Как найти ряды однородных членов

Ряды однородных членов предложения


Ряды однородных членов предложения

Однородные члены предложения – слова в составе предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и выполняют одну синтаксическую роль.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.

Два (и более) однородных члена предложения объединяются в ряд однородных членов. В предложениях может употребляться любое количество рядов однородных членов предложения.

Примеры предложений с одним рядом однородных членов: На столе лежали

яблоки

и

апельсины

. Он выходил на пробежку

утром

и

вечером

. Катя достала из портфеля

ручку

,

тетрадь

и

учебник

.

Примеры предложений с несколькими рядами однородных членов:

Тане

и

Ане

нравилась песенка о

щенке

и

котенке

. Мама

почистила

и

нарезала

для супа

картофель

и

морковь

. Ветер

срывал желтые

,

красные

,

рыжие

листья и

бросал

их на землю.

Важно! Употребление более трех рядов однородных членов в одном предложении не рекомендуется, так как это делает предложение трудным для восприятия. Пример: В зоопарке Катя, Саша и Петя увидели и сфотографировали слона, жирафа, тигра и медведя.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую оформляют соединительные, противительные и разделительные союзы.

Однородные члены предложения

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:

Эту работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.

Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:

Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:

В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, коричная и еще одна яблоня, которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).

Однородные члены предложения это

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
  2. выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
  3. удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.

Однородные чл предложения

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так прекрасны летом!

Она то смеялась, то плакала.

Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:

Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.

Однородные подлежащие

Однородные сказуемые

Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:

За лето река обмелела, притаилась между берегами.

Однородные сказуемые

Однородные дополнения

В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:

На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.

Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.

Однородные дополнения

Однородные определения

Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:

Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.

Однородные определения

Однородные обстоятельства

В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:

Книги следует читать так же неторопливо  и бережно, как они писались.

Однородные обстоятельства

Таблица

Члены предложения На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу.  На лугу цветут  ромашки и незабудки.
Сказуемое Что делать? Что сделать? На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.

На зов хозяина прибежала собака и села у его ног.

Определение Какой? Чей? На столе в вазе стоят красные и белые цветы.

Налей мне не теплой, а холодной воды.

Девочку закутали в мамин платок.

Дополнение Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) На огороде Света полила огурцы и помидоры .

Вечером не забудь покормить гусей и уток.

Обстоятельство Где? Когда? Как? Куда? Откуда?  Зачем? Отчего? Почему? Слева и справа высятся хмурые ели .

Вглубь и вширь растут корни старой березы.

Признаки однородных членов

Признаки однородных членов

Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.

Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.

Вид связи Союзы Правила пунктуации Примеры
Союзная Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится Я украсила вазу ракушками и морскими камешками.
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) Перед союзом ставится запятая Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) Перед вторым и последующими союзами ставится запятая Не то ветер, не то дерево за окном шумит.
Бессоюзная Между однородными членами всегда ставится запятая Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку.

Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.

Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после них ставится тире.

Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.

Итог

  • однородные члены — это одинаковые члены предложения;
  • однородные члены зависят от одного и того же слова;
  • однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

Видеоурок «Предложения с однородными членами»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 111

Ряды однородных членов

Основные признаки

В конструкции может быть больше двух однородных членов, объединенных в один ряд (их может быть любое количество). Между ними бывает союзная и бессоюзная связь. Однородные члены можно найти при синтаксическом разборе конструкции по ряду признаков:

  • они являются одинаковыми членами предложения;
  • выделяются союзами и интонацией, а также образуется сочинительная связь;
  • одинаково относятся к подлежащему или сказуемому;
  • когда нет союзов, или слова между собой повторяются, они обязаны связываться паузой.

Иногда однородные члены бывают разными частями речи: «Своё задание группа рабочих сделала мастерски, с поражающей ловкостью».

 ряды однородных членов примеры

Они могут иметь в своём составе зависимые слова и быть распространёнными: «На картинах показано объединение природы: маленькие лужи, высохшие от солнца; красивые белые берёзы, ещё не тронутые ветром; облака, похожие на мягкие подушки».

В составе предложения может быть больше одного ряда: «Холода продолжались и морозили нос, руки и ноги».

В предложении могут быть написаны обобщающие слова: «Бабушка просила составить план огорода, мы насчитали тринадцать яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, и ещё одна яблоня, называли мы её липой, потому что её плоды напоминали липовый мёд».

Примеры в предложении

Есть несколько видов предложений с однородными членами — ряд в них может быть один или несколько. Их примеры:

  • С одним рядом: «На улице бегали мальчики и девочки»; «Петя переписывал буквы и цифры на бумагу»; «Настя купила карандаш, блокнот и фломастер».
  • С несколькими рядами: «Кате и Насте понравилась песня о собаке и корове»; «Ветер сдувал зелёные, коричневые, рыжие листья и кидал их на асфальт»; «Бабушка расчесывала свои реденькие, короткие волосы и укладывала их в тощий пучок».

Ряды однородных членов это

Хотя ряд в перечислении можно продолжить сколько угодно, не рекомендуется употреблять больше трёх слов, так прочитанное становится труднее для восприятия.

Лучше написать меньшее количество, так текст будет более приятным для чтения.

Пример нежелательного использования однородных членов: «В цирке Аня, Дима и Вася захотели и покормили обезьяну, бегемота, лемура и енота» (в предложении идет перечисление более трёх животных).

Роль однородных членов

Обычно их считают главными в составе, иногда они являются и второстепенными, а также бывают разными частями речи: «Кобыла шла медленно, с достоинством, стуча копытами».

В литературе можно найти много таких примеров:

  • «Растянулись на двух берегах поля, озёра, кусты и огороды». Этот ряд выступает в виде подлежащего.
  • «Кошка зазевала, улеглась, вытянула лапы и положила на них свою мордочку». Это сказуемые.
  • «Всё сильнее, жёстче и интенсивнее бил по краям корабля ветер». Это обстоятельства.

Виды предложений

По видам могут делиться на распространенные и нераспространенные. Определить их можно по наличию или отсутствию второстепенных членов:

 что такое ряды однородных членов

  • Нераспространенные (простые) предложения в своем составе имеют лишь грамматическую основу, т. е подлежащее и сказуемое: «Собака спала и ела».
  • Распространенные (сложные) предложения состоят из грамматической основы и второстепенных членов: обстоятельство, определение, дополнение. «Ты вспомнишь (что?) речку, берег и березы» (дополнения).

Неоднородные определения

Однородные определения могут описывать любой предмет с одной стороны, это может быть цвет, характеристики, свойства и прочее. В таких случаях между словами нужно обязательно ставить запятые: «Тёмная, огромная, массивная туча повисла над городом».

Неоднородные определения показывают предмет с совершенно разных сторон. В такой ситуации ни о какой связи не может быть и речи, произносятся они без интонации перечисления.

Запятые между этими элементами ставить не нужно: «В глубоком озере росли высокие тонкие камыши».

Особые случаи

Если перечисление выступает в качестве одного члена в составе предложения, то оно не являются однородным. Такое бывает редко, но чтобы лучше понять это, будет достаточно посмотреть на примерах:

 ряды однородных членов предложения это

  • Сочетания или слова, которые соединяются несколькими союзами «и… и», а также «ни… ни» не являются однородными: «и смех и грех» и другие.
  • В предложениях могут быть осложнённые простые глагольные сказуемые, они являются исключением: «схожу посижу», «присяду отдохну», «захотела да и купила». Такое правило работает только в том случае, если речь идёт о сочетании двух глаголов, находящихся в одной и той же форме, а также являются единым сказуемым.

Пунктуация в предложениях

Способ соединения влияет на то, нужны ли между ними знаки препинания, или не нужны.

В случае если сначала употребляется обобщающее слово, которое выражает родовое понятие или обозначается местоимениями (всё, всё, везде, и пр.) то в таком случае нужно ставить двоеточие: «Лето окрасило зелёным всё: луга, поля, леса».

Тире нужно ставить в том случае, если обобщающее слово находится после: «Никто: ни медведь, ни заяц — не пробежит перед охотником, спрятавшимся в кустах».

Однородные элементы соединены между собой связью (сочинительной или бессоюзной), принадлежат одному члену предложения и отвечают на один вопрос.

Они представляют собой один и тот же член предложения, полностью равноправны и не зависят друг от друга, нередко являются средством создания определенных стилистических фигур.

Что такое ряды однородных членов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Помимо этого, мы поведаем вам о том, на какие виды подразделяются такие члены предложения, а также как их следует обособлять.

ряд однородных членов

Общая информация

Ряды однородных членов – это те члены предложения, которые связываются с одной и той же словоформой, а также выполняют одну синтаксическую функцию. Как правило, такие слова произносятся с интонацией перечисления. Более того, в предложении они располагаются контактно (то есть один за другим), а также довольно часто допускают любую перестановку. Хотя она возможна далеко не всегда. Ведь первым в таком ряду обычно называется то, что представляет собой первичное с хронологической или логической точки зрения или же наиважнейшее для говорящего.

Основные признаки

Ряды однородных членов предложения характеризуются следующими признаками:

  • Они представляют собой одинаковые члены предложения.
  • Такие слова имеют между собой сочинительную связь, которая выделяется посредством интонации или же сочинительных союзов.
  • Однородные члены зависят от одного слова или же подчиняют его себе. Другими словами, они совершенно одинаково относятся к одному (главному или второстепенному) члену предложения.
  • Ряд однородных членов произносится с интонацией перечисления. В том случае, если между такими словами нет союзов или они повторяются, их следует связывать соединительными паузами.

    ряды однородных членов предложения

Однородные члены: примеры в предложении

Чтобы вам стало более понятно, что представляют собой такие члены, приведем наглядный пример: «Внизу широко и мерно шумел морской прибой». В данном отрывке имеется 2 обстоятельства (широко и мерно). Они имеют сочинительную связь (при помощи союза «и»), а также зависят от главного члена предложения (сказуемого) – шумел (то есть шумел «как?» широко и мерно).

В качестве чего выступают?

Однородные члены выступают в предложении и в качестве главных, и в виде второстепенных членов. Приведем несколько примеров:

  • «Потянулись по обоим берегам огороды, луга, рощи и поля». Такой ряд однородных членов выступает в качестве подлежащего.
  • «То тусклые, то яркие, фонари горят». Это однородные определения.
  • «Все стали наперебой хвалить ум, храбрость, великодушие Антона». Это однородные дополнения.
  • «Собака заскулила, легла, протянула передние лапки и положила на них свою мордочку». Это однородные сказуемые.
  • «Все резче, настойчивей и сильней ударял по бокам лодки ветер». Это однородные обстоятельства.

Виды однородных членов

Ряды однородных членов, примеры которых представлены в данной статье, в предложении могут быть как распространенными, так и нераспространенными. То есть такие выражения могут иметь при себе любые пояснительные слова. Приведем пример:

  • «Лошадь моя прыгала через кусты, разрывала кусты грудью».
  • «Все зашевелилось, запело, проснулось, заговорило, зашумело».

    ряды однородных членов это

В качестве какой части речи могут выступать?

Ряд однородных членов в предложении может выражаться одной частью речи. Хотя далеко не всегда это правило является для него обязательным. Ведь один и тот же член нередко выступает и в виде разных частей речи. Это связано с тем, что такие слова могут иметь совершенно разное морфологическое выражение. Приведем пример: “Лошадь двигалась неторопливо (в виде наречия), с достоинством (в виде имени существительного с предлогом), топая копытами (в виде деепричастного оборота)”.

Одноплановость

Все используемые в предложении однородные члены должны обозначать одноплановые явления в каком-либо отношении. Если нарушить это правило, то текст будет восприниматься как аномалия. Хотя нередко такой метод намеренно используется некоторыми авторами в стилистических целях. Приведем в пример несколько предложений:

  • «Не спали только Миша, зима и отопление».
  • «Когда матушка и мороз позволяли высовывать нос из дома, Маша уходила бродить по двору одна».

Способ построения

Однородные члены нередко выстраиваются в предложении в такой ряд, который представляет собой единство по своему значению и строению. Приведем пример: «В огороде росли огурцы, помидоры, свекла, картофель и пр.».

ряды однородных членов примеры

Следует также отметить, что в одном предложении может присутствовать не один ряд однородных членов. Рассмотрим наглядный пример: «Мороз на улице крепчал и щипал лицо, уши, нос, руки». В этом предложении «крепчал и щипал» – это один ряд, а «лицо, уши, нос, руки» – это второй ряд.

«Исключения» из правил

Далеко не все перечисления в том или ином тексте являются однородными. Ведь в некоторых случаях такие сочетания выступают в качестве единого члена предложения. Чтобы разобраться с подобными исключениями, представим несколько наглядных примеров:

  • Слова или устойчивые сочетания, которые сопровождаются двойными союзами «и… и», а также «ни… ни» не являются однородными. Например: «ни рыба ни мясо», «ни слуху ни духу», «ни свет ни заря», «и так и сяк», «и смех и грех» и пр.
  • Повторяющиеся выражения в предложениях также не являются однородными. Например: «Весны ждала, ждала природа», «Алые паху­чие цветы бегут под ее ножками назад, назад».
  • Если в предложении участвуют осложненные простые глагольные сказуемые, то они не являются однородными. Например: пойду посмотрю, сяду отдохну, взяла да и сделала и т.д. Это правило действует лишь в том случае, если речь идет о сочетании 2-ух глаголов, которые стоят в одной и той же форме, а также выступают в роли единого сказуемого, имеющего значение произвольного или неожиданного действия и его цели.

    что такое ряды однородных членов

Однородные и неоднородные определения

Если члены предложения выступают в качестве определения, то они могут быть как неоднородными, так и однородными.

Однородные члены предложения – это такие выражения, которые относятся к какому-либо определяемому слову. То есть они соединяются между собой сочинительной связью. Кроме того, они произносятся с интонацией перечисления.

Однородные определения в том или ином предложении могут характеризовать явление или какой-либо предмет с одной и той же стороны (например, по свойствам, материалу, цвету и пр.). В этом случае между ними следует ставить запятые. Приведем наглядный пример: «Буйный, могучий, оглушительный дождь хлынул на город».

Что касается неоднородных определений, то они характеризуют какой-либо предмет с совершенно разных сторон. В таких ситуациях между словам нет никакой сочинительной связи. Именно поэтому они произносятся без интонации перечисления. Следует также отметить, что между неоднородными определениями запятые не ставятся. Приведем пример: «На большой поляне стояли высокие густые сосны».

Обобщающие слова

однородные члены примеры

Однородные члены могут иметь при себе обобщающие слова, которые занимают следующие позиции:

  • Перед или после однородных членов. Приведем пример: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли, и душа», «В кустах, в траве дикого шиповника и кизила, на деревьях и в виноградниках — повсюду развилась тля».
  • После обобщающего слова, а точнее перед однородными членами могут находиться такие слова, как «а именно», «как-то», «например». Обычно они указывают на дальнейшее перечисление. Приведем пример: «К числу дичи охотников относятся не только одни птицы, но и другие животные, а именно: кабаны, медведи, дикие козы, олени, зайцы».
  • После однородных членов, а точнее перед обобщающими словами могут находиться выражения, которые имеют значение итога (например, «одним словом», «словом» и пр.).

Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.

Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:

  • относятся к одному слову;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • выражены одной частью речи. 

предложения с однородными членамиОднородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).

Примеры однородных членов предложения

Однородные подлежащие:

К кормушке подлетели воробьи и синички. 

Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)

Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели

Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные сказуемые:

Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.

Что? капли

Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)

Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.


Однородные определения:

В небо полетели  красные, голубые и жёлтые шары.

Что? шары

шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)

Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.


Однородные дополнения:

В деревне пахло яблоками и дымком.

Что делало? пахло

Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)

Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные обстоятельства:

Около реки было спокойно и легко.

Что делало? было

Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)

Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.


В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.

В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах

  • Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.

В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.

О, О, О

  • Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.

Я люблю не тёплый, а горячий чай.

О, а О

Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.

О, но О

Яблоки красивые, да пресные.

О, да О

  • Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).

В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.

О и О

  • Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.

Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.

О и О, О и О

В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.

и О, и О, и О

предложения с однородными членами

Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.

Однородные члены предложения: упражнения

2 класс: тексты для списыванияКарточка 1

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • В садах растут цветы, овощи и фрукты.
  • Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
  • Яблоки были крупные сочные вкусные.
  • Моя мама замечательно шьёт и вышивает.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 2

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
  • Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
  • В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
  • Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 3

  1. Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
  • Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
  • В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
  • Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
  • В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.



2 класс: тексты для списывания

Карточка 4

  1. Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
  • Летом мы купались и загорали.
  • Воздушные шары были не голубые а белые.
  • Задача была трудная но интересная.
  • Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
  • Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
  • Березы орешник ольха стали золотыми.
  • Листья осины не зелёные а оранжевые.
  • Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 5

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.

В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят  волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 6

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
  • Солнце светит но не греет.
  • В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
  • В гостях хорошо а дома лучше.
  • Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
  • На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
  • По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
  • Потемнело нахмурилось осеннее небо.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 7

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
  • Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
  • Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
  • Осенью звёзды светят ярко но холодно.
  • Листья облетели с берёз но остались на дубах.
  • Ночью месяц сверкает и всё освещает.
  • Белка наелась оглянулась и исчезла.
  • В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 8

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Лисёнок отпрянул но не убежал.
  • Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
  • В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
  • По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
  • Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
  • И медью и золотом отливают осенние листья.
  • В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
  • После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 9

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
  • По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
  • Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
  • Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
  • Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
  • Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
  • Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 10

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
  • Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
  • Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
  • Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
  • И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
  • Был серенький промозглый ветреный день.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


2 класс: тексты для списывания

Карточка 11

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
  • Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
  • Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
  • На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  • Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
  • Ребята пишут читают решают задачи.
  • Держи голову в холоде а ноги в тепле.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 12

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
  • В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
  • Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
  • Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
  • Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 13

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Вода в реке была тёплая но очень мутная.
  • Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
  • Илья достал банку сгущенки  горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
  • Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
  • Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
  • Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
  • Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 14

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • С моря дул влажный но холодный ветер.
  • Вечером я почитаю газеты или журналы.
  • Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
  • Вежливость ничего не стоит но приносит много.
  • В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 15

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • На речке мы не купались но загорали.
  • Воздушные шары были и синие и красные и белые.
  • В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
  • Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
  • Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
  • Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
  • Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
  • Листья шуршат скребутся лопочут.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 16

  1. Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • В потёмках родится в огне умирает.
  • По земле ползёт а к себе не подпускает.
  • В воде родилась а в ней мало бывает.
  • Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
  • Дышит растёт а ходить не может.
  • Зимой и летом одним цветом.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. В наших лесах растут дуб, … .
  2. В реках водятся окуни, … .
  3. У меня в портфеле лежат учебники, ….
  4. В моей комнате есть стол, … .
  5. К кормушке прилетают синицы, … .
  6. Домашние животные — это кошка, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 17

  1. Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Сам погибай а товарища выручай.
  • Без одежды но не без надежды.
  • Смелого да умелого страх не берёт.
  • Одним глазом спит другим видит.
  • Не силою дерутся а умением.
  • Не по словам судят а по делам.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Сначала думай а потом делай.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. Моих друзей зовут Олег, … .
  2. Зима засыпала снегом поля, … .
  3. В радуге семь цветов: красный, … .
  4. На празднике дети пели, … .
  5. В школе мы учимся считать, … .
  6. В летнем саду птицы поют, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 18

  1. Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.

1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .

2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.



В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.

Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями

Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями

Рекомендую пособия:

О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

Как исправить почерк у ребенка

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.

Учимся списывать текст без ошибок

1 класс: тексты для списывания


Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибок

Учимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна

Как научить ребёнка списывать текст без ошибок



Еще полезные пособия:

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий