Как найти родовые окончания глаголов

Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?

Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи в русском языке. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:

Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.

  • Небо (какое?) мое, наше, голубое, синее, свинцовое.

Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.

Род глаголов

Грамматической категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов только в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по грамматической форме схожи (хотел — хотел бы).

Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере использован глагол «почернело». От подлежащего зададим к нему вопрос:

небо (что сделало?) почернело.

Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:

почерне-ть — почернело (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание)

Глаголы прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределенной формы глагола), которую получим, отбросив окончание -ть, -ти:

  • говорить — говорил;
  • прочитать — прочитал;
  • вытерпеть — вытерпел;
  • приползти — приполз   (нулевой суффикс формы прошедшего времени), сравним: приползла, приползло.

Существительное «небо» обладает грамматической категорией среднего рода. Оно согласуется в роде и числе со сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени среднего рода. Показателем среднего рода данного глагола является окончание , как и у согласующегося с ним существительного:

небо почернело.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:

  • почернеть —  снег почернел  , земля почернела, небо почернело.
  • Снег   (что сделал?) почернел;
  • земля (что сделала?) почернела;
  • небо (что сделало?) почернело.

Как видим,  существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.

Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:

  • составить — мальчик составил  ;
  • девочка составила;
  • объединение составило.

Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи

  • в форме мужского рода прошедшего времени окончание нулевое,
  • в форме женского рода — окончание ,
  • в форме среднего рода — окончание .

Вывод

Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:

  • глагол мужской рода имеет нулевое окончание,
  • женского рода — окончание ,
  • среднего рода — окончание .

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 67

1. Личное окончание.
Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.
Различаются личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени:
– в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
– во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов прошедшего времени личного окончания нет (окончания, которое указывало бы на лицо. Сравним: я иду, ты идёшь, он идёт; окончание -у указывает на первое лицо, -ёшь указывает на второе лицо, -ёт – на третье лицо) .

2. Родовое окончание.
Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: катер приплыл, лодка приплыла, судно приплыло.

Мужской род родового окончания не имеет (нулевое окончание) : приплыл.
В женском роде родовое окончание -а: приплыл-а.
В среднем роде родовое окончание -о: приплыл-о.

Эти окончания указывают на единственное число этого глагола,
а во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание –и (мальчики играл-и, девочки играл-и) .

Личные окончания глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, кото­рые выра­жа­ют кате­го­рию лица и чис­ла. Личные окон­ча­ния гла­го­лов зави­сят от того, к како­му спря­же­нию при­над­ле­жит глагол.

Узнаем, какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы 1 и 2 спря­же­ния, какой алго­ритм при­ме­нить, что­бы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния глаголов.

Грамматический тер­мин «окон­ча­ние» по отно­ше­нию к гла­го­лам ука­зы­ва­ет, что сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи изме­ня­ют­ся. В рус­ском язы­ке гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. Что это зна­чит? Разберемся, что такое лич­ные окон­ча­ния глаголов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или про­цесс по отно­ше­нию к дей­ству­ю­ще­му лицу или пред­ме­ту. Каждый гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни мож­но соот­не­сти с опре­де­лен­ным лицом, выпол­ня­ю­щим то или иное дей­ствие, или с участ­ни­ком речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что дела­ешь?) рису­ешь;
  • он, она, оно (что дела­ет?) смот­рит.

Грамматическая кате­го­рия лица выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ний гла­го­лов, кото­рые назы­ва­ют­ся лич­ны­ми. Личные окон­ча­ния гла­го­лов сопря­же­ны с место­име­ни­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить лицо, выпол­ня­ю­щее дей­ствие или участ­ву­ю­щее в нём.

В рус­ской грам­ма­ти­ке раз­ли­ча­ют три фор­мы лица гла­го­ла в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном числе:

1. Первое лицо обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­но­го субъ­ек­та действия

  • я пла­ваю — мы плаваем;
  • я кра­шу — мы красим.

2. Второе лицо обо­зна­ча­ет дей­ствие собеседника

  • ты пла­ва­ешь — вы плаваете;
  • ты кра­сишь — вы красите.

3. Третье лицо ука­зы­ва­ет на того, о ком идет речь

  • он, она, оно пла­ва­ет — они плавают;
  • он, она, оно кра­сит — они красят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных глаголов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

Спряжение глагола

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спряжению.

Таблица

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по лич­ным удар­ным окон­ча­ни­ям. Первое спря­же­ние объ­еди­ня­ет гла­го­лы, кото­рые име­ют лич­ные окончания:

  • 1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «беречь»:

  • 1 лицо я берег у́ — мы береж ём
  • 2 лицо ты береж ёшь — вы береж ёте
  • 3 лицо он береж ёт — они берег у́т

Глаголы пер­во­го спря­же­ния в лич­ных окон­ча­ни­ях име­ют удар­ные глас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся гла­го­лы, име­ю­щие удар­ные лич­ные окончания:

  • 1 лицо -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «кро­ить»

  • 1 лицо я кро ю́ — мы кро и́м
  • 2 лицо ты кро и́шь — вы кро и́те
  • 3 лицо он кро и́т — они кро я́т

Итак, гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния с глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «и», «а», «я».

Безударные личные окончания глаголов

У мно­гих гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ют сомне­ния в выбо­ре букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как пра­виль­но пишут­ся лич­ные окон­ча­ния глаголов:

  • ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
  • снег сы́пл е т или сы́пл и т;
  • мы гуля́ е м или гуля́ и м;
  • муравьи тащ а т или тащ у т;
  • зер­но се́ ю т или се́ я т?

Если у гла­го­ла без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние, сле­ду­ет опре­де­лить его спря­же­ние. Спряжение гла­го­ла с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми выяс­ня­ют по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся все гла­го­лы с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ить, кро­ме слов «брить» и «сте­лить»:

  • рас­пи­лить
  • почи­стить
  • выда­вить
  • при­го­то­вить

В эту груп­пу доба­вим семь гла­го­лов с конеч­ным -еть (смот­реть, видеть, нена­ви­деть, вер­теть, зави­сеть, тер­петь, оби­деть) и 4 гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слы­шать). Их мож­но запом­нить с помо­щью стишка-подсказки:

Глаголы исключения в стихах

К пер­во­му спря­же­нию, невзи­рая на конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить, отне­сем глаголы-исключения «брить» и «сте­лить» и все сло­ва, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся соче­та­ни­я­ми -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, напри­мер:

  • нагиб ать
  • ве ять
  • выздо­ров еть
  • пол оть
  • тон уть
  • приб ыть
  • полз ти
  • сте­ре чь

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, вос­поль­зу­ем­ся без­оши­боч­ным алгоритмом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В опре­де­ле­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла дей­ству­ем пошагово:

  1. ста­вим гла­гол в неопре­де­лен­ную форму;
  2. выяс­ним, какая глас­ная бук­ва обо­зна­ча­ет суф­фикс гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
  3. по этой глас­ной опре­де­ля­ем I или II спря­же­ние, учи­ты­вая глаголы-исключения;
  4. выби­ра­ем глас­ную бук­ву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в без­удар­ном окончании.

Безударные личные окончания глаголов

Образец рассуждения

Образец рассуждения

Неопределенная фор­ма гла­го­ла «мол о ть» име­ет суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «о». По конеч­но­му бук­во­со­че­та­нию -оть отне­сем этот гла­гол к I спря­же­нию. Следовательно выбе­рем бук­ву «е» в напи­са­нии без­удар­но­го окон­ча­ния гла­го­ла 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го времени:

Ты как сле­ду­ет разгон…шься и быст­ро спуст…шься с горы.

Слово «раз­го­нишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «разо­гнать­ся». В этом при­ста­воч­ном гла­го­ле сле­ду­ет уви­деть про­из­во­дя­щее сло­во «гнать»:

гнать → разо гнать → разо­гнать ся .

Значит, это глагол-исключение, кото­рый окру­жен сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми: при­став­кой и пост­фик­сом. Наличие этих мор­фем не меня­ет спря­же­ния гла­го­ла.«Разогнаться» — это гла­гол II спря­же­ния, как и про­из­во­дя­щее сло­во «гнать».

Напишем бук­ву «и» в окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни «разго́н и шь ся».

Слово «спу­стишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «спу­стить­ся». Наличие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся не вли­я­ет на спря­же­ние гла­го­ла. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла «спуст и ться» выявим суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть. Слово закан­чи­ва­ет­ся на -ить. Значит, это гла­гол II спряжения.

Выберем бук­ву «и» в без­удар­ном окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла буду­ще­го вре­ме­ни — спу́ст и шь ся.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Скачать презентацию

Видеоурок

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.

Род глаголов ­– морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.

В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.

В каких формах можно выделить

Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:

  1. Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
  2. Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
  3. Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).

Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.

Вспомним известные формы времени:

  1. прошедшее время (прош. вр.) ­– признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
  2. настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
  3. будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.

Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Алгоритм определения рода глаголов

На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.

Первый способ

Если заданные слова находятся в тексте упражнения:

  1. Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
  2. Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
  3. Выделим окончания у гл.
  4. Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.

Второй способ

Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:

  • (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»

Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:

Невестка (что сделала?) – попросила.

В полученном слове окончание «-а», ­значит – это ж.р.

Род глаголов в русском языке: как определить форму

В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.

И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-okonchaniya-glagolov.html

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/rod-glagolov-v-russkom-yazyke-kak-opredelit-formu.html

[/spoiler]

Род глаголов

Категорией рода обла­да­ют и гла­го­лы, но не все. Этот непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак воз­мо­жен у гла­го­лов в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или у гла­го­лов в фор­ме услов­но­го накло­не­ния, кото­рые по фор­ме схо­жи (хотел — хотел бы).

Научимся опре­де­лять род гла­го­ла. В при­ве­ден­ном выше при­ме­ре есть гла­гол «почер­не­ло». Зададим к нему вопрос:

небо (что сде­ла­ло?) почер­не­ло.

Этот вопрос помог нам понять, что дей­ствие уже совер­ши­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нём. Значит, это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, о чем нам под­ска­жет не толь­ко задан­ный вопрос, но и типич­ный фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- в мор­фем­ном соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва:

почерне-ть — почернело (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание).

Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы инфи­ни­ти­ва (неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла), кото­рую полу­чим, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • гово­рить — гово­рил;
  • про­чи­тать — про­чи­тал;
  • вытер­петь — вытер­пел;
  • при­ползти — при­полз (нуле­вой суф­фикс фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни), приползл-а, приползл-о.

Существительное «небо» обла­да­ет грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей сред­не­го рода. Оно согла­су­ет­ся в роде и чис­ле со ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода. Показателем сред­не­го рода дан­но­го гла­го­ла явля­ет­ся окон­ча­ние , как и у согла­су­ю­ще­го­ся с ним суще­стви­тель­но­го небо.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по родам, напри­мер:

  • почернеть —  снег почер­нел, зем­ля почер­нела, небо почер­нело.
  • Снег (что сде­лал?) почер­нел;
  • земля (что сде­ла­ла?) почер­нела;
  • небо (что сде­ла­ло?) почер­нело.

Как видим,  суще­стви­тель­ные и гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни согла­су­ют­ся в роде и чис­ле.

Вопросы что сде­лал? что сде­ла­ло? что сде­ла­ло? помо­гут уста­но­вить фор­му рода любо­го гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни. Запомним, что в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни (почер­не­ли) род не опре­де­ля­ет­ся, то есть сло­ва этой части речи изме­ня­ют­ся по родам толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • соста­вить — маль­чик соста­вил;
  • девоч­ка соста­вила;
  • объ­еди­не­ние соста­вило.

Сравнив родо­вые фор­мы одно­го и того же гла­го­ла, выяс­ним, что у слов этой части речи

  • в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни окон­ча­ние нуле­вое,
  • в фор­ме жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • в фор­ме сред­не­го рода — окон­ча­ние .

Вывод

Род гла­го­ла в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла помо­жет опре­де­лить родо­вое окон­ча­ние:

  • гла­гол муж­ской рода име­ет нуле­вое окон­ча­ние,
  • жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • сред­не­го рода — окон­ча­ние .

По сход­ной теме узна­ем, как опре­де­лить окон­ча­ние у гла­го­ла.

Предыдущая

Части речи «ЗависЕть» или «зависИть», как правильно пишется слово?

Следующая

Части речи Какая начальная форма глагола «просыпается»?

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела. Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти-ь возражать — возразить, реагировать — отреагироватьползи — приползти, расти — подрастистричь — постричь, жечь — сжечь

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Преобразование инфинитива

Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

Например:

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Советы

Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола: что делать? что сделать?

У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить род; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.

Теги

Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.

Род глаголов ­– морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.

В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.

В каких формах можно выделить

Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:

  1. Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
  2. Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
  3. Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).

Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.

Вспомним известные формы времени:

  1. прошедшее время (прош. вр.) ­– признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
  2. настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
  3. будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.

Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

Например:

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Алгоритм определения рода глаголов

На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.

Первый способ

Если заданные слова находятся в тексте упражнения:

  1. Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
  2. Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
  3. Выделим окончания у гл.
  4. Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.

Второй способ

Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:

  • (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»

Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:

Невестка (что сделала?) – попросила.

В полученном слове окончание «-а», ­значит – это ж.р.

Род глаголов в русском языке: как определить форму

В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.

И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!

Добавить комментарий