться за помощью к учителю.

Ставьте “лайк”, если статья оказалась полезной для вас.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?
Винительный вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?
Творительный доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?
Предложный думаю

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п.написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п.написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п.плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п.находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п.спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п.спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п.взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п.стоял (где?, на чем?) на постаменте

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 97,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 82,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 40,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 79,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 12,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 184,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 199,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 123,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 159,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 213,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 172,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 99,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 135,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 101,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 105,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 183,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 531,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 562,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 566,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 148,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Родительный падеж


Родительный падеж

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 368.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 368.

Вопросы Кого? Чего? – это падежные вопросы существительных в родительном падеже. В этой статье описаны варианты их значений, а также способы определения родительного падежа с правописанием окончаний в зависимости от склонения и числа существительного.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое родительный падеж?

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросыКого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник

учителя

, ветка

шелковицы

, чтение

романа

, не подобрать

слов

, убирать около

дома

, налить из

кувшина

.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -и (-ы) Земли, весны, дедушки нулевое окончание Земель, вёсен, дедушек
2 склонение -а (-я) Друга, кота, фонаря, лукошка, поля, строения -ей, -ов, -ий, нулевое окончание Друзей, котов, фонарей, лукошек, полей, строений
3 склонение Тетради, ночи -ей Тетрадей, ночей
Разносклоняемые Времени, семени, пути, дитяти нулевое окончание, -ей Времён, семян, детей, путей

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

  • Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);
  • Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);
  • Определительное значение: может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Дополнением (Он устал от работы);
  • Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);
  • Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Анастасия Грязнова

    7/7

  • Martin Eden

    6/7

  • Jana Liņķe

    6/7

  • Сергей Ефремов

    7/7

  • Armeda Khachatryan

    5/7

  • Nina Ustyugova

    7/7

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 368.


А какая ваша оценка?

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий