А знаете ли вы, что государство обязано обеспечить ребёнка дошкольного возраста не только местом в детском саду, но и садик должен быть в пешей доступности от дома, где проживает ребёнок?
Сколько времени у вас занимает отправка ребёнка в детский сад и обратно? Сколько времени тратите на дорогу? Если проживаете в сельской местности, то, как правило, детский сад один на населённый пункт, а значит в этой местности много времени для похода в детский сад не займёт.
Другое дело в городах, когда в ближайшем саду мест нет и запись на предоставление места на год вперед. В этом случае родителям предлагают «альтернативу» – 40-50 минут на транспорте до ближайшего садика. А ещё, минуточку, не забываем, что родителям надо и на работу успеть добраться. В садик, ведь водят детей работающие родители. Вот и получается – утром 40 минут на транспорте (утренние часы – всегда «час-пик» с пробками на дороге и толкотнёй) + время на дорогу до работы и в конце рабочего дня такая же ситуация. С таким ритмом ребёнка приходится поднимать с кроватки 6-7 часов утра.
По номеру тел. +78001014638 работает единый-контакт центр, где можно получить бесплатную консультацию юриста. Звонок бесплатный по России
Возникает закономерный вопрос: Есть ли какие-то нормативы для предоставления ребёнку места в детском саду от дома?
С 1 января 2021 года действуют СанПин СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», в которых прописаны требования к удаленности детского сада от места проживания ребёнка (п. 2.1.2):
- не боле 500 метров – в городах;
- не боле 800 метров – в городах с высокой плотностью застройки или в труднодоступной местности;
- не более 1 км – в сельской местности.
Отсутствие мест в детском саду рядом с домом – это проблема чиновников, которые должны предвидеть потребность в дошкольных организациях и обеспечить всех нуждающихся в пешей доступности. Эта пешая доступность приведена в пункте 2.1.2 СанПин СП 2.4. 3648-20.
По постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П, государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детских садов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно – их перечисляют из бюджета.
Как родителям пройти этот квест?
Родители либо соглашаются на «удалённый» детский сад, либо требуют в администрации перевода ребёнка в садик поближе к дому, либо изначально добиваются места в саду в шаговой доступности от дома.
Для оформления ребёнка в садик рядом с домом следует:
1) В письменном виде уведомить Департамент по образованию (управление/отдел по образованию) о своей осведомлённости о правилах предоставления мест в детских садах. И потребовать предоставить садик в шаговой доступности от дома.
2) В случае отказа, пишется жалоба в прокуратуру и обращаетесь в суд. Как показывает практика, в ходе судебных разбирательств нужное место ребёнку находится.
🔻Уважаемые подписчики, если вам интересны материалы моего канала, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых подписаться на канал. Это важно для поддержки проекта Мама Знает
Рано или поздно мамам приходится выходить на работу. Встает вопрос о том, как получить место в садике. Встать на очередь в детский сад очень легко. Необходимо оформить документы на ребенка — получить свидетельство о рождении, сделать регистрацию (прописку).
Далее все достаточно просто. Ты должна зарегистрироваться на портале gosuslugi.ru, зайти в раздел «Образование» — «Детские сады» и выбрать «Запись в детский сад». Подать заявку может любой из родителей.
И ты послушно ждешь , когда же тебе на электронную почту придет письмо-приглашение в детский сад. Но прошло уже много времени, а письма все нет. Разберемся, что делать в такой ситуации.
1 Воспользоваться льготами
Ясельных групп в муниципальных детских садах, практически нет. Несмотря на то, что на официальных сайтах указано, что детей в сад должны принимать с полутора лет, но вероятность попадания на полный день в таком возрасте стремится к нулю.
При этом всегда есть вариант воспользоваться льготами. Их могут устанавливать только на федеральном уровне, регионы не имеют права придумывать какие-то свои преференции. Это незаконно! Данное правило разработано для борьбы с коррупцией.
На федеральном уровне все аспекты преимущественного права на поступление в ДОУ регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Итак, льготы на получение места в саду имеют четыре категории граждан.
- Сироты (даже при наличии законного опекуна) и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей; жертвы насилия; с ограниченными возможностями здоровья; с отклонениями в поведении; проживающие в малоимущей семье; жертвы вооруженных конфликтов, экологических катастроф, стихийных бедствий; дети-инвалиды).
- Дети судей, сотрудников прокуратуры, таможни, уголовно-исполнительной системы, Следственного комитета РФ, органов по борьбе с терроризмом и контролю за наркотиками, работников пожарной службы.
- Те, чьи родители-военные погибли или потеряли трудоспособность при исполнении служебных обязанностей.
- Дети, родители которых принимали участие в ликвидации аварии и ее последствий на Чернобыльской АЭС или пострадали из-за нее.
В первую очередь зачисляются:
- дети-инвалиды и дети, чьи родители являются инвалидами;
- дошкольники из многодетной семьи;
- дети военнослужащих и сотрудников органов полиции.
Преимуществом при получении места в садике обладают:
- дети, которых воспитывают одинокие родители;
- дети учителей и воспитателей государственных образовательных учреждений; работников жилищно-коммунальных служб. Иногда такое право предоставляется семьям медицинских работников.
Если ты относишься к льготной категории граждан, бери справку и смело требуй направление в детский сад. Если нет, то выход тоже есть. К тому же, в одной группе может быть не более 50% льготников.
2 Исходить из возраста
В возрасте от 1,5 до 2,4 лет можно рассчитывать на ГКП — группы кратковременного пребывания. В зависимости от сада время нахождения ребенка в них может варьироваться от трех до пяти часов. Чтобы попасть в ГКП в заявлении нужно поставить галочку в соответствующей графе.
Ребенок может быть переведен в детский сад на пребывание полного дня в возрасте 2,4 года.
Распределение на сентябрь начинается в марте и идет до конца мая. В первую очередь зачисляют детей из основного списка, которым 1 сентября уже будет 3 года, следующими тех, кому будет от 2.8 до 3.
Но в законе нет никаких оговорок о сентябре. В ФЗ «Об образовании в РФ» (далее мы будем ссылаться на него) сказано, что процесс зачисления в детские сады производится круглогодично! И ссылки ведомства на то, что к сентябрю группы набраны, и мест больше нет, противоречат закону. Ты можешь требовать место в детском саду круглый год. Но доукомплектовываются группы по остаточному принципу. То есть, если в выбранном садике мест нет, то тебе предложат место в другом саду, не всегда рядом с домом.
3 Правильно оформить документы и отстаивать права
Даже если у вас нет постоянной регистрации по месту жительства, тебе не в праве отказать в постановке в очередь в ДОУ. Но при формировании основного списка на места в детском саду предпочтение отдается детям с постоянной регистрацией на территории, прикрепленной к образовательному комплексу. Дополнительный список — это все остальные.
Так, например, в Москве, несмотря на Приказ № 293, действует свой порядок приема в московские детские сады. Он закреплен Приказом № 1310 от 31.08.2010 Департамента образования г. Москва. Согласно ему приоритет при приеме в дошкольное учреждение имеют дети с постоянной московской регистрацией. И это не является нарушением российского законодательства, так как Москва является городом федерального значения (ст. 65 Конституции РФ) и имеет особый правовой статус.
При этом Верховный суд отклонил иск о приеме в детские сады Москвы детей без постоянной регистрации. Иск был подан правозащитной организацией от лица нескольких семей, проживающих в Москве. Они просили отмены пунктов приказа Министерства образования и науки от 2014 года, из-за которых нужно предъявлять регистрацию при зачислении ребенка.
В любом случае, если тебе отказали в предоставлении места по причине отсутствия постоянной регистрации, есть один совет: пиши жалобу в Департамент образования или в Прокуратуру, а потом подавай в суд. Здесь необходимо грамотно сформулировать свою позицию и доводы. Если ты не знаешь, как это сделать, лучше обратись за помощью к юристам. Обычно специалисты, которые занимаются такими делами, уже имеют большой опыт в составлении документов и судебной практике.
Есть и хорошая новость: за год до поступления ребенка в школу, место в детском саду предоставить все же обязаны.
4 Поменяться местами
Что делать, если места в садике возле дома нет, и ребенка зачислили в ДОУ в другом районе? Есть ли какие-то нормы по расстоянию между местом жительства и детским садом?
Если в детских садах твоего района нет групп возраста твоего малыша, то тут ничего не поделаешь. Конечно, можно написать жалобу в местный орган власти о создании дополнительных мест в ДОУ, строительстве новых садов и формировании новых групп. Но это дело не одного дня.
По этому вопросу есть положительная практика Верховного суда, который в своем постановлении пояснил, что отсутствие мест в детских садах рядом с домом — проблема не родителей, а чиновников. Они обязаны предвидеть нехватку дошкольных групп и вовремя предпринять необходимые меры. При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5-П.
Если такая ситуация произошла с тобой, всегда есть вариант поменяться с кем-то местами. Наверняка, кто-то ждал место именно в том детском саду, куда определили твоего ребенка, а получил в том, куда хотела ты.
В любом случае, если ты видишь, что права твоего сына или дочери нарушают, если ребенка не берут в сад, молчать нельзя. Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и номер Департамента образования тебе в помощь. Найти его можно на государственных сайтах по ключевым фразам.
5 Воспользоваться компенсацией
Если заветного места так и не предвидится, можно написать заявление на пособие на детей, не посещающих детский сад. На федеральном уровне пособие не закреплено. Но оно есть в 11 регионах, где местные власти посчитали, что проблема с местами стоит особенно остро. Это Архангельск, Киров, Красноярский край, Липецк, Пермь, Самарская область, Смоленская область, Томск, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и Ярославская область.
Кроме того, если ты решила отдать ребенка в частный детский сад, оплатить его можно средствами материнского капитала. А еще сделать налоговый вычет за образование ребенка в конце года.
Эксперт
Основатель и руководитель детского центра «Самый лучший», юрист по семейному и гражданскому праву, консультант по юридическим вопросам граждан, @ksyu2081
Здравствуйте Екатерина.
Как можно добиться нужного садика в пешей доступности от дома? Говорят там мест нет.
здесь ситуация решаема, но в несколько ином порядке.
Следует отметить что за нарушение права на образование предусмотрена административная ответственность по статье КоАП РФ Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций -http://www.consultant.ru/docum…
Да действительно, согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам следует что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Можете ознакомиться с данной статьей по следующей ссылке:http://www.consultant.ru/docum…
Также согласно положениям Приказа Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 года N 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». указано что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, можете ознакомиться пройдя по этой ссылке:https://docs.cntd.ru/document/…
Между тем, если эти свободные места не обеспечиваются уполномоченным органом, т.е. он бездействует, то имеется возможность обязать в судебном порядке их такое место предоставить и обеспечить.
Для этого Вам следует подать заявление в уполномоченный орган (департамент образования), потребовать обеспечить предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, которое Вы выбрали.
В случае отказа на такое заявление, Вы вправе обратиться в суд, вот пример разъяснения с приведением положительной судебной практики по следующей ссылке:
ВС РФ: муниципалитет обязан найти место в яслях, даже если нет свободных мест
https://www.garant.ru/news/126…
Определение суда во вложении к ответу.
Т.е. если у Вас есть такой отказ, возникает спор о праве, а его рассматривает суд, можете подавать иск в суд, положительная практика уже имеется, я ее привел выше по ссылке, пожалуйста ознакомьтесь.
– У меня ребёнка не принимают в детский сад. Садик у нас в микрорайоне есть, буквально шаговая доступность – но там говорят, что мест нет. Можно как-то повлиять на администрацию?
– Администрация однозначно неправа. Нехватка мест и полная укомплектованность детских групп – не аргументы.
👨👩👧 Действия родителей
К сожалению, п. 4 ст. 67 закона «Об образовании в РФ» формально даёт администрации детского сада отказать в приёме ребёнка в связи с нехваткой мест. Об этой норме в садиках знают и ею пользуются. Однако этот же пункт позволяет родителям обращаться для решения вопроса в органы государственной (региональной) власти или местного самоуправления, не обеспечивших нужное количество мест.
Действовать нужно так:
- Письменно обратиться в местную администрацию с требованием предоставить место ребёнку в детском саду шаговой доступности. Письменное обращение нужно именно затем, чтобы администрация обязана была дать на него такой же письменный ответ. В обращении очень желательно дать ссылку на правила СП 2.4.3648-20, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, а также на ст. 5.57 КоАП РФ «Нарушение права на образование».
- Администрация должна вам дать ответ не позднее, чем через 30 дней после того, как обращение зарегистрировано. Срок может быть продлён ещё на 30 дней, но об этом вы будете уведомлены.
- Если место в садике вам предоставлено – всё хорошо, вопрос решён. Если нет – обращайтесь с жалобой в прокуратуру: надзор за соблюдением закона как раз относится к компетенции прокурора (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
- Если администрация в ответ на акт прокурорского реагирования не приняла никаких мер – можно обращаться в суд.
Вам надо помнить: нехватка мест в садике – это не ваша проблема. Это проблема местной администрации. И если она ничего не делает для её решения – придётся отвечать по закону. Место должны найти – так гласит закон.
👩⚖ Случай из жизни. Как Верховный Суд РФ решил проблему в пользу родителей
Если в вашей ситуации вы примете решение пожаловаться в прокуратуру или суд, можно опираться на решение, вынесенное Верховным Судом (ВС) РФ по делу 33-КГ18-13 в 2019 году.
Суть дела. Сын заявительницы состоял на учёте на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении (МОУ), но место так и не было предоставлено – и женщина обратилась в суд.
Суд первой инстанции отказал ей в иске, ссылаясь на ст. 67 ФЗ «Об образовании». Апелляционная инстанция оставила решение в силе. Кассационный суд отказался пересматривать дело. В итоге упорная мать подала жалобу в ВС РФ.
Позиция Верховного Суда. Было установлено:
- Ст. ст. 7 и 43 Конституции РФ гарантируют право на образование, в том числе и дошкольное. Такие же гарантии содержатся и в ч. 1, ч. 3 ст. 67 ФЗ «Об образовании».
- Обязанность обеспечивать места в дошкольных МОУ для жителей близлежащих территорий относится к компетенции местного самоуправления (п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Муниципальные власти должны сохранять имеющиеся дошкольные МОУ, расширять их сеть (ч. 4 ч. п. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании»). Если же у них нет финансовой возможности для этого – они должны обратиться за помощью к региональной или федеральной власти (здесь ВС РФ сослался на Постановление Конституционного суда РФ №5-П от 2006 года).
- Таким образом, местные власти не исполнили свои обязанности, а заодно ещё и нарушили ст. 3 Конвенции о правах ребёнка.
- Заявительница действовала полностью в рамках своих прав. А меры, предложенные администрацией (зачисление ребёнка в группу с пребыванием в 3 часа либо предоставление места за 50 км от дома) её права и права её ребёнка нарушали.
В итоге ВС признал бездействие местной администрации незаконным. Что же касается места в детском саду, то за то время, пока шло рассмотрение дела, администрация его всё-таки выделила – и по этому поводу ВС РФ никаких мер принимать не стал.
Расскажите, насколько удобно расположен ваш детский сад?
В последнее время обрела актуальность проблема нехватки мест в детских садах. Дети вынуждены до 3-4 лет ожидать место в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ). И хорошо, если дадут место в ДОУ рядом с домом. В обратном случае дети, конечно, не сильно страдают, так как родители их устраивают в частные детские сады, либо сами вынуждены сидеть с ними дома, увольняясь с работы, либо бабушки и няни приходят на помощь. От этой ситуации больше страдают родители, так как вынуждены нести материальные потери независимо от того, каким образом самостоятельно решают вопрос отсутствия путевки в ДОУ.
Особо отчаявшиеся идут в суд. И как это часто бывает, когда судишься с органами государственной власти, то справедливость торжествует не в районном суде, не в городском (областном, краевом), а в Верховном суде РФ. Но теперь, думаю, ситуация изменится.
Из последнего порадовало кассационное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г.
В чем суть
Административная Истица изначально обращалась с требованиями:
• о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения;
• о возложении на административного ответчика обязанности организовать и предложить для ребенка дополнительное свободное место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закреплённом за территорией сельского поселения по месту проживания.
Правовая основа
Чем руководствовался Верховный суд при рассмотрении жалобы:
1.Конституция Российской Федерации (статьи 7 и 43).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 5, 9, 67).
3.Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 13 части 1 статьи 16)
4. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П, в котором констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
5. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), которая предписывает уделять первоочерёдное внимание наилучшему обеспечению интересов ребёнка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приёме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Верховный суд обратил внимание на то, что, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не применил положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из определения Верховного суда следует: судебными инстанциями не учтено, что несовершеннолетний (сын истицы) достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования в январе 2016 года, на этот момент состоял на соответствующем учёте в органах местного самоуправления; что истица одна воспитывает и содержит своего сына, в силу чего предложение места в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в другом населённом пункте в 49 километрах от места жительства истицы, а также о зачислении её ребёнка в группу кратковременного пребывания, являются препятствием для административной истицы в устройстве на полный рабочий день.
Верховный суд при рассмотрении жалобы пришел к выводу о том, что действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего сына административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.
Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств принятия таких мер.
Проще говоря, градоначальникам надо усвоить: если в городе растет рождаемость — надо строить детские сады и школы.
Итог
Верховный суд отменил обжалуемые решения и принял новое, которым административный иск истицы, действующей в интересах несовершеннолетнего удовлетворил частично. Признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории сельского поселения по месту проживания в 2017/2018 учебном году.
Что дальше
И на этом история может не закончиться, у нее может быть продолжение. Истица по данному делу теперь может взыскать компенсацию морального вреда с органов местного самоуправления, обратившись в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием органов местного самоуправления. Данный факт доказан. Достаточно предоставить определение Верховного суда РФ, которым ее требования были удовлетворены в данной части.
В случае признания судом действий (бездействий) органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, к одному из которых относится компенсация морального вреда (статья 12, часть вторая статьи 13 ГК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 ГК Российской Федерации определяет, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Тут же применимы положения п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Вот так мама отстояла права своего ребенка на посещение детского сада рядом с домом и теперь может получить с администрации сельского поселения компенсацию морального вреда.
Надеюсь, эта статья поможет решить проблему тем мамам и папам, чьи дети сейчас в 2-4 года до сих пор остаются без путевки в детский сад, который расположен в непосредственной близости от места проживания.